Запретные темы истории
Древние боги - кто они
История - это страницы. Перевернутые этапы жизни людей, культур, цивилизаций. Нет сомнения в том, что однажды выведенные на бумаге, пергаменте, папирусе или любом другом материале слова, повествующие о минувших днях, навсегда остаются в памяти поколений.
Историю можно забыть, можно исказить или переписать. Можно потерять или спрятать. Но она всегда найдёт дорогу к свету. История как синоним объективной истины незыблема. Как бы далеко не отстояла она от нас, человек всегда будет стремиться понять свои истоки. Искать её обрывки, соединять их, вырисовывая всё более чёткую картину прошлого. Недавно для нас был знаменательный день. В дополнительный тираж вышли книги Андрея Юрьевича Склярова, человека, посвятившего свою жизнь поискам утраченных страниц древней истории человечества. Колоссальный экспедиционный материал из многих регионов мира и глубокий анализ историко-культурной информации послужили стартом для написания целого ряда книг по древней истории. Вывод Андрея Склярова однозначен - в глубоком прошлом на Земле существовала технически высокоразвитая цивилизация, оставившая свои следы на территории самых разных стран...Вряд ли эту идею можно назвать новаторской. Подобные разговоры идут уже длительное время, а за последние 60-70 лет волна интереса к данной теме накрывала информационное пространство с завидной периодичностью. Ученые и энтузиасты, попеременно передавая друг другу эстафету собирания мозаики древнейшего прошлого, многие элементы которой давно затерялись в переулках истории, пытались восстановить утраченное. Андрей Скляров был бы одним из многих в этом списке, если бы не совмещал в себе сразу несколько важнейших для исследователя качеств.

Имея в первую очередь технический взгляд на проблему существования в древности высокоразвитой цивилизаций, он стал автором сценариев и режиссером фильмов, писателем, экспертом по древней мифологии, а самое главное – сумел объединить и организовать целую группу исследователей и энтузиастов. В том числе и благодаря его талантам, дело Андрея Склярова живет до сих пор, а его труды не теряют своей актуальности. А сам он стал одним из главных идеологов альтернативного взгляда на древнейшую историю человеческой цивилизации. Одним из главных не только на территории постсоветского пространства, но и в мире. И именно поэтому книги Андрея Склярова, совмещая в себе целый комплекс самых разных подходов к анализу существовавшей до ЛАИ и добытой во время множества уже наших экспедиций информации, оказались столь популярными и востребованными, что весь тираж был распродан очень быстро.

Многие, кто интересуется загадками древнейшей истории человечества, нередко задаются вопросом, кем же могла быть та самая технически высоко развитая цивилизация. Откуда они пришли и куда исчезли? Кем были и почему оставили так мало следов на территории планеты? Да и были ли они вообще или это всё плод яркой фантазии исследователей? Первая из книг, которая снова поступила на полки книжных магазинов, называется «Древние боги. Кто они?», несёт в себе ответы не только на эти, но и многие другие вопросы.

Печатные книги всё реже становятся нашими спутниками. И всё же ни с чем несравнимый шарм и шуршание перелистываемых страниц порождают особое таинство чтения. Факты о загадочном прошлом человечества и версии, умело сплетенные талантом автора в альтернативное полотно древней истории, ожидают читателя, чтобы приоткрыть завесу тайны давно ушедшей эпохи богов.

История - это страницы. Страницы, прикасаясь к которым можно найти ответы на вопросы не только задаваемые нами сегодня, но и на те, что только предстоит задать в будущем.
=0=0=
Люди с хвостом — так ли это необычно?
Случаи, когда младенцы рождались с хвостом, известны давно и были неоднократно описаны. Сотни лет назад хвост у человека европейского вызывал суеверный страх, а участь несчастных хвостатых младенцев, признававшихся слугами Дьявола, была печальна.
И в то же время, очень везло такому ребенку, если он появлялся на свет в Индии. Один из чтимых в индуизме божеств — обезьяноподобный Хануман описан в великом эпосе «Рамаяна». Хвостатых детей считали священными посланниками Ханумана. Паломники выстраивались в километровые очереди, чтобы только коснуться божественного хвоста и получить благословение.
