Клятва на мече… Или «Куда варягов точно призывали…»

Начнем не с времен стародавних, когда поильменьские славяне вроде «пригласили» для третейского арбитража своих родственников-варягов с берегов южной Балтики. Тот период сложен и безумно интересен для анализа. Но трудоемок, поскольку мало достоверных источников. Обзор обязательно сделаем, позже...
Пока же отправимся в гости к сыновьям князя Святослава. Это который Хазарский Каганат якобы ломал. Потом на Балканы двинулся и с разгромным счетом византийцам продул под Доростолом. Закончил беспокойную свою жизнь на днепровских порогах, украсив столовый сервиз печенежского хана Кури своей чашей-черепушкой, оправленной в золото-серебро. Так вот, после такого печального курьёза — Русская земля была поделена между тремя Святославичами. В Древлянской земле сидел князь Олег. На границе с киевскими угодьями.
Туманный инцидент: в 977 году возникает какой-то нелепый спор из-за охотничьих угодий. Олег и брат его Ярополк устраивают из-за этого неслабую такую войнушку. Древлянский «менеджер» продувает «киевской сборной» с крупным счетом под стенами своего стольного града Овруча. Слишком разогнавшись во время драп-марша, падает вместе с лошадкой в крепостной ров. Что там себе сломал или был банально задавлен — не суть. Кончился, в общем. Его земли отошли братоубийце Ярополку. Который ловко повесил сей грешок на воеводу Свенельда и отправил того на почетную пенсию.

Остается еще один братец — Владимир. Что сидит в Новгороде. Рождённый от «рабыни». Предание называет его матерью — Ольгину «милостницу» Малушу. Чтобы было понятно:
Рабами в древней Руси называли не «двуногий скот» по греческому или римскому образцу. Это были те, кто «работал». Или служил, что точнее. Наёмников-«русов» в византийском войске (договор 944 года) называют «Русь работающе у Грек». По древнерусской терминологии — «рабы» Базилевска. С оружием в руках и полной личной свободой, да на немалом довольствии с толстым окладом и немалыми премиальными. А вот Малуша была «рабыней» другого толка. «Милостники» — это низший слой лично зависимых, служилых людей на древней Руси). Если использовать позднюю терминологию — «холопка». А поскольку папа Святослав был махровый язычник-многоженец, то заглядывал под юбки кому ни попадя. Из законных жен известна только одна — венгерская княжна.

Итак. Владимир старше своих сводных братьев годами. Но стоит ниже их на лествице родового старшинства. Княжит на Севере, опирается на Словенскую Землю. Это уже сильная в военном отношении территория, людная и плотно заселенная, непрерывный поток переселенцев идет со всей славянской Балтики. Этнически очень разнообразная земля. Здесь господствуют три «конца» — территориально-соседские общины со своим выборным управлением. Выходцы из Славянского Поморья — в первом. Финно-угорская родовая знать — во втором. Старейшины ильменских словен — командуют в третьем «конце». В 955 году на северном берегу Ильменя полностью сформирован мощный политический центр — Новгород. Крупный растущий город. Его первая мощёная улица пролегла вдоль дворов знатных людей («бояр») по территории всех трёх поселений-«концов».
Прото-государство Русь. Несмотря на хороший старт, Новгород все еще не может полноценно считаться централизованным государством. Слишком велика разобщённость родовой знати. Вековая вражда и недоверие к соседям, торговое соперничество, постоянные интриги «всех против всех» — не позволяют пока определиться с Главным Родом. Что может сосредоточить в своих руках общие функции управления. Часто собрание Старейшин по самым принципиальным вопросам заканчивается ничем. А то и доброй поножовщиной. Как компромиссный вариант для всех: вымученное решение призвать стороннего князя.
Вторая треть Х века. Престиж Земли «Русов» стал весьма высок. Уже заключены международные договоры с Византией. Очень удачно прошли походы против соседних государств и народов. Из более-менее опасных врагов остается только полу-обморочная Хазария. С ней и вступают в противоборство, поскольку на кону очень лакомый кусочек — свободный доступ на «Волжский торговый автобан». И конечно же — господство над Северным Причерноморьем.

Греки-византийцы пока инертны. Не осознают, что под боком окапывается сильный соперник. Базилевсы по традиции еще ставят хазарского Кагана выше Князя «русов» в международной табели о рангах. Дипломатический этикет Царьграда скрепляет послания, адресованные владыке Хазарии, печатью стоимостью в три золотых солида. «Архонты Росии» получают грамоты с печатью весом в два.
Братские споры. Эпизод со смертью Олега наводит на мысль, что братец Ярополк может и продолжить. Слишком уж заманчиво единоличное правление. И княжить в землях Новгорода, по сравнению с Киевской дырой, — куда престижнее и выгоднее.
По всей видимости, у северян было недостаточно сил, чтобы противостоять военной мощи киевского «сидельца» с союзниками. И Владимир с помощью вендских Родов набирает дружину «за морем». В землях вагров. Выбор крайне неплох: отбитые на всю голову авантюристы, опытные вояки, бесстрашные и опытные мореходы — способны быстро собрать и перебросить большую рать на другой берег Балтийского моря. Очень вкусной видится версия, что Владимира с Вагрией связывают родственные узы. Если принять за истину его родство по линии матери с неким Малко Любечанином, выходцем из вагрийского Любеча. Так или иначе, сделка заключена. Новгород обязуется взять на себя все расходы по содержанию заморской дружины. Поход начинается.


