На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 437 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Где коммунисты? "Документ датируется 17 апреля 2024 года. Его авторы Гастон Ньевас (Gaston Nievas) и Алиса Содано (Al...Международные инв...
  • Юрий Ded
    Ох и брехуны эти новоявленные коммунисты . Пусть почитают хотя бы блумберг - рупор капитализма . Все кап страны за ис...Международные инв...
  • Ильдус Мамлеев
    Путин сказал, что Одесса - это русский город. Выводы делайте сами.Договориться не в...

Письмо в зал капитанской славы

Письмо в зал капитанской славы

 

       Я человек сугубо штатский, но родилась в капитанской семье и очень бы хотела, чтобы в Зале капитанской славы было помещено фото моего отца Язынина Алексея Федоровича. Уже девятнадцать лет как папы нет в живых, но я часто о нем вспоминаю. Он был замечательным человеком: трудолюбивым, добрым, заботливым, готовым прийти на помощь любому, кто в этой помощи нуждался. А какую трудную и яркую жизнь прожил! Одиннадцатилетним мальчишкой остался круглым сиротой, вынужден был пойти, как тогда говорили, в люди. За кусок хлеба работал на хозяина подпаском. И при этом умудрился освоить грамоту, а повзрослев,ОКОНЧИТЬ рабфак. Потом по призыву комсомола ушел в Авиахим, где выучился на штурмана самолета.

       Перед самой войной его направили на ускоренные курсы при Артиллерийской академии, после которых - сразу же на фронт. Артиллеристом прошел всю войну, закончил ее в Кенигсберге капитаном. Здесь же остался служить начальником артвооружений одной из частей. А потом пошли другие гарнизоны - от Белоруссии до Иркутска и Нерчинска.

       Из своих детских лет мне больше всего запомнились то, как мы переезжаем из одной воинской части в другую, как подолгу живем где попало: то у кого-то на квартире, то в казарме, то в офицерском клубе. Удивительно, но теперь это все вспоминается с большой теплотой, как что-то очень важное в жизни.

 

       Несколько слов о моей маме Надежде Васильевне. Она была под стать отцу. Четырнадцатилетней девчонкой она партизанила в Минской области, выполняла ответственные задания командования. В одном из боев ее заслонил от выстрелов в упор молоденький солдат из подразделения, участвовавшего в совместной С партизанами операции. Солдатик тот погиб, а мама осталась жить и всю жизнь жалела о том, что не успела спросить имя своего спасителя. Она и профессию медсестры выбрала потому, что считала себя обязанной платить нравственный долг людям, которые пожертвовали собой ради других. Думаю, было бы справедливым поместить в Зале рядом с папиной и ее фотографию боевой жены капитана. Они оба достойны такой чести.

Лариса ЗиминаЛариса Зимина
18 апреля, 12:58

Повесть о Надежде

 

Повесть о Надежде

 

                            Памяти моей мамы  Языниной (Шараповой)         

                               Надежды Васильевны посвящается 

 

 

                                          

 

            На одной небольшой  железнодорожной станции Бобр Минской области в большой и дружной семье  Шарапова Василия и его жены Гриппины  25 сентября 1927 года родилась девочка, которую назвали Надей. Надя была пятым ребёнком в семье. Старших братьев звали Михаил, Владимир и Тимофей, а сестру звали Марией.

        Все дети очень обрадовались новому члену семьи и как могли, помогали маме ухаживать за сестрёнкой. Надюша росла подвижной и доброй девочкой, она любила играть в лапту и в камушки, в прятки и в жмурки, бегала на реку Березину  купаться.

      Время шло, Надя подрастала, ходила в школу, помогала маме по хозяйству – у них были корова, куры и лошадь и был огород. Жили Шараповы не богато, но дружно. Старшие братья Михаил и Владимир пошли по стопам отца и стали железнодорожниками, а младший из братьев – Тимофей избрал отважную, романтическую профессию военного летчика. Старшая сестра Мария стала врачом-стоматологом. В 1940 году Мария вышла замуж за молодого, красивого парня  Сенчило Александра. Жили они дружно в любви и согласии, но 22 июня, когда фашисты вероломно нарушили границы Союза Советских Социалистических республик - началась война, которая вмиг разрушила все планы и надежды…

 «22 июня ровно в четыре утра Киев бомбили и объявили, что началася  война».

                Стойко держались защитники Брестской крепости, но силы были не равные,  и враг вторгся за границы СССР.

