На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 476 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Маштакова
    ТМ Кто-нибудь в России может поверить в "случайный"заход военных НАТО на территорию России, например, Калининградской...В Европе не могут...
  • Юрий Ильинов
    "наши древние родители с Ближнего Востока"  Спасибо. Поддерживаю.США прибирают к р...
  • Геннадий Свешников
    Иосиф Виссарионович создал для евреев два государства Еврейская Автономная Область в благодатном уссурийском крае на ...США прибирают к р...

Жизнь из магмы: цивилизация зародилась под землёй

Жизнь из магмы: цивилизация зародилась под землёй

Жизнь из магмы: цивилизация зародилась под землёй

Не утихают научные споры о возникновении и развитии жизни на Земле. Всё чаще звучат заявления, что люди - не результат эволюции приматов, а продукт воздействия внеземных цивилизаций. По самым обсуждаемым версиям, мы - то ли инопланетяне, пришедшие из параллельного мира, то ли гибридная раса, выведенная генетически из местных аборигенов и пришельцев.

..

Отменить метро

В качестве аргументов исследователи приводят необычных божеств и смутные сведения о физиологических отличиях первых царей древних цивилизаций, полубогов. Среди них рогатые императоры Китая, странные фараоны Раннего царства Египта и змееподобные правители государств Америки. Свою оригинальную теорию в 1927 году выдвинул известный геолог, член-корреспондент ряда иностранных академий наук с дореволюционных времён, профессор Михаил Буранчук. В своё время ему предлагали возглавить научное обеспечение строительства Московского метрополитена, но профессор считал, что этот крупнейший проект следует вообще отменить. «Глубины Земли полны загадок и тайн, и это именно те загадки и тайны, о которых человечеству лучше оставаться в неведении», — писал он.

«Истинные обитатели Земли»

Так называлось письмо на 26 страницах машинописного текста, которое Буранчук разослал в самые разные инстанции — в партийные органы, редакции академических журналов, центральные газеты и другие организации, а также частным лицам: физикам, писателям, зоологам, милиционерам и чабанам. В этом письме он и излагал собственную теорию о происхождении жизни на Земле вообще и появлении вида гомо сапиенс в частности: «Жизнь возникла отнюдь не в океанах архейской эры, нет, родина её — горячие недра Земли.
Энергия, бушующая там, развязывает руки Природе для самых немыслимых экспериментов. Жизнь родилась в глубинах планеты, и в глубине же и остаётся… В океанах магмы, превосходящих поверхностные океанишки объёмами в тысячи раз, а энергией — в миллиарды, задолго до возникновения жалких амёб появились иные создания. Роль углерода в структуре молекул созданий недр играют кремний и германий. Температуры, при которых «царь природы» мгновенно бы испепелился, испарился, для существ магматических океанов одновременно и комфортная среда, и источник энергии, необходимый для их существования…».
Буранчук считал, что эти существа порой поднимаются к поверхности Земли и даже летают по воздуху. Это, вероятно, связано с их жизненным циклом. Например, муравьи всю жизнь ползают по земле, а их брачный ритуал происходит в воздухе. По его мнению, «следы этих существ должны быть хорошо заметны на полях, засеянных злаками, да и прочих местах культурного землепользования. Поэтому случаи обнаружения концентрических кругов или иных странных фигур на поверхности почвы с полеганием трав или без оных необходимо фиксировать самым неукоснительным образом, во всех подробностях, включая фотографирование с аэроплана, и отчёты передавать мне для дальнейшего анализа… И если кто видел светящиеся летающие объекты (мы называем их НЛО), а в полях пожухлые круги поваленной пшеницы, тот тем самым подтверждает положения моей теории».

