Вячеслав Шпаковский
Масонский либерализм в России
Шпага Лафайета со знаками масонской ложи. Музей франкмасонства, Париж
У нас есть общество, и тайные собранья / По четвергам. Секретнейший союз…
А. Грибоедов. Горе от ума
Ты помнишь ли, как перед нами
Встал храм, чернеющий во мраке,
Над сумрачными алтарями
Горели огненные знаки.
Торжественный, гранитнокрылый,
Он охранял наш город сонный,
В нем пели молоты и пилы,
В ночи работали масоны.
Н. Гумилев. Средневековье
А. Грибоедов. Горе от ума
Ты помнишь ли, как перед нами
Встал храм, чернеющий во мраке,
Над сумрачными алтарями
Горели огненные знаки.
Торжественный, гранитнокрылый,
Он охранял наш город сонный,
В нем пели молоты и пилы,
В ночи работали масоны.
Н. Гумилев. Средневековье
История российского либерализма. В прошлом материале мы остановились на эпохе царствования императора Александра I, конец которой был совершенно не таким, как его начало. Однако, занимаясь историей либерализма в России, никак не обойти стороной и масонов. А раз так, то давайте немного попридержим наших коней и посмотрим, какое отношение к либерализму в России имело еще и движение «вольных каменщиков», весьма интересное и по своей сути, и, вне всякого сомнения, интересное в контексте нашей общей темы. Итак, масоны и либерализм.

Блюдо с масонской символикой. Музей франкмасонства, Париж
Начнем с того, что масонство появилось в Англии, причем в конкретный день конкретного года, а именно 24 июня 1717 года, когда в таверне «Гусь и вертел» четыре ранее существовавших братства создали первую в мире Великую ложу, то есть оформились в строгую организацию. В 1723 году появилась и «Новая книга уставов» — своего рода конституция масонов, излагавшая основные принципы движения: любовь к ближнему, возможность преодоления порочности человеческой натуры, просвещение, самоусовершенствование, ликвидация зла путем перевоспитания и создания «нового человека». Было ли масонское движение либеральным по своей сути изначально?
Все всякого сомнения! Ведь что было написано в той же книге уставов? «В наше время человек свободно выбирает себе веру…» То есть речь шла о свободе выбора веры, что априори посягало на могущество церкви. Недаром уже в 1738 году римский папа издал буллу, в которой масонство объявлялось сектой, вредной для апостольской церкви.

