Догоны и Сириус: так был ли палеоконтакт? Беседы со старейшиной Оготеммели

1931 год. Африка. Плато Бандиагара на юге Мали. Этнографическая экспедиция Марселя Гриоля неожиданно среди непроходимых джунглей наталкивается на немногочисленный народ догонов. Эти африканцы настолько заинтересовали исследователей, что они изучали их более десятка лет. Да и было что изучать и чему удивляться: тысячелетиями догоны передавали последующим поколениям астрономические знания, которые наука на тот момент только получила. Более того, они утверждали, что их прародители прибыли на Землю с далёкого Сириуса.
Беседы со старейшиной Оготеммели вылились в фундаментальный труд о верованиях африканского народа и стали причиной для споров о зафиксированном палеоконтакте. Подружившиеся с Гриолем догоны рассказали ему, что их предки раньше обитали на планете, вращающейся вокруг Сириуса, а потом на «ковчеге» прибыли на Землю, чтобы заселить её.
В своих работах французский учёный не пытается интерпретировать мифы, а просто передаёт то, что поведал ему старейшина. Более того, он не задаётся вопросом, откуда у племени, не располагавшего необходимыми инструментами, появилась информация о невидимых невооружённым взглядом небесных объектах.
Однако это очень сильно заинтересовало Эрика Герье, и мифы догонов он интерпретировал как факт визита на нашу планету пришельцев. Эту идею поддержал Роберт Темпль и в книге «Мистерия Сириуса» уже доказывал наличие палеоконтакта.

Сегодня народность догон всё так же живёт на плато Бандиагара, красивом, хоть и труднодоступном месте. Их деревни, ютящиеся на склонах, называют Страной Догонов. По официальной версии они пришли сюда в десятом — двенадцатом веках от верховьев Нигера, но сами африканцы продолжают утверждать, что родом они из созвездия Большого Пса.

Однако, как мы понимаем, сказать можно всё, что угодно. Надо это ещё и подтвердить. И догоны действительно рассказывали Гриолю о спиральной структуре Млечного Пути, о наличии у Юпитера спутников, правда, только четырёх, о трёх звёздах Сириуса... Откуда затерянное посреди Африки племя могло всё это знать?
Но Гриоль не задавался этим вопросом, исповедуя принцип «описывать и только описывать». Поначалу его пытались упрекать в том, что он, возможно, как-то не так понял догонского старейшину, ведь беседовал он с ним через переводчика. Однако полученные французом сведения были системными, так что на непонимание списать эти мифы было невозможно.
В палеоконтакт многие учёные верить отказывались, поэтому возникла безумная версия о телескопе из подручных материалов. Якобы мог у догонов существовать некий круглый бассейн, воду в котором равномерно вращали с помощью какого приспособления. Это вращение придавало воде форму вогнутого зеркала, которое могло послужить рефлектором: так древние африканцы смогли разглядеть Сириус В и спутники Юпитера.
Но более въедливые и рациональные учёные предложили иную версию. Тоже контакта, но не с инопланетянами, а с миссионерами. Для начала обратили внимание на то, что знания догонов, конечно же, удивительны, но неполны. Ну, например, почему загадочные пришельцы назвали вторую заезду Сириуса «самой маленькой» и «самой тяжёлой»? Они не могли не знать, что существуют звёзды и меньше, и плотнее. Почему у Юпитера всего четыре спутника, ведь на сегодняшний день известны уже 79?
В общем, пришли к выводу исследователи, знания догонов очень напоминают знания, имевшиеся в распоряжении науки в начале двадцатого века. А как раз в этом время африканские племена и посещали миссионеры-европейцы. Возможно, кто-то из них, интересующийся достижениями современной астрономии, заметил, какое внимание уделяется Сириусу в мифологии догонов, и, чтобы наладить контакт, рассказал об этой звезде всё, что знал сам.
Дело в том, что в 20-е годы минувшего столетия было установлено, что Сириус В имеет огромную плотность, то есть очень «тяжёлый», тогда же его определили в разряд «белых карликов».
«Не могли пришельцы назвать Сириус В самой маленькой и самой тяжёлой звездой, ибо наверняка бы знали о существовании и более миниатюрных, и куда более плотных и тяжёлых звёзд. Астрономия догонов ближе к уровню хотя и довольно развитой, но земной астрономии, которую они могли узнать, например, от католических миссионеров "Белые отцы"», — утверждает главный редактор «Астрономического вестника» МГУ Алексей Скуднев.
Так что, знания догонов оказались фейком? Наверное, всё-таки рано говорить об этом, ведь африканцы утверждают, что Сириус не двойная, а тройная звезда! А сегодня никто наличие Сириуса С не подтверждает, хотя разговоры об этом ведутся...
-
Наша память сильнее забвенья…

