На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 476 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Т26 июня, 5:39
    Верховный не любил подхалимов, считая, что услужливые мерзавцы — хуже явных врагов. Не любил а Хрущёва просмотрел.Генералиссимус Ст...
  • Юрий Ильинов25 июня, 5:55
    Уиткофф заявил, что на ядерном объекте Фордо «всё уничтожено» 12-ю проникающими бомбами, израильские чиновники говоря...Взлет и падение «...
  • Геннадий Свешников24 июня, 8:35
    Северный поток 2 будут заполнять газом прибалты, им так нравится когда их Линчует Стивен по своему желанию.Израиль со...Суд Линча. Как но...

Ангелы или демоны: какие женщины оставили самый сильный след в истории XX века

Кириллица

Ангелы или демоны: какие женщины оставили самый сильный след в истории XX века
Ангелы или демоны: какие женщины оставили самый сильный след в истории XX века
XX век – время эмансипации и расширения прав женщин. Прекрасный пол смог в полной мере раскрыть свои возможности, порой демонстрируя незаурядные таланты и воплощая в жизнь самые дерзкие и экстравагантные планы.
Какие женщины навсегда остались в истории?

XX век – время эмансипации и расширения прав женщин. Прекрасный пол смог в полной мере раскрыть свои возможности, порой демонстрируя незаурядные таланты и воплощая в жизнь самые дерзкие и экстравагантные планы. Какие женщины навсегда остались в истории?

Надежда Крупская

«Жена и соратница Ленина» – такой статус прочно закрепился за Надеждой Крупской. Многие не воспринимают Крупскую в отрыве от вождя пролетариата, хотя она была самодостаточным человеком, активно занимавшимся литературной, педагогической и общественной деятельностью. Отсутствие у Крупской детей побуждало разного рода слухи и сплетни. Все дело в страшном аутоиммунном заболевании – базедовой болезни, которая не только сделала ее бесплодной, но и с каждым годом все больше лишала женской привлекательности. Связь Ленина с Инессой Арманд Крупская восприняла как должное, предоставив супругу полную свободу и сохранив теплые отношения с его любовницей. Деятельность Крупской после смерти Ленина оставила неоднозначное впечатление. С одной стороны она пыталась препятствовать установлению командно-административной системы, а с другой – подписывалась под документами, инициировавшими суд над бывшими соратниками.


Гудрун Энслин

Гудрун Энслин принадлежит к послевоенному поколению, для которого фашизм стал позором немецкой нации. «Скрытый фашизм» она видела в государственном аппарате ФРГ, с которым решила вести беспощадную войну. «Это – фашистское государство, готовое убить нас всех…с ним бессмысленно дискутировать!», – заявляла она на одном из митингов. Энслин сочетала в себе противоречивые черты. Дочь теолога и художника, прямой потомок Гегеля, она увлекалась философией и педагогикой, но также занималась переизданием национал-социалистической литературы. С одной стороны она была убежденной пацифисткой, а с другой – сторонницей террористических акций. Пока Гудрун с товарищами по леворадикальной «Фракции Красной Армии» грабила банки, чтобы заработать деньги на оружие – находились сочувствующие, но когда террористы осуществили серию взрывов, результатом которых стали десятки жертв – общество содрогнулось. После одного из терактов в 1969 году Гудрун была арестована и с двумя подельниками посажена в тюрьму. В 1977 году ее нашли в своей камере повешенной. Основная версия смерти – самоубийство. Однако исследователи ставят ее под сомнение.

