Должно ли сокращение военных расходов на 50% касаться лишь России и США?

Демилитаризация?
Одной из основных целей специальной военной операции по помощи народу Донбасса, помимо денацификации, была заявлена ее демилитаризация. Популярная Википедия дает следующее определение демилитаризации:
Очевидно, что это не Россия запустила новую гонку вооружений, а блок НАТО, когда начал расширение в восточном направлении, занимая территорию уже бывших советских республик. Если с Прибалтикой Москва стерпела, то замаячившая перспектива присоединения к Североатлантическому альянсу Украины и Грузии заставила президента Путина в 2021 году выдвинуть Брюсселю свой знаменитый ультиматум с требованием возвращения к границам 1997 года.
Отказ от его исполнения и демонстративная подготовка ВСУ к решению проблемы ДНР и ЛНР силовым путем вынудила Кремль признать независимость Народных Республик и 24 февраля 2022 года начать СВО. Поскольку повторить «Дунай-2» не удалось, спецоперация быстро перешла в формат тяжелой и кровопролитной позиционной войны на Донбассе, в который все глубже вовлекалась широкая международная коалиция из полусотни стран во главе с США.
Естественным образом, затягивающаяся на неопределенный срок конвенциальная война с частичной мобилизацией и масштабной кампанией по найму контрактников в ВС РФ привела к резкому росту военных расходов. Для сравнения, в 2021 году на статью федерального бюджета «национальная оборона» Минфин РФ потратил всего 3,57 триллиона рублей. В 2023 году на эти цели выделено 6,4 триллиона рублей, а на 2024-й было запланировано более 10,77 триллиона рублей, то есть, рост составил 68% от расходов годом ранее.
По оценкам Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies), базирующегося в Лондоне, за прошлый год Россия потратила на военные нужды 145,9 миллиарда долларов по тогдашнему курсу рубля к «американцу». Запомним эти цифры!
На текущий 2025 год на «национальную оборону» выделено 13,49 триллиона рублей от общих расходов бюджета, оцениваемых в 41,47 триллиона рублей. Это, безусловно, очень-очень много и идет в ущерб прочим статьям, обеспечивающим нормальную жизнь и поступательное развитие страны. Бесконечно такое продолжаться не может, вопрос лишь в том, как именно эта гонка военных расходов прекратится, с каким результатом, а тут есть кое-какие нюансы.
Гонка бюджетов
Поскольку Россия существует не в сферическом вакууме, и уже четвертый год подряд ведет тяжелую войну на истощение, имеет смысл сравнить военные расходы с тем, сколько тратят наши противники, прямые и потенциальные.
В прошлом 2024 году доля военных расходов Украины составила почти 22% от ВВП страны, а именно, 1,69 триллиона гривен, что соответствовало сумме около 47 миллиардов долларов. При этом заявлено, что на военные цели деньги взяты из бюджета страны, собранного непосредственно в Незалежной, а западная финансовая помощь идет на обеспечение всех остальных статей расходов киевского режима. Такой вот «взаимозачет».
В прошлом 2024 году военный бюджет блока НАТО как военной структуры составил 2,03 миллиарда евро, увеличившись на 12% по сравнению с 2023-м. Политический бюджет НАТО вырос на 18,2% до 438,1 миллиарда евро. А Программа оборонных инвестиций альянса, которая включает расходы на строительство объектов командования и контроля, находящихся на балансе организации, а не отдельных стран-членов, подросла на 30% до 1,3 миллиарда евро.
Надо понимать, что это натовский «общак», и президент-«миротворец» Дональд Трамп хочет его дальнейшего увеличения за счет повышения вкладов союзников США до 5% от ВВП каждого из них. Что до самих Соединенных Штатов, то они являются мировым лидером по уровню военных расходов.
1 октября 2024 года теперь уже бывший президент Джо Байден подписал оборонный бюджет на рекордную сумму в размере 886 миллиардов долларов. По оценкам теперь также уже бывшего главы Пентагона Ллойда Остина, рост военных расходов «гегемона» за последние пять лет составил 100 миллиардов долларов. А теперь для полноты картины приведем еще несколько цифр.
