Каменная тумбочка времен неолита: мегалитические модули в Таршиене
Таршиен (Tarxien) – один из двух самых известных мегалитических храмовых комплексов Мальты. По площади и количеству блоков, думаю, самый крупный. Комплекс практически соседствует со вторым главным археологическим памятником, подземным храмовым комплексом Хал-Сафлиени (Гипогей).

Таршиен был полностью забыт и обнаружен случайно в 1914 году крестьянами, кто-то плугом наехал на один из крупных блоков. Сообщили в Национальный музей и начались раскопки…

Для нас важно, что в 1956 году, комплекс варварски подвергся «реставрации», в следствие чего очень сложно определить по факту, чего не касалась рука «реставратора».


Но, так или иначе, комплекс читается. И можно выделить именно самую древнюю часть кладки – блоки правильной формы, расставленные в едином для Мальты стиле «вдоль/поперек». Этот стиль будет читаться во всех комплексах – он явно противоречит первобытной логике и носит абсолютно инженерный характер, то ли для укрепления конструкции, толи еще по каким-то причинам. На один-два блока в ряд следующий блок ставится перпендикулярно, «Т» – образно.


Наиболее древняя часть читается и по «нелогичному» для неолита фундаменту из многотонных блоков.


Официальная датировка комплекса привычна: где у стен нашли самую старую керамику и т.п., там и самая древняя часть комплекса. Где самые развалины – там еще древнее.


Никаких выводов делать не буду, лишь предложу свое мнение, оно продолжит мысль первых посещенных комплексов Хаджар Ким и Мнаждра. Комплекс был сильно разрушен и найден в таком состоянии еще в неолите. В неолите же он обожествлен и превращен в храм, но умений по обработке камня не было, достраивали из того, что валялось вокруг. Конечно историкам храм ценен именно с этой стороны: красивейшие узоры, огромные статуи – все это, да еще в неолите само по себе очень впечатляет. Наиболее ценные экспонаты сейчас в археологическом музее в Валетте. Но более древнюю архитектуру все пропускают сквозь пальцы.

Интересно пофантазировать, что это было за здание в самом начале у первых строителей.


Если внимательно посмотреть сверху, то читаются круглые модули-отсеки, соединенные между собой коридорами. Причем такая модульность древних построек, тоже почерк всей «божественной» архитектуры на Мальте, особенно Мнаждра, Таршиен, Джгантия. Причем, что важно, модули несимметричны, а такие, как было нужно именно древним первым строителям, и лишь уже в неолите все комплексы пытались привести к симметрии, что сразу бросается в глаза. Очень напоминает модульные жилые комплексы из фантастических фильмов про заселение Марса.


Ну и на одной детали не могу не остановиться, так как она повторяется в двух наиболее, как мне кажется, изначальных модулях. Это «прикроватная тумбочка» из каменных плит – слева от входа. В двух модулях стоят каменные «тумбочки-книжные полки», причем под одну фаска снята в стене, чтобы ровно заходила в пазы.

Сложно представить себе – зачем людям за 4000 лет до Нашей эры по официальной датировке, нужно убиваться, чтоб сделать такую "нужную" для неолитического человека штуковину. Но, может быть это такая шутка реставраторов, к сожалению, подробной информации о проделанной реставрации мне найти не удалось.

Еще одна загадка – почему все «материковые» комплексы в глубине Мальты находятся глубоко под землей – из всего, что вспоминается, Мальтийские комплексы можно сравнить с Турцией, Гёбекли-Тепе. Правда, там датируют на 3000 лет раньше, но про датировки я уже говорил выше. Оба комплекса глубоко под землей – и занесены они не культурным слоем, а грязью. Так что возможно тут прошло какое-то локальное наводнение в момент 2-3 тыс до н.э. (П. Кормаков)



Закрытая область Абусира: первое посещение разрушенной пирамиды Сахура
Комплекс до сих пор закрыт на “реконструкцию” (и судя по ее темпам, откроется для доступа весьма нескоро). Но за среднего размера бакшиш попасть туда можно.


Нам пришлось сделать крюк мимо каких-то лачуг и марш-бросок через пустыню на предельной скорости. К тому же провожатый, явно не желая делить нечастую добычу с полицейским, постоянно пытался взвинтить темп “экскурсии” и вел нас весьма извилистым путем, скрываясь от поста на входе за неровностями местности и сооружениями. Зато избранный им путь привел нас к объектам, фото которых в сети чрезвычайно мало.


Прежде всего это – маленькие пирамиды Lepsius no 24 и Lepsius no 25, над которыми настолько усердно потрудилась руки “реконструкторов”, что от Диснейленда их теперь мало что отличает:




Более интересный объект – т.н. незаконченная пирамида Неферефра. У нее явно просматриваются признаки возможного наличия древнего мегалитического ядра. Но при нашей попытке к ней приблизиться провожатого заколотило от страха быть обнаруженными так, что нам пришлось довольствоваться лишь самыми общими видами:



Храм возле пирамиды Нефериркара не представляет из себя ничего интересного: полный примитив из необожженных кирпичей:


Зато весьма любопытен храм возле пирамиды Ниусера:











Несколько снимков из мастабы Птахшепсеса в дополнение коллекции. Первый – место, где находится аж две т.н. “ямы лодки”, ныне засыпанные под завязку песком.

