На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Владимир Высоцкий "И дожить не успел, мне допеть не успеть..."

Владимир Высоцкий. "И дожить не успел..."

Владимира Семеновича Высоцкого любит, знает и слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь в “магнитофонную эпоху”. Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышался повсюду. Песни Высоцкого, доходчивые и простые, близки и понятны всем. Фронтовики утверждали, что о войне может так написать только прошедший ее дорогами. “Он — наш!” —  так о Высоцком могли сказать все, о ком он писал.

Кто захочет в беде оставаться один!

Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!

Но спускаемся мы с покоренных вершин—

Что же делать, и боги спускались на землю

Так оставьте ненужные споры!

Я себе уже все доказал—

Лучше гор могут быть только горы.

На которых никто не бывал.

Все споры закончились, когда вышел фильм “Вертикаль”, и страна увидела молодого человека небольшого роста, коренастого, поющего свои песни в сопровождении обычной гитары.

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем

Горы будят у нас и зовут нас остаться.

Но спускаемся мы — кто на год, кто совсем,

Потому что всегда мы должны возвращаться.

Всенародная любовь к Высоцкому не прошла. Она стала укрепляться, так как люди увидели своего кумира, стали узнавать подробности его биографии. Необыкновенный и щедрый талант этого человека сделал его “своим” миллионам людей. Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают их лирические герои. А эти стихи стали хрестоматийными, их может продолжить любой… Так происходило только с Пушкиным.

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда упал со скал,

Он стонал, но держал, —

Если шел он с тобой как в бой,

На вершине стоял хмельной, —

Значит, как на себя самого.

Положись на него.

По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал оттого, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихотворений, не принимали в Союз писателей… А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела “его голосом” и удивлялась — какой еще популярности нужно было?! Да, все это было, но как-то полуподпольно, на энтузиазме отдельных доброжелателей. Страшно признаться, но любимым властями Высоцкий стал только после смерти.


Выходят диски и аудиокассеты — полное собрание сочинений, печатаются его стихи и “Роман о девочках”.Признается, что Владимир Семенович был талантливейшим артистом. Эльдар Рязанов к одной из годовщин снимает многосерийный документальный фильм о Высоцком. Но поздно! Ему бы при жизни хоть десятую долю этого признания, он не ушел бы так рано.

Как все мы веселы бывали и угрюмы,

Но если надо выбирать и выбор труден,

Мы выбираем деревянные костюмы.

Люди! Люди!

Нам будут долго предлагать — не прогадать.

Ах! — скажут,— что вы, вы еще не жили!

Ну, а потом предложат: или — или…

И будут вежливы и ласковы настолько —

Предложат жизнь счастливую на блюде.

Но мы откажемся, и бьют они жестоко,

Люди, люди!

Высоцкий ушел в тысяча девятьсот восьмидесятом. С тех пор успело вырасти не одно новое поколение молодежи, но и для них Владимир Семенович остается кумиром, потому что говорит на их языке, об их проблемах, понятно и доходчиво, не “докучая моралью”…

Сегодня не слышно биенья сердец —

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок…

Разрывы глушили биенье сердец,

Мое же — мне громко стучало,

Что все же конец мой — еще не конец:

Конец — это чье-то начало.

Идут годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет. Она так же актуальна, как и в “далекие” теперь семидесятые, восьмидесятые, девяностые. Это удел талантливых творений, а талант Высоцкого общепризнан. Он стал нашей классикой.

Сейчас глаза мои сомкнутся,

Я ухожу — придет другой.

Мы не успели оглянуться,

А сыновья уходят в бой.

Многим из нас и сегодня близка поэзия Владимира Семеновича Высоцкого, к сожалению, ушедшего из жизни на пике своего творческого расцвета. Близка темами, идеями, мотивами, но больше всего — жизненной правдой. Владимир Высоцкий — загадочное явление не только для своего времени, но для наших дней. Не имея возможности официально публиковать тексты своих стихов, он был, однако, известен всему Советскому Союзу: его песни заучивали наизусть, переписывали друг у друга и пели, сидя в тесном дружеском кругу. Чем же так брали за душу его стихи? Ответ прост: простотой, столь милой русскому характеру.

Первые стихотворные опыты Владимира Высоцкого появились в виде пародий на так называемый “блатной” фольклор и носили скорее всего экспериментальный характер. Позже он отошел от этого жанра.

Постепенно нарабатывая опыт поэтического творчества, Высоцкий обратился к военной теме, поднял проблему человеческих взаимоотношений и, конечно же, не обошел вниманием и любовь, чувство, которое Высоцкому довелось испытать в полной мере. Не случайно все его стихотворные произведения буквально “светятся” и “искрятся” от пережитых их автором эмоций.

Уже в расцвете сил и лет Высоцкий встретил настоящую подругу жизни, свою судьбу и музу, Марину Влади. Своим творчеством данного периода он дает понять читателю, что все написанное им в стихах пережито и выстрадано не раз. Сила любви поэта не знала границ. “Живые”, хлесткие строки наглядно демонстрируют необыкновенную силу характера их автора и вместе с тем — его необыкновенную чуткость:

Я дышу — и, значит, я люблю!

