На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 437 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Где коммунисты? "Документ датируется 17 апреля 2024 года. Его авторы Гастон Ньевас (Gaston Nievas) и Алиса Содано (Al...Международные инв...
  • Юрий Ded
    Ох и брехуны эти новоявленные коммунисты . Пусть почитают хотя бы блумберг - рупор капитализма . Все кап страны за ис...Международные инв...
  • Ильдус Мамлеев
    Путин сказал, что Одесса - это русский город. Выводы делайте сами.Договориться не в...

12. Лето – 2012: МИСТИЧЕСКАЯ ПРАГА

http://www.elfikarussian.ru/12-leto-2012-misticheskaya-praga...

Чехия, ах, Чехия! Недаром ты мне снилась, манила и звала. Попав в Прагу, мы сразу ощутили себя в Стране Чудес – так здесь необычно и сказочно. Может быть, от того, что Прага сохранилась с древних времен – есть здания, построенные еще в 12 веке! Строили тогда на века, из камня, поэтому здания прекрасно сохранились. Разумеется, чехи очень бережно относятся к своему наследию и поддерживают все строения в приличном состоянии. По городу ходить – как в сказочной декорации, где снимается какой-то исторический фильм, а ты – актер из массовки. А может быть, и главный герой!

…Мы с Галочкой едем на экскурсию в замок Пернштейн. Это оооочень старинный замок. Его построил основатель рода Перштейнов, и с13-го по 16-й века замок был их резиденцией.

А в 16-ом столетия при самом выдающемся представителе рода Вильгельме из Пернштейна, замок был перестроен, и на месте изначальной крепости возвели мощный готический замок, один из крупнейших в Чехии, который сумел устоять даже перед набегами шведов во время тридцатилетней войны. Пернштейн сохранил свой внешний вид с тех давних времен. Замок называют «мраморным», потому что он построен из белого камня.

А вот жилые помещения в шестнадцатом веке были оформлены в стиле ренессанс, позже появились и комнаты барокко, и в классическом стиле. А стены как были метровой толщины, так и остались, их долбить – себе дороже, так что никакой перепланировки! Богатейшая замковая библиотека сохранилась с 16 в. и насчитывает 13000 экземпляров. На стенах есть надписи на старочешском, сделанные чернилами из каких-то местных ягод (так гид объяснила), которые сохранились с начала существования замка. Конечно, выглядят выцветшими, но слова вполне различимы.

Замок построен в лучших традициях средневековья: перекидной мостик через глубокий ров, узенькие винтовые лестницы, потайные ходы, глубокие колодцы прямо внутри помещения, запутанные коридоры… Нападающим здесь пришлось бы несладко! Да, собственно, дальше мостика им и попасть-то было трудно – уж очень неприступный замок.

И вот что интересно: интерьеры кажутся вам знакомыми. Вскоре выясняется, почему: в замке снимался целый ряд знаменитых чешских сказок. Но есть тут еще какая-то закавыка. Ощущение, что ты не просто видел это в кино, а имеется эффект личного присутствия. Мы бродим по замку (он очень большой), я выглядываю в окно, вижу внизу лестницу и мостик, и вдруг, как со мной часто бывает, возникает картинка «из прошлого». Сначала мысль: «И почему люди нас, ведуний, так боятся? Ведь не могут без нас прожить, все время зовут и о чем-то просят…».А вслед за этим я вижу себя – молодая женщина с черными косами, иду себе прочь из замка, где только-что кого-то лечила, меня никто не провожает, но спину сверлят опасливые взгляды. Мне хорошо заплатили, говорили какие-то льстивые слова, но они меня до смерти боятся. Я живу не в замке, меня просто сюда позвали сделать мою работу. Картинка проносится в сознании в одно мгновение – как кадр из фильма, и оставляет только эмоциональный отзвук, словно круги по воде… Чувство легкого сожаления и сознавание собственной Силы. Не знаю, относится ли это к прошлым жизням, к генетической памяти или просто считываю «чужую» информацию, заплутавшую в узких коридорах замка, но картинка очень сильная, яркая такая…

И тут моя Гага, существо совершенно земное и прагматичное, вдруг изумленно говорит: «Слушай, а я ведь помню, я здесь была… Тогда, давно. И я была не служанкой, нет. Хозяйкой. Это мое место было. Мне тут все родное».