Масонский ковер Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Как только масонство проникло на континент, отношение к нему стало еще хуже. Во-первых, сословные барьеры в ложах заменялись «братством», то есть сближались люди из разных социальных слоев. Во-вторых, властям предержащим не нравилось уже одно то, что масоны пытались создавать на земле нечто, что считалось более совершенным, чем существующее. То есть они, в сущности, посягали на монархическую власть! Опасность монархи усматривали и в том, что вступившие в ложи политики станут действовать в интересах ордена, а не государства, а то даже и шпионить. Не нравилась и сама атмосфера тайны, которой себя окружали масоны. А вдруг они делают что-то дурное? Ведь иначе бы они не прятались! Так рассуждали не только обыватели, но и коронованные особы, радеющие о собственной власти.
Первым из-за всех этих домыслов пострадал орден иллюминатов, использовавший форму масонской организации. И занимался-то он просвещением, как и большинство масонских лож, но в доносах на него утверждалось, что германские иллюминаты, в частности, баварские, действуют в интересах Австрии, которая хочет присоединения Баварии; что своих противников они травят ядом и, потворствуя страстям (какой хитрый ход, однако!) сильных мира сего, приобретают над ними власть.
В итоге напуганный курфюрст Баварии в 1784 году все ложи иллюминатов и масонов тут же закрыл, а затем запретил и любые тайные общества.
А потом выяснилось, что многие участники французских масонских лож были активными участниками революции 1789—1794 гг. А раз так, рассудили европейские государи, то нет ли здесь прямой связи? Ну а так как российские монархи, не слишком обремененные образованностью, брали за образец «все как там», то неудивительно, что вслед за Баварией гонения на масонов начались и у нас в России, а в 1792 году Екатерина II и вовсе запретила их деятельность.
Хотя начиналась именно у нас в России для них все очень даже хорошо. К 1770 году в России было создано уже 17 масонских лож, в которых членами были и князья, и графы, а уж менее титулованных дворян считали на сотни! Российские масоны провозглашали христианскую терпимость, соборность (вот даже как, откуда это к нам пришло в 90-е!), хвалу царствующим особам, то есть ничего крамольного ими в то время не затевалось. В иных ложах за политические разговоры и вовсе полагался денежный штраф!
Портрет А. Ф. Лабзина в синем кафтане c орденами Св. Владимира и Св. Анны 2-й степени работы В. Л. Боровиковского (1757–1825), 1805 год. Писатель и философ Лабзин был масон, и Боровиковский тоже был масон, а еще Левицкий и Рокотов – все они были масоны! Государственная Третьяковская галерея, Москва
Так что «золотой век» российского масонства имел место именно все при той же Екатерине II, его же в итоге и запретившей. И, кстати, говоря, тогдашние масоны для России сделали немало. Например, очень эффективно боролись с голодом, поразившим страну в 1787 году. Именно тогда московские масоны оказали столь широкомасштабную помощь голодающим, что примеров подобного Россия еще не знала. Естественно, что они заслужили похвалу от императрицы. Но страх перед французской революций оказался сильнее практических выгод от масонства.
Что до Павла I, то он готов был изменить все, что сделала его мать, но, поразмыслив, именно в отношении масонов решил все ее распоряжения оставить в силе.
Изменил отношение к масонам только император Александр I, разрешивший деятельность братства в 1803 году. Масонство стало набирать силу, но особую популярность приобрело после победоносной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Тайные общества, например, «Орден русских рыцарей», мечтавшие о переустройстве России, также начали появляться в это время в России, но война этот процесс прервала. Но уже в 1816 году возникает «Союз Спасения». То есть для любителей всяких «тайн» Россия того времени была местом весьма привлекательным. Тут масонские ложи, тут появляющиеся тайные общества, причем правительство прекрасно обо всем, что там происходило, было осведомлено. Но какое-то время смотрело сквозь пальцы. Ну, побалуются великовозрастные шалуны и бросят!

Портрет князя Сергея (?) Сергеевича Голицына. 1800. Джованни Баттиста Дамон Ортолани (1750—1812). Музей Тропинина, Москва. Ранее считался портретом его брата Владимира
Почему так было? Да просто потому, что еще в екатерининскую эпоху ряды масонов России пополняли выходцы из самых знаменитейших дворянских фамилий, как то: Голицыных, Трубецких, Тургеневых и т.д. Масонами были А. В. Суворов и М. И. Кутузов. Причем не в малых степенях посвящения! Так, Суворов, когда навещал отца в Кёнигсберге, был принят в прусской ложе «К трем коронам» и там посвящен в степень шотландского мастера, считавшуюся очень высокой. Масонская история Кутузова началась в 1779 году тоже в немецком городе Регенсбурге, в ложе «К трем ключам». Но потом он вошел в ложи Франкфурта и Берлина, а позднее его приняли масоны Петербурга и Москвы. Также имел степень шотландского мастера, а в братстве имя – Зеленеющий Лавр. И вот вопрос, который заинтересует читателей «ВО»: был ли тот же А. В. Суворов если не либералом, то сторонником либеральных идей? И ответ будет таким: да был, и еще каким! Помните его знаменитый ответ императору Павлу I: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак»? Так вот, ответить так мог только человек, нахватавшийся идей о свободе, но только не верноподданный слуга государя-императора, помазанника Божия. Тот сказал: «Нужны косы и букли!», значит, знал, что говорил, ибо воля государя священна! И надо было это принять как должное и не умствовать от лукавого, а знать свое место! Да кто он такой, этот Суворов, мелкий дворянин, только и умеющий, что воевать, ну так есть и другие, пусть воюют похуже, но зато не умствуют! И правильно его Павел сослал за эту дерзость в Кончанское, потому как либо ты признаешь самодержавие и радуешься и буклям, и косам, так как им радуется твой император, либо нет – и тогда ты явный либерал и потенциальный бунтовщик.

