В древней Руси не было бедняков и краж
Епископ Оттон Бамберский, дважды в 1124-1127 годах посетивший Славию (Русь) пишет о русском народе следующее:
«Изобилие рыбы в море, реках, озерах и прудах настолько велико, что кажется просто невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей, которые настолько хороши, что если бы я стал рассказывать все, что знаю об их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвинённым в чревоугодии.
По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло, овечье молоко, мёд, пшеница, конопля, мак, всякого рода овощи и фруктовые деревья, и, будь там ещё виноградные лозы, оливковые деревья и смоковницы, можно было бы принять эту страну за обетованную, до того в ней много плодовых деревьев…
Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами жители были очень удивлены, заметив, что вьючные ящики и сундуки епископа запирались на замок. Платья свои, деньги и разные драгоценности они содержат в покрытых чанах и бочках, не боясь никакого обмана, потому что его не испытывали. И что удивительно, их стол никогда не стоит пустым, никогда не остается без яств. Каждый отец семейства имеет отдельную избу, чистую и нарядную, предназначенную только для еды. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами, который никогда не пустует: кончается одно — тотчас несут другое. Ни мышей, ни мышат туда не допускают. Блюда, ожидающие участников трапезы, покрыты наичистейшей скатертью. В какое время кто ни захотел бы поесть, гость ли, домочадцы ли, они идут к столу, на котором всё уже готово…».
-
Дедушкина мудрость, актуальная каждый день
Педагог от Бога – именно так я называю своего дедушку. К сожалению, его уже нет в живых. Но его заповеди в отношении детей останутся со мной на всю жизнь, и я их передам своим детям.
До сих пор удивляюсь, откуда в таком простом человеке было столько мудрости? Дедушка окончил 7 классов школы и ремесленное училище. Прошел войну, встретил бабушку, создал семью, построил дом и воспитал двух дочерей. Сам всю жизнь проработал в рыбколхозе, в механическом цеху по ремонту судов.
Когда мама родила меня, он ей подсказывал кое-что в отношении моего воспитания и развития. Причем он не читал никаких умных книг по детской педагогике и психологии. Он давал советы интуитивно, исходя из собственного опыта и убеждений. И когда я, наконец, стала мамой (грустно, что дедушка не дожил до этого момента), моя мама пересказала мне все дедушкины идеи. Сейчас, имея уже троих детей и прочитав массу книг о детях, я снимаю шляпу перед дедушкиной мудростью в вопросах педагогики.
Итак, дедушкины заповеди:
1. Ребенок – это Личность
На все мамины возмущения по поводу моего поведения, когда я поступала не так, как ей хотелось, он говорил: «Дочка, запомни. Ребенок – это личность. Он не должен становится удобным для тебя. У него на все есть свои взгляды. Постарайся принимать его видение мира».
2. Если что-то пообещал – выполни!
Если родитель что-то пообещал, даже в порыве, лишь бы ребенок отстал, а потом забыл выполнить, или это неудобно исполнить, или на это сейчас нет времени, будь добр – держи обещание. Или не обещай. Иначе ребенок перестанет тебе верить. А вот восстановить доверие потом сложнее.
3. Не просто «нельзя», а объясни почему «нельзя»
Слово «нельзя» для ребенка – пустой звук. А вот если ты объяснишь, почему именно «нельзя», чем это может для ребенка обернуться, объяснить все причинно-следственные связи этого «нельзя» – ребенок точно тебя услышит.
4. Пять минут ничего не решат
Помню, дедушка что-то делает по хозяйству (бабушка всегда ему что-нибудь поручала), а я подбегу к нему и начинаю: «Деда, деда! А почему…? А зачем…? А что это такое…?» И дедушка откладывал свое дело и начинал со мной беседовать. А бабушка, видя это, кричала «Михаил! Не отвлекайся! Давай быстрее!». А он ей невозмутимым голосом: «Лида, 5 минут ничего не решат. А вот для ребенка они могут решить многое». Стараюсь вспоминать об этом, когда, кажется, что нет времени, а дети постоянно дергают вопросами.
