На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Эксперты назвали страны, которые россияне могут посетить без загранпаспорта МОСКВА, 23 апр — РИА Новости. Эксперты оп...Стратегический бо...
  • Андрей Халов
    А как они могут осуществлять производство, обнулив фактически всю свою энергетику? GO GREEN! Ну-ну, флаг в руки, бара...Предупреждение дл...
  • Юрий Ильинов
    СЛАВА СЭ: Про снег и психологию Во дворе человек выгребал сугроб из-под Пежо и складывал на крышу Опелю. Хранить оса...Саммит Центральна...

Открытое письмо Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Понимая Вашу огромную занятость текущей, оперативной работой, я всё же хочу обратить Ваше внимание на одну стратегическую задачу, имеющую долговременные и очень серьезные последствия. Я говорю о культуре.

Культуру принято считать «надстройкой» над политико-экономическим «базисом». Это верно, но лишь в отдельно взятый момент. В перспективе ситуация меняется принципиально. Культура формирует менталитет людей, их духовно-нравственные цели, отношение к миру – и в соответствии с этим менталитетом они будут принимать экономические и политические решения. Политика, да и само существование России завтра напрямую зависит от состояния её культуры сегодня.

Это состояние вызывает серьезную тревогу.

 

Прежде всего, из современной культуры исчез такой важнейший компонент, как пафос созидательного труда. В советское время было немало красивых, вдохновляющих фильмов и книг о жизни тружеников – монтажников, лесорубов, ученых, композиторов… Эти произведения играли огромную воспитательную роль.

Герои же нашего времени – бизнесмены и их обслуга: люди, делающие деньги из воздуха, ничего не создающие. Они заполонили экраны и литературу, им подражает юное поколение. Но общество, состоящее только из потребителей, обречено на скорую и бесславную гибель…

 

Вторая проблема – бизнесмены реальные, не киношные. Они заняты получением денег ради денег. Огромные капиталы работают только для повышения их самооценки.

В России XIX века было множество бизнесменов. Но кого из них мы с благодарностью помним до сих пор? - Третьякова, Рябушинского, Мамонтова, Морозова – купцов, которые часть своих денег и сил отдавали культуре. Остальные имена канули в Лету.

 

Третья проблема – отсутствие мотивации к серьезному творчеству. Молодой художник, музыкант, писатель вынужден размениваться на коммерческие поделки, на попсу, на масскульт – чтоб не умереть с голоду и не уходить из профессии. Глубокое, настоящее искусство не востребовано, не способно прокормить автора. Истинное творчество в принципе не самоокупаемо; практически все великие шедевры мирового искусства созданы при поддержке государства или меценатов. Необходимо возобновить эту практику, иначе наше время останется черным провалом в истории мировой культуры.

Так сложилось, что я профессионально занимаюсь несколькими искусствами: я композитор, гитарист, певец, художник, литератор – однако даже мне крайне трудно обеспечить себе сносное материальное положение и возможность дальнейшего творчества. Художникам же одной профессии значительно труднее!

 

Что я предлагаю?

1) «Важнейшим из искусств» для нас по-прежнему является кино – в силу своей массовости и сравнительной лёгкости восприятия. Я считаю необходимым создание государственных заказов на производство: а) фильмов о людях любого созидательного труда, б) биографических фильмов о великих деятелях культуры прошлого.

2) Считаю необходимой государственную поддержку некоммерческих, немассовых направлений искусства (академическая музыка; реалистическая живопись, скульптура и графика; литературное творчество в традициях великих русских писателей – а не нацеленное исключительно на прибыль с продаж). Эти направления стремительно вымирают, нельзя бесконечно писать «в стол».

3) Нужно поднять престижность меценатской деятельности. Поведение людей в значительной степени определяется модой – следует создать в среде крупного и среднего бизнеса моду на меценатство. Будучи мотивированы престижем, бизнесмены начнут добровольно отдавать часть своих доходов на культурные проекты. Создание такой моды требует определенной психологической тонкости – однако не сомневаюсь, что государству эта задача по силам.

4) Нужно усилить преподавание в школах и вузах такого важнейшего воспитательного предмета, как литература.

 

Лично я готов не только продолжать собственную творческую работу, но и применить свои обширные навыки и знания для координации культурных проектов. Кстати, я уже активно работаю над повышением культурного уровня россиян: написал и издал учебники по игре на гитаре и по сочинению музыки (последний раз подобная книга выпускалась в России полвека назад). Также я записал и выложил в свободный доступ циклы видеоуроков по вокалу, игре на гитаре и теории музыки, которые многие называют лучшими в Рунете.

Уверен, что мою инициативу поддержат тысячи творческих людей – если получат точку приложения своих сил. Не будучи востребованными и реализованными, творческие усилия повисают в вакууме равнодушия. Для творца нет ничего хуже.

 

Культура сегодня – это национальная безопасность завтра. Я уверен, что Вас, Дмитрий Анатольевич, волнует судьба будущих поколений россиян и России в целом. И потому я прошу Вас обратить внимание на проблемы культуры – пусть сейчас они кажутся второстепенными. Плоды невнимания к этой области жизни могут оказаться катастрофичными.

 

Алексей Кофанов

(музыкант, литератор, художник, педагог)

Санкт-Петербург, 2 июля 2011 года.

 

Видео-версия Письма:

.  "  .  "  .  "  .  "  .  "  .  "  .  "  .  "  .  "  .  "  .  "  .

Картина дня

наверх