Наши корабли наводили ужас на врага задолго до Петра Великого
Репродукция из книги В. Дыгало «Откуда и что на флоте пошло»
Двухпалубный корабль «Орёл» был построен по указу государя Алексея Михайловича в 1668 году
В окружающей действительности есть такие вещи, сомневаться в которых вроде как неудобно.
Например, ещё со школьной скамьи все знают, что Волга впадает в Каспийское море, а русский флот создал Пётр IНе худо бы иной раз вспомнить французскую пословицу: «Споря об очевидном, помни, что дядя может быть младше своего племянника».
Особенно это касается истории отечественного кораблестроения и мореплавания. Все уверены, что «процесс пошёл» лишь с петровской фразы: «Российскому флоту быть!», произнесённой в Боярской думе 30 октября 1696 г. Магия этих слов оказалась настолько сильной, что смогла заморочить головы почти на трёхсотлетний срок. Однако вот как утверждал более чем независимый эксперт — английский адмирал и морской историк Фред Томас Джейн: «Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности больше права на древность, чем флот британский. За столетие до того, как Альфред Великий, царствовавший с 870 по 901 год, построил британские корабли, русские суда сражались в морских боях. Первейшими моряками своего времени были они — русские».
Крымская гроза
Но забираться в совсем уж глухую древность резона, наверное, нет. Гораздо любопытнее оценить русский флот по гамбургскому счёту — оказывается, в те романтические времена, когда Фрэнсис Дрейк грабил и жёг испанские галеоны, а на Карибах расцветало пиратство, русские флотоводцы выглядели достойно.
Впервые о флоте московитов всерьёз заговорили в 1559 г. Успехи молодого царя Иоанна, которого пока ещё не называли Грозным, тогда впечатляли. Пала Казань, покорилась Астрахань, наступал черёд Крыма. Заявка дерзкая — Крым находился под защитой турецкого султана Сулеймана Великолепного, а перед его армией и флотом трепетала вся Европа. Тем не менее наши бросили его могуществу дерзкий вызов. Царский стольник Данила Адашев, под началом которого был восьмитысячный экспедиционный корпус, построил в устье Днепра корабли и вышел в Чёрное море. Кстати, корабли эти вовсе не были примитивными ладьями. Вот как о них отзывается генуэзский префект Кафы (ныне Феодосия) Эмиддио Дортелли Д’Асколи: «Они продолговатые, похожи на наши фрегаты, вмещают 50 человек, ходят на вёслах и под парусом. Чёрное море всегда было сердитым, теперь оно ещё чернее и страшнее в связи с московитами…» Генуэзец не соврал.
Русская боевая ладья
Русские, вырвавшись на морской простор, показали себя во всей красе. Флотилия Адашева навязала бой турецким кораблям, около десятка сожгли, два захватили, а потом высадились в Западном Крыму. Ханство замерло в ужасе — русские в течение трёх недель грабили и опустошали побережье, играючи выдерживая столкновения с турецким ВМФ. Кто знает, как бы могла повернуться история, если бы Иоанн Васильевич не позарился на Балтику, — с началом Ливонской войны боевые действия в Крыму прервали, а первого русского флотоводца Данилу Адашева отозвали в Москву.
На Стокгольм!
На Балтике наш флот тоже успел неплохо зарекомендовать себя. Спустя без малого сто лет после крымских проектов Иоанна другой царь, уже из новой династии Романовых, Алексей Тишайший, решил, что пора навести на северных рубежах порядок. И в 1656 г. двинулся освобождать от шведа всё побережье Балтики — от устья Невы до Риги. В успехе не сомневались. Шведы, привыкшие чувствовать себя хозяевами на Балтике, растерялись — одновременно с сухопутной кампанией русские рискнули вести ещё и морскую, да как! Патриарх Никон специально напутствовал «морского начальника воеводу Петра Потёмкина» любопытными речами: «Итти за Свейский (шведский) рубеж, на Варяжское море, на Стекольну (Стокгольм) и дале». То есть предполагалось так вот, с лёту, овладеть ни много ни мало, а столицей враждебного государства. Что ж, план был амбициозен. И, что интересно, почти осуществим.
