Челубей VS Пересвет. Поединок, которого не было…

С места в карьер бросимся. Эпизод Великого Поединка двух богатырей перед Куликовской битвой — сверх-популярен, овеян какой только можно героикой, осенен святым почитанием и прочая-прочая… Сразу приношу извинения, если задену чьи-то глубокие патриотические чувства. Поскольку будем разбирать не философское и смысловое значения события. А суровую реальность. Ведь детей в школах этому же учат? Мол, было такое. В действительности… Увы, историю придется отделять от пропаганды.
Исходные данные
невелики. Действительно, иногда перед средневековым сражением (по обычаю еще античных времен) из рядов противников выходили самые лучшие воины, в ритуальном поединке выяснявшие: на чьей сторонни боги, каково будет знамение на исход битвы. Иногда результат учитывался, сильно мог влиять на боевой дух сторон. Чаще — нет, свалка все-таки была неизбежна. Но сторона проигравшего ратоборца — вполне могла испытывать серьезный дискомфорт. До момента первой сшибки, там уже голова другим была занята.
Что мы имеем по конкретному эпизоду. Два описания. Первое — перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению:
«перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».
Вызов Челубея принял инок Пересвет, выступив из рядов, он сказал:
«Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!».
«Сказание о Мамаевом побоище» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел. Тут же, на месте оба и скончались. Это литературный памятник XV нам дает информацию такую.
Однако, более древнее церковное предание из Кирилло-Белозерского летописного Списка — повествует о поединке иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое, куда длиннее обычного. До святого инока — были еще поединщики. Сходясь с ним, русские воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею одного удара. Тогда Пересвет решает снять воинский доспех. Замысел таков: копье печенега пробьет его насквозь, он проедет телом по нему — ближе к страшному ордынцу. Сможет нанести свой смертельный копейный удар. Так и случилось...
Налетев на острие Челубея, Пересвет сумел ударить так, что противник замертво рухнул на землю. Сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, удержался в седле. Неспешно вернулся к русскому войску и только там испустил дух, на руках товарищей. Хотя оба витязя погибли, воины восприняли результат однозначно: Челубей был выбит из седла, Пересвет — победителем вернулся к своим. На чьей стороне бог и удача — объяснять не нужно. Русские воспряли духом, монголо-татарва — стала размышлять о бренности бытия в самых черных красках…

Судебно-медецинская экспертиза
церковного варианта поединка будет краткой, поскольку из дальнейшего анализа снести хочется поскорее, дабы мозг не засоряла.
К тому же — это высокое литературное произведение. Много размышлять не придется. Если был такой поединок — то длина копья вообще не имела никакого значения. Конный воин-копейщик (что русский, что монгол-печенег) обязательно имеет …щит. На которое принимает удар врага. Считать лучших ратоборцев Руси и Золотой Орды суицидальными олигофренами — не стоит. Без щитов. Не буду подробно расписывать технику конной копейной сшибки — есть другие каналы (даже на Дзене), где реконы всё подробно растолковали.
Но знать обязательно что: щит закрывает всадника, в момент контакта — находится под углом к острию противника, принимая удар вскользь. Или же — выполняется резкий сбив. Такой поединок — не рыцарский турнирный. Где задача, зажав оглоблю подмышкой, — выбить из седла оппонента. Реальный бой «один на один», он другой. Длинное копье — обуза. По законом физики. Проще отбить, легче от него увернуться, им труднее ворочать. Самый очевидный вариант поразить врага — попасть (с резким выбросом руки) в шлем над щитом, воткнуть своё острие — в ногу. Тут же избавившись от жердины, иначе попросту вылетишь из седла. Инерцию двух полутонных конских туш на встречных курсах просчитать (умозрительно) способны? О тож…
Взаимно нанизать друг друга на копья — мизерный шанс, чай не турнир за платочек немытой средневековой дамы. Для этого нужно полностью раскрыться. Или — пробить взаимное противодействие щитов. С опытными бойцами трюк — практически невозможный. Дело даже не в этом. Как попы бают — у Челубея копье было длиннее. Наш инок Пересвет снял доспехи, чтобы оно вошло поглубже в него. Для сокращения дистанции… Три раза… ага. Если нужно сократить разницу, хотя бы на локоть — челубейское копье должно не только войти, но и выйти. Насквозь.