5. Давать ребенку возможность все делать самому
До сих пор в памяти стоит картинка, как я забиралась на маленький стульчик и мыла посуду. Мне, наверное, было года 3-4. Дедушка часто мыл посуду, а мне, как любому ребенку, хотелось ему помогать. Вот он и позволял мне ему помогать. Здесь тоже срабатывал принцип «Пять минут». Он знал, что через 5 минут мне это надоест, но не говорил «Еще маленькая», или «Еще разобьешь, не надо», или «Не отвлекай, сам быстрее сделаю», а подставлял к раковине стульчик, и я мыла. Как уж мыла – вопрос пятый. Он, разумеется, за мной перемывал. Да, мне быстро это надоедало. Но сам факт! Ребенку давали возможность делать то, что он хочет, в чем он хочет помочь, проявить себя. А потом еще и хвалили за его познавательный интерес. Кстати, в определенный период жизни (в юности) я очень любила мыть посуду.
6. Расширение кругозора ребенка
Свое детство я вспоминаю с теплотой. Я росла у бабушки с дедушкой. Какое-то время я ходила в садик, но вот оттуда я как раз ничего не помню. А вспоминаю бесконечные прогулки и постоянное общение с дедушкой. Мы с ним много путешествовали по нашему маленькому городку (я росла в Темрюке), и он мне – маленькой девочке, рассказывал обо всем, что видел на своем пути. Или вспоминал свое детство и юность, и делился со мной. Или мы вместе рассуждали на какие-нибудь «взрослые» серьезные темы: о смысле жизни, о мироустройстве, о Боге. Или сочиняли истории. В наших прогулках и беседах он всегда старался расширять мой кругозор в любом направлении. И, наверное, благодаря этому, я до сих пор могу иметь параллельно несколько интересов и разбираться в совершенно противоположных темах.
И еще. Наверное, именно благодаря его чуткому отношению к моему внутреннему миру, я пишу.
С чего все началось? Помню, я в возрасте лет 7-8 лет, сочинила одну историю. В советское время был мультик про Бобика и Барбоса, а дедушка потом, на основе этого мультика, сочинял мне истории про неразлучных друзей – собак, только вот клички им почему-то поменял. Его рассказы были «Про Палкана и Шавку». И я часто его просила: «Деда, расскажи про Палкана и Шавку». Это были веселые истории о добрых, но озорных псах. И вот однажды рассказ сочинила я. Помню, меня так увлек творческий процесс! Я сочиняла на ходу и придумывала такие неожиданные повороты сюжета, что сама начинала во все это верить. Думаю, любой другой взрослый на это сказал бы: «Ну, фантазерка! Разошлась! Сама-то веришь в то, что говоришь?» Только не мой дедушка! Он стал меня хвалить! А потом всем рассказывать: «Так вот Юляша – какая молодец! Такую историю сочинила! Это же надо, какое у нее воображение! Еще и писателем станет». Причем говорилось все это искренне, с нескрываемым восхищением и гордостью за внучку. Наверное, именно тогда я «расправила крылья» и поверила в себя. И потом, в школе, я стала писать сочинения, которые зачитывали всему классу, а в течение 5 лет студенческой жизни – дневники (недавно перечитывала: 4 толстые, исписанные мелким почерком, тетради — какая память о тех годах!), по окончанию ВУЗА сразу попала в местный глянцевый журнал, где вела колонку о культурной жизни города, во время работы в театре – интервью с актерами для сайта театра, и наконец – статьи о детях.
Вот как важно поверить в маленького человечка и вовремя его поддержать! И делать это нужно искренне, от всего сердца. К сожалению, часто то, что ребенок делает (сочиняет, рисует, лепит), кажется нам, взрослым – смешным, глупым или неинтересным. А для ребенка это – огромный труд, невероятные движения ума и творческие порывы! И он хочет быть услышанным, понятым и принятым.
