На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...
  • Юрий Ильинов
    Генерал ЦАХАЛ: Израилю ни в коем случае нельзя портить отношения с Россией Израилю ни в коем случае нельзя портить от...Судьба Волжской Б...

«Малышка» на триллион: Зачем России сверхтяжелая ракета «Енисей»

Илья Легат

«Малышка» на триллион: Зачем России сверхтяжелая ракета «Енисей»

Поговорим про один из самых неоднозначных проектов в истории российского ракетостроения. Тем более что совсем недавно ей дали название — «Енисей».





«Тяжи» и «сверхтяжи»

У современной России, пожалуй, нет более амбициозного космического проекта, чем создание сверхтяжелой ракеты-носителя, который рассматривают как инструмент покорения Марса и Луны. Для начала нужно понять, что собой представляют такие ракеты. В современном мире львиную долю государственных и коммерческих заказов выполняют ракеты-носители среднего и тяжелого классов, такие как Falcon-9 или Ариан-5 (это всё «тяжи»). Они могут вывести на низкую опорную орбиту грузы, массой более 20 тонн. Это много. Не стоит также забывать, что имеет место тенденция на создание очень легких мини и нано-спутников. Для их запуска вообще можно использовать сверхлегкий носитель типа дешевого новозеландского «Электрона».

В нынешних реалиях, сверхтяжелые ракеты, такие как Falcon Heavy и перспективная SLS (Space Launch System) нужны для решения узкого круга задач, связанных с очень большой нагрузкой. Для примера, портфель заказов на Falcon Heavy составляет пять стартов плюс несколько гипотетических запусков в будущем. Не густо. Скажем прямо, завоевать рынок Falcon Heavy не сможет, потому что рынка как такового, нет. Крупной стране, у которой есть деньги на космос, в целом, достаточно иметь при себе носители трех классов: легкий, средний и тяжелый. В свою очередь, носитель сверхтяжелого класса больше всего напоминает «Роллс-Ройс»: статусную и очень дорогую игрушку. Которая в большинстве случаев не нужна.


И все-таки есть одно направление, где без сверхтяжелого носителя обойтись не выйдет. Это освоение дальнего космоса. Для запуска крупного космического корабля к Марсу или даже Луне, возможностей обычной ракеты будет уже недостаточно. Нужно будет, как минимум, «связать» несколько ступеней носителя тяжелого класса, получив, по сути, новую сверхтяжелую ракету. Сложную и дорогостоящую.

Наперегонки с ветром

В нынешних реалиях крайне нестабильной цены на энергоресурсы можно было предположить, что Россия «зарежет» проект сверхтяжелой ракеты. Но этого не произошло. Еще в начале декабря прошлого года стало известно, что стартовал выбор технического облика российской сверхтяжелой ракеты будущего. А уже в январе нынешний руководитель Роскосмоса — Дмитрий Рогозин — заявил, что выбрано название будущей ракеты. Теперь все перспективы освоения Россией дальних космических рубежей будут связаны с именем «Енисей». «Сегодня подписан детальный план-график создания к 2028 году ракеты-носителя сверхтяжелого класса (класс "Енисей"). Разработчики — РКК "Энергия" имени С.П. Королева (Московская область), РКЦ "Прогресс" (Самара), Центр имени М.В. Хруничева (Москва) — в части создания третьей ступени», — заявил Рогозин в своем Twitter. «Енисей», конечно, крупная и могучая река, но ассоциация странная, особенно после истории с потопленными спутниками. Впрочем, это все нюансы. Куда важней характеристики будущего изделия.


Вот что известно на сегодняшний день. В рамках проекта предполагается применить трехступенчатую схему. Грузоподъемность ракеты-носителя составит 103 тонны. В качестве первой ступени выступают шесть боковых блоков, которые будут оснащены двигателями РД-171МВ. Они будут представлять собой модифицированные версии от первой ступени ракеты «Иртыш» (он же — «Союз-5»). То есть, подтвердились ранее высказываемые предположения, что «сверхтяж» будет своего рода связкой перспективных «Союзов». Примерно, как Falcon Heavy стал, по сути, несколькими Falcon 9, которые объединили в одно целое.

