На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Археолог из Великобритании заявил, что нашел Святой Грааль

https://x-files

 

Археолог из Великобритании заявил, что нашел Святой Грааль
Существует множество легенд о Святом Граале. Его ищут на протяжении многих веков. Но что именно представляет собой этот предмет достоверно не знает никто. Более того, никто не может объяснить, откуда появилось сам слово «Грааль». Впервые упоминание об этом священном объекте появилось в Средних веках. Будто Иосиф Аримафейский набрал в этот сосуд кровь распятого Иисуса, отчего чаша обрела невероятную силу. И теперь найти ее - мечта многих...

Где Грааль

Археолог из Великобритании сделал невероятное заявление. Он сообщил, что знает, где на данный момент находится Грааль.

Барри Бауэр посвятил большую часть жизни изучению рыцарей-тамплиеров. Воинов, участвующих в походах в Святой Земле. Археолог установил множество связей между этими людьми и Граалем. К слову, об этом думали еще два века назад.

Тайная вечеря
Тайная вечеря
Археолог из Великобритании заявил, что нашел Святой Грааль
Археолог уверяет, что Грааль и другие артефакты спрятаны в таинственном склепе под одной из рек в Ханслоу.

Сегодня только готовится экспедиция для изучения обозначенного места. Сам же ученый называет предстоящее событие «величайшим открытием за всю историю человечества». Мужчина не сомневается, что обнаружит что-то по-настоящему великое и убеждает, что есть и иные причины, лежащие в основе его крайне твердых убеждений, и предлагает подождать и посмотреть, что из этого всего выйдет.

Отвести реку, чтобы найти склеп

Вход в таинственное помещение, согласно словам Барри Бауэра, лежит близ плотины. У исследователя есть поддержка, приобретено оборудование для отвода реки. Это необходимо сделать, чтобы найти вход в склеп.

Надо сказать, что Святой Грааль — это не только величайшая археологическая находка. Это прямое доказательство существования Иисуса Христа. Многие люди верят в затею Барри Бауэра и ждут.

Никто не знает, как на самом деле выг...
Никто не знает, как на самом деле выглядит Грааль

Есть и другие места, где предположительно может находиться Грааль. Существуют упоминания о более 200 возможных направлениях. И это только на территории Европы.

Говорят, что Грааль наделен невероятной притягательностью, и тот, кто обнаружит его, получит невероятные блага. Конечно, это может быть всего лишь легендой. Как бы то ни было, тысячи энтузиастов со всей планеты ищут этот священный артефакт, и у многих такие поиски становятся смыслом жизни.

Кто автор этих поразительных пещер?

 

Колоссальными пещерами и туннелями изрыты горы в северных регионах Южной Америки. Люди легко проходят по этим ходам, но нет сомнения в том, что их вырыли не люди и появились они не геологическим способом. Пол, стены и потолок в пещерах в огромных отметинах, что дает предположение, что они вырыты гигантскими ленивцами.

Кто автор этих поразительных пещер?

Автор такого предположения бразильский профессор Генрих Фрэнк, узнавший о случайной находке, обнаруженной в результате проведение строительства в одном из штатов Бразилии. Фрэнку и его коллегам удалось обнаружить больше, чем полторы тысячи туннелей, некоторые из них длиной до полукилометра.

По предположению ученых, пещеры выкопали десятки гигантских ленивцев на продолжении не одного поколения. Они появились на территории Америки 35 миллионов лет назад. Взрослые животные достигали 6 метров в высоту и несколько тонн был их вес. Ленивцы являлись самыми крупными наземными млекопитающими после мамонтов.

Кто автор этих поразительных пещер?

Ученым пока не удается понять, для чего доисторическими монстрами были вырыты эти лабиринты. Нормальные звери, укрывающиеся от плохой погоды и хищников, не занимаются рытьем огромных запутанных пещер.

По предположению некоторых альтернативных исследователей, удивительные подземные лабиринты сделали пришельцы или представители древней цивилизации, но пока не понятно, для какой цели они предназначались.

Кто автор этих поразительных пещер?

Загадочные и извилистые лабиринты и пещеры находят исследователи и ученые только в южном области Бразилии в двух штатах: Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул. Однако, обиталищем мегатерий (ленивцев) была территория Южной и Северной Америк. Поэтому невозможно объяснить, почему не на всей территории их обитания находятся эти лабиринты. Кроме того, это невероятно, но в этих пещерах никто не обнаружил останков ни одного гигантского ленивца.

Кто автор этих поразительных пещер?

Мифы Куликовской битвы: как Литва Мамаю помогала…

Как там оно наше, сказочное «Сказание о Мамаевом побоище» начинается:

«…Пришли же послы к царю Мамаю от Ольгерда Литовского и от Олега Рязанского и принесли ему большие дары и грамоты…Царь же написал ответ такой: «…за дары и восхваление каких земель захотите, тем одарю вас».

Большое удивление ждёт людей, которые историю того периода изучали по школьному учебнику и «Памятникам Куликовского цикла» (по которым учебники писаны). Первое: если говорить о Руси… то её не было тогда. Юридически. Услышь такое слово где-то в любой европской или восточной земле, под «Русью» поняли бы — это Великое Княжество Литовское. Оно же Русское, Жемантийское и прочая-прочая. Самое крупное государство тех лет в Европах.