Научное объяснение
Хвост у людей — это атавизм, он не является таким же функциональным, как у небольших обезьян. Для этого в нем должны присутствовать мышцы и позвонки, а их нет. Его формирует зародышевая ткань в том случае, если развитие человеческого зародыша слегка отклоняется от нормы, а происходит это редко. В то же время хвост у человека как атавистический отросток — это наглядное доказательство, что у далеких предков homo sapiens хвост, без сомнения, присутствовал. Почему же они его лишились? Посмотрите на поведение небольших обезьян — макак и мартышек. Хвост играет для них роль пятой руки. Он достаточно силен, чтобы выдержать их небольшой вес, освобождая при этом конечности. С ростом массы тела обезьяны толщина мышцы хвоста стремительно увеличивалась, пока не стала помехой для существования в условиях, где не приходилось подолгу висеть на деревьях.
По мере эволюции обезьяноподобных предков людей (передвижение по земле, переход к прямохождению на задних лапах), хвост у человека как опорный и балансировочный орган «остался без работы», а со временем за ненадобностью исчез. Его функцию с успехом взяли на себя другие органы. Но его остаток до сих пор присутствует в человеческом скелете — это копчик.
Раньше считалось, что человек с хвостом в зародышевом состоянии отражает процесс эволюции: от кишечнополостной гидры, через стадию рыбы с жабрами, далее через стадию животного с хвостом и к, собственно, человеку. Серьезные ученые были уверены, что это неопровержимо доказывает теорию Дарвина о происхождении человека из животного мира. Это действительно так, однако развитие эмбриона не имеет к нему отношения: с самого первого своего дня он является именно человеком и никем другим.
Хвост у человека в стадии эмбриона объясняется большим числом позвонков, закладываемым в утробе матери (38 против 33-34 у взрослого) — так сказать, авансом, с учетом его медленного развития в сравнении с другими органами. Он появляется на рубеже 1-го и 2-го месяцев эмбрионального развития. Затем, в течение 3-го месяца, происходит частичная перестройка скелета с редуцированием «лишних» позвонков. Младенец появляется на свет уже с нормальным позвоночником.
Случаи рождения ребенка с атавизмом в виде хвостообразного отростка из мягких тканей чрезвычайно редки. Но если так произошло — ничего страшного. Просто первые дни жизни младенца будут отмечены несложной хирургической операцией. Учитывая, что новорожденный обладает высокой способностью к регенерации тканей, такая операция почти всегда проходит без осложнений.
Увы, но человеческий хвост может наследоваться в нескольких поколениях. В одной известной научной «коллекции» собрано 116 фактов случаев появления хвоста у человека, среди которых 52 случая относятся к лицам мужского пола, и лишь 16 — к представителям женского пола. Такая аномалия может передаваться из поколения в поколение в любой расе.
Сегодня редко можно наблюдать такие аномалии, поскольку хирургическая операция ликвидации хвоста после рождения очень проста. В основном хвосты у взрослых людей можно встретить в странах с большим количеством бедного населения, таких как Китай или Индия.
«Хвостатые» примеры в истории
В 1910 году путешественник У. Слоун описал свое необычайное открытие. В глубине пустыни Новой Гвинеи он встретил племя туземцев, каждый из которых имел хвост, точнее, отросток сзади длиной не более хвоста собаки. В связи с этим построенные на сваях дома имели дырки в полу, через которые жители просовывали наружу свои хвосты во время сна. Спали они на голом полу. Члены Парижского антропологического общества отнеслись к этому открытию весьма скептично.
В прошлом были известны описания таких племен, но ни одно из этих описаний не было подтверждено. Уже в XIII веке, например, Марко Поло писал, что жители Суматры все до единого имели хвосты, как у собаки.
