На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 475 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    «Северный поток – 2» стал открыт для восстановления Угроза банкротства «Северного потока — 2» миновала. Решение суда...Первый опыт: опуб...
  • Сергей Захаров
    Когда я это вспоминаю к меня надуще такая. Благодать акогда возвращаюсь в настоящее то как в подземелье с проблемами ...Немного о личном ...
  • Юрий Ильинов
    Непропорциональный ответ: США предупредили европейских союзников о готовящемся «ударе возмездия» со стороны РФ Вашин...Как повергнуть на...

Странная история Каспара Хаузера: мальчик из ниоткуда

https://x-files

 

Странная история Каспара Хаузера: мальчик из ниоткуда

Каспар Хаузер (30 апреля 1812 (?) — 17 декабря 1833) был таинственным подкидышем в Германии 19-го века, знаменитым своим утверждением, что он вырос в полной изоляции темной камеры. Заявления Хаузера и его смерть от удара ножом вызвали много споров и споров.
26 мая 1828 года странный мальчик-подросток наткнулся на ворота Нюрнберга. У него было крепкое телосложение. светлые вьющиеся волосы, бледный цвет лица и двигались, как будто он был пьян. Местный сапожник Георг Вайкманн подошел к мальчику, чтобы узнать, кто он, но мальчик сказал только: «Я хотел бы быть наездником, как мой отец». Он передал Вейкманну конверт, адресованный капитану четвертого эскадрона шестого полка легкой кавалерии. Сапожник отвел его к капитану, и тот открыл письмо. В нем объяснялось, что мальчика оставили с бедным рабочим, который всю жизнь держал его запертым внутри. Но теперь мальчик был готов служить в королевской армии. Капитан кавалерии расспросил мальчика, но он сказал только слова «не знаю», «отвези меня домой» и «лошадь». Он также мог написать имя «Каспар Хаузер». В конце концов, капитан поместил мальчика в местную тюрьму, но надзиратель сжалился над ним. Дети надзирателя начали учить его говорить, писать и рисовать.
Казалось, он не имел представления о поведении; не было мимики; не мог понять разницу между мужчиной и женщиной; был счастлив спать сидя; вел себя как младенец или младенец и был особенно счастлив в темноте. В июле 1828 года местный магистрат предложил властям Нюрнберга, что было бы лучше, если бы Хаузера вывели из тюрьмы и поместили под стражу Джорджа Фридриха Даумера, профессора университета и психолога.
Даумер помог Хаузеру превратиться в нормального молодого человека, но также вёл записи о поведении странного мальчика.

Странная история Каспара Хаузера: мальчик из ниоткуда
Даумер осознал масштабы удивительных обостренных чувств Хаузера. Он мог читать в темноте, слышать шепот с большого расстояния и различать, кто находился в кромешной тьме комнаты, просто по их запаху. К сожалению, по мере того, как его осведомленность и знания об окружающем мире росли, эти необыкновенные способности ослабели. К началу 1829 года Хаузер узнал достаточно, чтобы написать свою автобиографию. В нем он рассказал, что содержался в камере длиной 7 футов, шириной 4 фута и высотой 5 футов человеком, лица которого он никогда не видел. Он спал на соломенной постели, а когда просыпался, ему давали воду и хлеб. Иногда вода казалась странной на вкус, и он терял сознание только для того, чтобы обнаруживать себя чистым и ухоженным, одетым в новую одежду, когда просыпался. Однажды этот человек подошел к двери камеры Хаузера с книгами и научил его немного читать, писать свое имя и повторять элементарные фразы, которые он произносил по прибытии на публику. На следующий день Хаузер и его похититель отправились в трехдневное путешествие, кульминацией которого стало его появление в Нюрнберге.
Автобиография Хаузера открыла дверь новому ужасу. Эта история, известная до сих пор, вызвала большое любопытство и сделала его объектом международного внимания. Ходили слухи, что он был княжеским родителем, возможно, из Бадена, но были также утверждения, что он был самозванцем. В настоящее время серьезные исследователи согласны с тем, что рассказ Хаузера не может быть правдой. Ссылаясь на современные знания о госпитализме и, в частности, на работы Рене Шпица, психиатр Карл Леонхард пришел к выводу: «Если бы он с детства жил в условиях, которые он описывает, он не развился бы дальше идиота; действительно, он не прожил бы долго. Его рассказ настолько полон абсурда, что удивительно, что в него когда-либо верили, и даже сегодня многие люди верят в него ». 17 октября 1829 года Хаузер не пришел к полуденной трапезе, но был найден истекающим кровью из резаной раны на лбу в подвале дома Даумера.
Он утверждал, что, сидя в уборной, на него напал и ранил человек в капюшоне, который также угрожал ему словами: «Тебе все равно придется умереть, прежде чем ты покинешь город Нюрнберг». Хаузер сказал, что по голосу он узнал в этом человеке того, кто привез его в Нюрнберг. Как видно из его кровавого следа, Хаузер сначала сбежал на первый этаж, где находилась его комната, но затем, вместо того, чтобы перейти к своим смотрителям, он вернулся вниз и через люк пролез в подвал. Встревоженные официальные лица вызвали полицейский эскорт и передали его на попечение Иоганна Бибербаха, одного из муниципальных властей.


