На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 476 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Маштакова
    ТМ Кто-нибудь в России может поверить в "случайный"заход военных НАТО на территорию России, например, Калининградской...В Европе не могут...
  • Юрий Ильинов
    "наши древние родители с Ближнего Востока"  Спасибо. Поддерживаю.США прибирают к р...
  • Геннадий Свешников
    Иосиф Виссарионович создал для евреев два государства Еврейская Автономная Область в благодатном уссурийском крае на ...США прибирают к р...

Счастье — это то, что мы живём

"Счастье — это то, что мы живём"

Гармония — это то, о чем многие мечтают, но мало кто умеет достичь. А без гармонии невозможно счастье. Лишь познав себя и осознав свои скрытые ресурсы, можно приблизиться к заветному состоянию, начать чувствовать себя лучше и духовно, и физически.

Это на личном опыте доказали писательницы, перу которых принадлежит мотивирующая книга "Тибет на диване".

Кобзева Наталья Никитична пришла к идее о необходимости познания себя в 1997 году, когда врачи поставили ей диагноз, сильно мешавший вести привычный образ жизни. До этого она была предпринимательницей и, как большинство современников, концентрировала внимание на материальной стороне бытия. Желание исцелиться стало сильным толчком. Исцеление наступило, когда теоретические знания, почерпнутые из разных источников, удалось понять, принять, пропустить через себя и научиться использовать. Параллельно начали налаживаться и прочие сферы жизни. Появились интересные рабочие предложения, новые проекты, связанные с непосредственной работой с людьми. Уже в нулевых Наталья Никитична имела частную практику по собственной системе исцеления. Она опубликовала сборник стихотворений "Великий дар Любви", написанный в соавторстве с единомышленниками, также находящимися на пути познания и саморазвития. А в 2013 году Наталья Кобзева перешла на качественно новый уровень. Она стала проводить семинары о возможностях человеческого сознания, к которым подключились и другие члены ее семьи.

Кобзева Елена Вячеславовна тоже прошла долгий путь к откровениям, которые позволили ей принять истины, известные еще древним мудрецам.

По образованию она юрист. Но нескольких лет работы по профессии ей хватило, чтобы понять — перспективы в этой области невелики. Желая расти и развиваться, иметь хорошую карьеру и свой бизнес, Елена Вячеславовна оставила юриспруденцию и занялась страхованием. В те годы эта область еще не была широко распространена, а значит, открывала приличные горизонты. Вскоре писательница открыла собственный курс продаж, а чуть позже основала свою фирму. Приоритеты Елены изменились в 2005 году, после того как она посетила школу Нарбекова. Ее интерес вызвала тема человеческих возможностей и их развития. Вместе с Натальей Никитичной она начала раскрывать свои ресурсы. Единожды встав на путь познания, она уже не отклонялась от него и в 2013 году присоединилась к программе открытых ей семинаров.

В 2018 году мама и дочь, две талантливые женщины, сумевшие сделать несколько значимых шагов по пути поиска гармонии и счастья, решили рассказать о своих открытиях людям. Им пришла в голову мысль совместно написать книгу "Тибет на диване".

"Сегодняшнее увлечение духовностью заставляет людей вставать на путь преодоления, посещать храмы и монастыри, где монахи ведут аскетический образ жизни и в целом далеки от уклада, которым живёт обычный человек, — вспоминает предысторию рождения книги Елена в диалоге с корреспондентом пресс-службы издательства "Союз писателей". — Потом, возвращаясь в мир повседневности, сложно находиться всё в той же гармонии и отрешённости. Между тем, в новом времени духовность необходима каждому, дабы научиться жить в наступающей Эпохе, но это не значит отказ от привычного. Это значит способность открывать в себе то, что поможет справиться с происходящим и познать, как этим пользоваться. Познавать свои духовные основы можно в любом месте, главное открыть в себе такое желание. Отсюда появилось модное веяние — ездить в места силы, чтобы помедитировать. Но это не значит, что удастся обладать полученной гармонией в привычной жизни. Отсюда, из этого знания, пришло название нашей книги "Тибет на диване". Оно как бы говорит: познавай новое и применяй на практике в том месте, где ты живёшь, имеешь семью, работу и у тебя есть задачи, требующие решений здесь и сейчас.
Жизнь — это объединение духовного начала с вашей повседневностью. Умение быть гармоничными, уравновешенными, спокойными, иметь чистоту мыслей и ресурс для решения своих задач, возможность радоваться и быть счастливым. Знания без применения остаются недоступными для обычных людей. Монахи же не приспособлены к условиям нашей жизни. В книге указана золотая середина. Все перечисленные техники применимы в любом моменте жизни без выделения на это специального времени. Это удобно."

