На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...
  • Юрий Ильинов
    Генерал ЦАХАЛ: Израилю ни в коем случае нельзя портить отношения с Россией Израилю ни в коем случае нельзя портить от...Судьба Волжской Б...

Чудо в Коломенском

Моро Михаил

Чудо в Коломенском

В 1530 году Русь Московская звонила во все колокола: у великого князя Василия III появился долгожданный наследник, рождённый второй супругой — Еленой Глинской. В русскую историю этот желанный младенец войдёт под именем Ивана Грозного. В том далёком 1530 году в честь новорождённого счастливый отец повелел заложить в Коломенском храм Вознесения, ставший первым шатровым храмом в русской архитектуре и считающийся одним из самых поэтичных и одухотворённых каменных шедевров на Руси. У исследователей же этот храм вызывает не только и не столько восхищение, сколько жгучий интерес, поскольку храм-то, оказывается, совсем не простой.

Вообще, Коломенское, облюбованное русскими царями и ставшее великокняжеской резиденцией, было место сугубо языческим. Оно в эпоху «железа» являлось одним из центров лесного земледельческого финно-угорского мира. Местные «коломчане» часть Коломенского даже окрестили «чёртовым городком»: «...С древним языческим обрядом связаны огромные валуны, принесённые из Скандинавии в ледниковый период, расположенные в оврагах Коломенского, и крупные камни фаллических очертаний в его садах», — написано в одном их краеведческих изданий, посвящённых исследованию этой интересной с точки зрения археологии местности.

В тех же изданиях можно прочитать и другие подробности о жизни древних поселенцев: «...Основой их религий является культ Солнца. Солнечные символы — кресты — были украшены многочисленными шариками, биконусами, крестами оформлялись также глиняные подставки под очагами». Об этом древнем солярном культе напоминает и само название Коломенского, корень которого есть древнее «коло» — круг, символ языческого солнца. И именно в таком месте был возведён храм Вознесения, храм несостоявшегося Апокалипсиса.


ЗОДЧИЙ НЕРУССКИХ КРОВЕЙ

Что и говорить, храм в Коломенском — квинтэссенция символов. Начать хотя бы с того, что его возведение, как и возведение всей Москвы, есть сознательное следование пророчеству Исайи о переходе славы Иерусалима на город с другим названием: «И узрят языцы правду твою, и царие славу твою и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е» (Исайя, 62:2).

Москва — третий Рим, Новый Иерусалим. И это были не просто громкие слова — это была государственная политика великих князей. И именно с точки зрения идеи «Третьего Рима» — идеи изначального родства народов и культур, — в Москву приглашались иностранные мастера и зодчие.

Вот и храм в Коломенском был построен, скорее всего, иноземным мастером. И хотя имя зодчего не сохранилось, на «нерусское» авторство указывает то, что таинственный архитектор знал особенности европейской готической и ренессансной архитектуры, использовал ордер и др. По мнению большинства современных исследователей, этим автором был итальянец Пьетро Франциско Аннибал, известный как Петрок Малый, его же таланту принадлежит возведение крепостной стены Китай-города.




СКИНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРЯ

Форма шатра на Руси — это не только архитектурная форма, но и символ, знак и даже... политический элемент! С ветхозаветных времён шатровая сень (скиния) символизировала святость места. В христианской традиции скиния — это образ божественной благодати над священным местом, символ его богосохранимости и нисходящего божественного благословения.

Этот храм-скиния символизировал божественную сень, которую Господь простёр над Москвой, соотносящей себя в рамках великокняжеской политики с Третьим Римом и с Новым Иерусалимом одновременно. Подобным образом в храме Вознесения была символически интерпретирована сень над храмом Гроба Господня в Иерусалиме.

Возведение столь символической церкви в великокняжеской вотчине подчёркивало роль московских государей как оплота Руси и православной церкви. Не зря патриарх Никон позднее вёл непримиримую борьбу с шатровыми церквями, называя их неканоническими, порождёнными сугубо государственностью!


АРХИТЕКТУРА АПОКАЛИПСИСА

В то время, когда возводился храм, в обществе ждали Второго пришествия и Страшного суда, за которым должно было наступить желанное Царствие Божие. Так что конструкция и планировка храма Вознесения соответствует апокалиптическим мистическим ассоциациям.

План храма строго центричен (отсутствует даже алтарная апсида), в основании — усложнённый 12-конечный крест — это напрямую соотносится с описанием в Апокалипсисе Горнего Иерусалима, имеющего 12 врат на четыре стороны света, по три на каждой стороне. На крестообразный объём поставлен восьмигранник (сразу вспоминается восьмилучевая Богородичная звезда).

Обычно в русских церквях купол заполняло изображение образа Вседержителя. В храме же Вознесения этот образ заменяет... свет. Два десятка окон дарили храму столько света, что он ослеплял. И молящимся казалось, что их души, воспаряя кверху, погружались в божественное сияние, воссоединяясь с Творцом.

Вообще, на первых порах в храме практически отсутствовала какая-либо роспись. Посетителей встречали белые пустые стены, составлявшие разительный контраст с великолепным золотым иконостасом.


КТО СИДЕЛ НА ЦАРСКОМ МЕСТЕ?

Большую загадку храма Вознесения представляет так называемое Царское место, расположенное в галерее с восточной стороны. Это был трон, украшенный белокаменной резьбой, вокруг которого находилась единственная, на первых порах, в храме фреска, изображающая московских чудотворцев и вселенских святых. Для чего, точнее, для кого устроено было это Царское место?

Дело в том, что расположен загадочный трон именно на восточной стороне, а восток, по церковным канонам — это месторасположение алтарей, куда во время церковной службы нисходит Дух Святой. Так что обращённый на восток царский престол храма Вознесения — это символ ожидания скорого пришествия иного Владыки. Того, кто является Высшим Судиёй и Царём Небесным, перед которым незначительны любые смертные властелины.


ЧУДО В КОЛОМЕНСКОМ

Имеет храм в Коломенском и свою чудотворную икону, и связанное с нею чудо. Это случилось в феврале 1917 года. Крестьянка Евдокия Андрианова (из соседнего с Коломенским села) увидела два удивительных сна. В первом она стояла на горе и внимала гласу сверху: «Село Коломенское, икона большая, чёрная, взять и сделать её красную, затем помолиться и попросить её». Сон был так ярок и диковинен, что простая женщина растерялась и принялась молить о разъяснении сна. И через несколько дней ей приснился второй сон, в котором она увидела белую церковь, вошла в неё и узрела восседавшую там величественную женщину, в которой она признала Богородицу.

Тогда 2 марта Евдокия Андрианова отправилась в Коломенское и с первого взгляда узнала Вознесенский храм из своего сна. Она рассказала про свои сны священнику храма отцу Николаю Лихачёву, и они принялись за поиски. В подклети им удалось обнаружить большую, совершенно чёрную икону. Когда икону отмыли, на ней проступил лик Державной Божьей Матери со знаками царской власти — скипетром и державой в руках.

Предполагают, что этот образ ранее принадлежал Стародевичьему монастырю в Московском Кремле. Перед нашествием Наполеона всё ценное из Москвы вывезли, и Державную икону укрыли в Коломенском, где она и лежала вплоть до 1917 года.

Удивительное дело, Евдокия Андрианова появилась в Коломенском 2 марта 1917 года, и именно 2 марта по старому стилю 1917 года император Николай II подписал отречение от престола!

Россия осталась без государей, и явление образа Богоматери Державной в те ужасные дни революционного хаоса как будто свидетельствовало о том, что Царица Небесная взяла на себя защиту и сохранение Руси...

Картина дня

наверх