Я помню! (Такое возможно —
Знать прошлое, если в то время не жил?)
И чувствую сердцем тревожным
Великую скорбь у солдатских могил…
Рената Юрьева, «Память»
В пойме реки у самого высохшего русла — дождями этим летом природа не баловала — разбит палаточный лагерь. Здесь ночуют ребята, прибывшие издалека. Гудит генератор, освещая вечером всю площадку и заряжая севшие за день гаджеты — снимаем каждый шаг раскопок, ведь любая выскочившая из земли мелочь может оказаться важной подсказкой или даже фрагментом останков. А это значит, что место выбрано правильно.

На окраине хутора Морозова Ростовской области в далеком 1942-м немецкие оккупанты устроили пересыльный лагерь для советских военнопленных. Изможденных бойцов держали за колючей проволокой под открытым небом; тех, кто еще мог работать, выгоняли на строительство позиций, ослабевших расстреливали и сбрасывали в лиман — так местные жители называют небольшой залив, в котором по весне разливалась река.

Полгода хуторяне наблюдали мучения наших солдат и всячески старались им помочь — приносили еду, укрывали тех, кому удавалось сбежать. А накануне наступления наших войск, двигавшихся от Сталинграда, в январе 1943-го, часть пленных, кто еще мог ходить, угнали в неизвестном направлении, а остальных расстреляли. По словам очевидцев, в концлагере содержались от 600 до 800 человек.
Долгие годы это была единственная информация о лагере для военнопленных. Установлением их судеб никто не занимался...
Военных лет военная судьба...
Без жалости и такта, без уступок,
В которой смыслом дней была борьба
И каждый день, что выжил, был поступок.
Слова из новой книги Ренаты Юрьевой «Память», опубликованной издательством «Союз писателей», как нельзя лучше подходят для описания этой ситуации. Только, увы, единицам из этих военнопленных удалось выжить, и никто из них не желал вспоминать страшные дни, проведенные в немецком плену.
Но память взывает. И в год 75-летия Великой Победы казачий поисковый отряд Морозовского района «Станица» провел грандиозное мероприятие — проект «Долг поколений» при поддержке Фонда Президентских грантов, частью которого стала полевая экспедиция, Вахта памяти.
...С утра в лагере уже кипит работа: женская часть «вахтовиков» готовит завтрак, на костре закипает чай, а руководитель уже распределяет между небольшими группами поисковиков участки территории, которую сегодня нужно обследовать. Подкрепившись, вооруженные щупами, лопатами и металлоискателями мужчины уходят в поле, а следом за ними небольшими группами спешит детвора: им интересно и слушать истории о войне, которые рассказывают старшие, и смотреть, как они работают профессиональным оборудованием, и даже копать.
Да и опытные поисковики прекрасно понимают свою миссию: их задача — не только обнаружить останки военнопленных, но и увлечь молодежь, подарить им новый интерес, а, возможно даже, и профессионально ориентировать.
На начальном этапе при поиске останков людей главным инструментом является щуп. Длинный и прочный стержень с рукояткой вгоняется в землю, и по сопротивлению опытный искатель определяет, есть ли внутри пустоты. Если есть — место перспективное, и тогда в работу вступают лопаты. Слежавшийся грунт, который уже давно не видел дождей, копать туго, но ребята активно орудуют инструментом, ведь еще и металлоискатель показал наличие в земле чего-то металлического.
Везет не всегда: иногда из грунта показывается на свет пробка или консервная банка. Но повода расстраиваться нет, потому что соседняя группа извлекла из земли кусок крышки от бочки с немецкой надписью, а другим удалось найти несколько фрагментов останков. А дело-то ведь общее.
И к нему присоединяется даже ветеран Великой Отечественной Николай Иванович Гордиенко. Во время оккупации Морозовского района ему было уже 17 лет и жил он тогда в соседнем хуторе, Веселовке, а в Морозов ходил часто и видел лагерь военнопленных собственными глазами.
Когда поисковики обратились к Николаю Ивановичу с просьбой на месте показать, где что располагалось, он не стал медлить, собрался по-военному быстро и приехал в родные места. Безусловно, за долгие годы изменился и рельеф, и застройка совершенно другая, тем не менее, фронтовик вспомнил проселочные дороги и только ему известным путем вывел к месту, где он видел концлагерь. Оказалось, что поисковики в своих расчетах практически не ошиблись.
Ветеран рассказал детворе, что пленных в лагере было много, однако, если приходили местные жительницы и, указывая на кого-то из бойцов, говорили, что это их, муж, брат, отец, его отпускали, даже не спрашивая подтверждающих документов. Почему так происходило, Николай Иванович объяснить не может; не совсем понятно это и сейчас.
Ветерана слушают внимательно. Еще бы! После снятия оккупации в 1943 году он был призван на фронт, воевал на Первом Украинском, прошел Польшу, форсировал Одер, был ранен в Чехословакии, а после окончания войны еще участвовал в поисках бандеровцев на Западной Украине. Рассказ фронтовика действует ободряюще, и участники Вахты принимаются за работу с новыми силами.
Огромное количество людей в одинаковых голубых футболках с надписью «Долг поколений», которые перекапывают пустырь, не могло не привлечь внимание местных жителей. Сначала потянулись мальчишки, заинтересовавшиеся писком металлоискателя, а потом стали подходить и взрослые.
Узнавая, чем занимаются поисковики, едва ли не каждый из местных старается припомнить, что рассказывали им бабушки и дедушки об этом периоде войны, пытается помочь и сузить географию поиска. Однако эти рассказы лишь увеличивают ее. Так, в поле зрения исследователей появляется практически заброшенное «домашнее кладбище» из нескольких могил, в одной из которых, уверены хуторяне, покоится советский солдат. Якобы семья подобрала раненого бойца, но выходить его не смогли и похоронили рядом со своим двором.
Кроме того, указывают и на огромный пустырь в центре хутора. Когда здесь стали раздавать землю, в этом месте никто не хотел селиться, потому что старики говорили, что когда-то, в послевоенное время, тут находилось кладбище. А затем после сильных дождей или половодья в низину вымывало человеческие останки. И бытует мнение, что именно тут и были захоронены расстрелянные в концлагере пленные.
К сожалению, сегодня прощупать пустырь невозможно: открытая палящему степному солнцу земля спрессована настолько, что щуп в нее вогнать невозможно. Поиски здесь обязательно нужно будет продолжить после обильных дождей или уже по весне.
Солнце клонится к закату, пора возвращаться в лагерь. Тем более что здесь уже кипит в котелке вода и заварен ароматный чай. Потрескивание поленьев в костре располагает к беседе, и наступает время, когда можно познакомиться и поближе.
Павел