Замечаете разницу на картинке? Русское копье — длиннее и массивнее. Потому как — тактика таранного удара применялась на европские манеры. Золотоордынцы переходят в те времена — на более легкие древковые приблуды, полу-пики. Ну пусть, Челубей огромен, неимоверно силен. Выбирает себе под стать — немереной длинны оглоблю. В руку женскую толщиной. На конце — чуть тоньше. Сэмэ 40-45 наконечник плюсом. А теперь прикрываем глаза: лошади на встречных курсах, под сороковник разбег взяла каждая. Наш ратоборец получает первый удар в грудь или живот… Даже в плечо. Ну вот … и всё. Кто в физиках всяких силен — киньте в комментарии приблизительный импульс в момент поражения, что передался (незащищенному) телу русского богатыря.
Это не просто тяжелое ранение, несовместимое с жизнью. За долю секунды происходит чудовищное (глубокое) поражение всех внутренних органов, сосудов, нервных узлов. Кости взрываются десятками осколков — простите за натурализм, барышни. Мгновенный шок за сотые доли секунды. Понятно — смерть тут же не наступит. Через пару-тройку секунд, всего лишь. Но какую траекторию входа массивного предмета (на огромной скорости) не представляй… Такое ранение полностью лишает возможности нанести врагу ответный, тем более точный — смертельный удар. Хоть исфантазируйтесь — любой врач над вами грустно посмеется. Особенно — военный или скорой помощи. А бывалый конник (с опытом реконским) — телефон знакомого психиатра настоятельно попросит… в дар принять.

Так откуда
попы такую дичь на наши головы отловили и положили? Предлагаю пока оставить Поле Куликово — перенестись на секундочку много западнее донских степей. …Через 80 лет после поединка Челубея-Пересвета — в европах выходит жуть как популярный цикл о Короле Артуре. Писалось Томасом Мэлори долго, лет 15-20 (в пожизненной кутузке — времени навалом).
Но! Бывший рыцарь не придумал это — а просто скомпилировал-переложил на английский (с бретонского)… огромный массив романтической французской литературы за несколько веков. Так называемых — «рыцарских романов». Кой-чего придумал, приукрасил… Где-то древними легендами дополнил из родных мест. Вуаля…
Читаем эпизод гибели короля Артура. Его поединок с сыном (или племянником) Мордредом. Артур пронзил врага копьем. Жердина прошила того насквозь, вышла из спины. Тот сознательно нанизал себя на копье короля, проехал тушей по древку — до самого кольца хвата. Ну… и разрубил Артуру башку. Мечом. Само собой — оба преставились… ага. То есть — аминь. Авторы «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище» не могли не знать героики сверх-популярных легенд об Артуре. Они ходили от Кадиса — до Багдада веками. Имена только разные были. Но сюжет одинаков: смерть обоих непобедимых противников в поединке — взаимоубиванием. Бородатый бродячий сюжет. Так что… простите. В таком изложении — поединок Пересвета и Челубея — красивый и талантливо скроенный миф. Легенда, поэтико-эпическая драматическая сцена.

Реалии — Пересвет.
Как могло быть. Поединок состоялся. Ратоборцы помчались друг на друга с копьями наперевес. Сшиблись — и оба упали замертво. Такой вариант приемлем для исторического реализма, палка раз в столетие стреляет. Это красиво. Возвышенно. Имеет символическую силу. Запоминается так, что впечататься способно в память поколений. Почти всегда — пробуждает гордость, здоровый патриотизм. Эффектно, трагично, безупречно красиво. Морально и эстетически — безупречно. Полностью разделяю, без шуток.
Но… как всегда… это настораживающее сочетание двух букв. Реалистичность будемо проверять, копать глубоко. Долг такой. Согласно кивая легенде — ее на достоверность историческую щупаем. Первое, пусть и неочевидное наблюдение. В атаку первыми пошли — мамаевцы. После поединка. Посчитали — что? Правильно, что победа за их Челубеем. Разумно используя психологический фактор. Как во всех легендах и «рыцарских романах» прописано. С точки зрения психологии — обоснованно… Но не суть.
Кто таков — инок Пересвет? Если пролистать самые непротиворечивые версии — боярин бывший. Родом — из Брянска. Был знатным рубакой, не раз участвовал в каких-то походах и сражениях. В каких — не спрашивайте, РПЦ еще архивы не раскрылао. Устав от кровавой и бесчеловечной работы душегуба по княжьей воле, принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Но, никаких сведений нет достоверных. В «Предании о ростовских князьях», такие поступки скрупулезно фиксировавшем, — никакого Александра Пересвета… Что уже само по себе — край как непонятно.