Реакция оппонентов

Вначале профессору почтительно возражали, ссылаясь на отсутствие следов магматической жизни и считая, что при колоссальных давлениях, высоких температурах и плотности окружающих веществ ничто не может ни зародиться, ни уцелеть. Буранчук сравнил рассуждения оппонентов с взглядами водомерок. Они скользят по поверхности воды, считая, что только она и пригодна для жизни, и пребывают в счастливом неведении. Профессор советовал оппонентам раскрыть глаза и снять шоры с разума.
Письма достигли цели, и судьба профессора была решена. Компетентные органы решили, что он явно помешался от переутомления. «Сумасшедшего» профессора никто всерьёз не воспринимал. Его отстранили от работы и отправили на пенсию. Возможно, этого профессор отчасти и добивался. В то время считаться дурачком было намного безопаснее, чем умником. Гремело «Шахтинское дело», шёл процесс над Промпартией, массово разоблачали и наказывали всяких вредителей. А при строительстве метрополитена происходили странные аварии, и продвигалось оно неимоверно тяжело и сложно. Профессор считал, что необъяснимые катастрофы и беспричинные обрушения домов — это проявление активности всплывающих подземных существ. Уходя от опеки органов, Буранчук вначале переехал в город Ливны, а затем в сельцо Костенки Воронежской губернии, где спокойно занялся своим делом.

Единомышленники

Там он подружился с Наффертом — учителем, охотником, большим любителем археологии и знатоком мифов и преданий. Тот и рассказал Буранчуку о сказах Бажова и подземных жителях Урала. Профессор собирал в карьерах обломки пород диковинной формы, в которых, возможно, таятся простейшие «Магматические Существа», как он их называл. Буранчук считал, что человечество вышло из-под земли и его колыбелью являются пещеры, большинство из которых для людей закрыты. Жизнь в них совсем не примитивна. И наличие наскальных рисунков говорит об этом. Профессор полагал, что есть чудесные подземные города, а их жители владеют искусством передвижения под землёй. В Тибете и сейчас есть монахи, достигшие высочайших степеней просветления, способные даже бегать под землёй. Подземные люди отправляли в пещеры провинившихся или использовали их для пикников.
Новые письма профессор писал пером и отправлял немногим людям. В них были утверждение, что имеющимся в Костенках следам человеческой деятельности не менее 50 тысяч лет, и призыв произвести там самые тщательные раскопки. «Для наблюдения над полями с целью выявления следов Магматических Существ» Буранчук построил монгольфьер оригинальной конструкции с постоянным подогревом, который мог долго держаться в воздухе. В пробном полёте профессор несколько часов парил в вышине, захватив с собой фотокамеру и подзорную трубу. По приземлении местные власти конфисковали у него шар и принадлежности, строго предупредив, что без разрешения нельзя летать и сумасшедшим. Буранчук, вероятно, предвидел такой исход, и отснятые фотопластинки он в ударопрочном контейнере заранее сбросил на особом парашюте. Позже он нашёл их, проявил и сумел «совершенно определённо обнаружить следы всплытия Магматических Существ».

Исчезновение

Профессор часто оставался ночевать в пещерах, укутавшись в медвежью шкуру, купленную у Нафферта. В летнее время их часто видели вместе. Однажды профессор с учителем спустились в пещеру под названием «Белое солнце» в Дивногорье — и пропали. Через два дня на их поиски отправился отряд спасателей, прибывший на специальном поезде из Москвы. Своим полётом на шаре Буранчук привлёк к себе пристальное внимание компетентных органов, и искали его усердно.
После нескольких дней поисков в рапорте спасателей было написано, что люди исчезли бесследно, «как провалились сквозь землю». Было решено, что профессор и учитель заблудились в многочисленных ответвлениях пещеры и умерли от голода. Но есть версия, что Буранчук искал и всё-таки нашёл вход в Подземный мир. Эта история имеет продолжение и в наше время.

Неведомые сущности

О НЛО и фигурах на полях написано много. Появились сообщения о запечатлённых на плёнку загадочных невероятных невидимых существах, снующих повсюду на Земле вокруг нас. Странные летающие объекты, тонкие и длинные, цилиндрической или сигарообразной формы, поймал в 1994 году на видеоплёнку Хосе Эскамилья — кинопродюссер, композитор, журналист и исследователь аномальных явлений — и назвал их «дротики».
Этот феномен стали изучать во многих странах. Таинственных незнакомцев объективы кинокамер видят повсюду. И оказалось, что они самых разных форм: витые, спиральные, змееобразные, с подобием плавников или крыльев, с туловищем многоножки, разных геометрических форм. Размеры существ варьируются от десятка сантиметров до сотен метров. Плёнки зафиксировали их и в воде. Двигаются объекты с колоссальной скоростью, могут пульсировать и видоизменяться на глазах и свободно проходить через любые твёрдые преграды и предметы, сквозь тело человека и мгновенно исчезать. Эти существа замечены при съёмках музыкального видеофильма, львят для канала «Дискавери», программ новостей, квартир и офисов. Они явно демонстрируют признаки интеллекта и не боятся объектива. Для их исследования нужно проводить сверхскоростные съёмки. В полной темноте камера отлично видит их при инфракрасном освещении. И кто знает, не резвятся ли это наряду с НЛО другие виды «Магматических Существ» профессора Буранчука — истинных обитателей Земли?