Руководитель экспедиции и командир казачьего поискового отряда «Станица». Родом с Западной Украины, где и увлекся поисковой деятельностью. Изучает архивы, биографии фронтовиков, работает с военными документами и картами. Считает жизненно необходимым в правильном русле воспитывать молодежь, выбирая в качестве примера не американских супергероев, а отечественных — того же Николая Ивановича Гордиенко, награжденного орденом Отечественной войны.
Валентина

Администратор, но в некоторых вещах главнее командира. Решает организационные вопросы, которые все благополучно сваливают на нее. Привезти, накормить, обогреть — все это к ней. Но и за дело она болеет всей душой, изучает документальные материалы и постоянно выезжает в экспедиции.
Слон

Опытный поисковик из Ростова-на-Дону. Вообще-то он не слон, а Сергей, но уже настолько сроднился с этим прозвищем, что оно написано у него на футболке. Его познания в ископаемых артефактах настолько обширны, что молодежь, откопав что-то металлическое, тут же бежит к нему, чтобы дядя Сережа просветил, что это за штука и как ее можно использовать сегодня.
Татьяна

Кем она только ни была в свои 23. Ее последний образ — красная комиссарша. Как вы уже догадались, она — реконструктор. Потомственная казачка из станицы Тацинской, Татьяна ходит в камуфляже, на поясе которого крепко держится кобура с револьвером. Реконструкторским, конечно же.
Андрей

В отряде он недавно, потому что только пару лет как он переехал в Морозовский район. А вот поиском увлекается давно, поэтому, обосновавшись на новом месте, сразу стал искать единомышленников. И нашел. Дипломированный механик и незаменим при работе с различной техникой.
Олег

Когда-то он снимал свадьбы, но понял что его истинное предназначение в другом. Сегодня он в Белой Калитве организует волонтерскую работу с детворой, занимается, в основном, экологическими проблемами, но захотел попробовать себя и в поисковой деятельности. Попутно он снимает фильм об экспедиции, чтобы в дальнейшем что-то подобное провести и у себя в городе.
Андрей и Юра
Местные ребята, которые заинтересовались работой поисковиков. Они приходят с утра, берут лопаты и копают наравне со всеми, а попутно слушают, в чем смысл поисковой деятельности, как правильно копать, чтобы не повредить останки, и что нужно для того, чтобы стать настоящим поисковиком.