Мата Хари

Жизнь Маты Хари – это незнающее границ всепоглощающее стремление к славе и роскоши. Сначала танцовщица, затем шпионка она шаг за шагом достигала поставленных целей. Мата Хари понимала, что недостаточно завладеть вниманием публики, нужно его еще удержать. Обыденная история разведенной женщины была подменена легендой о наследнице индийского трона: это было настолько убедительно, что никто не усомнился в истинности царского происхождения куртизанки. Она с удивительной легкостью пленяла самых влиятельных, знаменитых и богатых мужчин. Из-за нее пострадали многие – от композитора Жюля Массне, попытавшегося свести счеты с жизнью, до немецкого кронпринца Вильгельма, которого вовремя отрезвил император. Как это часто бывает, Мату Хари подвело желание услужить двум господам. Франция обвинила ее в шпионаже в пользу Германии, и бывшая «королева танцев» была приговорена к расстрелу. После казни о Мате Хари вспомнил только ее бывший муж: «Как бы она ни жила – такой смерти она не заслужила».

По данным опроса, проведенного Би-би-си леди Диана заняла третье место в списке ста величайших британцев в истории. Это лучшее свидетельство всенародной любви к принцессе. Ей посвящали песни, про нее снимали фильмы и писали романы. Принцесса Диана не вписывалась в привычные каноны жены наследника престола. Ее миротворческая и благотворительная деятельность, личные качества являли собой образец для восхищения и подражания. Но чрезмерный ажиотаж, создаваемый прессой вокруг жизни Уэльской принцессы способствовал формированию несколько оторванного от реальности романтического облика, а ее загадочная гибель послужила причиной создания едва ли не образа мученицы. В смерти Дианы действительно много странного. Так, один из вопросов, почему принцесса, которая еще была жива, попала в больницу только спустя два часа после аварии пока остается без ответа.

Ванга

Имя Ванги вызывает сегодня противоречивые реакции. С одной стороны она облегчила жизнь большому количеству страдающих, с другой – многие из ее пророчеств так и не сбылись. Вангелия демонстрировала свои странности уже с ранних лет, к примеру, пряча предметы, а затем пытаясь их отыскать. Вскоре Вангу, с ее слов, стал посещать «таинственный всадник», который и раскрыл ее способности ясновидения. К сожалению деятельность болгарской ясновидящей обросла таким количеством мифом и домыслов, что среди них сложно отыскать реальную Вангелию. Отчасти к этому причастны и многие знаменитости, которые давали повод для слухов о якобы предсказанных и сбывшихся позднее событиях. Скептики считают Вангу «отлично раскрученным государственным бизнесом». О несбывшихся прогнозах ясновидящей было не принято говорить, так как к ней «направляли людей самого высокого полета».

Фрида Кало

Мексиканская художница Фрида Кало жила и творила вопреки физическим и душевным страданиям. Фрида говорила, что в ее жизни было две аварии: одна автомобильная, после которой она осталась полным инвалидом, а вторая – Диего Ривера. Фрида имела ввиду постоянные измены мужа, на которые ей приходилось закрывать глаза. Погруженность в себя оказала влияние на характер творчества Фриды Кало. Ее любимым жанром стал автопортрет, а живопись была насыщена символами и фетишами, обрамленными стилистикой народного мексиканского искусства. Несмотря на ухудшающееся с годами состояние здоровья Фрида старалась вести жизнь полноценного человека. Она сохранила раскрепощенную и экстравагантную натуру, в избытке употребляла алкогольные напитки, сквернословила и пела непристойные песни. Молва даже приписывает ей связь с Троцким, который оказался увлечен пылкой мексиканской художницей.

Грета Гарбо

Грету Гарбо неспроста называют «самой загадочной актрисой Голливуда». Вся ее жизнь окружена ореолом тайн и парадоксальных поступков. Ее карьера была на удивление бурной и короткой. За какие-то пять лет Грета Густаффсон из простой шведской крестьянки превратилась в роковую женщину Голливуда. Однако Гарбо была не только объектом поклонения, она и сама влюблялась. Ее отношения с молодым актером-красавцем Джоном Гилбертом почти привели к браку. Но накануне бракосочетания в Швеции умер ее ближайший друг. Глава киностудии «MGM» Луис Майер не отпустил Гарбо на похороны, а она не явилась на свадьбу. Когда в 1941 году, в зените славы у Греты Гарбо закончился контракт с киностудией «MGM», она неожиданно для всех не стала его продлевать. Так начался 50-летний период затворничества великой актрисы. В последнее время приоткрываются некоторые тайны этой загадочной женщины. В частности, архивы шведской военной разведки показывают, что актриса во время Второй мировой войны была шпионкой. Так, благодаря ее стараниям в Норвегии был выведен из строя завод, необходимый Германии для создания атомной бомбы.