То есть, в словах, запечатленных на страницах, звучит отголосок слов, произнесенных мудрецами разных культур. Но эти слова адаптированы для простого человека, обычного читателя, который не имеет реальной возможности запереться в монастыре или отправиться на настоящий Тибет, чтобы пообщаться с просветленными, что живут там. И это не просто бесконечные теории. Это то, что уже применялось на практике. В этом и кроется главный секрет. Изюминка, которая делает особенным и важным труд "Тибет на диване".

"Многое описанное в книге, — подтверждает Елена, — созвучно с высказываниями мудрецов, философов, психологов, однако всё это личные озарения. Продвигаясь в познании себя, задаёшься вопросами и на них получаешь ответы. Всё зависит от готовности твоего сознания и способности клетки встроить эти знания в тело. Быть в едином потоке сознания и тела. Ведь именно тело начинает жить по новым понятиям и осознаниям.
Передать другим можно лишь то, что ты приобрёл самостоятельно и освоил полученное в своём процессе жизни. Многие восхищаются мудростью великих учителей. Только прочитанная мудрость остаётся лишь чьей-то мыслью и быстро теряется. В реальном мире она не стыкуется с форматом жизни и многие считают, что так как написано, сделать нереально, на то автор и мудрец, а мы простые люди.
Мы тоже простые люди, имеющие желание познать непознанное и применить это таким образом, чтобы работало и приносило реальные результаты. Поэтому все озарения адаптированы для людей, понятны и имеют легкость в применение. Главное просто двигаться в направлении, которое описано в книге, и вы получите энергию, ресурс, воодушевление, интерес, способность управлять собой, своей жизнью и создавать новые формы жизни для себя. На страницах фактически инструкция, объясняющая, как жить в новой Эпохе Водолея, через познание себя".

Любой путь, куда бы он ни привёл в конечном итоге, начинается с первого шага. В этом формате можно рассматривать книгу "Тибет на диване", которая учит как быть по-настоящему живым, а не играть в жизнь. Но любая книга, как правильно сказала Елена, лишь теория, сформулированная кем-то другим. Она окрашена чужими эмоциями и основана на чужом опыте. Как сделать его своим, то есть перейти от теории к практике?

"Человек обладает уникальным даром. Нам Создатель дал сознание, — улыбается Елена. — Люди о нём практически ничего не знают. Именно сознание даёт человеку способность жить в движении, коммуницировать и развивать свои скрытые способности. Открывая сознание, человек приобщается к Мирозданию, многое тайное становится явным. Расширяя своё сознание, человек выходит за информационные границы систематизированного мира, у него появляется многомерность выхода за предел опыта и прежних знаний. Многие знания уже устарели, шаблоны не работают, ум заходит в тупик. Сознание открывает перед человеком мир новых возможностей".

Словосочетание "открыть сознание" звучит сложно. Его трудно ассоциировать с понятием счастье, к которому все стремятся. Но что если, не сделав тот самый шаг, который указала Едена Кобзева, пойти дальше просто не получится? Неужели человек так и не испытает счастья? И почему здесь и сейчас оно встречается так редко? Это не умозрительные вопросы. Это то, что хочет знать каждый. И лишь тот, кто преодолел уже изрядную долю пути саморазвития может дать ответ.