Включало в себя перед Куликовской битвой земли: почти всей современной центральной Украины, всю Белоруссию и Литву, восточную часть Польши, западные регионы России и часть южных. 700 тысяч квадратных километров площади. Говорила Литва на русском языке чаще всего, вера для большинства славянского населения была православной. Её правители, Великие Князья рода Миндовга и Гедимина, именовались европцами… «королями русских».

Как появилось государство? Да сразу после вторжения Батыя. Год за годом, набирая силу, присоединяя к себе (силой, угрозами, очевидными выгодами) бывшие княжества условной «Киевской Руси». И прочие славянские земли, куда только руки дотягивались. Чаще всего подбирая «что плохо лежит или непрочно стоит». В 1380-ом году Литва включала в себя (только из старых русских княжеств): Киевское, Черниговское, Полоцкое, Галицо-Волынское, Витебское, Курское, Новгород-Северское, Белгородское, Брянское, Переяславское и т.д. … Москва (со всеми союзниками), по сравнению с Литвой — карлик.

Правил всей державой на момент нашей битвы знаменитой — сын великого Александра Литовского, князь Иаков. Что-то непонятно? Ах, да. Простите, сын великого Ольгерда, князь Ягайло. Это такая исключительно московская православная ономастика. Для летописей. Хотя весь христианский мир обозначал и идентифицировал человека по имени, полученном в крещении. Иногда имён было несколько, но это языческие пережитки.

Московские летописи тем всегда и отличались, что страдали постоянно намеренными исключениями. По политическим соображениям. Ольгерд получил имя крестильное — Александр. Ягайло при рождении — Иаков/Яков (потом Владиславом католическим стал, чтобы корону польскую примерить). Знаменитейший рубака Витовт (двоюродный брат Ягайло) — тоже Александр. Но нет, упорно будем их называть «погаными» именами. Они же «чужие». А наших, «правильных» князей — исключительно по-христиански величать станем. Дмитрий, Константин, Александр и т.д. …

Политика-с. Что для нас историческая «Литва»? Какая-то далекая и очень русофобская держава. Ещё издревле. Для правильного патриотического взгляда на историю. Что Великое Княжество Литовское крупнее и влиятельнее Москвы было… не, такого быть не может. Так ложь махровая и культивировалась. Чтобы скрыть языковое, культурное, религиозное, этническое тождество «литовской Руси» со всей прочей. Владимиро-Суздальской и Московской в том числе. Стыдливо откреститься нужно было от политического доминирования этого государства вплоть до XVI века. Обосновать наглую аннексию Рязани — тем более.

Литва и Мамай.

«Памятники Куликовского цикла», по глубокому личному убеждению, стоит вообще запретить к историческому изучению. Начиная со средней школы. Потому что воспитывают уродливый патриотизм. Детям до 10 лет это читать можно, не спорю. Закладывать правильные понятия «любви к родине, отечеству». Культивировать идею, что страну нужно защищать от врагов, не щадя живота своего. Только называйте это правильно — «художественная литература». Как былины о богатырях русских.

Что скажет наука история о взаимоотношениях Москвы и Литвы на момент Куликовской битвы? Враги. Злейшие? Да нет, обычные. Переженившиеся друг на дружке семьями. Обычные средневековые бузотеры и хищники. Имевшие немало претензий друг к другу. Зачем же культивировать идею противостояния Литвы и Мамая — против стремящейся к «свободе от ига татарского» Москве? Отсутствие фактов подкреплять мифами пропаганды? Об этом и будет статья.

Возьмём «Памятники Куликовского цикла». Ягайло был на 1380-ый год нашим противником? Так точно. Прямым союзником Мамая? Никак нет. Но некоторые «Памятники…» даже не его нарядили союзником ретивого беклярбека. А отца, князя Ольгерда. Можно толковать именно так, если почитать некоторые редакции «Сказания о Мамаевом побоище». Там (умерший в 1377 году) Ольгерд — союзник Мамая. Автор XV века спутал двух литовских государей? Ой… не верится.

Понимаю патриотичных летописцев. Великий князь литовский (впоследствии и польский король) Ягайло на роль «злейшего врага» маловато подходил. Кишкой политической против папы не вышел, хоть и рубака знатный. За время своего долгого 70-тилетнего правления (1377-1434 гг.) практически не вёл крупных войн с русскими княжествами, на западные проблемы переключившись полностью. Взаимные наскоки не беру в анализ, это деревенские разборки за межу.

Вот совсем другое… папаша, глыба Ольгерд. За двадцать лет (1350-1370-х гг.) уж он кровушки попил московским союзникам, регенту Алексию и самому Дмитрию Донскому. Держал в страхе и ужасе. Это его походы называются жуткими «литовщинами». Рисуемые как ужасающее опустошение московских земель в 1368 (сожжена вся Москва), 1370 и 1372 годах. Началось очернение его имени со времен «доброго хана» Джанибека. Когда Ольгерд (с ордынцами) трепал венгров и поляков за галицко-волынские земли.

Литовец Ольгерд — ещё один опаснейший враг Руси, практически равный Мамаю. Так летописи назначили. А что он сотрудничал совсем с другой Ордой… Золотой, а не «Мамаевой» на тот момент, так это мелочи. Никакой внятной хронологии, только чан с летописными помоями. Вот почему в некоторых редакциях «Сказания о Мамаевом побоище» против Руси выступают совместно два «страшных зла». Душители свободы от «поганого» Востока и Запада. Русь всегда в кольце враждебном.