Второй – вставка из черного базальта в известняковом полу (предположительно в качестве опоры под дверь).

С третьего по пятый – “отсек” с саркофагами (вход туда был закрыт на небольшой замок, ключи от которого были утеряны; но за небольшой дополнительный бакшиш и это препятствие было преодолено):



Несколько снимков также для пополнения коллекции из храма Сахура, который заметно преобразился за последние 2,5 года “реконструкции”:



За совсем скромный дополнительный бакшиш нас запустили внутрь пирамиды Сахура, и стала понятна причина уверенности исследователей в том, что внутренняя камера имела мощные перекрытия в несколько слоев – центр пирамиды обрушен, предкамера и камера представляют ныне просто груду развалин, в которой не очень удобно перемещаться, зато структура достаточно неплохо просматривается.



Так что теперь имеется возможность привести достаточно уникальные снимки. (А. Скляров)



Древние лампы: "электрические" приборы храма Хатхор
Храм Хатхор производит впечатление вовсе не “молельного дома” древних египтян, а… уютного любовного гнездышка, где Хатхор умудрялась встречаться не только с Гором, но и с Тотом (на что указывают сохранившиеся изображения на стенах храма).






Если развернуть фантазию, то можно представить, как на крышу храма, сделанную из громадных известняковых блоков, садится некий летательный аппарат, из которого выходит Гор (или Тот). Отдохнув от перелета в беседке тут же на крыше, он спускается в более удобные для свиданий небольшие помещения, расположенные неподалеку.
А прислуживают богам некие жрецы, которые тщательно фиксируют как происходившие здесь события, так и многое из непонятного для них имущества и оснащения богов – все это в дальнейшем скрупулезно заносится на стены храма…



Широко известные изображения “электрических предметов” находятся в небольших узких комнатках под полом храма. Следы сколов на блоках вокруг лаза, ведущего в эти комнатки, позволяет предположить, что вход в эти помещения ранее был тщательно замурован. Потайное место в дальнем правом углу храма…






Рисунки сопровождаются многочисленными надписями, которые навевают ассоциации с описанием технических особенностей и инструкциями по пользованию предметами богов, работавшими на принципе использования электрической энергии.









Но интересны и надписи на стенах в самом храме. Тут можно найти и "дубликат электрических рисунков” (правда, весьма высоко над полом); "лампочки”, чрезвычайно похожие на обычные современные электрические лампочки; “летающие тарелки”, которые "черпают энергию" из пирамид; схемы распределения энергии между т.н. “атрибутами богов” и т.д. и т.п.






Отдельно стоит отметить обилие пустых картушей, которые явно так и не должны были быть заполнены: как будто в них речь идет о том, чье имя не должно было упоминаться…



Попутный совет желающим детально и тщательно осмотреть храм: заезжать лучше с утренним конвоем, а возвращаться с вечерним, поскольку полутора часов, отведенных в обычном режиме, для этого явно не хватает.



Портал Араму Муру: самое мистическое место Южной Америки
На расстоянии, примерно, в 70 километров от города Пуно в Перу находится крайне интересный объект под названием Араму Муру. Это место считается одним из самых мистических и таинственных во всей Южной Америки. Вокруг Араму Муру ходит множество легенд и поверий, а само место является целью эзотерических паломников не только из Перу и других государств континента, но и со всего мира. Представители самых разных мистических течений проводят здесь свои обряды, медитируют или просто хотят отдать дань уважения священному месту.
Но чем так примечателен Араму Муру? И в чём его особенность и уникальность? Давайте разбираться.

Араму Муру располагается чуть в стороне от шоссе, соединяющего Перу с Боливией. Если подняться от него в противоположную от озера Титикака сторону, то можно увидеть обширный выход красного песчаника, на котором и находится объект.



Араму Муру представляет из себя глухой портал в скале около семи метров высотой и чуть больше шириной. По краям портала сделаны закруглённые прорези-углубления, являющиеся границами портала. Хотя в ширину обработанная поверхности скалы продолжается и чуть в стороны от прорезей. Слева на верхней границе Араму Муру сделан небольшой бортик длиной, примерно, в одну треть от общей длины портала. В целом, создаётся ощущение того, что объект не был доработан и достроен. Как будто его авторы бросили работу, совсем немного не доведя её до конца.

Снизу по центру портала вырезано трапециевидное углубление, немного напоминающее ложные окна сооружений, которые приписываются инкам. В том числе по этой причине, Араму Муру был также причислен к артефактам, оставшимся от Империи Инков. Внутри ниши есть небольшое круглое углубление на высоте чуть больше метра от пола. По одной из легенд это отверстие, в которое необходимо было поместить мифический золотой диск для открытия портала. Диск принадлежал таинственному жрецу, которого звали Араму Муру. Он являлся хранителем древних знаний и представителем исчезнувшего континента Му. Переселившись на берега озера Титикака, Араму Муру принёс с собой священные тексты Лемурии и золотой диск, способный исцелять людей.