Портрет П. Я. Чаадаева. Шандор Козина (1808—1873). 1848 г. Государственный Исторический музей, Москва
Позднее выдающиеся люди земли русской как один записывались в ряды масонов. Среди них были Грибоедов, Чаадаев, братья Муравьевы-Апостолы, Пестель, конечно, и еще 20 декабристов. Был масоном и А. С. Пушкин, принятый в ложу «Овидий 25» во время пребывания в Молдавии, хотя и просуществовала эта ложа недолго. И вот ведь – тот же полковник Павел Пестель был награжден золотой шпагой за храбрость. Трубецкой тоже был полковником. А такие звания в ту пору так сразу не давали. То есть это были боевые офицеры. А вот зачем-то в масоны они пошли… Всего же осужденных декабристов был 121 человек, а вот масонов из них было 27.

Портрет А. С. Грибоедова, И. Н. Крамской (1837—1887), 1873 год. Государственная Третьяковская галерея
Однако еще до восстания Александра I настолько напугали популярность масонства и рост числа масонских лож, что он в 1822 году запретил в России все тайные общества, включая и масонские ложи. Однако роль свою в распространении свободомыслия и либерализма в России масонские ложи сыграли, причем немалую. Ну и А. С. Пушкин своими стихами, конечно, тоже некоторым образом подлил масла в огонь…
Ну а вывод? Вывод из всего вышеизложенного будет такой: либеральное движение в России все время колебалось, то оно к трону приближалось –подталкивать монархов к тому, чтобы те начали проводить реформы «сверху», то в них разочаровывалось и искало себе союзников (равно как и пример для подражания!) как среди масонов, так и среди самых отъявленных революционеров-карбонариев. Парадокс, не так ли? Да, но так было. Более того, имевший место накануне выступления на Сенатской площади психологический «феномен Ростовцева» как раз и был связан с такими вот колебаниями.
А было так, что в канун восстания 14 декабря подпоручик лейб-гвардии Егерского полка Яков Иванович Ростовцев написал великому князю Николаю Павловичу, наследнику монаршего престола России, письмо, и в нем предупредил его и о «возможных беспорядках» и предложил добровольно уступить престол своему брату Константину Павловичу. Причем Ростовцев предупредил о том, что он все открыл цесаревичу, также и заговорщиков. Позднее Ростовцев стал генералом и активно помогал Александру II освобождать крестьян.

Портрет Я. И. Ростовцева с семьей. С. Зарянко (1818–1870). Русский музей, Санкт-Петербург
Что это было? Неужели любовь к доносительству? Нет, страх перед пролитием братской крови и возможной гибелью государства. Вот что тогда заставило блестящего офицера гвардейского полка преодолеть отвращение к личности самого цесаревича Николая (которому он так прямо и написал: «Вас не любят в армии») и совершить поступок, на который многие его товарищи посмотрели как на предательство. О заговоре он и написал, и рассказал при аудиенции Николаю. Но имен не назвал и просил цесаревича его немедля арестовать. 14 декабря, пытаясь предотвратить кровопролитие и загнать солдат назад в казармы, получил тринадцать штыковых ран, ему разбили голову и сломали челюсть. Потом всю свою оставшуюся жизнь Ростовцев терзался тяжкими моральными страданиями. Все решал для себя один-единственный вопрос: что важнее — долг перед товарищами или перед государством и его народом?
Ну а дальше было то, что было: началась эпоха сурового правления Николая I, когда само слово «либерализм» и «революция» стали считаться синонимами, а про российских масонов больше уже даже и не вспоминали.
=0=0=
Чёрный цвет на государственном флаге. От ливы пророка Мухаммеда до национального пиджака