Для последующих историков символический смысл (литературный) несуществующего союза Мамая с Ольгердом — как-то ускользнул. Но квасной патриот упорен и подкован идеологически: раз нет фактов, их нужно выдумать. У кого ошмётки совести остались — исказить имеющиеся. Так возник миф о военном союзе Мамая-Ольгерда еще с 1360-ых годов. Задолго до Куликовской битвы. Никакие источники документальные его не знают, но доказательная база приехала. В очень любопытной трактовке битвы на реке Синие Воды.

Имея численный перевес и прекрасно выбранную позицию, в 1362 году войска Ольгерда размотали на молекулы трех ордынских эмиров Крыма: Кутлуг-Бугу, Хаджи-бека и князя Дмитрия (владел курортным маленьким княжеством Феодоро). Эти незадачливые вояки были прямыми вассалами… Мамая. Мой «любимец» Лев Николаевич Гумилев додумался до гениальной идеи: Ольгерд растрепал эту троицу… во исполнение союзнического долга перед беклябеком.

Якобы они взбунтовались против самозванца Мамая, их поражение от Литвы сыграло тому на руку. Ольгерд оказал неоценимую услугу узурпатору, позволив вернуть контроль над Крымом и Причерноморьем. Очень интересно, Лев Николаевич. А как же быть с территориальными приобретениями Литвы после Синих Вод? Когда от ордынских владений Мамаю удалось отстоять только узкую полоску прибрежную, да и то через год? Потерять из-за активности Ольгерда власть в Сарай-Берке. Маневрами и наскоками остановить дальнейшее продвижение Литвы в южно-русские степи.

Как быть с фактом: до 1362 года в Киеве правил Рюрикович, князь Федор. Он признавал формально власть Ольгерда (а куда бы делся), но дань платил Золотой Орде. Поскольку баскаками татарскими в одном городе сидел, с прямой оккупационной администрацией. После Синих Вод… вуаля, полная свобода от Орды. В Киев торжественно въезжает сын Ольгерда, витебский князь Владимир (очень литовский по имени).

Немного юмора.

Очень прилюбливаю историю изучать по украинским современным источникам. Теорию Гумилева очень там не любят, творчески опровергают. Настолько творчески, что записали великого Ольгерда — в… вассалы Мамая. Мол, грозный беклярбек выдал Великому князю литовскому специальный «ярлык». На захваченные земли Киевской Руси, после победы при Синих Водах. С условием регулярных выплат «ордынского выхода». Потом эта практика продолжилась, вплоть до поздних крымских ханов.

Как-то комментировать нет сил. Но пошло откуда всё? Правильно, из «Сказания о Мамаевом побоище», где литовский князь шлёт послов к Мамаю, унижается. Величает его владыкой, вольным «царем». Вкусности всякие предлагает. Как непокорную Москву обкорнать, расчленить и поделить по разбойному разумению. А теперь факты.

Прямых (даже косвенных) указаний о союзе Мамая с Ольгердом в источниках не встречается. Его отношения с «Мамаевой Ордой» были напряженными и враждебными. Такой уж человек Ольгерд был. Жёсткий и несгибаемый «собиратель земель русских». В 1359 году Мамай смиренно упрашивает литовского государя освободить московского митрополита Алексия из плена. Который угодил туда за гневливые речи против суверенного властителя, возжелавшего иметь собственную митрополию в Литве. Его не устраивала угодливая ордынская политика московской церкви.

Мамай старается окоротить литовских купцов, выдавая «ярлык» на льготы их заклятым торговым врагам (товариществу польского Кракова) в 1372 году. Литовские обороты через Львов падают, город не вернет себе былое величие. В 1374 году Литва наносит поражение ордынскому «князю Темиру», вызывая очередное обострение отношений с Мамаем.

Зимой 1379-1380 годов Дмитрий Московский (Донской) собирает все силы княжества, отдает под командование Владимира Андреевича Серпуховского, Андрея Ольгердовича Полоцкого и Дмитрия Боброка «и иныя воеводы и велможи и бояре многи». Цель — атака на Литву, необходимо отбить города Стародуб и Трубчевск. Москва полностью оголена и беззащитна. Мамай не приходит на помощь «союзнику литовскому»… Хотя можно было покончить с Донским, не ввязываясь в авантюры Куликова Поля того же 1380-го года.

Куликовская битва и Литва.

Как там назначена штатскими штафирками ситуация? Ягайло не успел соединиться с Мамаем? «Глюпий татарин» посчитал свои силы достаточными для атаки на рати Дмитрия Донского? Добычей и славой не желал делиться? А подумать? Статьи о численности войск, кто на кого напал — будут позже, речь о другом. О лжи и пропаганде.

Авторы «Задонщины», «Летописной повести…», нескольких вариантов «Сказания о Мамаевом побоище» смачно расписывают образ Ягайло, не жалея пахучих субстанций. Литовский Великий князь, как и Мамай, — именуется «поганым и злочестивым»«льстивым сотоньщиком, диаволю съветником». Намерен разделить Московскую Русь с татарами и Олегом Рязанским.

Начнём с «поганого». Великий князь Литовский, Русский, Жемантийский и прочая… был русский до самых печёнок. Сын Ольгерда и княжны Юлиании, дочки Александра Тверского. Если генетические закрома встряхнуть — на три четверти «русак». На две трети — так точно, поскольку внук Гедемина. Который был тоже женат на русской княжне. Крестился Ягайло в православии с именем Иаков (Яков), воспитывался матерью.