Откуда дедушка знал такие простые истины – для меня загадка.
Дедушка, благодарю тебя за твою мудрость! Ведь отчасти, благодаря тому, что ты в меня вложил, я стала тем человеком, какой являюсь сейчас.
По отношению к своим детям я стараюсь следовать тем заповедям, о которых ты в свое время поведал моей маме, а она передала их мне, а я передам своим детям.
-
Сказы Русов: Огневушка-поскакушка
Весёлый, маленький, но грозный служебный дух стихии земного («живого») Огня. Может являться людям, как в образе плясуньи-девчонки, так и в образе старушки-веселушки.
Эти образы возникают из танцующих, постоянно передвигающихся язычков пламени. Говорят, что их можно увидеть, если смотреть долго и внимательно на пламя костра. Неугомонные плясуньи, они постоянно двигаются, балагурят, шутят, разговаривая с людьми. Могут поучать, помогать советом в беде, а могут и проучить (особенно тех, кто нерадив с костром или с огнём). Кто обидит Огневушек (или даже просто огонь костра) словом или поступком – обязательно будет наказан. Они умеют постоять за себя, да и боги огня Перун-громовержец с Семарглом их в обиду не дадут, так как Огневушки земные родственницы Огню небесному и Перуницам – духам молний (то есть огню электрическому). С самим Солнцем-Дажьбогом и Ярилой они тоже в дальнем родстве.
Легко и быстро перемещаются в пространстве, становясь то видимыми, то невидимыми. Очень часто их видят дети, чьи души и помыслы – чисты. Люди, обычно, видят их как бегущие по земле язычки пламени, вихрящиеся вокруг себя. Лучше их остерегаться: нельзя спорить с Огневушкой и вставать на её пути.
Огневушки видят «сквозь землю»: руды, клады, самоцветы, жилы водяные. За их шутками и прибаутками спрятана древняя мудрость, которой они делятся только с тем, кто этого заслуживает, кто умеет правильно слушать и задавать вопросы.
В старину особо чтили Огонь домашнего очага, считали его священным. В нём видели силу, не только дающую человеку тепло и пищу, но и отгоняющую беды, болезни и враждебных сущностей. Перед «Живым огнём» очага произносили заговоры и клятвы, по колебанию пламени предсказывали судьбу и угадывали будущий урожай. Переселяясь из родительского гнезда в новый дом, молодые обязательно брали с собой для нового очага горящие угольки со старого. Девушка перед венчанием всегда прощалась с огнём родительского дома, для этого были особые обряды и песни – «огнёвки». В старину, отправляясь в дальний путь, Русичи брали с собой горсть родной земли и щепоть золы с домашнего очага, как оберег и память о доме и Родине, которая хранит и помогает в беде. Зола, взятая от костра или домашнего очага в праздничные дни или после особых обрядов, и в наши дни считается лечебной и обережной.
«Кончил дедко Ефим рассказ. На месте костерка одни угольки остались, а старатели всё сидят да на эти угольки глядят. Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький, и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся, а сами молчат, будто задумались.
Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, – видно, ей тесно стало, – пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка, как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. Старатели дальше отодвинутся. Она ещё круг даст и опять подрастёт. Когда вовсе далеко отодвинулись, девчонка по промежуткам в охват людей пошла, – с петлями у ней круги стали. Потом и вовсе за людей вышла и опять ровненько закружилась, а сама уж ростом с Федюньку. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, как свистнула: «Фи-т-ть! Й-ю-ю-у…». Тут филин заухал, захохотал, и никакой девчонки не стало…
Старатели стали к деду Ефиму приступать: «Ты, дедко Ефим, что скажешь?». «А то и скажу, что это же видел, да думал – померещилось мне, а выходит – и впрямь Огневушка-поскакушка приходила». «Какая Поскакушка?». Дедко Ефим тогда и объяснил: «Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золоте – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото».
