Храм Солнца: величие мастеров Древней Индии
История древней Индии пестра и удивительна. Насчитывая многие тысячелетия, она уходит вглубь веков, где теряется под наслоениями сотен культур, обитавших здесь. Одни из первых цивилизаций, первые мировые религии, древнейшие эпосы, являющиеся крупнейшими в мире литературными произведениями… Список можно продолжать ещё очень и очень долго.
Однако одной из визитных карточек Индии является её архитектура. Нет, не современная. Хотя и она, порой, не может не впечатлить даже самого искушенного путешественника.
Но древняя. Дворцы и храмы, многоступенчатые колодцы – поражают своими масштабами и красотой. О постройке многих из них ходят легенды, приписывая авторство сооружений богам и героям древних произведений.
Одним из таких удивительных строений является храм Солнца рядом с небольшим поселением Модера в штате Гуджарат. Храм расположен рядом с рекой Пушпавати и посвящён индуистскому богу Солнца – Сурье.

Согласно легенде, место постройки храма было выбрано не случайно. Пытаясь спасти свою супругу Ситу из плена, царь Рама убил брахмана Равану. Для того, чтобы искупить грех, он обратился к духовному сыну Брахмы Васиштхе. Васиштха же показал Раме «лес праведности», где царь совершил обряд жертвоприношения. Позже именно в этом месте был построен храм Солнца.

Считается, что автором идеи сооружения храма возле Модеры является царь Бхима I из династии Соланки. Представители этой династии считали себя прямыми потомками бога солнца Сурьи. Поэтому на четвертом году своего правления, в 1026 году нашей эры, Бхима решил отдать дань уважения божественному предку.
Кроме того, культ Сурьи в те годы переживал новый рассвет, и правитель шёл в ногу с тенденциями времени.
После окончания строительства храм Солнца был богато украшен золотом и драгоценными камнями. Молва о сияющем храме быстро разлетелась по округе, и вскоре были предприняты попытки ограбления и разрушения храма Солнца.

Первыми, кто нанёс серьёзный ущерб индуистской святыне были войска султана Махмуда Газневи, совершившего до захвата комплекса возле Модеры более полутора десятков успешных военных походов на север Индии. Но закрепиться на завоеванной территории ему не удалось. После ухода Махмуда Газневи Бхима I вернул свои владения и восстановил частично разрушенный храм. Власть династии Соланки продержалась ещё две сотни лет.

В самом конце XIII века султаном Делийского Султаната стал Ала ад-Дин Мухаммад-шах. Именно его военные походы сыграли роковую роль в судьбе храма Солнца. Модера была захвачена, а сам комплекс вновь разграблен и частично разрушен.

Однако несмотря на многочисленные попытки уничтожения сооружения, землетрясения и серьезные погодные испытания в течение тысячелетия, стены храма устояли и сохранились до наших дней.

Модерский храм стал известен жителям западных стран лишь в начале XIX века, когда его переоткрыл британский полковник Монье-Вилиамс.
Храмовый комплекс состоит сейчас из трёх основных элементов: сам храм Сурьи, бассейн для сбора воды и ритуального купания и площадка для верующих.

Перед церемонией верующие должны были пройти омовение в Сурье Кунд, после чего могли по лестнице через арку попасть на площадь Сабха Мандапа.
Вокруг бассейна располагалось 108 небольших святынь, посвящённых различным божествам индуизма.

Сам храм был воздвигнут на постаменте в виде лотоса – священного цветка индийских религий. Главной святыней храма являлась золотая статуя Сурьи, которая, как считается, в день летнего солнцестояния освещалась рассветными и закатными лучами светила. Статуя была инкрустирована драгоценными камнями, а ниша под ней заполнялась золотыми монетами. На сегодняшний день она считается утраченной.

По одной из версий, статую вывезли ещё во времена первого захвата храма войсками султана Махмуда Газневи. По другой – это сделали сами служители культа Сурьи, прознав о приближающейся опасности. Какая из версий более правдива сказать сложно.