 В.Кукаренко

-ö-ö-

Идущие к смерти

Самурай

Средневековая военная культура Японии умудрилась совершенно очаровать цивилизованный мир в конце XX — начале XXI века. Мальчишки мечтали сражаться на катанах и с жаром брались за изучение восточных единоборств, играли в ниндзей и воображали себя самураями — благородными воителями, практически рыцарями древней Японии. Но, как настоящее рыцарство вовсе не состояло из безусловно достойных мужей, так и самураи во многом выходили за рамки популярного образа.

«Когда на выбор есть два пути, выбирай тот, что ведет к смерти. Бусидо — путь воина — означает смерть». Эти пугающие слова взяты из кодекса самурая, зародившегося с этических ценностей воинов XII века и окончательно сформированного в XVI веке. «Буси» — это основное слово для обозначения самурая в Японии, что и означает «воин». «Самурай» происходит от неопределенной формы старинного глагола «служить», «сабурау». Соответственно, самурай — тот, кто служит, ежедневно смиряя себя с мыслями о смерти, и не только с радостью умирая за господина, но и лишая себя жизни при удобном случае.

Самураи

«Удобным», конечно, можно считать лишь случай достаточно выдающийся — позорный провал при исполнении задания, поражение в битве. Тем не менее, известный нынче всему свету ритуал сэппуку, он же харакири, проводился среди «людей служилых» с пугающей частотой.

Воспитанным на христианских ценностях европейцам самоубийство через вспарывание живота долгое время казалось невероятной дикостью, но для древнего, да и относительно современного японца, иного выхода попросту не было. Жить в бесчестии могли себе позволить лишь люди самого низшего сорта, трусы и подлецы, недостойные зваться «буси».

Самураи

Кажется, будто фатализм, возведенный в абсолют, должен был отрицательно сказываться за воинских качествах самураев, но на деле все обстояло наоборот. Воин, шагающий в битву без малейшего страха смерти, оставался предельно спокоен даже в самой отчаянной ситуации и мог выжить там, где гибли те, кто тряслись за свою жизнь. Другой разговор, что требовалось не только выжить, но и победить, ведь харакири никто не отменял.

Восприятие самураев в качестве рыцарей Японии напрашивается само собой — вооруженная до зубов военная элита на службе у верховного правителя, зачастую владеющая крупными земельными наделами. Разница почти нулевая, верно? А вот и нет. Даже если оставить в стороне ярчайшие отличия, связанные с философией и восприятием жизни, главное, что не совпадает — особенности вассальной службы и посвящение в должность.

Самураи

Действительно, самураи возникли как выходцы из влиятельных родов еще в середине VII века и многие последующие столетия оставались если не аристократами, то, по крайней мере, состоятельными людьми. «Золотым веком» самурайства считается период с начала правления первого сегуна — Минамото-но Еритомо до войны Онин, то есть с 1192 по 1477 годы. Уже тогда сегун мог назначать самураем любого отличившегося в бою крестьянина, хотя такое случалось исключительно редко.

С 1478 года в Японии настало смутное время, страну сотрясали беспрерывные гражданские войны, в которых каждый из губернаторов провинций формировал собственный отряд самураев, по понятным причинам, не из феодалов. В середине XVI века Ода Нобунага попытался положить конец междоусобице, и ему это почти удалось, пока его не предали, вынудив совершить харакири.

