На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 461 подписчик

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Работодатели идут на крайние меры: в РФ массово везут мигрантов из Америки В России десятикратно вырос спрос на рабо...Гибель белой расы...
  • Юрий Ильинов
    Щекотливая для госсовета КНР тема Лидеры двух держав подают личный пример к сближению: на государственном уровне про...Приёмный сын глав...
  • Юрий Ильинов
    Китай разворачивает свою деятельность на Донбассе вопреки опасениям оказаться неправильно понятым Пекин помогает Мос...Приёмный сын глав...

Призвание Рюрика — это народное предание? Окститетесь… (набор очевидных и глупых вопросов)

Призвание Рюрика — это народное предание? Окститетесь… (набор очевидных и глупых вопросов)

Зарекался этого персонажа больше не шевелить… ан нет, в комментарии пары статей заглянул. Знатный ср… спор идет, гляжу. С одной стороны хорошо, действительно фигура загадочная.

Нежданно вынырнула из пучины времен и так же бесследно исчезла. Оставив государственность и бесчисленных Рюриковичей нашим предкам на голову. Сегодня предлагаю подумать над очевидными вопросами, что Летопись нам на мозг кинула. С детской непосредственностью…

«Кривая история». Сказание о том, как славяне попросили варягов «прийти и править ими, потому что на русской земле порядка нет», известна самому случайному посетителю исторических каналов Дзена. Как уверяют серьезные мужи учёные — записана была история Нестором по мотивам каких-то народных преданий. Как человек, купающийся в фольклористике денно и нощно, — категорически возражаю. Вот вообще никак … призвание троицы князей не похоже на этот жанр. Не носит очевидных признаков, как говорится.

Самое кричащие в «летописном призвании» — не понятно, … откуда конкретно пришкандыбал Рюрик, кто он такой есть, чем был славен и знаменит. А ведь народные предания всегда крайне щепетильны в этих вопросах. Любую историческую побасенку вводят в единый историко-мифологический нарратив, подноготные героев — детальны, подробно описаны. Вплоть до искаженных аналогов библейской древности. В рассказах о легендарных персонажах — действуют те же механизмы мифологизации, что и в простейших фольклорных легендах.

От призвания Рюрика (условно это 862 г.) до первой (Несторовой) редакции «Повести…» (1110-1113 гг.) прошла четверть тысячелетия. Период более чем достаточный, чтобы события, связанные с «призванием», — приобрели легендарный и устойчивый характер. То есть, перед нами должен быть исторический миф. Который должен был дожить… до века XVI так уж точно.

Чтобы возникло понимание, как это работает, — для сохранения мифов устные традиции имеют железные правила. Сложившийся «продукт» они передают из поколения в поколение. Без изменений и новшеств. И чем важнее событие, в нем описанное, — тем живучее он в народной памяти… С Рюриком этого не происходит… от слова «совсем». Его и тени нет в фольклоре.

Точность передачи мифа исчезает — как только он оказывается в лапах писателя-летописца. Сказитель — он у всех на виду. Чуть не так брякнул чего в пересказе важного предания — слушатели тут же поправят. У летописца же в монашеской норе свидетелей нет. А если он игумен монастыря — так вообще некому через плечо заглянуть, одернуть. Если только князь. Но мало какой монастырь с этой публикой считался, не те времена...

Не забываем про патриотизм. Киевский, псковский, новгородский, полоцкий, смоленский… Летописцы — не безродные космополиты. Нет-нет, а отстоят интересы своей земли в летописании. Если канон не возражает особо.

Что мы имеем. Все по разному оценивают реальность событий, послуживших основой для предания о князе Рюрике. Вырисовываются три подхода, самые наглые и бредовые не учитываю:

  • «призвание варягов Рюрика» по версии Нестора — исторически достоверно;
  • летописный рассказ «Повести временной….» — это легенда, сочиненная много позже описываемых в ней событий;
  • в «предании о Рюрике» присутствуют отголоски реальных событий, но абсолютно не тех, что описал Нестор. А само предание — «политический заказ» во времена династических противостояний древней Руси XI и XII веков.