(«Огневушка-поскакушка» П.П. Бажов)
«Бабка сказывала про Девку Огнеручицу, только где её искать, никто не знает». «Расскажите, Герасим», — сразу зажглась Лика. «Неча сказывать… Огнеручица в наших лесах живёт. Из перси выводит пламя и сама как в пламени является, и над головой огонь пляшет. Вот только одёжи на ней никакой не бывает…».
(«Алмазная скрижаль» А. Веста)
«Возвращалась одна женщина из гостей домой, а провожал её их работник. Дело было зимой, на Святки. Не доезжая нескольких вёрст до деревни, видит: в лесочке горит костерок, а вокруг сидят несколько человек. Смотрят проезжие в ту сторону, и вдруг видят, что от костра покатился к ним огненный шар. И растёт, разрастается!
Испугались оба до смерти, хлестнул работник по спине лошади – та и понеслась, а шар по следу катится, катится, у женщины той уже платок загорелся и тулупчик затлел. Насилу ушли!
Работнику велено было тотчас возвращаться, однако он так напугался, что тронулся в путь только утром. Не утерпел – подобрался к тому самому месту, где вчера горел костёр. Никого и ничего, одни головни остывшие лежат, а там, где катился таинственный огненный шар, снег растопило до прошлогодней травы, хоть лежали высокие сугробы».
(«Костёр полевиков», русская сказка)
«В старину при рождении ребёнка зажигали огонёк и держали его до тех пор, пока спелёнутое дитя не было уложено в колыбель. По горящей свече угадывали будущую жизнь ребёнка… Если человек клялся огнём и не обжигал руки, прикасаясь к нему, это означало истинность его слов. Живой огонь имел божественное значение: в очаг и в костёр, как и в воду, нельзя плевать – это как грех на душу взять».
-
Один против тысяч или боевая магия витязей
«…Святогор стоял и спокойно ждал, когда надвигающееся громогласное войско противника достигнет той невидимой черты между жизнью и смертью, которую он ему назначил в качестве платы за храбрость.
Войско стремительно приближалось, выдвигая фланги так, чтобы окружить богатыря и раздавить стремительным натиском.
Когда невидимая черта, обозначенная Святогором, была пересечена передовыми бойцами, самыми смелыми и нетерпеливыми всадниками, настало время боя.
Святогор издал страшный крик, сразу заглушивший все звуки вокруг. Если бы наступавшие сами его не слышали, то никогда бы не поверили, что так может кричать человек.
Этот звук сковал нападавших ужасом, они стали замедлять движение, сдерживая коней. Пыль, поднятая ногами, еще двигалась некоторое время вперед, и это было все, что осталось от храбрости войска. Уверенность в победе улетучилась, повеяло неминуемой смертью.
Сначала воины ощутили холод в груди, потом появилась тяжесть в ногах, они перестали слушаться. У многих от этого необычного ощущения захватило дух. Кто-то громко икнул. В сознании воинов обозначился животный ужас, глаза «выкатились» из орбит. Никто не мог ничего произнести внятно потому, что язык отнимался, заплетался от страха. Кровь стыла в жилах, члены оледенели, у многих волосы встали дыбом. Движение войска все замедлялось и замедлялось. Пыль постепенно рассеялась.
Наступил момент, когда масса людей замерла в нерешительности, раскачиваясь в каком-то странном, потустороннем ритме. И тогда раздался второй крик, бывший еще сильнее и ужаснее прежнего. Войско дрогнуло.
И тогда огромный богатырь, внушающий теперь дикий, животный ужас двинулся вперед. Он надвигался на нерешительно замершее войско сплошным потоком Силы, двигаясь вместе с пространством, зримо окружавшим и сопровождавшим его, всё увеличивая и увеличивая потенциал натиска. Волна смертного ужаса растекалась перед ним, не давая сосредоточиться. Казалось, что под бегущим прогибалась сама земля. Она трескалась и издавала отчетливо слышимые, режущие ухо звуки.
