На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 477 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    До Хрущёва   https://galaktika.mirtesen.ru/blog/43568049007/-Russkie-idut-?utm_referrer=mirtesen.ru«Чемодан, вокзал ...
  • Юрий Ильинов
    Спасибо за интерес. Постараюсь.«Чемодан, вокзал ...
  • Сергей Дмитриев
    Этапы краха советского проекта в России надо оформить обстоятельным трактатом, начиная с Хрущёва, любителя шокирующих...«Чемодан, вокзал ...

40 основных психологических ловушек и способы избежать их №15

Ловушка «навешивания ярлыков»

Узнавая нечто новое, по мере накопления жизненного опыта мы создаем определённые схематичные представления о предметах и явлениях и впоследствии действуем на основе этих представлений. Так, мы знаем об огне, что он обжигает, и что на нём можно готовить пищу. Разные люди имеют разные представления об огне, о том, как его можно использовать, и что из него можно извлечь.

Кто-то может бояться пламени, другой человек, напротив, будет наслаждаться созерцанием горящего костра. «Навешивание ярлыков» – это создание некоего не подлежащего дальнейшему уточнению и пересмотру упрощенного представления о ком-либо или о чём-либо. Представьте, что, увидев человека в первый раз и немного поговорив с ним, вы решаете, что этот человек глуп, зауряден или неинтересен, и впоследствии, думая о нём или общаясь с ним, действуете, словно так оно и есть. Ограничиваясь «представлением-ярлыком», вы теряете возможность открыть в человеке другие, не замеченные ранее черты и сделать ваше общение более полноценным и обоюдовыгодным. «Религия – опиум для народа», «все бабы – дуры», «все мужики – скоты», «счастье – в труде», «молодёжь безответственна и лишена моральных ценностей», «всё зло – от евреев (коммунистов, империалистов)», и т. д. – типичные представления-ярлыки, мешающие нам адекватно оценивать ситуацию и, соответственно, действовать разумно и эффективно. В качестве примера рассмотрим историю одной нашей знакомой (назовем её Аллой). Алла утверждает, что как бы ни был хорош, умён и сексуален мужчина, после трех дней связи он перестает быть для нее интересен и как собеседник, и как сексуальный партнер.
Алла имеет тенденцию «навешивания ярлыков» – создания за короткий срок некоего фиксированного представления о партнёре. Сформировав для себя определённый образ, она успокаивается и чувствует себя удовлетворённой: она «узнала» этого человека и ничего нового для себя открыть не может. Вполне естественно, что интерес к мужчине полностью утрачивается. Надо ли говорить, что узнать кого-либо за три дня – задача непосильная, зачастую для этого не хватает нескольких лет. Вместо того, чтобы получать удовольствие от общения, от постепенного эмоционального сближения и узнавания партнёра, Алла поспешно создаёт некий простой и схематичный образ мужчины, и, в связи с потерей к нему интереса, делает прогноз, что их связь ни к чему особенному не приведёт. Не удивительно, что Алла, несмотря на большое количество случайных связей, осталась одинокой. Сейчас, в пожилом возрасте, она страдает от одиночества и жалеет, что так и не вышла замуж, но, тем не менее, пересматривать свои взгляды не собирается. Контрприёмом является отслеживание собственных «представлений-ярлыков» и попытка рассмотреть ситуацию с другой стороны, расширить свои представления за счёт новой информации или попытаться понять точку зрения людей, имеющих отличное от вашего мнение по тому же самому вопросу.

Ссылка на первоисточник
наверх