"Счастье в привычном смысле очень размытое понятие, — соглашается Елена, — так как всегда имеет границы начала и конца. Нельзя быть счастливым в промежутке. Счастье — это то, что мы живём. Почему? Мы каждый день познаём мир, в котором находимся. Каждый из них уникален и несёт нам новое. Ставит перед нами задачи прожить с утра до вечера, справляясь со всем и радуясь. Вопрос в другом: почему наше счастье зависит от обстоятельств? А здесь нужно говорить о разделённости и оценке. Чему радоваться, если всё плохо? Только плохо создаёт сам человек, он привлекает в свою жизнь всё, с чем сталкивается. В миру говорят: "Счастлив блаженный". Привнести в свое бытие благо понимания жизни — значит открыть источник счастья. Обстоятельства разбивают ваше счастье на осколки, которые невозможно склеить, и, как следствие, мешают ощутить полноту чувства счастья".

Получается, ключевыми понятиями становятся "разделённость и оценка". Только далеко не всякий читатель понимает, что эти слова значат в контексте. Между тем Елена Кобзева видит в них главное зло нашей эпохи. Но что же выступает в роли его антагониста? Своё мнение писательница поясняет:

"Разделённость человека — главное зло. Мы слишком заигрались в плохо-хорошо. Итог — причинение страданий, борьба, противостояния. Мы хотим своё хорошее навязать всем, чинить добро, навязывая свои идеи, ценности, убеждения. Правда, это чаще оборачивается предвзятостью и получением благ только себе, не считаясь с другими. Пора изменить взгляды и переключиться на свое "я". Надо посмотреть, что я делаю и что мной содеянное несёт окружающим людям. Что делает современный человек? Он потребляет ради своей выгоды. Отсюда и наваливаются на человечество природные катаклизмы, вирусы. Нас заставляют изменить своё мышление. Начать созидать, а не разрушать. В книге "Тибет на диване" описано, как прийти к целостному мировосприятию и зачем это нужно каждому разумному существу".

Искать гармонию и счастье или оставить все как есть? Попытаться совместить духовность и материальность или отдать предпочтение чему-то одному? Научить тело и разум жить в единстве и согласии или даже не пытаться? Наталья Никитична и Елена Вячеславовна не могут ответить за своего читателя. Они могут лишь указать направление движение, по которому отправится тот, кто к этому готов и искренне желает познать, понять и использовать во благо себе и окружающим новые откровения.

-

"Дурочка Аленушка", или история картины Васнецова

Известные на весь мир картины заслуживают того, чтобы люди узнали об истории их создания. В частности, интерес представляет полотно Васнецова "Аленушка". Найти шедевр живописи можно в московской Третьяковской галерее. А репродукции картины разлетелись по всему свету и, конечно, доступны для изучения в Интернете.

За работу Виктор Михайлович принялся летом 1881 года. В то время он находился в Ахтырке. Село располагалось близ имения Абрамцево, где со своей семьей проживал Савва Мамонтов. Многие исследователи усматривают внешнее сходство между Аленушкой и Верой Мамонтовой — младшей дочерью мецената. Это та же самая девушка, что позировала Серову для еще одной легендарной картины "Девочка с персиками". Однако, большинство исследователей живописи считают, что сходство, пусть и присутствует, но не является портретным. Да и сам Васнецов некогда признавался, что прообразом для героини, застрявшей на века между сказкой и реальностью, стала крестьянка, которую однажды он увидел в Ахтырке. Его поразила печаль, которую он заметил в глазах незнакомки. А русский дух, которым был проникнут ее образ, оставил след в сердце художника, подтолкнув воображение.

И правда, Аленушка на полотне это точно не дочь богатого промышленника. Это простая девочка, в глазах которой плещется неизбывная печаль. Выцветший наряд, растрепанные волосы, загрубевшая кожа на руках и ногах — все это не позволяет ассоциировать с Верой Мамонтовой девушку с картины, даже если той и достались некоторые черты Музы Серова. Настроение, которое присуще героине полотна, подчеркнуто природой. Васнецов передал натуру в мелочах. Он не забыл ни о чем — ни о темной глади пруда, ни об осенних деревьях, ни об опавшей листве, ни о серых тучах над головой. Эксперты утверждают, что это одна из первых русских картин, на которой художник так точно передал внутреннее состояния своего персонажа через опосредованные детали. Они также сходятся во мнении, что картине Васнецова присущ лиризм, выходящий за пределы фольклора. Вероятно, им "Аленушка" обязана досугом своего создателя. Работу над картиной живописец завершал зимой. Он рисовал днем, а по вечерам посещал музыкальные вечера, которые в своем доме устраивали Третьяковы. Именно они и настраивали его на лирический лад.

