Траектория Ковчега Завета: сколько в действительности длились скитания евреев по Синаю
Посмотрим теперь на хронологию событий, так или иначе, связанных с Ковчегом Завета.
Итак, через три месяца после исхода из Египта евреи прибыли к горе Синай. Затем Моисей целых сорок дней получал инструкции, немалую часть из которых составляли распоряжения Бога о том, что необходимо было сделать для дальнейшего служения ему.
Среди этих распоряжений было указание изготовить и Ковчег Завета.
Сколько времени потребовалось на изготовление Ковчега, Библия не указывает. Однако, из текста ясно, что чуть более, чем через полгода после сошествия Моисея с горы Синай, все основные поручения были выполнены. В этот время Ковчег уже был в готовом виде. А теперь была готова и Скиния для него.
Библия указывает точный день этого знаменательного события: «В первый месяц второго года [по исшествии их из Египта], в первый день месяца поставлена скиния» (Исх., гл.40). То есть ровно через год после выхода евреев из Египта, Ковчег был уже готов и помещен в Скинию.
«В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее [днем] и подобие огня ночью» (Чис., гл. 9).
Все это происходило близ горы Синай, где евреи оставались еще полсотни дней.
«Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от скинии откровения; и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской, и остановилось облако в пустыне Фаран… И отправились они от горы Господней на три дня пути, и ковчег завета Господня шел пред ними три дня пути, чтоб усмотреть им место, где остановиться» (Чис. , гл.10).
На протяжении всего путешествия от Синая до границ Земли Обетованной израильтяне шли в строгом соответствии с командами Бога, передаваемых им как через Моисея с помощью Ковчега Завета, так и существенно более зримым образом.
«И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы.» (Чис., гл. 9).
Довольно часто приходится встречать утверждение, что не известно, где бродили евреи в период от Исхода из Египта до прихода в Землю Обетованную в течение сорока лет. Между тем это не так – в Библии указан достаточно точный и подробный маршрут. Другое дело, что далеко не всегда удается точно соотнести названия мест, упоминаемые в тексте, с современными географическими названиями.
«Моисей, по повелению Господню, описал путешествие их по станам их, и вот станы путешествия их: из Раамсеса отправились они в первый месяц, в пятнадцатый день первого месяца; на другой день Пасхи вышли сыны Израилевы под рукою высокою в глазах всего Египта; между тем Египтяне хоронили всех первенцев, которых поразил у них Господь, и над богами их Господь совершил суд.
Так отправились сыны Израилевы из Раамсеса и расположились станом в Сокхофе.
И отправились из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, что на краю пустыни.
И отправились из Ефама и обратились к Пи-Гахирофу, что пред Ваал-Цефоном, и расположились станом пред Мигдолом.
Отправившись от Гахирофа, прошли среди моря в пустыню, и шли три дня пути пустынею Ефам, и расположились станом в Мерре.
И отправились из Мерры и пришли в Елим; в Елиме же [было] двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом.
И отправились из Елима и расположились станом у Чермного моря.
И отправились от Чермного моря и расположились станом в пустыне Син.
И отправились из пустыни Син и расположились станом в Дофке.
И отправились из Дофки и расположились станом в Алуше.
И отправились из Алуша и расположились станом в Рефидиме, и не было там воды, чтобы пить народу.
И отправились из Рефидима и расположились станом в пустыне Синайской» (Чис., гл. 33).
Эту часть пути они прошли, еще не имя Ковчега Завета. На это, как указывалось выше, ушло у них три месяца. Дальнейший маршрут – уже с Ковчегом Завета – также известен. Судя же по тому, что в следующем списке вновь упоминается пустыня Син, Бог заставил евреев сильно попетлять.
«И отправились из пустыни Синайской и расположились станом в Киброт-Гаттааве.
И отправились из Киброт-Гаттаавы и расположились станом в Асирофе.
И отправились из Асирофа и расположились станом в Рифме.
И отправились из Рифмы и расположились станом в Римнон-Фареце.
И отправились из Римнон-Фареца и расположились станом в Ливне.
И отправились из Ливны и расположились станом в Риссе.
И отправились из Риссы и расположились станом в Кегелафе.
И отправились из Кегелафы и расположились станом на горе Шафер.
И отправились от горы Шафер и расположились станом в Хараде.
И отправились из Харады и расположились станом в Макелофе.
И отправились из Макелофа и расположились станом в Тахафе.
И отправились из Тахафа и расположились станом в Тарахе.
И отправились из Тараха и расположились станом в Мифке.
И отправились из Мифки и расположились станом в Хашмоне.
И отправились из Хашмоны и расположились станом в Мосерофе.
И отправились из Мосерофа и расположились станом в Бене-Яакане.
И отправились из Бене-Яакана и расположились станом в Хор-Агидгаде.
И отправились из Хор-Агидгада и расположились станом в Иотвафе.
И отправились от Иотвафы и расположились станом в Авроне.
И отправились из Аврона и расположились станом в Ецион-Гавере.
И отправились из Ецион-Гавера и расположились станом в пустыне Син. [Отправившись из пустыни Син, расположились станом в пустыне Фаран,] она же Кадес.
И отправились из Кадеса и расположились станом на горе Ор, у пределов земли Едомской.
И взошел Аарон священник на гору Ор по повелению Господню и умер там в сороковой год по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в пятый месяц, в первый день месяца; Аарон был ста двадцати трех лет, когда умер на горе Ор…
И отправились они от горы Ор и расположились станом в Салмоне.
И отправились из Салмона и расположились станом в Пуноне.
И отправились из Пунона и расположились станом в Овофе.
И отправились из Овофа и расположились станом в Ийм-Авариме, на пределах Моава.
И отправились из Ийма и расположились станом в Дивон-Гаде.
И отправились из Дивон-Гада и расположились станом в Алмон-Дивлафаиме.
И отправились из Алмон-Дивлафаима и расположились станом на горах Аваримских пред Нево.
И отправились от гор Аваримских и расположились станом на равнинах Моавитских у Иордана, против Иерихона; они расположились станом у Иордана от Беф-Иешимофа до Аве-Ситтима на равнинах Моавитских» (Чис., гл. 33).
Это была уже граница Земли Обетованной. И прошло от момента Исхода из Египта к этому времени вовсе не сорок лет, а существенно меньше. Сколько именно в Библии не указывается, но это можно определить из речи Моисея, с которой он обратился к евреям незадолго до своей смерти, и которая приведена в первых двух главах Второзакония.

