Декабрь пройдет для Львов особенно ярко и суетно. Предстоит много ездить, покупать подарки и что-то доделывать дома. Именно в этот месяц многих подстерегают заболевания. Не исключены отравления, усталость и обострение болезней мочеполовой системы. Не глотайте все имеющиеся в аптечке таблетки. Иначе, перед праздниками попадете не на бал-маскарад, а в больницу.
Среди великого множества литературных мистификаций эта - особенная.
Знакомьтесь: Гийом дю Вентре, блестящий французский поэт 16-го века, гасконец, красавец, весельчак и умница, любимец прекрасных дам, друг Генриха Наваррского, отчаянный дуэлянт.
Место рождения: 1943 год, СССР, зауральский лагерь-завод «Свободное» на трассе нынешнего БАМа…
Зона без отдыха
Среди великого множества литературных мистификаций эта - особенная. Никогда не существовавшего французского поэта придумали два зэка – Яков Харон и Юрий Вейнерт. Сонеты, якобы переводы с французского, рождались в нечеловеческих условиях, без словарей и энциклопедий.
И даже без бумаги - использовалась инженерная синька и калька…
Харон детство и юность провел в Берлине: мать работала в советском торгпредстве машинисткой. Блестяще окончил гимназию, поступил в консерваторию, где увлекся музыкой кино и изучал технику звукозаписи.
Вернувшись в Москву, озвучил знаменитые фильмы тех лет
- «Поколение победителей» и «Мы из Кронштадта».
А в двадцать три года его арестовали. Приговор: десять лет.
И дальневосточная тайга…
В лагере Харон создал оркестр и даже оперную труппу. И руководил конструкторским бюро, будучи технически очень грамотным человеком.
Юрий Вейнерт с детства поражал разносторонними талантами: прекрасно играл на фортепиано, переводил, сочинял стихи. Первый раз он отправился в ссылку сразу после окончания девятилетки: в разговоре с друзьями сказал что- то крамольное. В промежутках между отсидками окончил ФЗУ на техника-путейца и один курс Ленинградского университета железнодорожного транспорта. Потом - опять арест.
На последнем допросе следователь заявил, что семнадцатилетний парень заслуживает высшей меры наказания.
«Что ж, я передам от тебя привет!» - дерзко отвечал Юрий.
«Кому?» - удивился следователь.
«Товарищу Дзержинскому! Или даже самому Ленину…»
Когда в «Свободное» прибыла очередная партия заключенных, Харон познакомился с Юрием Вейнертом.
Заговорили о музыке, о Шекспире и Петрарке - и мгновенно подружились.
1943 год, из Ставки поступил ответственный заказ - освоить производство минометов. При том что на заводе не было литейного производства!
Благодаря Харону уже через сорок дней был пущен уникальный литейный цех, из Москвы даже приехали именитые специалисты перенимать опыт.
Расплавленный чугун наполнил первый ковш.
- Вот так Вулкан ковал оружье богу, - вдруг продекламировал Вейнерт, перекрикивая грохот.
- Персей Пегаса снаряжал в дорогу, - ответил Харон устало, почти автоматически.
Через пару дней друзья придумали автора сонетов – бесшабашного гасконца Гийома дю Вентре. Такая веселая литературная игра - ради выживания. А может, и ради самой игры.
Поэт, которого не было
Биография у Вентре получилась отчаянная. Семнадцатилетний
красавец-юноша, приехав из гасконской глубинки, мгновенно покоряет Париж. И шпагой, и рифмами, и искусством обольщения прекрасных дам владеет с блеском. Высший свет боится его язвительных шуток и эпиграмм.
А тот, кто рискнет бросить ему вызов, получит, вопреки всем королевским эдиктам, приглашение на Пре-о-де Клер - и останется там…
Его друзья - принцы и графы, писатели и поэты - такие, как блестящий Агриппа д"Обинье, который с ним соперничает, принцессы и герцогини, которые в него влюблены. А он посвящает множество сонетов таинственной «маркизе Л.».