Во времена конкисты и разграбления индейских капищ, один из инкских жрецов сумел унести с собой золотой диск и спрятаться с ним в горах. А после, приложив его к отверстию в нише портала сумел переместиться в неизвестном направлении, навсегда спрятав ценнейший артефакт древней цивилизации.
История красивая. Однако на проверку оказывается, что источником её являются совсем не мифы индейцев, а британский писатель-медиум Джордж Хант Уильямсон. Будучи достаточно увлекающимся человеком, Джордж Хант Уильямсон написал несколько книг о мистике, теософии и уфологии. В одной из последних его работ под названием «Секреты Анд» и описана история переселенца из Лемурии, жреца Араму Муру. Однако основывается она не на каких-то объективных данных, а по-видимому, на результатах спиритических сеансов автора, как и большинство других его книг. Стоит отметить, что «Секреты Анд» Джордж Хант Уильямсон написал под псевдонимом Брат Филип.

Стоит ли доверять такой информации? Пусть каждый решает для себя сам. Поклонники творчества знаменитого теософа Е.П. Блаватской, к которым, в том числе, принадлежал Брат Филип, найдут в его работах близкие для себя темы и отсылки. Однако мы не можем основываться на такого рода трудах.
Следует принять тот факт, что информации как по тому, кто создавал объект Араму Муру, так и по его назначению, попросту нет. Тем не менее, есть ряд крайне любопытных деталей, на которые, как минимум, следует обратить внимание.
Итак, Араму Муру является уникальным для Южной Америки объектом. О подобных ему порталах ни в Перу, ни в Боливии, ни где бы то ещё неизвестно. При этом, он не создаёт впечатление законченного сооружения. Однако очень схожие артефакты есть по другую сторону Атлантического океана – в Турции.
Речь идёт о так называемом монументе Мидаса.


Как видно, сходство весьма значительное. Но разве может быть связь между объектами, расстояние между которыми только по прямой составляет около 12000 километров, а ведь нужно ещё преодолеть океан и восточную часть Южной Америки. О подобных перемещениях в древности нам ничего неизвестно. Хотя ряд исследователей, включая Брайена Фоерстера, считают, что наши предки в древности могли преодолевать столь значительные расстояния.
Пожалуй, если бы не внешнее сходство с порталом Мидаса в Турции, вряд ли кто-то обратил бы серьезное внимание на Араму Муру. Песчаник хрупкая порода. Обрабатывать такие скалы несложно даже простейшими каменными инструментами. Остаётся непонятной цель таких работ. В окрестностях нет других инкских сооружений. Лишь каменный лес. И если бы не разнотравье, окружающий пейзаж вполне мог бы сойти за марсианский. Особенно на закате, когда скалы приобретают ярко-красный оттенок.


И всё же, зачем индейцам вырезать в скале алтарь без опознавательных знаков. Проделывать большую работу, но бросать всё, не закончив? Ответа на эти вопросы нет. Как нет и следов инструмента, которые давно стёрло время и эрозия.
Как знать, может и правда не всё так просто с Араму Муру?
Безусловно, Врата богов, как ещё называют портал Араму Муру, своей популярностью во многом обязан Джорджу Ханту Уильямсону. По прошествии времени можно забыть, что легенды, ходящие вдоль этого места, могли оказаться лишь выдумкой автора книги «Секреты Анд». Ежедневно посещающие это место паломники искренне верят, что портал является входом в другие миры. Они рассказывают истории, повествующие о таинственных исчезновениях то ли более удачливых, то ли наоборот, коллег. Фигурах в длинных балахонах, выходящих и заходящих в портал, исходящем от него свечении и необычных видениях и ощущениях, приходящих к медитирующим здесь людям… Но где здесь грань между объективностью и желанием человека находить подтверждения своей вере, даже если их нет?
Врата богов произвели на меня сильное впечатление. Прежде всего своей атмосферой. Её сложно передать словами. Слишком уж это субъективно. Однако можно с уверенностью сказать, что место и правда какое-то фантастическое. Впрочем, ничего сверхъестественного замечено не было, если не считать таковым встречу с парой редких андских ибисов, устроивших себе привал над Вратами богов. И как тут было не вспомнить древнеегипетского бога Тота, изображавшегося с головой именно этой птицы.

Символы и знаки всегда играли важную роль в жизни наших предков. Какой смысл закладывали создатели портала Араму Муру в своё творение? Мог ли он быть тем же, что и в случае с порталом Мидаса в Турции? Ответы на эти вопросы, возможно, навсегда затеряны в череде веков. Однако ясно одно: Врата Богов по праву считаются одним из самых мистических мест Южной Америки. И не важно, верите ли вы в мистику или нет. (С. Дешевой)

Свежие комментарии