Движение «великана» изменило состояние войска. В первых рядах его стояли смелые люди, закаленные в битвах и умеющие побеждать. На миг к ним вернулось ощущение силы, ощущение боя, и они двинулись вперед, подчиняясь безудержному стремлению к схватке.
Тревожно лязгнуло оружие. Но этот звук показался дребезжанием детских погремушек в сравнении со звуком надвигающейся Силы, исходившей от Святогора. Все происходящее казалось сном.
Но меч Святогора неумолимо врезался в толпу воинов, разрушая иллюзию, и начал свою страшную работу. Видно было только бешеное сверкание металла. Оно напоминало вспышки молний, сопровождаемые резкими и частыми свистящими звуками, похожими на звук косы косаря.
Воины не могли ничего понять, но фонтаны крови ясно указали сомневающимся на то, что на поле боя «косят траву жизни». Раздались предсмертные хрипы, крики гибнущих в бойне воинов, а потом и слитный, утробный вой ужаса войска. Оно видимо дрогнуло, двинулось назад.
Разрушая ряды войска, Святогор неожиданно появлялся то в одном, то в другом месте. Определить это место было легко по мельканию молний на лезвии его обоюдоострого меча, по резким крикам и странному движению людей в месте его появления.
Там, откуда уходил богатырь, оставалась гора мертвых тел посреди небольшого пустого пространства. Казалось, что людей косит сама Смерть.
Прошло совсем немного времени (как раз столько, сколько нужно камню, чтобы достигнуть дна глубокого колодца), но уже возвышались три такие горы. И ничто не предвещало каких-либо изменений к лучшему для нападавших. Воины бросились бежать. Это было поражение.
Святогор попытался догнать бегущих, но их способность к спасительному бегу оказалась выше скорости его перемещения. Да он и не очень старался, враги получили урок, но брать на душу лишние смерти он не хотел.
Еще несколько раз крикнув клекотом, чтобы подстегнуть врагов, он остановился. Еще минут десять доносились до него звуки дробного топота многотысячного войска, без славы покидающего долину. Он слушал его с удовлетворением, мысленно нагоняя страх на бегущих и слыша ответные крики ужаса.
Потом все стихло. Послышалось стрекотание кузнечиков, песнь жаворонка. Жизнь вступала в свои права.»
-
Волшебный колодец
Издревле на Руси к колодцам относились с благоговением. Колодезной воде приписывались различные целебные свойства. Стоит сказать, что небезосновательно.
Странники, чей путь проходил через колодец, набирали воду во фляжки и оставляли около него какую-нибудь вещь, веря, что мистическая сила позволит им благополучно дойти до следующего колодца.
Влюбленные девушки с трепетом считали, сколько секунд будет колебаться вода в ведре с колодезной водой, если в него опустить колечко, подаренное суженым.
С колодезной водой вели долгие беседы старцы, отождествляя ее с вековой мудростью. Вообще, к колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой.
В древности в некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали часто, для питья и бытовых нужд. Другой строили на отшибе или в лесу. Люди полагали, что существ, населяющих лес, можно умилостивить, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь «хозяев леса».
Другой любопытный обычай заключался в том, чтобы опустить оружие в воду родного колодца перед войной. Воины верили, что меч, опущенный в воду, становился разящее. А иногда в колодец специально бросали оружие. Этот жест символизировал отказ от дальнейшего пути воина. Впоследствии за этими реликвиями началась самая настоящая охота. Ведь, кроме мечей, в старых колодцах практически всегда находят старинные вещи.
