Кракен - спящий кошмар морских глубин

Человек и море
Испокон веков море было для скандинавов и источником пропитания, и причиной гибели. Недаром они часто обожествляли океан и его обитателей, а иногда водные просторы и вовсе представлялись началом и концом всего сущего. Среди многочисленного сонма подводных обитателей викинги нередко упоминали об опасной рогатой рыбе, позднее названной кракен. Безусловно, моряки боялись глубоководных тварей, однако зачастую рассчитывали, что те принесут им и немалую пользу.
Например, рыбаки полагали, что сидящий на дне океана кракен изрыгал зловонную жижу, привлекавшую стаи рыб, которых он с аппетитом и поглощал. А в результате и рыболовам кое-что доставалось с его стола. Однако если лодка попадала на мелководье, то это означало, что кракен поднимается, и уж тогда-то рыбаки мигом налегали на вёсла и спешили прочь. Как говорится, надо держаться от чудища на расстоянии, но не слишком далеко, чтобы привлекаемая кракеном рыба попадала в сети рыбакам.
Такой практичный подход даже к ужасным монстрам был нормой для жителей той эпохи. К примеру, бытовали сказания, что кракены обожают собирать сокровища так же, как драконы. Неудивительно, что находились совершенно безбашенные смельчаки, которые были не прочь пошарить в логове монстра и извлечь оттуда пару-другую бриллиантов или слитков золота. Как говорится, проживающие по соседству морские монстры не только вредны, но временами и даже очень полезны.
Впрочем, в основном для викингов кракен был символом скорой и мучительной смерти. Более того, погибшие в столкновении с ним никогда не попадали в небесные чертоги Валгаллы, отправляясь прямиком в царство костлявой старухи Хель. Древние саги донесли до нас и жуткие рассказы о нападении кракена на драккары викингов.
Сначала монстр намечал себе в качестве жертвы какое-либо судно. Из воды показывались блестящие рога, возвещавшие о том, что гигантское существо готовится подняться на поверхность и атаковать. Затем щупальца крепко оплетали борта драккара. Если у моряков хватало дерзости и отваги, то они вступали в бой со страшной тварью. При приближении туши кракена все сильнее и сильнее начинал ощущаться жуткий смрад. Каждый удар меча по щупальцу отдавался во всём теле, и казалось, что отросток прочнее камня. Причем всё время воинам приходилось ощущать на себе яростный лишающий сил взгляд владыки пучины. Но если команда была стойкой, то противостояние заканчивалось победой моряков и кракен отпускал драккар. Но это был ещё не конец, поскольку при погружении гиганта поднимался водоворот, который мог поглотить несчастный корабль. Храбрые мореходы предпочитали большое количество раз сойтись в поединке с превосходящим врагом, лишь бы не повстречать кракена.
Старый как мир
Само по себе слово «кракен» окончательно закрепилось в труде великого шведского картографа Олафа Магнуса «История северных народов». Надо заметить, что в финском языке тоже есть слово, намекающее на существо, подобное кракену, – Ику-Турсо. Это была страшная рыба, напоминавшая осьминога, которая обладала огромными размерами и топила корабли. Отдельные сказания финнов прямо называют это морское чудовище отцом величайшего мудреца и первочеловека Вяйнемейнена, рождённого богиней ветра Имлатар. Если это действительно так, то Ику-Турсо появился в темных глубинах далекого прошлого и всё сущее было для него лишь мгновением, покуда вновь не наступит царство тьмы и безбрежных вод.
Совершенно неудивительно, что такое создание оставило свой след в самых разных языках и культурах. И во всех легендах, сказаниях и свидетельствах выживших этот обитатель морей был самым настоящим воплощением ужаса и исполинской мощи, а также обладал истинным бессмертием. Некоторые считают, что, будучи божеством моря, кракен вновь ожидает конца времён, когда он снова будет безраздельно править бесконечным океаном.