В 1890 году ученый Поль д’Энджой поймал члена индокитайского племени Мои, который имел двадцатипятисантиметровый хвост. Исследователь заверял, что все представители племени Мои имеют хвосты, но из поколения в поколение хвосты становятся все короче в результате скрещивания с бесхвостыми соседними племенами.
Скептицизм французских антропологов немного поубавился в 1928 году, когда некто доктор Неделес нашел в Сайгоне восьмилетнего мальчика, имеющего 15-сантиметровый хвост. Сделанный им фотоснимок этого чуда природы получил всемирную известность.
В 1930 году доктор Веласкес из Сан Педро проинформировал общество о том, что однажды купаясь в море поблизости от Сан Труило в Гондурасе, видел на пляже «караибскую женщину, которая сбросила одежду, обнажив хвост не менее чем в 20-сантиметров, по виду которого можно было судить, что он укорочен».
В 60-х годах в обычной псковской деревеньке нашли человека с хвостом. Голый мужчина был найден на заднем дворике частного дома. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что у него нет гениталий, но есть хвост. Многие, увидев его впервые, приняли его за чёрта. Так за ним и осталось прозвище — «чёрт».
Позже жители рассказали, что на самом деле это — сын местной женщины, у которой родился мальчик с физическими отклонениями. Женщина скрывала свое чадо от внешнего мира и держала его под замком. Однако, после её смерти за мальчиком некому стало присматривать и иногда он бродил по улицам деревни в ночное время. Потом этот странный человек бесследно пропал, судьба его неизвестна.
Индиец Чандре
В индийском регионе Алипурдуар местные жители верят, что 35-летний индиец Чандре с 14,5-дюймовым хвостом является индуистским божеством Ханумана обезьяны. Многие люди собираются возле его домa в Западной Бенгалии, чтобы получить благословение и прикоснуться к его хвосту.
Из-за хвостa Чандре длительное время не мог жениться, но всё же нашел ту женщину, которая полюбилa его. Супругa Чандре старше его на три годa, но это не смущает его. Сейчас Чандре планирует построить свой собственный храм, чтобы все люди могли получить массовое благословение.
Индиец Аршид Али Хан
Мальчик из Индии, которого из-за генетического отклонения местные жители воспринимают как земное воплощение бога обезьян Ханумана, планировал избавиться от своей особенности. Врачи порекомендовали Аршиду Али Хану избавиться от 17-сантиметрового хвоста, растущего из поясницы. При этом подросток так отзывался о своей врождённой особенности:
Этот хвост был дан мне богом. Ко мне за помощью приходят много людей, и я молюсь об исполнении их желаний. И они сбываются. А к самому хвосту я отношусь довольно спокойно.
Врожденная особенность мешает Али Хану вести обычный для любого подростка образ жизни: он вынужден передвигаться в инвалидной коляске. Медики не могут окончательно поставить ему диагноз, так как одни склоняются к тому, что хвост — это результат расщепления позвоночника, другие — что это врожденная спинно-мозговая грыжа. При этом врачи практически единогласно советуют удалить отросток.
Пока сам Аршид Али Хан пока решение не принял, семья мальчика скептически относится к рекомендациям медиков. Подросток уверен, что даже если врачи удалят хвост, то люди не перестанут просить у него помощи и принимать его за воплощение Ханумана.
Конкуренцию Аршиду Али Хану может составить более молодой на 11 лет Амар Сингх, который отрастил 30-сантиметровый хвост из волос на пояснице. Он также почитается жителями родной деревни в штате Уттар-Прадеш как божество.
=0=0=
Битола. Цикл "Путешествия по Македонии"
Битола
Город Битола стоит почти на самой границе с Грецией: указатель при въезде оповещает, что всего в тринадцати километрах находятся Салоники. Уже неподалеку отсюда и Албания. Битола занимает второе место по значению после Скопье, являясь крупным деловым и промышленным центром Македонии.
Первое, что бросилось в глаза, когда мы проезжали по улицам города, это длинные гирлянды листьев табака, вывешенных для просушки. Они, казалось, занимали каждый свободный клочок земли, были натянуты на специальных опорах прямо вдоль тротуаров, висели на балконах домов, так, как у нас обычно вывешивают для сушки белье.