Флаг Афганистана в 1880–1901 гг. Время правления эмира Абдур-Рахмана
Миром правят знаки и символы, а не слова и законы».
Конфуций
Конфуций
Долгий путь к государственному флагу. В предыдущем материале о флагах речь шла о выборе государственного флага для обновленной России. Кому-то идея бело-желто-черного флага понравилась, а кому-то — нет. И одна из причин очень простая: негативное восприятие черного цвета в христианской культуре. Для христиан черный цвет символизирует смерть, ад и адские муки, чертей с кипящей смолой и раскаленными сковородами, ну а то, что это прежде всего цвет кормилицы-земли, уходит на второй план. И опять же мало кто знает, что красно-синяя гамма цветов на флагах очень многих стран символизирует не что иное, как одеяние Девы Марии. При этом в западнохристианском искусстве нижнее облачение Марии обычно было красного цвета, а верхнее – синего, как символ того, что человеческую суть Девы Марии укрывала божественная синева. А вот в восточнохристианской традиции все было совершенно наоборот: нижний синий цвет символизировал божественную сущность Богородицы, а вот верхний красный – её естество, то есть человеческое начало. Отсюда и первенство тех или иных цветов на западноевропейских и восточноевропейских флагах, использующих эти цвета.
Однако были и такие флаги, где был очень широко представлен и черный цвет, и не надо думать, что это был обязательно лишь флаг пиратов.
Так, например, у нас почему-то принято считать, что мусульмане при Мухаммеде сражались под «зеленым знаменем ислама». Однако на самом деле это совсем не так. Знамя у того же Мухаммеда было не одно. Их было два. Одно называлось у арабов «лива» или «лайва» (что, собственно, и означает «знамя»), а другое – «райя» (то есть «флаг»). Абу Бакр ибн Араби писал, что «знамя («лива») нужно отличать от флага («райя»). Первое прикрепляют к копью с трех сторон и заворачивают. Второе прикрепляют к копью с одной стороны, оно развевается по ветру. Можно считать, что собственно «знамя» являлось штандартом Мухаммеда, а «флаг» представлял собой знамя войска, которым он предводительствовал.
И вот «лива» племени курейш, из которого происходил и сам Мухаммед, имела вид двух черных прямоугольных вымпела с округлыми концами, прикрепленных к древку на некотором расстоянии друг над другом, а «райя» — прямоугольное полотнище белого цвета с золотой каймой с белыми кружками («безантами» в европейской геральдической традиции) и двумя черными косицами на краях вверху и внизу.
А вот «лива» собственно пророка Мухаммеда представляла собой анаграмму курейшитов – черный цвет вместо белого, но с белой каймой без «кружочков». Соответственно, «райя» имела вид двух белых вымпелов также с округлыми концами, расположенными друг над другом. То есть цветов Пророка было, оказывается, два: черный и белый. У племени гассан в Сирии «райя» представляла собой триколор красно-желто-красного цвета опять же с белой каймой. Так что для мусульман изначально были характерны три цвета: черный, белый и красный. И что же мы видим? Сегодня все эти цвета присутствуют на государственных флагах многих арабских государств, включая Сирию, Египет, Ирак и Йемен.
Но совершенно черным некоторое время был флаг Афганистана. Хотя интересно, что именно Афганистан – это единственная современная страна, у которой за всю его историю государственный флаг менялся двадцать три раза. Вот уж у кого путь к флагу был действительно долгим. И там действительно одно время использовалось в качестве флага просто черное полотнище без надписей! И почему так, понятно. Афганистан – мусульманская страна, а «черное знамя Пророка» Мухаммед использовал в качестве символа своей новой религии — ислама, а затем он стал знаменем халифата Аббасидов. То есть от религиозной сущности цвета флага нам и тут никуда не уйти!
Государство Афганистан появилось в период Дурранийской империи, которую и принято считать родоначальником всей афганской государственности. Флаг империи представлял собой триколор из двух полос зеленого цвета и полосы белого между ними, расположенных горизонтально. Просуществовал он с 1747 по 1823 год.

Флаг 1747—1823 гг.
После распада этой империи на землях Афганистана появился Эмират Афганистан, флагом которого было полотнище черного цвета без рисунков. За время существования эмирата флаг успел смениться два раза. На основной черный фон был добавлен герб, рисунок которого затем несколько раз менялся.

