Зачем ракетные корабли «Каракурты» перекрасили в черный

Как сообщает Mil.Press FLOT со ссылкой на Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», решение о перекраске кормовой части «Каракуртов» в чёрный цвет было принято после первых месяцев эксплуатации головного корабля «Мытищи».
Более того, таким образом уже перекрасили первый серийный корабль этого типа – «Советск», который вышел на заводские ходовые испытания в Ладожское озеро 20 мая.В ходе эксплуатации экипаж корабля отметил, что из-за выхлопа серый корпус покрывается копотью. С учётом этих замечаний ЦМКБ «Алмаз» разработало новую схему окраски, после чего информацию передали заводам-строителям. Чёрная корма является традиционным элементом камуфляжа малых ракетных кораблей ВМФ СССР и России. Маскирующая окраска применялась на флоте еще в годы Первой мировой войны, а сегодня таким образом окрашены, например, малые артиллерийские корабли проекта 21630.
Малые ракетные корабли проекта 22800 разработаны в качестве альтернативы на время строительства фрегатов проекта 11356. «Каракурты» вооружены модернизированной артиллерийской установкой АК-176МА, ЗРПК «Панцирь-М» или двумя АК-630, а также ударным ракетным комплексом «Калибр-НК». Водоизмещение кораблей составляет 800 тонн, скорость достигает 30 узлов. ВМФ планирует получить до 23 кораблей.
Ядерный беспилотник «Каньон»: как устроено российское оружие Судного Дня
Одна из шести новых оружейных систем нового поколения, которые президент России Владимир Путин обнародовал на прошлой неделе, представляет собой беспилотный подводный аппарат с ядерным реактором, способный пересечь океан и нанести сокрушительный удар по назначенной цели. Впервые информация об этой системе появилась в прессе в 2015 году — тогда проект получил рабочие названия «Каньон» и «Статус-6».

Система уникальна в своем роде. Материнская подводная лодка может доставить устройство на точку за тысячи километров до назначенной цели. При длине порядка 24 метров, торпедообразный «Каньон» использует 4 пропеллера, что позволяет ему развивать скорость до 185 км/ч. Самонаводящийся подводный аппарат не требует управления оператором после пуска: благодаря изменением шага все тех же пропеллеров он может эффективно огибать препятствия на своем пути. С учетом того, что на борту установлен пусть небольшой, но все-таки настоящий ядерный двигатель, устройство само по себе не трудно обнаружить с помощью современных систем слежения — но вот перехватить его на такой скорости не удастся.
Мощность термоядерной боеголовки на борту «Каньона» составляет 100 мегатонн. Против морских целей, к примеру группы авианосцев, это очень мощное оружие: даже подрыв на расстоянии полутора километров от цели гарантированно приведет к ее уничтожению. Несмотря на то, что большинство современных судов неплохо защищены от удара торпед, высокая скорость и маневренность российского беспилотника оставляет команде корабля очень мало времени на принятие соответствующих мер.
Против наземных целей (к примеру, залива Сан-Франциско) «Каньон» обладает куда большим разрушительным потенциалом. Для наглядности: подрыв боеголовки где-нибудь в районе пролива Золотые Ворота полностью уничтожил бы Сан-Франциско, убив 1,3 миллиона человек в Северной Калифорнии и покалечив еще порядка 1 миллиона благодаря облаку радиоактивных частиц, которое может дойти до Монтаны. Вероятно (эта информация не разглашается), «начинка» «Каньона» содержит особо опасные радиоактивные изотопы с долгим периодом полураспада, способные сделать большие территории суши непригодными для жизни.
Как атомная подводная лодка пробивает полярный лед

Видео было сделано в ходе испытаний подлодки «Хартфорд» в море Бофора.
Подводные лодки обычно весят около 7000 тонн и даже больше, поэтому у них есть масса и возможность проломить арктический лед. В видео вы можете увидеть, как выглядит этот подъем, причем как из отсека управления, так и снаружи. Оно было сделано в ходе ICEX 2018, учений ВМФ США, во время которых проверяется арктическая навигация и навыки выживания в экстремальных температурных условиях.
По видео хорошо видно одно: лед не оказал подлодке никакого заметного сопротивления. При контакте субмарина даже не вздрогнула, судя по видео с мостика, не было даже ощущения, что она с чем-то столкнулась.