Коч поморский по своим мореходным качествам намного превосходил западные суда
Потёмкинский корпус насчитывал, правда, всего 1 тыс. человек, но к ним придали ещё 570 донских казаков-мореходов. И они не подвели. Суда построили, и уже 22 июля 1656 г. Потёмкин предпринял военную экспедицию. Выйдя в Финский залив, он направился к острову Котлин, где Пётр впоследствии заложил Кронштадт. Там обнаружил шведов. Завязался бой. Результатом стало донесение Потёмкина царю: «Полукорабель (галеру) взяли и свейских людей побили, и капитана Ирека Далсфира, и наряд (пушки), и знамёна взяли, а на Котлине-острове латышанские деревни высекли и выжгли». К сожалению, политика вновь взяла своё — войну наскоро свернули, и наше присутствие на Балтике отсрочилось ещё на 50 лет.
Русские идут!
В Таганроге стоит памятник Петру I с надписью: «Основателю флота на юге России». Но заслужена ли такая великая честь? Ведь ещё за 25 лет до петровских кораблей, во время Русско-турецкой войны 1672-1681 гг., в Азовское море прорвалась эскадра под началом Григория Косагова. Корабли же знаменитому воеводе строили не какие-то заморские мастера, а русский розмысл (инженер) Яков Полуектов. Суда вышли неплохие.
Во всяком случае, задание «промышлять над крымскими и турецкими берегами» они выполнили отлично. Недаром французский посланник при дворе султана Магомеда IV писал на родину: «На его величество несколько судов московитов, появившихся у Стамбула (!), производят больший страх, чем эпидемия чумы». Действия эскадры запомнились туркам надолго. Когда через 13 лет Василий Голицын двинулся в свой первый Крымский поход, в Стамбуле случилась паника. Московиты ещё не дошли до Перекопа, а янычары в турецкой столице уже подняли бунт — никому не хотелось бесславно умирать на «русском фронте». Дело дошло даже до того, что, когда некоторым мусульманским фанатикам мерещились на горизонте страшные северные корабли, они взбирались на минареты и с паническим криком «Русские идут!» бросались вниз, чтобы только не попасть в руки «гяуров».
Автор: Константин Кудряшов
-
У-2: Фанерное оружие Победы
Что для вас стоит за гордым «оружием Победы»? Лязгающие моторы тридцатьчетверок и ИС-2, ППШ, воспетые Высоцким Яки или грозные бомбардировщики Пе-2 и Ту-2? Разумеется, без всего этого никакой победы бы не случилось. Но есть еще один.
Биплан Поликарпова У-2, или По-2, прошел через всю войну — с первых дней войны до сражений в Германии.
Неприхотливый, надежный, простой. Загнать У-2 в штопор было практически невозможно. В РККА он долгое время был учебным именно потому, что «прощал» неопытному летчику ошибки, которые при пилотировании другого самолета неизбежно закончились бы аварией.
Максимальная скорость самолета — 150 км/ч. Крейсерская — 100 км/ч. Иными словами, у немецких истребителей скорость сваливания была выше, чем у У-2 — максимальная. Самолет против немецкой авиации был, конечно, совершенно беззащитен. Оборонительное вооружение в виде-пулемета, размещенного в задней кабине, мало что меняло. Другое дело, что летали У-2 над самыми верхушками деревьев, а иной раз умудрялись спускаться еще ниже, скользя над лесными дорогами на манер прообраза гоночного болида. На таких высотах и скоростях эти самолеты для немецкой авиации оставались, как правило, попросту незаметны. Другая беда заключалась в том, что сбить У-2 можно было несколькими удачными винтовочными попаданиями.
Словом, появляться в небе днем для У-2 было очень чреватым занятием. Зато ночью ситуация менялась на прямо противоположную. Звук двигателя самолета был почти неразличим, так что немцы частенько замечали его уже после того, как на их позиции начинали падать первые бомбы. За годы войны тихоходные бипланы сбросили почти 3 миллиона бомб.
Именно на этих самолетах летали летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознаменного ордена Суворова полка, более известные как «ночные ведьмы». За ночь в зимнее время неприхотливый У-2 мог совершить 12 вылетов — перерыв между вылетами составлял всего несколько минут.
