На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 437 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Где коммунисты? "Документ датируется 17 апреля 2024 года. Его авторы Гастон Ньевас (Gaston Nievas) и Алиса Содано (Al...Международные инв...
  • Юрий Ded
    Ох и брехуны эти новоявленные коммунисты . Пусть почитают хотя бы блумберг - рупор капитализма . Все кап страны за ис...Международные инв...
  • Ильдус Мамлеев
    Путин сказал, что Одесса - это русский город. Выводы делайте сами.Договориться не в...

СКАЗКИ КИПРА-2. Вслед за Одиссеем

http://www.elfikarussian.ru/skazki-kipra-2-vsled-za-odisseem...

ВСЛЕД ЗА ОДИССЕЕМ

Одиссей – это наш гид, под предводительством которого 30 женщин совершают длительные экскурсии по острову.

Одиссей – потрясающий! Мы все в него немножко влюблены. Он истинный, природный гид, от Бога. По национальности – грек, в детстве и молодости жил в Грузии, служил в российской армии, женился на гречанке, переехал в Грецию, затем – на Кипр. Ну куда податься человеку с такой необычной географией судьбы, как не в гиды??? У него великолепное, очень тонкое чувство юмора, красивый и правильный русский, отличное знание истории, он читает нам стихи, рассказывает нам массу всяких интересностей и раскрывает нам истинную красоту Кипра.

Наша первая экскурсия – в средневековый замок. Замок так потряс мое воображение, что я даже не очень запомнила, что там рассказывал о нем Одиссей. Толстенные полутораметровые каменные стены, узкие винтовые лестницы, пустые и гулкие темные залы, окна в глубоких нишах, через которые солнце едва видно… Какая-то мрачная, трагическая красота. Мы спускаемся в подвал – там просто кошмарно гнетущая атмосфера. В одной из длинных и узких комнат нет ничего, кроме окна под самым потолком, желобка вдоль стены и каменного «пенька» посередине, на полу. «Плаха!» — дружно решаем мы. Однако, пыточная здесь была, не иначе. И назначение желобка тогда очень даже понятно…

Зато когда мы поднимаемся на крышу башни – открывается дивный вид во все стороны. И, кажется, даже дышать становится легче. Сдается мне, что эта башня не раз использовалась как место заточения, уж очень она к тому располагает. Кажется, если бы здесь не было столько народа, она стала бы гулко нашептывать на ухо мольбы и проклятия своих узников. Так что хочется поскорее ее покинуть – и на волю, к солнышку!

Далее мы следуем на другой конец острова, в Пафос. Это район субтропиков, тут много зелени, пальм, плодовых деревьев. Мы посещаем сказочное место – Купальню Афродиты. По легенде, именно тут она вышла из пены морской. Говорят, вода в этом месте особенно показана для женской красоты и здоровья. Часть группы купается, другая – просто бродит по прибою. Затем мы перемещаемся непосредственно в Пафос. О господи, сколько же здесь русских! Везде звучит русская речь и видны родные славянские лица. Одиссей сообщает, что тут, помимо заезжих туристов, очень много русских обосновалось на ПМЖ. Эдакий Брайтон-Бич в кипрском варианте!

Далее наш путь – в древний греческий город, раскопанный археологами. Конечно, нечто подобное все мы видели на картинках учебников или по телевизору. Но увидеть своими глазами, потрогать, пощупать – это совсем другое!!! Озирая строения древних греков, понимаешь, что их цивилизация была куда более мощной, гармоничной и экологичной, нежели наша, нынешняя. Камень, глина, дерево, мозаика – все природное, и исполнение очень искусное. Фрагменты сохранившейся мозаики на полах помещений просто завораживают: надо же, в такие древние времена – и такое искусство!