Хорошо, пробуем разобраться.

Во что верю. Летописи действительно описывают реальные контакты населения Поильменья с варягами, которые с переменным успехом стремились подчинить местных жителей, обязать их платить дань. Итогом этого противостояния стал факт захвата власти князем Рюриком. Которого призывали совсем не за этим. Сам Рюрик был лицом историческим.

Отмахнуться можно, конечно. Но натура махрового материалиста не позволяет снести в корзину лично-родовые знаки князей Рюриковичей. Что в виде двузубца или трезубца присутствуют на печатях, перстнях-печатках, монетах, вооружении. И найденные в 2008 г. в Староладожском городище, в слое середины X в., части литейной формы для отливки этого родового знака — тоже заставляют крепко задуматься.

Полный разбор легендарности Рюрика можете читануть прямо на канале. Статья «Кто еси ты и коеы веры еси, конязе Рурик?» — много просмотров не набирает, поскольку перегружена справочным материалом и эмоциями. Но, чтобы вникнуть в позицию автора — категорически рекомендована к просмотру.

Итак. Верю и в то: рассказ о призвании Рюрика с братьями — полная калька с других легенд о призвании чужеземных князей. Самое явное — описание Гиральда Камбрийского в «Истории и топографии Ирландии» (1185г.). Дословно некоторые эпизоды списаны Нестором из «Деяний саксов» Видукинда Корвейского (967 г.). Это про посольство бриттов к саксам с предложением «владеть их обширной великой страной, изобилующей всякими благами». В «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (731г.) сообщается, что саксы послали на помощь бриттам три корабля под водительством братьев Хенгиста и Хорсы (третьим вождём был их отец).

Верю и в то, что братья Рюрика (Синеус и Трувор) — абсолютно мифические персонажи. Версия: «sine hus» — «свой род» (Синеус), «thru waring» — «верная дружина» (Трувор), на дилетантский взгляд автора — правдива. Поскольку историчность братьев Рюрика ничем не подтверждена, одновременная смерть в 864 г. — подозрительна. В спор о происхождении имени Рюрика (скандинавское или славянское) — не ввязываюсь вообще, пустая трата времени. И так могло быть, и этак…

Верю Никоновской летописи. Что сообщает, «госпереворот» Рюрика не был гладким:

«В лето 6372 (864)... оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».

Через три года, в 867 г., в летописи появляется следующая запись:

«Избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много Новгородцкых мужей».

Так же считаю, что до убийства Вадима Храброго — Рюрик не обладал статусом правителя для местного населения. Обычный наемник, предводитель дружины из руси, скандинавов, других варягов и бог весть кого еще. Призвание Рюрика на княжение — это не исторический миф. Речь идёт о типичном «политическом заказе». Который коряво обосновал правомочность власти Рюриковичей. Полностью согласен с Ключевским, который с юмором эту ситуацию назвал:

«схематической притчей о происхождении государства, приспособленной к пониманию детей школьного возраста».

Еще во что вера есть? Что встретили попытки Рюрика узурпировать власть — яростное сопротивление. Во многих местах пришельцев не хлебом и солью встретили, а с оружием в руках. Даже «призвавшие новгородцы», спустя короткое время возмутились. И вот почему…

Произошло крупное недоразумение: поильменьские словене звали варягов не на престол. А на пограничную службы, от пиратов защищать моря Варяжского. Но Рюрик посчитал, что землица знатная, потребовал силой безусловного подчинения. Как водится, много воровал, был не всегда компетентен, вёл себя беспардонно. Вот и получил бунт…

Позже такая же картина сложилась в землях древлян. Они уж точно не звали к себе варягов. Как кривичи, северяне, угличи, вятичи… И бог знает еще кто, о ком умолчали осторожные полит-корректные летописцы. Зато хорошо известен общий итог кровавого противостояния. Сопротивление было подавлено железом и грубой силой.