Автор «Сказания о Мамаевом Побоище» ссылается сходу на содержание переговоров Литвы с Мамаем, даже «текст» полностью приводит. Даю другую редакцию, не что в начале статьи ставил:

«Восточному вольному великому царю Мамаю. Князь Ягайло Литовский, присяжник по твоей милости, челом тебе бьет и обращается с мольбой. Я узнал, о господин, что хочешь ты устрашить свой улус, своего служебника московского князя Дмитрия. Поэтому прошу тебя, царь: ведь я знаю, что великие обиды приносит князь Дмитрий Московский твоему улуснику Олегу, князю рязанскому, да и мне он вреда много причиняет.

Оттого мы оба просим тебя, всесветлый вольный царь, чтобы ты научил его не творить таких неправых дел, чтобы, царь, ты сам потрудился прийти сюда и, придя, увидел наше смирение, а его гордыню. Тогда ты поймешь наше смирение против грубости московского князя Дмитрия».

Начнём с того, что на Куликовом Поле сражаются против Мамая… братья единокровные Ягайло. Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский. Перешедшие на службу Москве. Что обычная практика, круговорот знати в природе средневековой. Ладушки, аргумент слабый. А теперь… где же был сам Ягайло? Наши летописи назначили ему дистанцию… в 70 верст от места битвы. Полтора-два перехода.

Может, стояло какое войско литовское там. Это были их земли. Даже уверен, что именно так было. Имеют полное право, раз почти целый месяц Москва валандалась с мобилизацией, готовясь к большой войне. На кого пойдёт? А бог его знает, может зимние упражнения хочет повторить. Мамай… этот непонятный. Торчит шишом на реке Воронеже, силу копит. Тоже радости мало. Литовцы обязательно были где-то неподалеку. Ягайло самолично?

Его там не было. Он вообще не мог быть в союзе с Мамаем. Только возможное перемирие нащупывать, разве что. Поскольку обмен послами точно зафиксирован. С начала 1380-го года ордынцы Мамая самозабвенно резались с Литвой за Подолию. В сражениях погиб союзник Ягайло, правитель этих земель Александр Кориатович. Письмо процитировано? Этих писем… вам нацитируют, при полном отсутствии подлинников. «Завещания» Ивана Грозного и Петра I на той же полке лежат, читайте на здоровье.

Хотел поделить Мамай Московскую Русь с Литвой? У беклярбека выбили всех союзников в Поволжье, долги огромные Генуя требует, порты перекрыть грозит. Золотую монету приходится чеканить взамен серебряной, по другому ироды не принимают. Терять последнюю «налоговую базу» в лице Московского Великого княжения? Чтобы Литва ещё больше усилилась, крымский полезный воздух ему перекрыла? Ладно, пусть будет.

А может, это такой отзвук другой легенды? Как несчастную Москву хотели хан Тохтамыш и великий князь Витовт через много лет поделить? Ремарка…

Все литературные источники стоят на своём: Ягайло спешил к месту битвы, но из-за трусости и вероломства союзника подвёл. А что же Дмитрия Донского не добил, который две трети своего войска положил и самолично в бессознанке по обозным телегам валялся? После ратных упражнений рядовым дружинником «в первых рядах сторожевого полка»?

А теперь как оно было.

Вся эта фантастика списана… со стояния на Угре. Как-то очень подозрительно всё сходится. «Оборонительная стратегия» Дмитрия Донского до мельчайших деталей напоминает такие же «литературные» действия его потомка Ивана III. В 1480 году торчавшем на Оке и Угре именно для того, чтобы не дать хану Ахмату «соединиться» с союзником, литовским князем и польским королем Казимиром IV (родным сыном Ягайло).

Ягайло не имел ничего против Москвы. Никогда. 70 лет на неё внимания не обращал. Войны с Литвой возобновились при Великом князе Витовте Кейстутовиче. Который был двоюродным братом Ягайло и кровушки попил Москве немало. Если и были какие-то сношения Мамая с Ягайло, дальше экономических перебранок они не заходили.

Исторические источники не знают враждебных совместных акций ордынцев и литовских войск в период жизни Мамая. Когда к власти пришел Ягайло. Не до Москвы (и не до Мамая) ему было, с самого первого дня княжения. Во-первых… не соперники были они Литве на тот момент. Сообща — да, но не по отдельности.

Во-вторых: с 1379 года Ягайло был вынужден делить власть со своим дядей Кейстутом, братом Ольгерда. Вооружённое мрачное противостояние началось исподволь, потом переросло в открытую войну. Только в 1382 году дядюшку удалось заманить в ловушку, бросить в темницу и удавить тайком. Чтобы не иметь проблем со вздорной Москвой, не получить удар в спину, оба конкурента с ней старались дружить. Договоры заключали, кресты целовали, династические браки примеряли, земли спорные полюбовно кроить пытались. Непрерывно с 1381-го по 1384-ый годы.

Ягайло имел проблемы с братьями, служившими Москве: Андреем Горбатым Полоцким и Дмитрием Брянским. Тут опять махровая ложь «Памятников Куликовского цикла» лезет из всех щелей. Летописи наши объясняют их противостояние «истовым православием» Андрея и Дмитрия. В противовес «язычеству» Ягайло.

Вражда с братьями — это острое желание Андрея Горбатого сесть на трон Литвы. Он был старшим сыном Ольгерда, Дмитрий Брянский — второй по старшинству был. Это обычные династические разборки. Мигом прекратившиеся после появления на литовском престоле Витовта. Который… уж точно был демонстративным и махровым язычником (потом в католичество перекинулся, как и Ягайло). Братья при нём немедля вернулись в Литву, принесли присягу на верность. Чтобы сгинуть на реке Ворскле в 1399 году. В битве против ордынского хана Тимур-Кутлуга и его беклярбека Едигея.