Виктор Михайлович не просто сделал иллюстрацию к любимой сказке. Он пожелал написать героиню так, чтобы она стала близкой, понятной, родной для каждого, кто на нее смотрит, и, надо признать, сумел воплотить в жизнь свое желание. Этому поспособствовал и выбор модели, и способ подачи сюжета и, конечно, реальные пейзажи леса и пруда, которые привлекли мастера в Ахтырке. О том, что это именно они, свидетельствуют подписи на трех сохранившихся набросках.

Но, наверное, самым любопытным и неожиданным фактом о картине является то, что первоначально она имела другое название. Это была не просто "Аленушка", а "Дурочка Аленушка". Впрочем, художник не собирался вкладывать в титл тот подтекст, который видим мы сегодня. Уже спустя годы после его жизни слова "дурочка", "дура", "дурак" обрели оскорбительный смысл. В те же далекие годы так называли юродивых, которых уважали, и сирот. Аленушка из сказки была сиротой, которая заботилась о своем брате. От этого одиночества и грусть в глазах красавицы, и настроение вопиюще осеннее на полотне.

-

Наскальная живопись, или галлюцинации как источник вдохновения

Наскальная живопись, или галлюцинации как источник вдохновения

Глядя на древние рисунки, которые сохранились на стенах пещер по всему миру, невольно задаешься вопросом — как идеи их создания приходили в головы нашим далеким предкам? Впрочем, ничуть не реже хочется спросить — для чего нужно было рисовать их в труднодоступных частях пещер? Почему бы не выбрать места, попасть куда проще? Израильские ученые нашли ответы!

Современной науке известно, что нормальный уровень кислорода во вдыхаемом человеком воздухе должен составлять 21%. Использовав технические приспособления, которые есть сегодня в распоряжении ученых, исследователи проникли в узкие проходы пещер, где зачастую обнаруживаются самые невероятные изображения, и измерили уровень кислорода там. Оказалось, что он опускается примерно до 18%. Нужно помнить и о том, что во времена, о которых идет речь, не было электричества. На практике это значит, что люди вынужденно пользовались факелами, которые должны были брать с собой, чтобы видеть, куда идти и что рисовать. Для горения необходим кислород, о чем, конечно же, сегодня знает любой школьник. Таким образом, из-за наличия открытого огня концентрация важного химического элемента в воздухе еще больше снижалась, падая до критических цифр.

Наскальная живопись, или галлюцинации как источник вдохновения

Получается, что художники древности работали в условиях выраженной гипоксии — нехватки кислорода, которая развивалась достаточно быстро, не позволяя мозгу адаптироваться. Вероятно, это делалось специально ради особого эффекта, возникающего при кислородном голодании. В отдаленных уголках пещер наши предки испытывали чувство полета, им казалось, будто они парят над землей, а у некоторых вовсе начинались галлюцинации. Скорее всего, художники считали, что так они устанавливают связь с космосом или каким-то еще сходным образом трактовали свое состояние. В любом случае, придумывание сюжетов и их рисование происходило под воздействием галлюцинаций, которые и являлись вдохновением для тех, кто оставил в наследие современникам наскальную живопись.

Данное исследование израильтян необычно, интересно и очевидно имеет смысл. Однако, многие шедевры искусства далекого прошлого находили в больших пещерах или возле входов в них, где проблем с кислородом не наблюдалось. Кое-кто из ученых полагает, что в таком случае галлюциногенный эффект тоже достигался, просто неким другим способом, не связанным с кислородным голоданием. В любом случае, конкретная работа, результаты которой озвучены в этой статье, была направлено на изучение истории создания рисунков именно в глубоких пещерах и других подземных труднодоступных местах.