       С первых же дней войны все мужчины в семье ушли на фронт, Тимофей стал военным лётчиком, Александр, муж Марии  - политруком…

        Фашистские захватчики стремительно наступали, отвоёвывая всё новые и новые наши земли, так они вторглись и на территорию Белоруссии. Враг вступил на Минскую землю,  всех взрослых и здоровых женщин угоняли в Германию.  Наде в то время было четырнадцать лет и её тоже, в  числе других девушек собирались отправить в  Германию, но один немецкий офицер пожалел худенькую девочку с двумя косичками, он подошёл к ней, погладил по  головке  и сказал: « Она есть майна клайна паработчик» - и с тех пор стал покровительствовать девчушке, очень похожей на его дочь. Так Надя осталась в тылу врага. Надежда, как и все Советские люди люто ненавидела захватчиков.  В то время по всей Белоруссии стали создаваться партизанские отряды. В один из таких партизанских отрядов ( в котором были отец и два старших брата – Михаил и Владимир),  вступила  Надя. Её задачей было следить за железнодорожными составами и передвижением немецких войск. Да и в своем посёлке было много работы, от которой зависел успех наших войск. Надежда участвовала   во многих подрывных организациях, за это она  была награждена  медалью за отвагу.

       Всё вынесли в годы войны  наши люди – и радость побед и горечь утрат и поражений,  и голод и  холод.  Так  и муж Марии  Сенчило Александр Петрович пал смертью храбрых  в 1943 году на Курской дуге, поднимая в атаку бойцов, так и не увидев своего сына Александра, который родился 15 августа 1941 года.

      Однажды, при одной совместной  операции партизан и действующей армии в юную партизанку  стреляли, но молодой солдат-освободитель закрыл её от пуль своим телом. Солдат погиб, а Надя осталась жива, так и не успев спросить имя своего спасителя.

С тех пор она твёрдо решила стать медиком, чтобы спасать жизнь людям.

        Война подорвала  её здоровье и здоровье близких её  людей. Вскоре, после победы, умерла её мама, а потом и брат Михаил. 

        В 1947 году её старшая сестра встретила  бравого капитана артиллеристских войск  Язынина  Алексея  Фёдоровича и вышла за него замуж, вскоре, 3 марта 1948 года, у них родился сын Гена. Жить бы молодым, да радоваться, но судьба вносит коррективы в нашу жизнь.  Когда Геннадию  исполнился годик, а Саше  восемь лет, Мария  умирает от туберкулёза лёгких, но перед смертью просит мужа не разлучать братьев.

Случайно, услышав её просьбу, Надежда, которая в то время уже работала фельдшером в местной больнице, поклялась мысленно сестре, что выполнит её последнюю просьбу.

           И так видно было угодно богу, что Надя и Алексей полюбили друг друга, несмотря на  шестнадцатилетнюю разницу в возрасте Алексей и Надежда 28 ноября 1950 года зарегистрировали свой брак, а 19 июля  1951 года у них родилась дочь Лариса, то есть я.

        Родилась я капитанской дочкой, так как в то время папа был капитаном. В моей детской памяти сохранилось, как  мы переезжали с одного места на другое, как жили на чемоданах в различных гарнизонах и воинских частях, в разных уголках нашей страны. Как жили в офицерском клубе за ширмочкой, а из мебели у нас были только чемоданы, да складной круглый стол, который мы очень любили. За этим столом делали уроки мои братья, за ним решались все наши главные семейные дела, а у меня был один карандаш, с одной стороны он был синий, а с другой красный и за столом  я рисовала этим карандашом. Из игрушек у меня был только маленький пластмассовый пупсик, которому я сама шила одежду, но как сейчас я помню, у меня  была целая коллекция разных стёклышек и фантиков от конфет. Одно время  я пыталась коллекционировать не фантики, а конфеты, но братья находили и съедали их. А ещё каждое утро я бегала в рощу  и заплетала из травы косички – это были мои дочки.

        Надежда, как  настоящая офицерская жена, всюду следовала за своим мужем,  они жили и в Белоруссии, и в Нерчинске, и в Бурятии и в Читинской области, и в Иркутске.

   И всегда Надежда находила работу по специальности, она лечила и взрослых и детей.

           В 1959 году  Алексей уволился из рядов вооружённых сил в запас в должности майора технической службы,  и мы остались жить в городе Иркутске,  впятером в одной комнате  трёхкомнатной квартиры. В остальных двух комнатах жили соседи, а кухня была общая.  Надежда Васильевна в то время пошла работать медицинской сестрой в городскую детскую больницу,  отдавая частичку души своим  пациентам. А как она переживала, если  у них в отделении умирал какой-нибудь ребёнок.  Работала она сутками, папа тоже работал, а мы в это время были предоставлены сами себе, и немного за нами присматривала  соседка тётя Тоня Задороженко. В1963 году мама перешла работать в туберкулёзный диспансер патронажной медсестрой  и работала там до 1974 года,  прямо на рабочем месте у неё случился инсульт. Врачи говорили, что она не проживёт больше десяти дней, но папа, уволился с работы и стал бороться за жизнь  своей любимой. Долгих шесть лет он не отходил от маминой кровати и ухаживал за ней до тех пор, пока смерть не вырвала жизнь любимой. 8 октября 1980 года мамы не стало – она умерла в возрасте 53 лет.

Лариса ЗиминаЛариса Зимина
18 апреля, 12:55


Картина дня

наверх