На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Эксперты назвали страны, которые россияне могут посетить без загранпаспорта МОСКВА, 23 апр — РИА Новости. Эксперты оп...Стратегический бо...
  • Андрей Халов
    А как они могут осуществлять производство, обнулив фактически всю свою энергетику? GO GREEN! Ну-ну, флаг в руки, бара...Предупреждение дл...
  • Юрий Ильинов
    СЛАВА СЭ: Про снег и психологию Во дворе человек выгребал сугроб из-под Пежо и складывал на крышу Опелю. Хранить оса...Саммит Центральна...

Вий: кто был прототипом персонажа мистической повести Николая Гоголя

 

Вий: кто был прототипом персонажа мистической повести Николая Гоголя

    • Марина Смирнова
Вий: кто был прототипом персонажа мистической повести Николая Гоголя itemprop=Источник фото: https://24smi.org

Один из самых загадочных и мистических персонажей в русской литературе — Вий из одноименной повести писателя Николая Васильевича Гоголя. Демон подземного царства, который управляет всей нечистой силой, откуда он взялся? Это персонаж славянской мифологии? Но почему о нем практически ничего не известно помимо того, что мы знаем из повести? 

Гоголь уверял, что Вий — это воплощение простонародного воображения. В Малороссии это имя дали начальнику гномов и других подземных фантастических жителей. Гоголь якобы просто перенес народные суеверия на бумагу, даже особо не придумывая описание «демона».

Вий пришел из Ирана или из Ирландии

Главная загадка заключается в том, что ни в каких гномов и фантастических жителей подземелья на территории Украины даже в самые древние времена никогда не веровали. Да и слова «вiй» в языке, как и имени, никогда не было. К такому выводу пришли фольклористы, заинтересовавшиеся темой происхождения персонажей произведения.

При этом близкие по своему описанию и характеристикам существа все же присутствуют в мифологии индоевропейцев. В частности, прототипом Вия может быть скифский бог Вей, владыка смерти и ураганов, которого у славян звали Велесом.

Корни Вия могут уходить и в ирландскую мифологию. По мнению этнографа Николая Сумцова, персонаж произведения наиболее всего схож с Балором — предводителем демонов, состоящим из целого набора нечистой силы. Прозвали демона «дурным глазом», так как он испепелял все вокруг одним только взглядом.

Что касается век, которых Вий не мог поднять без посторонней помощи, то подобная особенность была у великана Испададена Пенкавра из мифов Уэльса.

При этом иранское происхождение Вия все же остается наиболее весомой версией этнографов, ведь именно этот народ соседствовал со славянами на юге, а значит верования могли распространиться далеко по Европейскому континенту.

Славянские корни Вия


Нельзя сказать о том, что именно заграничные мифы и легенды рассказывают нам о похожих на Вия божествах и демонах. Подобные персонажи встретить можно и в славянских легендах. Например, в сказке об Иване Быковиче мужу ведьмы, который обладал огромной силой, глаза открыть могли только вилами. А в сказании о Святом Касьяне точно указано, что глаза открыть герой может только в високосный год 29 февраля, то есть раз в четыре года. Ресницы Касьяна отросли до колен, а живет он в темном подземелье. Глаза герой открывать самостоятельно не спешит, ведь знает, что под его взглядом все погибает.

Обладал особой силой, схожей с Вием, и хан половцев Буняк, присутствующий в сказаниях украинской Волыни. Ему также поднимают веки вилами или лопатами, а взглядом он может испепелить все вокруг себя в прямом смысле этого слова.

Города взглядом мог уничтожить и Солодивый Буньо, персонаж сказаний центральной и западной Украины. Поднять веки самостоятельно этот герой также не мог.

Название же «Вий» взять Гоголь мог от украинского слова «вія», что в переводе означает «ресница». Женщину с огромными веками и длинными ресницами, к слову, в Полесье считали настоящим ликом смерти. Таким образом, солянка знаний о персонажах сказок и былин действительно могла помочь Гоголю придумать единого персонажа, символизирующего сбор всей существующей нечисти.

Проклятье гения


Несмотря на достаточно весомые доводы и примеры, многие этнографы склонны считать, что своего персонажа Гоголь все же придумал, не обладая глубокими знаниями о славянской или тем более иранской мифологии. До Гоголя о Вие в том виде, в котором мы сейчас себе его представляем, в обществе никогда не говорили и не думали. Зато с конца XIX века он вошел в русскую мифологию практически наравне с суевериями древности.