В общей сложности ночные ведьмы провели в воздухе 1191 полные сутки. Вся Великая Отечественная война длилась 1418 дней.
Немцы У-2 называли «кофемолками», «швейными машинками» и «женскими советскими ночниками», но куда красноречивее полупрезрительных кличек говорит тот факт, что одного сбитого над Таманью У-2 было достаточно, чтобы получить железный крест.
Разумеется, самолет применялся и для небоевых задач. Его способность сесть на крохотном пятачке делала его незаменимым средством связи — особенно с затерянными за линией фронта отрядами партизан. Использовался он в санитарных целях, для эвакуации населения, а также для снабжения советских частей, попавших в окружение. Именно при помощи У-2 снабжались советские войска, сражающиеся в Сталинграде, когда от восточного берега их отрезали плывущие по Волге льдины. Тихоходные самолеты способны были подняться в самую чудовищную метель и сбросить привязанный к крыльям груз там, где пасовала любая другая техника.
Всего было произведено около 33000 самолетов У-2, что делает его одним из самых массовых самолетов в мире.
Эти самолеты, созданные в 1927 году, успеют принять участие в Корейской войне 1950–1953 годов — все в той же знакомой ипостаси штурмовиков и ночных бомбардировщиков.
-
Города герои. Брестская крепость
Брестская крепость или крепость Брест-Литовск — крепость в черте города Брест в Белоруссии. Город и крепость расположены в юго-западной части Брестской области, при впадении реки Мухавец в Западный Буг, у государственной границы с Польшей.
( 52°05`00` с.ш. 23°39`10` в.д. )
В 1833 году по проекту инженер-генерала К. И. Оппермана(1756-1831) в центре старого города началось строительство пограничной крепости. Первоначально были воздвигнуты временные земляные укрепления. Первый камень в основание крепости был заложен 1 июня 1836 г.; 26 апреля 1842 г. крепость была введена в строй. Крепость состояла из цитадели и трёх защищавших её укреплений, общей площадью 4 кв. км. и протяжённостью главной крепостной линии 6,4 км.
С 1864-1888 гг. крепость модернизировалась по проекту Э. И. Тотлебена и была обнесена кольцом фортов в 32 км в окружности.
С 1913 г. началось строительство второго кольца укреплений (в его проектировании в частности принимал участие Дмитрий Карбышев), которое должно иметь в окружности 45 км; однако до начала I мировой войны оно так и не было закончено.
С началом I мировой войны крепость усиленно готовилась к обороне, однако в ночь на 13 августа 1915 года в ходе общего отступления была оставлена и частично взорвана русскими войсками. 3 марта 1918 года в цитадели, в так называемом «Белом дворце» (бывший монастырь базилиан, затем офицерское собрание) был подписан Брестский мир. Крепость находилась в руках немцев до конца 1918 года; затем под контролем поляков; в 1920 г. занята Красной Армией, но вскоре вновь отбита поляками и в 1921 по Рижскому миру отошла к Польше. Использовалась как казармы, военный склад и политическая тюрьма; в 1930-е гг. там были заключены оппозиционные политические деятели.
17 сентября 1939 года крепость была взята ХIX Бронетанковый корпус генерала Гудериана. Польский гарнизон крепости под командованием генерал Константин Плисовского с боями отступил к Терасполю.
В тот же день 17 сентября 1939 г. части Красной Армии перешли государственную границу в районе г. Минска, г. Слуцка, г. Полоцка и начали продвижение по территории Западной Белоруссии. Первой в г. Брест 22 сентября 1939 г. вошла 29-я легкая танковая бригада Красной Армии под командованием комбрига С.М. Кривошеина. В г. Бресте состоялся совместный торжественный парад войск, после чего 22 сентября немецкие части были отведены за р. Западный Буг. В пограничной Брестской крепости разместились части Красной Армии.