Точку в деле о концлагере для советских военнопленных ставить рано. Еще будут многократные выезды на места, разведка, сверка по картам и схемам. Как говорится, продолжение следует...
Мы празднуем Победу и поныне —
Нет срока давности для памяти людской!
Пока мы помним, сердце не остынет.
Пусть на земле всегда царит покой!
-
Александр Солженицын: ненавидеть нельзя любить

Запятую здесь каждый вправе поставить по своему усмотрению. Так уж получается, что по отношению к этому писателю читатели разделились на два лагеря: страстных поклонников, обожателей, видящих в лице Александра Исаевича едва ли не пророка, и таких же неистовых ненавистников, считающих его предателем Родины.
Что и говорить, Солженицын — фигура противоречивая, причём часто противоречил он не только власти, режиму, оппонентам, но и самому себе. Вероятно, интуитивно люди чувствуют эту его непоследовательность и нелогичность, а потому и после его триумфального возвращения в Россию и множества оказанных ему почестей продолжают воспринимать его как чуждый русскому духу элемент.
Показательны в этом отношении молодёжная акция с повешением чучела писателя на воротах музея истории ГУЛАГа и голосование по выбору имени для аэропорта в Минеральных Водах, когда за Солженицына выступили лишь три процента участников. Всё это говорит о том, что признанный классиком русской литературы нобелевский лауреат Александр Солженицын не пользуется особым уважением в своей стране.
Оправданно ли такое отношение к писателю? Давайте разберёмся вместе.
Начать стоит, наверное с того, что Александр Исаевич писал художественные произведения, на чём он впоследствии делал акцент, но подавал их так, по крайней мере, поначалу, что читателями они воспринимались как документальные, и разуверять их в этом писатель не стремился, своими интервью лишь поддерживая в них эту веру. Основной идеей своего творчества считал борьбу с несправедливостью: но и борьба, и несправедливость виделись им с личных позиций.
Всю эту борьбу Солженицын обозначил довольно таки метко — «бодался телёнок с дубом». И в итоге телёнок этот дуб свалил. Но оказалось, что рос он не один средь чистого поля, что дубов-то полным-полно! И сил у телёнка на всю эту рощу не хватит, хотя попытаться, конечно, можно...
История солженицынского творчества началась не «Одним днём Ивана Денисовича», а гораздо раньше — ещё во время войны, когда командир батареи звуковой разведки затеял переписку с товарищем, где ругал Сталина. Александр Исаевич не мог не знать, что письма проверяют: тогда что это — жажда справедливости вопреки всему, желание оказаться в лагерях, глупость или полное безразличие к своей судьбе?
В итоге восемь лет заключения привели писателя к полному отторжению режима и написанию «Архипелага», который, по мнению многих исследователей, и оказался тем самым крепким лбом телёнка, свалившего дуб. Однако ни на Соловках, ни на Колыме он не был: большую часть срока Солженицын провёл в «шарашках» в Московской области, а затем находился в Казахстане.
После реабилитации первые произведения — «Один день Ивана Денисовича», «Случай на станции Кочетовка», «Матрёнин двор» — публикуются в Советском Союзе и получают признание: Солженицын первым решился поднять тему лагерей, которая уже давно витала в воздухе. Он получает премию и членство в Союзе писателей одной рукой, а другой уже готовит бомбу... «Архипелаг ГУЛАГ» такой эффект и произвёл.
Местами книга оказалась действительно до боли правдивой, но к этой правде автор примешал огромную порцию мифов и дал читателю почувствовать все переживания человека, оказавшегося внутри этой мясорубки. Как же тут не поверить во всё целиком, в том числе и в 66 миллионов загубленных душ?
Солженицына выслали за границу, где он продолжил критиковать режим СССР, ставя в пример демократию Америки. Но вскоре уже и Запад стал объектом его критики. И если Союз провинился в отсутствии свободы, то Запад — в её чрезмерном количестве. Коммунизм был плох равенством всех, капитализм оказался никудышным из-за неравенства. Советская диктатура — это корень зла, в других же проявлениях этот режим вполне жизнеспособен.
И всё же Александр Исаевич оставался патриотом — не СССР, а России.
«Солженицын — прекрасный пример того, как можно ненавидеть коммунизм, ужасно относиться к СССР, но в то же время любить Россию, быть русским патриотом», —
уверен директор Института русского языка, истории и культуры Северного Вермонтского университета Александр Строканов.
Солженицын верил, что можно, разрушив всё «до основанья», создать новое государство, новую Россию, которая жила бы по придуманной им идеальной концепции. Писатель искренне верил, что советская действительность — это плохо. Развалил её, по крайней мере, делал для этого всё, что мог, а потом понял, что и западная цивилизация не лучше, но признать свою ошибку не смог...
Острота момента в каждом движении авторской мысли