Чтоб в рай попасть мне - множество помех:
Лень, гордость, ненависть, чревоугодье,
Любовь к тебе и самый тяжкий грех -
Неутолимая любовь к свободе.
Сонеты у дю Вентре самые разные: тут и сатира, и жанровая сценка, и любовное послание, и философская притча. Многие порицали его за неслыханные поэтические вольности, а другие восхищались. Но когда настала Варфоломеевская ночь, дю Вентре, эпикуреец, скептик и атеист, отважно сражался, защищая несчастных гугенотов. И сочинил множество язвительных эпиграмм, в которых высмеивал короля Карла, его всесильную мать Екатерину Медичи и герцога Гиза.
Заключение в Бастилию, смертная казнь на Гревской площади не за горами - но вступаются влиятельные друзья, и дю Вентре за «королевскую измену» приговаривают к вечному изгнанию из Франции.
Пять чувств оставил миру Аристотель.
Прощупал мир и вдоль, и поперек
И чувства все порастрепал в лохмотья -
Свободы отыскать нигде не мог.
Пять чувств всю жизнь кормил я до отвала,
Шестое чувство - вечно голодало.
Генрих Наваррский, бежав на юг Франции, собрал армию и отправился покорять Париж. Гийом дю Вентре нелегально вернулся из Англии, чтобы сменить перо на пистолеты.
Его друг Генрих вскоре стал королем, но через пару лет они сильно разругались. «И впрямь занятно поколенье наше:
король - смешон, шут королевский - страшен»…
Дю Вентре отправился в свое захолустное поместье в западной Гаскони, коротать вечера с бутылкой бургундского и старинным фолиантом…
Пока из рук не выбито оружье,
Пока дышать и мыслить суждено,
Я не разбавлю влагой равнодушья
Моих сонетов терпкое вино.
В дальневосточных лагерях ГУЛАГа - в бараках и на лесоповале,
в штольнях рудника и в шарашке - заключенные из интеллигенции читали сонеты дю Вентре наизусть. Легкие, ироничные, одновременно веселые и печальные.
Через родственников и друзей сонеты дю Вентре разлетелись по стране.
И авторы стали получать массу ответных писем с благодарностью и восхищением. Чему сами очень удивлялись.
Кстати, многие маститые литераторы поверили в эту мистификацию. К примеру, стихами малоизвестного гасконца восторгался поэт Владимир Луговской. Блестящую оценку труду мнимых переводчиков дали Михаил Лозинский в Петербурге и Михаил Морозов в Москве - литературоведы мирового уровня.
А вот еще один видный ученый, крупный специалист по литературе французского Возрождения утверждал, что еще в двадцатых годах, учась в Сорбонне, откопал томик дю Вентре у букиниста на Монмартре.
Сонет да любовь
Вейнерт переписал своим каллиграфическим почерком первые сорок сонетов на инженерных синьках, вынесенных из заводского КБ, где они с Хароном работали.
Но ведь портрет поэта нужен!
Тогда мистификаторы взяли тюремное фото Вейнерта, пририсовали усы и мушкетерскую эспаньолку.
В конце 1947 года их освободили. Жить в Москве, Ленинграде и еще одиннадцати городах не разрешалось.
Вейнерт устроился в Калинине на вагоностроительный завод,
Харон - в Свердловске, на киностудию.
Через год - опять арест и бессрочная ссылка. Харона отправили в местечко Абан, что в Зауралье, Вейнерта - на шахту, в четырехстах километрах от Абана.
Новые сонеты Гийома дю Вентре рождались исключительно по переписке.
Харон преподавал в школе физику и черчение, вел автокружок, ставил спектакли в самодеятельности. Словом, жил по сонету дю Вентре:
«Я вам мешаю? Смерть моя - к добру? Так я - назло! - возьму и не умру».