Согласно «Житию преподобного Сергия Радонежского», перед Куликовской битвой князь Дмитрий (в поисках духовной поддержки) отправился к нему в монастырь за благословением. Золотоордынцы в то время считались непобедимыми, имя преподобного Сергия, гремевшего на всю Русь (как праведника и чудотворца), — должно было вселить надежды во всех русских воинов. Святой благословил князя, согласно автору позднего «Сказания о Мамаевом побоище» — выдал (под роспись) двух иноков. Бывших военных: Александра Пересвета и брата его духовного — Андрея Ослябю.
Сразу хочется предупредить — эпизод с «благословением» является вымышленным, следующей статьей буду обосновывать. Кстати, в самом раннем, кратком летописном рассказе ο битве 1380 года «О побоище иже на Дону» — имя Сергия Радонежского не упоминается совсем… Что же касается Пересвета. Инока или послушника (разные по разному пишут). В любом раскладе — это начальная степень монашества. Да, он мог быть княжеского или боярского рода. Мог быть знаменитым воякой, не отрицаю. Но… Брать оружие в руки — категорически иноку не полагается. Только во время обороны монастыря, в пределах его стен.
Чтобы монах уходил воевать — таких случаев русская история не знает. Ни до, ни после Пересвета и Осляби. А вот знает …уже мировая история — других монахов-воинов. Из военно-духовных орденов Святой Земли и европ всяких. Они были благословлены Ватиканом, формально подчинялись… духовному лидеру, Папе Римскому. На Руси такого отродясь не водилось.

Челубей.
В некоторых источниках: Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул. Не то монгол или татарин, не то — печенег. Кем он только не был в исторической беллетристике — знатным мурзой Темиром, наемником-поединщиком, каким-то ханчиком из улусов Золотой Орды. Даже нашим, доморощенным русаком. С именем — «Челом Бей». Без подробностей. То ли ему нужно лоб плющить — как увидишь, то ли сам это занятие прилюбливал… Ага.
Ладно, будем разбираться. «-Бей» — окончание характерное, означает титулование и статус. «Челу-» — имя получается… Именно в такой транскрипции — Челубеев не водилось. Во всей мировой истории. Хоть наизнанку все источники выверните. Но имечко — явно тюркского происхождения, есть созвучия близкие. Даже историчные — Челеби (-эмир), например. Сын турецкого султана Мурада I, взявший через дюжину лет после Куликовской битвы столицу Второго Болгарского Царства. Тырново.
Если встряхнуть именно события времен Поля Куликова — то есть Тулук-бей (Тулун-бей, Тулун-бек, Тулу-бей). Персонаж самых-самых ханских кровей, якобы, один из батуидов-чингизидов. Тёмник Мамай нашел его не пойми на какой помойке, объявил законным правителем Золотой Орды. Взамен прибитого восемнадцатилетнего Мухаммед-Булака. Тоже (якобы) потомка Чингисхана и Батыя. Формально, эта мамаева ширма должна была маячить на поле Куликовом, роль законного Великого Хана исполнять. После побоища — упоминаний о Тулук-бее не находится.
Самое очевидное — его настоящий потомок Чингисхана (Тохтамыш)… того. Прибил вместе с Мамаем. Как самозванца. Или пропал тот в Степи, в бега подавшись. Мог быть изрублен во время Куликовской битве. Хотя вряд ли — сбежавший Мамай своего «ручного легитимного хана» должен беречь, аки зеницу ока. Сотрудник полезный, видимость законности. Так может, Тулук-бей… и есть наш искомый Челубей?