«Одни верят в сказки, другие нет». Но какова в действительности вероятность чуда? А главное, какую цену придётся заплатить, если оно случится именно с тобой? На страницах романа «Корректировка» Вадим Белотелов позволяет читателю пофантазировать на тему невозможного. Его произведение написано на стыке нескольких литературных направлений. И тому, что мы привычно называем чудом, посвящено немало времени и внимания.
Ведь фактически чудо становится завязкой сюжета:
«Ты вернёшься, — прошептал старик, приблизившись лицом к лицу воина. Его глаза на миг вспыхнули нестерпимо ярким серебром и взгляд проник внутрь умирающего человека. Сказав нужные два слова, старец мгновенно исчез. А вместе с ним пропал и огненный шар из чистой энергии».
Разбор книги следует начинать с её жанра. Если говорить о романе, то следует отметить, что в нём намешано очень много всего, а потому выделить одно узкое направление, к которому можно смело и безапелляционно приписать «Корректировку», не получится. Начавшись с мистической нотки, история продолжается как полноценная футуристическая фантастика, уводящая читателя на десятилетия в будущее.
Автор старается базировать весь сюжет на имеющихся в распоряжении человечества научных данных. Он неоднократно обращается к разработкам в области медицины и гипноза, которые существуют на данный момент или находятся на этапе исследований.
В то же время роман не является научной фантастикой в чистом виде из-за выраженной антиутопической составляющей. Будущее, о котором все мечтают, не идеально. Нет тех технологий, которые мы рассчитываем получить уже через пару-тройку лет. Никакого супероружия или чего-то в этом роде. Человечество всё ещё зависит от ресурсов и ведёт жёсткие политические игры, в которых Россия явно проигрывает:
«К сегодняшнему моменту Россия, об этом можно сказать с полной уверенностью, стала большой и дешёвой кладовкой для всего мира. Природные и людские ресурсы расходятся по миру как самый ходовой товар на большой распродаже в супермаркете».
Фактически страна терпит форменное бедствие после того, как нескольким лидерам была стёрта память. Народ живёт в страхе, а любые бунты давятся на корню. И лишь группка энтузиастов-идеалистов продолжает борьбу.
Данная концепция в современной литературе не является новой. Борьба за идею во имя величия Родины — распространённая тема во все времена и встречается в книгах, особенно вышедших в последнее столетие, с завидной регулярностью. А раз во главу угла ставятся патриотические идеи, не обходится без толики пафоса и громких лозунгов. Это эдакий must have, от которого у Вадима Белотелова не было шансов отказаться. И вот со страниц звучит:
«Верю старику, верю тебе, Максим, верю в нашу страну. Она должна быть великой, по-другому просто не может быть!» Черта между чёрным и белым, как и положено по канону, проводится очень жёстко и бескомпромиссно.
Сам герой, априори настроенный на нужный лад и для полноты картины модифицированный, превращается в идеального суперсолдата: «Я думаю, что старик, который перенёс тебя сюда, передал часть своих сил тебе. И это довольно многое объясняет. Твой мозг, тело и внутренняя энергия трансформировались».
Нет, он, конечно, всё ещё «человек! Не машина, не робот, не механизм. У него есть душа, эмоции, чувства. Он не камень». Но он также и оружие, которое можно использовать в своих целях.
Боевую составляющую хорошо разбавляют периодически встречающиеся рассуждения социально-философского толка: «Представь себе с реалистичной ясностью, насколько мы малы и ничтожны относительно Вселенной. Рождаемся, живём, умираем, любим, созидаем, разрушаем и убиваем. Человечество существует и находится в постоянном движении. Люди думают, что они вершина, верхняя ступень пьедестала мироздания. Ты даже не представляешь, насколько велико это заблуждение, как ошибочно и даже нелепо так думать… Я не претендую на истину, высказываю лишь своё видение этого вопроса».