Многие утраченные сокровища древности позже объявляются вовремя сокрытыми заинтересованными людьми, однако редко когда вновь обнаруживаются. А значит есть смысл полагать, что подобные версии возникают из-за того, что люди попросту не хотят верить в невосполнимость потери драгоценных артефактов. Впрочем, дыма без огня не бывает. По некоторым данным в храме Солнца был подземный ход, который вёл к столице империи Соланки город Патан, что позволяло своевременно скрыться от неприятеля, прихватив с собой самое ценное.

Весь храмовый комплекс Модеры вырезан из мягкого жёлтого песчаника, демонстрируя своим посетителям искусство древних мастеров.

На стенах и колоннах храма изображены сцены из Рамаяны, тантрические мистерии, цикл жизни человека, а также цветы и животные. Несмотря на следы разрушений от эрозии и завоевателей, храм Сурьи по-прежнему поражает.

Сегодня можно только гадать насколько великолепным и завораживающим был комплекс после окончания строительства.

Храм Солнца в Модере – ещё один пример удивительных возможностей человека прошлого. Но искусство как стремление отразить окружающий мир, улучшить его через самые передовые таланты эпохи, всегда граничит со своей антитезой.

Желание разрушать достижения других культур, присваивать себе плоды чужого творчества, уничтожая их суть и оставляя лишь материальные блага… всё это существует и по сей день. Невзирая на то, какие ценности и цели преследуются, уничтожение подобных артефактов является не только войной с общемировой культурой, но и войной против человечества. (С. Дешевой)

Артефакты Египта: невероятный диск Сабу и саккарская коллекция
Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура
Мастабы Древнего Царства (по центру комплекса):


Полная халтурность кладки + много новодела.


Здесь же: некоторые блоки очень похожи на блоки облицовки нижних рядов пирамиды-спутницы Ломаной.


Внешний угол наклона стен мастаб довольно большой, но как раз примерно такой, какой должен получаться, если учесть укладку блоков в пирамиде-спутнице не горизонтально, а под некоторым углом.

Версия: облицовка мастаб – из материала Ломаной и ее пирамиды-спутницы и Красной пирамид.
Пирамида Аменемхета II

Груда щебня прямо поверх камеры.

Щебень должен был здесь откуда-то привезен. Фактура материала очень похожа на облицовку Ломаной пирамиды.

Странность: смежные поверхности блоков перекрытия камеры обработаны некачественно. Они не могли бы плотно прилегать друг к другу. И между блоками перекрытия внушительная щель, в которую вставлены обломки (для удержания щели от захлопывания).


Версия: щель просто пробита теми, кто проник в камеру. Но есть аргумент и против: для проникновения вглубь достаточно было просто дырки и не было необходимости срубать блоки перекрытия по всей их высоте.

Другая версия: имела место лишь попытка подражания. При этом блоки перекрытия почему-то даже не смогли поставить рядом друг с другом, и предпочли закрыть щели мелкими блоками. Аргумент против: если смогли изготовить и притащить сюда, то не составляло бы и больших проблем придвинуть блоки поближе друг к другу.
Третья версия: была попытка ремонта уже сильно поврежденной конструкции. Либо уже была пробита где-то дырка, под ширину которой и подгонялся и общий размер щели при ремонте; либо блоки разошлись целиком, а их смежные поверхности почему-то решили “доработать”. Но и здесь есть серьезные сомнения.
Не проходит и вариант повреждения изначально хороших блоков при транспортировке из какого-то другого места – столь серьезные повреждения сомнительны. В общем: более-менее удовлетворительного объяснения пока не просматривается.

К западу от пирамиды (в сторону Красной), на месте, где по справочникам ранее находились какие-то сооружения неправильной формы, лежат обломки “саркофага” из кварцита. Качество исполнения как короба, так и крышки – великолепное. Величина обломков очень небольшая и вызывает мысли о целенаправленном разрушении “саркофага” (при обрушении столь малых обломков образоваться не должно было.