Глупые вопросы на очереди, после очевидных. Почему племенные союзы зовут не каких попало варягов? А именно тех, которые называются «русь»? Летописец специально распинается, дотошно оговаривает: есть варяги, которые называются шведы, норманны, англы и готландцы. Но их никто не зовет. Посылают за специальным сортом — «русью». В какие места — бог весть…

Варягов позвали славяне? Да ладно… Переговоры о возвращении «варягов-руси» вели представители четырех племен. Из которых два — финские, одно — не пойми кто (между восточными и западными славянами). И только кривичей можно считать славянским племенем. Одним из дюжины, перечисленных тем же Нестором. Одиннадцать славянских племенных союзов варягов не звали. Никуда и никогда…

Рюрик «воссел в Новгороде»? Никто там не мог… того, табуретку пятой точкой давить. Просто потому, что в 862 году городского поселения там еще не было.

Новгородцы — люди из варяжского рода? Да ладно… Всю историческую жизнь были словенами, а тут такой этнический кульбит… Что за волшебные превращения?

Куда делись Трувор и Синеус? Где боярские роды Труворовичей и Синеусичей?

Первая порцейка вопросов выдана. Следующей статьей — другие задавать придется. 

 

Сherchez la femme… Заметки на праздничной скатерти 4 ноября…

Отшумело-отгремело, ага. В масочках, по норам. О сути и содержании Дня Народного Единства можно, конечно, написать… Только фильтр ресурса не пропустит. Поскольку аффтор способен материться минут сорок. Ни разу не повторясь, витьевато и забористо (поклон низкий казачине-деду). Кто готов сие ликование «народное» подать интеллигентно и корректно — милости прошу в комментарии… Но, поскольку канал исторический, думка сегодня будет исключительно о причинах. Точнее, самой главной из них — династическом вакууме, который русский народ не смог осознать и пережить мирно…

Суть Смуты. Само собой, как принято в приличных династических домах — кризис наступает при отсутствии прямого наследника (по мужской линии) у царствующего индивида. С этого момента (почти) начался период кровавого безвластия на Руси. Сразу после смерти последнего из «московских» Рюриковичей в 1598 году. Любое безвластие всегда разбалансирует государственную систему, без легитимного центра нет порядка. Самые разные силы пытаются: пограбить или захватить нажитое Династией. Чаще всего — одно другому не мешает, любым внешним и внутренним мародерам.

Как водится, первую кровь проливает какая-то из сторон. Вторая перестает стесняться в методах отпора… Ну, а дальше — покатила телега. Кровавая и неуправляемая — под откос. Как весьма приблизительно посчитали исследователи, Смутное Время стоило России почти половины населения. Страшный голод, войны и, более ужасная, — междоусобица. Иностранцы захватили северо-западные земли (Новгород, Карелия и много чего еще), центр Руси — Смоленск, Москву, Ярославль. Вернуть статус-кво (хотя бы примерно) удалось только через 40 лет. И то… удача улыбнулась.

Династический клан. Рюриковичи правили Русью больше семи веков. Женами князей становились норвежские, шведские и польские принцессы, представительницы византийских знатных семей и дочери половецких ханов. Последний из великокняжеских Рюриковичей, Федор Иоаннович — венчался на царство в 1584 году. Он не оставил наследников и умер спустя 14 лет. На Федоре Иоанновиче прервалась московская ветвь династии.

Князья наследовали престол по старшинству: после гибели главы его место занимал старший брат, затем — младший, и лишь потом подходила очередь детей. Часто бывало, что им возможность княжить не выпадала. Из-за этого наследники шли войной на братьев своего отца, а затем избавлялись от других претендентов. Междоусобные войны длились почти 300 лет и не утихали даже во времена монголо-татарского ига, пока право наследования не перешло сразу старшим сыновьям.

Численность этого семейства поражает. К концу истории Древней Руси, в XI — XIII веках, на свете жили сотни семей потомков «легендарного Рюрика». И семьсот сорок лет Русью правила не семья, а огромный разветвленный клан.