Вторую ступень видят сейчас в качестве одного блока с двигателем РД-171МВ либо РД-180. Наконец, третью ступень, согласно представленным ранее данным, намерены взять от «Ангара-А5В». На разгонном блоке возможно использование двух двигателей РД-0146 либо двух РД-0150.

Напомним, что РД-171МВ представляет собой модернизированный вариант двигателя РД-170, разработка которого стартовала еще в 70-е годы. РД-171 используют для ракет-носителей «Зенит». Важно отметить, что к моменту летных испытаний ракеты, намеченных на 2028 год, двигатели РД-180 и РД-171МВ, скорее всего, устареют морально. Напомним, что все они используют топливную пару керосин/жидкий кислород, которая смотрелась отлично еще лет десять назад. Но сейчас наметилась тенденция на переход к потенциально более удачной паре — жидкий метан/жидкий кислород. Напомним, что именно ее Илон Маск хочет применить на своем новом двигателе Raptor, с которым компания SpaceX связывает свои главные чаяния. Некоторые другие ракетостроители тоже пошли по этому пути, да и в России признали, что он самый правильный.

Другая проблема — цена. В январе этого года стало известно, что «Роскосмос» поставил задачу уложиться в триллион рублей при разработке и создании первого образца «Енисей». Стоит ли говорить, что итоговая сумма может возрасти и хорошо, если не в разы. Сверхтяжелые ракеты — это вообще очень дорогое удовольствие.

«Плановая» экономика

Здесь уместно напомнить, что, по еще старой информации СМИ, Федеральная космическая программа (ФКП) на 2016–2025 годы сильно «похудела». Из нее еще несколько лет назад вычеркнули такие программы, как «Создание лунного взлетно-посадочного комплекса», «Создание лунной орбитальной станции», «Создание лунной базы», «Создание лунного скафандра», «Создание системы робототехнического обеспечения на Луне». Грубо говоря, это своего рода «Перл-Харбор» для лунных амбиций России. И высадка первых русских космонавтов, как минимум, перенесена на неопределенное время.

Ситуация с носителем «Енисей» получается откровенно фантасмагорическая. Российские инженеры работают над фантастически дорогим, невероятно сложным и очень рисковым проектом, который к моменту своего рождения успеет устареть. И это при том, что он, как таковой, не слишком то и нужен.

Можно рассмотреть условно оптимистический сценарий, но он только породит новые неудобные вопросы. Даже если ракета и появится к 2030- году, для нее, скорее всего, придется выдумывать новые миссии. В нынешних условиях, когда «Роскосмосу» приходится буквально выживать, такой подход выглядит, мягко скажем, нелогичным.


Гораздо более правильным выглядело бы освоение спутника Земли вместе с партнерами России. Например, в рамках Lunar Orbital Platform-Gateway — перспективной орбитальной станции вокруг Луны, где могла бы пригодиться уже существующая «Ангара-А5». Для реализации данных планов, впрочем, необходимо поддерживать хорошие отношения с западными коллегами, а особенно — с американцами, которые и будут играть роль «первой скрипки» в данном проекте. Риск есть, однако это намного лучше совершенно несбыточных иллюзий. За которые, к тому же, приходиться дорого платить. В прямом смысле этого слова.

Проект 22600: выяснилась дата сдачи ледокола «Виктор Черномырдин»

Согласно данным из материалов по страхованию ледокола, заказчик получит «Виктора Черномырдина» уже в этом году.