Самураи

Первый из генералов Нобунаги, Тоетоми Хидэеси, завершил объединение Японии, а затем посвятил под конец похода в самураи всех набранных в пехоту простолюдинов. Хидэеси и сам родился в крестьянской семье, прорвавшись из грязи в сегуны, но тем самым окончательно развеяв образ самурая как аристократа. Единственное, что требовалось от «буси» — беспрекословная верность господину, соблюдение кодекса бусидо и боевые навыки. И уж что-что, а сражаться самураи умели на славу.

Самураи

То, что самураи всю жизнь думали о смерти, все же не значило, что они шли в бой без защиты. Их знаменитые пластинчатые доспехи вполне надежно оберегали от вражеских мечей и стрел, а также позволяли владельцу свободно двигаться. Броня зачастую передавалась по наследству, как и оружие, и не требовала особой подгонки под фигуру наследника.

Самураи

Кроме того, благодаря на удивление продуманной теплоизоляции, в самурайских «латах» зимой было тепло, а летом — не жарко. Щитами самураи не пользовались из принципа, но причины этого до сих пор не ясны. То ли все же из-за нацеленного на смерть кодекса, то ли из-за нехватки в Японии железной руды, то ли для большей мобильности. Зато мечей носили сразу два, по крайней мере, в «золотой век» и далее. У них даже название было как у единого оружия — «дайсе-но косимоно» (большой и малый мечи).

Самураи

Большим мечом выступала катана, она же дайто, малым — вакидзаси, он же сето. Первая «половинка» оружия предназначалась для боя, вторая — для отрезания голов убитых и совершения харакири. Можно подумать, что при строгих правилах бусидо длина мечей должна быть прописана до миллиметра, но ничего подобного там не говорилось. Самураи таскали катаны длиной от 60 до 80 см, подстраивая размер исключительно под собственные вкусы.

Самураи

Другим важнейшим оружием являлся длинный лук оюми, практически не поменявший форму с древних времен до заката эпохи самураев. Как и в любых японских луках, место для наложения стрелы у него было расположено не по центру, а немного ниже. Самураи, сражающиеся верхом, не могли обойтись без копья яри, которое, впрочем, использовалось и обычной пехотой. Мастерство владения любым оружием самурай был обязан довести до совершенства, не забывая про связанные с ним традиции.

 

Самураи

 

Семья для воинов была понятием святым, а в самых вовлеченных в традиции кланах даже девочки воспитывались по самурайским обычаям. Им не дано было сражаться на поле битвы плечом к плечу с мужами, но защитить дом от захватчиков и даже возглавить оборону замка – вполне.

Самураи

Распад самурайского сословия начался с XVIII века, окончательно завершившись после расформирования вооруженных сил Японии в 1947 году. Рыцарей «буси» пережили с большим запасом, хотя ни о каком классическом вооружении в эпоху огнестрельного оружия речи уже не шло. Самураи постепенно растворились в истории, во многом превратившись в красивый миф, под поверхностью которого еще можно разглядеть незасохшую кровь.

-ö-ö-

Советский солдат любит рукопашный бой. Самые выносливые — сибиряки: немецкий генерал о недооценке советской армии

Немецкий генерал Гюнтер Блюментрит в своих воспоминаниях после Второй мировой войны писал:

Многие из наших руководителей сильно недооценили нового противника. Это произошло отчасти потому, что они не знали ни русского народа, ни тем более русского солдата. Некоторые наши военачальники в течение всей первой мировой войны находились на Западном фронте и никогда не воевали на Востоке, поэтому они не имели ни малейшего представления о географических условиях России и стойкости русского солдата, но в то же время игнорировали неоднократные предостережения видных военных специалистов по России.

Близкое общение с природой позволяет русским свободно передвигаться ночью в туман, через леса и болота. Они не боятся темноты, бесконечных лесов и холода. Им не в диковинку зимы, когда температура падает до минус 45 градусов по Цельсию.

Сибиряк, которого частично или даже полностью можно считать азиатом, еще выносливее, еще сильнее и обладает значительно большей сопротивляемостью, чем его европейский соотечественник. Мы уже испытали это на себе во время первой мировой войны, когда нам пришлось столкнуться с сибирским армейским корпусом.

