На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Лавров назвал «здравые вещи» в мирном плане Китая по Украине В китайском мирном плане по урегулированию конфликта на ...Кошмарный сценари...
  • Юрий Ильинов
    «Поговорили с русскими откровенно и без обиняков»: глава МИД Индии заявляет об участии в переговорах о мире Нью-Дели ...Кошмарный сценари...
  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...

Международный день чая - 15 декабря. История и особенности праздника...

Международный день чая - 15 декабря.

История и особенности праздника...

ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины –
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!


Это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках,

в произведениях классиков нашей литературы, а также в картинах художников.

В первой половине XIX века появляются живописные произведения со сценами чаепития,

изображения загородных пикников с непременным атрибутом – самоваром.

В натюрмортах многих русских художников самовар занимает центральное место

(К. С. Петрова-Водкина, И. И. Машкова и других).

Самовар и чаепитие были популярны и в народном искусстве.

Их изображали на подносах, чайницах, деревянных и берестяных коробах, прялках.



Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь

и дружбу между членами семьи,

скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе,

создает атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Однажды очень-очень давно, много веков назад, когда китайскому императору

кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела,

от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Настой попробовали – и восхитились.

Это было первое в мире чаепитие.

[/q]



1567, Россия. Казачьи атаманы Петров и Ялышев побывав в Китае,

испробовали и описали местный напиток — чай. Но с собой его не привезли.

В принципе, казаки узнали о чае еще раньше —

в процессе покорения Сибирского ханства.

Например, к этому времени они уже были знакомы с бурятским плиточным чаем.

В 1638 году посол Василий Старков привозит царю в подарок 64 кг чая

от одного из монгольских ханов.

При дворе он понравился. А в 1665 году, что интересно,

занемогшего животом Алексея Михайловича

успешно лечит настоем чая придворный врач Самойло Каллинс.

Далее, в 1763 году учреждена Кяхтинкая ярмарка.

Пограничная торговля с Китаем сильно активизируется.

Чая становится больше, и он дешевеет.

Беднякам он был недоступен, так как стоил очень дорого, поэтому крестьяне

не имели даже представления, как его заваривать.

Отсюда и появления таких стихов


Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.



Это не означает, что до этого Россия пила только водку.

Крепкие напитки были в России в почете,

ее жители варили брагу, сбитень.

Чай также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав,

в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых

и заготавливаемых для различного назначения - лечебных и тонизирующих.

Изначально употреблению чая очень сильно препятствовала православная церковь,

считая «китайскую травку» бесовским зельем.

Но уже в 18-м столетии чай стал незаменимым атрибутом

монашеской жизни - монахи оценили возможность чая поддерживать

духовные и физические силы.

Кстати, староверы до сих пор не употребляют чай, считая его чересчур

возбуждающим «подстрекающим ко греху» зельем.

Массовое внедрение чая «в народ» началось во времена Петра I и после него.

Как известно, Петр выдавал солдатские 100 грамм или

стаканом водки или двумя стаканами крепкого чая-чифиря.

Картинка 1522 из 95301

Чай, поступавший сухопутным путем из Китая, назывался кяхтинским.

Тот, что попадал в Европу и Россию морским путем - кантонским,

так как грузился в китайском порту Кантон.

К 1801 году Россия в среднем в год закупает 75 000 пудов чая.

А в 1817 году в Никитском ботаническом саду в Крыму высажен

первый чайный куст. В 20-х годах XIX века оптовая торговля чаем

концентрируется на Нижегородской (Макарьевской) ярмарке,

на которой появляется обособленный клан торговцев — «чайники»,

процветавший до 1860-х. В этих же 1860-х чай начинают продавать

не только в столицах и близких к ним городах, но и в других регионах России.
В 1833 году появляются первые чайные плантации в Грузии.

Середина девятнадцатого века — это время обострения «чайных»

отношений между Китаем и Великобританией.

Именно в это время начинается активное выращивание чая в Индии и на Цейлоне.

А в Россию в это время (1841) Китай разрешил продажу элитных желтых чаев,

недоступных европейцам.

К 1847 году в Москве насчитывается более 100 специализированных чайных

магазинов и лавок, а чайных и других чаепитейных заведений — более 300.