Предполагаемое нападение на Хаузера также породило слухи о его возможном происхождении из дома Баден. Критики Хаузера считают, что он нанес себе рану бритвой, которую затем принес в свою комнату перед тем, как отправиться в подвал. Он мог сделать это, чтобы вызвать жалость и, таким образом, избежать упреков в недавней ссоре с Даумером, который пришел к выводу, что мальчик имеет склонность лгать. 14 декабря 1833 года Хаузер отправился в местный парк, чтобы встретить человека, который пообещал раскрыть подробности личности своей матери. Они встретились, и незнакомец жестом показал Хаузеру бумажник, но когда молодой человек наклонился вперед, его ударили ножом в бок.
Когда полицейский Херрлайн обыскивал придворный сад, он обнаружил небольшую фиолетовую сумочку, в которой была написана карандашом заметка в «Spiegelschrift» (зеркальное письмо). В сообщении было написано на немецком языке: Хаузер сможет довольно точно рассказать вам, как я выгляжу и откуда я. Чтобы избавить Хаузера от усилий, я сам хочу сказать вам, откуда я пришел _ _. Я родом из _ _ _ баварской границы _ _ На реке _ _ _ _ _ Я даже хочу назвать вам имя: ML Ö. Рана в груди Хаузера оказалась смертельной, и он скончался 17 декабря 1833 года. Несоответствия в рассказе Хаузера привели следственный суд Ансбаха к подозрению, что Хаузер нанес себе ножевое ранение и придумал историю о нападении. Записка в сумочке, найденной в придворном саду, содержала одну орфографическую ошибку и одну грамматическую ошибку, обе из которых были типичными для Хаузера, который на смертном одре бормотал бессвязное слово о «письме карандашом». Хотя он очень хотел, чтобы кошелек был найден, он не спросил его содержимое. Сама записка была сложена в треугольную форму — точно так же, как Хаузер складывал свои письма, по словам миссис Мейер.
Судебные врачи согласились, что рана действительно могла быть нанесена самому себе. Многие историки считают, что он ранил себя, пытаясь возродить общественный интерес к своей истории и убедить Стэнхоупа выполнить свое обещание отвезти его в Англию, но что он нанес себе более глубокий удар, чем планировал. Возникло подозрение, что Хаузер на самом деле был баденским принцем и сыном Стефани, великой герцогини Баварии. Конечно, у многих из баварской аристократии были такие подозрения, и король Баварии Людвиг даже написал в своем дневнике, что Хаузер был «законным великим герцогом Баденским». Теория состоит в том, что Стефани и Карл Баденские родили Хаузера в 1812 году, но мачеха Карла, герцогиня Хохберг, при рождении подменила его болезненным крестьянским ребенком.
Больной ребенок вскоре скончался, и последующие мальчики, рожденные Карлом от Стефани, также умерли молодыми. Сам Карл умер при странных обстоятельствах и на смертном одре сказал, что считал, что он и его мальчики были отравлены. Затем трон Карла перешел к его сводному брату, сыну герцогини Хохберг Леопольду. Это недоказуемая теория. Все, что мы точно знаем, — это то, что на тихом сельском кладбище есть надгробие с надписью: «Здесь покоится Каспар Хаузер, загадка своего времени. Его рождение было неизвестно, его смерть загадочна ».
-ö-ö-