Диаманда Галас

«Мой голос был дан мне как инструмент вдохновения для моих друзей и инструмент пытки и разрушения для моих врагов», – это стало девизом американской певицы греческого происхождения Диаманды Галас. Уникальный диапазон в четыре октавы позволяет ей в полной мере демонстрировать свое вокальное мастерство. Свои альбомы Диаманда посвящает людям отброшенным на периферию жизни – заключенным, больным СПИДом, наркоманам и проституткам. Вокальный перфоманс Диаманды всегда был на грани дозволенного: «ведьмовская аура» ее песен вызывала неоднозначную реакцию у слушателей, а проклятия в адрес Католической Церкви спровоцировали череду скандалов.

Марина Абра́мович

Сербская художница Марина Абра́мович открыла миру новые границы искусства перфоманса. Она создавала свои произведения «на противостоянии боли, крови и физических пределов тела». Образец для творчества – вся ее жизнь. Так, в 14 лет она играла в русскую рулетку с пистолетом своей матери, ломала себе нос, чтобы заставить родителей заплатить за операцию, целый год жила с аборигенами на задворках Австралии. Марина смело обнажается на публике, обнимается со скелетом, терзает себя и окружающих, рискует жизнью ради искусства. В 1997 году появилось одно из самых шокирующих творений художницы – перфоманс «Балканское барокко», в котором она использовала 1500 коровьих костей. В рамках одного из опросов многие задавали повторяющийся вопрос: не вампир ли она и как ей удается так долго сохранять молодость? «Черногорцы живут долго и не стареют», – парировала Абра́мович.

Глория Стайнем

Американка Глория Стайнем известна как журналистка, политик и участница феминистских движений. Задуматься о социальной несправедливости ее побудили взаимоотношения родителей, которые закончились разводом. Повзрослевшая Глория пришла к выводу, что женщинам не хватает социального и политического равенства. Иногда поступки Стайнем были весьма экстравагантными. Так, чтобы продемонстрировать как В нью-йоркском «Playboy Club» обращаются с женщинами, она устроилась туда официанткой. Статью журналистки дополнила ее фотография в униформе «зайчика Плейбой» – корсет, галстук-бабочка и заячьи ушки. Вся жизнь Глории посвящена правам женщин в различных уголках планеты. Кроме этого – она яростная противница порнографии и принятой на Востоке практики женского обрезания. Не обошла она стороной проблемы сексуальных меньшинств и защиты животных.
-

Марина с «Первого канала»: от продюсеров российского протеста


Кто автор?


Немного о контексте ситуации. Мария Овсянникова, один из редакторов «Первого канала», ворвалась вечером 14 марта в студию программы «Время» и развернула плакат с требованием остановить военную спецоперацию на Украине. Все это происходило за спиной ведущей Екатерины Андреевой, которая, к чести, достаточно хладнокровно отреагировала на выходку коллеги. Не успели только вовремя принять меры режиссеры телепередачи, и Овсянникова несколько секунд маячила с плакатом перед всей страной. На данный момент в отношении скандальной сотрудницы телеканала проводится доследственная проверка на наличие состава преступления по статье «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ» 207.3 УК РФ. По данному обвинению грозит до 12 лет тюремного заключения, либо несколько миллионов штрафа. Буквально за несколько часов видео с выходкой стало вирусным и заполонило интернет. У либерально-пацифисткой общественности, похоже, появился свой кумир. Однако, в этой истории не все так просто.