В древнем амфитеатре мы встречаемся с группой немецких туристов. Они чинно-чопорно слушают своего гида. А наш Одиссей уже заразил всю нашу группу своим вдохновением и любовью к Древней Греции. ОН только что рассказал нам о том, что отверстие в центре сцены – место, где звук резонирует, и даже шепот слышен на верхних рядах высокой многоярусной трибуны (надо же, как все просчитано!). И теперь мы по очереди с этой точки читаем стихи, поем песни, а потом и вовсе начинаем танцевать сиртаки. Немцы, забыв о своем гиде, смотрят на бесплатное представление. А мы и не против! Знай наших!

А туалет!!! Это же песня! Вполне современное внутреннее содержание искусно «упаковано» в оболочку, соответствующую древнегреческой эпохе, и даже указатель монументальный, «под камень», а может, и высечен на камне. Говорю же вам, киприоты – фанаты всего натурального ))))

Кстати, в амфитеатре имеются внутренние помещения, и туда очень хочется забраться. Интересно же! Но предусмотрительные хозяева вставили решетки во входы – видимо, чтобы любопытные туристы не заблудились в каменном массиве. И чтобы не писали там, внутри «Здесь был Вася из Урюпинска». Так что Одиссей без потерь уводит нашу экскурсию с древнегреческой территории, и мы отправляемся дальше.

Обычно на обратном пути все гиды замолкают с чувством выполненного долга, предоставляя экскурсантам возможность переваривать впечатления. Но не Одиссей! Он всю обратную дорогу развлекает нас историями о жизни Кипре, и я проникаюсь к нему огромным уважением. Вот уж человек точно влюблен в свою работу. Она для него и не работа, а удовольствие, способ общения с Миром.

Через несколько дней мы под предводительством нашего Одиссея вновь садимся в автобус и отправляемся на другую экскурсию – в монастыри. Поднимаемся по горному серпантину, видим Кипр сверху. Он прекрасен: одновременно и суров, и нежен. Каменные склоны гор – и буйная растительность. Безлюдные места сменяются аккуратными деревушками. Наша цель на этот раз – монастыри.

В женском монастыре святой Феклы есть целебная грязь, которая лечит кожные заболевания. Ее добывают из подземного ручья, через щель между плитками пола. Она никогда не иссякает – все время образуется вновь. Мы видим фотографии, которые запечатлели процесс лечения псориаза. На фото видно, какой волшебный эффект производит это природное лекарство. От почти полного поражения всего тела — до чистой, здоровой кожи. Еще мы находим на монастырском дереве зрелый лимон килограмма на полтора, размером с дыньку, с которым радостно фотографируемся. Есть и целебный источник – мы набираем святой воды. Внутренний дворик монастыря очень красив, а монахини шустрые и приветливые. В целом там очень приятно находиться.

От святой Феклы мы отправляемся в мужской монастырь Махерас (Ножевой Божьей Матери). Он расположен еще выше в горах, и приходится надеть кофты, потому что становится довольно прохладно. В этом монастыре множество полудиких кошек, которые с любопытством подходят поглазеть на нас, но гладить себя не дают.

Монахи на Кипре как-то сильно отличаются от наших, российских. Наши все, как правило, суровы, погружены в себя, отрешенные, взгляд – внутрь, а на Кипре они очень живые и теплые, улыбаются, и взгляд – наружу. Климат, что ли, на них так действует? Или южный темперамент сказывается? Впрочем, и в храмах у них не так сурово, как у нас: везде расположены скамеечки, чтобы во время службы можно было присесть, не стоять на ногах. Мне это нравится, Людмиле – нет. Она считает, что нечего, можно и помучиться ради божественного. А мне идея умерщвления плоти никогда не нравилась. Бог, стало быть, создал для жизни, а мы почему-то решили его творение умерщвлять. Неувязочка получается!

После монастырей неугомонный Одиссей везет нас в место, где давят оливковое масло. Весь двор оборудован длинными столами и скамьями под апельсиновыми деревьями. Летом здесь проводят для туристов целые мистерии с обедом, катанием на осликах и костюмированном действом. Но сейчас ослики «на пенсии» до следующего сезона, и мы можем только лишь увидеть их в стойле.