Тайна римского додекаэдра

Римский додекаэдр

Древние цивилизации оставили нам немало загадок, над которыми до сих пор безуспешно ломают голову археологи и историки. Одной из них является римский додекаэдр — небольшой объект, сделанный из бронзы, реже — из камня или железа, с двенадцатью плоскими пятиугольными гранями.

Размеры изделий варьируются от 4 до 11 сантиметров, а узор и наружная отделка абсолютно различны. Бронзовые додекаэдры — полые и имеют круглые отверстия в центре каждой грани. Отверстия могут быть разной величины и обычно обведены концентрическими окружностями. Иногда имеются дополнительные маленькие окружности по углам. Вершины фигур снабжены маленькими шариками. Существуют и другие разновидности этих бронзовых изделий — с округлыми рёбрами или с треугольными гранями (икосаэдры).

К началу XXI века на территориях, когда-то входивших в состав северных провинций Римской империи — от Англии до Венгрии и запада Италии, было найдено около сотни этих необычных вещиц, но большинство обнаружено — в Германии и Франции. Датируются римские додекаэдры II—III веками нашей эры.

Карта

Никто не знает, для каких целей были предназначены данные предметы. Нет никаких упоминаний о них в исторических текстах или изображениях того времени. Существуют различные версии их использования: подсвечники, игральные кости, инструмент для гадания, детские игрушки, элементы армейского штандарта, какие-то замысловатые приспособления для наблюдений или, к примеру, болванка для вязки перчаток под разные размеры пальцев. Среди этих предположений, некоторые действительно заслуживают внимания.

Согласно одной из гипотез, римский додекаэдр использовался на поле боя в качестве дальномера для расчета траекторий метательных снарядов. Это могло бы объяснить наличие разного диаметра отверстий на пятиугольных гранях.

 

Тайна римского додекаэдра
Римский додекаэдр, найденный в Бонне, Германия. 

 

По другой похожей версии, додекаэдры служили геодезическими и нивелирующими приспособлениями. Тем не менее, ни одно из этих предположений не было подкреплено какими-либо доказательствами и исчерпывающими объяснениями того, каким образом додекаэдры могли использоваться для этих целей.

Известен как минимум один каменный (или лепной) додекаэдр с отверстиями, но без шариков. Большинство же каменных предметов не имеют полостей. Их грани или не имеют изображений, или снабжены только выгравированными кругами. Количество граней у них различно. Часто они имеют две широкие грани на противоположных сторонах, а между ними оформлено произвольное количество более мелких граней. Каменные икосаэдры оформляли как гадальные или игральные кости.

Римский додекаэдр

Додекаэдр некогда считался пифагорейцами священной фигурой, игравшей важную роль в картинах мироздания и олицетворявшей Вселенную или эфир (пятый элемент мироздания, помимо традиционных огня, воздуха, воды и земли). Ямвлих в книге «О пифагорейской жизни» утверждает, что Гиппас из Метапонта, разгласивший простым людям тайну додекаэдра, был не только изгнан из пифагорейской общины, но ему еще при жизни соорудили гробницу «в знак того, что они считают своего бывшего товарища ушедшим из жизни». Когда Гиппас погиб в море во время кораблекрушения, все решили, что это результат проклятия: «Говорят, что само божество разгневалось на того, кто разгласил учение Пифагора».

