На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 476 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Т26 июня, 5:39
    Верховный не любил подхалимов, считая, что услужливые мерзавцы — хуже явных врагов. Не любил а Хрущёва просмотрел.Генералиссимус Ст...
  • Юрий Ильинов25 июня, 5:55
    Уиткофф заявил, что на ядерном объекте Фордо «всё уничтожено» 12-ю проникающими бомбами, израильские чиновники говоря...Взлет и падение «...
  • Геннадий Свешников24 июня, 8:35
    Северный поток 2 будут заполнять газом прибалты, им так нравится когда их Линчует Стивен по своему желанию.Израиль со...Суд Линча. Как но...

Почему крепкое спиртное «обжигает» горло даже холодным

www.techinsider

 

Почему крепкое спиртное «обжигает» горло даже холодным

С температурой ощущение того, что спиртное обжигает горло связано лишь опосредованно. И вот почему.

В 2002 году итальянские ученые показали, что алкоголь меняет чувствительность ванилоидных рецепторов TRPV1, основная функция которых — защита от ожогов.

Рассыпанные по всему телу, TRPV1 срабатывают при локальном повышении температуры более чем до плюс 42−43°С, запуская стремительную болевую реакцию. Однако с белком TRPV1 могут связываться и некоторые химические вещества. Например, капсаицин из жгучего перца или аллилизотиоцианат из горчицы и васаби, чем и обусловлен их острый, жгучий вкус.

Алкоголь действует иначе, не напрямую. Как выяснили Марчелло Тревизани и его коллеги, он снижает «порог срабатывания» TRPV1 сразу до 34 °C, так что собственное тепло организма заставляет рецептор сигнализировать об опасности. Этот «ожог» можно почувствовать, просто обрабатывая ранку спиртом.

ß

Сколько клея в автомобиле: рассказывает производитель «Момента»

На клей приходится меньше процента массы и около 5% себестоимости сложных машин — автомобилей, компьютеров, смартфонов, самолетов, космических ракет. Но без клея все вышеперечисленное не собрать — по крайней мере в привычном нам компактном виде. Корреспондент «ПМ» побывал в Дюссельдорфе в штаб-квартире компании Henkel — мирового лидера на рынке клеевых технологий — и узнал, почему наша жизнь без клея была бы намного тяжелее, чем она есть.
Анастасия Шартогашева
Сколько клея в автомобиле: рассказывает производитель «Момента»

Штаб-квартира Henkel в Дюссельдорфе — это город в городе: там работает 10 тысяч человек, есть свои улицы и даже «исторический центр» — аккуратно отреставрированное здание, в 1878 году арендованное Фрицем Хенкелем для производства популярной «Отбеливающей соды».

Спустя почти 150 лет Henkel превратилась в огромную компанию с почти 20-миллиардной годовой выручкой и заводами по всему миру.

Головной офис Henkel в Дюссельдорфе
Головной офис Henkel в Дюссельдорфе
На родине компании, в Дюссельдорфе (Германия) резиденция Henkel - это город в городе. Здесь размещена небольшая часть производства, офисы и исследовательский центр. Производственные помещения позапрошлого столетия реконструированы и используются как офисы.

Сейчас эта компания по-прежнему выпускает стиральные порошки и другую бытовую химию, а еще — косметические средства (ассортимент сильно расширился после слияния с Schwarzkopf в 1995 году) и после приобретения в 1962 году компании Sichel-Werke — адгезивы. Знаменитый клей «Момент» (за рубежом ищите его под названием Pattex) — один из самых узнаваемых брендов Henkel с конца 1970-х. Но нас в Дюссельдорфе больше интересовали менее знаменитые вещи — огромное разнообразие клеевых решений, которые используются в промышленности для сборки всего на свете, от смартфонов до электромобилей. Если кто и разбирается в них, то это специалисты Henkel: компания обеспечивает больше половины потребности рынка в клеевых решениях. Весьма вероятно, что высокотехнологичные клеи, созданные в Дюссельдорфе, удерживают вместе детали компьютера или смартфона, с которого вы читаете эту статью.

История Henkel началась со стиральных порошков
История Henkel началась со стиральных порошков
Persil, один из первых брендов Henkel, недавно отметил 110-летний юбилей.

Меньше и крепче

Компактизация электронных устройств достигается не в последнюю очередь за счет склеивания. Взгляните, например, на камеру смартфона: она похожа на слоеный пирог из нескольких десятков линз, фильтров и электронных компонентов, и все они удерживаются вместе за счет очень тонких клеевых швов. А теперь представьте, что для крепления каждого из них использовался бы хотя бы один механический элемент — болт, шуруп или хотя бы крепление вроде столярного «ласточкиного хвоста». Насколько увеличилась бы масса и размеры камеры? Насколько усложнилась, а значит, и подорожала бы сборка?

Для создания одной камеры используется не один клей, а несколько адгезивов с очень разными свойствами. Одни проводят электричество, другие работают как изоляторы, одни служат УФ-фильтрами, другие полностью прозрачны, и все они обеспечивают скрепление деталей и их надежную фиксацию при перепадах температуры и ударных нагрузках.

В камере смартфона используется около 20 разновидностей клеевых решений
В камере смартфона используется около 20 разновидностей клеевых решений
Разные виды клеев удерживают детали камеры, обеспечивают электропроводимость и изоляцию, защищают линзы от механических повреждений.

