На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 476 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентин Щербаков
    А еще СБ КСИР надо задержать этого подлого и продажного подонка ГРОССИ и повесить как шпиона и предателя ядерных секр...Сомнительная аван...
  • Юрий Ильинов
    Иранская пресса: СБ КСИР задержала трёх сотрудников украинской разведки, планировавших диверсию на заводе по выпуску ...Сомнительная аван...
  • Юрий Ильинов
    «В качестве ответа на удары США»: Парламент Ирана единогласно проголосовал за закрытие Ормузского пролива Иран готов...Мировые СМИ: НАТО...

Польша своей несговорчивостью играет в пользу обоих «Северных потоков»

Сергей Кузмицкий

 

Польша своей несговорчивостью играет в пользу обоих «Северных потоков»


Утром 26 мая российская компания «Газпром» полностью остановила прокачку своего газа в Европу через территорию Польши. Речь идет о польском участке трубопровода, соединяющего российский полуостров Ямал со странами Европы.



Остановка или приостановка?


Сразу после пересечения Польши газовая труба выходит на германскую границу, где попадает в зону ответственности немецкой компании-оператора Gascade. Именно ее представители сообщили, что давление газа в ней равно нулю.

Если считать в единицах измерения энергии, то еще 24 мая польская труба пропускала 9 миллионов киловатт-часов. На следующий день объемы снизились до 451,5 тысячи киловатт-часов, а во вторник утром и вовсе обнулились.

Представитель агентства Fitch Дмитрий Маринченко видит причину этого в относительно низком спросе на газ в Европе при переизбытке предложения. Он предполагает, что эта ситуация приведет к снижению общего объема экспорта в этом направлении примерно на 15-20 процентов:

В этой связи логично, что прокачка через отдельные маршруты падает.

При этом эксперт считает, что такая остановка транзита не затянется надолго. Ведь Россия не собирается полностью отказываться ни от одного из своих маршрутов поставки природного газа в Европу. Это сегодня спрос на «голубое топливо» низкий, а что будет завтра, никто не знает.

Нет долгосрочного контракта, ну и ладно...


Хотя остановка транзита природного газа через Польшу произошла по инициативе «Газпрома», к этому шагу его привели действия польской стороны.
Ведь срок действия договора на транзит, который действовал последние 25 лет, закончился 16 мая этого года. Теперь Россия и Польша не связаны долгосрочными транзитными обязательствами, а мощности польского участка трубопровода «Ямал – Европа» «Газпром» должен заранее бронировать на каждый квартал.

Обязательство России прокачивать через Украину ежегодно 40 миллиардов кубометров газа (причем по схеме «качай или плати») и колебания спроса европейских потребителей вкупе с тонкостями использования построенного СП-1 и строящегося СП-2 создает для «Газпрома» некоторые неудобства. Они вынуждают Россию искать способы наилучшим образом распределять газовые потоки по разным маршрутам. И теперь, после того, как больше нет привязки к фиксированным объемам польского транзита российского газа, именно это направление можно использовать для балансировки поставок в Европу.

Правда, следует признать, что прокачка газа через Белоруссию и Польшу гораздо выгоднее украинского транзита. Это более прямой и короткий маршрут, да и польский транзит почти в три раза дешевле, чем украинский. К тому же сам трубопровод, проходящий по территории России и Белоруссии, до самой польской границы принадлежит «Газпрому». Конечно, поляки собирались поднять цены, но немного не успели. Внезапно оказалось, что примерно 80 процентов мощности польской трубы «Газпром» уже забронировал на третий квартал текущего года.

Поляки помогают «Северным потокам»


Стремления поляков вполне можно понять. Они собираются ослабить свою зависимость от «Газпрома», диверсифицируя газотранспортные потоки. Делают они это сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это СПГ-терминал в Свиноуйсьце, куда прибывает танкерами сжиженный газ, в основном из США. Второй вариант очень похож на используемый последние несколько лет Украиной. Это виртуальный реверс газа из Германии. А третий вариант поляки начинают реализовывать в этом году. Это строительство газопровода Baltic Pipe, по которому через Данию с 2023 года будет поступать в Польшу норвежский газ.

В Варшаве уже давно говорят о своем нежелании иметь долгосрочные договорные обязательства с «Газпромом». Теперь мечта поляков наконец-то исполнилась, и никакие контракты с российской компанией их не связывают.