К 1850 году в России в среднем закупается 360 000 пудов чая в год.

В 1864 году на одной из торгово-промышленных выставок демонстрируются

первые образцы «кавказского чая». В 1865 году в Чакве (Аджария)

были заложены промышленные плантации грузинского чая.

В 1869 году, с открытием Суэцкого канала, морская доставка чая в

Россию стала более выгодной и более быстрой.

К 1875 году морские перевозки сильно потеснили сухопутные,

зато на последних активизировалась контрабанда, которая,

наверное, продолжается и по сей день.

В 1877 году чай вводится в обязательный рацион русской армии.

С 1886 года чай в мирное время полностью заменяет солдатскую

«винную порцию».

В 1896 году появляется первый чайный куст в Азербайджане.

А в 1899 году русский (грузинский) чай «Русский чай Дядюшкина»

получает золотую медаль на Парижской выставке.

Популярность чая постоянно растет и к концу века его уже указывают

в договорах, как одну из форм оплаты труда.

Распространению чая способствовали и специализированные

питейные заведения — чайные, появившиеся во второй половине XIX века

и ставшие официальными в 1880-х годах

(эта официальность заключалась и в получении некоторых льгот).


Весьма примечательной для нас является деятельность Сергея Васильевича Перлова.

Примечательна она, в первую очередь, тем, что именно он в конце XIX века приобрел

участок на Мясницкой улице (Москва) и выстроил там чайный магазин,

стилизовав его под китайскую архитектуру.

Этот магазин пережил весь неспокойный XX век

и существует до сих пор. И неизменно пользуется популярностью любителей чая.

Что касается Петербурга, то там до начала 20-х гг. XIX в.

чай продавался только в лавках Гостиного Двора.

Первый магазин, торгующий чаем, был открыт на Невском проспекте у Аничкова моста

купцом Белковым. Вскоре чайные магазины открылись по всему Петербургу.

В 1887 г. чай в городе продавался в розницу в 272 специализированных магазинах,

в 32 отделениях при фруктовых магазинах, в 157 фруктовых и колониальных магазинах

и в 1400 бакалейных и мелочных лавочках.


Это часть жизни и судьбы русского народа, отраженная в его пословицах

и поговорках, в произведениях классиков русской литературы -

Пушкина и Гоголя, Блока и Горького...
Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство.

Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой...



Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития.

И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера.

Самовар вошел в каждый дом.

Он стал символом добра и домашнего уюта.

Дети получали знания, впитывали традиции,

учились говорить и слушать у самовара.

Этот предмет вошел в классику русской литературы

и искусства как непременный атрибут семейного покоя.

Он сам стал объектом художественного интереса,

и многие мастера декоративно-прикладного

принимали участие в создании его декоративного убранства.
Тульские мастера веками ковали оружие и делали самовары.

Это традиционные промыслы тульского края, как гармонное производство,

белевские кружева и пастила и многое другое.


Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка.

"Сам варит" - отсюда и слово произошло.

И сам самовар не мог появиться ни в какой другой стране.

Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор,

в котором тоже есть труба и поддувало.

Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому,

что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе.
Своим появлением самовар обязан чаю.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси.

Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике.

Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля.

Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.



В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли

собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай.

Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.


Сбитенник.





Самовар вазой. "Египетская". Латунь никелированная. 1910 г


Самовар. Флорентийская ваза. Медь. Чеканка. 1870 г


Самовар. Флорентийская ваза. Медь. Вторая половина 19 века


Самовар. Тула-Город Герой. Латунь никелированная. 1978 г.


Самовар дулей винтом. Латунь никелированная. 1910 г.


Самовар дорожный. Латунь никелированная. 1870 г


Самовар грушевидный. 1940 г.


Самовар вазой. Русское поле. Латунь никелированная, сталь. 1986 г

Формы самоваров чрезвычайно разнообразны.

Многие из них являются подлинными шедеврами русского

декоративно-прикладного искусства.

Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность».

Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его,

подобно стрекоту сверчка

за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу.


Начиная с XVIII века, когда чай стал широко известным напитком,

каких-то особых церемоний во время чаепития не соблюдали.

Разве что никто не ограничивался чашкой или стаканом,

выпивая порой по целому самовару, а в отдельных случаях и больше.