Ослики очень милые, ушастые и глазастые. Они смирно едят, не обращая внимание на пришельцев. И только один из них отрывается от кормушки и начинает негромко «разговаривать» с нами на своем ослином языке. Наверное, интеллектуал, соскучился по человеческому общению. Он что-то нам вещает, забыв про трапезу, пока мы не отходим. На редкость коммуникабельное животное!

И еще в этот день мы на практике узнаем, что такое мясное мезе. Это обед с многочисленной сменой блюд. Подается вино, вода, сок, местная самогонка, а к этому всему – разные национальные блюда. Майонеза на Кипре я не видела ни разу и нигде. Киприоты предпочитают здоровые заправки: оливковое масло, виноградный уксус, сметану с наполнителем из икры, огурцов, хрена. Соусы на сметане Одиссей смешно называет «замазками» — мы их очень полюбили! Пожалуй, и дома стоит перейти на эту полезную вкуснятину. А из всех кипрских блюд мне неожиданно больше всего понравилось самое простое – пшеничная каша. Хотя и в мясе киприоты толк понимают.

Местная самогонка – это полный улет. Запах от нее…мммм… очень такой самогонный! Сивушный, проще говоря. Я не стала даже пробовать. А моя приятельница Леночка, что называется, «пригубила». Один маленький глоточек. И с этого глоточка ее так «повело», что из кафе она выходила сложным зигзагом. А потом я хохотала – чем больше времени проходило, тем больше усиливался запах самогонки на ее губах. Вот что значит натурпродукт!

Но самой интересной и самой длительной экскурсией оказалось путешествие по Большому Кругу. Мы проехали через столицу Кипра – Никосию и побывали сразу в 4 храмах. Мы поднялись высоко-высоко в горы, где кипрское вечное лето сменилось глубокой осенью – холодно, на дороге – опавшие желтые листья, склоны гор в золоте и багрянце. Скоро тут выпадет снег, который пролежит до марта, как сказал нам Одиссей.

Храм святых Киприана и Устинии – особенное место.

По христианскому преданию, Киприан был в III в. знаменитым волхвом. С помощью бесовской силы выполнял пожелания всех, кто к нему обращался. Однажды богатый юноша попросил у Киприана чарами получить для него привязанность молодой христианки Юстинии. Трижды пытался Киприан повлиять на нее, но девушка силой своей молитвы отвергала все чары. В качестве мести Киприан наслал мор на город, где жила Юстиния. И снова праведница победила колдуна молитвами. Тогда он отрекся от язычества, стал проповедовать христианство, а впоследствии вместе с Юстинией принял за это мученическую смерть. Так гласит легенда.

А сейчас к этим святым обращаются те, кто хочет защититься от колдунов, глазливых, завистливых людей и черных магов, избавиться от воздействия темных, инфернальных сил (проявляется в дурных снах, панических атаках, депрессиях, при ряде психических и неврологических заболеваний), в общем, очищает и защищает от темных сил. Здесь можно пожертвовать хоть цент (самая мелкая монетка на Кипре), а взамен взять столько свечей, сколько надо. Ими потом можно очистить жилище, поставить в храме. Можно попросить у Киприана Силу Веры – он помогает, если человек сам искренне этого хочет.

Следующий храм – не менее важный. Он расположен в горах Троодоса. Это Монастырь Божией Матери Троодотиссы. В нем имеется чудотворная икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображена с легкой улыбкой на устах (гораздо чаще Лик Ее скорбен). А еще здесь много веков хранится Пояс Богородицы. Сюда приезжают бездетные пары, чтобы молить о даровании ребенка. Священник выносит чудотворный пояс, надевает его на женщину и читает над ней молитву. А еще пояс помогает тем, у кого имеются гинекологические проблемы. Но в этом случае его не надевают, а после специальной молитвы на исцеление дают приложиться. В нашей группе есть две женщины, мечтающие зачать, и над ними производят такой обряд. А потом – для тех, кто хочет исцелиться. Было ощущение, что происходит какое-то невероятное таинство. Все шло в полном, благоговейном молчании, и слезы сами текли из глаз. Одиссей потом тихо говорит нам: «Меня мороз по коже пробирал». Мы выходим из храма притихшие и просветленные, словно каждый осенен незримым благословением Божией Матери, и долго еще молчим. На прощание нам показали фотографии тех ребятишек, которые родились с помощью чудодейственного пояса. Благодарные родители присылают фото, делают пожертвования, а часто приезжают сами и приводят родившихся чад – поклониться и поблагодарить.