Прежде всего, это явно не эмоциональная акция – Овсянникова долго и расчетливо готовилась к демаршу в прямом эфире. Уже после обнаружили её признание на камеру, в котором сотрудница телеканала извиняется за многолетнюю пропаганду от «Первого канала» и тому подобное. Всеми силами старалась облачить это в форму предсмертной записки. Но уже в ходе самого ролика становится понятна театральность происходящего – Овсянниковой не хватает смелости смотреть зрителям в глаза, она читает заготовленный текст, не удосужившись даже частично выучить. Минус один балл в достоверность происходящего и один плюс в четкую координацию события.

Далее начинается самое интересное. Многие ли из вас распространяют видео по сети, снимая событие смартфоном с экрана ноутбука? А вот сочувствующие Овсянниковой, оказывается, такое практикуют регулярно. Здесь открывается второе дно операции по распространению акции в прямом эфире по профильным группам. Определенное количество продюсеров заранее ждали именно этот эфир программы «Время» с телефонами наизготовку. Кстати, съемка на телефон позволяет избежать блокировку ролика в Интернете.

Основной целью Овсянниковой была провокация массового протеста, недаром, она в ролике, предваряющем акцию, упомянула «невинного» Навального. Провокационный поступок хрупкой женщины должен быть истолкован публикой как призыв к выходу на улицу. Если уж Овсянникова решилась на такое, то и ты не стой в стороне. Посыл вполне понятен и не единожды встречался в истории. Но была и еще одна мысль на плакате – перевод фраз на английский язык «No war. Against war». Марина в этом случае обращается не к россиянам, а к иностранным зрителям, пытается уверить платежеспособную публику на западе, что она своя. Не хватает только фразы «Верните обратно IPhone и McDonalds».

Отдайте наш комфорт


Насколько пацифистские мотивы двигали Овсянниковой? Почему она ждала почти 20 дней, прежде чем решилась на акцию? Потому что нет ей особого дела до жизней российских солдат, нацбатовцев или мирных граждан. В первую очередь госпожу Овсянникову накрыли санкции Запада. Когда в её сытой жизни (а жизнь у сотрудника федерального телеканала действительно неплохая) отменили отдых на лазурных берегах, Instagram, дорогие иномарки, рестораны и шмотки, вот тогда Марина и задумалась о невинных жизнях. Годами эта и подобная гламурная элита вполне себе охотно питалась за государственный счет, выводила деньги в оффшоры, покупала недвижимость в Европе.

Собственно, именно в этом и есть суть всего современного протеста против действий российской армии. Вялотекущая война Украины против собственного народа на Донбассе восемь лет не приводила к ухудшению качества жизни сливок общества – и, как следствие, не было протестов. Марина и подобные ей лениво смахивали фотографии селебрити в соцсетях, попивали просекко и думать не думали о минах, падающих на головы жителей Донбасса. О военных преступлениях нацбатов и геноциде славян. Потому что далеко, это не транслируют европейские лидеры мнения и потому что обожествляемый Запад высказывает лишь озабоченность событиями. О том, что такое "Минский процесс" и где находится Краматорск никто и слыхом не слыхивал. Не вводил санкции и не запрещал Марине летать по фешенебельным курортам. Да и первые недели войсковой спецоперации не вызывали у Овсянниковой особого переживания – экономические рестрикции были не столь острые и качество собственной жизни успешной москвички не успело пошатнуться.


Иностранные таблоиды оперативно отреагировали. Ждали?

И вот Марина решилась на смелый демарш. Решилась, ясное дело, не сама – помогли доброжелатели и выгодоприобретатели. Фигура Овсянниковой как нельзя лучше подходит на роль сакральной жертвы, способной выгнать на улицы сотни тысяч людей. В первую очередь, она молодая женщина, по определению очень неудобный соперник российской власти. Во вторую очередь, госпожа Овсянникова работает на государственном телеканале. Это, по замыслу продюсеров акции, должно уверить пользователей, что в российской элите, наконец, оформился раскол. Его уже много лет ждут поклоняющиеся Навальному, Шендеровичу и прочим… Стоит еще чуть-чуть надавить, власть пойдет на уступки и в Россию вернутся столь желаемые IPhone и McDonalds.