-

Загадка Стендаля: символика романа "Красное и черное"

Загадка Стендаля: символика романа "Красное и черное"

Назвать книгу порой бывает труднее, чем ее написать. Иногда авторы выбирают заголовки, над которыми потом ломают голову и читатели, и эксперты. Хорошо если писатель жив и может ответить на возникающие вопросы. Но что если речь идет о классике, умершем столетия назад? В таком случае литературоведы принимаются за поиск аналогий и проведение параллелей, чтобы разгадать не всегда очевидную символику. Так, до сих пор никто не может с уверенностью сказать, почему самый знаменитый роман Стендаля называется "Красное и черное".

Согласно одной из версий, которая опирается на социальный подтекст книги, красное — символ революции, хотя в то время подобной символики еще не существовало. Тем не менее яркий цвет вызывает ассоциацию с жизнью, переменами, надеждами. Это еще и цвет крови, которая была пролита. Черное — показывает регресс, который последовал вслед за бурными событиями, символ отката и застоя периода Реставрации.

Загадка Стендаля: символика романа "Красное и черное"

Еще одна трактовка обращается непосредственно к мечтам и желаниям Жюльена Сореля. Энтузиаст и романтик, он грезил о том, чтобы иметь возможность поучаствовать в великих событиях и быть солдатом, который собственными руками меняет мир. Некоторые эксперты полагают, что исходя из этого красный пришел от цвета военного мундира и является синонимом мечты о действии, свершениях, славе. Но есть проблема: красный носили англичане, а вовсе не воины Революции или солдаты Наполеона. Черный же, опираясь на логику данной гипотезы, это цвет сутаны, в которую Сорель был вынужден обрядиться, чтобы добиться положения в обществе.

Кое-кто из уважаемых критиков предполагает, что название романа это рулетка. Красное и черное = взлет и падение. Правда, Сорель не был азартным игроком, а потому подобное мнение вызывает сомнения.

Красный — это цвет любви, страсти. Черный — смерти человека или чувства. Жюльен по-разному любил двух женщин мадемуазель де Ла Моль, чей образ строится вокруг воспоминаний о великой любви ее предка, и госпожи де Реналь, с которой юношу связывали нежные отношения. Но обе дамы были запретны для человека, который находится в положении Жюльена, что не способствовало счастливому развитию чувства. Плюс сам герой и госпожа де Реналь в конце погибают.

Загадка Стендаля: символика романа "Красное и черное"

Есть и еще одна гипотеза. Стендаль, который всегда критиковал современное ему общество и, в частности, любовь французов к невнятным пастельным тонам в одежде и убранстве интерьеров, сделал выпал против тех, кого не одобрял, поместив на заглавие книги максимально большой контраст из ярких штрихов.

Это не единственные предположения. Критики, литературоведы, журналисты из разных стран поколениями пытаются понять, какой смысл французский классик вложил в название своего культового романа. Читатель может принимать любое из них или выдвинуть парочку собственных версий, так как однозначно верного ответа, который подтверждался бы неопровержимыми источниками, просто не существует. В любом случае, произведение столь психологически сложное и идейно многогранное нельзя рассматривать однобоко. А потому следует предположить, что крупица истины есть во всех гипотезах или, по крайней мере, во многих из них.

-

Связь образов Матери и Мачехи в народных сказках с образом Бабы-Яги

Связь образов Матери и Мачехи в народных сказках с образом Бабы-Яги

Одной из главных основ реальной жизни, которая отражена в русской народной сказке, является семья. Она подразумевает заботу, защиту, взаимопонимание и строится вокруг кровного родства. Символом семьи является Мать. Но надо признать, что этот персонаж в своем светлом воплощении появляется в фольклоре довольно редко. Намного чаще можно увидеть антагониста материи — Мачеху. Дихотомия образа необходима, чтобы показать истинную ценность родственных уз, в том числе, от противного.