Во время первой мировой войны мы близко познакомились с русской царской армией. Я приведу малоизвестный, но знаменательный факт: наши потери на Восточном фронте были значительно больше потерь, понесенных нами на Западном фронте с 1914 г. по 1918 г. Русский генералитет тогда качественно уступал немецкому, и тактика огромных армий в наступлении была негибкой. Зато в обороне русская армия отличалась замечательной стойкостью. Русские мастерски и очень быстро строили фортификационные сооружения и оборудовали оборонительные позиции. 

Их солдаты показали большое умение вести бой ночью и в лесу. Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Его физические потребности невелики, но способность, не дрогнув, выносить лишения вызывает истинное удивление.

Таков русский солдат, которого мы узнали и к которому прониклись уважением еще четверть века назад. 

Нам было очень трудно составить ясное представление об оснащении Красной Армии. Русские принимали тщательные и эффективные меры безопасности. Гитлер отказывался верить, что советское промышленное производство может быть равным немецкому. У нас было мало сведений относительно русских танков. Мы понятия не имели о том, сколько танков в месяц способна произвести русская промышленность.

Трудно было достать даже карты, так как русские держали их под большим секретом. Те карты, которыми мы располагали, зачастую были неправильными и вводили нас в заблуждение.

О боевой мощи русской армии мы тоже не имели точных данных. Те из нас, кто воевал в России во время первой мировой войны, считали, что она велика, а те, кто не знал нового противника, склонны были недооценивать ее.

 

Источник: Московская битва. Генерал Гюнтер Блюментрит // Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых. — СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1998.

-ö-ö-

Худшие пароли 2012 года: "dragon" и "12345"

Компания SplashData, производитель приложений, обеспечивающих защиту данных, составила список самых плохих паролей ушедшего года. Аккаунты тех, кто их выбирает, говорят эксперты, станут первыми в списке взломщиков. Вот таков список худших паролей: abc123, monkey, dragon, 111111, baseball, iloveyou, welcome, shadow, football, jesus, ninja, mustang.

Несмотря на то, что каждый год хакеры устраивают показательные взломы аккаунтов на крупнейших сайтах, таких как Yahoo, LinkedIn, eHarmony и Last. fm, — пользователи продолжают проявлять потрясающую беспечность и выбирают самые простые пароли. Самыми популярными паролями 2012 года, как и в 2011 году, остаются "password" "123456" и "12345678". Некоторые пытаются соригинальничать и выбирают себе пароль "password1", однако положение это не спасает.

"Только те, кто лично столкнулся с такой проблемой, знают, как это страшно, когда твои аккаунты взламывают и крадут, — говорит Морган Слэйн, генеральный директор SplashData. — Мы надеемся, что постоянные публичные напоминания о том, как рискованно использовать слабые пароли, помогут людям лучше защищать свою информацию и использовать разные пароли для разных сайтов".

Лидеры списка самых плохих паролей уже упоминались выше, а вот какие пароли заняли с четвертого по двадцать пятое места в порядке уменьшения популярности: abc123, qwerty, monkey, letmein, dragon, 111111, baseball, iloveyou, trustno1, 1234567, sunshine, master, 123123, welcome, shadow, ashley, football, jesus, michael, ninja, mustang, password1.

Рейтинг, что характерно, специалисты SplashData составили на основе выложенных хакерами файлов с украденными паролями. Тем, кто обнаружил в списке свой пароль, компания советует в срочном порядке поменять его. "Даже если хакерские программы становятся все более сложными, взломщики по-прежнему предпочитают легкую добычу, — отмечает Слэйн. — Немного больше усилий при выборе пароля — и вы обеспечите себе безопасность в Сети. Если у вас короткий пароль или слишком распространенный — это все равно, что оставить дверь открытой нараспашку".

Чтобы пользователи могли обезопасить себя, специалисты SplashData советуют следовать простым рекомендациям: — используйте пароли длиной от восьми и более символов, меняя регистр и чередуя буквы с цифрами. Один из способов создания длинных и безопасных паролей — использовать короткие слова с пробелами или нижними подчеркиваниями между ними, например, "eat cake at 8!" или "car_park_city?". — старайтесь не использовать на разных сайтах один и тот же логин и пароль.