Опять мимо. Место хана (бея, мурзы) — позади боевых порядков. Если вообще главнюк полный — в Ставке. С шатром приметным, в окружении отборной тысячи нукеров, под сенью бунчуков и знамен. Очень далеко от линии соприкосновения. Если всё… сливают воду — можно там погибнуть, конечно. Но чтобы в поединке… Категорически возражаю. Яса Субэдея и Чингиза подобные шалости строжайше запрещала. Полтора века как. Это было противоестественным поступком для монгола-золотоордынца 1380 года издания. Даже не пытайтесь в «исключения» такую дичь записать…
Хотя… Можно отмотать историю на три века назад. Вспомнить легенду о Мстиславе, князе Тмутараканском и Черниговском. Который «зарезал Редедю пред полки касожские». Слабовата аналогия, былина есть былина. Не монголы против Руси стояли, других таких поединков — больше не зафиксировано….
Выводы какие
делать будем? Самые очевидные — эпизод с поединком является вымышленным. Как Челубей, имя введено в оборот …только в 1680 году третьим изданием «Синопсиса». Иночество Пересвета — тоже художественная выдумка. В одном из текстов «Задонщины» этот бравый инок — жив-живехонек в разгар побоища:
«поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает», когда уже «иные лежат посечены».
Знаменитейший поединок следует относить — к жанру героико-патриотической литературы. И держать подальше от рамок истории.
А что это может означать тогда? Очевидное назначение и идеологическая функция Пересвета — в победном единстве русской Идеи и Православия. Роль Осляби тоже не мала — это подкрепляющий символизм. Инок Пересвет не одинок. Если он погибает (как это случилось) — за ним встанет другой Святой человек, его духовный брат.
Кстати, по некоторым преданиям — Ослябя оттаскивает «контуженного» князя Дмитрия Донского из круговерти схватки, подрубает березку, прячет бессознательное тело от глаз вражин. Сам потом погибает. Но иногда — выживает, даже куда-то в посольства ездит…
Ослябя — второй инок и ратоборец Веры. Благословлен святым Сергием Радонежским. Читать стоит так — «велика земля Русская и обильна людьми и верой». Сколько не бей — еще найдутся, ничуть не хуже. Пересвет с «братом» — это залог борьбы святой Руси — до победного конца. Оба — материалистический аспект главного духовного авторитета Руси — Сергия Радонежского.

Правильное прочтение
будет кратким, емким, возвышенным: Через благословление святого Сергия — являет себя воля Господня. Воплощена через персонификацию, духовный и ратоборческий подвиг Пересвета.
А еще… по легенде, — Святой старец Сергий Радонежский благословил на святую битву Великого князя Дмитрия Московского. Предрек победу. Наше дело правое. Победа будет за нами: Бог и Князь, вера и власть, церковь и меч воинский, карающий «поганых». Всё едино, подчинено священной цели. Ничуть не возражаю, если так будут писать учебники. История правильная, поучительная. В отличие от других, что Куликовскую Битву окружают. Но о них — в других статьях…
Русский Каганат — как же ты достал, где тебя найти?

Хотелось начать — «некоторые исследователи предполагают…». Но осекся. Это кто — исследователи? Чудинковской породы «историки» что ли… предполагают, что в конце VIII века «русы» имели жуть какие нагибучие вооруженные силы. Мало того — еще и организованное государство. С правителем, который в середине IX века присвоил себе хазарский титул, — стал аж цельным Каганом.
Глядючи (с ужасом) в некоторые комментарии, слезу утирая, — решил всё собрать. Что есть в документах древних. И археологии заумной. Откуда эта «утка» крякать стала громко — необходимо выяснить. Чтобы вместо ответа «комментаторам» — сразу ссылку кидать, на буквицы не разменивая драгоценное время.
Исходные данные,
Или... Откуда появился слух, что был какой-то Русский (Росский) Каганат? Не спорю ни разу: есть письменные источники, первый — аж IX веком. Начнем с восточных авторов: почитать придется «Анонимную записку» Ибн-Русте и Гардизи. И персидский трактат «Худуд-аль-алам».
Оба произведения утверждают: есть народ русов (росов), ими правит хакан-рус, то есть Каган. Интерес вызывает один факт. Для арабов и персов IX-X веков: русы и славяне — совсем разные народы. Живут в странных местах.
«Страна русов является островом на море; до острова три дня пути через леса, болота, и там такая влажная трясина, что когда человек наступает на почву, она вся колышется от сырости».
«…русы совершали набеги на славян на кораблях, и они брали славянских пленников и продавали их хазарам и булгарам. У них не было обработанных земель, и они получали пшеницу от славян».

