На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    CNN: Россия пытается захватить Центральную Африку ускоренными темпами Страны Африки одна за другой избавляются от пе...Саммит Центральна...
  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...

14. Лето-2012: ДРЕЗДЕН И НЮРНБЕРГ

http://www.elfikarussian.ru/14-leto-2012-drezden-i-nyurnberg...

ДРЕЗДЕН — В ГОСТИ К МАДОННЕ

Германия в нашем путешествии представлена двумя городами – Дрезденом и Нюрнбергом. Хотели еще Мюнхен «захватить», но времени не хватило.

Надо сказать, если бы не было экскурсовода, мы попали бы в затруднительное положение – здесь русский и английский не в ходу, а по-немецки мы знаем всего десяток слов. Но именно этот факт дал нам осознать в полной мере, что искусство – интернационально, потому что слов не требует. Сплошные чувства!

… Мы едем по землям Саксонии. По дороге в Дрезден я сплю. Есть у меня такая способность – в любом транспорте отключаться и просыпаться уже непосредственно перед целью путешествия.  Я открываю глаза, когда мы въезжаем в город. Экскурсовод рассказывает о древней истории Дрездена, а я глазею по сторонам. Пока это не исторический центр, а спальные районы – современные дома, много зелени, широченные газоны. Да, вот это странно: обычно в европейских городах место экономят, земля дорогая. И еще одна странность: поверх этих обширных веселеньких лужаек тянутся бесконечные трубы – довольно неопрятные, голубенькие и с ржавыми потеками. И еще вот что странно: пейзаж в общем-то идиллический, все очень аккуратно и симпатично, а у меня внутри вдруг поднимается какая-то скорбь, и даже вроде органная музыка начинает звучать, очень трагично внутри… Объяснение этому находится совсем скоро: экскурсовод как раз обращает наше внимание на эти самые  газоны и рассказывает страшные вещи.

Оказывается, Дрезден в годы войны стал пристанищем для тысяч беженцев, и люди здесь ютились в домах, подвалах, церквях, под мостами… В основном это были женщины и дети. Шел конец Второй Мировой. Никаких военных объектов в городе не располагалось, опасности он не представлял, и совершенно непонятно, почему союзники (американцы и англичане) вдруг решили подвергнуть город массированной бомбардировке. В феврале 1945 в течение двух дней город был практически сметен с лица земли. До сих пор есть мнение, что там впервые был применен напалм, потому что камень плавился от огненного смерча, но исторически это не подтверждено. Впрочем, кто ж сейчас признается? Жертв было много, по разным источникам, от 25 до 60 тысяч, точно подсчитать их просто невозможно.

Так вот, фрагменты исторических зданий после этого описали и вывезли за город, а вот в остальном… Приближалась весна, и надо было срочно захоронить трупы, иначе возникла бы эпидемия. Завалы разбирать было некогда, и поэтому их просто утрамбовали и засыпали землей, а после покрыли дерном. Так что под обломками остались погибшие в те страшные дни, и вот эти широченные газоны, по сути, братские могилы. На месте города фактически образовалась ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Новые дома построили на том месте, где раньше было пусто. И водопроводные трубы пущены по верху не случайно – просто рабочие отказывались углубляться в почву, они там все время натыкались на «подарочки» из военного прошлого.

У меня слезы на глазах, и я ничего не могу с этим поделать – так явственно я представила себе все, что тут произошло тогда, и мне теперь понятна та боль и растерянность, которая тут буквально витает в воздухе.

В центре города тоже повсюду видны следы войны. Отличить просто: темный камень – «родной», светлый – восстановленный. Кое-где в зданиях темного камня – процентов 30. Это относится и к замку-резиденции Цвингер, и к великолепной церкви Богоматери – Фрауэнкирхе. Дрезден, в общем и целом, восстанавливали 40 лет!!! А кое-какие здания восстанавливаются и до сих пор.