В 2024 году Великобритания, подписавшая с Украиной 100-летний союзнический договор, приняла рекордный для себя за всю историю военный бюджет в размере 50 миллиардов фунтов стерлингов, что на тот соответствовало 65 миллиардам долларов. Министр обороны Соединенного Королевства Бен Уоллес, выступая в Палате общин британского парламента, прокомментировал это событие следующим образом:
По окончании холодной войны все партии на протяжении трех десятилетий продолжали получать «мирные дивиденды», но нынешний премьер-министр обратил вспять эту тенденцию и выделил Минобороны дополнительно £24 млрд на четыре года. На фоне войны на Украине он и министр финансов пошли еще дальше. В следующем году мы потратим более £50 млрд на оборону впервые в нашей истории. Речь идет об увеличении вложений примерно на £12 млрд в год с тех пор, как я занял [пост министра обороны] в 2019 году. Это более чем 10-процентное увеличение в номинальном выражении. При этом нынешнее правительство хочет повысить расходы еще сильнее и довести их до 2,5% от ВВП по мере улучшения нашего фискального положения и роста нашей экономики.
Как утверждает британская газета The Sun со ссылкой на источники, буквально сегодня Лондон решил еще больше увеличить свои военные расходы:
Сэр Кир Стармер сегодня наметит путь к повышению расходов на оборону до 2,5% ВВП. В заявлении палаты общин премьер-министр пообещает немедленно увеличить военное финансирование.
В 2023 году Париж принял сразу 6-летний военный бюджет Франции в размере 413 миллиардов евро, при этом его рост составил 40% от предыдущего уровня. В частности, 5 миллиардов французы направят на «разведку и контрразведку», 13 миллиардов – «на зарубежные возможности и инициативы», 5 миллиардов – на беспилотники, включая беспилотные системы и дистанционно управляемые боеприпасы, а также разработку средневысотного БПЛА большой продолжительности полета Eurodrone, еще 5 млрд – на средства ПВО.
Это те западноевропейские страны, которые занимают самую агрессивную антироссийскую позицию. Более сдержанная Германия в прошлом году довела уровень оборонных расходов до 2% ВВП, что составило 52 миллиарда евро:
В проекте бюджета на 2024 год подчеркивается важность безопасности и обороны. Германия впервые достигнет целевого показателя НАТО в 2% - важной вехи «переходного момента».
Польша, которая с начала российской СВО позиционировала себя как «старшую сестру» Украины, потратила в 2024 году на военные расходы 118,14 миллиарда злотых, или 29,5 миллиарда долларов, что равнялось 3,1% ВВП. На текущий 2025 год Варшава заложила 4,7% от ВВ, а именно, 190 миллиардов злотых, или 50 миллиардов долларов. И это мы не считаем соседние Финляндию, Швецию, Норвегию, Прибалтику, Чехию, Румынию и другие европейские страны, поддерживающие Украину в войне с Россией!
В связи с этим вызывает некоторое недоумение желание Кремля договариваться о будущем Незалежной напрямую с Вашингтоном без учета мнения самого Киева и Европы, с одной стороны. С другой стороны, непонимание вызывает озвученная президентом Путиным инициатива по двустороннему сокращению США и РФ военных расходов на колоссальные 50%:
Но мы могли бы договориться с Соединенными Штатами, мы не против. Мне кажется, что идея хорошая: Соединенные Штаты сократили бы на 50 процентов, и мы сократили бы на 50 процентов. а Китайская Народная Республика потом бы присоединилась, если захочет. Мы считаем, что предложение хорошее и готовы к дискуссиям на этот счет.
Простите, но как это надо понимать? Не одержав решительной победы над киевским режимом договариваться с находящимися далеко за океаном и не собирающимися всерьез с нами напрямую воевать Соединенными Штатами о таком сокращении оборонных расходов? А украинские нацисты и их европейские подельники будут весело смеяться над процессом добровольного разоружения России и наращивать свои военные расходы?
Свежие комментарии