У Вейнерта была только работа в шахте - и большая любовь.
Люся Хотимская, талантливый филолог, красавица и умница,
пользовавшаяся большим успехом в актерских и писательских кругах.
Она ждала его десять лет, а на предложения руки и сердца отвечала очередному завидному ухажеру: милый, но у меня ведь есть Юра.
Люся обещала, что приедет к Вейнерту в Северо-Енисейск, как только получит гонорар за книгу - нужны были огромные деньги, три тысячи рублей.
Но заболела и умерла в больнице.
Вейнерт получил от Люсиной подруги по почте ее книгу. И - приступ отчаяния.
Сжег все письма любимой женщины. И пошел в шахту, которую назавтра должен был запустить. Случился то ли несчастный случай, то ли самоубийство.
В 1954 году, ровно через год после придуманного когда-то четырехсотлетия Гийома дю Вентре, Харон вернулся в Москву и занялся сонетами гасконца - их накопилось ровно сто. Шлифовал, обрабатывал, перепечатал, собрал в томик форматом в пол машинописного листа.
И только потом пошел получать бумаги по реабилитации.
Харон всю жизнь был закоренелым оптимистом и весьма легкомысленным человеком. Восемнадцать лет тюрьмы, лагерей и ссылок считал досаднейшей помехой и радовался каждому прожитому дню на свободе, как ребенок.
Любимая работа на «Мосфильме» и со студентами во ВГИКе, своя программа на телевидении, путешествия по Германии и Италии, медаль ВДНХ за изобретение новой четырехканальной системы звукозаписи, профессиональные занятия биологией, которой сильно увлекся.
Семейная жизнь тоже удалась. Сын Юрка-маленький, как он его называл. Любимая жена, с которой, представьте, познакомился благодаря придуманному гасконцу.
В Воркуте, в женском лагере «Кирпичный завод», образованные дамы в бараке после смены наслаждались сонетами дю Вентре.
Женщина, которая читала стихи, была когда-то знакома с Хароном и рассказывала о нем взахлеб. Так сонеты дю Вентре впервые услышала Стелла Корытная. А через пару лет Яков и Стелла случайно встретились на вечеринке у общих знакомых.
И потом прожили достаточно долго и очень счастливо.
Не рано ли поэту умирать?
Еще не все написано и спето!
Хотя б еще одним блеснуть сонетом -
И больше никогда пера не брать…
Умер Харон от полученного в лагере туберкулеза, сохранив до последнего удивительную бодрость духа.
А книга сонетов Гийома дю Вентре с его комментарием вышла в 1989 году.
-ö-ö-
ГДЕ В РУССКОМ ДОМЕ НАХОДИЛСЯ БАБИЙ УГОЛ, ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИЛО
Представить старинную русскую избу без печи просто невозможно. Но не многие знают, что за каждой печкой располагался так называемый бабий угол. Это было место исключительно женское, куда мужчины входить не имели права. А за нарушение этого правила могли быть очень серьезные последствия.
Лучшие повара – мужчины, но только не в старой Руси, или Почему стыдно было подходить к печи
На Руси мужская и женская работа четко разделялись. Невозможно было представить себе женщину, которая занималась столярными работами. Мужчина же в свою очередь никогда не готовил еду. Сегодня, когда лучшими поварами мира по праву признаны мужчины, это выглядит достаточно странно, но тем не менее выпекали хлеб и готовили в печи для всей семьи только женщины. Если обратиться к «Домострою», то в нем можно найти инструкции по просеиванию муки, замесу теста, приготовлению различных блюд.
Прекрасно, что есть, откуда черпать знания. Однако всё это было предназначено исключительно для женщин, но не для мужчин. Считалось, что представителям мужского пола такими делами заниматься не следует, это стыдно. Они подходили к печи в редких случаях, например, во время обрядов. При этом не готовили пищу, а лишь имитировали процесс. Например, существовал свадебный обряд «Каравайник», во время которого молодой холостяк должен был поставить в печь свадебный каравай. Это было гарантией, что в будущем молодая пара будет иметь много детей и все они будут здоровы.