К счастью, картины и музейные экспонаты удалось заранее вывезти, а кое-что было вывезено в качестве трофеев, но затем возвращено Германии. Поэтому мы имеем счастливую возможность побывать в знаменитой Дрезденской галерее, и осмотреть дворцово-парковый комплекс «Цвингер», и посетить сокровищницу дрезденского замка-резиденции, и полюбоваться на панно «Шествие князей», и послушать орган в католическом костеле.

Католический костел – грандиозное сооружение, который строил зодчий-протестант. То ли сознательно, то ли нечаянно он перепутал фигуры святых на портале храма, и теперь католики не знают, где у них какой святой. А нам, христианам (кстати, в Европе называют «ортодоксы»), это вовсе не мешает любоваться великолепием храма. Неважно, где какой святой, важно, что в целом свято. Внутри собора тоже все строго, красиво, торжественно. Звучит тихая органная музыка, которая проникает в самое сердце. Хочется сидеть, молчать и думать о хорошем. Мне очень нравится, что в католических и протестантских храмах есть места для сидения. Во время службы не нужно переминаться с ноги на ногу, не отвлекаешься на физиологию, а уходишь в полутранс и полностью отдаешься чувствованию.

Замок Цвингер – о! это просто чудо! В старину строили с размахом и воображением, и на строительном материале не экономили. Наверное, поэтому старые здания и стоят веками!  Во внутреннем дворике устроен фонтан. Даже в зной тут прохладно, потому что в воздухе летают брызги воды.

Здесь же,  в одном из зданий Цвингера, расположена картинная галерея старых мастеров. Вот туда мы и направляемся, чтобы встретиться с Высоким Искусством, и главное – с Сикстинской Мадонной. Она встречает посетителей в самом начале экспозиции, в небольшом зале. Я видела эту картину в репродукциях несчетное количество раз, и у меня есть замечательная возможность прочувствовать, в чем разница между подлинником и воспроизведением. Разница есть!!!  Картина производит на меня такое мощное впечатление, что слезы наворачиваются и дыхние . А вот моя Галочка говорит, что ее «не вставило» — ну, посмотрела и посмотрела. В течение нашего пребывания в галерее я возвращаюсь к Мадонне трижды – и каждый раз очень сильные эмоции. Безусловно, существует какой-то душевный резонанс, в который ты либо попадаешь, либо нет. И это тот случай, когда моя душа трепещет и ликует. Потом мы долго бродим по залам галереи, и похожие ощущения у меня возникают то у одной, то у другой картины. А вот в зале  Никола Пуссена я испытываю воодушевление и невероятный прилив энергии. Он такой жизнелюб и оптимист, этот Пуссен! Его картины наполнены кипением жизни, с них просто брызжет добродушием и позитивом.

Затем мы идем к бывшему конюшенному двору «Штальхоф», осматривать «Шествие князей». Это длиннющее панно, выполненное из фарфора, на котором изображены все правители Саксонии за много-много лет, да еще каждый со свитой, в исторических костюмах разных эпох, с оружием и лошадьми. Это самое большое в мире панно!!!  25 тысяч уложенных бесшовно плиток!!! Первоначально это были фрески, но они стали почему-то портиться, и после пары-тройки попыток реставрации решили вложиться дорого, но надолго, и изображения были перенесены на фарфоровую плитку. Теперь ей не страшны ни погода, ни время! Панно чудесным образом практически не пострадало во время бомбардировок Дрездена в конце Второй мировой войны: пришлось заменить всего лишь 200 плиток.  Тут же, неподалеку, мы имеем возможность сфотографироваться с «живыми фигурами» в исторических костюмах.

А еще нам везет – я замечаю на тротуаре два пустых пакета с принтами молодых красавцев, и мы тут же начинаем выстраивать экспозицию. «Тут бомб нет!», — на ходу успокаивает нас проходящий мимо мужчина. Говорит по-немецки, но мы понимаем и машем ему: мол, все в порядке! Что нам бомбы? Мы и сами – бомбы!