В указанном тексте говорится о том, что подойдя к границам Земли Обетованной, евреи не рискнули сразу же войти в нее. Предварительно, с санкции Моисея, они послали туда разведчиков. Вернувшиеся разведчики подтвердили, что увиденная ими земля действительно богата плодами, но владеют ей очень сильные народы. И евреи испугались…
Уговоры Моисея не помогли, как не помогли и его заверения, что Бог на их стороне. Естественно, что Бог разгневался на такое неповиновение и предрек им дальнейшие скитания (объявив, что никто из них не увидит Земли обетованной, а владеть ей будут только их дети). Евреи спохватились, но было уже поздно – Бог лишил их своей поддержки. Поэтому первую же битву они проиграли и повернули назад в сторону Чермного моря, где «много времени ходили вокруг горы Сеира», а затем пошли в долину Заред.
И далее в речи Моисея следует такой текст: «С тех пор, как мы пошли в Кадес-Варни и как прошли долину Заред, минуло тридцать восемь лет… (Втор., гл. 2).
Таким образом получается, что по Синайскому полуострову евреи ходили вовсе не сорок лет, а всего… два года!..
И как следует из дальнейших библейских текстов, в последующие тридцать восемь лет скитаться по пустыне им более не пришлось – они занимались завоеванием и освоением обширных земель к востоку от Иордана, на территории современной Сирии и Иордании. На этих землях («все пределы Аморрея от Арнона до Иавока и от пустыни до Иордана») было немало весьма плодородных долин, и евреи устроились там довольно неплохо и даже укоренились – так, что когда заканчивался назначенный Богом сорокалетний срок скитаний евреев (и приближалось время смерти Моисея) и наставал момент, когда нужно было идти и завоевывать Землю Обетованную, часть евреев отказались это делать.
«У сынов Рувимовых и у сынов Гадовых стад было весьма много; и увидели они, что земля Иазер и земля Галаад есть место годное для стад; и пришли сыны Гадовы и сыны Рувимовы и сказали Моисею и Елеазару священнику и князьям общества, говоря: Атароф и Дивон, и Иазер, и Нимра, и Есевон, и Елеале, и Севам, и Нево, и Веон, земля, которую Господь поразил пред обществом Израилевым, есть земля годная для стад, а у рабов твоих есть стада. И сказали: если мы нашли благоволение в глазах твоих, отдай землю сию рабам твоим во владение; не переводи нас чрез Иордан» (Чис., гл.32).
Моисею пришлось им напомнить, что за предыдущий отказ от исполнения воли Бога (когда евреи отказались воевать Землю Обетованную, испугавшись сообщений своих разведчиков) их отцы поплатились многолетним скитанием. Под страхом аналогичного наказания со стороны Бога, «отказники» вынуждены были изменить свое решение на условиях своеобразного компромисса – семьи их оставались в Заиорданье, но сами они шли на войну в первых рядах и отказывались от своей доли добычи.
«И подошли они к нему и сказали: мы построим здесь овчие дворы для стад наших и города для детей наших; сами же мы первые вооружимся и пойдем пред сынами Израилевыми, доколе не приведем их в места их; а дети наши пусть останутся в укрепленных городах, для безопасности от жителей земли; не возвратимся в домы наши, доколе не вступят сыны Израилевы каждый в удел свой; ибо мы не возьмем с ними удела по ту сторону Иордана и далее, если удел нам достанется по эту сторону Иордана, к востоку» (Чис., 32).
Хотя конкретно в текстах, описывающих все эти события, ничего не говорится о Ковчеге Завета, но если ориентироваться на общую установку евреев в этот период перемещаться вместе с Ковчегом и на то, что Моисей должен был находиться при нем, траектория Ковчега в течение этих тридцати восьми лет в общих чертах понятна – он также находился в Заиорданье…
В описаниях событий после перехода Иордана и переноса действий в Землю обетованную Ковчег Завета упоминается хоть и не часто, но уже в привязке к конкретным местам. Так после вступления в Ханаан Ковчег находился в стане израильтян у горы Гевал (Нав., гл. 8), затем в Вефиле (Бет-Эле) (Суд., гл. 20) и в Силоме (Шило) (1 Цар., гл. 3), где он оставался до смерти первосвященника Эли (по некоторым подсчетам, в течение 369 лет).