Да и от сладкого во время чаепития не принято было отказываться.

Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и

слегка раздвинутых пальцах правой руки.

Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара,

где вода всегда держалась на уровне кипения.


Особенно славилась своей любовью к чаепитиям старая Москва.

Приглашение на чай, посидеть у самовара, почиталось знаком

особого дружеского расположения.

Пили чай и в трактирах, и в чайных.

За пятачок в них подавали два фарфоровых чайника – один,

небольшой с заваркой, другой, большой, с кипятком.

К ним полагалось четыре куска сахара на блюдечке.

Выпив весь кипяток, посетитель мог бесплатно требовать еще.

Для этого в чайных постоянно кипело несколько огромных самоваров.

В качестве закуски к чаю подавали баранки, пряники, сдобу.


От других приборов для кипячения воды, известных задолго до появления

самовара и которыми люди пользуются сейчас, самовар отличается в первую

очередь тем, что он объединил в себе весь практический

опыт человечества по экономии энергии.
Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается окружающей его воде.

Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и

поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает

идеальную тягу в топке.

Топка прикреплена снизу к сосуду (тулову) самовара на необходимом расстоянии

от поверхности стола, на который ставится самовар.

Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему

устойчивость и пожарную безопасность.
Труба, являясь конструктивным стержнем, служит основой для надеваемой на

нее крышки сосуда, конфорки, крышки самой трубы. Через трубу закладывается

топливо и разжигается самовар.

Топливом служат сосновые шишки, ветки, щепки, Их расход минимален.


Для вливания воды снимается крышка сосуда.

Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями.

Кран расположен на некотором расстоянии от дна самовара,

что позволяет не попадать взвеси в чашки.
Такие элементы, как кран (ветка), ручка для переноса самовара,

ножки, на которых он стоит, изготавливаются с помощью литья и

припаиваются к сосуду.

Эти элементы имеют разнообразную форму и декоративные украшения.

Их отдаленность от источника нагрева сохраняет пайку веками.

Самовары использовались как для приготовления чая,

так и для приготовления супа, каши, сбитня.

В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека

и блюда готовились одновременно.


К чаю подавали сахар-рафинад (песок покупали только для кухни -

от него чай становился мутным), бисквит, сухари "англицкие",

булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое.

Иногда брали бриоши (французскую сдобную хрустящую булочку в форме рогалика)

и ревельский хлеб (пеклеванный хлеб с тмином).

На столе ставили серебряный самовар, серебряные же чайник,

ситечко, в сахарнице - щипчики, и, кроме того, чайницу -

"хрустальную в серебряной оправе и при ней особливой формы ложечка,

для накладывания чаю" (Е.Авдеева "Полная хозяйственная книга").


Еще одна особенность — разбавление заваренного чая в самой чашке.

В других странах чай не разводят, а сразу пьют, и поэтому заваривают его не таким крепким.

Поэтому же в российских чайных сервизах всегда есть дополнительный предметы.

Ранее с этой функцией справлялись самовары, а теперь наливают прямо из чайника,

в котором кипела вода. Хотя для таких целей лучше приобрести специальный чайник.

В нём сначала будет завариваться чайные листья,

а потом долить кипятка и непосредственно разливать по чайным чашкам.

Это будет и более органично и более удобно.

Так же такой чайник впишется в этикет.





Обязательным и, наверное, главным предметом чаепития являлся чайный сервиз.

Он должен был быть из тонкого фарфора. Чашечки должны быть небольшими,

так как чай должен не успеть остыть, и пить его нужно горячим.

И хотя, особенной посудой являлись стаканы в подстаканниках,

она не всегда была приемлема.

С одной стороны они не совсем удобны, а с другой, от стаканов для чая начали

отказываться ещё во времена Екатерины.

Но в небогатых и неустроенных домах они так и оставались
.

Русское чаепитие давно стало яркой визитной карточкой России,

вместе с другими предметами и явлениями.


ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ.

ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!

Самовар стоит всегда в центре стола. Он добрый - по своему образу,

по округлости форм.

Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой.

Он отражает в своих боках окружающих его людей и природу,

придавая некоторую нереальность происходящему.