Я люблю — и, значит, я живу!

 

Греет душу и подкупает та искренность, с которой Высоцкий выражает и передает нам свои самые сокровенные мысли. Завораживает манера написания Высоцким стихотворных произведений. То мы видим перед собой пылкого, страстного влюбленного, то поэт предстает перед нами в образе фронтовика, немало повидавшего на своем веку.

Многие люди долгое время действительно считали Высоцкого участником боевых событий — настолько убедительны и правдивы его строки о войне:

Наконец-то нам дали приказ наступать,

Отбирать наши пяди и крохи.

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не зашло на востоке.

Можно смело представить себе Высоцкого в солдатской гимнастерке и с фляжкой в руке. Как, впрочем, и в любом другом облике — настолько пластична и образна его речь, выливающаяся в короткие, но необыкновенно емкие в смысловом отношении стихи. Трепетно относясь к дням нелегких испытаний, выпавших на долю Родины, Высоцкий не мог допустить и мысли о забвении пережитого.

Сколько тысячелетий существует общество, столько же и живут пороки в нем. Восхищает способность Высоцкого метко и жестоко высмеивать эти самые пороки: пьянство, бескультурье, хамство:

Ходят сплетни, что не будет больше

Слухов,

И ходят слухи, будто сплетни

Запретят.

Уважать этого человека можно даже за то, что, зная за собой ужасный порок — алкоголизм, — Высоцкий никогда не роптал на свою долю, не сетовал на безысходность. Были дни, когда Высоцкий находился на грани самоубийства. Выкарабкиваясь из “пропасти”, он писал строки, рассказывающие о том, что на самом деле испытывает человек, находящийся в такой ситуации:

Даже от песен стал уставать,

Лечь бы на дно, как подводная лодка,

Чтоб не могли запеленговать…

Тема дружбы является, на мой взгляд, одной из наиболее любимых поэтом, поскольку связана с самыми яркими из его жизненных впечатлений. Принято считать, что у Владимира Семеновича было очень много друзей. Но в отличие от двух-трех настоящих, остальные относились к “лжетоварищам”: собутыльникам — тем, кто стал беспардонно именовать себя “друзьями Володи” уже после смерти поэта.

Лишь верным, настоящим друзьям Высоцкий посвящал свои замечательные стихи:

Он не вышел ни званьем, ни ростом,

Не за славу, не за плату.

А на свой необычный манер

Он по жизни шагал над помостом

По канату, натянутому, как нерв!

Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене цирка, судьба которого во многом схожа с судьбой самого Высоцкого, имевшего репутацию “клоуна”, “шута” среди значительного числа своих современников.

Еще много замечательных слов можно сказать о Владимире Семеновиче Высоцком. Многое уже неоднократно повторялось и уточнялось. Но для многих из нас Высоцкий был, есть и останется навсегда этаким правдорубом — смелым и прямолинейным.

Каждый год отделяет нас от дня смерти Высоцкого, но с каждым днем мы его любим и помним все сильнее.

Настоящий поэт всегда живее всех живых!

 

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово “честь” забыто

И коль в чести наветы за глаза.

В. Высоцкий


 

 

«Я не люблю...»

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма,

В восторженность не верю, и еще -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или - когда все время против шерсти,

Или - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, -

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово "честь" забыто

И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья -

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье, -

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя когда я трушу,

Обидно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю,

Пусть впереди большие перемены -

Я это никогда не полюблю!

1968

 

«Бродят По свету люди...»

 

 Бродят         По свету люди                 разные,  Грезят они о чуде -  Будет или не будет!         Стук - и в этот вечер         Вдруг тебя замечу!                 Вот это чудо.                         Да!  Скачет         По небу всадник -                 облако,  Плачет дождем и градом, -  Значит, на землю надо.         Здесь чудес немало         Есть - звезда упала.                 Вот и чудо.                         Да.  Знаешь!         Я с чудесами -                 запросто...  Хочешь, моргни глазами -  Тотчас под небесами!         Я заклятье знаю,         Ну скажи: "Желаю!"                 Вот и чудо.                         Да!  1966

 

Песня о звездах

 

 Мне этот бой не забыть нипочем -  Смертью пропитан воздух, -  А с небосклона бесшумным дождем  Падали звезды.  Снова упала - и я загадал:  Выйти живым из боя, -  Так свою жизнь я поспешно связал  С глупой звездою.  Я уж решил: миновала беда  И удалось отвертеться, -  С неба упала шальная звезда -  Прямо под сердце.  Нам говорили: "Нужна высота!"  И "Не жалеть патроны!"...  Вон покатилась вторая звезда -  Вам на погоны.  Звезд этих в небе - как рыбы в прудах, -  Хватит на всех с лихвою.  Если б не насмерть, ходил бы тогда  Тоже - Героем.  Я бы Звезду эту сыну отдал,  Просто - на память...  В небе горит, пропадает звезда -  Некуда падать.  1964

«У нас - у всех, у всех, у всех...»