Флаг Афганистана в 1919—1926 гг.
В 1926 году Афганистан стал королевством, флаг которого был также черным черного цвета, с национальной печатью – эмблемой Афганистана в центре.
Потом флаг изменялся еще четыре раза, пока наконец не стал полосатым, с полосами черного, красного и зеленого цвета и белой эмблемой в центре.
В 1978 году была провозглашена Демократическая Республика Афганистан, флаг которой меняется пять раз. Это время ознаменовалось тесной дружбой с Советским Союзом и выбором социалистического пути развития. С кем поведешься, от того и наберешься. Вот и флаг «нового Афганистана» был создан в лучших традициях флагов государств социалистического лагеря: СССР и Китая.
Флаг режима Хафизуллы Амина 1979 г.
Генерал-майор Василий Заплатин, советник при начальнике ГлавПУРа ВС ДРА, в 1979 году характеризовал Амина как «верного и надёжного друга Советского Союза и всесторонне подготовленного лидера Афганистана», но от рук наших спецназовцев это его не спасло. Впрочем, газета «Правда» 30 декабря сообщала, что «в результате поднявшейся волны народного гнева Амин вместе со своими приспешниками предстал перед справедливым народным судом и был казнён». Забавно, не правда ли?
С 2001 года флаг постепенно пришел к его современному варианту, хотя менялся еще трижды.

Официально версия современного афганского была принята 19 августа 2013 года. Согласно ей, на нем имеются три полосы черного, красного и зеленого цвета, расположенные вертикально. Стилизованное изображение мечети находится в центре. Черный цвет символизирует религию, красный – обычный символ борьбы за свободу и независимость, а зеленый – успех и благополучие

Флаг Анголы
На флаге Анголы также присутствует широка черная полоса внизу, которая обозначает… Африку, ну а красная — это кровь ее патриотов, пролитая в войне за свободу и независимость. Звезду после выбора «социалистического пути развития» позаимствовали у СССР, как и прочие символы, измененные, однако, в силу местных традиций: мачете (крестьяне) заменило наш серп, а часть шестерни (рабочие) стала «адаптацией» молота.

Флаг Антигуа и Барбуды
Есть черный цвет и на флаге Антигуа и Барбуды, причем треугольник, образуемый полосами, – это латинская буква «V», то есть победа (victory).Самым популярным объяснением цветовой гаммы флага является следующее: черный — это цвет Африки, из которой происходит большая часть населения страны; голубой — надежда; красный — энергия и силы. Белая и синяя полосы символизируют белый песок и водную синь Карибского моря, которое омывает эти острова. Ну а восходящее солнце — символ самый понятный: оно взошло и принесло детям черной Африки свободу!
Кроме России, трехцветный сине-бело-красный триколор используют еще некоторые славянские страны, и точно так же дело обстоит и с арабскими странами.
Просто в начале XX века в Стамбуле собрались молодые лидеры ряда арабских государств и решили, что символическое независимое знамя арабов обязательно должно быть трехцветным. Белый— символ Омейядов, черный — символ Аббасидов, а зеленый — Фатимидов. Шариф Хусейн, лидер восстания в Хиджазе (королевство в центре Аравии) 10 июня 1916 года, был родом из семьи, где красный являлся династическим цветом. Вот он и сделал своим государственным флагом красное полотнище. Позднее государства Хиджаз и Неджд стали предшественниками Саудовской Аравии, которая в 1932 году приняла флаг зеленого цвета с надписью: «Нет бога, кроме Бога, и Мухаммед — пророк его» и изображением меча.
Флаг Хиджаза с 1916 по 1917 год
Флаг Хиджаза с 1926 по 1932 год
Флаг Нейджа с 1926 по 1932 год
Но вот у Йемена флаг так и остался трехцветным, сохранив единство с флагами других арабских государств, кроме королевства саудитов, хотя успел до этого побывать и красным в различных вариантах.
Черный цвет встречается также на государственных флагах Уганды, причем сразу в виде двух полос, Мозамбика, где скрещиваются не какие-то там банальные молотки и серпы, а мотыга с автоматом Калашникова на фоне книги и звезды (!), Южной Африки (черный треугольник у древка), а вот у независимого государства Папуа – Новая Гвинея (такое вот у него полное название) черный и красный цвета делят поле флага по диагонали.
Интересно, что флаг был принят по итогам общенационального конкурса, на котором победил рисунок пятнадцатилетней школьницы Сьюзен Харехо Карике, после чего был принят 1 июля 1971 года. Объяснение флагу очень простое: черный и красный – традиционные цвета папуасов, райская птица – символ счастья, да к тому же она практически только там и встречается, а созвездие Южный Крест указывает на месторасположение государства.
Выше нее синяя, а ниже белая, то есть это тоже триколор с горизонтальным расположением цветов. Считается, что принят он был еще в 1881 году. Объясняются цвета так: синий — цвет неба над Эстонией и вод, что ее окружают; кроме того, это еще и верность национальным идеям. Черный — родная земля и… цвет национального эстонского пиджака; а еще он говорит о тяготах, которые претерпел эстонский народ. Наконец, белый. Как всегда, это чистота помыслов, снежные вершины Эстонии (там есть снежные вершины?) и традиционное ожидание счастья в будущим. Все, конечно, правильно, но я бы все-таки поместил черный цвет внизу. Ведь где она, земля, по которой мы ходим?..
На флаге Бельгии черная полоса находится у древка, затем идет желтая и красная. Но тут особо нечего объяснять: это традиционные цвета герцогства Брабант, а что может быть сильнее старой доброй традиции?
Флаг Республики Корея (это Южная Корея, та, что находится южнее 37-й параллели) имеет на своем флаге четыре так называемые триграммы, состоящие из узких полосок черного цвета. Читаются они по часовой стрелке, а означают небо и юг, лето и воздух; луну и запад, осень и воду; землю и север, зиму и землю; солнце и восток, весну и огонь. А вот черный цвет у корейцев означает отнюдь не ад, а такие качества, как бдительность и стойкость, справедливость и целомудрие.
Современный флаг Саудовской Аравии (с 1973 года)
Но вот у Йемена флаг так и остался трехцветным, сохранив единство с флагами других арабских государств, кроме королевства саудитов, хотя успел до этого побывать и красным в различных вариантах.