Римский додекаэдр

В пифагорейской школе известна идея, согласно которой, додекаэдр образовывал «балки», на которых был возведен свод небес. В диалоге «Федон» Платоном вложено в уста Сократа 12-гранное (додекаэдрическое) описание более совершенной небесной Земли, существующей над Землей людей: «Рассказывают, что та Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч, сшитый из двенадцати кусков кожи».

Под очевидным влиянием идей Платона, в последующие века философы и ученые стали предполагать, что небеса сделаны из пятого элемента «эфира» или «квинтэссенции». Эту традицию можно увидеть в иллюстрациях к работе Иогана Кеплера Mysterium Cosmographicum, изданной в 1596 году, где космос изображен в форме додекаэдра.

Римский додекаэдр

Кроме того, додекаэдр считался олицетворением зодиака с его 12 знаками. На территории Женевы был найден литый свинцовый додекаэдр с гранями длиной 1,5 сантиметров, покрытый пластинками из серебра с названиями знаков зодиака на латыни.

Немецкий математик Бенно Артманн в журнале «Mathematical Intelligencer» (1993 г.) утверждал, что додекаэдры символизировали огонь. Известный грекам минерал пирит (FeS2) часто образует конкреции в виде додекаэдра. Пирит использовался для добывания огня, о чем говорит само его название (по-гречески «pyr» — огонь). Если ударить пиритом о кресало, образующиеся искры не уступают кремню по длине и при этом «живут» дольше, легче зажигая трут. Таким образом, ассоциация между огнем и додекаэдром могла сложиться сама собой.

В 1907 году была высказана гипотеза, что додекаэдры являлись подсвечниками, так как они устойчивы в любом положении и имеют отверстия разных диаметров, использовавшихся в зависимости от размера свечей. Внутри одного римского додекаэдра был найден воск, что может подтверждать эту версию.

 

Фрагмент додекаэдра из сплава меди
Фрагмент додекаэдра из сплава меди, обнаруженный в Йоркшире, Англия 

 

Интересной представляется версия того, что додекаэдры служили в качестве астрономических измерительных приборов, с помощью которых определяли оптимальный срок посева озимых зерновых культур. Согласно G.M.C. Wagemans, «додекаэдр был астрономическим измерительным прибором, при помощи которого измеряли угол падения солнечного света и, таким образом, точно определяли один особый день весной и один особый день осенью. Определяемые таким образом дни, по-видимому, имели большую важность для сельского хозяйства». Тем не менее, противники этой гипотезы отмечают, что использование додекаэдров в качестве измерительных приборов любого рода представляется невозможным из-за отсутствия у них какой-либо стандартизации, поскольку найденные предметы имели разные размеры и конструкции.

Римский додекаэдр

Недоказанной остается и версия, утверждающая, что додекаэдры являются религиозными принадлежностями, которые использовались в культовых обрядах друидами Британии и Каледонии. Опять же, какие-либо письменные источники или археологические находки, подкрепляющие эту версию, отсутствуют. А может быть этот странный предмет был просто игрушкой или игровой принадлежностью для легионеров во время военных кампаний?

Существует мнение, что данные предметы относятся не столько к римским завоевателям, сколько к культуре местных племен и народов, издревле населявших перечисленные территории. Возможно, имеется какая-то прямая связь между додекаэдрами и множеством куда более древних каменных шаров с вырезанными по их поверхности правильными многогранниками. Такие шары-многогранники, датируемые периодом между 2500 и 1500 годами до нашей эры, находят в Шотландии, Ирландии и северной Англии.

 

Римский додекаэдр

 

Еще одна сделанная находка только добавила таинственности всей истории о назначении этих предметов. Некоторое время назад, Бенно Артманн обнаружил римский икосаэдр (двадцатигранник), которому не уделили должного внимания и, неверно классифицировав его как додекаэдр, отправили на хранение в музейный подвал.