Проходили столетия, а в море по-прежнему пропадали корабли. Впрочем, и наука не стояла на месте. Непонятным созданием заинтересовались учёные. Как уже упоминалось выше, о кракене писал историк Олаф Магнус. Также не обошёл вниманием таинственное глубоководное существо и Эрик-Людвигсен Протопподиан, епископ Бергена. Правда, с его точки зрения, кракеном являлась просто большая глубоководная рыба с двумя наростами-рогами, из-за чего её ранее и прозвали морским чёртом. Ни одного живого экземпляра подобного существа поймать не удалось, что, впрочем, не помешало этому просвещённому епископу написать научный трактат.
Рассказами о кракене был настолько впечатлён сам Карл Линней, что даже включил монстра в свою знаменитую классификацию. Правда, потом всё же убрал, ввиду отсутствия свидетельств существования этого гигантского головоногого. Интерес к кракену был настолько большой, что его даже сделали героем множества фантастических книг. Кракен «засветился» у Жюля Верна, Германа Мелвилла и многих других маститых авторов. Однако в них монстр описывался уже не как рогатая рыба, а как создание, напоминающее каракатицу со множеством щупалец.
А люди всё гибнут
Тем не менее проблема нападений чудовищных созданий на рыболовецкие суда никуда не делась. В 1768 году британские моряки на китобойном судне «Эрроу» вступили в схватку с устрашающим порождением моря. Сначала оно выглядело как небольшой плавучий остров со специфическим запахом. Затем этот «остров» внезапно проявил явно агрессивные намерения. В сторону борта «Эрроу» потянулись щупальца. Китобоям пришлось вступить в поединок с врагом. В монстра полетели гарпуны. По рассказам самих моряков, как только чудище удалось ранить, с членами команды начали происходить странные вещи. У многих начали кружиться головы, из носа хлынула кровь. Хорошо, что кракен не собирался уничтожать корабль, поэтому морякам удалось сбросить его щупальца с палубы и уйти от погони. А вот если бы монстр проявил большую настойчивость, он бы просто разломал корпус корабля на куски.
Не менее интересна история корабля под названием «Селестина». В 1810 году это судно бороздило северные воды, а его конечным пунктом являлось Осло. Внезапно неподалёку от борта матросы обнаружили на поверхности воды странный объект, достигавший в диаметре около 50 м. На корабле благоразумно приняли решение обойти стороной непонятное существо. Но объект неожиданно проявил заинтересованность в сближении с «Селестиной». Неведомая тварь внезапно вцепилась щупальцами в борт судна и попыталась его утопить. Как и в случае с «Эрроу», кораблю удалось вырваться, пусть даже и с большим трудом. Матросам французского парусного корабля «Андвектон» повезло ещё больше. Экипаж не только сохранил корабль, но и добыл кусок щупальца длиной аж 7 метров.
А вот команде английской шхуны «Пирл», вступившей в бой с чудовищем 10 мая 1874 года, пришлось несладко. Похоже, кракен был сильно разозлён, к тому же его размеры существенно превышали размеры шхуны. Экипаж отважно боролся, но многотонная смердящая масса продолжала давить, щупальца оплели весь корабль и потопили его. Спаслось лишь несколько счастливчиков, уплывших на спасательной шлюпке, которых монстр почему-то не тронул. И подобные нападения на рыболовецкие и пассажирские суда продолжаются и по сей день.
Наука готова сказать своё слово
Нельзя сказать, чтобы учёные не пытались выяснить, что стоит за этими морскими нападениями. Увы, ни одну из подобных морских тварей не удалось достать живой. Скандинавское побережье просто кишит подарками моря и иногда на берег выбрасываются самые удивительные существа. По виду они напоминают кальмаров, но размерами они превышают тех гадов, с которыми сталкивается большинство моряков.