Вслед за этим Израиль постигла катастрофа, о которой мы уже ранее упоминали, – когда Офни (Хофни) и Финеес (Пинхас), сыновья Илия, взяли Ковчег на войну с филистимлянами, те, убив священников в битве у города Авен-Езер (близ Мицпы), захватили Ковчег и унесли его в Азот (Ашдод). Однако, вследствие катастроф, связанных с присутствием Ковчега в капище Дагона и в городах Азот (Ашдод), Геф (Гат) и Аскалон (Ашкелон), филистимляне были вынуждены через короткое время вернуть израильтянам Ковчег с приложением золотых даров.
Сначала Ковчег прибыл в Вефсамис (Бет-Шемеш), где жители, не догадавшиеся сокрыть его от любопытных глаз, поплатились жизнью. Затем жители Кириаф-Иарим (Кирьят-Иеарим) взяли Ковчег к себе, поместив его в частном доме некоего Аминадава (Авинадава) (1Цар., гл. 7), где он оставался в течение 20 лет.
После завоевания Иерусалима царь Давид построил там для Ковчега новую скинию, с тем, чтобы перенести духовный центр в Иерусалим. Однако, при перевозке Ковчега из Кириаф-Иарим (Кирьят-Иеарим) произошла трагедия с Озой (Узой) (2Цар., гл. 6), который погиб, пытаясь поддержать Ковчег, вследствие чего Ковчег временно остался у Аведдара (Овед-Эдома), где пробыл в течение трех месяцев. Наконец, Ковчег был торжественно доставлен в Иерусалим царем Давидом, где был помещен в особый шатер из драгоценных ковров. Однако Скиния Моисея и медный ее жертвенник оставались в это время по-прежнему в Гаваоне, и именно этот жертвенник считался в то время главным.