 

Римский икосаэдр
Римский икосаэдр, найденный Бенно Артманном 

 

Данный артефакт показывает, что много других геометрических форм предстоит еще найти на просторах, некогда именовавшихся Священной Римской империей. Тайна римского додекаэдра остается нераскрытой. Сейчас в исторической литературе для краткости используется аббревиатура «UGRO» (от англ. Unidentified Gallo-Roman Object — неопознанный галло-римский предмет).

-ö-ö-

Я ПРОБУЮ КУМЫС


Уральские горы разделяют Европу и Азию, и в горнозаводском поселке Кочкарь на Южном Урале мы почти каждый день заново убеждались, что живем в Азии. Местные племена, как русские называли азиатские народности, жили вокруг нас, и мы видели представителей десятка различных расовых групп.

 

Среди рабочих на руднике было множество татар. Эти люди заметно отличаются от большинства племен, лучше развиты физически и живут более цивилизованно. Татары утверждают, что произошли из Золотой Орды, относящейся к монгольской армии Чингисхана, что промчалась по России и Европе столетия назад, а потом долгое время правила этой частью света.

Несколько поколений назад татары начали отказываться от кочевой жизни со стадами, стали жить оседло в саманных или деревянных домах круглый год. Они не менее чистоплотны, чем русские, и более приспособлены, чем другие племена, к работе в промышленности. Многие из них были шахтерами до революции, и я считаю, что из них вербовалась наилучшая рабочая сила в регионе.

Но они оставались весьма простодушным народом, как показывает одна встреча с татарским горняком, вскоре после моего прибытия в Кочкарь.

Однажды воскресным утром тот рабочий зашел ко мне домой, напомнил, что наступил важный религиозный праздник православной церкви, поздравил меня и пожелал счастья. Затем он подсказал, что управляющий рудником, занимавший особняк до революции, подносил стакан водки всякому, кто заходил поздравить его с праздником, с намеком, что и мне следует поступать так же.

John_D_Littlepage_1.jpg

Я вынес бутылку водки с небольшим стаканчиком для виски. При виде него татарин принял мрачный вид и поставил меня в известность, что прежний управляющий использовал стакан. Я не стал спорить с традицией, и татарин, налив стакан водкой доверху, попросил чем-нибудь закусить.

Как раз доварился окорок к обеду, так что я отрезал кусок и сделал ему сэндвич. Он одним глотком выхлебнул стакан водки и откусил бутерброд. Внезапно лицо его побагровело. Он взглянул на меня, как будто я его отравил, бросил окорок на пол и выбежал за дверь, словно за ним гналась полиция. Я тогда не понял, что было не так, но позже узнал, что татары мусульмане, по их религиозным правилам нельзя есть свинину.

В 1928 году, насколько я мог заметить, коммунисты еще не вмешивались в жизнь азиатских племен. Позже я наблюдал, как коммунистические реформаторы взбудоражили племенные народности, пытаясь в корне переделать их обычаи и образ жизни. Последовала схватка с переменным успехом, которая не закончилась и по сию пору, поскольку племена желали придерживаться собственных своеобразных обычаев, а коммунисты были полны решимости обычаи изменить.

Но ничего подобного еще не было, когда я приехал в Кочкарь. Татарские шахтеры следовали мусульманским ритуалам без особого вмешательства. На некотором расстоянии от рудника, на широкой равнине, или в степи, жили настоящие кочевые племена в кожаных палатках, или юртах, летом, переселяясь в саманные дома на зиму. Средства к существованию племен заключались в их стадах; они владели верблюдами, молочными кобылицами, овечьими отарами, и животные обеспечивали их пищей, одеждой и жильем.

Кочевые племена вблизи Кочкаря относились в основном к башкирам и киргизам, настоящим конникам, которые одевались и вели себя не так, как татары в городах. В ходе инспекционных и охотничьих поездок я натыкался на черные войлочные палатки, иногда останавливался поговорить. Они неизменно относились к русским с подозрением, но приняли меня как иностранца и смотрели на меня более или менее как на равного.