Печная нечисть, наказывающая мужчин-нарушителей
Мужчины не любили подходить к печи не только потому, что это считалось стыдным. Была еще одна причина – печь была символом своеобразного моста между миром мертвых и живых, а также по народным преданиям в ней могла прятаться различная нечисть. Например, через печную трубу на улицу вылетала прогуляться и похулиганить ведьма. Таким же образом покидала дом душа умершего. И наоборот, снаружи через эту же трубу в избу мог пролезть чёрт или даже проникнуть тяжелая болезнь. Разве кто-то мог мечтать о такой ситуации? Чтобы упросить нечистую силу покинуть дом, с ней разговаривали через трубу. Говорили, что в печи может поселиться Печая или Домовиха. Её задача состояла в охране границ мира женщин и наказании мужчин, которые имели неосторожность нарушить запрет и приблизиться к печке.
Женщины же могли подружиться с Домовихой. Иногда ее представляли как небольшую полную старушку, которая помогала в домашней работе, но исключительно хорошим, рачительным хозяйкам. Она могла и убрать, и детей покачать, и приготовить что-то. Но неряхи не могли рассчитывать на ее благосклонность. Наоборот, им она могла отомстить за разгильдяйство, например, испортить стряпню.
Бабий кут и мужской угол как символ двоеверия
В планировке русской избы можно наблюдать своеобразное двоеверие. Если провести аналогию с праздниками, то люди часто празднуют христианскую Пасху и при этом с удовольствием поедают блины во время гуляний на Масленицу, а это языческий праздник. В избах существовал (и существует) так называемый красный угол. Это самое почетное место в доме, где размещается глава семьи, мужчина. Красный угол носит еще название большого, старшего, переднего. Именно в нем развешивали иконы, и называли также божьим или святым. Антиподом мужскому углу был бабий кут, который также называли печным углом, середой, теплюшкой, шомышой. Он располагался между устьем печи и противоположной стеной, где женщины работали.

В бабьем куте стояла лавка с посудой, надблюдники (полка для блюд, тарелок, чашек, ложек, ножей, вилок), ручные жернова. Печь же была границей между мужскими и женскими углами. Одновременно она как бы разделяла православный и языческий мир. Мужчины старались не приближаться к печке, ведь она была символом языческой нечистоты, женского мира. Народное сознание воспринимало углы в своеобразном конфликте, то есть как противопоставление светлого и темного, грязного и чистого, святого и порочного.
Мужской угол находился справа от входа. Его можно было узнать по широкой лавке, которая с обеих сторон ограждалась досками. Они имели форму конской головы, отсюда пошло название «коник». Под лавками хранились инструменты, которые мужчины использовали при ремонте и иных сугубо мужских работах. В своем углу мужчины занимались починкой обуви и утвари, мастерили корзины и прочие изделия из лозы. На лавку в мужском углу разрешалось садиться гостям, которые заглянули ненадолго. Здесь же мужчины отдыхали и спали.
Рожать – не мужское дело: печь и роженицы
Женщина и печь на Руси были тесно связаны. Что касается фольклора, то там они становились единым целым. Существовали и особые «печные» ритуалы, например, припекание младенцев. Он заключался в том, что при рождении слабого малыша клали в тёплую печь, чтобы спасти от смерти. В сказках, где фигурирует Баба-Яга (женщина!) можно прочесть о том, как она сажает непрошеных гостей в печку. В некоторых регионах женская одежда и части тела имели одинаковые названия с некоторыми деталями печи. Например, в Рязани печь называли грудка, а в Карелии такое название носила лежанка, установленная около печки.