К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов и 1 разведывательный, 1 артиллерийский полк и 2 артиллерийских дивизиона (ПТО и ПВО), некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава 6-й Орловской Краснознаменной и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, часть 132-го батальона конвойных войск НКВД, штабы частей (штабы дивизий и 28-го стрелкового корпуса располагались в Бресте), всего 7-8 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих). С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек), во взаимодействии с частями соседних соединений (31-я пехотной и 34-й пехотных дивизий 12-го армейского корпуса 4-й немецкой армии, а также 2 танковые дивизии 2-й танковой группы Гудериана). По плану, крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.
22 июня в 3:15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Сильное сопротивление немцы встретили на Тереспольском укреплении, где дело доходило до штыковых атак, и особенно на Кобринском, в итоге продержавшемся долее всего; более слабое — на Волынском, где находился главным образом госпиталь. Примерно половина гарнизона с частью техники сумела покинуть крепость и соединиться со своими частями; к 9 часам утра крепость с остававшимися в ней 3,5-4 тысячами человек была окружена. Немцы ставили своей целью прежде всего Цитадель и довольно быстро сумели ворваться в нее через мост от Тереспольского укрепления, заняв господствующее над крепостью здание клуба (бывшая церковь). Однако гарнизон перешел к контратаку, отбил попытки немцев овладеть Холмскими и Брестскими воротами (соединяющими Цитадель соответственно с Волынским и Кобринским укреплениями) и на второй день вернул церковь, уничтожив укрепившихся в ней немцев. Немцы в Цитадели смогли закрепиться лишь на отдельных участках.
К вечеру 24 июня немцы овладели Волынским и Тереспольским укреплением; остатки гарнизона последнего, видя невозможность держаться, ночью переправились в Цитадель. Таким образом, оборона сосредоточилась в Кобринском укреплении и Цитадели. Защитники последней 24 июня попытались скоординировать свои действия: на состоявшемся совещании командиров группы была создана сводная боевая группа и штаб во главе с капитаном Зубачевым и его заместителем полковым комиссаром Фоминым, о чем было объявлено в «Приказе № 1». Организованная 26 июня попытка прорыва из крепости через Кобринское укрепление окончилась неудачей: группа прорыва была почти полностью уничтожена, ее остатки (13 человек), вырвавшиеся из крепости, тут же попали в плен. На Кобринском укреплении к этому времени все защитники (около 400 человек, под командованием майора П.М. Гаврилова) сосредоточились в Восточном форте. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак, при чем применялись огнемёты; 29-30 июня был предпринят непрерывный двухдневный штурм крепости, в результате которого немцам удалось овладеть штабом Цитадели и взять в плен Зубачева и Фомина (Фомин, как комиссар, был выдан одним из пленных и немедленно расстрелян; Зубачев впоследствии умер в лагере). В тот же день немцы овладели Восточным фортом. Организованная оборона крепости на этом закончилась; оставались лишь изолированные очаги сопротивления (сколько-нибудь крупные из них были подавлены в течение следующей недели) и одиночные бойцы, собиравшиеся в группы и вновь рассеивавшиеся и погибавшие, либо пытавшиеся прорваться из крепости и уйти к партизанам в Беловежскую пущу (некоторым это даже удалось). Так, Гаврилов сумел собрать вокруг себя группу из 12 человек, вскоре однако разгромленную. Сам он, а также заместитель политрука 98-го артиллерийского дивизиона Деревянко, ранеными попали в плен среди последних 23 июля.
Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 г. под Орлом. В конце 1940-х гг. в газетах появились первые статьи об обороне Брестской крепости, основанные исключительно на слухах; в 1951 г. художник П.Кривоногов рисует известную картину «Защитники Брестской крепости». Реальные подробности обороны Брестской крепости официальной пропагандой не сообщались, отчасти потому, что уцелевшие герои (П.М. Гаврилов, А.Филь, П.Клыпа и др.) находились в это время в отечественных лагерях. Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку С.С. Смирнову, а также поддержавшему его инициативу К.М. Симонову. Подвиг героев Брестской крепости был популяризован Смирновым в книге «Брестская крепость» (1957, расширенное издание 1964, Ленинская премия 1965). После этого тема обороны Брестской крепости стала важным символом официальной патриотической пропаганды, которая придала реальному подвигу защитников гипертрофированный масштаб.
Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года:
Отражая вероломное и внезапное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз, защитники Брестской крепости в исключительно тяжёлых условиях проявили в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами выдающуюся воинскую доблесть, массовый героизм и мужество, ставшие символом беспримерной стойкости советского народа.
Отмечая исключительные заслуги защитников Брестской крепости перед Родиной и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., присвоить Брестской крепости почётное звание «Крепость-Герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 1971 года крепость является мемориальным комплексом. На территории крепости выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.
-
Города герои. Сталинград. Волгоград
Волгоград — город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области, город-герой. Находится на правом берегу реки Волга в её нижнем течении. Город протянулся на 70 км вдоль реки Волги.
Основан в 1589 году как сторожевая крепость при впадении реки Царица (от тюркского «сары-су» жёлтая вода) в Волгу. До 1925 года носил название Царицын, а с 1925 по 1961 год — Сталинград.
В 1607 году в крепости было восстание против царских войск, подавленное через полгода.
В 1608 году в городе появилась первая каменная церковь — Иоанна Предтечи. В начале XVII века гарнизон крепости составлял 350—400 человек.
В 1670 году крепость была взята войсками Степана Разина, через месяц покинувшими её.
В 1708 году также около месяца крепость находилась в руках восставших казаков Кондратия Булавина. В 1717 году был разграблен крымскими и кубанскими татарами. Позже, в 1774 году, город безуспешно штурмовал Емельян Пугачёв.
Город входил в состав сначала Казанской, затем Астраханской губернии. По переписи 1720 года, в городе проживало 408 человек. В XVIII веке город носил статус уездного.
С 1773 года город стал воеводским, с 1780 года — уездным.
В 1807 году в Царицыне проживало менее 3 тысяч человек. После появления в 1862 году первой железной дороги рост населения заметно увеличился и к 1900 году население города составило около 84 тысяч человек.
Первый театр открылся в городе в 1872 году, а кинотеатр — в 1907 году.
Первый институт (Сталинградский тракторный) открылся в городе в 1930 году, годом позже был открыт и педагогический институт.
В годы Гражданской войны за Царицын шли жестокие бои, получившие в советской историографии название «Оборона Царицына». С 1920 года Царицын — центр Царицынской губернии. В 1925 году город был переименован в Сталинград. До 1928 года Сталинград — центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году — центр Нижневолжского края. В 1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. В 1936 году Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область.
Наиболее серьёзным потрясением в истории города стали Великая Отечественная война и Сталинградская битва. На сталинградское направление Ставка Верховного Главнокомандования выдвинула 62-ю, 63-ю и 64-ю армии. 12 июля был создан Сталинградский фронт, перед которым стояла задача, обороняясь в полосе шириной 520 километров, остановить дальнейшее продвижение противника. 17 июля 1942 г. началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны — Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. Гитлеровцы стремились в кратчайший срок овладеть Сталинградом.
23 августа город подвергся страшной бомбардировке, уничтожившей или серьёзно повредившей большую часть городских зданий. Немецко-фашистские войска прорвались к Волге севернее Сталинграда. На защиту города встали рабочие, городская милиция, части войск НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ.
25 августа в Сталинграде было введено осадное положение. До 50 тысяч трудящихся Сталинграда вступили в ряды народного ополчения. 150 тысяч рабочих сталинградских заводов в условиях непрерывных бомбардировок с воздуха и под жесточайшим артиллерийским обстрелом давали фронту танки, пушки, минометы, «катюши», а также снаряды. На подступах к Сталинграду и в самом городе были сооружены четыре оборонительных обвода. Всего к началу обороны было построено до 2750 километров окопов и ходов сообщения, 1860 километров противотанковых рвов.
К 12 сентября 1942 г., несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник вплотную подошел к городу. Вся страна пришла на помощь Сталинграду. В ходе оборонительных боев немецко-фашистские войска потеряли около 700 тысяч убитыми и ранеными, свыше 2 тысяч орудий и минометов, более тысячи танков, штурмовых орудий и другой техники.
К 19 ноября 1942 г. сложились благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.