Мы едем еще выше, в горы, где расположен Киккский монастырь.

Это пожалуй, самый известный и переполненный паломниками и туристами монастырь на Кипре. Основан он был ради чудотворной Киккской иконы Пресвятой Богородицы. По преданию, это одна из икон, написанных святым Апостолом и Евангелистом Лукой. Икона всегда закрыта покрывалом, и видна только часть руки. Версий, почему это так, ходит множество. Мне понравилась самая поэтичная: «В иконе столько благодати, что не каждый может ее выдержать». В этом что-то есть! Путешествуя по нескольким храмам за один день, я и сама замечала, что в первых душа резонирует, снисходят покой и умиротворение, а последние уже осматриваешь, как музей – перегруз может быть не только физический.

Легенда этого храма такова: говорят, когда-то в этих местах подвизался в молитвенном уединении благочестивый подвижник Исайя. Как-то раз один из вельмож, охотившийся в горах, заблудился и наткнулся на келью отшельника. Грубо пытаясь выяснить дорогу, он даже побил старца. В наказание за такое небогоугодное деяние, вельможа тяжело заболел. Уразумев наказание Божие, вернулся он к монаху Исайе просить прощения. Подвижник простил вельможу, но велел ему отправиться в Константинополь к императору Алексею Комнину и привезти на Кипр чудотворную икону Божией Матери, хранящуюся у него. Якобы, такова была такова воля Самой Царицы Небесной. Но Император не хотел расставаться с чудотворным образом. И повелел написать точную копию иконы, решив именно ее и отправить на Кипр. Тогда тяжело заболела дочь Императора. И понял император, что желает Пресвятая Богородица, чтобы Ее чудотворный образ пребывал на Кипре. Согласился отдать икону, но с одним условием — чтобы Лик Матери Божией на иконе всегда пребывал закрытым, дабы молящиеся имели большее благоговение.

Киккский монастырь очень красивый, там замечательные мозаики, дивные иконы и оклады. Но мне он показался слишком «туристическим» и коммерциализированным, больше похожим на музей, чем на святое место. Много людей, автобусов, суеты. Впрочем, может, это мои личные «тараканы». Наверное, у каждого имеется «свое» святое место. Для меня такими стали храмы св.Киприана и Устинии и Божией Матери Троодотиссы. Там я реально почувствовала процессы, которые возникли и в душе, и в уме, и в теле.

Между монастырями и храмами мы посещаем горные деревушки, где испокон веков мужчины – серебряных дел мастера, а женщины – искусные кружевницы. Цены, конечно, немаленькие, зато и работа тонкая, ручная. В одной из таких деревень мы посещаем старинную винодельню и видим дом Сократа (внутрь не входили, но я его сфотографировала через каменное окошко во внешней стене). В одной из лавочек я купила себе кружевной веер ручной работы – на память о горных мастерах. Пусть навевает мне особенное вдохновение, полное чистого горного воздуха и суровой красоты местной природы! Также я увожу чудесный шарф работы местных мастеров.

Сейчас, дома, мне на глаза то и дело попадаются реликвии, вывезенные мною с Кипра. Вот иконка св.Киприана… Вот ладанка с крестиком… Целительное масло от святой Феклы… Камешек, расписанный и подаренный мне чудо-мастерицей Ольгой Шапиро… Колокольчик с тонким серебристым голосом… Все это еще долго будет напоминать мне о Кипре.

Но экскурсии – это далеко не все. Ведь главной целью поездки был семинар по сказкотерапии, на котором происходило также немало чудес.

Картина дня

наверх