Эти племена подчеркнуто держались особняком, не имели дела с русскими горожанами, на которых смотрели со смесью недоверия и презрения. Они все были мусульмане и строго придерживались своих религиозных ритуалов; вероятно, тамошние священники внушали им, что коммунисты против религии, – разумеется, справедливо. Жизнь у них была грязная и нецивилизованная, по городским стандартам; мало кто умел читать и писать.

Башкиры и киргизы появлялись в Кочкаре лишь иногда, посетить рынок и обменять животных или продукты животноводства на товары, изготовленные крестьянами либо на фабрике.

Но их нужды были самые простые, и большую часть необходимого они обеспечивали себе сами. У них действовала полигамия. Один киргиз, племенной вождь, с гордостью хвастался мне, что у него одиннадцать жен и восемьдесят восемь детей.

42308845301_29be59183c_b.jpg

 

Кроме того, по степи были разбросаны поселения оренбургских казаков, которые не относятся к азиатским племенам, но так давно поселились в здешнем глухом краю, что постепенно выработали что-то вроде племенной организации. Казаки – одновременно и крестьяне, и конники, которые часть времени проводили в кавалерии, а остальное время обрабатывали собственные земельные участки. Они придерживались русской православной религии, по крайней мере, в то время, что я впервые с ними познакомился, и держались подчеркнуто отдельно от мусульманских кочевых племен.

Казаки, профессиональные военные, все принимали активное участие в мировой войне и других сражениях. При некоторых кампаниях они оказывались далеко в Европе и получали новые впечатления о мире. Возвращаясь на Урал после всех войн, они давали новые названия городкам и деревням, в честь городов, о которых узнали за границей.

Разъезжая вокруг Кочкаря, я натыкался на казацкие деревни Париж, Берлин, Лейпциг. Казацкие деревни представляли собой живописное зрелище в праздничные дни, когда мужчины надевали яркую царскую униформу и разгуливали вдоль по улице, нередко поднимая тосты за царя и ругая новое правительство. В те дни на такое поведение еще смотрели сквозь пальцы.

Однажды я пересекал степь на единственном автомобиле, принадлежащем рудничной администрации, американском, не новом и довольно капризном, который использовали только для дальних поездок.

По мере приближения к казацкой деревне мы издалека увидели будто бы пыльную бурю. На ближней дистанции это оказалась всеобщая свалка, где принимали участие практически все мужчины и женщины в деревне.

Оружием служило все, что попадалось под руку, включая немаленькие камни, а также балалайки и гармошки, на которых, видимо, играли, пока не началось сражение. Когда волнение улеглось, мы спросили участников, в чем дело, и узнали, что день соответствует крупному церковному празднику – Троице – когда по традиции положено решать разногласия, накопившиеся среди родственников, друзей и соседей.

Праздновали два дня в июне. Утром первого дня все жители деревни надевали лучшую одежду, и те, кто мог себе позволить, настилали ковровую дорожку от дома до церкви. Все шли в церковь, отстаивали службу, увлеченно или не очень, затем возвращались домой, сворачивали ковры до следующего года и начинали навещать друг друга, из дома в дом.

Везде непременно подавали крепкие напитки, и после нескольких визитов водка оказывала свое действие. Когда все напивались достаточно для поставленной цели, начинали припоминать споры предыдущего года, оскорбления и обиды, оставшиеся без ответа. Они доводили себя до белого каления, тут-то и начиналась драка.

По традиции, всеобщая свалка продолжалась днем и вечером первого дня и утром второго, с перерывами, разумеется, на подкрепление в виде напитков. Предполагалось, что к вечеру второго дня все протрезвеют и забудут свои разногласия до следующего года. Казаки уверили нас, что традиция очень полезная, поскольку в любое другое время, стоит возникнуть пререканиям, кто-нибудь обязательно напомнит, что стороны могут уладить спор на Троицу, так что в деревне царил мир триста шестьдесят три дня в году.