Флаг Египта

Флаг Сирии

Флаг Ирака

Флаг Йемена
Черный цвет встречается также на государственных флагах Уганды, причем сразу в виде двух полос, Мозамбика, где скрещиваются не какие-то там банальные молотки и серпы, а мотыга с автоматом Калашникова на фоне книги и звезды (!), Южной Африки (черный треугольник у древка), а вот у независимого государства Папуа – Новая Гвинея (такое вот у него полное название) черный и красный цвета делят поле флага по диагонали.

Флаг Уганды

Флаг Мозамбика
Интересно, что флаг был принят по итогам общенационального конкурса, на котором победил рисунок пятнадцатилетней школьницы Сьюзен Харехо Карике, после чего был принят 1 июля 1971 года. Объяснение флагу очень простое: черный и красный – традиционные цвета папуасов, райская птица – символ счастья, да к тому же она практически только там и встречается, а созвездие Южный Крест указывает на месторасположение государства.

Флаг независимого государства Папуа – Новая Гвинея

Черная полоса имеется и на флаге Эстонии
Выше нее синяя, а ниже белая, то есть это тоже триколор с горизонтальным расположением цветов. Считается, что принят он был еще в 1881 году. Объясняются цвета так: синий — цвет неба над Эстонией и вод, что ее окружают; кроме того, это еще и верность национальным идеям. Черный — родная земля и… цвет национального эстонского пиджака; а еще он говорит о тяготах, которые претерпел эстонский народ. Наконец, белый. Как всегда, это чистота помыслов, снежные вершины Эстонии (там есть снежные вершины?) и традиционное ожидание счастья в будущим. Все, конечно, правильно, но я бы все-таки поместил черный цвет внизу. Ведь где она, земля, по которой мы ходим?..

Флаг Бельгии
На флаге Бельгии черная полоса находится у древка, затем идет желтая и красная. Но тут особо нечего объяснять: это традиционные цвета герцогства Брабант, а что может быть сильнее старой доброй традиции?

Флаг Республики Корея, принят в 1948 году
Флаг Республики Корея (это Южная Корея, та, что находится южнее 37-й параллели) имеет на своем флаге четыре так называемые триграммы, состоящие из узких полосок черного цвета. Читаются они по часовой стрелке, а означают небо и юг, лето и воздух; луну и запад, осень и воду; землю и север, зиму и землю; солнце и восток, весну и огонь. А вот черный цвет у корейцев означает отнюдь не ад, а такие качества, как бдительность и стойкость, справедливость и целомудрие.
Свежие комментарии