Бертинские анналы,
летописная хроника-свод франков, под 839 годом пишет, что вместе с византийским посольством императора Феофила к Людовику прибыли некие люди из народа «рос», их король (rex) — Каган. Как потом выясняется, эти «гости» — из свеонов (шведов). Их тут же заподозрили в шпионаже.
Почему же Людовик так подумал? Он точно знал о существовании скандинавов-шведов. А вот с «росами» столкнулся впервые, только благодаря византийцам. Был удивлен немало, что им служат… шведы. Выводы выбором не блещут у нас: Каганат «росов» находится где-то рядом с Византией, они и свеоны — разные народы. Франки почти ничего не знают о новом народе, поскольку путаются в титуловании. В «Хронике Фредегара» летописец принимает словечко «Каган» — за личное имя, ничтоже сумняшеся царапает на пергаменте: «regem eorum gagano» (король их по имени Хаган).
Ладушки-оладушки, будем кумекать, каким таким образом оказались «шведы на службе у Кагана». Спросим археологов. Исследования Супрутского городища в Тульской области, вроде бы говорят: это поселение является наиболее ранним местом проживания варягов (в Восточной Европе). Датируется их нахождение здесь — серединой IX века. И знаменитый варяжский отряд из района Готланда — тесно связан с салтовской археологической культурой южной Украины и России. Вывод: он был на службе Росского каганата или Хазарского.
Едем дальше по источникам. В 871 году Людовик II «Косноязычный», в своем послании Басилевсу царьградскому поминает хазар. И неких «северных людей». Это название придумано не им, а списано из византийских источников. Оно еще раз вынырнет в «Венецианской хронике» — именно для обозначения «русов».

География из источников:
Русы IX-X веков, в понимании арабов и персов, — живут между Доном и Северным Донцом, у Азовского моря — тоже (не факт, но самая популярная точка зрения). С большой натяжкой подтверждается версия англосаксонской «Истории против язычников» Орозия. Там «рохоуаски» (русы) впихнуты куда-то в Подонье. Наиболее понятно размещает «русов» — Баварский Географ. Это сочинение второй половины IX века. Русы живут между хазарами (с одной стороны) и славянами. Древлянами, полянами, лучанами и венграми — с другой.

Если серьезно поелозить по глобусу (с совой, несомненно) — это вполне соотносится со сведениями «Анонимной записки». Получается, «русы» живут где-то в степной полосе: между Северным Кавказом (аланами) и Сариром (некое государственное образование аварцев в Дагестане). Граничат, скорее всего, — с болгарами и славянами. Но все вилами на воде, предупреждаю. Не помню, где — уже писал об этом на канале.
Есть одно интересное наблюдение. Как только намечается «Русь изначальная» Рюриковичей, по долготе Киев-Новгород-Полоцк, — появляются упоминания об этом государстве… Но. Упоминаний Кагана больше не встречается. Тем более — «росов»… Кудой дели, ась?
Версия первая,
она же — норманская. Скандинаво-варяжская. Которая выводит тождество любых «русов/россов» — к северным фьордам викингов. Зацепиться можно за то, что «Хакан» (Каган) — это личное имя Хакон. И его происхождение северо-германское, кажись. Более спорная версия — титульная. Где «каган» соотносится с «конунгом» (könig). Мысль такая:
«Шведское племя русь вступило в симбиоз с финскими и славянскими племенами, захватило все торговые пути вплоть до Каспия, заявило о себе в Константинополе и Ингельгейме в 839 году. А Рюрик приплыл гораздо позже».
Если следовать такой логике — Росский Каганат стоит искать в локациях самого раннего присутствия варягов. Это Старая Ладога, Рюриково городище, Старая Русса и где-то еще в новгородских землях. Если блеснуть фантазией — даже на Верхней Волге можно разместить.

Вторая версия —
балтийская или рюгенская. Жили-были западные славяне, а их Хакан правил на острове Рюген. Поильменье, вроде как, тоже к рукам прибрали. Вполне может быть, поскольку археология (с осторожностью) сообщает: древнейший слой поселения Новгорода — датируется 920-930 годами РХ. Рюриково городище — немного древнее, лет на полста. Старая Ладога — 840-855 годов слой имеет, дотла выгоревший.
А недалеко от Старой Ладоги есть Любшанская крепость — мало что понятно там, но вполне может быть форпостом пограничным. Поильменских словен. Против варяжской экспансии.
Но как бы ни извивались адепты этих двух теорий… Варягов здешних, хоть шведских, хоть прусских — придется убирать из анализа. Нет следов их экспансии, хоть об все археологические слои убейся. Из глубин их великого проникновения — отряд небольшой в Супрутском городище и … Топор с кресалом — в мерянском Сарском городище. Всё! Правда… А поселение в Ладоге, до последней четверти IX века, — полностью беззащитное торчало. Без стен и тынов. Что у скандинавов, что у балтийских славян — не было в те времена никаких ресурсов. Для тотального военного подчинения земель. От Балтики — до Тавриды.