Вот это замок!!! Ничего себе!!! Если уж у Галочки картинки пошли – значит, и правда сильное место!

Тут как раз кстати, тут есть зеркало, в которое никому не рекомендуется смотреться. Нам рассказывают легенду о девушке, которая была зациклена на своей красоте и жестоко за это поплатилась. Так вот: если посмотришь в ее зеркало, по преданию, очень быстро состаришься – она отберет твою красоту.

К сожалению, внутри замка фотографировать запрещено, поэтому у меня остались только «внешние» свидетельства нашего пребывания там. И еще – художественно оформленная колбаска, которую нам подали в местной закусочной! )))

Автобус уже сигналит – нам предстоит ехать в Моравский Крас.  Это один из красивейших природных заповедников Европы, неподалеку от города Брно, и одновременно – одна из самых больших в Европе карстовых пещер протяженностью 25 км и шириной 2-6 км. Там, внутри, разветвленная система из примерно 1100 пещер и гротов, и нам предстоит войти внутрь пещеры и совершить путешествие в чреве горы – частью пешком, а частью на лодочках по подземной реке.

… Мы едем по красивейшим местам – Южной Моравии. То тут, то там – поля диких маков, и никому не приходит в голову их выпалывать и запахивать. Это ТАК красиво!  Время от времени нам попадаются странные сооружения – мостики через шоссе, засаженные травкой и кустарниками. Поскольку они расположены в совершенно безлюдных местах, нам очень интересно, для чего они служат? Оказывается, это ПЕРЕХОДЫ ДЛЯ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ!!! Чтобы они не под колеса лезли, а пропрыгали по этому мостику на другую сторону и скакали себе спокойно куда собирались! Такая забота о братьях наших меньших нас просто ошарашивает и наполняет огромным уважением к чехам. Вот это я понимаю! Это не плакаты с лозунгами «Берегите Природу, мать вашу!», а реальное доброе дело. Кстати, по краям трассы обычно тоже имеется небольшое ограждение – чтобы всякие суслики-ежики не нарушали ПДД.

И вот мы подъезжаем к пещере – и замираем от восторга перед величием природы! Высокая гора, поросшая лесом, и выступающие скалы, а в горе – пещера.

Сначала мы едем в вагончиках к входу в пещеру, а потом поднимаемся по канатной дороге на самый верх горы, откуда открывается прекрасная панорама и вид на пещеру сверху. До дна – ого-го! На дне – озерцо, куда впадает подземная река, и нам предстоит сейчас спуститься туда и отправиться навстречу приключениям.

Вы видели фильм Д.Кэмерона «Санктум»? Если да, то вы поймете наши чувства, когда земной свет меркнет, и вы оказываетесь под многометровой толщей каменных пластов. Мы – в чреве Земли, и идем по проложенной трассе вверх, вверх… Холодно, около 8 градусов тепла. Сухо, темно и тихо.Перед нами открываются подземные лабиринты, гроты и площадки с причудливыми  сталактитами и сталагмитами. Здесь встречаются даже достаточно редкие хеликтиты – они растут как бы вразрез с силой притяжения, т.е. не снизу вверх или сверху вниз, а вбок, под углом.

Сталактиты и сталагмиты создают причудливые композиции, в которых легко разглядеть фигуры людей, животных, какие-то строения… Тут есть Мудрец, Турецкое Кладбище, Заяц и даже Ангел. Ангел огромный, несколько метров высотой, и кажется совершенно нереальным. А вообще посещает мысль, что человек – всего лишь подражатель, потому что Природа уже давно создала сказочные, невероятные и нерукотворные творения, от которых захватывает дух.