С такой силушкой Владимиру быстро удается взять в 978 году Полоцк. Поскольку тамошний князь Рогволод в «братском споре» Святославичей принял сторону Ярополка, кара была неизбежна. Мало того, он еще вторгся в новгородские земли, пока «за морем» вербовалась варяжская рать. Рогволод и вся его семья были убиты. Юная княжна Рогнеда в качестве «династического приза» отправилась в гарем Владимира. Потом были подкуплены воеводы Ярополка, а сам киевский князюшко заканчивает дни на переговорах. Едва переступив порог шатра Владимира — повисает мертвым на варангах-мечах заморских дружинников.
Киев сдается. Варяжская дружина Владимира, по своей воинской традиции сразу пытается установить в городе свои порядки. Свирепые вояки вендского Поморья расценивают Киев законной добычей:
«Это — наш город, мы его захватили, хотим получить с киевлян откуп, по две гривны с человека».
Но не это главное. Варяги требуют почтить свой Пантеон богов христианской кровью, как это было принято тогда на Балтике. Монах Гельмольд из Босау подробно описывает такой обряд у поморских славян:
«приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам».
Жертвами варягов становятся отец и сын, принявшие крещение в Царьграде. Скорее всего это были первые христианские мученики на Руси — Фёдор и Иоанн. Но могу и ошибаться, ибо не силен в традициях сказочных.

Судя по всему, варяги начинают всерьез ураганить. Растёт возмущение горожан, пахнет открытым бунтом. Владимир, чтобы избежать большой крови и неизбежного стирания в прах пограничного форпоста Руси, — делит войско на несколько частей. Тысяча «гридей» («старейшая» боевая часть дружины), скорее всего семейных, возвращается в Новгород на тамошнее содержание и охрану пограничья. Наименее буйных варягов Владимир оставляет при себе. Что делать с остальными «отморозками» попросту не знает… Но тут подворачивается…

История вот какая. 10 января 976 года в Царьграде умирает базилевс Иоанн Цимисхий. Скорее всего — банально отравлен. Трон достается двум юношам, сыновьям Романа II Лакапина. Младшенький Константин — «безвольный прожигатель жизни», по словам хрониста Михаила Пселла, — ударяется в кутежи и социально-безответственных баб. Добровольно отдаёт бразды правления в руки старшего брата Василия II.
А тем временем в восточных провинциях империи зреет мятеж. Мутит воду опальный схол Востока (командующий восточными армиями) Вард Склир. Талантливый и заслуженный полководец, любимец солдат. Это именно он отгрузил полную авоську люлей князю Святославу. Отправив того на пинковой тяге с берегов Дуная в лапы к печенегам. А летом 976 года, посмотрев на бесчинства и кутежи «братьев-базилевсов», — провозгласил себя главой государства. Стал готовиться к походу на Константинополь.
Солдаты правительственных войск толпами переходят на сторону знаменитого Склира. В течение года под его властью оказываются почти все провинции Малой Азии. Двор Царьграда пребывает в панике.
«Узнав, что все тяжеловооружённые воины стеклись к Склиру, — пишет хронист, — император и его приближённые решили… что погибли».
Василий II нуждается в войсках, верить своим стало невозможно, к Варда Склиру сбегает даже дворцовая стража. Он отправляет посольство в далёкий Киев, еще к Ярополку Святославичу. С панической просьбой прислать «воев». Ромеи рассыпают щедрые дары и обещания, напоминают клятву Святослава Царьграду:
«И никогда не буду посягать на вашу страну, ни собирать войска и не наведу другого народа на вашу страну и земли, подвластные грекам... А если кто-либо другой посягнёт на вашу страну, то я буду ему противником и буду биться с ним» (договор Святослава, 971 год).

Ярополк обещает подумать после «решения вопросов» с братцем Владимиром. Но, как известно — погибает. А посольство обращается к новому хозяину Днепра с тем же предложением. Само собой, любители приключений варяги, соблазненные немалыми окладами и перспективами, — машут ручкой Киву и устремляются к Василию II на выручку. Вот так прошло второе «призвание варягов». Не на Русь, а в Царьград.
Варанги. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский назовёт потом их «стремительными данами». Со второй половины X века славяне-вагры постепенно уступали свои земли датчанам. В 1018 году, на момент написание Хроники Титмара, Вагрия уже принадлежала датскому королю Кнуду I Великому. Это и послужило причиной причисления наёмников князя Владимира к «данам». По государственно-юридической логике. А не этнической принадлежности. Потом они действительно вберут в себя немало скандинавов… Но первыми были варги-славяне.
А что же Царьград? Ко времени прибытия варягов из Киева — напасть отступила от Василия II чудом, не иначе. Восстание Варда Склира удалось задушить без варяжской помощи. В двух сражениях он одержал победу, но в решающем третьем — потерпел досадное поражение. Любитель личных рыцарских поединков (кстати «храбрый» князь Святослав струсил биться с ним один на один) 24 марта 979 года вызвал перед войсками Варду Фоку Младшего, главного воеводу Базилевса. Склир отсёк копьем ухо коню Фоки, но получил тяжелейшую рану в голову. Его войска ошибочно решили, что предводитель погиб. Пустились в бегство. Победитель, знатный вельможа Варда Фока был удостоен триумфального въезда в Константинополь.

Новые телохранители принесли присягу. Клятва, по своему обычаю, вершилась на мече-«варанге». Столь звучное варварское слово не осталось незамеченным. Быстро покинуло пределы дворца. Жители Константинополя нарекут потом им весь отряд наёмников из Варгии. А в конце XI века византийский хронист Иоанн Скилица в своём «Обозрении историй» отметит — «варанги назывались так на простонародном языке». Это не указывало на этническую принадлежность суровых северян. Означало — просто «меченосцы», «телохранители, принесшие клятву верности на мече».
Продолжение про варягов — будет!
Свежие комментарии