С другой стороны, все, кто пережил нападение кракена, упоминают, что успели заметить огромные рога, протыкающие борт судна, а также множество гибких щупалец с присосками. Так, может быть, великий кракен и кальмар – это действительно существа одного вида, но просто разных размеров? Прямо скажем, это очень интересная версия. И ещё одна любопытная деталь. На телах выброшенных на берег или пойманных кашалотов часто находят отметины, которые могли бы оставить присоски кальмара.
Причем, судя по размерам шрамов, оставшихся от присосок, эти кальмары имеют поистине ужасающие размеры. Выходит, в глубинах океана и впрямь могут обитать огромные кальмары, столкновения с которыми и послужили причиной для появления легенд о кракене? А что же думают учёные по этому поводу?
Впервые по-настоящему большого кальмара поймали моряки с французского корабля «Алектон». На волнах раскачивался настоящий монстр: длина тела составляла до 6 метров, угрожающий красный цвет, глаза как пушечные ядра. Естественно, матросы на палубе решили заарканить подобное чудо природы. Был дан меткий залп из пушек, который и прикончил тварь. Поднять кальмара на борт не удалось: он весил больше двух тонн. Зато корабельный художник зарисовал его тушу, так что в 1861 году учёные окончательно признали существование гигантского кальмара – главного кандидата в легендарные кракены.
В настоящее время в результате многочисленных экспедиций, целенаправленного отлова и целого комплекса проведенных исследований известно аж восемь видов гигантских кальмаров. Все они обладают 10 длинными щупальцами, два из которых длиннее остальных, в их задачу входит схватить добычу и не дать ей вырваться. Возможно, именно эти щупальца мореходы прошлого принимали за рога, когда кракен нападал на корабль. Длина самых больших кальмаров достигала 17,5 метров, с учётом щупальцев. Это, конечно, очень много, но для нападения даже на маленький кораблик викингов все же недостаточно.
В качестве ещё одного претендента на роль морского чудовища можно назвать обитающего неподалёку от Антарктиды колоссального кальмара. Эпитетом «колоссальный» его наградили в основном из-за массы, а вовсе не из-за длины, которая составляет 13 метров. Как утверждают учёные, до сих пор не зафиксировано случаев нападения гигантского кальмара на человека. Иногда кальмары помельче нападают на водолазов, но смертельных исходов не зафиксировано. Так что научные поиски морского монстра, способного топить корабли, пока не увенчались успехом.
И всё же…
Да, к мнению учёных следует прислушиваться. Но как можно не брать в расчет случаи гибели кораблей от непонятных морских тварей? Как забыть о множестве мифов и легенд, повествующих о повелителях океана, отличающихся несравненной мощью и злобой? Возможно, учёным не удаётся обнаружить следов кракена, потому что он сам не желает, чтобы люди больше знали о нём. Да, теперь мы имеем информацию о кальмарах самых различных размеров. Но, может быть, это всё дети великого кракена? Возможно, моряки, отражавшие нападения кракена, имели дело не с ним самим, а с его многочисленными потомками? Каким же тогда могуществом обладает истинный кракен и каковы его цели? Нам остаётся только строить гипотезы, изучать мир и надеяться, что однажды нам приоткроется хотя бы небольшая часть этой тайны.
Тайна «Черного Принца»
Крым – настоящий полуостров сокровищ. Частые миграции и многочисленные войны привели к тому, что здесь повсюду – в земле, в горах, в море можно наткнуться на клад.
Один из них покоится на дне Балаклавской бухты, где 14 ноября 1854 года потерпел крушение английский парусно-винтовой фрегат «Принц». С тех пор уже более полутора столетий британское золото заставляет кладоискателей беспокоиться, спорить и надеяться.
Во время Крымской войны английское правительство зафрахтовало для перевозки людей и амуниции более двухсот торговых судов, принадлежавших частным европейским компаниям. Осенью 1854 года фрегат «Принц» в числе прочих отправился из Туманного Альбиона к далекому Южному берегу Крыма.
Корабли перевозили зимнюю одежду, оружие, провиант, медикаменты и прочий груз, который позволил бы союзникам продолжать военные действия в зимних условиях.