Главный и наиболее посещаемый туристический объект Битолы – развалины античного города Гераклеи, основанного по преданию Филиппом Македонским. По другим сведениям город на этом месте стоял и в более ранние времена, но именно Филипп переименовал его в Гераклею, в честь греческого героя Геракла, почитавшегося основателем Македонской царской династии. В Гераклее сохранились остатки античных улиц и зданий.
Наибольший интерес для паломника представляют раскопанные фундаменты трех христианских храмов и баптистерия, возведенных на месте языческих капищ. Один из них в V-VII веках служил кафедральным храмом. С этого времени в нем сохранились мозаичные напольные фрески с традиционной раннехристианской символикой. Панно обрамлено мозаичной же каймой, на которой изображены различные водные животные - птицы, рыбы, моллюски в память о том, что весь нынешний мир произошел из воды.
Археологами и реставраторами восстановлен, практически в первоначальном виде, античный театр. При византийском императоре Феодосии Великом именно в нем произошел случай, положивший конец проведению сражений гладиаторов, кровь которых продолжала литься уже после признания христианства государственной религией.
На глазах императора жители Гераклеи растерзали монаха-отшельника, который вышел на арену вместо обреченных на гибель рабов, и призвал отменить кровавое зрелище, как несовместимое с заповедями Спасителя. Потрясенный монарх издал указ о повсеместном запрете гладиаторских боев на территории империи. Желая почтить место гибели монаха-мученика, воспитанники Московских Духовных школ устроили на ступенях амфитеатра импровизированный концерт, пропев ему величание, а затем прокимен Страстной Пятницы «Разделиша ризы Моя себе». Македонцы, корпевшие по краям раскопа, бросили работать и заворожено слушали русские духовные песнопения, пожалуй, впервые звучавшие над этими античными руинами.
Оказалось, что Битолу многое связывает с Россией. После революции здесь осели многие наши эмигранты, прибывшие из Галлиполи – местные жители радушно приняли их из уважения к заслугам русских в Первой Мировой войне. В 1926 году в маленьком домике с черепичной крышей беженцы устроили церковь, в которой в течении шести лет служил священник Иоанн Максимович, будущий святитель Шанхайский. Этот район города сейчас так и называется «Русская Церковь». Цел и храм, служащий ныне приходским для местных жителей. Обстановка в нем очень бедная, похоже, сохранившаяся с тех давних времен: дощатые стены, простенькие бумажные иконы. На карте города есть еще одно памятное место, связанное с русским присутствием. В 2003 году в городе был установлен крест в память об убитом здесь турками 8 августа 1903 года русском консуле Андрее Аркадьевиче Растковском.
По карте отца Афанасия выходило, что где-то здесь в горах Битолы должны находиться сразу три монастыря, один из них - Сливничка казался расположенным наиболее близко. Битола и название-то свое славянское получила от слова «обитель», как поселение при монастыре. На турецком и греческом, кстати сказать, этот город называется просто - Монастырь.
Однако, как ни допытывался отец Афанасий у портье в гостинице, где нас поселили, та ничего не могла сообщить, кроме того, что за свои сорок лет никогда не слышала о монастыре Сливничка. Настойчивый иеродиакон не отступал: «На карте монастырь обозначен и должен находиться недалеко отсюда». Оставался один выход - обратиться к местным таксистам, которые должны были лучше всех знать окрестности. Один из них вызвался за двадцать евро довезти нас до села, называющегося Сливницы, где можно попробовать узнать о таинственной обители. Рискнуть решилось трое: отец Афанасий, преподаватель Московской Духовной Академии Владимир Бурега и я.
Около часа мы ехали по пустынному шоссе, мимо редких и малолюдных деревень, скрывавшихся в густой зелени. Близость Албании уже давала о себе знать – то и дело вдали над черепичными крышами виднелись белые стреловидные башенки минаретов. «Мы еще неизвестно куда едем, - утешительно сказал отец Афанасий, – может там и нет ничего, один фундамент в земле и табличка: «Здесь был монастырь».