Популярность персонажу обеспечила его точная суть, отвечающая всем характеристикам существа, вызывающего у человека подсознательный ужас и суеверный страх. Наличие ноты древности также сделало свое дело — Вия стали считать по-настоящему мифическим, хотя придумал его непосредственно Гоголь, не имеющий к мифам никакого отношения.

Сам писатель, как говорят историки, до последнего жалел о выходе повести. Только впоследствии стало понятно, что общество восприняло ее совсем не так, как рассчитывал автор. Главный смысл — обратить внимание на падение духовности в обществе и на оскудение православия. Натолкнуть на мысли о греховности суеверий и языческих обрядов. Люди же благодаря Гоголю с новой силой стали верить в существование демонов, ведьм, чертей и прочей нечисти…

 

..переписанная история не влезает в открытые факты..

Удивительные находки, которые ученые все еще НЕ МОГУТ объяснить
Часть 5

ОНИ ДАЖЕ УМИРАЛИ - СТОЯ..
А МЫ ЖИВЕМ - НА КОЛЕНЯХ
В начале своего президентства Борис Ельцин клялся,
что ляжет на рельсы, если допустит снижение уровня жизни народа. Уровень этот не просто снизился, а упал, можно сказать, в пропасть. Однако Ельцин на рельсы не лег.
Под поезд в знак протеста осенью 1992-го лёг старый солдат Тимерян Зинатов…
ТИМЕРЯН ЗИНАТОВ - один из немногих чудом выживших защитников Брестской крепости. Войну он встретил, будучи курсантом полковой школы, располагавшейся в крепости. В первые же дни был тяжело ранен. Пытаясь прорваться через жесткое кольцо фашистов, получил еще одно ранение и уже , находясь в бессознательном состоянии, попал в плен к врагу.
Дальше – все тяготы плена, концлагерь.... Неудачная попытка побега. Второй побег, и уже возле чехословацкой границы летом 1944 года он вместе с другом вышел навстречу одной из наших частей.
Войну Тимерян Зинатов закончил рядовым в составе 277-го гвардейского истребительного противотанкового артполка.
Страшно тяжелыми бяли для молодого курсанта годы войны.. Брестская осада и фашистский плен могли сломать многих, но - ни Тимеряна.
Он - выжил и выстоял, несмотря ни на что...
Всю оставшуюся жизнь - каждый год - Тимерян приезжал в Брестскую крепость, дарил сотрудникам музея торты.
Его все знали.
Почему он так часто бывал в крепости?
Как и его друзья-однополчане, с которыми ветеран встречался в крепости, только здесь он чувствовал себя защищенным. Тут никто и никогда не сомневался, что они были героями настоящими, а не придуманными. В крепости никто не смел бросить им в лицо: “Если бы вы не победили, мы бы сейчас пиво баварское пили. Жили в Европе”...
Увы, в начале 90-х эти слова так часто слышались повсюду в нашей жизни..
В последний раз Тимерян Хабулович приехал в Брест в сентябре 1992-го года.
Все было как обычно: встретился с фронтовыми друзьями, бродил по крепости. Конечно, заметил, что поток посетителей заметно уменьшился. Наступили времена, когда стало модно чернить наше советское прошлое и его героев…
Пришло время отъезда… В пятницу он со всеми попрощался, сказал, что в выходные уезжает домой. Никто не мог подумать, что на этот раз он приехал в крепость, чтобы остаться здесь навсегда.
Когда в понедельник сотрудники музея пришли на работу, раздался звонок из транспортной прокуратуры: защитник Брестской крепости, выживший здесь в кровавом котле 41-го года, бросился под поезд…
Кто-то потом припомнит долго стоявшего на перроне аккуратного старика с чемоданом. При нем нашли семь тысяч рублей, которые он привез из дома на собственные похороны, и предсмертную записку с проклятиями ельцинско-гайдаровскому правительству – за всю эту устроенную ими унизительную и нищую жизнь.
И за измену Великой Победе.
Похоронить себя Тимерян Хабулович просил в крепости.
Из его предсмертной записки:
“…если бы тогда, в войну, умер от ран, я бы знал: погиб за Родину. А вот теперь – от собачьей жизни. Пусть так и напишут на могиле… Не считайте меня сумасшедшим… …я хочу умереть стоя, чем на коленях просить нищенское пособие для продолжения своей старости и дотянуть до гроба с протянутой рукой! Так что, уважаемые, не судите крепко меня и войдите в мое положение. Средства оставляю, если не обворуют, надеюсь, на закопание хватит… гроба не надо… Я в чем есть, той одежды хватит, только не забудьте в карман положить удостоверение защитника Брестской крепости – для потомков наших. Мы были героями, а умираем в нищете! Будьте здоровы, не горюйте за одного татарина, который протестует один за всех: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!”.