8 ноября суда бросили якоря на рейде в Балаклавской бухте. Погода и до того не радовала, а 14 ноября море разволновалось не на шутку. По небу поползли черные тучи, солнце скрылось, налетел ветер, и началась такая буря, какой давно никто не видел.
Корабли как щепки бросало из стороны в сторону. Мощный ливень, сопровождаемый градом величиной с яйцо, перешел в сильный снегопад. Якоря не держали. Очевидец, наблюдавший эту бурю вблизи Балаклавы, писал:
Воздух был буквально наполнен одеялами, фуражками, шинелями, сюртуками и даже столами и стульями. Макинтоши, каучуковая посуда, постельное белье, палаточная парусина, кружась в воздухе, неслись по долине по направлению к Севастополю. Крыша с дома Раглана была сорвана и распластана по земле. Амбары и комиссариатские сараи были полностью разрушены и сровнены с землей.
Пятипудовые кипы спрессованного сена кружились на земле. Бочки с ромом катались по лагерю, подпрыгивая на камнях. Большие телеги, стоявшие невдалеке от нас, были опрокинуты, а люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле.
Большое стадо баранов бросилось по дороге в Севастополь и целиком погибло под ударами смерча, который вырвал из земли и разбросал целые ряды прекрасных высоких тополей, укрывавших взлелеявшее их балаклавское ущелье.
Казалось, сама природа ополчилась против союзных войск, пытавшихся в неравной борьбе сломить сопротивление обороны Севастополя. На прибрежных скалах Балаклавы нашли свою погибель 34 корабля. Под Евпаторией погибли 100-пушечный французский линкор «Генрих IV», 90-пушечный турецкий «Пеики-Мессерет» и 3 паровых корвета.
До этого страны-участницы антирусской коалиции еще никогда не несли таких потерь. Урон, причиненный ураганом, можно было приравнять к разгрому в крупном морском сражении. Кстати, все русские суда уцелели благодаря удачному расположению севастопольской бухты.
Потрясенный император Франции Наполеон III приказал ведущему астроному У. Леверье создать эффективную службу прогноза погоды. Спустя три месяца после шторма в Балаклаве появилась первая прогнозная карта – прообраз тех, что мы видим сегодня в новостях, а через год во Франции заработали тринадцать метеостанций.
Пока войска коалиции подсчитывали убытки, газеты писали о страшной трагедии на Черном море. 16 декабря 1854 года «Иллюстрейтед Лондон Ньюз» сообщала:
Среди грузов, принятых «Принцем», находились вещи: 36 700 пар шерстяных носков, 53 000 шерстяных рубах, 2 500 постовых тулупов, 16 000 простынь, 3 750 одеял. Кроме того, еще можно назвать число спальных мешков – 15 000 штук, шерстяных рубашек – 100 000, фланелевых кальсон – 90 000 пар, около 40 000 одеял и 40 000 непромокаемых шапок, 40 000 меховых пальто и 120 000 пар сапог.
Людские потери тоже были колоссальными – около 1 500 человек. Только на одном «Принце» недосчитались 500 солдат. Потери были столь огромны, что английское правительство предпочло утаить от своих подданных их подлинный масштаб.
О ценном грузе, что находился на «Принце», до поры до времени широкая общественность даже не догадывалась. Но, как говорится, слухами земля полнится. Еще не закончилась Крымская кампания, как в прессе стали появляться сообщения, будто вместе с «Принцем» пошел на дно некий ценный груз.
Оказывается, наряду с прозаическими солдатскими кальсонами и носками на борту корабля находились деньги, предназначенные для выплаты жалованья британским военнослужащим в Крыму, – десятки бочонков, доверху наполненных золотыми монетами.
Правда, по поводу стоимости драгоценного груза сведения расходились: 200 тысяч фунтов, миллион фунтов, 500 тысяч франков. К концу ХIХ века в журнальных и газетных публикациях чаще всего фигурировала цифра в 60 миллионов франков.