Например, во время нападения на деревни, люди бросали самое ценное в колодец, надеясь, что после им удастся достать его назад. Вещи, находящиеся там, оказываются в хорошем состоянии, чтобы это ни было (оружие, деревянные вещи). Благодаря низкой температуре предметы на дне колодца не разрушаются, а лишь немного стареют. Примечательно так же, что для постройки колодца, из всех пород деревьев, использовали исключительно осину, а она обладает бактерицидными свойствами, впитывая негативную энергетику, нейтрализует её через контакт с почвой, потому вода колодезная всегда считалась чистой и даже целебной.
Символизирует колодец женское начало, утробу Великой Матери, душу. Имея связь с подземным миром, колодец нередко содержит волшебные воды, обладающие способностью исцелять и исполнять желания. Колодец, питаемый источником, олицетворяет союз мужского и женского. В кельтском эпосе священные колодцы дают доступ в иной мир, имеют магические свойства и содержат целебные воды. Колодец, источник или родник у подножия Древа Жизни, в раю дает начало Водам Жизни и четырем рекам рая.
-
Русские народные подвижные игры
«Жмурки»
С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он должен догнать и задеть кого-нибудь из играющих, и тот, кого он задел, становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим.
«Молчанка»
Все садятся и хором произносят:
Первенчики, бубенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок,
Молчок!
Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и так далее.
«Прятки»
С помощью считалки выбирают водящего. Он закрывает глаза и считает до 10. Остальные играющие в это время должны спрятаться. Далее водящий начинает искать спрятавшихся игроков, и тот кого он найдет первым становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим. С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он считает до 10, а в это время все разбегаются и прячутся в комнате. Далее водящий пытается кого-нибудь найти, а играющие помогают ему словами «тепло», «холодно». В то время, когда водящий ищет, никто не имеет права передвигаться. Тот, кого водящий найдет первым становится новым водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим.
«У Медведя во бору»
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги. Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
«Волк во рву»
Для игры понадобится нарисовать две параллельные линии на расстоянии 1-1, 5 метра друг от друга, между этими линиями будет ров. Во рву сидит водящий – волк. Участники игры встают на одной из сторон рва. По сигналу водящего участники перепрыгивают через ров. Волк в это время их старается поймать, но изо рва он выходить не может. Все те, кто наступит в ров или кого поймает волк, становятся помощниками волка и стараются поймать остальных участников.
«Горшок»
На ровном и открытом месте ставят горшок, повернутый кверху дном и прикрывающий дары, предназначенные в награду удачливому игроку. В двадцати шагах от него располагается один из играющих. Ему завязывают глаза и дают палку в руки: задача в том, чтобы дойти до горшка и разбить его палкой. Каждому дозволяется перед завязыванием глаз вымерить шагами расстояние до горшка и встать лицом к нему. Но прежде чем двинуться, игрок должен три раза оборотиться на месте.
Когда игрок полагает, что дошел до горшка, он останавливается, ударяет отвесно палкою три раза и снимает повязку; если удары были удачны, игрок получает дары, положенные под горшок. Игра очень забавна. Уже при первом обороте обыкновенно утрачивают верное направление, а после третьего игрок настолько теряет ориентировку, что ему случается с места идти далеко вправо или влево от горшка, к большой потехе зрителей. Веселье наблюдающих еще больше увеличивается при сильных ударах по земле далеко в стороне от горшка. Каждый игрок употребляет различные средства, чтобы не сбиться при поворотах. Дозволяется все, кроме ослабления повязки.
Подвижные игры народов Восточной Сибири
«Каюр и собаки»
Игры народов Сибири и Дальнего Востока.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали! » бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.
Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.
«Льдинки, ветер и мороз»
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят:
Дзинь-дзинь…
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер! ». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз! » все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер! » или «Мороз! ». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и так далее.
«Тройной прыжок»
На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.
Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.
Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.
Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и так далее мест заняли участники каждого звена.
«Гонки на собачьих упряжках»
Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров). Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.
«Кто кого забодает?»
Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.
«Волк и олени»
Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк! » волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
-
Валенки. Польза Валенок. Купить Валенки
Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей суровой зимы ничего более удобного и теплого, чем русские валенки.
