На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 476 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    ПАТРИОТИЗМ ГЛАЗАМИ ПРАВОСЛАВНОГО ПОЛИТИКА Беседа с депутатом Государственной Думы РФ Н.А. Нарочницкой Согласно толко...Причины начала во...
  • Юрий Ильинов
    Глава МИД Ирана: Тегеран оставляет за собой право на ответные действия в отношении США Иран оставляет за собой право...Никто не забыт, н...
  • Геннадий Свешников
    Наталия,очень ясно и чётко разъяснила депутатам, без Веры, Надежды и Любви нет патриотизма в стране,а Родина и Отчизн...Причины начала во...

Храм Солнца: величие мастеров Древней Индии

Запретные Темы Истории

Храм Солнца: величие мастеров Древней Индии

История древней Индии пестра и удивительна. Насчитывая многие тысячелетия, она уходит вглубь веков, где теряется под наслоениями сотен культур, обитавших здесь. Одни из первых цивилизаций, первые мировые религии, древнейшие эпосы, являющиеся крупнейшими в мире литературными произведениями… Список можно продолжать ещё очень и очень долго.

Однако одной из визитных карточек Индии является её архитектура. Нет, не современная. Хотя и она, порой, не может не впечатлить даже самого искушенного путешественника.

Современный храм Лотоса в Дели. Изображение взято с сайта: https://rus.team/images/articles/67205/2020-04-27_330-815113_560.jpg
Современный храм Лотоса в Дели. 

Но древняя. Дворцы и храмы, многоступенчатые колодцы – поражают своими масштабами и красотой. О постройке многих из них ходят легенды, приписывая авторство сооружений богам и героям древних произведений.

Одним из таких удивительных строений является храм Солнца рядом с небольшим поселением Модера в штате Гуджарат. Храм расположен рядом с рекой Пушпавати и посвящён индуистскому богу Солнца – Сурье.

Храм Солнца в Модере. Изображение взято с сайта: https://rus.team/images/articles/67205/2020-04-27_330-815113_560.jpg
Храм Солнца в Модере. 

Согласно легенде, место постройки храма было выбрано не случайно. Пытаясь спасти свою супругу Ситу из плена, царь Рама убил брахмана Равану. Для того, чтобы искупить грех, он обратился к духовному сыну Брахмы Васиштхе. Васиштха же показал Раме «лес праведности», где царь совершил обряд жертвоприношения. Позже именно в этом месте был построен храм Солнца.

Рама и Сита. Изображение взято с сайта: https://pbs.twimg.com/media/EGAQcQeU8AAzmFq.jpg
Рама и Сита. 

Считается, что автором идеи сооружения храма возле Модеры является царь Бхима I из династии Соланки. Представители этой династии считали себя прямыми потомками бога солнца Сурьи. Поэтому на четвертом году своего правления, в 1026 году нашей эры, Бхима решил отдать дань уважения божественному предку.

Кроме того, культ Сурьи в те годы переживал новый рассвет, и правитель шёл в ногу с тенденциями времени.

Бог солнца Сурья. Изображение взято с сайта: https://i.pinimg.com/736x/04/70/90/0470905c6d0de12abe0bccbee4fab255.jpg
Бог солнца Сурья. 

После окончания строительства храм Солнца был богато украшен золотом и драгоценными камнями. Молва о сияющем храме быстро разлетелась по округе, и вскоре были предприняты попытки ограбления и разрушения храма Солнца.

Изображение взято с сайта: https://www.outlookindia.com/outlooktraveller/public/uploads/2018/07/Sun-Temple-Modhera-Gujarat.jpg

Первыми, кто нанёс серьёзный ущерб индуистской святыне были войска султана Махмуда Газневи, совершившего до захвата комплекса возле Модеры более полутора десятков успешных военных походов на север Индии. Но закрепиться на завоеванной территории ему не удалось. После ухода Махмуда Газневи Бхима I вернул свои владения и восстановил частично разрушенный храм. Власть династии Соланки продержалась ещё две сотни лет.

Махмуд Газневи. Изображение взято с сайта: https://toosfoundation.com/ghaznavid-empire/
Махмуд Газневи. 

В самом конце XIII века султаном Делийского Султаната стал Ала ад-Дин Мухаммад-шах. Именно его военные походы сыграли роковую роль в судьбе храма Солнца. Модера была захвачена, а сам комплекс вновь разграблен и частично разрушен.

Султан Ала ад-Дин Мухаммад-шах. Изображение взято с сайта: https://www.romanodermatt.ch/indien-im-13.-jahrhundert
Султан Ала ад-Дин Мухаммад-шах. 

Однако несмотря на многочисленные попытки уничтожения сооружения, землетрясения и серьезные погодные испытания в течение тысячелетия, стены храма устояли и сохранились до наших дней.

Изображение взято с сайта: https://www.ancient-code.com/wp-content/uploads/2017/10/Sun-Temple.png

Модерский храм стал известен жителям западных стран лишь в начале XIX века, когда его переоткрыл британский полковник Монье-Вилиамс.