Кстати, к этому же времени любопытная метаморфоза произошла с названием затонувшего судна. Вездесущие журналисты в порядке личной инициативы прибавили к слову «принц» интригующий эпитет «черный». С тех пор знаменитый корабль стал носить имя, которое он никогда не носил.
Слухи о несметных сокровищах, покоящихся на дне Черного моря, очень скоро привлекли в Балаклаву предприимчивых кладоискателей. Только во второй половине ХIХ века здесь побывали экспедиции из США, Германии и Норвегии.
Во Франции в 1875 году специально для поисков британского золота было образовано акционерное общество с довольно крупным основным капиталом. Однако кладоискатели терпели одну неудачу за другой. Никто не мог отыскать не только золото, но даже и сам затонувший корабль. Впрочем, водолазная техника того времени оставляла желать лучшего.
Только в начале XX века итальянцы совершили прорыв и создали специальный глубоководный скафандр – толстостенный медный ящик с тремя иллюминаторами и отверстиями для рук, опускавшийся вниз на прочном стальном тросе.
С его помощью итальянские водолазы обнаружили разбитый корпус железного корабля. После тщательного обследования судна итальянцы обогатились подзорной трубой, винтовкой, ящиком с пулями и множеством разной мелочевки.

Якоря и цепи, поднятые с места крушения английских судов
Поиски золота возобновились в 1922 году, когда на дне у входа в Балаклавскую бухту один из местных ныряльщиков нашел несколько золотых монет. А в начале 1923 года в Москве в Объединенном главном политическом управлении (ОГПУ) появился инженер В. Языков.
Пятнадцать лет он собирал по крупицам сведения о «Принце», оббил немало порогов с просьбой организовать экспедицию, но, как ни странно, поддержку нашел лишь у чекистов. Вскоре на Лубянке подписали приказ о создании экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) при Особом отделе ОГПУ СССР.
Чекисты с энтузиазмом стали готовиться к поиску сокровищ. За постройкой глубоководного аппарата лично следил Генрих Ягода. Конструкция на трех человек, снабженная телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата грузов была изготовлена за три месяца. Куда сложнее оказалось собрать информацию о «Черном принце» и его грузе: англичане и итальянцы упорно отмалчивались.
На свой страх и риск осенью 1923 года ЭПРОН приступил к работам в Балаклавской бухте. 2 и 9 сентября глубоководный аппарат спустили на дно, где было обнаружено множество корабельных обломков, но отыскать хоть что-то похожее на английский фрегат не удалось.

Перед погружением, 1923
И все же чекисты не сдавались. Наконец, в октябре 1924-го им улыбнулась удача – они отыскали паровой котел. После этого принялись за работу с удвоенной энергией, но кроме ручной гранаты, рукомойника и прочей ерунды ничего не нашли.
В декабре 1924 года работы пришлось свернуть. Средства – 100 тысяч рублей не окупились. Но нет худа без добра. Вскоре английским золотом заинтересовалась японская водолазная компания «Синкай когиоссио лимитед». Японцы пообещали ЭПРОНу 110 тысяч рублей за поиски на затонувшем корабле и 60 процентов золота, которое предполагалось поднять с «Черного Принца».
Помимо этого, они обещали обучить советских водолазов премудростям своего ремесла и передать эпроновцам образцы японского водолазного снаряжения. Чекисты сочли условия приемлемыми и подписали контракт. Летом 1927 года японцы прибыли в Балаклаву.
Ежедневно на дно спускались 12 водолазов и ныряльщиков. Наконец, они освободили корабль от завалов, но тут их ждало разочарование. Если остатки носовой и кормовой частей корпуса судна вырисовывались довольно отчетливо, то средняя часть (где могло быть золото) как сквозь землю провалилась.
Трофей японцев оказался более чем скромным: ржавый замок, галоша, две вилки, ложка, втулка от колеса, несколько подков. Наконец, их труды были вознаграждены – они подняли на поверхность английский соверен чеканки 1821 года. Затем нашлось еще четыре таких же монеты и больше ничего. С тех пор неунывающие оптимисты прочесывают дно Балаклавской бухты, но золото в руки никому не дается.