После постройки царем Соломоном в Иерусалиме стационарного Храма, Ковчег Завета со всеми принадлежностями Скинии был торжественно перенесен туда и помещен в Святая Святых (Двир) – внутреннее помещение кубической формы, размером в 20 локтей. Здесь Ковчег был установлен на естественном каменном пьедестале – небольшом скальном выступе на вершине горы Мориа (ныне чаще используется название Храмовая Гора).

Этот скальный выступ называется «Краеугольный Камень» (или «Камень Основания»), который, согласно мусульманской традиции, «находится точно в центре Земли и является подножием Всевышнего». В Танахе утверждается, что с этого камня Бог начал творить мир.

Согласно же библейским текстам, именно на этом скальном выступе Авраам готовил жертвенный костер для того, чтобы принести Богу в жертву своего сына. Однако ангел отвел его руку и сообщил ему согласие Бога принять в жертву ягненка вместо отрока.

Ныне Краеугольный Камень находится внутри так называемого Купола Скалы – увенчанной золотым куполом мусульманской мечети, выстроенной на месте Храма Соломона.

Храм Соломона в Иерусалиме является последней достоверно известной точкой в траектории движения Ковчега Завета, который оттуда таинственным образом исчез в неизвестный момент времени. Где находится ныне Ковчег, и существует ли он на текущий момент вообще – неизвестно. Есть лишь целый ряд самых разных версий…

Легендарный египетский Лабиринт: в чём причина молчания вокруг величайшего памятника древности
Мы живём в то время, когда в потоке информации можно пропустить что-то в действительности важное. Более того, ежедневные сводки с самых разных новостных фронтов отодвигают новости археологии в самые дальние уголки, где те растворяются в в токсичных остатках вчерашней злободневности.
Можно ли представить, что современная археология всё ещё способна поразить и восхитить даже тех, кто далёк от увлечения историей? Или времена открытия Трои, Мачу Пикчу и гробницы Тутанхамона остались уже в прошлом? Но что же может заставить мировые информационные ресурсы напечатать археологическую новость на первых полосах своих изданий? На ум приходит, разве что открытие легендарной Атлантиды. Однако если она и существовала когда-то, то такое открытие произойдёт не завтра и даже не послезавтра.
Но что если представить, что мы можем стоять на пороге открытия удивительнейшего археологического памятника, который, по словам современников, значимостью своей и величием превосходил даже пирамиды Гизы. Возможно ли такое в принципе? Вполне!
В 2008 году, базируясь на информации о раскопках Ф. Питри, группа исследователей из Бельгии и Египта под предводительством Луи де Кориа провела георадарные исследования недалеко от Фаюмского оазиса. По итогу, международная команда, получившая название «Экспедиция Матаха», заявила, что обнаружила под поверхностью земли огромную структуру, которая может оказаться знаменитым потерянным египетским Лабиринтом, о котором упоминали древние историки!

Ссылаясь на результаты геолокации, Луи де Кориа сообщал, что несмотря на наличие высокого уровня грунтовых вод, можно различить признаки наличия комнат, туннелей, массивных стен, а также двух огромных камер размером 100х150 м и 80х100 метров. Результаты экспедиции были опубликованы в научном журнале Национального исследовательского института астрономии и геофизики (NRIAG), однако ход археологическим работам, результат которых мог бы стать мировой сенсацией, так и не был дан. Причиной тому стал неаргументированный запрет министерства древностей Египта на проведения каких бы то ни было работ на данном участке. Быть может, у египетских чиновников были какие-то веские причины по приостановке исследований близ Фаюмского оазиса? Давайте разбираться.