Пешее подземное путешествие заканчивается в одной из самых красивых пещер Моравского Краса – Пункева, которая примыкает к пропасти Мацоха. Мацоха – это значит «мачеха». По легенде, мачеха сбросила в пропасть своего нежеланного пасынка, а потом, под давлением неопровержимых улик и возмущенной общественности, сбросилась сама. Теперь на дне озеро – то самое, что мы видели с горы, а теперь мы выходим к нему прямо из пещеры. Смотрим вверх: ого! Вот это высота! Скалы отвесные, по ним без специального снаряжения не поднимешься. Тут, на дне, чувствуешь себя муравьишкой, который случайно свалился в глиняный горшок… Хорошо, что выбираться самостоятельно не нужно – теперь нам предстоит водный путь.

Наше путешествие продолжается на лодках по подземной реке,  глубина которой кое-где около 40 м. Вода прозрачная и чистая, так что видно дно, и кажется, что 40 метров тут просто не может быть!!! Но замеры делали серьезные люди, которым можно доверять. В этой чистейшей воде водится горная форель (разумеется, тут е никто не ловит). Мы плывем по узкому извилистому руслу, над головой нависают низкие своды, да так, что сидящим с краю приходится пригибаться. Здесь не хочется говорить громко. В тишине можно услышать лишь всплеск весел и восхищенные возгласы. Мы плывем около километра, но это кажется очень долгим путем. Когда забрезжил солнечный свет, все оживляются.

Хочу вам сказать: в пещере возникают точно такие же чувства, как в храме. Безмолвие, преклонение перед величием Природы, благоговение. И еще – смирение, потому что здесь ты очень отчетливо понимаешь, насколько мал человек перед Мирозданием – крошечная пылинка, которую может сдуть, смести с лица земли в любую секунду. После пещеры чувствуешь себя обновленным, словно прошел какой-то важный отрезок своего Пути, или даже обряд инициации. Ощущаешь себя попавшей в очередную сказку, в которой еще не бывала…

Хотя, надо сказать, это мои личные заморочки. Вот был у нас в группе один дяденька, который уже в автобус сел пьяный (наверное, с вечера зарядился), в автобусе все время добавлял, и вот ему-то точно никакие храмы не блазнились, он всю дорогу частенько произносил фразу «пошли все в ж…у», а в лодочке авторитетно заявил гиду: «Какие тут, к черту, 40 метров? Не больше шести! Я отвечаю!». Жена было попыталась его приструнить, но гид на нее шикнула, велела оставить муженька в покое. Наверное, побоялась, что сейчас он сиганет с борта, чтобы лично измерить глубину… Возможно, так, в алкогольном угаре, жить проще. Но в сказочном – интереснее!

Сказочные события случались с нами в Чехии неоднократно. Вот самое яркое из них.

Мы всей группой идем Дорогой Королей. И вдруг «из ниоткуда» рядом с нами возникает невероятная пара: пес и его хозяин. Вроде бы только что никого не было, и вдруг возникли, словно материализовались из параллельного мира. Они оба поджарые, худощавые, волосы хозяина и шерсть пса совершенно одинакового пепельного цвета, пушистые и летящие по ветру. Они похожи друг на друга, как отражения. Но самое главное – это размеры пса. Его рост – полтора метра, я никогда не видела таких огромных собак. Глядя на него, сразу вспоминаешь легенду о псе Баскервилей и понимаешь, что это не выдумка. Я не могу сдержать крик восхищения и начинаю лихорадочно выцарапывать из чехла фотоаппарат. Хозяин и собака с достоинством останавливаются и позируют нам. Реакция у обоих королевская – сдержанность, достоинство, благородство. Какое-то время они потом идут рядом с нами, а затем как-то незаметно растворяются, как и не было. Возникли из сказки и ушли обратно в сказку. До сих пор вспоминаю это чудо с благоговейным восхищением…

Наше пребывание в Чехии завершает экскурсия «Мистическая Прага». Получилось это случайно, но закономерно. Лучшего подарка напоследок от чудесной Праги и не придумать!