Российское судостроительные предприятие «Адмиралтейские верфи» планирует завершить строительство дизель-электрического ледокола проекта 22600 «Виктор Черномырдин» в этом году. Об этом сообщает портал «Судостроение.инфо».
По данным портала, новое судно будет сдано в эксплуатацию и передано ФГУП «Росморпорт» не позднее 30 сентября 2019 года. Заместитель генерального директора «Росморпорта» Василий Стругов уже заявил, что предприятие рассчитывает получить ледокол в этом году.
Журналистам из материалов закупки услуг по страхованию ледокола у единственного поставщика на период достройки стало известно, что срок оказания услуг ограничивается периодом с 1 января 2019 года до 24 часов 30 сентября 2019 года. За этот время судно должно пройти все необходимые испытания и пройти государственную приемную комиссию.
При этом сообщается, что стоимость договора на услуги страхования «Виктора Черномырдина» составили более 23 миллионов рублей.
Стоит напомнить, что 27 ноября прошлого года на строящемся ледоколе произошло ЧП. В результате пожара «Виктор Черномырдин» получил повреждения оборудования, что стало причиной изменения сроков сдачи судна.

Трагедия MH17: Старожук заявил о финальной стадии расследования

На Украине заявили, что международная следственная группа, занимающаяся раскрытием причин крушения Боинга рейса MH-17, вышла на финишную прямую. Подробности сообщило издание «Укринформ».
Первый заместитель главы Генеральной прокуратуры Украины Дмитрий Сторожук рассказал корреспондентам издания «Украинформ», что расследование крушения малазийского Боинга рейса MH-17 вышло на финишную прямую. Ранее международная следственная группа установила 120 человек, предположительно причастных к трагедии с самолетом. На данный момент следователи продолжают подготовку к передаче материалов дела в суд Нидерландов, который будет отдельно рассматривать причастность каждого подозреваемого к катастрофе с азиатским лайнером, подытожил Сторожук.
Напомним, 17 июля 2014 года в небе Украины потерпел крушение лайнер компании «Малазийские авиалинии», следовавший по маршруту «Амстердам-Куала-Лумпур». В катастрофе погибли 298 человек, в том числе 196 из Нидерландов.
В мае 2018 года представители международной следственной группы заявили, что самолет был сбит из ЗРК «Бук», который якобы принадлежит России. Также специалисты показали элементы ракеты, которые тоже имели признаки принадлежности к армии РФ. Однако позднее Минобороны РФ раскрыло архивные данные и документально доказало, что ракета от «Бука» находилась на Украине в момент катастрофы и никакого отношения к войсковым частям России не имеет.
Ранее генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке заявлял журналистам, что круг подозреваемых значительно сузился: следователи считают, что к катастрофе могут быть причастны несколько десятков человек.

«Мы станем первыми»: успех российского СПГ привлек саудитов

Российский сжиженный природный газ продолжает победное шествие на мировом рынке. Создание цепочки поставок с Ямала в Европу уже превратило бельгийский порт Зебрюгге в крупный распределительный центр.

Впервые с 1987 года, когда данный терминал начал работу, достигнуты рекордные показатели работы: всего в течение минувшего года здесь было разгружено 33 танкера, перевозившего СПГ, осуществлена перевалка 25 грузов СПГ, всего с данным продуктом проведено 76 операций. В этой связи предполагается существенное расширение расположенной в Зебрюге инфраструктуры.

Успешный выход российского СПГ на мировую арену уже привлек внимание Саудовской Аравии, осуществляющей, главным образом, поставки нефти. Ожидается, что Saudi Aramco, основная компания королевства, в 2020 году приступит к продаже СПГ. Однако газ будет не местного, а российского происхождения. Доступ к нему Эр-Рияд собирается получить за счет инвестиций в новый, реализуемый в РФ, проект "Арктик СПГ-2".

Saudi Aramco станет крупным и основным участником на рынке газа, как по добыче, так и в трейдинге. Трейдинг скорее всего станет первым, и я буду приятно удивлен, если первые объемы будут осуществлены, например, в 2020 году.

- заявил глава Минэнерго Халид аль-Фалих.

Картина дня

наверх