Версия Дмитрия: “саркофаг” ранее находился в самой пирамиде, и его разламывали на куски, которые бы смогли пролезть в щель между блоками перекрытия. Но вызывает сомнение ценность подобного извлечения “саркофага” наружу. Тем более, что обломки так и брошены здесь археологами прямо на песке.


Необычность материала “саркофага” (с местами разного цвета: от светло-серого до темно-вишневого) породила сначала версию о том, что “саркофаг” был разрушен каким-то сторонним энергетическим воздействием.

При этом воздействие должно быть двояким: источник находиться внутри и вызывать попутно разогрев материала непосредственно внутри структуры (как в микроволновке). Есть даже как бы “прожженные” места – полости с окалиной. Но в дальнейшем анализ склонил к отказу от этой версии – более вероятна естественная причина образования подобной раскраски (выбранный для “саркофага” исходный блок имел такую структуру изначально).


В одном месте – внутренний угол, похожий на след от круглой фрезы большого диаметра


В другом – как будто в кварцит был вплавлен гвоздь. (А. Скляров)

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Артефакты с поверхностью сложного профиля у северной стороны Гранитного Храма сложены таким образом, чтобы их не было видно (с двух доступных для наблюдения точек видна лишь тыльная часть, и кажется, что это – просто гранитные блоки).


Для того, чтобы увидеть профиль, нужно заглядывать в щель между другими гранитными блоками, которые сложены в проеме между Гранитным Храмом и Храмом Сфинкса.


В западной стене Гранитного Храма (ближе к северному краю) на высоте порядка 2-х метров находится водосток – гранитный блок с полукруглой выемкой, уходящий вглубь конструкции. В условиях сухого климата – деталь, лишенная всякого смысла. Период же обильных осадков на территории Египта был задолго до официальных датировок строительства пирамидального комплекса Гизы.



Гранитный Храм внутри – сильная эрозия гранитной поверхности. Есть "вздувшиеся пузыри”, готовые отвалиться.


Два черных блока в гранитной кладке абсолютно нелогичны, но они имеют гораздо более хорошо сохранившуюся поверхность. Может быть, именно это и послужило причиной для ухода от однотипности. Но тогда их расположение не должно быть случайным; однако никакой закономерности в их положении не видно.

Дырки в перекрытиях ворот под двери в Гранитном Храме имеют зачем-то уходящие в сторону трапециевидные чуть расширяющиеся прямоугольные углубления. Зачем – непонятно. В ряде мест в эти углубления вставлены “заглушки” из черного базальта ( или гранита), из которого и сделаны выделяющиеся из общего ряда два блока.

Стенка перед входом в зал Гранитного Храма имеет 4 выступающих вверх блока, 2 из которых как бы запирают с обеих сторон перекрытие входа – упрочняющий прием, повышающий устойчивость конструкции при землетрясениях.


Мастаба (N-?) в Восточном некрополе имеет ровную облицовку, уложенную по той же технологии, что и пирамидная: поставлена отдельно от внутренней кладки с заполнением промежуточного пространства дополнительными блоками. Рядом же стоят мастабы с облицовкой из обычных адобов.


Прямо через дорогу напротив Сфинкса (с его левого – северного бока) мастабы в пласте породы. Никаких следов водной эрозии. Картина резко отличается от траншеи вокруг Сфинкса рядом же.

Рядом с Храмом 2-й пирамиды лежат разнообразные гранитные блоки с фигурными поверхностями, один из которых также напоминает водосток Гранитного Храма (что сочетается с версией строительства и Храма 2-й пирамиды в период сильных дождей в Египте).




Мостовая с восточной стороны Великой пирамиды сохранила идеально ровную поверхность. (А. Скляров)

Свежие комментарии