Первые детальные упоминания об удивительном комплексе, названном Лабиринтом, относятся к V веку до нашей эры и принадлежат перу Геродота Галикарасского. Во второй книге своего трактата «История» в части 148 Геродот пишет о том, что сам побывал на территории Лабиринта:
«...Я видел этот Лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то, в общем, оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот Лабиринт. Конечно, пирамиды — это огромные сооружения, и каждая из них по величине стоит многих творений. Однако Лабиринт превосходит размерами и эти пирамиды.
В нём двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причём шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех и других. По надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец.
О подземных же покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот Лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят [все] творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы.
Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружен колоннами из тщательно прилаженных кусков белого камня. А на углу в конце Лабиринта воздвигнута пирамида высотой 40 оргий с высеченными на ней огромными фигурами. В пирамиду ведёт подземный ход».
*Оргия — единица измерения длины в Древнем Египте и Древней Греции, равная расстоянию между концами средних пальцев раскинутых рук мужчины и составляющая, соответственно: в Древнем Египте - 2,094 м; в Древней Греции - 1,851 м.
Считается, что ещё во времена V-ой династии в Фаюмском оазисе были проведены работы, благодаря которым часть восточной низины оазиса была осушена. Здесь же был воздвигнут город Шедит («Осушенный»).

Поскольку же Шедит был культовым центром поклонения богу Себеку, изображаемому с головой крокодила, греки назвали Шедит Крокодилополем.

В период правления фараона XII династии Аменемхета III в 6 километрах от Файюма была построена пирамида из необожженого кирпича, так называемая пирамида в Хаваре. Это одна из двух пирамид, выстроенных при Аменемхете III.

Вторая же называется «Чёрной пирамидой» и располагается в Дахшуре. Она должна была стать кенотафом, то есть ложной гробницей для Аменемхета III, тогда как пирамида рядом с Файюмом, где фараон закончил начатые ещё его предшественниками масштабные мелиораторские работы, включая создание водохранилища, - основным местом его погребения. Но речь сейчас не о Дахшуре и даже не о пирамидах.

Согласно египтологам, Аменемхет III посчитал необходимым строительство целого комплекса зданий к югу от пирамиды, которые впоследствие и стали именоваться египетским Лабиринтом.

По имеющимся на сегодняшний день свидетельствам длина комплекса составляла 300 метров, а ширина - 240. Но дадим слово историческим свидетелям Лабиринта. Вот что писал о нём античный историк Страбон в работе «География»:
«Кроме того, в этом номе есть Лабиринт — сооружение, которое можно сравнить с пирамидами, — а рядом с ним гробница царя, строителя Лабиринта. Около первого входа в канал, пройдя вперед 30 или 40 стадий, достигнем плоской местности в форме трапеции, где находятся селение, а также большой дворец, состоящий из многих дворцовых помещений, числом столько, сколько в прежние времена было номов; ибо там находится столько залов, которые окружены примыкающими друг к другу колоннадами; все эти колоннады расположены в один ряд и вдоль одной стены, которая подобна длинной стене с залами перед ней; пути, ведущие к ним, находятся прямо напротив стены. Перед входами в залы находится много каких-то длинных крытых сводов с извилистыми путями между ними, так что без проводника ни одному чужеземцу не найти ни входа, ни выхода.
Вызывает удивление, что крыша каждого покоя состоит из одного камня и что крытые своды в ширину точно так же покрыты плитами из цельного камня чрезвычайно большой величины, без всякой примеси дерева где-либо или какого-нибудь другого вещества. Поднявшись на крышу небольшой высоты, так как лабиринт одноэтажный, можно видеть каменную равнину, состоящую из камней такой же большой величины; отсюда, спустившись снова в залы, можно заметить, что они расположены в ряд и покоятся на 27 колоннах; стены их сложены также из камней не меньшей величины. В конце этого здания, занимающего пространство больше стадии, помещается гробница — четырехугольная пирамида, каждая сторона которой имеет около плефра в ширину при равной высоте. Имя погребенного там — Имандес.
Говорят, что такое количество залов построено в силу обычая собираться здесь всем номам соответственно значению каждого вместе со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений, принесения даров богам и для судопроизводства по важнейшим делам. Каждому ному был отведен предназначенный ему зал»