Экскурсия начинается вечером, уже в сумерках. Уже поздно, улицы пустеют, только возле многочисленных кафешек оживление. В переулках и вовсе нет людей – вечерняя жизнь перемещается «под крыши». А мы вот выходим на «охоту за чудесами», все в их предвкушении.

Нас ведет экскурсовод Татьяна – дивная женщина «без возраста», очень утонченная и интеллигентная, мать четверых детей, красавица и человек исключительной эрудиции. Она прочитала массу исторических и современных книг о Чехии и знает о ней все и даже немножко больше.

Начинается все с легенды, касающейся астрономических часов на Ратушной башне. Согласно этой легенде, мастера, изготовившего эти уникальные часы, затем ослепили, чтобы он никогда не смог повторить собственное творение. Похожие легенды есть у многих народов, и у русских в том числе (см. Дм. Кедрин, «Зодчие»). Но в случае с чешским мастером правительство, оказывается, поступило гораздо мудрее: ему пожаловали хороший дом на берегу Влтавы и положили отличный пожизненный пенсион, с тем чтобы он больше никогда ничего уже не строил. Мастер прожил до глубокой старости в покое и достатке. Мне эта версия кажется правдоподобной: действительно, человек, который построил это чудо из чудес (а строил он их много лет!) мог счесть, что свое жизненное предназначение он выполнил и пика творчества достиг. Почему нет? Но эта версия для легенды не годится, тут нужно что-то покровожаднее и потрагичнее, вот и возникла идея с «ослеплением».

Мы подходим к храму. Сейчас он, конечно, закрыт, мы озираем его снаружи. Его легенда такова: там, внутри, в специальном ларце у статуи Девы Марии, хранится мумифицированная кисть руки. А до нее в ларце лежали драгоценности, пожалованные храму. Но один вор несколько веков назад решил ночью проникнуть в храм и спереть сокровища. И что вы думаете? Только он вскрыл ларец, как статуя Девы Марии схватила его за руку – намертво! Он попытался вырваться и не смог, в ужасе завопил так, что прибежала городская стража. Разбудили привратника, открыли церковь, обнаружили неудачливого грабителя, и… Разжать руку статуи не удалось, так что стража решила вопрос радикально – отрубила руку вора. Он выжил, раскаялся, уверовал и до самой смерти был работником в этом самом храме, а после смерти завещал похоронить себя под порогом церкви, чтобы его попирали ногами все прихожане, что и было исполнено. А руку выставили в ларце в назидание всем и как свидетельство «чуда ожившей статуи». Такая вот история…

Вообще Деву Марию в Чехии почитают, ее статуи можно встретить везде и всюду. Ей поклоняются, ей молятся, ее оберегают. И поэтому следующая история поражает своим кощунством и его последствиями. История совсем «свеженькая», все произошло в прошлом, 2011 году, по весне. Четыре отморозка из числа «золотой молодежи», накачавшись алкоголем, с чего-то вдруг решили осквернить статую Девы Марии, стоящую на портале одного храма. Они взобрались на портал и стали пинать и трясти статую. Надо сказать, здесь самый распространенный строительный материал – песчаник, камень довольно прочный, но по весне он набирает воду и становится хрупким, как бы «рыхлым». И вот под воздействием самого разнузданного и активного осквернителя голова статуи отвалилась и упала так «удачно», что одну руку ему раздробила в хлам, порвав все связки и сухожилия, а вторую сильно придавила. Вся компания мгновенно протрезвела, вызвали «скорую», но раздробленную руку спасти не удалось – ее ампутировали, а вторая, ушибленная, перестала работать и высохла. Происшествие имело широкий общественный резонанс, освещалось в прссе и, думается, многих заставило задуматься о способах развлечений в частности и о вере в святыни вообще. История кажется и впрямь мистической, но она вполне реальна, и я не удивлена: в Праге, именно в этом городе, может случиться и не такое. Тут – волшебно, я это чувствую каждой клеточкой своего тела.