После войны в подземельях Брестской крепости была найдена надпись, нацарапанная на стене штыком: “Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 22.VII-41 г”. По решению ЦК эта строчка стала символом мужества советского народа и преданности делу КПСС.
Оставшиеся в живых защитники Брестской крепости утверждали, что автор этой надписи – курсант полковой школы, беспартийный татарин Тимерян Зинатов. Но бюрократов-функционеров больше устраивало, чтобы она принадлежала погибшему Неизвестному солдату....
Расходы на похороны Брестские городские власти взяли на себя. Похоронили героя за счет статьи “текущее содержание объектов благоустройства”…»
Мне очень больно было читать скупые факты из хроники о смерти ГЕРОЯ... Но когда дошла до этих последних строк, рыдал просто навзрыд...
От бессильного отчаяния: ГЕРОЙ для них - объект благоустройства...
Что хотел сказать нам всем своей гибелью старый солдат?? На что он пытался обратить тогда внимание впавшей в ступор страны?
И здесь есть смысл обратиться к воспоминаниям еще одного ветерана - защитника Москвы в 41-м и участника московского парада в честь 55-летия Победы - Виктора Яковлевича Яковлева.
В середине "святых" 90-х ездил он в Москву - встречаться с боевым другом. На Ленинградском вокзале уже перед отъездом домой зашли боевые товарищи - в праздничных пиджаках с орденскими планками -
в пустующий зал, где были буфет и мягкие кресла. К ним тут же подскочила девушка, разносившая по залу напитки, и грубо показала на выход: “Сюда вам нельзя. Здесь бизнес-зал!”.
- Я ей,- рассказывал потом с горечью ветеран, - сгоряча ответил: “Значит, это для воров и спекулянтов, а нам нельзя? Как когда-то в Америке: вход неграм и собакам воспрещается”. О чем было еще говорить, когда все ясно. Мы повернулись и ушли. Но я успел заметить, как несколько этих так называемых бизнесменов, а попросту – жуликов, там гоготали, жрали, пили… Забыто уже, что мы тут кровь проливали… Все отобрали у нас эти сволочи чубайсы, вексельберги, грефы… Деньги, честь. И прошлое, и настоящее. Все! А теперь бреют в солдаты наших внуков, чтобы защищать их миллиарды.
Вот я хочу спросить: за что мы воевали? Сидели в траншеях – осенью по колено в воде, зимой в лютые морозы – по колено в снегу, месяцами не снимали одежду и не спали по-людски. Так было под Калинином, Яхромой, под Москвой… Там мы не делились на богатых и бедных…
Скажите мне - разве этот крик души старого солдата сегодня перестал бередить наше сознание?
Перестал быть актуальным??
Разве изменилась позиция новых хозяев жизни, их отношение к простому народу? Разве исчезла брезгливость нуворишей-буржуйчиков к “людям вчерашнего дня”, от которых, как пишут в гламурных журналах, исходит “запах бедности”?
И точно так же, по мнению авторов этих изданий, пахнут торжественные собрания в больших залах в день Победы, куда раз в год приглашают ветеранов и говорят в их честь лицемерные хвалебные речи.
А на самом деле они сегодня никому не нужны.
И тем более не нужна их преданность советскому образу жизни…
1-ая фотография: мечеть Мескита, одна из крупнейших некогда мечетей. Была возведена в Андалузии. После оккупации в 1236 году переделана в церковь и поныне функционирует в качестве церкви.
2-ая фотография: построенная османами мечеть Фетхие в Афинах. После получения независимости, греки снесли минареты и переоборудовали мечеть в пекарню, а затем в склад. Сегодня она стоит на территории археологического памятника и Греция категорически отказывается восстановить минарет. Греция - единственная европейская страна, в чьей столице нету ни одной функционирующей мечети.
3-яя фотография: Храм Онуфрия Великого. Сразу после завоевания Анапы в 1829 году, русская армия переоборудовала Анапскую мечеть во временную церковь. Спустя некоторое время здание мечети было разрушено, а на его месте построили новую церковь, которая функционирует и в наши дни.
опубликована новая статья о прочтении этрусских надписей на монетах.
Этрусская цивилизация не могла развиваться без торговли. Этруски одними из первых в Европе наладили выпуск и оборот монет. Из всего многообразия этрусских монет только некоторые из них несут обозначения, выполненные этрусским письмом. Вот эти монеты и представляют для нас интерес.