Осматриваем Оперный театр. Нам рассказали, что это самый «несчастливый» театр во всей Европе – его все время треплют какие-то катаклизмы, и его пришлось восстанавливать шесть (!!!) раз. То фундамент разрушится, то наводнение, то война, то пожар, то еще что-нибудь… Зато акустические характеристики у него такие, что его готовы восстанавливать раз за разом, потому что, невзирая на многочисленные перестройки, он был и остается лучшим в Европе!

Завершаем наше хождение мы в кафе на берегу реки. Это не простое кафе – его здесь называют «кафе Путина». Основанием служит то, что он здесь однажды пообедал. Но кому это интересно – сколько раз? Главное, что отметил его своим присутствием! И, говорят, кухня ему понравилась. Мы с Галочкой вкушаем и решаем, что Путин прав! Кухня отличная, мы наслаждаемся и вкусовыми качествами, и прекрасным видом на реку, мост и Золотого Всадника, стоящего у моста, по ту сторону. Разговариваем о том, как можно было бомбить вот эту красоту? Зачем? Нет ответа… Похоже, у войны ни на что нет ответа. Это какая-то тупая, бессмысленная агрессия, и слава Богу, что есть альтернатива – Мастера, которые неизменно творят, восстанавливают, реставрируют и возвращают миру радость жизни.

***

НЮРНБЕРГ -  ГОРОД ПОДАРКОВ

А теперь мы движемся в другую сторону – в Баварию, в славный город Нюрнберг. В автобусе нам ставят очень интересный и красочный фильм, из которого мы узнали очень многое об истории этого города.

Оказывается, их короля Людвига в народе звали Король-Сказка – представляете, как это сразу настраивает меня на соответствующий лад???

Норенберк (так раньше назывался Нюрнберг) упоминается в хрониках аж с 11 века! В 1167 году началось строительство императорского замка. В 1356 году Золотой буллой было постановлено, что каждый немецкий король должен провести здесь первый день своего правления, что сразу сделало город одним из самых крупных в Европе. В 1424 году император Сигизмунд решил, что сокровища императорской короны надо хранить в Нюрнберге. Они хранились здесь до 1796 года. В городе множество дворцов, замков, старинных домов и памятников.  Тут просто глаза разбегаются – столько всего интересного. И вот что забавно: вроде обычный будний день, а атмосфера какая-то предпраздничная. Может, это потому, что Нюрнберг – центр рождественской ярмарки во всей Европе, сюда все съезжаются за подарками. Наверное, эта веселая предпраздничная кутерьма дает заряд позитива на целый год!

А уж люди искусства давно и прочно облюбовали Нюрнберг как неиссякаемый источник вдохновения! Вагнер, Андерсен, Дюрер – какие имена! Какие люди!

Оказывается, это родина знаменитого «Лебединого озера»! А в основе оперы Вагнера «Лоэнгрин» – местная легенда о Рыцаре-Лебеде. Лебедь всегда вдохновлял музыкантов, поэтов и художников, а тут это пернатое прямо невероятно популярно!

Полные радостных предчувствий, мы выходим из автобуса, и нам указывают место встречи. Оно ознаменовало странным памятником. Под стеночкой женского монастыря св. Клары уныло сидит астеничный мужчина в жанре «ню», со всеми анатомическими подробностями. Темный металл подернулся зеленью, и вид у мужчика более чем горестный, даже вроде как виноватый. Да, неожиданный монумент для женского монастыря… То ли напоминание, то ли искушение, то ли живой укор. Гид не в курсе, кто это и для чего он тут, отчего мы оказываемся еще более заинтригованными.