Самое рискованное — использовать для входа на развлекательные сайты те же логин-пароль, что и для личной почты и социальных сетей. В идеале у вас должна быть своя пара логин-пароль на каждый сайт или группу сайтов схожей тематики, которыми вы пользуетесь. Вполне понятно, что запомнить все пароли будет сложновато. На этот случай лучше выбрать себе надежный сервис хранения паролей, который организует их, защищает и помогает вам автоматически заходить на любимые сайты.

При работе с ноутбуком или ПК настройте его так, чтобы каждый раз при выходе из спящего режима компьютер требовал у вас пароль. Никому не давайте свой пароль и не используйте один пароль на двоих с вашей второй половиной. Также знайте, что службы поддержки не вправе требовать ваш пароль — если они на этом настаивают, это однозначно мошенники.

-ö-ö-

Будет ли нам счастье через смерть

Во Франции одобрены поправки к законодательству, фактически дающие "зеленый свет" эвтаназии. К каким последствиям это может привести в медицине, юриспруденции, общественной и религиозной этике? Yoki попросили экспертов в самых разных областях ответить на этот вопрос. Возможно, их мнения помогут кому-то сформировать, наконец, свое собственное.

В четверг, 14 февраля, французский Национальный консультативный комитет по этике одобрил проведение эвтаназии в исключительных случаях, сообщает Agence France Presse. Согласно решению комитета, к помощи в проведении самоубийства больных разрешено прибегать для прекращения длительных страданий и невыносимой боли. Пожелавший завершить жизненный путь пациент должен четко и ясно выразить свою волю. Данное решение вступит в силу предположительно с июня 2013 года, когда вывод комитета будет закреплен законодательно.

Впрочем, вышеупомянутая "исключительность" применения "счастливой смерти", если судить по кратким сообщениям французской прессы, носит уже очень широкий характер.

Предполагается, что находящиеся в терминальной стадии больные смогут прибегнуть к эвтаназии в трех случаях. В первом случае находящийся в сознании больной должен самостоятельно, в четкой форме заявить о желании умереть. Кроме того, предусмотрено право таких пациентов оставлять письменное распоряжение с требованием обеспечить им эвтаназию в случае, если они на этот момент будут находиться без сознания.

Впрочем, решение о "легкой смерти" в отношении безнадежных больных без сознания могут принять и их близкие, если, конечно, сам пациент не дал внятных распоряжений на этот счет, — это второй из предусмотренных французскими законодателями случаев. Впрочем, тогда разрешать эвтаназию сможет только врачебный консилиум.

Третий случай предусматривает эвтаназию в отношении пациентов, жизнь которых поддерживается искусственным путем. То есть, целиком и полностью зависит от аппаратуры искусственного дыхания, а нередко — и кровообращения.

Надо заметить, большинство подобных моментов каким-то образом решались и раньше. Например, поддержание жизни человека в реанимации, где каждые сутки пребывания стоят очень дорого даже для западной страховой или государственной медицины. А потому содержание там пациентов в коме на протяжении нескольких лет более характерно для сериалов типа "Санта-Барбары", а не для реальной жизни. Хотя, конечно, если страховка по первому классу, отключать аппарат искусственного дыхания без решения суда никто не станет.

А вот в случае, когда пациент безнадежно болен и хочет расстаться с жизнью, французская новация действительно выглядит "прорывом". Правда не сразу поймешь, в какую сторону. Например, что считать "длительными страданиями" и "невыносимой болью"? Одному и неделя прикованности к койке покажется вечностью — другой может терпеливо выносить и годы полной обездвиженности в результате, скажем, паралича, но, в конце концов, все равно "ломается". Тоже самое касается и боли: один сможет вынести такую, аналогом которой можно считать разве что пытку. Другой впадет в отчаяние от того, что большинство считают "пустяком".

Дать право решать о пределе своей выносливости самим больным? Но в ходе болезни их психика неизбежно меняется — часто наступают элементы депрессии, которая и у телесно здоровых людей нередко вызывает мысли о самоубийстве. И это обычно считается тоже "болезнью" — только психической. Так что, в случае тяжелого соматического заболевания людям, впадающим в ту же депрессию, во Франции теперь будет выдаваться "индульгенция" от психиатрического диагноза — с одновременной выдачей "лицензии на суицид"?