Когда я привел Кочкарский рудник в рабочее состояние, мне предложили объехать окружающие золотоносные участки, там я и наблюдал жизнь других племен, кочующих по степи со своими стадами, и вряд ли знавших, что большевизм вообще существует. Эти племенные группы расселились по всему Южному Уралу и по бескрайним степям Казахстана, большой советской республики к югу от Урала.

Под конец 1928 года мне было поручено съездить в Башкирию, место обитания башкир. С этим кочевым племенем я уже был знаком, видел их в степях, окружающих Кочкарь. Из Башкирии прислали проводника сопровождать меня к группе золотых рудников, что необходимо было обследовать. Он оказался башкиром, одним из немногих, которые бывали за пределами области кочевья. Этот побывал далеко; более того, его посылали в Америку учиться на инженера-машиностроителя в Технологическом институте Карнеги.

Американизированный башкир счел своим долгом и удовольствием познакомить меня с общественной жизнью Башкирии в тот период.

Незабываемым впечатлением остался вечер, проведенный в гостях у башкирского «короля кумыса». Кумыс – это кобылье молоко, ферментированное в больших кожаных бурдюках; он слегка опьяняющий, очень питательный и необычайно нравится кочевникам.

Однажды утром меня представили старому коннику с проницательными глазами, и он пригласил меня отобедать тем же вечером в одной из его юрт, вместе с моим проводником. Нас провели в большой шатер, где полы и стены были покрыты красивыми коврами. Хозяин извинился, когда мы вошли, и продолжал извиняться весь вечер, поскольку его главная жена отправилась с визитом и забрала с собой лучшую юрту, так что ему пришлось принимать нас в юрте жены номер два.

В шатре не было совершенно никакой мебели. В центре стояли две громадные лакированные кадки, одна с кумысом, как я скоро узнал, другая с чем-то вроде рагу из баранины. Рядом с кадками лежали единственные столовые приборы, четыре лакированные миски объемом примерно на литр, каждому по одной. Хозяин и другие два башкира сели на ковре по-турецки, и я постарался скрестить ноги, как мог.

Хозяин запустил руку в рагу до самого локтя и некоторое время занимался тем, что нагонял бараний жир к моей стороне кадки. Оказалось, мне он причитается как гостю из далеких краев. Тем временем у меня свело ноги, и я приподнял край палатки и высунул ноги наружу, повернулся другой стороной, вытащил складной нож и принялся подтаскивать к себе кусочки баранины попостнее. Если я чего и не выношу, так именно бараньего жира.

Тут же выяснилось, что это была грубая ошибка. Хозяин ясно дал понять моему переводчику, что он был оскорблен моим отказом от бараньего жира. Кажется, назревал международный кризис. К счастью, я вспомнил эпизод, произошедший несколько недель назад, когда я дал татарскому горняку бутерброд с ветчиной.

Сохраняя серьезность, я объяснил переводчику, что моя религия запрещает мне есть бараний жир, точно так же, как его религия запрещает ему есть свинину. Выпускник Технологического института Карнеги перевел дезинформацию, глазом не моргнув, и хозяин полностью удовлетворился пояснением. Башкиры разделались с пятью-шестью литрами кумыса, пока я одолевал один, и мы вчетвером покончили с рагу из целой жирнохвостой овцы. Башкиры, на которых были рубашки-безрукавки, продолжали запускать руки в рагу до локтя, доставали мясо горстями и слизывали подливку, заливавшую им руки.

55c01a973238.jpg

 

Позже вечером мы сели на лошадей и отправились по степи в башкирское зимнее поселение из саманных домиков, расположенное за десять миль. У самых богатых были деревянные дома, и в одном из них подготовили для меня представление. Нас было около двадцати человек, все мужчины, мы сели по-турецки на деревянный пол; единственная мебель в доме, деревянный стол, была занята двумя молодыми людьми, игравшими для нас национальные песни на самодельных деревянных длинных флейтах. Затем вошли женщины, по двое, по трое, исполнили для нас грациозные и своеобразные национальные танцы, и удалились. Мою бестактность за обедом простили и забыли, и мы расстались поздно вечером самым дружеским образом.