Когда Мамай подвергся атаке Дмитрия Донского на Куликовом Поле, Ягайло сидел тише мышки. Пристально наблюдая за действиями дядюшки Кейстута (симпатизанта Москвы и Орды). Решал проблемы Тракайского княжества. Думал, как задружить без больших репутационных потерь внутри Литвы — с Тевтонским Орденом. Было чем заняться. Не новое завоевывать, отцовское бы отстоять.

Польские и литовские хроники звенят тишиной об отношениях Ягайло и Мамая. Они много пишут о перипетиях отношений с тевтонцами и Польшей в то время. Совестливые отечественные историки (очень редкие) не говорят о «военном союзе» этих «двух зол» Москвы. Но настаивают, что «согласно немецким хроникам», Ягайло напал на санитарные обозы Дмитрия Донского, тащившиеся с Поля Куликова. Отнял всю добычу. Ага. Все «немецкие хроники» — это статья В.Т. Пашуто:

«Ягайло, которого весть об исходе битвы настигла у Одоева, пограбил русские арьергарды, как смутно сообщают немецкие хроники».

Как ни искали, понимаете… так и не разыскали «смутных сообщений немецких хроник».

Выводы

будут короткие, поскольку тема не закрыта. Мамаево-литовская. Перед авторами «куликовских памятников» стояла простая политическая задача: назначить русскому и православному князю Иакову (Ягайло) роль дополнительной «литературной страшилки». Наша страна должна быть в обязательном «стальном кольце» врагов. Так больше героики в победе. Союзник Дмитрия Донского, честный князь Олег Рязанский — тоже как лыко в строку (о нём позже подробно поговорим). Предатель. Наймит жидо-литовско-мамаевского Госдепа.

А если подумать о реалиях… То сказка не выдерживает любой критики. Политической, военной, экономической, дипломатической… и даже здравого неглубокого анализа. «Не успел» на битву Ягайло. А почему? Так это… счастливая случайность. Заступничество Богородицы, благословление Сергия Радонежского. Ум помутился у опытнейших вояк, «промысел божий» таков. Заступничество небесное.

Ягайло был сыном Ольгерда от православной супруги, тверской княжны Ульянии. Напомним, дочери Александра Михайловича Тверского. Она была сестрой главного конкурента Дмитрия Донского на Великое Княжение — Михаила Александровича Тверского. Упорного, но легкомысленного и бестолкового политикана.

Москва, после коронации Ягайло польским королем (с переходом в католичество), была в религиозном обмороке. Понимала, куда задули ватиканские ветра. Надежды на контроль Литвы в православном векторе митрополии московской — рухнули. А перед этим? Брак дочери Дмитрия Донского с Ягайло сорвался. По вине недалёкой умом Москвы, кстати. Дмитрий Иванович предпочёл выдать дочь за рязанского княжича Федора Ольговича. Сына «предателя и мамаевского наймита» Олега Рязанского.

А Ягайло в 1385 году (по условиям Кревской Унии) был вынужден жениться на польской королеве Ядвиге, приняв католичество. Став «общим королём» Владиславом II. Только после этого начал активно «окатоличивать» русскую и православную Литву. Ну как такое простить Церкви нашей и её летописцам? Вот московские ревнители православной веры расстарались на славу, вываляв Ягайло в дёгте и перьях.

На него повесили все грехи преемников. Которые действительно иногда сотрудничали со своими соседями, осколками Золотой Орды. К татарской помощи прибегали литовские князья Свидригайло Ольгердович (брат Ягайло), его преемник Сигизмунд Кейстутович, князь литовский и король польский Казимир IV (сын Ягайло). Ян-Альбрехт и Александр Ягеллоны (сыновья Казимира) вели непрекращающиеся войны с Русью за юго-западные земли…

Как это представить? Правильно, как патологическую и давнюю ненависть Литвы. Назначить потомственными врагами Руси с традицией, берущей начало во времена Мамая. Самого большого зла отечественной истории. Особенно зная исторический факт: все летописи и особенно «Памятники Куликовского цикла» (содержащих сведения о Мамае) были перелицованы и отредактированы при Иване III и его преемниках. На рубеже XV-XVI веков. Когда войны с Литвой заполыхали по-настоящему, на смерть. Вот так истории пишутся…

 

Полет в космос с богатейшим человеком мира был продан за 28 миллионов долларов


 

Место на космическом корабле New Shepard для полета в космос с богатейшим человеком мира Джеффом Безосом и его братом было продано на аукционе за 28 миллионов долларов, об этом сообщила в своем аккаунте в Twitter созданная миллиардером космическая компания Blue Origin.

Имя победителя будет объявлено позднее, также станет известно, кто окажется четвертым членом экипажа. По информации компании, участие в розыгрыше приняли 7,6 тысячи человек из 159 стран.

Полет Безоса в космос состоится 20 июля. Миллиардер назвал это «величайшим приключением с моим лучшим другом» и добавил, что мечтал о космическом путешествии с пяти лет.

 

Святая инквизиция: главные вопросы
Святая инквизиция: главные вопросы
Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?

Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?

Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответ­ственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у насе­ления подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в позд­ней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памят­ников римского права.