В pyсскoй культуре есть множество предметов, имеющиx для открытой русской души сакральное значение. К таким относятся печь в избе, балалайка, матрешка, и, несомненно, валенки. По данным археологии первые подобные изделия из шерсти появились на Алтае около двух тысяч лет назад. Но этим интересные факты о валенках не ограничиваются
Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека. Они так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков.
Пpoтотипaми валенок стали ковры — первая на Земле валяная из шерсти обyвь. Сам способ валяния шерсти получил широкое распространение среди кочевников Великой Степи. Традиционные войлочные сапоги кочевников назывались «пимы».
На Руси валенки имели и другие названия: в Нижнем Новгороде их называли «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».
Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти – ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища – кошмы, делали войлочные подушки, подстилки для сна, стельки для обуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народамиПервые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение (промышленное производство валенок началось лишь в конце 19 века), стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Ранее в России валенки делали на правую и левую ногу, таким образом, они отличались по форме.
Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами Первые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение (промышленное производство валенок началось лишь в конце 19 века), стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Ранее в России валенки делали на правую и левую ногу, таким образом, они отличались по форме.
Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.
Не пренебрегали валенками и царские особы. Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти.
Главное сырье для валенок – овечья шерсть. Оптимальным материалом считается шерсть Романовской породы овец, которая отличается высокой «валкоспособностью». Правда, могут быть и варианты: например, в Казахстане самыми престижными считаются верблюжьи валенки.
Среди пары новых валенок нет отличия между «левым» и «правым», каждый из них формируется при носке, принимая форму стопы хозяина Валенки нужно покупать на размер больше, поскольку через некоторое время обувь дает усадку равномерно по ноге хозяина. При бережной эксплуатации валенки могут прослужить 10 и более лет
Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.
На изготовление одной пары уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.Валенки — вещь полезная. Во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены еще во времена Петра I (он давал следующий совет: «Если утром голова болит с похмелья — надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей»). Медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека.
А вoт сaмые пyшистые модели получаются из веpблюжьей шерсти. Имея необычный, даже несколько смешной, для валенок вид, они обладают уникальными медицинскими свойствами, и также, невероятно теплые.
Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах
Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха.
Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах.
Шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов.
Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутые на босу ногу валенки оказывают массажный эффект — за счет микроуколов шерстяных волосков, а за счет трения стопы о шерсть создается электростатическое поле, которое обеспечивает лучшую циркуляцию крови. Это значит, валенки незаменимы, когда гудят и ноют уставшие ноги.
При трении кончиков пальцев ног о конусообразные стенки носка идёт накопление статического электричества и передача его прямо в биологически активные точки, по краям пальцев (3 мм от ногтевого ложа). И полная перезагрузка электрического поля человека. Мощная активизация электродинамической структуры приводит к активации всех видов обмена и всех систем защиты организма. Поэтому наиболее полезным для здоровья всегда являлось ношение валенок без носков, «на босу ногу».
Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.
Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине.
Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.
А еще отечественные ученые сделали открытие: оказывается, если мальчики до 12 лет носят валенки, то в зрелом возрасте импотенция им не грозит. — это уникальная способность войлочной обуви расширять сосуды и улучшать кровообращение. в том числе благотворно влияющая на мужскую потенцию. Вся хитрость именно в бараньей шерсти, недаром во многих культурах баран олицетворяет мужскую силу.
При длительном ношении валенок из бараньей шерсти сексуальная потенция неустанно аккумулируется.
Но, пожалуй,самое удивительное — валенки лечат похмелье
И еще добрый совет — В кaждoм доме, согласно дpевней рyсской традиции, должна быть xоть одна пара валенок, пусть даже сувенирных. Чтобы жизнь была счастливой, а дом полной чашей, в один необходимо положить монетку, а в другой конфетку.
Свежие комментарии