Большая часть повествования отведена на подготовку бойца, который должен буквально изменить мир или, правильнее сказать, добиться перевеса сил. Здесь в ход идёт всё. Гипноз, медицинские исследования его
возможностей, в том числе связанных с перемещением во времени, и, конечно, отработка боевых навыков. Необходимо достигнуть состояния, «когда разум в достаточной степени информирован и подготовлен, он способен собрать все факторы воедино и решить любую задачу. Преодолеть все преграды и запреты. Сказать нет страху, боли, недостатку физической силы, усталости, голоду или болезни.
Если ты поверишь в себя, в свои возможности и внутренние силы, то предела нет… Конечно, инстинкт самосохранения отключать нельзя. Но отодвинуть его к планке, на границу предела своих возможностей, вполне реально и достижимо».
И шаг за шагом цель достигается. Автор показывает процесс в деталях, а роман обрастает элементами боевика.
Сцены рукопашных схваток воссозданы с полным пониманием темы и кинематографичной чёткостью. Даже человеку, далёкому от данного вопроса, чтение доставляет удовольствие, словно он не перелистывает страницы литературного произведения, а смотрит фильм, создатели которого расстарались и уделили должное внимание экшену, не забыв ни об одной мелочи.
Можно не сомневаться, что любители жанра — прежде всего мужчины — по достоинству оценят эту безудержную феерию прекрасно прописанных драк и масштабных перестрелок. Не зря автор уделяет данному вопросу так много времени. Для фанатов остросюжетного направления эта книга станет настоящим открытием по части боевых сцен.
Продравшись через все этапы обучения, которые занимают большую часть повествования, читатель начинает ждать чего-то эпического, по-настоящему глобального. Большой войны? Изменения режима с помощью сил Максима? Перетасовки карт на политической арене? Ведь было же обещано: «Вы просто человек, и я просто человек, но от нас зависит очень многое. Возможно, судьбы миллионов, их жизни и будущее».
А потому в тот миг, когда после долгих страниц бесконечной наработки полезных боевых навыков читатель видит фразу: «Беда у нас, Гром. Пришла откуда и не ждали», всё его тело напрягается, а сердце пропускает удар. «Вот оно! Началось!» — думает он и готовится к шквалу событий, которые, пусть и под самый занавес, взорвут его сознание.
Когда достигается точка кульминации, события, которые до этого развивались последовательно, логично и в соответствии с некоторым устоявшимся уже темпом, вдруг срываются в галоп. Сцены буквально мелькают перед глазами. Напряжение зашкаливает. Пытаться что-либо предсказать бессмысленно, так как писатель всё равно расставляет фигурки на шахматной доске своей истории так, как считает нужным, наплевав на любые ожидания и проигнорировав все возможные шаблоны.
Остаётся только отдаться на волю это фантастической стихии, чтобы увидеть, в каком направлении вынесет волна писательского воображения.
Финал книги — это огромный сюрприз, выбивающий из колеи. Он по-своему красив и однозначно увлекателен. Боевая часть хороша, а экшн разнообразен и интересен. Он присутствует вплоть до последних предложений, то есть привычного библиофилам облегчения после яростного напряжения не наступает. После прочтения остаётся привкус некоторой недосказанности.
Вероятно, это огромный задел на яркое и обязательное продолжение данной истории в будущем. Все вместе будем ждать следующей книги…
-
Монах Авель: русский Нострадамус или фейк? Разбираемся с Сергеем Нилусом