Закат сверхдредноутов: линкор «Бисмарк»

После прихода Гитлера к власти в 1933 году возрождение немецкого флота пошло ударными темпами, несмотря на действующие в то время версальские ограничения. Немецкие верфи, как и до Первой мировой войны, смогли строить корабли любых типов, а их инженеры по-прежнему оставались одними из лучших в мире. Как только Адольф сбросил версальскую удавку, «сумрачный германский гений» тут же начал выпуск лучших в мире подводных лодок, не имеющих аналогов «карманных линкоров», а затем и сверхдредноутов класса «Бисмарк».
Первый корабль этого типа был заложен на верфи компании Blohm&Voss в Гамбурге в 1936 году и 14 февраля 1939 года спущен на воду. «Бисмарк» был одним из сильнейших кораблей своего времени, имея полное водоизмещение 50 900 тонн, экипаж 2 200 человек, максимальную скорость 30 узлов и дальность плавания 17 200 километров. Корабль был вооружен восемью 380-миллиметровыми орудиями, расположенными в четырех башнях, и двенадцатью 150-миллиметровыми орудиями в шести башнях. Броневой пояс имел толщину 320 мм, а боевая рубка – 350 мм. Теоретически «Бисмарк» мог уничтожить любой из существующих тогда линейных кораблей, но немецкое командование рассматривало его не как корабль для классического эскадренного боя, а как линкор-рейдер. «Бисмарк» должен был действовать на океанских просторах и уничтожать конвои противника. Большая дальность плавания позволяла ему месяцами находиться в море, а при встрече с более сильным противником он мог избежать боя благодаря высокой скорости.

В целом на бумаге все выглядело замечательно, но немецкое командование продолжало мыслить категориями Первой мировой войны. В то время германские рейдеры показали себя очень неплохо, однако за двадцать лет, прошедших между мировыми войнами, линкоры незаметно для многих отошли на второй план, уступив лидерство авианосцам: именно им предстояло решать исход многих сражений Второй мировой. Тем не менее, сверхдредноуты продолжали строить все ведущие страны, в эту гонку пытался включиться даже СССР, разработав проект линкоров «Советский Союз». Но прозрение было уже не за горами: одним из первых, кто доказал несостоятельность линейных кораблей, стал «Бисмарк».
18 мая 1941 года линкор вместе с тяжелым крейсером Prinz Eugen отправился в свой первый и последний боевой поход. Два этих корабля должны были всадниками Апокалипсиса пронестись по Атлантике, нарушив судоходство и разорвав английские коммуникации. «Принцу Евгению» было предписано расправляться с транспортами и прочими судами, а вот с защитой конвоев должен был разбираться «Бисмарк». Но что-то пошло не так...
Вернее, все пошло не так почти сразу. Выскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор немецким кораблям не удалось. Сначала их обнаружили нейтральные шведы, которые по-быстрому «слили» информацию о них англичанам, а уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были замечены английскими крейсерами Suffolk и Norfolk. Именно в них и полетели первые 380-миллиметровые снаряды немецкого линкора, но отогнать соглядатаев не получилось, и два английских крейсера следили за немцами больше суток, созывая на бой весь английский флот.