Храмовый комплекс состоит сейчас из трёх основных элементов: сам храм Сурьи, бассейн для сбора воды и ритуального купания и площадка для верующих.

Изображение взято с сайта: http://tourpedia.ru/modhera/

Перед церемонией верующие должны были пройти омовение в Сурье Кунд, после чего могли по лестнице через арку попасть на площадь Сабха Мандапа.

Вокруг бассейна располагалось 108 небольших святынь, посвящённых различным божествам индуизма.

Изображение взято с сайта: https://www.ewsholidays.com/wp-content/uploads/2018/12/Modhera-Sun-Temple-Modhera-Gujarat-India8.jpg

Сам храм был воздвигнут на постаменте в виде лотоса – священного цветка индийских религий. Главной святыней храма являлась золотая статуя Сурьи, которая, как считается, в день летнего солнцестояния освещалась рассветными и закатными лучами светила. Статуя была инкрустирована драгоценными камнями, а ниша под ней заполнялась золотыми монетами. На сегодняшний день она считается утраченной.

Изображение взято с сайта: https://www.ewsholidays.com/wp-content/uploads/2018/12/Modhera-Sun-Temple-Modhera-Gujarat-India8.jpg

По одной из версий, статую вывезли ещё во времена первого захвата храма войсками султана Махмуда Газневи. По другой – это сделали сами служители культа Сурьи, прознав о приближающейся опасности. Какая из версий более правдива сказать сложно.

Изображение взято с сайта: http://tourpedia.ru/modhera/

Многие утраченные сокровища древности позже объявляются вовремя сокрытыми заинтересованными людьми, однако редко когда вновь обнаруживаются. А значит есть смысл полагать, что подобные версии возникают из-за того, что люди попросту не хотят верить в невосполнимость потери драгоценных артефактов. Впрочем, дыма без огня не бывает. По некоторым данным в храме Солнца был подземный ход, который вёл к столице империи Соланки город Патан, что позволяло своевременно скрыться от неприятеля, прихватив с собой самое ценное.

Изображение взято с сайта: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a2/Sun_Temple_%28Surya_Mandir%29%2C_Modhera.jpg

Весь храмовый комплекс Модеры вырезан из мягкого жёлтого песчаника, демонстрируя своим посетителям искусство древних мастеров.

Изображение взято с сайта: https://blog.railyatri.in/wp-content/uploads/2017/01/Modhera-Sun-Temple.png

На стенах и колоннах храма изображены сцены из Рамаяны, тантрические мистерии, цикл жизни человека, а также цветы и животные. Несмотря на следы разрушений от эрозии и завоевателей, храм Сурьи по-прежнему поражает.

Изображение взято с сайта: https://pbs.twimg.com/media/ELWtrOnU4AYcZfw.jpg

Сегодня можно только гадать насколько великолепным и завораживающим был комплекс после окончания строительства.

Изображение взято с сайта: https://imgur.com/qTU7YCi

Храм Солнца в Модере – ещё один пример удивительных возможностей человека прошлого. Но искусство как стремление отразить окружающий мир, улучшить его через самые передовые таланты эпохи, всегда граничит со своей антитезой.

Сурья на колеснице, запряженной семью лошадьми. Изображение взято с сайта: https://live.staticflickr.com/7311/12876973123_cfd1399046_b.jpg
Сурья на колеснице, запряженной семью лошадьми. 

Желание разрушать достижения других культур, присваивать себе плоды чужого творчества, уничтожая их суть и оставляя лишь материальные блага… всё это существует и по сей день. Невзирая на то, какие ценности и цели преследуются, уничтожение подобных артефактов является не только войной с общемировой культурой, но и войной против человечества. (С. Дешевой)

Храм Солнца: величие мастеров Древней Индии

Артефакты Египта: невероятный диск Сабу и саккарская коллекция

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Мастабы Древнего Царства (по центру комплекса):

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура
Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Полная халтурность кладки + много новодела.

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура
Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Здесь же: некоторые блоки очень похожи на блоки облицовки нижних рядов пирамиды-спутницы Ломаной.

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура
Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Внешний угол наклона стен мастаб довольно большой, но как раз примерно такой, какой должен получаться, если учесть укладку блоков в пирамиде-спутнице не горизонтально, а под некоторым углом.

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Версия: облицовка мастаб – из материала Ломаной и ее пирамиды-спутницы и Красной пирамид.

Пирамида Аменемхета II

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Груда щебня прямо поверх камеры.

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Щебень должен был здесь откуда-то привезен. Фактура материала очень похожа на облицовку Ломаной пирамиды.

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Странность: смежные поверхности блоков перекрытия камеры обработаны некачественно. Они не могли бы плотно прилегать друг к другу. И между блоками перекрытия внушительная щель, в которую вставлены обломки (для удержания щели от захлопывания).

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура
Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Версия: щель просто пробита теми, кто проник в камеру. Но есть аргумент и против: для проникновения вглубь достаточно было просто дырки и не было необходимости срубать блоки перекрытия по всей их высоте.