Русь постоянно дробилась — и род Рюриковичей образовывал бесчисленные новые династии в разных государствах и землях. Уверен, наука не знает всех представителей Семьи. Многие просто не попали в летописи, остались навсегда неизвестными. Но и того, что известно, — хватит с избытком…

На Древней Руси возникли линии местных князей: Полоцких, Галицких, Туровских. Появлялись непрерывно новые — родоначальники сильных ответвлений Рода. Формально они оставались Рюриковичами, но предпочитали выделять себя в особые кланы: Изяславичи, Ростиславичи, Святославичи, Ольговичи, Мономашичи (разделились на Мстиславичей и Юрьевичей, а Мстиславичи — на Ростиславичей Смоленских и Изяславичей Волынских).

Ко времени монгольского нашествия на Русь десятки, если не сотни, семей происходили от Рюрика. Уже потеряли прочную связь друг с другом, единство семейной истории. Семьи враждовали, ненавидели родню, поколениями не поддерживали никаких отношений, не желали знаться друг с другом.

Самые хваткие из Рюриковичей оказались — Юрьевичи. Или Георгиевичи Владимирские — потомки Юрия Долгорукова. Сначала стали Великими Князьями, потом вовремя подсуетились с перехватом у Орды титула «царей».

Начало конца. Рюриковичи начали уничтожать сами себя еще в XV веке (это не считая глобальной резни XII-XIII веков). Закончилось самоуничтожение в борьбе за власть XVI веком. Помимо этого, за последние сто лет правления в трех поколениях московских Рюриковичей произошло нечто странное — почти мистическое. Физиологическое вырождением рода погонялось каким-то злым роком. Наверное, некоторые современники были правы, называя это «родовым проклятьем».

Семейная жизнь дюжины князей последних трех поколений московских Рюриковичей (потомки Ивана Великого) — была трагична. Только двое из них — Василий III и Иван Грозный — имели потомство и более-менее длинную жизнь. Остальные же… Четверо просто умерли, троих прибила родня у власти (Дмитрий Иванович, Юрий Иванович, Андрей Старицкий); трое имели тяжелые врожденные болезни. И шестеро — бездетные, причем четырём князьям родными братьями было запрещено жениться. Самое веселое, конечно же, происходило во времена Грозного-царя…

Иван Грозный родился в 1530 г. Когда умер его отец Великий князь Василий III — малолетнему Иванушке было 3 года. Мать Елена Глинская покинула бренный мир на его семилетие. Всё детство вокруг Ивана IV царила лютая грызня за власть промеж боярских группировок. Доходило до анекдотов: в 1543 г. Шуйские и их сторонники избили государева ближника Федора Воронцова за … «что его великий государь жалует и бережет». И это на заседании Боярской думы. На глазах у юного царя.

Эти Шуйские — та еще «дрянь» оказались. Князь Андрей Михайлович — тоже Рюрикович, но из «суздальской ветви рода». Был во главе правительства, дела вел беззаконно, притесняя всех и вся (особенно в период псковского воеводства). Такая ситуация раздражала молодого Великого князя Ивана Грозного, в 1543 г. первой жертвою его гнева сделался этот князюшко. Впоследствии его внук Василий Шуйский станет русским царем. На очень короткое время во время Смуты, пустив ситуацию в полный разнос.

Постоянные интриги и боярская грызня сильно изменила кроткого и молитвенного отрока Ивана Васильевича. Он всё хорошо запомнил. Всю жизнь уничтожал даже тень возможности кому-либо начать претендовать на его власть. Или право на правление его детей. Хотя оказался не очень плодовитым — семь раз женился, но родил только троих сыновей. Из них только один пережил отца.

Семейный рок. В 1581 г. умер старший сын Ивана Грозного — Иван Иванович. В возрасте 27 с половиной лет. Женат был три раза, детей не оставил. В летописях не указывается о причинах смерти — мол… просто «преставился». Долгое время жила легенда — убит отцом. На чем была основана — искушенный Читатель знает. А для не очень знающего — отдельную статью напишу.