Скорая смерть императрицы Екатерины II, гибель Павла I от рук придворных, сожжение Москвы при Александре I и «вольтерьянский бунт» в самом начале правления Николая I. А ещё отмена крепостного права Александром II и его страшная гибель от рук террористов, короткое, но мирное царствование Александра III и мученический венец вместо короны для Николая II, последнего императора династии Романовых...
Обо всех этих событиях, предсказанных монахом Авелем, узнал Николай II из письма своего пращура Павла I 11 марта 1901 года. В этот день император вместе с супругой отправился в Гатчину, где по завещанию Павла Петровича должен был вскрыть ларец, хранивший некую тайну. Николай Александрович и Александра Фёдоровна выезжали в прекрасном настроении, а вернулись вечером подавленные… Поведал же миру об этом событии Сергей Нилус.
Фигура «русского Нострадамуса» заинтересовала религиозного писателя, и он рассказал историю о пророчествующем монахе. Мол, явился он к императору Павлу и стал рассказывать ему всю правду о нём самом и всех его потомках — до самого последнего Романова на троне. Павел, обычно достаточно подозрительный, сразу поверил Авелю и весь его рассказ записал, запечатал, а письмо велел вскрыть своему потомку только через сто лет после его смерти.
Только мне кажется это странным? То есть император, зная о том, что его старшему сыну придётся воевать с французами и даже пожертвовать Москвой, его другому сыну нужно будет усмирять декабристов, внуку стать жертвой теракта, а праправнуку вместе с семьёй расстаться с жизнью в подвале, положив тем самым конец династии, скрывает всё это на сто лет? Получается, что Павел отдаёт воле случая не только судьбу своей семьи, но и страны. А ведь об империи отечественные правители зачастую заботились больше, чем о личном…
Так может, история эта — выдумка? Что мы знаем об авторе, представившем нам монаха Авеля? Сергей Нилус — общественный деятель и религиозный писатель — известен ещё и тем, что опубликовал «Протоколы сионских мудрецов», антисемитский документ, который оказался подделкой. Откуда он его взял, объяснить Нилус не смог.
Нет, прямо сразу сенсации не будет. Мария Фёдоровна Герингер, урождённая Аделунг, действительно существовала. Только вот в дневниках её нет ничего подобного. Может быть, она рассказала Нилусу это в личной беседе? Возможно, но проверить это никак нельзя.
Но есть же камер-фурьерские журналы, в которых до мельчайших подробностей фиксировались все действия императора. И если он ездил в Гатчину, это будет обязательно отмечено. И вот что там указано за 11 марта: «Одиннадцатого часа утра в присутствии Их Величеств, великой княжны Ольги Александровны и сменившегося флигель-адъютанта великого князя Сергея Михайловича совершалась литургия в походной церкви, поставленной в угловой гостиной Александровского дворца. <…> Столетие со дня кончины в Бозе почивающего Императора Павла I. Никаких распоряжений со стороны Высочайшего двора не было и повесток о панихиде не рассылалось».
Возможно, оберкамерфрау перепутала дни, и Николай Александрович посетил Гатчину 12 марта, на следующий день после панихиды? Опять же нет: «Его Величество изволил принимать с докладами в 10 часов утра дворцового коменданта генерал-адъютанта Гессе, а по возвращении с прогулки Его Высочество генерал-адъютанта великого князя Алексея Александровича с управляющим морским министерством Тыртовым, министра земледелия и государственных имуществ Ермолова и великого князя Николая Николаевича. <…> В 4 часу Их Величества выезд имели кататься, по возвращении Государь Император прогуливался в саду. В 8 часов за обеденным столом у Их Величеств кушали Государь Наследник, Великая княгиня Ольга Александровна, принц Петр Александрович. Во время обеда играл придворный струнный оркестр».
Так что поездки в Гатчину не было, как и письма, адресованного последнему русскому императору. Так а был ли Авель?
Документов по этому поводу не много. Известно, что при рождении ему было дано имя Василий, и был этот Василий крепостным графа Нарышкина, причём семейным, с тремя детьми. Каким-то образом ему удалось выпросить вольную, после чего Василий покинул родную деревню. Скитался, а потом стал монахом.
Затем, вероятно, что-то произошло, и Авель решил, что его посещают пророческие видения. Он стал их записывать, но так как они касались в основном Екатерины II, то монах быстро попал на карандаш соответствующим органам и вскоре уже был на допросе. Там он выдал очередное пророчество: «Процарствует мати его, Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо так мне открыл Бог», после чего «на ню сын восстанет». То есть, по мнению Авеля, Екатерина будет править ещё сорок лет, после чего её свергнет Павел. Совсем не в кассу, правда? Так что даже если и были у монаха другие пророчества, вряд ли они оказались более точными.
Но императрица решила не рисковать и отправила Авеля навечно в Шлиссельбургскую крепость. Павел, сев на трон, освободил монаха, но очень скоро вновь отправил его под стражу. Следующий император, Александр, опять освободил «пророка», поселив его в Соловецкий монастырь, откуда тот благополучно ушёл. И только Николаю I, судя по всему, удалось его угомонить — теперь уже в серпуховском монастыре.
До рассказа Сергея Нилуса о монахе Авеле практически никто не знал. Он действительно существовал и даже «пророчествовал», но слухи о его способностях сильно преувеличены. На «русского Нострадамуса» он явно не тянет, а его «пророчества» относительно Николая II и тем более «трёх Владимиров» — выдумки двадцатого и двадцать первого века…
-
Тэффи: печальная королева юмора