Мачеха никогда не бывает доброй. И даже если в реальности с этим утверждением можно поспорить, ребенок, читая книги, растет в убеждении, что только своей кровинушке помогут, только ей простят все, только ее никогда не обидят. Ведь даже самая противная Мачеха, если разобраться, проявляет негативные эмоции исключительно к чужому ребенку. Только неродную дочь она может отправить в зимнюю стужу за подснежниками, которые надо искать в дремучем лесу. Со своей она так не поступит. Кровная связь и понятие рода были очень важны в древности, когда члены одной семьи всецело зависели друг от друга и совместно боролись с жизненными невзгодами. Это и отражение в историях, которые люди сочиняли и передавали друг другу, показывая любовь и ее противоположность в гротескной форме, в итоге формируя стереотипное восприятие своего и чужого.

Эксперты, которые занимаются вопросом изучения архетипов, чтобы в последующем сложить из своего знания представления о ментальности предков и установках, пришедших к нам из глубины времен, полагают, что образ Мачехи — это разновидность образа Бабы-Яги. Их объединяет множество общих черт. В частности, желание навредить, разрушить, съесть. Однако, это утверждение сомнительно, так как подобные ассоциации появились намного позже, чем славянские племена узнали про Бабу-Ягу или, вернее, Йогу.

Связь образов Матери и Мачехи в народных сказках с образом Бабы-Яги

Известно, что Баба Йога (будем называть ее правильно) — один из древнейших фольклорных персонажей, память о которых сохранило человечество. Изначально она не имела ничего общего со злом. Напротив, славяне верили, что это миловидная, нежная, молодая женщина. Никакой костяной ноги у нее не водилось, зато любила она гулять в золотых сапожках. Вот и получила прозвание Бабушки Йоги Золотой Ноги. Эта светлая волшебница разъезжала на колеснице или коне (не на ступе!) по городам и весям Мидгарда, собирала детей-сирот и приносила к себе в избушку, только не на куриных, а на курьих ножках. Нужно уловить разницу в произношении и написании, потому что для наших предков эти два слова были принципиально разными. Курьи значило, что они курились, дымились. Такой эффект предполагался, потому что исконный дом Бабы Йоги находился очень высоко на обрыве горы, предположительно, где-то на современном Алтае. Он был окружен обережным кругом, внутри которого открывался проход в мир Богов. В своем жилице Баба Йога проводила Огненный ритуал, в котором, действительно, сажала детей в нечто наподобие печи. Но только она их не жарила, а согревала, чтобы те не замерзли, прежде чем покинуть "мирскую жизнь" и перейти в капище Богов, куда их доставляли мудрые жрицы. Позже сироты сами становились Жрецами, а значит — людьми уважаемыми.

Получается, что изначально Йогиня-Матушка, как еще называли Бабу-Ягу, воплощала в себе образ матери, а к образу Мачехи отношения не имела. Но смена языческой культуры на христианскую привела к тому, что старые традиции оказались под запретом, а прежние идолы были развенчаны и дискредитированы. Вот и Бабка-Йожка с течением лет обрела новые формы и из молодой сердобольной девушки в золотых сапожках обернулась дряхлой злодейкой с костяной ногой. Однако ее появление в фольклоре осталось по-прежнему показательным, просто отныне пример стал работать от противного и воплощать глобальный архетип Заботы с отрицательным знаком, равно как и Мачеха, которая присутствует в других сказках.

-

"Горбун отверженный с проклятьем на челе" во Франции 19 века

Современный читатель привык, что классический герой романа, который вызывает симпатию и заставляет сердце биться чаще — это красавец и ловелас, богач и успешный интриган, эдакий рыцарь без страха и упрека, но готовый на все ради своей дамы, в том числе и на сделки с совестью. То есть это вечный Луи де Бюсси, Гиацинт де ла Моль, Ретт Батлер, Жофрей де Пейрак, Эдвард Каллен и любой другой из бесконечного списка идеальных любовников в разных воплощениях.