Кроме чисто медико-психологических моментов, в данной проблеме есть еще и социальные. Наши соотечественники нередко говорят: "Если я серьезно заболею — лучше сразу умереть, не хочу быть родным в тягость". Но внушать "тягость" больного его родственники могут и в ситуации, когда ее берет на себя медицина и соцобеспечение. Хотя бы для того, чтобы получить наследство. Как там у Пушкина?

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же чёрт возьмёт тебя?

Увы, за прошедшие с момента написания "Евгения Онегина" почти два столетия, ситуация среди не очень почтительных потомков в отношении больных и престарелых родных изменилась мало. А теперь им на помощь может придти еще и эвтаназия. Узаконенное способствование в самоубийстве, в этой ситуации превращающее в фактическое убийство немощного и страдающего человека, с циничной спекуляцией на его унынии и разочаровании в жизни.

Наконец, существует еще и религиозно-этический момент. Впрочем, и с ним не все так однозначно, как это иногда преподносят светские (да и многие церковные тоже) СМИ. Дескать, "Церковь категорически против эвтаназии".

На самом деле, Церковь как раз "категорически за" эвтаназию — только в ее исконном значении, "счастливой смерти". Слова "Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим" произносятся несколько раз на каждой литургии, в составе "ектении", молитвы-прошения, произносимой диаконом или священником, от имени всех верующих.

Другое дело, что современный мир исказил первичное значение термина, сведя эвтаназию не просто к "счастливой смерти", но к "ускорению" смерти искусственным образом, путем убийства или самоубийства. С этим, конечно, христианство согласиться не может.

С другой стороны, самоубийством никогда не считался отказ от любого лечения — наоборот, во многих житиях святых с одобрением повествуется о том, как подвижники (например, прп. Серафим Саровский) отказывались от услуг врачей, предоставляя свою жизнь милости Божьей. А ведь нынешние тяжелобольные люди живут чаще всего лишь благодаря техническим и фармакологическим достижениям медицинской науки. И при отказе от них смерть с очень большой вероятностью наступит почти сразу. Другое дело, что она может быть не столь быстрой и безболезненной, как, скажем, при инъекции запредельной дозы снотворного или сердечных гликозидов.

Кроме того, уместно вспомнить одну небезынтересную традицию в христианском рыцарстве — так называемый "удар милосердия". Который наносился победителем поверженному врагу, обычно тяжело или безнадежно раненному, чтобы избавить его от страданий. Что, разумеется, не считалось грехом ни для умирающего, ни для того, кто оказывал ему последнюю милость, даря быструю смерть.

В общем, однозначные выводы о грядущих последствиях новаций французских законодателей в отношении эвтаназии пока сделать трудно. Пока можно сказать лишь одно — отношение к этому явлению в Европе радикально меняется. Ну, а в лучшую ли сторону — покажет время.

Yoki попросили высказаться на этот счет ряд экспертов, придерживающихся самых разных точек зрения.

Прогнозируемым, но очень квалифицированным, и не только с чисто узкоконфессиональных позиций, было мнение Максима Михайловича Обухова, священника и секретаря Совета по биоэтике при Московском патриархате, кандидат медицинских наук, руководителя православного медико-просветительского центра "Жизнь", протоиерея Московском патриархате:

"За формулировкой "особый случай" может стоять любой случай эвтаназии. Но я думаю, что российский закон, запрещающий это явление, абсолютно прав.

Сторонники эвтаназии будут всегда, потому что за эвтаназией стоят очень большие деньги. Хоть это якобы "убийство из сострадания" — на самом деле, это банальная экономия средств Пенсионного фонда, страхового фонда… и, конечно, за этим будут всегда те, кому это выгодно.

По нашим расчетам (мы собирали экспертов), если сократить жизнь пенсионера на десять лет, это принесет экономию в один миллион рублей. Помножьте! Если сократить жизнь миллиона пенсионеров на десять лет — получится уже один триллион рублей. То есть, эвтаназия, что бы о ней ни говорили: как о милосердии, сострадании к больным и облегчению их страданий, — всегда связана с деньгами.