Надо быть аккуратными – акцию сотрудника «Первого канала» могут в той или иной редактуре повторить еще не раз. Слишком много интересов элит Запада и России задеты в последнее время. И такие экзальтированные дамочки очень годятся на роль сакральных жертв. Только вот не надо делать из подобных акций повод для жертвоприношений. Показательна реакция Дмитрия Пескова на плакат Овсянниковой – он назвал действия сотрудницы «Первого канала» обыкновенным хулиганством. Слишком впечатлительной оказалась Марина и повелась на тлетворную пропаганду. Таких персонажей надо стремительно дегероизировать в глазах сочувствующих. Осталось только найти, где истинные кукловоды ситуации – внутри страны или за границей.
-
Сверхорганизмы эдиакария и их клюющиеся, составные наследники
Сверхорганизмы эдиакария и их клюющиеся, составные наследники
Одними из интереснейших обитателей эдиакарских (635-541 миллион лет назад) морей являлись намакалатусы. Их, кстати, видно на заднем плане заглавной картинки. Представляли собой они что-то вроде поднятой на высоком стебле восьмигранной игральной кости до четырёх сантиметров в поперечнике с круглыми окнами на каждой из сторон. Интересным же и важным в данном случае является вопрос, что во всём этого важного и интересного. Подумаешь, восьмигранник на ножке...

Во-первых, намакалатусы оказались одними из первых животных с известковым скелетом. Причём, очень сложно устроенным, многослойным, сплетённым из крошечных шипов. В эдиакарии, даже в позднем, — а жили эти существа в последние 10 миллионов лет периода, — скелеты ещё в моду не вошли, так что, на фоне современников намакалатусы выделялись смелостью решений.

Namacalathus
Namacalathus

Вопрос, таким образом, в чём заключалось решение, и зачем намакалатусам понадобился скелет? Скорее всего, не для защиты от хищников, хотя первые из них примерно в этот период и появились. Тем не менее, ранние, наличествующие в тот момент образцы, реконструируемые, как плоские слизни, едва ли представляли угрозу для намакалатуса. Скелет же требовался, чтобы придать конструкции жёсткость и удержать восьмигранный фильтр в толще воды. Располагая скелетом, намакалатус мог селиться там, где наличествовало течение, приливное или вызванное близостью устья реки. Вода приносила кислород и пищу, поднимая своим движением питательную, насыщенную бактериями и органическими остатками муть со дна. Собственно, по этой причине фильтр и было желательно удалить от дна. Внизу он забивался бы тяжёлыми минеральными частицами. А так, песок успевал утонуть, капельки же органического вещества ещё оставались во взвеси.

...Но всё это, в конечном счёте, второстепенно. Важнее, что намакалатус — со средней степенью уверенности, что для эдиакарских животных много, — опознан, как ранний представитель клады щупальцевых, к которой относятся типы плеченогих, мшанок и форонид. О первых, пока, речи нет, — это животные принципиально более высокого уровня сложности, связанные с намакалатусом, в любом случае, очень отдалённо. О третьих — форонидах — тоже. Мало кто знает, что такой тип животных вообще есть. Да он иного и не заслуживает. Зато, мшанки, — это очень интересно, несмотря название, будто бы обозначающее нечто привычное и незначительное.

Мшанки — колониальные организмы, подобные кораллам, но по уровню сложности стоящие значительно выше кишечнополостных. Колония, как и у кораллов, состоит из зооидов, покрытых известковой или хитиновой скорлупой. Помимо брони, зооид, как правило, располагает венчиком мускулистых, втягивающихся внутрь капсулы щупальцев и пищеварительной системой. Причём, более, чем у кишечнополостных, сложной — подразумевающей начало и конец.

