На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...
  • Юрий Ильинов
    Генерал ЦАХАЛ: Израилю ни в коем случае нельзя портить отношения с Россией Израилю ни в коем случае нельзя портить от...Судьба Волжской Б...
  • Юрий Ильинов
    Разве? Более подробно у Мегре, Виссариона, родноверов. Недавно ставил тему про родовое поселение на Кубани. Туда, даж...Плюс «усадьбизаци...

Елена Шубина: Ребенок ругается матом — «Боже мой!» или «Слава Богу!»?

Елена Шубина: Ребенок ругается матом — «Боже мой!» или «Слава Богу!»?

Глаза мамы маленькой Кати Лариной полны ужаса и презрения! Можно подумать, что случилось что-то действительно страшное. «Моя дочь ругается матом!», произносит мама так патетически, что не понятно переживает она этот факт или им гордиться. Выясняем. Во-первых, не ругается, а принесла из детского садика бранное слово. Во-вторых, после этого, получив по губам, рыдала битый час. В третьих, у мамы такой вид, словно ребенка вымазали, простите, в дерьме, и она не знает, с чего начинать его отмывать.

Так что, в моей голове одновременно рождается рой мыслей о том, сколько же тем, для любимого журнала «Люблю» благодаря этой истории можно поднять.

Первая – почему дети ругаются матом?

Вторая – как стоит и не стоит относится к этому родителям?

Третья – а есть ли эта проблема вообще? Дети и мат. Или есть только извечная тема отношения родителей и детей, а мат, только одно из крошечных проявлений того, что в этой сфере что-то не так?
Ребенок и слово

Слово. Оно состоит из звуков, просто звуков. Как получается, что одни звуки приличные и мягкие, ласкающие слух, а другие плохие, грязные, неприличные? Я помню сценку. Прохожу мимо ванной и слышу, как оттуда, нежным голоском дочери раздается: блять, блять, блять. В шоке врываюсь в дверь и вижу, сидит мое чадо над тазиком с замоченным бельем и коцает мыльные пузыри. Лопнул пузырь – «б-ля-ть», еще один – туда же. Откуда она это слово тогда взяла? В сад еще не ходила и от взрослых вряд-ли слышала. Но даже если и слышала, то конечно не поняла, что оно означает и детским своим пытливым умишком нашла ему применение. Действительно, а какой звук может издать пузырь, когда он лопается?
Мат и реакция

Первое знакомство ребенка с языком происходит еще до рождения. Он слышит едва различимые звуки. Позже, уже с рождением, звуки складываются в слова и понятия. Так ребенок узнает о том, что мама – это МА-МА, яркий блин в небе это СОЛНЦЕ, зло это КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ. Но ведь не только он один? В самом деле, одним из основных аспектов воспитания является формирование понятия о добре и зле. Вместе с добром приходят слова: любимая, родная, теплая, добрая… Вместе со злом слова не приходят. Они замалчиваются. И когда ребенок впервые слышит «злые» слова он, как правило, еще не знает, что они – злые. Он не ждет отрицательной реакции, хотя бы потому, что те от кого он их впервые слышит тоже об этом не знают или живут в среде, где это норма. И тогда ребенок, память которого, как губка впитывает все новое, легко запоминает слово и интуитивно считывая с него какой-то запретный флер, с интересом его повторят – исследует. И, как правило, получает в ответ такую истерическую реакцию родителей, что сразу включается – здесь что-то не так. А что происходит в ответ на сильную реакцию? Одно из двух – взрыв адреналина или блокировка (спазм) тела. И в том и другом случае возникнет «якорь» — фиксация. В первом, по принципу – ух ты! Теперь ребенок будет испытывать кайф от использования бранного слова. Во втором, по принципу – стоп, нельзя. Теперь будут вздрагивать от слова, как от удара хлыстом. В первом случае мы можем возвестить о рождении на свет заядлого матерщинника, во втором – моралиста, который в будущем будет нудно и долго рассказывать матерщиннику, что он своим присутствием оскорбляет окружающую среду. И еще не известно, что хуже.
Почему ребенок произносит бранные слова?

- Потому что, смысл не понимает, а слово понравилось.
- Из желания подражать старшим.
- Чтобы почувствовать себя взрослым или, «как все» (в подростковой среде).
- Привлечь к себе внимание.
- Из чувства протеста.

И абсолютно точно, мат в устах ребенка это сигнал того, что между вами что-то не так.

Мама десятилетней Юли треплется по телефону с подругой. Второй час. Дочь крутится рядом, ей надо, чтобы мама помогла сделать алгебру. После несколько десятков «мам», «мам, ну пожалуйста, мам» и еще на все лады, дочь не выдерживает: «Мам, ну е… мать!». «Что ты сказала?», подкидывается мамаша. Трубка моментально летит на аппарат. Мама возбуждена и готова заниматься ребенком.

Другой пример. Мальчик Гоша давно просек, что единственный момент, когда отец обращает на него внимание, это когда он начинает ругаться матом. Папа тоже ругается, а мама этого терпеть не может. И тогда в отместку маме и чтобы заслужить одобрение папы Гоша начинает дерзить. Папа доволен – его кровь. Еще немного и Гоша перейдет к рукоприкладству, тоже подражая тяжелому на руку отцу.