Как оказалось — царскую семью травили долго, упорно, регулярно. Свели в могилу мать Ивана Грозного, его первую жену Анастасию Романову. Ивана Ивановича — тоже. После лабораторного анализа его останков: наличие ртути превышало допустимую норму в 30 с хвостиком раз, мышьяка — в 6 раз. Другие покойники царственные — тоже сплошная «криминалистическая лаборатория» в разделе «отравляющие и токсичные»…

В 1598 г. бездетным скончался Федор (последний из Рюриковичей, сын Ивана Грозного). Он считался откровенно странным, почти блаженным. Все государство (вроде бы) признало власть его вдовы Ирины. Но ее постригли в монахини. Еще в детстве погиб другой сын Ивана Грозного — Дмитрий (1582-1591). Был подвержен падучей (эпилепсии), обстоятельства смерти не известны, версии разные.

Но… Дело даже не в вырождении московской ветви Рюриковичей и отравителях. Самое скверное — перед Смутой сработала бомба, заложенная под внутреннюю политику государства Иваном III и Василием III. Именно они, как по мне, превратили всех остальных Рюриковичей — практически в холопов. И… как вариант для жаркого спора в комментариях — будем искать женщину.

Софья (Зоя) Палеолог — вторая жена Ивана III, мать Василия. Была племянницей последнего Византийского императора, воспитывалась в ватиканской папской курии. Рожденная в православии, обученная католиками — вот огонь-баба. Принесла на Русь замашки и менталитет агрессивной и нетерпимой западной гейропы, до кучи — маразм разложения Византии.

Византийская принцесса принесла русскому мужу «державные претензии» Третьего Рима. Даже определенные права на трон Византии. Человече стал мыслить настолько широко и амбициозно — что вогнал в полное ничтожество всех окружающих. Родню и бояр — в первую очередь. Прежде Ивана III любил «против себя встречу» (возражения и споры), но при Софье полностью изменил своей привычке слушать и понимать собеседников. Стал держать себя недоступно, требовал особого почтения, легко впадая в гнев, — обрушивал на непонятливых опалу за опалой.

Повадки абсолютизма, появившиеся еще при Дмитрием Донским в действиях Великих князей, — это было нормальное, привычное Ордынское наследие. А вот с Софочкой нам завезли нечто новенькое. Полную и безоговорочную нетерпимость. Неспроста боярин Беклемишев жаловался на неё в приватных беседах Максиму Греку, при сыне Ивана III — Василии III. За что поплатился головой. Пророческие слова говорил: «к нашему нестроению она пришла».

Привычки и предания византийского двора сыграли дурную шутку с внутренней политикой Руси. Монарх подобен Богу, недоступен для подданных, дела и решения — не подлежат обсуждению. Эти черты от мамы и папы унаследовал Василий III, они стали характерными признаками нового московского самодержавия.

Софья возглавила дворцовую интригу, которая возвела к власти её сына. Ведь Иван III сначала венчал на царство внука Дмитрия — сына своего умершего сына от первого брака, Ивана. Софья заключила его в тюрьму, а Василий III умертвил. Идет спор — кто был бы лучшим царем среди альтернативщиков…

А ответ прост — конечно Дмитрий, какими бы качествами он не обладал. Поскольку дело не в личных чертах, а в новых (невиданных прежде) династических традициях. Недаром Иван Грозный, внук Софьи, — уже всячески старался подчеркнуть, что он не русский по происхождению. «Немец» варяго-скандинавского разлива. С намеком — иной, более высокой природы, чем любой его самый знатный «холоп».

Вот такая версия — главной причины Великой Смуты. Военные неудачи голод сношу пока из анализа. Первопричина — «династическое» проклятье, поразившее три поколения последних московских Рюриковичей… И последствия византийской политики «выжженной династической полянки». Россия получила мощнейший династический кризис, полное безвластие, и не нашлось ни одного другого центра власти. Ни одного Рюриковича, в близком кровном родстве с Иваном Грозным (племянник, двоюродный брат и т.д.). Все были снесены по обочинам.

Те сотни «князьков» со славным Рюриком в предках — были «седьмой водой на киселе», не имели никакого авторитета для правильно понимавших принцип самодержавия «новых» бояр. Воспринимавших древний княжий Род, как ровню себе. Пришла Семибоярщина, развал и грабеж страны… междуцарствие.

наверх