75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под Сталинградом. Большую помощь войскам в подготовке контрнаступления оказывало население Сталинградской области. В битве за Сталинград важную роль сыграла Волжская военная флотилия. Только в сентябре-ноябре флотилия перевезла на правый берег Волги 65 тысяч бойцов, до 2,5 тысяч тонн различных грузов.
В январе 1943 г. находившиеся в городе немецко-фашистские войска были разгромлены. 31 января сдался в плен командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс, находившийся вместе со своим штабом в подвале центрального универмага. 2 февраля последние немецко-фашистские части капитулировали. В период Сталинградской битвы фашистский блок потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона солдат и офицеров.
За боевые отличия 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования Сталинградское, Кантемировское, Тацинское. 55 соединений и частей награждены орденами, 183 — стали гвардейскими, 112 наиболее отличившихся воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Сталинграда», учрежденной 22 декабря 1942 г., награждены свыше 700 тысяч участников битвы.
1 мая 1945 года в Приказе №20 Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза И. В. Сталина город Сталинград, наряду с Ленинградом, Севастополем и Одессой, впервые официально назван городом-героем.
8 мая 1965 года, к двадцатилетию Победы, Президиумом Верховного Совета СССР было утверждено Положение о почётном звании «Город-Герой».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Волгограда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. городу-герою Волгограду вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Основные достопримечательности сегодняшнего Волгограда связаны в основном с историей Сталинградской битвы. Это связано в первую очередь с тем, что за два дня, 22 и 23 августа 1942 года в результате бомбардировки города немецко-фашистскими войсками было уничтожено более 90 % северной части города (до поймы реки Царица). Достаточно сказать, что в Центральном районе осталось только одно здание, пригодное для проживания.
Среди памятников Сталинградской битвы особо выделяются:
- Мамаев курган — «главная высота России». Во время Сталинградской битвы здесь проходили одни из самых ожесточённых боёв. Сегодня на Мамаевом Кургане возведён памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Центральная фигура композиции — скульптура «Родина-Мать».
- Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» — расположена на Центральной набережной города. Открыта в 1982 году.
- Руины старой мельницы — единственное оставшееся со времён войны невосстановленым здание в городе.
- «Дом солдатской славы» или, как его называют в народе «Дом Павлова» — это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью.
- Аллея Героев — небольшая пешеходная улица, соединяющая набережную реки Волги и Площадь Павших борцов. 8 сентября 1985 года здесь был открыт мемориальный памятник, посвящённый Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, уроженцам Волгоградской области и героям Сталинградской битвы. На памятнике имена (фамилии и инициалы) 127 Героев Советского Союза, получивших это звание за героизм в Сталинградской битве в 1942—1943 годах, 192 Героев Советского Союза — уроженцев Волгоградской области, из которых трое дважды Герои Советского Союза (Ефремов Василий Сергеевич Малышев Юрий Васильевич, Шурухин Павел Иванович), и 28 кавалеров ордена Славы трёх степеней.
-
Города герои. Киев
Киев – столица Украины, город-герой. Расположен на реке Днепр. Согласно легенде, основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр славянского племени полян. Назван в честь старшего брата.
По археологическим исследованиям, первое городское поселение на территории Киева появилось не ранее 880-х годов. Киев являлся столицей Киевской Руси. В Киевской Руси и первое время после её распада на отдельные княжества владение Киевским великокняжеским столом обеспечивало князю старейшинство в роде.
В 1240 году разрушен монголо-татарами. С 1362 находился в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой; после Люблинской унии 1569 Киевщина входила в состав польских коронных земель.
С 1654 года (по решению Переяславской рады на «вечные времена») Киев в составе Российского государства. В отличие от остальной Левобережной Украины, Киев был уступлен Польшей первоначально временно, но в дальнейшем, по «Вечному миру» 1686 года с Речью Посполитой – постоянно.
С 1721 года – в составе Российской империи, центр Киевской губернии. С января 1918 до апреля 1919 года – столица независимой Украины. В то же самое время, с 1918 года, столицей советской Украинской ССР являлся Харьков. В 1934 году в Киев из Харькова по решению Совнаркома Украины перенесена столица Украинской ССР.