Мшанки
Мшанки

Преимущество же, благодаря которому, появившись в ордовике, мшанки процветали и в палеозое (пока стрекающие не научились как следует стрекать) занимали место кораллов, образуя огромные рифы, заключается в организации зооидов по принципу сверхорганизма. То есть, в разделении их на касты. Вышеописанный вариант зооида — автозооид — лишь собирал пищу и кормил прочих. Другие же отвечали за размножение (гонозооиды), строительство (кенозооиды), очистку фильтра от мусора (виброкулярии) и оборону. Авикулярий — зооид-солдат — вооружался чем-то вроде клешни или клюва на выдвижной руке. Так что, при контакте с другим существом мшанка начинала щипаться и клеваться. У некоторых видов клювоносные зооиды способны даже медленно перемещать колонию, цепляясь за грунт и подтягиваясь.

...То есть, мшанка представляет собой переходную форму между колонией и единым организмом. Аналогами могут служить как губки, в которых роль зооидов, впрочем, выполняют отдельные клетки, так и хорошо знакомые и понятные муравейники. Или, например, куда менее известные колонии современных сифонофор и вымерших граптолитов. Однако, мшанки зашли в интеграции значительно дальше муравьёв… Что само по себе интересно и предполагает появление правильных вопросов. Ведь, в специализированной, разделённой на касты, колонии большинство особей сами не питаются. Как же, учитывая неподвижность и наличие твёрдых покровов у каждого зооида, охотники передают им пищу? И как зооиды обмениваются необходимой для совместных действий информацией?

Граптолиты - колониальные организмы с...
Граптолиты - колониальные организмы силурийского периода

В губке питательные вещества передаются через слизь, соединяющую клетки. Муравьи подвижны и кормят друг друга при непосредственном контакте. У мшанок же зооиды соединены трубопроводом, обеспечивающим перетекание внутриполостной жидкости из одного модуля в другой. Можно было бы сказать, что колония обладает общей кровеносной системой, но — настоящей кровеносной системы у мшанок просто нет. Да и нервная — так себе. Символическая скорее.

Каждый зооид, перекачивая жидкость, выполняет функции сердца. И если муравьи обмениваются химическими сигналами с помощью распространяющихся по воздуху феромонов, то у мшанок связь организована экономичнее. Колония управляется током веществ по трубопроводам.

...То есть, намакалатус интересен тем, что очень для своего времени непрост. Сложность скелета указывает на разделение труда между зооидами и, как минимум, начало деления на касты уже в эдиакарии.
-

Российская авиация бомбит окраины Нью-Йорка

Юрий Подоляка
Нет, нет, описки нет, именно Нью-Йорка. Есть сегодня такой городишко в Донецкой области
Смерть в представлении древних египтян
Смерть в представлении древних египтян
«Я лежу не охаю, мне теперь всё по...» - такое посмертное утверждение можно найти на одной могильной плите где-то в России. Египетские жрецы и общественность эпохи Древнего царства с ним бы радикально не согласились. Для них смерть не означала конец...

В те времена, когда пирамиды только овладевали воображением египетской знати и мастеров, существование в загробном мире мыслилось таким же, каким оно было на земле. Для отошедших в мир иной всё ещё нужны были питьё, любимые предметы — известно даже захоронение с целой ладьёй — и, конечно же, пища. Но прежде чем кормить мертвецов следовало позаботиться о подобающей обстановке, потому что древние египтяне были не из тех, кто искал лёгких путей.

Всё начиналось с гробницы. Это был новый дом для умершего, и родственники стремились создать для покойника все условия для жизни за чертой жизни: столько комнат, насколько хватит бюджета — известны захоронения с пристройками, с палисадниками и садами. Древние египтяне не были ограничены представлениями современного человека о том, что с собой в могилу ничего не унесёшь, они были уверены в обратном, а не унесёшь сам — тебе принесут.