Ещё позже в своём труде «Естественная история» о Лабиринте уже после его уничтожения писал и Плиний Старший:
«Подробно описать расположение этого сооружения и каждую часть в отдельности невозможно, так как оно разделено на регионы, а также на префектуры, которые называют номами, и 21 названию их отведено столько же обширных помещений, кроме того, в нём есть храмы всех богов Египта, и сверх того, Немесис в 40 эдикулах заключил много пирамид по сорока обхватов, занимающих по шести арур в основании. Устав уже от ходьбы, попадают в ту знаменитую запутанную ловушку дорог. Мало того, здесь и вторые этажи высоко на склонах, и нисходящие девяноста ступенями портики. Внутри — колонны из камня порфирита, изображения богов, статуи царей, чудовищные фигуры. Некоторые помещения устроены так, что, когда отворяют двери, внутри раздается страшный гром. А проходят большей частью в потемках».
Даже из этих цитат великих историков древности видно, что комплекс действительно заслуживал восхищения современников. Кроме того, именно египетский Лабиринт, как считается, был прообразом знаменитого лабиринта Кносского дворца. Тем не менее, долгое время египетский Лабиринт считался то ли безвозвратно утраченным, то ли вообще плодом фантазии историков, сильно приукрасивших масштабы сооружения.
Согласно главной версии, причиной исчезновения Файюмского Лабиринта стало разрушение его силами жителей Гераклеополя, города, расположенного в 22 километрах к югу от Файюма. В Гераклеополе процветал культ бога Херишефа (бог плодородия, охоты и рыболовства, изображаемый с головой барана), адепты которого являлись непримиримыми противниками почитателям Себека. Так или иначе, но Лабиринт был разрушен, разграблен и забыт ещё до начала новой эры. Тем не менее, руины его использовались для строительства своих сооружений местными жителями на протяжении почти двух десятков веков. Считается, что последние остатки Лабиринта были задействованы при строительстве файюмской железной дороги в XIX веке.

Первым, кто предпринял попытку отыскать руины Лабиринта был Карл Лепсиус со своей командой в 1843 году. Лепсиус полагал, что именно пирамида Аменемхет III и была пирамидой возле Лабиринта, о которой писал Геродот. В результате археологических работ удалось найти большие колонны, некое «обширное» сооружение, а также остатки искусственного озера Мойрис. И всё же информация об этой экспедиции сохранилась в весьма скудных объёмах, как не было дано и однозначного ответа, действительно обнаруженные Лепсиусом руины оказались остатками Лабиринта.
Следующим, кто проводил раскопки в районе пирамиды Аменемхета III с целью уже опровержения находки Лепсиусом Лабиринта был знаменитый Флиндерс Питри в 1888 году. Забавно, но считая ошибочным результат исследований своего коллеги, Питри обнаружил сильно поврежденную огромную каменную плиту. По его расчетам её размеры были 340х243 метра при 1,8 метра уходящую в глубину. Археолог считал, что на этом месте ранее находилось колоссального размера здание, которое было разрушено, а в последствие использовано в качестве карьера. Вывод Питри заключался в том, что это и есть руины знаменитого Лабиринта.

Следуя известной на сегодняшний день информации, комплекс Лабиринта занимал площадь порядка 70-80 тысяч квадратных метров, являясь одним из самых больших культурно-религиозных памятников древности. И действительно бросающий вызов Великим пирамидам, если не по уровню точности и технологии (какими они были в Лабиринте до сих пор остается неизвестным), то хотя бы по своим масштабам. Сам комплекс использовался не только в качестве усыпальницы для фараонов и священных животных вроде крокодилов, но и, по всей видимости, являлся одним из главных религиозных центров своего времени, где приносились жертвы всем богам Египта.
Кроме того, существуют сведения, согласно которым, в Лабиринте была резиденция царей Египта, откуда они управляли страной, здесь же могло находиться большое количество всевозможных ритуальных и иных артефактов, включая различные тексты. Но информация эта не является проверенной.
Как писал Геродот, Лабиринт имел несколько уровней. Как минимум, два. При этом посетителям дозволялось находиться только на верхнем. Под ним располагались захоронения и какие-то ещё залы, вероятно, ритуального назначения.
Однако хочется отметить вот какой момент. Пирамида Аменемхета III, рядом с которой и находился, судя по всему, Лабиринт, выстроена из сырцового кирпича и сейчас представляет из себя довольно жалкое зрелище. Но, как и целый ряд подобных пирамид, она возводилась вокруг мегалитического ядра. То есть вход, по которому можно попасть в пирамиду, и пространство рядом выполнены из плотно подогнанных друг к другу больших каменных блоков.