Мы идем дальше и вскоре приходим к памятнику – это памятник Командору. Да, да, тому самому, из «Дон Жуана» Пушкина. Ох и фантазия у автора! Представьте себе тяжелую металлическую фигуру в накинутом плаще, под которым… пустота. Вот вообще – нет ничего, хоть руку сунь. И это впечатляет больше, чем любое реалистичное изображение: создается ощущение какой-то предопределенности, неотвратимости, рока. Мне хочется задержаться тут подольше, кажется, что я тут могу понять и почувствовать что-то очень важное, но нет времени, мы уже движемся дальше.

А в очередном переулке нас подстерегает самое настоящее Чудо. Еще издалека мы слышим музыку, исполняемую с такой страстью, что просто мороз по позвоночнику. Уличные музыканты тут повсюду, и зарабатывают, и репетируют заодно, но ТАКОЕ исполнение – это встречается редко, честное слово. Сворачиваем в переулок – он пуст, и только два молодых человека, один с баяном, другой со скрипкой, самозабвенно играют сами для себя, для души! Они так играют, словно находятся на сцене Гранд Опера, и на кону – приз мирового масштаба. А может, приз ни причем, тут другое, тут душа в творческом полете! Мы подходим, бросаем деньги в футляр от баяна, фотографируемся с ними. А они, мимолетно улыбаясь, продолжают творить Высокое Искусство – наполнять вечернюю Прагу волшебными звуками.

Мы узнаем еще много интересных исторических фактов во время этой экскурсии.

Нам показывают здание, с которым связана очередная леденящая душу история. Когда-то это был гостиный двор, и здесь жили заезжие купцы. Практичные чехи давали разрешение на проезд через Прагу только в том случае, если купец согласен три дня поторговать на местном рынке, а после этого иногда и смысла не было ехать дальше, уж доторговать остатками – и до дому. И вот один товарищ «восточной национальности», торгующий в Праге, проникся страстью к одной местной девушке. Она никак не отвечала на его порывы и даже избегала, но в конце концов он выловил ее и предложил самые серьезные отношения, то есть замужество. Тут она с облечением и вылепила ему всю правду: не может, ну не может она выйти замуж за иноверца! Но горячий южанин сказал, что готов принять ее веру, только надо у родителей благословение получить. С тем и отбыл в родные края, а девушка, естественно, осталась и перекрестилась. Его не было три года, она за это время благополучно вышла замуж, и тут… Тут возвращается он. С благословением. С твердым намерением жениться. А тут – такое!!!

В общем, он ее, неверную, выследил и, конечно, убил. Тело сбросил в глубокий колодец того самого гостиного двора (такие есть в каждом подвале, на случай осады), а голову отрезал и уволок с собой.

И вот через некоторое время на дорогах Чехии был замечен безумный человек с корзиной, который все время толковал про какую-то голову, которая велит отнести ее к родителям. Когда его сгребли стражи порядка и заглянули в корзину, все пришли в ужас: там и впрямь находился череп с косами. В общем, голову вернули безутешным родителям, а ревнивца казнили (что для него, безусловно, было освобождением и наилучшим исходом).