Эвтаназию нельзя разрешать в принципе — это переход за ту грань, которую общество не должно переступать. И опыт тех стран, которые ее узаконили, крайне отрицательный. И там, где эвтаназия добровольная, — там она и принудительная. А вежливые формулировки — только для того, чтобы протащить эту губительную идею через общественное мнение".

Оценка ситуации двух ученых была диаметрально противоположной.

Так, Андрей Валерьевич Писклаков, доктор медицинских наук, профессор, хирург, на вопрос о своем отношении к эвтаназии и относительно случаев, когда она может проводиться, ответил достаточно категорично:

"Я, как и большинство российских врачей, отношусь к эвтаназии отрицательно. Именно в понятии "исключительный случай" кроется весь корень зла. Кто будет определять этот случай — Господь Бог? Мы будем брать на себя функцию Бога — а так нельзя. Особенно в нашей стране, где происходит масса злоупотреблений. Например, "черные риелторы", чтобы завладеть квартирами одиноких стариков, умерщвляют их и без официального разрешения эвтаназии. А появись оно, так такие люди, для того чтобы завладеть жильем какой-нибудь бабки пенсионерки, сразу же соберут все необходимые справки и документы. Так что я однозначно против разрешения на такую практику".

Зато другой эксперт, врач-сексолог, кандидат психологических наук Юрий Николаевич Левченко, в целом одобрил эвтаназию:

"Если все это хорошо и правильно сделано — я за. Порой человек находится в таком беспомощном и болезненном состоянии, что не живет, а только мучится. Я для себя решил — я готов. И если окажусь в таком состоянии, я готов придти к этому моменту. Если никто мне в этом не поможет, я сделаю это сам и назову такое "эвтаназией", а не самоубийством.

Другой момент — человек настолько болен, что представляет собой настоящий "овощ", не обладая сознанием, только страдая, и его жизнь поддерживается лишь благодаря медицинской технике. Помню, несколько лет назад в таком состоянии после инсульта была моя мать. Я просто тихо сказал ей: "Мама, прости — и прощай", — и она тихо и, как мне показалось, счастливо отошла. Я не верю в загробную жизнь, я четко знаю, что там ничего нет, но считаю, что если человек свою земную жизнь прожил, он может в таком состоянии просто уйти. И я, если мне приведется, тоже попробую так уйти.

Решает это, конечно, не один врач, а консилиум врачей, они сообщают родственникам о том, что ждет их родного человека. Это может быть жизнь "овоща", могут быть страшные боли от метастазов, которые не снимаются даже наркотиками. Но окончательный выбор именно за родственниками, по рекомендации консилиума врачей.

Если нет родных, такое решение должна принимать какая-то общественная комиссия, с медициной не связанная. Врачи — в данном случае, только эксперты, информирующие тех, кто решает, о перспективах больного. Подчеркиваю, ни один врач не может принимать решения об эвтаназии, только сторонние люди, родные или общественная организация для одиноких пациентов.

У нас секулярное, а не религиозное общество — не надо об этом, религиозность сейчас очень мешает. И если общество устанавливает правила перехода через дорогу, оно вправе устанавливать и законы жизни, и мы этим законам должны подчиняться.

Надо развивать гражданское общество, ответственное за себя и своих членов. В нашей стране такое общество забивается религиозным маразмом и всякими дурными вещами. Я просто не знаю, куда мы катимся последние несколько месяцев вообще".

Известная актриса Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина в своем комментарии была очень взвешена, однако в конце интервью все же дала достаточно четкие оценки эвтаназии:

"Когда я задаю себе вопрос: а как бы я поступила, если бы речь зашла обо мне или моих близких в случае тяжелой болезни, — я не могу дать однозначный ответ. Но, как верующий человек, я не имею права убивать. Тем более, в своей жизни я и аборты делала… Раньше как-то не принято было думать, что этим ты убиваешь ребенка своими руками. Поэтому, думаю, я бы не пошла на эвтаназию. Жизнь — это Божий дар, и я не имею права его отбирать. Тем более, что у меня в молодости было вот такое. А эвтаназия — это тоже убийство".

наверх