Понятно, что это своеобразное отождествление кормления, выкармливание. Женщина кормит младенца, печь кормит людей. В бабьем углу часто проходили роды. Различные обряды, проводимые над новорождёнными и роженицами, тоже предполагали использование печи. Выпечка хлеба символизировала зачатие и дальнейшее рождение. Как и женщина, печь вынашивала и рожала хлеб. Когда в ней пекли каравай, садится на печку было строго-настрого запрещено. Как при родах муж не имел права находиться рядом с женой, так по аналогии во время выпечки хлеба подходить к печи представителям сильного пола запрещалось.
-ö-ö-
На гей-параде избили журналистов
Во время проведения несакнкционированной акции секс-меньшинств в Москве пострадали представители СМИ - корреспондент телекомпании RTVi Роман Супер и корреспондент журнала "Русский Newsweek" Айдар Бурибаев.
Провакация организаторов запрещённого правительством Москвы гей-парада удалась. Желание нескольких десятков отечественных и зарубежных геев привлечь к себе внимание СМИ, привела к тому, что в центре Москвы с трудом удалось избежать беспорядков. На городские улицы вышло несколько сотен граждан, протестующих против проведения неями публичной акции. Поскольку место проведения акции секс-меньшинства до последнего момента скрывали, на ноги была подняты по тревоге сотрудники правоохранительных органов, поскольку была высока вероятность конфликта между геями и православными гражданами.
И хотя сотрудники правоохранительных органов сработали оперативно, оградив геев от гнева москвичей, вместе с любителями сексуальных свобод, пытавшимися прорваться к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду, по ошибке было задержано и несколько противников гей-парада, в том числе и журналисты либеральных СМИ. Также был задержан и непосредственный организатор акции Николай Алексеев.
-ö-ö-
Жириновский поздравил Ходорковского с годовщиной срока
31 мая 2005 года Мещанский суд города Москвы вынес приговор руководителям нефтяной компании ЮКОС - Михаилу Ходорковскому, Платону Лебедеву и Андрею Крайнову. В эти дни сторонники Ходорковского планируют отметить годовщину этого события.
Не остался в стороне от этого события и лидер ЛДПР Владимир Жириновский обратившийся к экс-главе ЮКОСа с обращением. "Я бы ему пожелал написать записки из подполья, как Достоевский. И постараться в этих своих мемуарах остановить таких демократов, как Касьянов, Рыжков, Каспаров, Оксана Дмитриева, Ирина Хакамада, чтобы они прекратили мучить нашу страну, - говорится в обращении. - Демократы первой волны планировали разделить нашу страну на 52 части. Сегодня уже не было бы России, а было бы 52 воюющих друг с другом государства. У демократов было слишком много ошибок, и пускай Ходорковский, у которого теперь много свободного времени, напишет об этих ошибках хорошую книгу. Учебное пособие демократам, как им не участвовать во внутренней жизни России".
Напомним, что в мае прошлого года Мещанский суд Москвы назначил М.Ходорковскому и П.Лебедеву наказание в виде 9-ти лет лишения свободы, признав их виновными по шести статьям Уголовного кодекса РФ. "Мы считаем этот приговор справедливым и соответствующим обстоятельствам и тяжести совершенных Ходорковским, Лебедевым и Крайновым преступлений, - заявляла тогда начальник управления информации и общественных связей Генпрокуратуры РФ Наталия Вишнякова. - То, что эти преступления совершили руководители крупной компании, не меняет сути: это серьезные преступления, за которые наступило справедливое наказание", - сказала Н.Вишнякова.
-ö-ö-
Австралия увеличит свои силы в Восточном Тиморе
Власти Австралии решили расширить свое военное присутствие в Восточном Тиморе. Туда отправятся еще 50 полицейских, сообщил премьер-министр страны Джон Говард .
Также он добавил, что последняя часть оборудования для 1,3-тысячного миротворческого контингента будет отправлена в Дили в воскресенье,
Свежие комментарии