В первый день Великой Отечественной войны немецко-фашистская авиация нанесла воздушный удар по Киеву. 6 июля 1941 года был создан штаб обороны города. Началась 72-дневная героическая оборона.
На защиту города встали не только войска, но и его жители. К 8 июля было создано 13 истребительных батальонов и 19 отрядов народного ополчения общей численностью 33 тысячи человек. Вокруг Киева было построено свыше 1400 дзотов, вырыто около 55 километров противотанковых рвов. 11 июля враг был остановлен на внешнем обводе Киевского укрепленного района. Попытка противника захватить Киев сходу не удалась.
30 июля гитлеровские войска возобновили наступление на киевском направлении и 10 августа враг ворвался в юго-западный район города. Однако оборонявшие его войска отбросили противника и к 15 августа почти полностью восстановили прежнее положение. В защите города активно участвовала Пинская военная флотилия, а также трудящиеся Киева. Вместе с войсками Киев защищали 35 тысяч бойцов народного ополчения.
На штурм Киева противник больше не решился. Его 17 дивизий оказались скованными на подступах к столице Украины. Упорное сопротивление советских войск привело к длительной задержке наступления противника на киевском направлении и вынудило немецкое командование привлечь дополнительные силы из состава действующей на московском направлении группы армии «Центр». Противник потерял под Киевом свыше 100 тысяч человек.
19 сентября по приказу Ставки Верховного Главнокомандования Киев был оставлен советскими войсками. Гитлеровцы установили в Киеве жестокий оккупационный режим: уничтожили свыше 200 тысяч советских граждан, 100 тысяч угнали на принудительные работы в Германию. Население Киева активно боролось с оккупантами. В городе действовало партийное и комсомольское подполье, которое уничтожило сотни гитлеровцев, около 500 автомобилей, организовало 19 крушений поездов, разгромило 18 военных складов, потопило 15 паромов и катеров, спасло от угона в Германию 8 тысяч киевлян.
6 ноября 1943 года советские войска освободили столицу Украины. 65 воинских частей и соединений в честь освобождения Киева получили почётное наименование Киевское.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года за проявленный героизм трудящимися города Киева в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками при обороне столицы Советской Украины в июле – сентябре 1941 года город-герой Киев награждён орденом Ленина. В этом указе украинская столица была впервые официально названа городом-героем.
Ещё одним Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года для награждения участников героической обороны города-героя Киева учреждена медаль «За оборону Киева», которой награждены 102 тысячи защитников города.
8 мая 1965 года, к двадцатилетию Победы, Президиумом Верховного Совета СССР было утверждено Положение о почётном звании «Город-Герой».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Киева в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Городу-Герою Киеву, ранее награждённому за эти заслуги орденом Ленина, вручена медаль «Золотая Звезда».
После распада СССР с декабря 1991 года Киев – столица независимого государства Украина.
-
Город герой Ленинград
Санкт-Петербург (с 18 [31] августа 1914 по 26 января 1924 — Петроград; с 26 января 1924 по 6 сентября 1991 — Ленинград) — город федерального значения на северо-западе Российской Федерации, важнейший после Москвы экономический, промышленный, научный и культурный центр, крупный транспортный узел. Административный центр Ленинградской области и Северо-Западного федерального округа, центр Санкт-Петербургской городской агломерации.
Город основан 16 (27) мая 1703 года Петром I. Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости — первого здания города в устье реки Невы на Заячьем острове.
Новая крепость своими орудиями должна была перекрывать фарватеры по двум наиболее крупным рукавам дельты реки — Неве и Большой Невке. В следующем, 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин была основана крепость Кронштадт.
До закладки Петропавловской крепости на территории современного города располагались, например, такие поселения, как Автово, Стрельна и Ниеншанц. Последнее находилось при впадении в Неву реки Охты и было (по правому берегу Невы) окружено посадом — поселениями людей, обслуживавших нужды крепости.
Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу. Здесь, на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга.
С 1712 по 1918 год город являлся столицей Российской империи (за вычетом времени правления Петра II, когда статус столицы в 1728—1732 годах ненадолго вернулся к Москве) и резиденцией Российских императоров.