И как бы там ни было, такое положение вещей дает «Газпрому» возможность нарастить загрузку трубопровода «Северный поток». Тут, разумеется, есть ограничения, которые огорчают и российскую компанию, и ее немецких партнеров. К сожалению, половина мощности любого газопровода, проходящего по территории Евросоюза, по европейским правилам должна оставаться свободной для других компаний, которые тоже захотели бы использовать эту трубу. Но эта норма на «Северный поток» по факту не распространяется, так как газ Европе нужен, а найти альтернативных поставщиков газа для закачки в трубу так и не получилось.

И газопровод OPAL, который доставляет российский газ, продолжая «Северный поток», по территории Германии в другие страны Европы, должен быть загружен только наполовину.

Но, на самом деле, «Газпром» пока что имеет возможность загружать его полностью. Это происходит благодаря тому, что есть еще трубопровод Eugal, который прокладывали для продолжения строящегося «Северного потока – 2». Но теперь из-за введенных ограничений приходится подключать его для транспортировки газа, поступающего из СП-1.

Разумеется, после открытия СП-2, которое по идее должно состояться примерно на рубеже 2020 и 2021 годов, всё изменится. Ведь тогда Eugal придется подключать к новому газопроводу, и тогда обе трубы будут полупустыми.


Теперь возникает закономерный вопрос. А зачем Россия строила «Северный поток – 2», если она его не имеет права использовать? Ведь OPAL и Eugal, загруженные на половину мощности из-за европейских ограничений, не смогут прокачивать больше, чем пропускает уже действующий газопровод «Северный поток»?

Возможно, это противоречие решить гораздо проще, чем может показаться. Сегодня, когда почти вся Европа соблюдает карантин, ее промышленность работает далеко не на полную мощность. Из-за этого спрос на газ значительно ниже, чем обычно. Но ранее, по «доковидным» прогнозам, ожидался рост общего потребления газа на континенте. Это значит, что потребность Европы в российском газе будет со временем расти. И это даже несмотря на прогнозируемое снижение доли нашего топлива в общеевропейском потреблении с 39 до 34 процентов.

Думаю, Евросоюз способен соблюдать установленные ими ограничения ровно до тех пор, пока это не будет идти вразрез с интересами европейского бизнеса. И тогда для «Газпрома» можно сделать исключение из любого правила, отменив требование 50-процентной загрузки его трубопроводов. Тем более, что в подобных случаях европейцы уже поступали похожим образом. Тот же пример с "СП".

А это значит, что и оба «Северных потока», и украинский транзит, и польский ещё пригодятся. Тем более, что сегодня никто точно не знает, как будут развиваться события.

Ясно одно: новые условия транзита через Польшу никак не повлияют ни на общий экспорт российского газ, ни на условия работы «Северных потоков». Зато уже сейчас приводят к пониманию европейцами того, что несговорчивые транзитёры могут только мешать "энергетическим" контактам. Другими словами, своей несговорчивостью Польша, сама того не желая, играет в пользу обоих "Северных потоков". Из-за Украины "СП-2" строить начинали, а Польша делает всё, чтобы его реализовали на 100 процентов.

Антон Губенко, «русский камикадзе»

Антон Губенко, «русский камикадзе»

Война на Дальнем Востоке в очередной раз загремела летом 1937 года, когда Япония вторглась в Китай. Боевые действия начались в июле 1937 года и продолжались вплоть до завершения Второй мировой войны. Помощь Китайской Республике оказал Советский Союз, который отправил в страну своих военных специалистов, в том числе летчиков. В марте 1938 года в Китай прибыл и Антон Губенко, став одним из летчиков Нанчанской истребительной авиационной группы.


В китайском небе он одержал несколько воздушных побед, наиболее известной из которых стал таран 31 мая 1938 года. Данное событие произвело неизгладимое впечатление на самих японцев, которые окрестили совершившего таран летчика «русским камикадзе», назвав «сыном священного ветра» (камикадзе) летчика другой страны. Об успешном таране писала и международная пресса: в Японии – с определенным страхом и опасением, в Германии – с возмущением, в Великобритании – доброжелательно, в Канаде – с восторгом.

Как Антон Губенко пришел в авиацию


Антон Алексеевич Губенко родился 31 января (12 февраля по новому стилю) 1908 года в небольшом селе Чичерино, расположенном на территории Волновахского района Донецкой области, в обычной крестьянской семье, по национальности он украинец. Уже в начале 1920-х годов переехал к своему брату в Мариуполь, где закончил семилетку, а также школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

В эти годы жизнь Антона Губенко была обычной жизнью простого советского рабочего. При этом Антон активно искал свое место в мире. В Мариуполе он успел поработать на железнодорожной станции, а также на судах Азовского морского пароходства. Позднее шесть месяцев работал на черноморском побережье Кавказа, будучи охотником на дельфинов. В те годы его влекла жажда путешествий и новых впечатлений. С черноморского побережья Кавказа Губенко вновь вернулся в Мариуполь, где еще полгода проработал подручным слесаря до того момента, как на глаза Антону не попалась заметка в газете о проводящемся наборе в школу летчиков.