Папа Луций III. Хромолитография из кн...
Папа Луций III. Хромолитография из книги «Ritratti e biografie dei romani pontefici: da S. Pietro a Leone 13». Рим, 1879 год

Судебный розыск практиковал как королевский суд — например, в Англии, — так и Церковь, причем в борьбе не только с ересью, но и с другими преступ­лениями, входившими в юрисдикцию церковных судов, в том числе с блудом и двоеженством. Но самой мощной, стабильной и известной формой церков­ного inquisitio стал inquisitio hereticae pravitatis, то есть розыск еретической скверны. В этом значении инквизицию придумал папа Люций III, который в конце XII века обязал епископов искать еретиков, несколько раз в год объезжая свою епархию и расспрашивая достойных доверия местных жителей о подозрительном поведении их соседей.

Почему ее называют святой?

Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.

Изгнание из рая. Картина Джованни ди ...
Изгнание из рая. Картина Джованни ди Паоло. 1445 год

В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.

Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?

Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале 1230-х годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам.

Трибунал инквизиции. Картина Франсиск...
Трибунал инквизиции. Картина Франсиско Гойи. 1812–1819 годы

Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.

Где существовала инквизиция?

Инквизиция — с конца XII века епископская, а с 1230-х годов — папская, или доминиканская, — появилась в Южной Франции. Примерно тогда же ее ввели в соседней Короне Арагона. И там и там стояла проблема искорене­ния ереси катаров: это дуалистическое учение, пришедшее с Балкан и распространив­шееся чуть ли не по всей Западной Европе, было особенно популярно по обе стороны Пиренеев. После антиеретического Крестового похода 1215 года катары ушли в подполье — и тут меч оказался бессилен, потребовалась длинная и цепкая рука церковного сыска.
На протяжении XIII века по папской инициативе инквизицию вводили в раз­ных итальянских государствах, причем в Ломбардии и Генуе инквизицией ведали доминиканцы, а в Центральной и Южной Италии — францисканцы. Ближе к концу века инквизиция была учреждена в Неаполитанском королев­стве, на Сицилии и в Венеции. В XVI веке, в эпоху Контрреформации, итальянская инквизиция, возглавленная первой конгрегацией папской курии, заработала с новой силой, борясь с протестантами и всякого рода вольнодум­цами.

Инквизиция. Рисунок Марка Антокольско...
Инквизиция. Рисунок Марка Антокольского. До 1906 года

В Германской империи время от времени действовали инквизиторы-домини­канцы, но постоянных трибуналов не было — из-за многовекового конфликта между императорами и папами и административной раздробленности империи, затруднявшей любые инициативы на общегосударственном уровне. В Чехии действовала епископская инквизиция, но, по-видимому, она была не слишком эффективна — по крайней мере, искоренять ересь гуситов, последователей Яна Гуса, сожженного в 1415 году чешского реформатора Церкви, командировали специалистов из Италии.
В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объеди­ненной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.

Почему самая известная инквизиция - испанская?

Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отста­лой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды  и фана­тичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции.

Эмблема испанской инквизиции. Иллюстр...
Эмблема испанской инквизиции. Иллюстрация из «Enciclopedia Española». 1571 год

Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полу­остро­ва, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и ино­странные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просве­тители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочине­ниях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Евро­пе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мысли­тель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».

За кем охотились и как определяли, кого казнить?

В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбле­ние» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спири­туалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в поли­тических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимуще­ственно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочислен­ными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.

Галилей перед судом инквизиции. Карти...
Галилей перед судом инквизиции. Картина Жозефа-Николя Робер-Флёри. 1847 год

Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.
Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «прими­рение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рециди­вистов», вторично впавших в ересь.

Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?

Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского проис­хождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддерж­кой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.

Папа и инквизитор. Картина Жан-Поля Л...
Папа и инквизитор. Картина Жан-Поля Лорана. 1882 год

Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?

Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современ­ники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.

Инквизиция. Картина Эдуара Муаза. Пос...
Инквизиция. Картина Эдуара Муаза. После 1872 года

Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британ­ского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в XVI–XVII веках, была вызвана социальными измене­ния­ми — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и сниже­ния социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудей­ствования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.

Почему ведьм именно сжигали?

Церковь, как известно, не должна проливать кровь, поэтому сожжение после удушения выглядело предпочтительнее, а кроме того, оно иллюстрировало евангельский стих: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».

Сжигание ведьм в Гарце. 1555 год
Сжигание ведьм в Гарце. 1555 год

В действительности инквизиция не осуществляла казни собственноручно, а «отпускала» непримиренных еретиков в руки светской власти. А согласно светским законам, принятым в Италии, а затем в Германии и во Франции в течение XIII века, ересь каралась лишением прав, конфискацией собственности и сожжением на костре.

Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?

Не без этого. Хотя каноническое право запрещало использование пыток в церковном судопроизводстве, в середине XIII века папа Иннокентий IV специальной буллой легитимировал пытки при расследовании ереси, приравняв еретиков к разбойникам, которых подвергали пыткам в светских судах. Как мы уже сказали, Церковь не должна была проливать кровь, кроме того, запрещалось нанесение тяжких увечий, поэтому выбирали пытки на растяжение тела и разрыв мускулов, на зажим тех или иных частей тела, на раздробление суставов, а также пытки водой, огнем и каленым железом. Пытку разрешалось применять лишь единожды, но это правило обходили, объявляя каждую новую пытку возобновлением предыдущей.

Пытки испанской инквизиции. Конец XVI...
Пытки испанской инквизиции. Конец XVIII века

Сколько всего людей сожгли?