 

 У нас - у всех, у всех, у всех,  У всех наземных жителей,  На небе есть - и смех и грех -  Ангелы-хранители.         И ты, когда спился и сник,         И если головой поник,         Бежишь за отпущеньем, -         Твой ангел просит в этот миг         У Господа прощенье.  1965




Моя цыганская

 

 В сон мне - желтые огни,  И хриплю во сне я:  "Повремени, повремени -  Утро мудренее!"  Но и утром все не так,  Нет того веселья:  Или куришь натощак,  Или пьешь с похмелья.  В кабаках - зеленый штоф,  Белые салфетки, -  Рай для нищих и шутов,  Мне ж - как птице в клетке.  В церкви - смрад и полумрак,  Дьяки курят ладан...  Нет и в церкви все не так,  Все не так, как надо!  Я - на гору впопыхах,  Чтоб чего не вышло, -  На горе стоит ольха,  А под горою - вишня.  Хоть бы склон увит плющом -  Мне б и то отрада,  Хоть бы что-нибудь еще...  Все не так, как надо!  Я - по полю вдоль реки:  Света - тьма, нет Бога!  В чистом поле - васильки,  Дальняя дорога.  Вдоль дороги - лес густой  С бабами-ягами,  А в конце дороги той -  Плаха с топорами.  Где-то кони пляшут в такт,  Нехотя и плавно.  Вдоль дороги все не так,  А в конце - подавно.  И ни церковь, ни кабак -  Ничего не свято!  Нет, ребята, все не так!  Все не так, ребята...  1967

 

Дом хрустальный

 Если я богат, как царь морской,  Крикни только мне: "Лови блесну!" -  Мир подводный и надводный свой,  Не задумываясь, выплесну!          Дом хрустальный на горе - для нее,          Сам, как пес бы, так и рос - в цепи.          Родники мои серебряные,          Золотые мои россыпи!  Если беден я, как пес - один,  И в дому моем - шаром кати, -  Ведь поможешь ты мне, господи,  Не позволишь жизнь скомкати!          Дом хрустальный на горе - для нее,          Сам, как пес бы, так и рос - в цепи.          Родники мои серебряные,          Золотые мои россыпи!  Не сравнил бы я любую с тобой -  Хоть казни меня, расстреливай.  Посмотри, как я любуюсь тобой, -  Как мадонной Рафаэлевой!          Дом хрустальный на горе - для нее,          Сам, как пес бы, так и рос - в цепи.          Родники мои серебряные,          Золотые мои россыпи!  1967

Кони привередливые

 

 Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю  Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...  Что-то воздуху мне мало - ветер пью, туман глотаю, -  Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!         Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!         Вы тугую не слушайте плеть!         Но что-то кони мне попались привередливые -         И дожить не успел, мне допеть не успеть.         Я коней напою,                         я куплет допою -         Хоть мгновенье еще постою                                 на краю...  Сгину я - меня пушинкой ураган сметет с ладони,  И в санях меня галопом повлекут по снегу утром, -  Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,  Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!         Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!         Не указчики вам кнут и плеть!         Но что-то кони мне попались привередливые -         И дожить не успел, мне допеть не успеть.         Я коней напою,                         я куплет допою -         Хоть мгновенье еще постою                                 на краю...  Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий, -  Так, что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!  Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,  Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!         Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!         Умоляю вас вскачь не лететь!         Но что-то кони мне попались привередливые...         Коль дожить не успел, так хотя бы - допеть!         Я коней напою,                         я куплет допою -         Хоть мгновенье еще постою                                 на краю...  1972 

Елена ИсаеваЕлена Исаева
25 июля, 16:40
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Эта сказка проста - как вся жизнь проста...

Эта сказка проста - как вся жизнь проста. 

Плывут по морю три голубых кита.

На китах черепаха - больше всех черепах.
На черепахе Земля, на земле гора.
На горе горячее солнышко по утрам.
На горе сижу я и держу тебя на руках.

Киты плывут в распахнутой глубине.
Черепаха спит, Земля на ее спине,
Голубая сверху, болотистая извне.
Гора шевелит усталым своим плечом.
Я держу тебя и не думаю ни о чем.
Ты лежишь на руках и не думаешь обо мне.


Уплывут киты - и всё упадет во тьму.
Черепаха уйдет - китам она ни к чему.
Упадёт Земля - черепаха и не заметит.
Раскопают гору - Земля не замедлит ход.
Не увидишь жизни, пока не почуешь смерти.
Засыхает трава - так заново прорастет.
На весеннем песке поставит свою заплату.
Но ослабнут мои ладони - и ты заплачешь.
 

Потому плывут киты, черепаха спит.
А тебе во сне приснится огромный кит

И земля, и гора, и солнышко вместе с нею.
И весенний песок и отблески на траве,
И прозрачное море - соленое на просвет.
Я не буду сниться - есть дела поважнее. (Аля Кудряшева)

Елена ИсаеваЕлена Исаева
19 июля, 16:10

Картина дня

наверх