Антон Алексеевич Губенко

Идея стать летчиком захватила молодого человека, и он написал заявление в Райком комсомола с просьбой об отправке в летную школу. Уже в мае 1927 года Антон Алексеевич прибыл в Ленинград и поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков. После окончания обучения в Ленинграде в 1928 году поступил в 1-ю Качинскую военную авиационную школу летчиков, которую успешно окончил в 1929 году.

Как отмечал генерал-майор авиации Пётр Стефановский, Антон Губенко не относился к числу легких курсантов, но был очень целеустремленным, рвался вперед, опережая программу обучения и всегда хотел и стремился летать. По словам Стефановского, Антон Губенко отлично знал теорию и великолепно летал, что и позволило ему сделать успешную карьеру в советских ВВС. Пётр Стефановский считал, что качества Губенко были врожденными, он был летчиком от бога. При этом Антон никогда не уставал на аэродроме, что лишь подтверждает, что ему нравилось то дело, которым он занимался.

Лучше всего качества и устремления молодого летчика отражает эпизод из его учебной биографии, о котором рассказал генерал-майор Стефановский. Совершая посадку после сильного дождя, Антон Губенко не смог остановить самолет, который выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и угодил колесами в яму, после чего перевернулся. Для летчика этот эпизод мог закончиться смертью, но он по большому счету отделался лишь испугом. Когда к самолету подбежал персонал аэродрома, летчик висел вниз головой на парашютных ремнях. Вместо ругани и отборного мата, которые можно было услышать от человека, находящегося в такой ситуации, Губенко спокойно поинтересовался: «А второй полет не сорвется?».

Начало армейской карьеры


После завершения обучения в летной школе Антон Губенко отправился для прохождения службы на Дальний Восток, где постепенно набирался опыта и мастерства. В начале своей службы был младшим и старшим летчиком, затем командиром звена. В 1934 году стал командиром авиационного отряда в 116-й истребительной авиационной эскадрилье Московского военного округа. Еще через некоторое время он станет инструктором по технике пилотирования авиационной бригады и будет принимать непосредственное участие в испытаниях новых самолетов.


Истребитель И-16 тип 5, участвовавший в боях в Китае в 1938 году

Летом 1935 года Антон Губенко был назначен ведущим летчиком по проведению войсковых испытаний нового советского истребителя И-16. На заключительном этапе испытаний новой боевой машины Губенко выполнил полет, направленный на выявление предельных нагрузок конструкции истребителя. При этом сами испытания завершились на полтора месяца раньше срока, а Антон Губенко за успешное проведение испытаний новой боевой машины в мае 1936 года был награжден орденом Ленина. Всего будущий Герой Советского Союза принимал участие в испытаниях 12 типов и модификаций новой советской авиационной техники.

При этом Губенко не просто летал на новом истребителе, но и успел внести несколько рациональных предложений, направленных на улучшение качеств боевой машины, которые были учтены конструкторами. При этом командование лестно отзывалось об Антоне, называя его летчиком новой, современной формации. К тому моменту за его плечами было 2146 фигур высшего пилотажа, а общий налет на разных типах самолетов составил 884 часа, за это время летчик успешно совершил 2138 посадок и не имел аварий и поломок. Одновременно с этим Губенко был очень опытным парашютистом-инструктором, совершив 77 прыжков, среди которых 23 было экспериментальных, а еще два совершены в ночное время суток.

Считается, что в 1930-е годы Губенко стал свидетелем авиационной аварии, когда при взлете молодой летчик не заметил находящийся перед ним самолет и изрубил винтом хвост переднего самолета. Машина получила серьезные повреждения, которые в полете привели бы к катастрофе, а самолет виновника аварии остался цел. Увиденное навело Антона Губенко на мысль о том, что подобный «фокус» можно будет провернуть и в воздушном бою, как последнюю и самую крайнюю меру в борьбе с противником.