Монеты этрусков являются памятниками таинственной древней культуры. Мы привыкли считать, что «Римские цифры» были придуманы римлянами, однако это не так! Якобы «Римские цифры» на самом деле были придуманы не римлянами, а этрусками. Эти цифры наносились на этрусские монеты, как обозначение номинала.
Латины, будучи могильщиками Этрурии, присвоили себе этрусские технологии, культуру, письменность, а также и этрусские цифры. Похищенные достижения этрусской цивилизации были возвеличены Римом, как собственные изобретения, и транслированы далее, в западные европейские культуры.
Зная соответствие этрусских и славянских букв, запишем этрусскую надпись на монете, представленной на фото к посту, соответствующими буквами русской буквицы.
БЕЛАТОРi
В предыдущих переводах этрусских текстов мы обнаружили интересную графическую особенность: авторы текста намеренно искажали начертание одной или пары букв, получая таким искажением соответствующий смыслу текста рисунок (прообраз смайлика), который усиливает смысл как слова, к которому принадлежит искажённая буква (пара букв), так и всего текста.
В настоящей надписи на монете мы сталкиваемся с похожим приёмом. Автор встроил в надпись рисунок булавы с рукоятью в виде буквы «Т» в верхней части. Автор таким художественным образом реализовал следующие моменты:
* рукояткой булавы автор встроил в текст монеты букву «Т»;
* тело булавы автор использовал для фиксирования номинала монеты.
В центре монеты по краям от булавы автор изобразил две вертикальные черты. Вместе с булавой количество вертикальных отрезков в центре монеты составляет три. Элементы в центре монеты образуют этрусскую цифру «III», что является номиналом монеты.
Для выявления слов из текста и их перевода мы воспользуемся методом аналогий этрусских и древнеславянских слов.
При выделении из текста слов мы будем сверяться с древними славянскими источниками, подбирая из них близкие по смыслу, конструкции и фонетике славянские слова. Ориентируясь на эти слова, мы будем выделять из текста этрусские слова.
Ниже мы будем приводить цепочки слов по следующей схеме:
Этрусское слово, выделенное из текста, записанное русской буквицей > Похожее по смыслу и написанию старославянское слово > Соответствующее старославянскому слову современное русское слово
Анализ цепочек слов поможет нам подтвердить правильность выделения слова из текста.
БЕЛА > БѣЛА > МЕЛКАЯ БЕЛАЯ МОНЕТА;
ТОРi > ТОРЛА > БУЛАВА.
Можно к слову «ТОРi» подобрать и другое славянское слово:
ТОРi > ТОРГЪ > ТОРГ.
Таким образом, мы смогли разделить этрусскую надпись на слова.
БЕЛА ТОРi
Теперь мы меняем этрусские слова на ранее подобранные русские слова.
МЕЛКАЯ БЕЛАЯ МОНЕТА
ТОРГ
* Весьма интересно на монете слово ТОРi, которое имеет явную связь с древним славянским словом ТОРЛА - булава.
Очевидно, что булава или скипетр – это символ власти. В новейшей истории булаву (скипетр), как символ власти, продолжают изображать на монетах.
* Для нас чрезвычайно интересен корень слова «ТОРi» - "ТОР".
В древнем протославянском пантеоне богов одно из центральных мест занимает Бог-Громовержец Тор.
Тор имеет образ воителя и защитника. Его описывают как доброго и справедливого гиганта, защищающего людей от темных сил.
Главными орудиями и самыми ценными сокровищами Тора были молот и посох.
Возможно, что булава, изображённая на монете, имеет связь со снаряжением Тора. Изображение «молота – посоха – булавы» Тора могло быть нанесено на поверхность этрусской монеты, как символ справедливости, как символ справедливой торговли.
Такая трактовка корня слова «ТОР» может служить объяснением появления в русском языке группы слов, связанных с торговлей:
Торгъ – торговля;
Торжище – торговая площадь;
Торговати – торговать;
И т.д.
Следующим этапом мы делаем литературную обработку текста. Для этого нам потребуется минимальная корректировка текста.
«Это мелкая монета, чтобы торговать, достоинством три единицы».
Возможно, что такую монету этруски называли "ТОРИ", что означало "ТОРЛА" со смыслом "БУЛАВА".
Таким образом, исследуя этрусскую монету, мы столкнулись с ещё одной ниточкой, соединяющей русский язык с этрусским языком наших протославянских предков.

Картина дня

наверх