Как выглядят пирамиды, которые действительно строились для царей. Есть существенная разница, отличающая их от Гизских
Хочу сразу заметить, что пирамиды пирамидам рознь. И в данном случае не буду рассматривать пирамиды, выстроенные на разных концах света. Понятно, что мексиканские заметно отличаются от египетских и по конструкциям, и по объемам, и по внешнему виду. Но есть пирамиды, построенные в том же месте Африки, в Нубии, которые строились по примеру египетских и в то же самое время. Вот они, я верю, действительно строились для погребения царей. Почему я так считаю, объясню...Нубия находится в среднем течении Нила от Асуана на севере до города Дабба на юге. В 1822 г. (как и все наши исторические открытия) археологи обнаружили руины большого города Мероэ и создали историю Нубийского царства. Теперь это территория современного Судана. Но серьезные археологические исследования пирамид начались только в 1920 г. Тем не менее, соответствуя по возрасту египетским, они совсем не принадлежат к высоким технологиям, к которым я отношу именно пирамиды плато Гизы. Тут вы сразу можете мне возразить, что, мол, строили их разные народы. И я бы согласился, если бы не одно НО.
Прежде чем строить свои пирамиды как усыпальницы царей и цариц, царь нубийский по имени Кашта, дошел до Египта в 770 г. до н.э. Да не просто дошел, а завоевал его. Египет! Представляете? Так и хочется в этом месте посмеяться над фараонами, да и над официальной версией истории, которая утверждает, что бедный египетский народ всю свою жизнь был занят бесконечным строительством пирамид, чтобы грандиозно упокоить своих фараонов. Вот и проморгали завоевателя Кашту))

А он устроил свой поход именно для того, чтобы стырить технологию строительства этих самых пирамид. Красиво ведь, когда посреди пустыни возвышаются четырехугольные домики с надгробной доской и именем царя. Наверное, так рассуждал Кашта, когда впервые решил соорудить такой некрополь для себя любимого.

Но почему-то пирамида получилась не такая величественная, как у Хеопса. Ну не дотянул Кашта до идеала. Это я о размерах. Да и технологии, похоже, подкачали. Почему? Так видно невооруженным глазом разницу обработки пирамид Нубии и пирамид Гизы. Однако следующие нубийские цари оказались не менее амбициозны, и строительство пирамид продолжилось. Их сейчас где-то штук 255, плюс минус. И тут я соглашусь с моими оппонентами, что строительство пирамид довольно примитивно само по себе. Тут да. Видно, что такая технология позволяла возводить их очень быстро и без всяких проектов.
Далее перейду к конкретным фактам.
Размер нубийских пирамид разный, но в среднем ширина их основания находится в пределах 7 м, высотой до 30 м и углом наклона 70 градусов. Сравните с размерами египетских. Пирамида Хеопса: размер основания 230 м, первоначальная высота 146 м, сегодня 136 м, угол наклона боковой грани 51,50 градусов. Средняя масса каменных блоков 2,5 тонны.

Поэтому верю, что нубийские пирамиды строили с помощью шадуфа, национального приспособления для подъема воды из реки или колодца. Ведь из-за особенностей этого шадуфа стороны пирамиды получаются крутыми (70 градусов против 51,50 у египетских), так как блоки невозможно поставить дальше от подъемника. Отсюда и такая крутизна пирамид. Сразу видно - как умели, так и строили.

К тому же в пирамидах Гизы есть проходы, коридоры, воздушные каналы и залы царей с каменными саркофагами. Ничего этого в пирамидах Нубии нет, а погребальное ложе находится рядом в отдельном помещении под пирамидой. Самое интересное - внутри пирамиды действительно навален песок с камнями (как и утверждают некоторые "историки", рассказывающие о примитивности пирамид), и только сверху сооружение обложено ровно выпиленными известняковыми блоками. Тут же видны элементы выветривания краев таких блоков.