Воздушный таран 31 мая 1938 года


13 марта 1938 года капитан Антон Губенко в составе группы советских летчиков был отправлен в Китай, который на тот момент уже воевал с Японией. В Китай Советский Союз отправил лучших и самых подготовленных боевых летчиков. В китайском небе Губенко воевал в составе Нанчанской истребительной группы, которую возглавлял подполковник Благовещенский. Советские добровольцы должны были не только сражаться с японцами, но и помогать китайцам готовить национальные летные кадры, для чего на территории Китая открылось сразу несколько летных и инструкторских школ.

Так для Антона Губенко открылась новая страница жизни – участие в реальных боевых действиях. В китайском небе советский летчик воевал с марта по август 1938 года, сбив за это время 7 самолетов врага. Так в бою 29 апреля 1938 года, отражая налет авиации противника на город Ханькоу, Антон Губенко спас своего боевого товарища старшего лейтенанта Кравченко. Во время боя Губенко заметил, как японский истребитель преследует подбитый самолет Кравченко и ринулся на помощь, даже несмотря на то, что у него самого к этому времени уже закончились боеприпасы.


Антон догнал японский истребитель и маневрами и имитацией атак сумел отогнать его от поврежденного самолета боевого товарища, после чего сопровождал истребитель Кравченко вплоть до момента совершения вынужденной посадки. А когда 26 июня 1938 года истребитель И-15бис Губенко был сбит противником и летчику пришлось выбрасываться с парашютом, вплоть до приземления прикрывал своего боевого товарища от атак японцев уже сам Кравченко.

Самый известный эпизод с участием отважного советского летчика произошел 31 мая 1938 года. В этот день в 10 часов утра в составе группы истребителей И-16 капитан Антон Губенко вылетел на перехват крупной группы японских боевых самолетов, насчитывавшей 18 бомбардировщиков и 36 истребителей сопровождения. В отражении этого масштабного налета на Ханькоу приняли участие все советские и китайские летчики. Бой в небе завязался непосредственно на подступах к городу.

Уже в конце воздушного боя, когда Губенко израсходовал все боеприпасы, он неожиданно для себя обнаружил отставший от остальных сил японцев истребитель A5M2 и принял решение попытаться заставить его сесть на китайский аэродром. Подлетев к истребителю противника вплотную, Губенко знаками пытался приказать ему садиться, однако японец решил оторваться от советского истребителя и уйти. Совершив переворот через левое крыло, японский истребитель увеличил скорость, но Антон догнал противника и снова повторил требование. Скорее всего, в этот момент японский летчик окончательно понял, что у его противника даже нет боеприпасов и, игнорируя его требования, спокойно развернулся и полетел в нужном ему направлении.

Именно в этот момент Антон Губенко решает сбивать самолет противника тараном. Подлетев вплотную к японскому истребителю, Губенко винтом ударил самолет врага по элерону левого крыла, в результате чего A5M2 потерял управление и рухнул на землю, что вскоре было подтверждено китайским командованием. При этом И-16 Губенко не получил серьезных повреждений и благополучно совершил посадку на аэродроме. Случай получил огласку в печати и очень широко освещался в Китае. За этот воздушный бой капитана Антона Губенко наградили Золотым Орденом Китайской Республики, при этом с советским летчиком провел личную встречу Чан Кайши, устроивший после этого вечерний прием в честь советских летчиков, разместив авиаторов в лучшей гостинице города Ханькоу на берегу Янцзы.

Гибель в авиационной катастрофе


За время пребывания в Китае с марта по август 1938 года Антон Губенко совершил более 50 боевых вылетов на истребителях И-15бис и И-16, имея в общей сложности 60 часов боевого налета. Летчик принял участие в 8 воздушных боях, в которых сбил 7 японских самолетов. После возвращения в СССР Губенко было присвоено внеочередное воинское звание, при этом он сразу стал полковником. После присвоения нового звания Антон Алексеевич начал готовится к поступлению в Военно-воздушную академию, но непосредственно перед сдачей экзаменов был отозван и 8 августа 1938 года направлен Управлением ВВС в Белорусский особый военный округ для прохождения дальнейшей службы в должности заместителя командующего авиацией округа.


Аннотационная доска на улице Губенко в Смоленске

В феврале 1939 года Антон Алексеевич Губенко был представлен к званию Героя Советского Союза за мужество и отвагу, проявленные в боях с японцами в китайском небе. Впереди у отважного советского летчика-аса могла быть успешная военная карьера, но ценный для советских ВВС командир трагически погиб 31 марта 1939 года в авиационной катастрофе, которая произошла при выполнении учебных полетов со стрельбой. Был похоронен на польском кладбище в Смоленске, в 1971 году перезахоронен в сквере Памяти Героев, расположенном у смоленской крепостной стены.
наверх