По всей видимости, не так много, как можно подумать, но число жертв трудно подсчитать. Если говорить об испанской инквизиции, ее первый историк Хуан Антонио Льоренте, сам генеральный секретарь мадридской инквизиции, высчитал, что за три с лишним века своего существования святая канцелярия обвинила 340 тысяч человек, а на сожжение отправила 30 тысяч, то есть примерно 10 %. Эти цифры уже много раз пересматривались, в основном в сторону уменьшения. Статистические изыскания затруднены тем, что архивы трибуналов пострадали, сохранились не все и частично. Архив Супремы с отче­тами по рассмотренным делам, которые ежегодно отправляли все трибуналы, сохранился лучше. Как правило, есть данные по некоторым трибуналам за определенные периоды, и эти данные экстраполируют на прочие трибуналы и на все остальное время. Однако при экстраполяции снижается точность, потому что, вероятнее всего, кровожадность менялась в сторону снижения. На основании отчетов, посылаемых в Супрему, подсчитано, что с середины XVI по конец XVII века инквизиторы в Кастилии и Арагоне, на Сицилии и Сарди­нии, в Перу и Мексике рассмотрели 45 тысяч дел и сожгли не менее полутора тысяч человек, то есть около 3 %, но из них половину — в изображении . Не менее — потому что информация по многим трибуналам имеется лишь за часть этого периода, но представление о порядке можно составить. Даже если увеличить эту цифру вдвое и допустить, что за первые 60 и последние 130 лет своей деятельности инквизиция уничтожила столько же, до 30 тысяч, названных Льоренте, будет далеко.

Аутодафе на площади Майор в Мадриде. ...
Аутодафе на площади Майор в Мадриде. Картина Франсиско Риси. 1685 год

Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, 50–70 тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».

Как к инквизиции относился простой народ?

Обличители инквизиции, конечно, считали, что она порабощает народ, сковывает его страхом, а тот в ответ ее ненавидит. «В Испании, от страха онемелой, / Царили Фердинанд и Изабелла, / И царствовал железною рукою / Великий инквизитор над страною» , — писал американский поэт Генри Лонгфелло. Современные исследователи-ревизионисты опровергают такое видение инквизиции, в том числе мысль о насилии над испанским народом, указывая на то, что по своей кровожадности она заметно уступала германским и английским светским судам, расправлявшимся с еретиками и ведьмами, или французским преследователям гугенотов, а также на то, что сами испанцы никогда, вплоть до революции 1820 года, как будто не имели ничего против инквизиции. Известны случаи, когда люди пытались перекинуться под ее юрисдикцию, считая ее предпочтительнее светского суда, и действительно, если посмотреть на дела не марранов и морисков, а «старых христиан» из числа простого народа, обвиняемых, например, в богохульстве по невежеству, неотесанности или пьянству, то наказания были довольно мягкими: сколько-то ударов плетью, изгнание из епархии на несколько лет, заточение в монастыре.

Осужденные инквизицией. Картина Эухен...
Осужденные инквизицией. Картина Эухенио Лукаса Веласкеса. Около 1833–1866 годов

Когда инквизиция закончилась?

А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.

Отмена инквизиции в Испании во время ...
Отмена инквизиции в Испании во время правления Жозефа Бонапарта в 1808 году. Гравюра из «Histoire de France». 1866 год

Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» 1820–1823 годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.

Гигантский зуб Будды Шакьямуни

 

В 543 году до нашей эры в местечке Кушинагара состоялась кремация великого духовного учителя — Будды. Когда яркое пламя охватило тело Просветлённого, один из его учеников бросился в огонь и вынес из него зуб наставника. Так последователи новой веры обрели свою главную святыню. На долю этой драгоценной реликвии выпало немало тяжких испытаний, но ни одно из них не причинило ей вреда. И все благодаря фантастической неуязвимости святыни.

Обретённую реликвию отважный ученик Будды хранил у себя на протяжении жизни, а перед смертью передал её правителям царства Калинга (сегодня — территория штата Орисса на Востоке Индии). Здесь-то и было суждено драгоценному Зубу пройти своё первое испытание. Так, согласно старинному преданию, однажды несколько индуистских брахманов, ярые противники буддизма, выкрали святыню из дворца монарха, дабы доказать её бессилие на глазах своих верных адептов. Для этого воры приготовили наковальню, чтобы на ней растолочь в порошок ненавистный им «трофей».

Гигантский зуб Будды Шакьямуни

Вот только у злоумышленников ничего не получилось — Зуб блестяще прошёл «тест» на подлинность. Когда первый вандал ударил по реликвии кувалдой, тяжёлый инструмент отскочил от святыни, не причинив ей ни малейшего вреда, и чуть не размозжил голову своего владельца. Когда же второй брахман попытался завершить дело «коллеги», молот выскользнул у него из рук и… зависнув в воздухе над головой злодея, принялся угрожающе покачиваться из стороны в сторону. «Намёк» воришки-брахманы поняли без труда и тут же вернули святыню её законному владельцу.

«Контрабанда» в причёске

В IV веке нашей эры священному Зубу пришлось покинуть Индию и искать себе новое пристанище на острове Шри-Ланка. Произошло это при следующих обстоятельствах. В то время в Калинге правил царь Гухазива, против которого взбунтовались его подданные индуисты. Монарх терпел поражение за поражением, а когда стало понятно, что его столица вот-вот падёт, несчастный царь предпринял отчаянную попытку спасения драгоценного Зуба. Для этого он попросил свою дочь, принцессу Хемамали, спрятать великую реликвию в её высокой и пышной причёске и таким образом вывезти за пределы мятежного государства. Царевна, покорная воле отца, выполнила его приказ, после чего, переодевшись в платье простолюдинки, села на корабль, отправлявшийся на Шри-Ланку. Почему-то, пока барышня добиралась до порта, никого не удивили искусно уложенные локоны «бедной» девушки, и это помогло ей избежать обыска «таможенников».