То есть, Аменемхет III уже выстраивал своё сооружение на, по-видимому, более древних руинах. Что мешает и Лабиринту быть построенным именно таким же способом. Сразу скажу, что свидетельств тому нет, кроме упоминания историками массивных каменных плит, использованных в качестве крыш и перекрытий. Поэтому была ли постройка Лабиринта полностью заслугой египетских строителей или они только достраивали и ремонтировали уже существующую конструкцию, как это делал Аменемхет III со своей пирамидой в Хаваре, - вопрос открытый.
Закончить же первую часть повествования о таинственном египетском Лабиринте хочется словами, которые некогда были высечены над входом в него: «Безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие. Много легкомысленных вошли в эту дверь и не вышли из нее. Это - бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом».

К вопросу о происхождении человека
Раз уж мы оказались в Эфиопии, известной на весь мир своими палеонаходками, то пройти мимо них, конечно, было нельзя. В частности в музее Аддис-Абебы есть даже отдельный зал, посвященный знаменитой Люси – отдаленной родственнице человека. К сожалению, это – всего лишь реплики. Как впрочем, и подавляющее большинство других экспонатов музея…

Примерно в 50 км к востоку от Аддис-Абебы в сентябре 2007 года открылся музей, посвященный местной палеолитической культуре “Melka Kunture”. Среди всего прочего тут демонстрируются то, что считается стоянкой палеолитического человека – навал костей и простых инструментов среди груды камней.

“Стоянка” произвела удручающее впечатление.



Во-первых, то, что считается, скажем, искусственно созданными обсидиановыми инструментами, которые якобы говорят об определенном умственном развития наших местных предков, запросто могут свидетельствовать ни о чем. Позднее на дороге, где обсидиан валялся вместе со щебенкой в изрядном количестве, мы провели простейший эксперимент – раскололи несколько кусков обсидиана простым ударом о камни. В результате даже с первой попытки получается то, что можно использовать в качестве, скажем, скребков или лезвий (см. фото ниже). а с нескольких попыток получаются осколки в виде “примитивных игл, шила, ножей” и т.п. Ударять же камнем о камень, как стало недавно известно, умеют даже мартышки в Бразилии…

И во-вторых, камни на “стоянке” явно обкатаны и очень похожи на обычную речную гальку, а само их скопление – на скопление гальки в речной заводи. Тогда и кости с “инструментами” вполне могли быть принесены сюда древней рекой и никак не связаны с реальной “стоянкой”.

Более того, если посмотреть на схему профиля местности (см. фото ниже), то понятно, что древняя река могла принести сюда кости и “инструменты” из слоев совершенно разной и более поздней датировки. Все производит впечатление, что как идентификация места в качестве “стоянки”, так и ее датировка возрастом вплоть до 800 тысяч лет – просто высосаны из пальца…

Находящаяся в музее общая карта имеющихся на текущий день находок, связанных с происхождением человека, наглядно демонстрирует скудость этих находок и зыбкость основания принятой ныне картины эволюционного древа человека.


Более того, представленные на стендах музея карты и схемы на самом деле выбивают почву из под ног той теории, согласно которой человек появился в зоне рифтовых разломов. Впрочем, как и вообще из под ног теории о происхождении человека именно в Африке. Дело в том, что тут, благодаря существующему разлому, обнажились древние слои, что создало лишь наиболее благоприятные условия для раскопок, а не для превращения обезьяны в человека. Никто же из археологов не пробовал копать, скажем, на глубину в несколько сотен метров в каком-нибудь другом месте…

Свежие комментарии