Человек, открывая книгу и повинуясь стереотипам, ищет знакомый образ и радуется, находя его. Вот только иногда, пусть и не часто, он ошибается. Например, Феб де Шатопер, который в романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" ближе остальных подбирается к привычному амплуа, вовсе не тот парень, кому в конечном итоге принадлежат все симпатии. Иллюзии развеиваются, как дым на ветру, стоит в воздухе запахнуть костром инквизиции и начаться серьезным проблемам.

Кто же тогда заменяет главного красавчика в романе? Кому выпала ответственная роль помощника и спасителя? Тот, кто лишь понаслышке знаком с сюжетом, будет очень удивлен, что эта роль выпала горбуну Квазимодо. Безобразный внешне, этот человек красив и благороден внутри. Сердце льва прячется в немощном теле. Свободолюбивый дух до поры скрывается под личиной раба, которому, казалось бы, самой судьбой предопределено вечно быть униженным и оскорбленным.

Энтони Хопкинс в роли Квазимодо. Изображение: 1069.gr
Энтони Хопкинс в роли Квазимодо. 

Конечно, такой персонаж хоть в жизни, хоть в книге, едва ли может всерьез рассчитывать на счастье, как у сладкого Принца, что нашел и завоевал свою Золушку. Но он может совершить поступок, который растопит сердца, что и делает в конце книги Гюго Квазимодо. Для тех, кто не знает, будет не лишним напомнить, что горбун рискует выступить против своего покровителя и фактически господина Клода Фролло, который воспитал его и дал ему работу, при том подчинив себе волю обиженного судьбой создания. А после смерти красавицы Эсмеральды, ставшей жертвой суеверий, интриг и религиозного фанатизма, когда битва уже проиграна и ничего изменить нельзя, несчастный горбун остается со своей любовью до последнего удара сердца. Он обнимает бездыханное тело и, более не противясь злому року, тихо умирает, таким образом проявляя силу духа и непривычный читателю героизм.

Изображение: gotps3.ru

На протяжении многих десятилетий литературоведы гадали, откуда возник такой образ. Что заставило Виктора Гюго создать подобного персонажа? Какие заболевания у него были? С какой целью был нарисован именно такой герой? Одним словом, они пытались воссоздать историю вымысла, даже не думая искать прототип Квазимодо в реальности. Им казалось, что речь идет о фантазии автора, который хотел добавить повествованию драматизма. Между тем в 2010 году выяснился любопытный факт. Некий английский архивариус по имени Адриан Глоу наткнулся на материалы, которые произвело революцию в трактовке знакомого образа. Выяснилось, что примерно в то время, когда писался роман, в соборе Парижской Богоматери активно шла реставрация. Храм серьезно пострадал в годы Революции. В частности, мятежниками были обезглавлены и разрушены бесценные статуи. Будучи людьми мало образованными, да еще и пребывая в состоянии эйфории от своей безнаказанности, они посчитали, что в соборе кто-то поставил памятники королям. А с монархией надо было бороться. Естественно, наступил момент, пришлось восстанавливать утраченное. Для этого были приглашены талантливые скульпторы наряду с другими специалистами. Одним из них был архитектор Генри Сибсон, оставивший для потомков интересные записи. В них он, даже не подозревая, какую оказывает услугу истории литературы, отметил, что с ним работает некий скульптор — горбун, который ни с кем не разговаривает и старается держаться в одиночестве.

Продолжив исследование в данном направлении, литературоведы пришли к выводу, что хотя приключения Эсмеральды и ее трагедия вымышлены, кое-что все же пришло на страницы романа из реальной жизни. А именно — так появился самый яркий и неординарный персонаж Квазимодо или, как поют артисты знаменитого мюзикла, "горбун отверженный с проклятьем на челе".

-

История Гуинплена просто не могла закончиться хорошо

История Гуинплена просто не могла закончиться хорошо

Сколько людей — столько и драм. Талантливые авторы знают — чтобы найти сюжет, достаточно пройтись по городу с блокнотом и ручкой. Но иногда им кажется, что обычные истории рядовых людей не достаточно эмоциональны и главное — показательны. Тогда они начинают думать: как добавить в свое произведение изюминку? Кого сделать примером или предостережением и поместить в центр сюжета?