ГДЕ ЕСТЬ ЧАЙ – ТАМ ПОД ЕЛЬЮ РАЙ.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар…
(А. Пушкин)


Так, выражения «пригласить на чай» или «пригласить на чашку чая»

уже с конца XVIII века, а особенно с начала XIX века стали

означать «пригласить в гости». В середине XIX века они получили более

точное значение дружеского, особенно доброжелательного, домашнего,

неофициального приглашения, как правило, относящегося

к хорошо знакомым людям или близким друзьям дома.

Чаепития устраивались в разное время, но обычно вечерами,

зимой около 16 часов, а летом обычно позже, в 19-20 часов вечера,

с чаем ели печенье, варенье, ватрушки.

«Приглашение на чай» было принято в среде людей

воспитанных, сдержанных, скромных, интеллигентных.

Установившийся обычай пить чай долго и помногу отразился в выражении

«чаи гонять». Он оправдывался обычно тем, что «с чая лиха не бывает»,

что «чай не хмельное — не разберет», сколько его ни пей,

и что «чаем на Руси никто не подавился».


В дореволюционной России существовало множество чайных традиций.

Во-первых, в крупных городах были дворяне-аристократы,

которые с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию.

Подобное чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах.

Подобный «дворянский чай» был не столько потреблением продукта,

сколько поводом для общения.

Во-вторых, существовала купеческо-помещичья культура чаепития.

Это тот самый самовар, и обязательно большое количество сладостей и еды.

Из сладостей использовали сахар, мед, варенье, из еды –

пироги с разнообразной начинкой (овощи, грибы, ягоды, творог, рыба и мясо),

пряники, калачи, бублики.

В чай часто добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы.

Часто подобные чаепития являлись хитрым способом не голодать

во время постов – вроде и не еда, а чашек семь

с пирожками навернешь, да и возрадуешься.

В-третьих, существовала мещанская субкультура чаепития.

Мещане – это чиновники, служащие, лавочники, разночинцы.

В этой субкультуре наблюдается копирование «дворянского» и

«купеческого» чаепития. От купеческого мещане пытались

перенять изобилие еды на столах, а от дворянского – культурную программу.

Именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался

как музыкальный жанр романс.

В-четвертых, существовала субкультура русского чайного общепита.

В России было очень много чайнопитейных заведений.

В любом ресторане были «чайные столы», где клиенты откушивали

в лучших традициях «купеческого» чаепития.

В-пятых, с большой натугой можно выделить отдельную чайную традицию

«простого народа» - рабочих и крестьян.

Настоящий чай в те времена был им недоступен.

Чаще всего употреблялась смесь из трав (иван-чай, душица, зверобой, малина).




Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток

надо было медленно, чтобы получить наслаждение и

освободиться от дурных мыслей, болезней и забот.

В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар.

Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю.

Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству.

Под образами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой.

Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке,

которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери.
Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой

и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать:

«Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам».

Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали

воздух и создавали ту особую добрую магию, которая так интриговала иноземцев.

Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев,

состояния их здоровья, пола, времени суток. К примеру, девицам полагалось

пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки

с сердцевиной и семенами. Этот отвар помогал девицам долго оставаться

белокожими и румяными. «Татьянин чай» из трех видов клевера,

по преданию, способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян,

а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские чаи»

часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя.

Исторический роман Г. П. Данилевского о событиях начала XIX в.

«Сожженная Москва» (во время нашествия Наполеона)

изобилует упоминаниями о чае, который пили в самых разных ситуациях,

наслаждаясь им и веря в его жизненные силы.

Примером может служить такая выдержка.

Вместе с модой на всё восточное, в Европе укоренилась и мода на красивое чаепитие.

Теперь не принято было хлебать чай огромными кружками,

заедая их сдобными булками.

В моду вошло неторопливое «попивание» зелёного чая из дорогой посуды,

чаще всего, это была фарфоровая посуда .

Пили чай из фарфоровой посуды ,

обязательно не доливая 1-2см от края чашки, что считалось хорошим тоном.

В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем

на глубоких блюдцах, из которых его пили вприкуску с сахаром или вареньем,

держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах,

где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку,

чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.

Картина дня

наверх