Первыми на призыв крейсеров откликнулись линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, установившие визуальный контакт с немецкими кораблями ранним утром 24 мая. Противники не стали играть в кошки-мышки и в 5:50 утра открыли огонь. Через четыре минуты снаряд с Prince of Wales попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны. Такое начало боя не предвещало ничего хорошего для немецкого линкора, но англичане сильно облегчили ему жизнь тем, что Hood, вместо того чтобы обрушить огонь на более сильного противника, занялся «Принцем Евгением». Этот корабль вполне можно было оставить на потом или вообще не обращать на него внимания. Впрочем, свои 381-миллиметровые снаряды «Худ» выбрасывал зря, так и не попав в противника, в то время как «Принц Евгений» добился результата, а затем и с «Бисмарка» прилетел 380-миллиметровый снаряд, который пробил броневые палубы и взорвался в пороховом погребе.
Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль пошел на дно вместе с 1 418 членами команды. Повторился кошмар Ютландского боя, когда таким же образом погибли три английских линейных крейсера. Самое интересное, что Hood строился с учетом именно этого морского сражения и все недостатки на нем, казалось бы, были устранены. Впоследствии ряд специалистов высказал мнение, что «Худ» погиб из-за бракованного немецкого снаряда, взрыватель которого сработал не при ударе о палубу, а с замедлением, что и привело к трагедии. Однако сам факт того, что снаряд добрался до порохового погреба, говорит о многом.
Разобравшись с «Худом», немцы перенесли огонь на оставшегося противника, но Prince of Wales, получивший семь снарядов, не стал испытывать судьбу и вышел из боя. «Бисмарку» ничего не стоило его догнать, но командующий немецким соединением адмирал Г. Лютьенс решил продолжать рейд. К тому же в линкор попало три снаряда, и надо было исправлять повреждения. Вскоре выяснилось, что пробитая топливная цистерна не позволит выполнять первоначальную задачу, и Лютьенс принял решение идти в Сен-Назер. Однако к этому времени на поиски «Бисмарка» был брошен практически весь английский флот.

Тут-то и сказали свое решающее слово авианосцы, вернее, один из них – Ark Royal, самолет-торпедоносец, который смог отыскать и торпедировать «Бисмарк». К несчастью для немцев, торпеда повредила руль, и корабль не мог идти заданным курсом. Исправить это было невозможно, а вскоре «Бисмарк» настигли английские линкоры Rodney и King George V. На этот раз бой стал складываться для немецкого линкора крайне неудачно, так как 406-миллиметровые снаряды «Родни» вывели из строя башни главного калибра, а один попал в боевую рубку. Всего через 45 минут боя «Бисмарк» оказался полностью недееспособен, и англичане решили добить его торпедами. Однако тяжеленных боеприпасов и трех торпед оказалось мало, чтобы отправить немецкий корабль на дно. Немцы сами открыли кингстоны и затопили линкор, исчерпав все возможности к сопротивлению. Из 2 200 членов команды в живых почти никого не осталось: 111 моряков спасли англичане и ещё троих – немецкая подводная лодка.
На момент своей гибели «Бисмарк» находился в зоне действия немецкой авиации, которая могла попытаться отогнать английские корабли. Линкору могли помочь и подводные лодки, но командование слишком поздно отправило их в район боя. Более того, когда одна из них туда прибыла, то только ухудшила положение: англичане, заметив лодку, предпочли бросить моряков «Бисмарка» и убраться из опасного района.
С тех пор линейные корабли могли выполнять лишь второстепенные задачи, а морские сражения без участия авианосцев стали просто немыслимы. Что и подтвердила разразившаяся вскоре война на Тихом океане, где японские и американские авианосцы играли главную роль. Эпоха линкоров после «Бисмарка» фактически подошла к концу: после окончания Второй мировой войны их строительство прекратили все страны.
Все ядерные субмарины на одной инфографике

Специально для наших американских коллег из Popular Mechanics эксперты блога Naval Analyses сделали занимательную инфографику, которая показывает все действующие субмарины, оснащённые ядерными баллистическими ракетами. Их довольно немного, причём все они стоят на вооружении всего семи мировых держав. А до начала 1980-х годов только четыре страны располагали атомными подводными лодками с баллистическими ракетами: Советский Союз, Соединённые Штаты, Великобритания и Франция. В 1987 году Китай стал пятой страной с ядерными субмаринами на вооружении и лишь несколько лет назад ещё два новичка присоединились к ним: это Индия и Северная Корея.
Итак, на 2018 год в распоряжении США имелось 14 подводных лодок с ядерными баллистическими ракетами, РФ – 12, КНР – 7, у Великобритании и Франции — по 4 субмарины, а у Индии и КНДР — по 2 штуки.
Как на Аляске нашлась пропавшая 80 лет назад субмарина