И все пирамиды Нубии построены одинаково. Сначала рылась камера под могилу царя в грунте, затем закрывалась плитой, а сверху строилась уже сама пирамида. Причем изначально насыпался обычный холм из песка и камней, который впоследствии обкладывался уже обработанными блоками из нарезного песчаника. Никто блоки шлифовать и не пытался. Единственное, что стоит сказать в пользу древних строителей - блоки из песчаника уложены аккуратными рядами.

А вот так выглядят сейчас отреставрированные пирамиды Нубии. Красота, да и только. И никаких волноводов...

Чем же обусловлено такое отличие пирамид, строившихся практически в одно время? Получается, что египетские фараоны совсем не жалели свой народ, а нубийские цари жалели? Сомневаюсь. Времена тогда были тяжелые. Только история Кушитского царства насчитывает несколько кровавых войн и завоеваний на протяжении многих веков, пока строились эти пирамиды.

Так что делаем выводы. Несмотря на одинаковое положение Египта и Нубии, пирамиды там совсем разные. Как по своему строению, ширине и высоте, так и по качеству обработки облицовки. Здесь я с полным основанием верю официальным историкам, что эти пирамиды строили действительно как усыпальницы местной знати. Ни одна из этих многочисленных пирамид даже близко не похожа на пирамиды Гизы, как впрочем и последующие пирамиды Египта в Абусире.
Странный парадокс, не находите? Ведь если начинается какое-то строительство и продолжается из века в век, то технологии обычно улучшаются. А тут видна полная деградация. Чем это вызвано? Наверное, многочисленными войнами. Но мне такое объяснение кажется неприемлемым.
Умер известный скульптор Вячеслав Клыков
Ушел из жизни скульптор Вячеслав Клыков. Он умер в Москве на 67-м году жизни.
Среди его известных работ - памятник маршалу Георгию Жукову на Манежной площади Москвы, Василию Шукшину в селе Сростки на Алтае, адмиралу Колчаку в Иркутске, Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве, великой княгине Елизавете Федоровне в Замоскворечье и многих других.
Вячеслав Клыков являлся народным художником России, лауреатом Госпремии СССР и Госпремии РСФСР им. Репина. Также он был обладателем золотой медали Академии художеств России и Гран-при международной выставки скульптуры в Белграде. Скульптор занимал пост президента Международного фонда славянской письменности и культуры.
Отпевание состоится в московском Сретенском монастыре в воскресенье, 4 июня в 10 утра,
=0=0=
При крушении Ми-8 погибло три человека
В результате крушения вертолета Ми-8 МВД РФ под Кемерово погибло три человека. Начальник управления здравоохранения Кемерово Эдуард Шпилянский опроверг появившуюся информацию о том, что один из пострадавших, доставленных в больницу, скончался.
"Число жертв катастрофы по-прежнему три человека. Все они погибли непосредственно при катастрофе", - сказал Шпилянский, находящийся в настоящее время в 3-й городской клинической больнице Кемерово, куда доставлены пострадавшие после аварии.
Пресс-служба Внутренних войск МВД РФ также официально сообщает о трех погибших в крушении вертолета Ми-8 в Кемерово.
Напомним, что вертолет разбился сегодня утром при заходе на посадку на аэродром Кемерово. Он выполнял полет в рамках плановых занятий личного состава. Причиной катастрофы, по предварительным данным, является отказ двигателя.
=0=0=
В Москву пожалует настоящее лето
В воскресенье в Москве наступит настоящее лето. Об этом заявил директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд.
По словам директора Гидрометцентра, 4 июня в Москве столбик термометра поднимется до отметки в 27-28 градусов тепла. В понедельник температура может достичь 30-градусной отметки. Правда, к середине недели температура понизится, и в дневные часы в Москве будет 20-25 градусов.
Свежие комментарии