Приплыв на заветный остров, Хемамали передала священный Зуб царю Сирименгхаванне, который поместил реликвию в свою сокровищницу. Вот только прибытие святыни на Шри-Ланку положило конец миру, царившему здесь. И невольным виновником этого стал новый обладатель реликвии, объявивший её главной регалией правителя острова. Тогда знатные вельможи Шри-Ланки затеяли череду бесконечных войн за святыню, так как та теперь автоматически давала своему владельцу право на царский престол. Эти вооружённые конфликты утихли только в XVI столетии, когда началась эпоха колонизации острова.

Новое испытание

После захвата Шри-Ланки португальцами для местных жителей наступили нелёгкие времена. Так, к 1560 году практически весь остров оказался в руках иноземных колонизаторов, за исключением Кандий-ского царства, расположенного на высокогорном плато в самом центре Шри-Ланки. Именно здесь в то время и хранился драгоценный Зуб Будды. Но в ходе столкновений с оккупантами дворец местного правителя ненадолго оказался в руках захватчиков, тогда им и удалось похитить великую святыню.

Реликвию вывезли на Гоа, где в середине XVI века находилась резиденция португальского вице-короля Индии Константина Браганцкого. Ему-то и был передан драгоценный трофей, захваченный в Канди. Конечно же, за священный Зуб буддийские правители предлагали огромный выкуп, но в дело вмешались представители Католической церкви, которые потребовали от вице-короля немедленного уничтожения святыни еретиков.

И тогда на глазах многочисленных зевак древнейший артефакт местный палач растолок в порошок, который затем был сожжён. Но оказалось, что экзекуции подверглась фальшивая реликвия! Правитель Канди подготовился к вторжению иноверцев и заранее переправил Зуб в безопасное убежище. А в сокровищнице на его месте была оставлена искусная подделка из слоновой кости.

Взрыв в хранилище «прекрасного вида»

Сегодня святыня по-прежнему хранится в Канди, где специально для неё в XVIII веке был построен великолепнейший огромный храм Далата Малигава, украшенный замысловатой резьбой, золотом и слоновой костью. Причём опыт предыдущих покушений многому научил служителей этого святилища, а потому злоумышленникам добраться до древнего артефакта теперь ох как непросто.

Сегодня Зуб Будды помещён в специальное хранилище, которое называется Залом прекрасного вида, и вход туда разрешён только заслуженным буддийским монахам и особо важным гостям Далата Малигавы. В числе последних в 1890 году оказалась русская княгиня Мария Григорьевна Щербатова, оставившая следующее описание этого святилища: «Войдя в алтарь, мы увидели большой стол, ярко освещённый множеством свечей, посредине которого под стеклянным колпаком возвышался ковчег — карандува. Внутри него помещаются один в другом шесть таких же ковчегов, все из чистого золота, а последний из них украшен драгоценными камнями и содержит знаменитый Зуб».

С тех пор в Зале прекрасного вида практически ничего не изменилось, а вот вход в храм теперь имеет три степени контроля, что обеспечивают безопасность святыне. Кроме того, во избежание нападения на реликвию одержимых фанатиков её очень редко извлекают из заветных сундучков и допускают верующих, отстоявших длинную очередь, всего один раз в день, да и то на короткое время. Сам храм Зуб покидает лишь в августовское новолуние, когда по старинной традиции в Канди проходит грандиозное шествие Перахера, посвящённое великой реликвии буддистов. Но и в этот праздник злоумышленникам до неё не добраться, ведь путешествует реликвия по улицам города на спине громадного слона, окружённого вооружённой охраной.

Однако все эти меры предосторожности все же не смогли помешать новому покушению. Так, в 1998 году в Далата Малига-ве произошёл теракт, устроенный исламистами. В роковой день четверо фанатиков-смертников въехали на территорию храма на начинённом взрывчаткой автомобиле, который, взлетев на воздух, унёс жизни семерых паломников, а ещё 25 получили тяжёлые ранения. Многие значимые постройки святилища были разрушены, но главная реликвия буддистов все же не пострадала. К счастью, до Зала прекрасного вида добрались лишь слабые отголоски взрывной волны, которым уже было не под силу справиться с заветными золотыми сундучками.

Настоящий или нет?

Сегодня ходит немало слухов о том, что Зуб Будды — это подделка, а подлинная реликвия была уничтожена ещё в годы португальской колонизации. Почвой для подобных утверждений служат описания святыни, сделанные несколько десятилетий назад. Так, русский учёный-востоковед Иван Павлович Минаев в конце XIX века заметил, что легендарный Зуб довольно велик — 2 вершка в длину и 1 вершок в ширину (примерно 5,5 на 2,5 см), — а потому он мог поместиться разве что во рту великана. Своего коллегу поддержал и немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель, прямо назвав реликвию подделкой из слоновой кости. Эти высказывания учёных мужей буддисты парируют, заявляя, что Будда являлся необыкновенной личностью, а потому вполне мог иметь гигантский рост, и части его тела были больше, чем у обычных людей.

Картина дня

наверх