Американская подводная лодка «Гранион» типа «Гато» была названа в честь вида небольших рыб семейства атеринообразных, обитающего у западного побережья Северной Америки. Субмарина, также известная как SS-216, вошла в строй 11 апреля 1942 года, в разгар Второй мировой войны. 30 июня 1942 года, после десятидневных учений, она покинула Гавайи и направилась на Аляску, к Алеутским островам.
В первой радиограмме, переданной во время патрулирования района к северу от острова Кыска, сообщалось о японском эсминце, который безрезультатно выпустил по субмарине несколько торпед. Grunion оставалась в том же районе до 30 июля, когда получила приказ идти на базу «Датч-Харбор». Дальнейшие попытки связаться с подводной лодкой были безуспешными. Поиски с воздуха у побережья Алеутских островов не принесли результатов и 5 октября SS-216 была объявлена пропавшей вместе с экипажем из 70 моряков.

Только 65 лет спустя, в августе 2007 года на дне Берингова моря был обнаружен остов «Граниона». Специалисты, изучившие его, назвали в качестве причины гибели субмарины собственную торпеду, которая прошла мимо японского корабля, описала циркуляцию и попала в корпус у основания перископа. Нанесённые торпедой повреждения привели к потере управления: Grunion пошла ко дну и на глубине более 300 метров разрушилась под давлением воды.
Обломки остова SS-216 опустились на дно, а носовая часть отломилась. Теперь, почти 80 лет спустя, её наконец-то нашли исследователи из команды проекта Lost 52 Project, целью которого является поиск 52 субмарин, пропавших во время Второй мировой войны. Носовая часть «Граниона» обнаружилась на глубине 820 метров у побережья Алеутских островов: её удалось найти при помощи беспилотных глубоководных аппаратов.

Как на авианосец США устанавливают «остров»: морской колосс

Современные военные корабли США строятся на суше в так называемых «суперлифтах», затем поднимаются в сухой док краном и свариваются по частям. Авианосцы не являются исключением — нынешний класс Ford состоит из 162 суперлифтов, самый крупный из которых весит 900 тонн. «Остров», 550-тонная стальная конструкция, был спущен краном на авианосец, который в настоящее время находится в стадии активного строительства и должен быть спущен на воду в конце этого года.
Длин островной надстройки составляет 22 метра, ширина – 10 метров, а высоте – примерно 27,5 метров. «Остров» представляет собой миниатюрную бронированную «крепость» внутри авианосца. Он обеспечивает панорамный обзор палубы, в нем находится коммуникационное оборудование и системы отслеживания состояния корабля, а также радар воздушного наблюдения. Помимо этого, в островной надстройке располагается корабельный мостик и основной узел управления полетом Pri-Fly, который контролирует все воздушные средства и операции в радиусе 8 километров. Вот как он выглядит:

Монтаж островной надстройки означает, что авианосец готов уже примерно на 90%. Kennedy — второй авианосец, названный в честь 35-го президента США. ВМС рассчитывают, что стоимость корабля составит 11,3 миллиарда долларов, что примерно на пятнадцать процентов меньше, чем у первого корабля в классе, Gerald R. Ford.
Фонящая трагедия: «Комсомолец» испускает радиацию

Видеоролик демонстрирует пылевое облако, с которым, как полагают норвежские учёные, связана наблюдаемая утечка радиации. Согласно данным, наибольшая удельная объемная активность цезия-137, составляющая 800 беккерелей на литр, зафиксирована в районе вентиляционной трубы реакторного отсека К-278 «Комсомолец». Таким образом, максимальный уровень радиации в районе реакторного отсека субмарины в 800 тысяч раз превышает допустимую норму.
Наибольшая удельная объемная активность цезия-137, наблюдалась в образце, взятом непосредственно из вентиляционной трубы, тогда как в других пробах соответствующие показатели ниже: например, заборы, проведённые на высоте нескольких метров над трубой, уже не демонстрируют значимого превышения нормального уровня радиации, который в Норвежском море оценивается в 0,001 беккерелей на литр.
По мнению Норвежского института морских исследований, в настоящее время загрязнение не представляет угрозы для рыболовства, однако находящаяся на морском дне подводная лодка К-278 «Комсомолец» требует регулярного наблюдения. Напомним, субмарина затонула 7 апреля 1989 года на глубине 1680 метров в 180 километрах к югу от острова Медвежий в Норвежском море из-за пожара.


Свежие комментарии