Днепровский Каганат.
Хорошо, Север сбросили. Теперь к стайке адептов оборотимся, что рядят Росский Каганат сделать прямым предшественником Киевской Руси. Из всей аргументации только одно подходит — близость (относительная) к Византии, по Днепру до нее добраться хоть можно. А в остальном… мгла времен. Ноль находок. Археология показывает набирание плотности населения у Днепра — только концом Х-го века. Хотя как… Среднее Поднепровье не представило ни одной монетной находки периода «Росского Каганата». А ведь, по описаниям — это великая купеческая держава, с многочисленными данниками и работорговлей изрядной.
Почитаем В. Седова, где Каганат представлен славянской «волынцевской» культурой начала IX века. Но и тут мимо — обряд ее захоронений. Кремация, характерная для славян. А источники настаивают — русы каганата хоронили своих мертвецов в земле. Как донские аланы, что аккурат в этом регионе квартировали. «Волынцевцы» жили в неукрепленных поселениях, что опять противоречит источникам, о множестве укрепленных городов.
Единственная археологическая культура, которая описаниям арабов и персов соответствует: салтово-маяцкая. С совой на глобусе, конечно. Ей соответствуют: развитая инфраструктура, прото-государственность (чеканка «варварских» подражаний арабскому дирхему), высоких качеств ремесла (вплоть до оружейного), активная торговля.

Тогда у нас парадокс нарисовался. Выходит, аланы делят одну археологическую культуру. С Хазарским Каганатом. И Росским? Ведь в одно время существуют эти неимоверно могучие государства (в источниках). Разгадка на поверхности, вообще-то. Имя ей — Лев Гумилев. С учителем своим — Артамоновым.
Именно благодаря им возникла так называемая «хазарская археологическая проблема». На среднем Дону достоверно и многократно идентифицированы захоронения одних лишь алан (и родственных им племен). А вот «хазарские» погребения можно трактовать очень широко.
Тут тебе и болгарский мотив, и мадьярский… Но эти захоронения — не традиционны для них. Всего лишь — условны. Вроде ямные погребения — но слишком далеко от мест расселения болгар. Вроде венгерские, даже лошади в могильниках лежат — но набор предметов иной… А иудейский мотив звучать должен. Ведь верхушка Каганата такую веру выбрала.
Мимо. Следы иудейства найдены только на периферии земель. Еще не факт — что хазарских. Так… гипотетических. Что очертил Лев Николаевич, по ему одному видимым резонам. А по сути — по мифам. Потом кое-кто из Читателей удивляется… Отчего Гумилёва на дух не переношу, как речь об истории настоящей заходит))

На что может быть похоже?
Хорошо, включаем «наперсточный режим». В конце 50-х годов ХХ века некто весьма пытливый Ляпушкин, муж учёный, предположил: аланы салтановской археологической культуры были независимы от Хазарии. Нет никаких оснований для «расширительной» трактовки. Что (якобы) это исключительно культура — «только Хазарского каганата».
Вот и ответ, много вопросов распутывающий. Было независимое, на ножах с хазарами постоянно — соперничавшее мощное государство аланов. Называлось как угодно, хоть Русский каганат. Включало в себя ряд зависимых (и союзных) славянских областей «волынцевской культуры». Можно дальше пойти и предположить: название «Русская Земля» пошло от донских алан. Даже герб-эмблема Рюриковичей (пикирующий сокол) — это калька с их символики, есть тому неплохие подтверждения. Совсем не дичью видится тогда теория Вернадского…
«Русью» — назывались скандинавы приблудные, плюс — славяне к ним попавшие в хирды. Считались частью народа, как некое воинское сословие. Этноним пошел от словечка «рухс-ас» — «светлые асы». То есть — аланы, но чуть другие.
Вот и всё, что можно придумать про Русский Каганат. Археологией он не идентифицирован совсем, источников исторических — с гулькин нос. Да и те — путаные. Как не упражняйся в фантазиях — ничего, кроме умозрительных конструктов не выдашь. Ни в Северах, ни на Днепре. На Дону искать нужно, может — в Тавриде. Но там черт ногу сломит в слоях, археология в ужасе…
Свежие комментарии