В 1719 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России публичный музей — Кунсткамера, в 1724 году основана Петербургская академия наук, первая российская газета также начала выпускаться здесь.
В Санкт-Петербурге произошло декабрьское восстание 1825 года. В 1837 году была открыта первая российская железная дорога Санкт-Петербург — Царское Село (ныне город Пушкин). Здесь начались Первая русская революция 1905—1907 годов, Февральская и Великая Октябрьская социалистическая революции 1917 года.
В годы Великой Отечественной войны город выдержал более чем двухлетнюю блокаду немецко-фашистскими войсками.
Военно-политическое руководство нацистской Германии намеревалось стереть Ленинград с лица земли, истребить население и тем самым ликвидировать «колыбель пролетарской революции».
Ожесточенные бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 года. Враг имел превосходство над советскими войсками по личному составу в 2,4 раза, орудиям — в 4, миномётам — в 5,8, танкам — в 1,2, самолётам — в 9,8 раза, но ему не удалось сходу ворваться в Ленинград.
8 сентября 1941 года противник захватил Шлиссельбург. Ленинград был отрезан от Большой земли. Началась блокада города на Неве, которая продлилась 872 дня.
Ленинградцы, как и все советские люди, вместе с воинами Красной Армии поднялись на защиту своей Родины, своего города: создали армию народного ополчения численностью 130 тысяч человек. Тысячи ленинградцев вступили в партизанские отряды. Свыше 500 тысяч жителей возводили оборонительные рубежи. В городе было построено свыше 4 тысяч дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. С 4 сентября 1941 года начались массированные бомбардировки и обстрелы города. За период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено 102 520 зажигательных и 4655 фугасных авиабомб. Из строя было выведено 840 промышленных предприятий, более 10 тысяч жилых зданий.
С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать по продовольственным карточкам 250 граммов хлеба в день, все остальные — по 125 граммов. В городе начался голод. За время блокады умерло свыше 640 тысяч ленинградцев.
В тяжёлых условиях зимы 1941/1942 годов по льду Ладожского озера стала действовать военно-автомобильная Дорога жизни. В первую блокадную зиму по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов, что несколько улучшило снабжение города продуктами и вооружением.
Трудящиеся города за время блокады изготовили и отремонтировали 2 тысячи танков, полторы тысячи самолётов, тысячи морских и полевых орудий, изготовили 225 тысяч автоматов, 12 тысяч миномётов, свыше 10 миллионов снарядов и мин. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. Между Ладожским озером и линией фронта был образован коридор шириной 8—11 километров, а через 17 суток по нему были проложены железная и автомобильная дороги.
Расчёты немецко-фашистского командования на захват города провалились. В январе 1944 года героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была окончательно разбита.
За проявленные отвагу и геройство защитников города 486 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе восемь человек — дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями.
Указом Президиума Верховного Союза СССР от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждены около 1,5 миллиона человек. Девятисотдневная защита осаждённого города — легендарная повесть мужества, вызвавшая удивление и восхищение современников, навсегда останется в памяти грядущих поколений.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1945 года за мужество и отвагу в условиях блокады и борьбы против фашистских захватчиков город Ленинград награждён орденом Ленина.
1 мая 1945 года в Приказе №20 Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И. В. Сталина город Ленинград, наряду со Сталинградом, Севастополем и Одессой, впервые официально назван городом-героем.
8 мая 1965 года, к двадцатилетию Победы, Президиум Верховного Совета СССР было утверждено Положение о почётном звании «Город-Герой».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Ленинграда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в тяжёлых условиях длительной вражеской блокады, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов городу-герою Ленинграду, ранее награждённому за эти заслуги орденом Ленина, вручена медаль «Золотая Звезда».
В соответствии с Положением о высшей степени отличия — звании «Город-Герой» к 40-летию Победы, в 1985 году, на площади Восстания в центре города воздвигнут обелиск «Городу-Герою Ленинграду» высотой 22,5 метра. В нижней его части установлены овальные горельефы, на которых изображены основные моменты героической обороны Ленинграда: «Блокада», «Тыл — фронту», «Атака», «Победа».
Свежие комментарии