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Другая версия: имела место лишь попытка подражания. При этом блоки перекрытия почему-то даже не смогли поставить рядом друг с другом, и предпочли закрыть щели мелкими блоками. Аргумент против: если смогли изготовить и притащить сюда, то не составляло бы и больших проблем придвинуть блоки поближе друг к другу.

Третья версия: была попытка ремонта уже сильно поврежденной конструкции. Либо уже была пробита где-то дырка, под ширину которой и подгонялся и общий размер щели при ремонте; либо блоки разошлись целиком, а их смежные поверхности почему-то решили “доработать”. Но и здесь есть серьезные сомнения.

Не проходит и вариант повреждения изначально хороших блоков при транспортировке из какого-то другого места – столь серьезные повреждения сомнительны. В общем: более-менее удовлетворительного объяснения пока не просматривается.

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

К западу от пирамиды (в сторону Красной), на месте, где по справочникам ранее находились какие-то сооружения неправильной формы, лежат обломки “саркофага” из кварцита. Качество исполнения как короба, так и крышки – великолепное. Величина обломков очень небольшая и вызывает мысли о целенаправленном разрушении “саркофага” (при обрушении столь малых обломков образоваться не должно было.

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Версия Дмитрия: “саркофаг” ранее находился в самой пирамиде, и его разламывали на куски, которые бы смогли пролезть в щель между блоками перекрытия. Но вызывает сомнение ценность подобного извлечения “саркофага” наружу. Тем более, что обломки так и брошены здесь археологами прямо на песке.

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура
Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Необычность материала “саркофага” (с местами разного цвета: от светло-серого до темно-вишневого) породила сначала версию о том, что “саркофаг” был разрушен каким-то сторонним энергетическим воздействием.

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

При этом воздействие должно быть двояким: источник находиться внутри и вызывать попутно разогрев материала непосредственно внутри структуры (как в микроволновке). Есть даже как бы “прожженные” места – полости с окалиной. Но в дальнейшем анализ склонил к отказу от этой версии – более вероятна естественная причина образования подобной раскраски (выбранный для “саркофага” исходный блок имел такую структуру изначально).

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура
Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

В одном месте – внутренний угол, похожий на след от круглой фрезы большого диаметра

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура
Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

В другом – как будто в кварцит был вплавлен гвоздь. (А. Скляров)

Разбитый высокотехнологичный "саркофаг" в песках Дашура

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

Артефакты с поверхностью сложного профиля у северной стороны Гранитного Храма сложены таким образом, чтобы их не было видно (с двух доступных для наблюдения точек видна лишь тыльная часть, и кажется, что это – просто гранитные блоки).

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

Для того, чтобы увидеть профиль, нужно заглядывать в щель между другими гранитными блоками, которые сложены в проеме между Гранитным Храмом и Храмом Сфинкса.

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

В западной стене Гранитного Храма (ближе к северному краю) на высоте порядка 2-х метров находится водосток – гранитный блок с полукруглой выемкой, уходящий вглубь конструкции. В условиях сухого климата – деталь, лишенная всякого смысла. Период же обильных осадков на территории Египта был задолго до официальных датировок строительства пирамидального комплекса Гизы.

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

Гранитный Храм внутри – сильная эрозия гранитной поверхности. Есть "вздувшиеся пузыри”, готовые отвалиться.

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

Два черных блока в гранитной кладке абсолютно нелогичны, но они имеют гораздо более хорошо сохранившуюся поверхность. Может быть, именно это и послужило причиной для ухода от однотипности. Но тогда их расположение не должно быть случайным; однако никакой закономерности в их положении не видно.

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

Дырки в перекрытиях ворот под двери в Гранитном Храме имеют зачем-то уходящие в сторону трапециевидные чуть расширяющиеся прямоугольные углубления. Зачем – непонятно. В ряде мест в эти углубления вставлены “заглушки” из черного базальта ( или гранита), из которого и сделаны выделяющиеся из общего ряда два блока.

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

Стенка перед входом в зал Гранитного Храма имеет 4 выступающих вверх блока, 2 из которых как бы запирают с обеих сторон перекрытие входа – упрочняющий прием, повышающий устойчивость конструкции при землетрясениях.

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

Мастаба (N-?) в Восточном некрополе имеет ровную облицовку, уложенную по той же технологии, что и пирамидная: поставлена отдельно от внутренней кладки с заполнением промежуточного пространства дополнительными блоками. Рядом же стоят мастабы с облицовкой из обычных адобов.

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

Прямо через дорогу напротив Сфинкса (с его левого – северного бока) мастабы в пласте породы. Никаких следов водной эрозии. Картина резко отличается от траншеи вокруг Сфинкса рядом же.

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

Рядом с Храмом 2-й пирамиды лежат разнообразные гранитные блоки с фигурными поверхностями, один из которых также напоминает водосток Гранитного Храма (что сочетается с версией строительства и Храма 2-й пирамиды в период сильных дождей в Египте).

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов

Мостовая с восточной стороны Великой пирамиды сохранила идеально ровную поверхность. (А. Скляров)

Аргументы в пользу того, что пирамиды и храмы Гизы строились задолго до фараонов
наверх