Гробница не только должна была вместить все материальные доказательства величия человека, а все её элементы — рассказать о том, кем он был при жизни и что успел совершить, но и становилась своего рода прямым порталом подношений из этого мира в загробный. Жречество и зодчие всё предусмотрели:

- для восхваления усопшего и сохранения памяти о нём стены оформлялись различными изображениями и надписями: художественные представления о разных этапах жизни, сюжеты, в которых умерший был среди живых, словно бы ничего не изменилось, словно бы он ещё был частью жизни, притом, самой главной. На всех изображениях он буквально возвышался над всеми и не существовало ни богов, ни царей;

- для оперативной и непрерывной передачи всяческих благ в гробницах размещали ложные двери со специальными жертвенными формулами и ставили перед ними жертвенники, благодаря чему жрецы могли соединить мир живых с миром мертвых и передать всё необходимое.

Здесь мы переходим к главному. Чтобы почивший продолжил жить, ему необходимы были специальные ритуалы, обеспечивающие его, прежде всего, едой и питьём, а уже после всяческими материальными благами.


Ритуал «кормления умерших» был известен ещё на заре древнеегипетской истории — и не стоит думать, что ребята шутили или играли в переносные смыслы. Они буквально кормили их: жертвенная еда была реальной, и требовалось её действительно много. По некоторым данным численность населения между 3000 и 2500 гг. до нашей эры колебалась от 500 тыс. до 1-1,5 млн человек, а средняя продолжительность жизни не превышала 30-35 лет.

Учитывая особенности расположения плодородных земель, можно представить как жители районов Дельты Нила в какой-то момент начинали задавать неудобные вопросы жречеству, ведь получалось, что они кормили и живых, и мёртвых, и не только в северных районах, но и вообще по всему Египту — а неурожаи, смуты и прочие неприятности никто не отменял. Поэтому жрецам пришлось искать выход из сложившейся ситуации.

Решение оказалось донельзя простым (по меркам современного человека): в какой-то момент письменность приобрела ещё и особую магическую роль, усложнилась — и «кормление» теперь проходило по другим правилам. Теперь жрецу культа усопшего или даже обычному посетителю гробницы было достаточно произнести вслух особую формулу, которая включала в себя названия всех предполагаемых жертвенных даров: «тысяча хлебов, тысяча кружек пива, тысяча кусков отборного мяса, тысяча гусей и тысяча всяких хороших и чистых вещей». Так сытыми оставались все: и живые, и мёртвые.

Читая об отношении к загробному миру, представляя, как жители не самого благодатного края несут реальную пищу в гробницы, мы задаёмся вполне логичным вопросом: а зачем? Зачем всё это было и какой в этом смысл? Объяснений этому явлению несколько: одни египтологи считают, что подобные подношения были своего рода вложением — и что живым потом воздастся за их щедрость и в трехкратном размере; другие связывают это с обычаями некоторых африканских племён — почитание мертвецов и поддержание загробной жизни якобы делало сильнее всех живущих; а существует мнение, связанное с понятием Ка — искрой жизни, человеческим духом и незримым двойником каждого египтянина.


Пока человек был жив, его Ка был в безопасности, потому что он постоянно существовал в сознании и своего носителя, и в сознании окружающих людей. Но со смертью его облик мог стереться из памяти, что означало бы неминуемую гибель. От того каждому в Древнем Египте было важно, чтобы о нём помнили, регулярно навещали, кормили, а изображения с ним украшали гробницу, чтобы так и оставаться в памяти людей, словно бы никакой смерти и не было. «Так возникает мир Ка – сложноорганизованная система изобразительно-архитектурных компонентов, гарантирующая Двойнику хозяина погребения безбедное и теоретически вечное существование».
Рекомендуем
Популярное
наверх