Вот такую жизнь вели башкиры и другие азиатские племена, когда я прибыл в Россию в 1928 году. Коммунистической революции исполнилось одиннадцать лет, а народы вроде этих были ею совершенно не затронуты. Кое-кто из молодежи начал проникаться идеями, зашевелился; коммунисты поощряли их желание расстаться с прошлым. Но большинство в племени жило так, как столетиями жили их предки.

Скоро мне стало ясно, что я попал в Россию в последние годы, когда еще можно было увидеть племена в традиционной обстановке. Коммунисты уже заявили, что кочевая жизнь вносит дезорганизацию, ее следует прекратить. Тогда я этого не знал, да большинство жителей не знали и сами. В главном штабе коммунистов, в Москве, для кочевников спланировали новый образ жизни, как в то же самое время и для многих других народностей России. Разрабатывались кампании с целью разрушить социальную, экономическую, религиозную и культурную жизнь всех племен и направить их по новым путям в другую жизнь, которую коммунисты считали более подходящей и полезной для них и большевистской системы.

Получилось так, что я наблюдал большую часть того процесса, который русские назвали «переходом к оседлости». Попросту, это означало полное разрушение старой племенной организации древних народов и их превращение – по возможности с помощью убеждения, при необходимости насильно – в крестьян под контролем государства либо в наемных рабочих на государственных фабриках и заводах. По работе в тресте «Главзолото» я много путешествовал в тех районах, где происходила реорганизация кочевников, и весь процесс был передо мной как на ладони.

Мне удалось лучше понять, что происходит, потому что оказался в России в то время, когда еще можно было видеть старую жизнь и обычаи племен и оценить, насколько велика разница между старой и новой жизнью.

-ö-ö-

Тайна тоннеля Смерти разгадана

Московские водители уже прозвали Лефортовский тоннель Тоннелем Смерти. Из-за постоянных серьезных ДПТ многие уже начинают верить, что это место проклятое. В Лефортовском тоннеле ведется круглосуточная съемка камерами наблюдения, и каким-то образом страшные кадры жутких автомобильных аварий попали в Интернет. Что же на самом деле происходит в 3-километровом тоннеле?

Психологи уверены, что всему виной человеческая психика: «Опыт организации движения в Лефортовском тоннеле показал, что многие водители бояться притормаживать, въезжая в тоннель. А внутри они, наоборот, превышают скорость, чтобы побыстрее проскочить замкнутое пространство. Отсюда и аварии!

У начальника участка Гормоста «Лефортово» Якова Вовшина на этот счет другое мнение: «По правилам скорость внутри Лефотовского тоннеля не более 60 км/час. Но ее мало кто придерживается. Отсюда и аварии. С помощью систем видеонаблюдения мы отслеживаем нарушителей. Тех, кто пытается перестраиваться из полосы в полосу и развить скорость выше, чем у других участников движения. Но чтобы наказывать всех нарушителей на въездах и выездах, необходимо постоянно содержать пикеты ГИБДД».

«Недавно администрацию тоннеля обвинили в конструктивных недоработках. Мол, машины врубаются в тротуар у стены. И если бы перед ними был отбойник, то удар приходился бы по касательной. Но отбойника нет, и машина при ударе буквально влипает в бетон. Этот тротуар необходим для персонала и эвакуации. Выше положенных 18 см он быть не может. Иначе у попавшей в аварию машины невозможно будет открыть двери.

Чтобы не случилось катастрофы Яков Вовшин советует автомобилистам въезжающим в Лефортовский тоннель соблюдать следующие правила:

1. При въезде в тоннель необходимо включить ближний свет.

2. Если работает радио, следует убавить громкость, поскольку в тоннеле будут оглушительные помехи. Из-за этого многие водители начинают отвлекаться на магнитолу.

3. Не превышайте разрешенную скорость – 60 км/час.

4. Соблюдайте дистанцию между машинами не менее 8 метров

5. Не перестраивайтесь из ряда в ряд.

наверх