Сегодня её имя незаслуженно забыто, хотя ещё сто лет назад она была самой популярной писательницей в России. Её именем называли духи и конфеты, а среди поклонников были люди, вершившие судьбы страны. В частности, император Николай II. Когда к 300-летию династии Романовых готовился литературный сборник, у него поинтересовались, произведения каких писателей он хотел бы в нём видеть, на что Николай Александрович ответил: «Одну Тэффи!»
Королева русского юмора, Чехов в юбке, преемник Гоголя — как только ни называли Надежду Александровну Лохвицкую, ставшую известной под псевдонимом Тэффи.
Стать писателем ей словно было написано на роду, и она с детства к этому готовилась. Её отец, хоть и был юристом, любил свободное время проводить за чтением, да ещё и отличался удивительным чувством юмора. Мать, прекрасно знакомая с русской и европейской литературой, прививала к ней любовь и своим детям. Потому и неудивительно, что дочери Мирра (Мария) Лохвицкая и Тэффи с юного возраста начали писать стихи.
Мирра, старшая сестра, получила признание как поэтесса уже в конце девятнадцатого века, и, как считают многие исследователи, открыла путь в поэзию другим женщинам, в том числе Ахматовой и Цветаевой. Надежда, как и Мария, тоже начинала как поэт-символист, однако вскоре выбрала собственный путь короткого рассказа, проторённый Антоном Павловичем Чеховым.
Фельетоны и миниатюры Надежды Лохвицкой публиковались в газетах, и в самом начале её творческой деятельности Куприн, которого писательница очень уважала, чуть было не поставил на ней крест. Прочитав один из рассказов, Александр Иванович напрямую заявил Надежде о том, что он очень скверный, и посоветовал оставить творчество: «Бросьте писать. Такая милая женщина, а писательница вы никакая».
Лохвицкая, конечно же, расстроилась, но решила больше не сочинять. Но тут в магазине Вейса увидела великолепные башмачки, которые страстно захотела купить. Они стоили 12 рублей, и как раз 12 рублей составляли гонорар за публикацию рассказа. Решив, что пишет в последний раз, Надежда отнесла произведение в редакцию «Понедельника».
Писательница очень надеялась, что её рассказ никто не заметит, поэтому испугалась, встретив вскоре после этого Куприна. Напрасно — писателю он очень понравился. «До чего же хорошо написала. Голубчик мой, умница», — Александр Иванович этими словами воодушевил Лохвицкую на дальнейшее творчество. Но с этого момента она уже писала под псевдонимом Тэффи.
Дело в том, что уже одна Лохвицкая в русской литературе была, а Надежда хотела выделиться. «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливы», — говорила Надежда Александровна.
Таких «счастливчиков» среди её знакомых оказалось достаточно, но идеальным дураком, по её мнению, был некий Степан, которого домашние звали Стеффи. Его-то прозвище и стало основой для псевдонима.
Настоящая известность пришла к Тэффи после выхода в свет «Юмористических рассказов», в которых писательница тонко и с юмором говорила о вещах, близких и понятных каждому человеку. Поклонниками Лохвицкой, помимо императора, были и другие не менее знаменитые люди — Григорий Распутин, который настойчиво добивался внимания Тэффи, Владимир Ленин, который публиковал её стихи в своей нелегальной газете, Александр Керенский, который впоследствии будет навещать её в эмиграции.
- Слава Тэффи была настолько велика, что в продажу поступили духи и конфеты, названные её псевдонимом. И тут же кто-то презентовал писательнице коробочку. Ей так сильно захотелось похвалиться перед друзьями, что она стала всех обзванивать и приглашать в гости попробовать конфет её имени, и попутно сама одну за одной употребляла сладости.
«И опомнилась, только когда опустошила почти всю трёхфунтовую коробку. И тут меня замутило. Я объелась своей славой до тошноты и сразу узнала обратную сторону её медали», — позже вспоминала Тэффи.
Чувство юмора было присуще писательнице не только в литературе, но в жизни. Правда, со временем в нём всё больше сквозила печаль. Однажды, будучи уже в эмиграции и еле сводя концы с концами, она призналась подруге и коллеге по цеху: «Дать человеку возможность посмеяться, не менее важно, чем подать нищему милостыню. Или кусок хлеба. Посмеёшься — и голод так не мучает…»
Свежие комментарии