Гид советует нам, куда сходить, что посмотреть и что стоит купить как сувениры. Мы по ее наводке пробуем местный медовый пряник и решаем, что наш «тульский» — ничуть не хуже. А вот копченое пиво – это нас впечатляет!!! Это уникальное пиво делают только в Нюрнберге, и оно правда забавное, как бы «два в одном», пиво и закуска в одном флаконе. Вот его мы покупаем для своих мужчин, это сувенир и правда эксклюзивный!

Идем по центральной улице и не успеваем смотреть по сторонам – столько всего интересного. Например, совершенно невероятный памятник кролику – эдакая огромная крольчиха, похожая на замученную жизнью домохозяйку, которую со всех сторон грызут крольчата, даже глаз ей поедает прожорливый отпрыск… Замысел художника можно толковать как угодно, существует множество версий, от бытовых до глобально-эзотерических. Надо же, опять интрига! А старый Нюрнберг уже готовит нам следующий подарок – фонтан Супружеская Карусель.  Автором этого фонтана является профессор Юрген Вебер. Идея создания этого фонтана пришла к скульптору после прочтения стихотворения  Ганса Сакса «Горько-сладкая брачная жизнь». На фонтане изображены сцены из брачной жизни, и каждая сторона этой карусели обозначает одну из сторон супружества. Скульптуры очень натуралистичные, а супружеские сцены узнаваемые.

А еще наше воображение поражает «Лодка Дураков». Небольшое такое суденышко, куда набились разные персонажи: мужчины и женщины, и еще почему-то козел. Опять загадка! Ох, и любит Нюрнберг их загадывать доверчивым туристам!

Далее нас ждет Дом Альбрехта Дюрера. Это великий художник, гравёр, скульптор и ювелир, родился в Нюрнберге в 16 веке и провёл в этом городе все 57 лет своей жизни (для того времени — очень долгая жизнь!). Он написал множество портретов придворных дам и кавалеров, картины и гравюры, посвящённые Концу Света и Рождеству Христова, Чуду Материнства и Таинству Смерти.

В доме все сохранено максимально приближенным к тому времени – мебель, предметы быта, гравировальный станок. Аудиогид рассказывает о каждом экспонате на русском,  а по домику нас водит… жена Дюрера! Да, да, вот так оригинально построена экскурсия. «Жена» одета в национальную одежду, и служанка в доме – тоже. Это все для того, чтобы приблизить нас к той эпохе, когда жил и творил художник. Мы просто в восторге! Этот музей совершенно необычный, создается эффект присутствия, и кажется, что вот откроется следующая дверь, и мы увидим самого Дюрера, склонившегося над очередным творением… По завершению экскурсии всем посетителям дома-музея выдаются сувениры на память, и это тоже очень приятно!

Мы возвращаемся на Рыночную площадь. В центре площади возвышается фонтан-колодец, украшенный готической пирамидой с 40 фигурами. Говорят, надо покрутить «на удачу» позолоченное кольцо на ограде фонтана. Мы радостно лезем на ограду – ну как пропустить такую волшебную штуковину???

Напоследок мы заходим в кафе перекусить, и там нас ждет еще один подарок – пряный картофель с луком к брауншвейгским сосискам. К великолепным немецким сосискам и колбаскам мы уже привыкли, а вот картошка – это что-то новенькое, и к тому же очень вкусное!  К сожалению, тут по-русски не говорят, и нам не удается расспросить, как ее готовить, но мы надеемся, что Интернет выдаст нам эту гастрономическую тайну.

Мы увозим от дедушки-Нюрнберга прославленные деревянные игрушки, вездесущие магниты, копченое пиво, подарки от Дюрера, море впечатлений и праздник в душе. Я думаю, что Феями могут быть не только люди, но и города. И у Дрездена, и у Нюрнберга есть душа, собственная аура, и они очень разные, эти немецкие города. Но каждый из них подарил нам незабываемые ощущения и эмоции, и это – навсегда.

А дальше нам предстоит Париж, и мы гадаем, что же нас ждет там? И наши ожидания оправдались, но об этом – в следующий раз!

Картина дня

наверх