Удачным выбором со стороны Гюго является Гуинплен или человек, который смеется. К сожалению, несмотря на то, что писатель проводит персонажа и читателя через петли, которые позже назовут "американскими горками", то есть, через головокружительные взлеты и свободные падения, на любом этапе подспудно чувствуется — эта история просто не может закончиться хорошо. И дело не в изуродованном лице главного героя. А в его характере.

История Гуинплена просто не могла закончиться хорошо

Каким читатель видит Гуинплена в самом начале? Это бедный цирковой артист, которого отличает благородство, скромность, чистота помыслов. Он способен на любовь и преданность, на бескорыстие и сострадание, которым научился в приемной семье. Молодой человек вызывает уважение широтой своей души. Он тот, на кого хочется равняться в духовном плане.

Что меняется потом? Во внешнем мире происходит два события. Первое — встреча с красавицей герцогиней Джозианой, уставшей от блеска и суеты, пресыщенной, капризной, желающей острых ощущений и необыкновенных развлечений. Кто подходит для этой роли больше, нежели безродный человек со смешным лицом? Ответ очевиден. А разве он, никогда прежде не видевшей такой холеной, элегантной красоты, не знавший лицемерия и обмана, не сталкивавшийся вплотную с грязью, что таят некоторые души, мог под прекрасной маской рассмотреть истинное уродство? Разве не был он обречен броситься, подобно мотыльку, в костер фальшивой страсти, на деле такой же холодной, как сияние бриллиантов светской охотницы за приключениями? Мог ли он предположить, частью какой игры стал, не имея ни опыта в подобных вещах, ни цинизма, который присущ более искушенным? Второе знаковое и определяющее развязку событие — это открытие неожиданной правды. Гуинплен по происхождению аристократ, которого ждет кресло пэра. Лишь волей случая он был выброшен в жестокий мир простых смертных и узнал изнанку жизни. Можно ли мечтать о большем взлете? Но что если взлет — это синоним падения?

История Гуинплена просто не могла закончиться хорошо

Тут-то и начинается настоящая драма, а вовсе не тогда, когда парень смешит публику своим оскалом ради куска хлеба или ухаживает за слепой девушкой, испытывая к ней искреннюю нежность. Она заключается даже не в том, что, поддавшись тщеславию и пойдя на поводу у страсти, он бросил все ради ветреной вертихвостки, стремившейся поразить своих знакомых, которые уже давно разучились удивляться хоть чему-то. Трагедия подстерегает Гуинплена в залах дворцов, где золото и атлас, свет мириад свечей и сияние драгоценных камней. И эта трагедия в попытке совместить вечные ценности, понятия о честности и справедливости, свое умение видеть, слышать, понимать и сострадать с обыденностью и равнодушием других, с интриганством и лизоблюдством, с цинизмом и беспринципностью. Он переживает личностное раздвоение, материальными символами которого служат Дея и Джозиана. И каждая из них выполняет свое предназначение до конца. Пока герцогиня уводит Гуинплена по пути разложения, становясь эдаким дьяволом искусителем, вторая — это лебединая песня, которая не повторится, как не вернется утраченная героем чистота и не воскреснет невинная дева. Именно эта потеря духовной невинности, о которой он горько пожалел, будучи униженным, брошенным и по-настоящему осмеянным, является истинной драмой и трагедией Гуинплена.

История Гуинплена просто не могла закончиться хорошо

Могла ли у героя романа быть другая судьба? Был ли у него шанс найти свое место среди богачей и вернуть то, чего его лишили в детстве? Да. Но для этого персонаж, созданный Гюго, должен был бы предстать перед читателем другим изначально. Ему следовало принадлежать к плеяде охотников за удачей, к людям без чести и совести, к тем, кому внешний блеск заменяет душевную красоту. Или быть хоть немного более искушенным, чтобы не воспламениться от фальшивого огня страсти герцогини. Но так как писатель показал принципиально иного персонажа, его судьба с момента встречи с Джозианой была предопределена. И шансов на благополучный исход у того, кто всегда смеялся, но заставил целый мир плакать, просто не имелось.

наверх