И это — только камера (а их в самых новых моделях смартфонов может быть от трех до восьми). Всего в мобильном телефоне больше двадцати деталей, для сборки которых используется полсотни разновидностей клея. На проводящий электричество и абсолютно прозрачный клей сажают стекло тачскрина; тонкий и гибкий клеевой слой удерживает на месте сенсор отпечатка пальца; шины передачи данных покрываются специальными адгезивными покрытиями, придающими гибкость. Часть компаундов выполняет защитную роль, часть заполняет полости, защищает электронику от влаги, вибрации и ударов.

Легче и «зеленее»

Без клеевых соединений автомобиль весил бы на 15% больше — для легкового автомобиля это эквивалентно разнице между пустым салоном и пятью пассажирами. Чем меньше масса автомобиля, тем меньше расход топлива, а значит, машина меньше загрязняет окружающую среду. А ведь клеевые соединения упрощают не только эксплуатацию, но и сборку автомобиля: склеить детали проще, чем сварить или соединить болтами и гайками — а значит, и на заводе на производство будет потрачено меньше энергии и сил рабочих.

Электромобили немыслимы без множества видов клеевых решений
Электромобили немыслимы без множества видов клеевых решений
Клеевые решения позволяют соединять детали машин и механизмов, сохраняя минимальный удельный вес конструкции. Для электромобилей с их тяжелыми батареями это особенно актуально.

Чем больше производители пекутся об экологии, тем большее значение приобретают клеевые соединения. Без них, к примеру, невозможно представить себе электромобиль. Клеевые субстанции с исключительной теплопроводностью защищают аккумуляторы от перегрева; монтажные клеи позволяют уменьшить массу батареи, а герметики и функциональные покрытия защищают батареи от вибрации и других внешних воздействий, а окружающие аккумулятор детали — от протечек, делая электрокар надежным и безопасным.

Каждому свое

Когда нам нужно склеить разбитый цветочный горшок или соединить детали столярной поделки, мы идем в магазин и покупаем клей для керамики, стекла, дерева — или универсальный. Но в промышленности все несколько сложнее. Каждый год в отдел клеевых технологий Henkel обращается больше миллиона клиентов. Многие из них удовлетворяются уже существующими решениями — из тех 80 тысяч опций, которые уже разработаны технологами компании. А когда ни одно из готовых решений не соответствует техническому заданию, за дело берутся ученые из R&D центров (в мире их уже больше 20, и постоянно открываются новые). На основе 40 базовых технологий они создают новые материалы — с такими свойствами, которые удовлетворяют потребности заказчика. 

Путь от ТЗ до готового решения может занимать годы. Автомобильные компании, например, обращаются в Henkel за полтора-два года до того, как на рынке появляется новая модель. За это время в компании успевают отобрать и испытать несколько вариантов, соответствующих заданным требованиям. Затем из предложенных вариантов выбирают один — с помощью компьютерных симуляций (если от адгезива требуется, например, поглощать вибрации) или с помощью натурных испытаний — если речь идет, например, о составах, которые будут удерживать вместе шасси автомобиля. 

Заглядывая вперед

Когда репортер «ПМ» попросил специалистов Henkel назвать парочку самых удивительных продуктов, он думал, что ему расскажут про самый сильный в мире клей. Или про самый легкий, или про самый прозрачный — словом, что-нибудь из «Книги рекордов». Но оказалось, что превосходными степенями в компании не мыслят. Вместо них нам рассказали про, пожалуй, самую удивительную технологию Henkel, которая позволяет превращать дерево в прочный, долговечный и экологичный строительный материал.

Компания выпускает клеи для несущих деревянных конструкций Loctite с конца восьмидесятых, и за это время добилась больших успехов и в усилении прочности соединений, и в избавлении от токсичных растворителей — сегодняшние решения Loctite их вообще не содержат.

Без этих клеев был бы невозможен сегодняшний «зеленый» поворот в архитектуре, объяснили нам в Дюссельдорфе. Эти удивительные субстанции позволяют надежно крепить деревянные балки и бревна и возводить из дерева даже многоэтажные здания (самый известный пример — 18-этажное студенческое общежитие в Ванкувере). 

Благодаря клеевым решениям архитекторам удается возводить монументальные и в то же время гармонично дополняющие природный ландшафт конструкции — такие, как знаменитая «тропа среди крон деревьев» Некерталь в Швейцарии или швейцарское же здание слоновьего вольера в зоопарке Цюриха. Не содержащие токсичных растворителей, клеи Loctite для дерева сохраняют свойства древесины — и одновременно делают ее надежной, как бетон. В Henkel надеются, что в ближайшем будущем благодаря их разработкам дерево сможет если не заменить бетон, то составить ему достойную «зеленую» альтернативу.

Железная тяга

Несмотря на то, что в компании c большей охотой говорят об экологии, чем о своих супер-клеях, компании есть чем похвастаться. Хотя бы экспериментом 2017 года, в котором три грамма универсального клея Loctite HY 4070 сумели удержать 208-тонный грузовой состав.

Эффектную демонстрацию провели на железнодорожном вокзале Дюссельдорфа. Три грамма клея Loctite из специального шприца нанесли на толстую металлическую пластину, которую затем привинтили к вагону и приклеили к другой такой же пластине. Подождали полчаса, и поезд тронулся — а вместе с ним и приклеенный намертво 208-тонный состав.

Нажми и смотри
Рекомендуем
Популярное
наверх