Сводятся ли эти истории к проблеме мата в устах ребенка? Конечно, нет. Это только следствие куда более страшных семейных бед.
Ребенок сказал… Как реагировать?

Безусловно, по разному. Но есть несколько верных способов.

Если слово первый раз сорвалось с уст ребенка, сделайте вид, что вы ничего не заметили. Краем глаза понаблюдайте. Если ребенок уже знает смысл слова, то будет ждать от вас реакции, а не дождавшись, удивиться. Дальше или повторит слово снова (ага, это провокация, значит маленький негодник проверяет вас на прочность, решил разозлить либо требует к себе внимания), или разочаруется, решив, что в слове то, оказывается ничего такого нет (раз нет вашей реакции) и потеряет к нему интерес.

Ну, а если ребенок никак не интересуется, что будет дальше, значит, и для него самого слово всего лишь словесная «мусорина» подцепленная случайно.

Если не заметить невозможно или ребенок сам спросил вас о значении слова, очень спокойно объясните ему, что это слово относится к ругательным, его произносят люди, когда хотят обидеть других людей. И поэтому его лучше не произносить, если он конечно не хочет сделать кому-то больно.

Если ребенок произнес неприличное слово при посторонних и вам стыдно. Вот тут действительно трудно сдержаться. Вроде бы и оправдаться надо и ребенка наказать, и как-то отреагировать, а как? Самое главное – сохраните спокойствие. Улыбнитесь невольным свидетелям и переведите разговор в другое русло. Можно сказать что-то неопределенное, типа: «Да, тяжелый случай…», показав, что для вас это и самой новость, но только не устраивать «публичного расстрела». Дома, когда вы немножко остынете, поговорите с ребенком. Объясните, что он поставил вас в неудобное положение. И что вам досадно услышать от него такое слово. В принципе, ничего страшного, но в будущем вы бы хотели его не слышать. И все. Так вы скорее закроете для вас двоих проблему нецензурных слов.

Чего нельзя делать ни в коем случае?

- Нельзя подавать пример. Какими жалкими выглядят те родители, кто сами не брезгуя красным словцом пытаются отучить от него своих чад. Но ведь дети, это наше продолжение, это наша гротескная, улучшенная либо ухудшенная копия. Так что, получайте дорогие родители то, чем сами богаты!

- Нельзя стыдить ребенка за бранные слова. К тому моменту, как ребенок начинает ругаться он мало понимает, что делает плохо. (Да и делает ли он плохо, вообще?). И вовсе не запрет на мат, а слово «стыд», как раскаленное клеймо впивается в его сознание навсегда.

- Нельзя обобщать. Если ребенок сказал одно (хорошо, даже целую фразу) из матерных выражений, это не значит, что он хам, «ваше горе», невоспитанный, урод и т.д. Поэтому ругать (если уж вам так того хочется) надо именно за выражение, а не вообще, как мы это часто делаем.

Раздумья о русском мате.

Издавна считалось, что одна из функций матерных выражений это не оскорбление, а защита. При энергетической агрессии вы можете защититься двумя способами – молитвой или… матом. Поэтому подростки так много ругаются матом. Для них мир пока еще довольно враждебно настроенная среда. Чтобы занять в нем свое место им приходится идти самым коротким путем – путем агрессии. Причем, поскольку агрессия является с точки зрения психология развития необходимым звеном психической эволюции (вначале агрессия и путь силы, а только потом уже путь духовности и братства), то прохождение этого этапа указывает на то, что ребенок развивается нормально, а вот не прохождение грозит немалыми проблемами в будущем. Именно из таких детей (заткнувших в себе агрессию в подростковом периоде) вырастают диктаторы, тираны и… самодуры. Замечали, что много и смачно ругаются обычно люди слабые, как физически, так и морально? За счет силы мата они пытаются не быть, а казаться сильными. Поэтому, с психологической точке зрения может быть даже лучше, чтобы ребенок наругался всласть пока молодой, а потом уже, когда среда начнет сама подсказывать – так нельзя, отвыкание произойдет спокойно и незаметно. Хуже, когда мат становится потребностью. Это говорит о том, что человек или застрял в психологическом возрасте подростка или встроил его в собственную систему речи. Про первое я уже сказала, о второе вытекает из отношения с языком вообще.

О мате сложно говорить однозначно. Есть люди, которые матом ругаются, а некоторые на нем говорят, и даже книги пишут. Иного матерщинника заслушаешься, как поэта Есенина, а другой вроде и не пошлет никуда, а от его речи воротит, как от тухлой селедки. Так что, на мой взгляд, надо обращать внимание ребенка ни сколько на мат, как таковой, а вообще на речь людей. Привить эстетический вкус к родному языку, как мы прививаем вкус к еде, хорошей одежде, музыке и искусству. И тогда не возникнет вопросов – «Мама, а что это за слово?», потому что ответ ребенок найдет сам, просто чувствуя, как буквосочетание складывается во что-то некрасивое, чуждое, злое…

Елена Шубина »»

журнал «Люблю» (Латвия)

Картина дня

наверх