Кстати, знаете, какие тут подвалы??? За много веков культурный слой все время нарастал, и здания как бы «уходили в землю». Есть подвалы глубиной 4-5 метров, там сейчас устроены уютные ресторанчики (мы в таком были). А есть еще неосвоенные подвалы. И опять же, по легенде, когда-то за одним мастером-каменщиком явились люди, завязали ему глаза и увезли незнамо куда. Повязку сняли уже в подвале. Там ему было приказано замуровать нишу, в которой были сложены несметные сокровища – он их видел своими глазами. Причем ему строго указали, что кладка должна быть один в один, как родная, чтобы не было видно свежего раствора. Мастер все выполнил, ему щедро заплатили и опять же с завязанными глазами увезли домой. А позже он начал маниакально искать то место, где замурован клад. Но не исследуешь же все подвалы в городе? А больше он ничего не знал… Естественно, не нашел, и в конце концов повредился в уме и умер. Мораль: на чужой каравай рот не разевай, и лучше быть бедным, но веселым, чем свихнуться с ума на почве чужих сокровищ.

Идем дальше. Татьяна рассказывает нам о Еврейском квартале, синагоге и местном раввине, который в 16 веке создал что-то вроде зомби или робота. Излагаю легенду:

Итак, в одну из беззвёздных ночей 1580 года известный в Праге раввин Иегуда Лев бен Бецалель вылепил из глины огромную фигуру человека. Когда Бецалель вложил в глиняный рот кусок пергамента с написанным на нём именем Бога, голем ожил! Существу был отдан единственный приказ — охранять еврейскую общину от агрессивных поляков. Вначале глиняный человек превосходно справлялся с этой задачей благодаря своей невероятной силе. Упралять им мог только раввин, и голем беспрекословно ему подчинялся. Но однажды, когда вечернее богослужение перед праздничной субботой было в самом разгаре, случилось непредвиденное.

Каждую пятницу раввин бен Бецалель извлекал кусок пергамента изо рта голема, погружая его до понедельника в глубокий сон. Но с годами раввин постарел, стал слабеть память, и наступил день, когда он забыл про пергамент, и пленённый дух, живущий внутри глиняного тела, попытался вернуть себе свободу. Проломив стену своей комнаты, голем выбрался на улицы еврейского гетто. Разбушевавшийся глиняный человек крушил всё, что попадалось на его пути, и перепуганные люди побежали в синагогу. Толпа ворвалась в храм, когда Бецалель читал 92-й псалом. Прерванный на середине чтения раввин выслушал сбивчивый рассказ прибежавших людей и поспешил на улицу, а его ученики тем временем продолжали чтение торы на той строке, где прервался раввин.

А тот тем временем нашёл голема, подошел к нему и выдернул из его рта магический пергамент. Голем застыл, а Бецалель вернулся в синагогу и вновь повторил недоконченный 92-й псалом. Тогда раввин принял решение: раз уж он стал забывать такие важные вещи, нужно обезопасить паству от возможных катастрофических последствий. Той же ночью он перенёс обездвиженное тело глиняного человека на чердак синагоги и спрятал его в потайной нише. С тех времен и до сих пор вход на чердак запрещён для всех, а лестница, некогда поднимавшаяся наверх к надкупольным помещениям, разрушена и никогда не должна быть восстановлена. И еще одно последствие, дожившее до наших дней: с тех пор строка 92-го псалма на службах всегда повторяется дважды. А в мировой литературе легенда о Големе не раз становилась источником вдохновения для поэтов и писателей.

А завершается наш поход по Мистической Праге на площади, с которой открывается чудный вид на Старый город. Уже совсем темно, а там все подсвечено, и мы видим величественный замок, который кажется плывущим в воздухе. Накануне Алька сказала нам: «Девчонки, вы бы клонировались, что ли, чтобы одни уехали, а другие остались в Праге насовсем». И нас с Галочкой осеняет. Мы истово кладем поясные поклоны в сторону волшебного Старого города – клонируемся, значит. Завтра нам уезжать, но мы точно оставляем тут, в невероятной, потрясающей, завораживающей Праге,  частицу себя. Я влюблена в Прагу. Я тихо обещаю себе обязательно вернуться сюда, в этот сказочный город, в свой оживший сон. Тем более что теперь меня связывают с ним тесные отношения, почти родственные узы.

Картина дня

наверх