Наконец въехали в Сливницу – селение, состоящее всего из десятка каменных двухэтажных домов, увитых виноградом. На скамейках перед ними мирно отдыхали местные старички, посреди дороги беспечно бродили рыжие и черные куры, которые разбежались из под колес такси с суматошным кудахтаньем. Водитель, завидев двух беседующих между собой домохозяек в фартуках, обратился к ним с вопросом: не знают ли они монастыря Сливнички? «Сейчас», неожиданно кивнула одна из них, и скрылась в доме. Минут через пять откуда-то появился бодрый старичок в бейсболке, с палочкой в одной руке и большим черным дипломатом в другой. Сев рядом с водителем, он довольно неразборчиво что-то пробормотал и махнул рукой вперед.
– Далеко до монастыря? – спросил отец Афанасий.– Четыре километра, – отвечал наш нежданный проводник, а затем, ткнув себя пальцем в грудь, сказал «Руссия. Брежнев. Москва, Киев, Ленинград». Дальше мы ничего разобрать не могли, но в общем было ясно, что человек побывал в нашем Отечестве лет двадцать пять назад. Затем он сообщил, что последний раз русский посещал обитель сорок лет назад, с тех пор нога нашего соотечественника здесь не ступала.Дорога до монастыря оказалась грунтовой и весьма неровной. На ухабах машину подбрасывало, а затем она проваливалась в глубокие впадины. Вдобавок весь этот путь пролегал по краю горы и представлял собой извилистый серпантин с резкими поворотами, отчего нас бултыхало еще больше. Надо отдать должное решимости таксиста: вряд ли кто-либо из его московских коллег согласился бы так гробить машину.
Четыре километра, казалось, миновали, но ничего напоминающего монастырь впереди не было видно, а густые кроны деревьев сходились все ближе к дороге, нависая над машиной. «Может он и не знает вовсе, где монастырь?» предположила я. «Может, он просто попутку искал до дома, а мы ему подвернулись?». Спутники мои задумались, а отец Афанасий на смешанном русском-македонском стал у проводника выяснять далеко ли еще ехать, на что тот отвечал очень невразумительно. К счастью в это время впереди показались белые стены грубой кладки.
Собственно весь монастырь представлял собой обнесенный оградой дворик, правая часть которого была занята двухэтажным «г»-образным келейным корпусом, с традиционной галереей, идущей вдоль второго этажа. Посреди двора стояло маленькое прямоугольное здание с черепичной кровлей и крохотными окошками в ней. Внешне ничто не выдавало в этом похожем на амбар сооружении храма, за исключением может быть восточной стены, где имелся полукруглая апсида. Старичок жестами пригласил нас войти в храм, который был закрыт чисто символически – чуть ли не на гвоздик.
«Я с ума сойду от этой Македонии!» возопил Бурега, едва переступив порог храма. «Едешь-едешь, какая-то глушь, тьмутаракань, полузаброшенное здание, а в нем сверху донизу фрески, как в кремлевском соборе!». Действительно, нашим взорам открылось чудо – сверху донизу весь храм был расписан тончайшими фресками. В притворе изображен восседающий на престоле Христос Вседержитель с предстоящими Пресвятой Богородицей, Иоанном Предтечей и апостолами Петром и Павлом. Внутри, на стенах и сводах – Богородица, святители Вселенской Церкви, мученики, преподобные, а отдельно, на северной стене трапезной части равноапостольные Кирилл и Мефодий и семь их ближайших учеников, подвизавшихся в Охриде. «XVII век!» – довольно пояснил наш проводник. Фрески сохранились целиком, что в Македонии большая редкость.
Как выяснилось из слов нашего проводника, внешне неприметным храм строился специально в опасении турок, которые препятствовали строительству православных церквей. Простенький каменный дом с двускатной черепичной крышей, обнесенный невысокой оградой издали походил на обычную крестьянскую усадьбу и не привлекал к себе лишнего внимания. В кровле алтарной части храма сохранилось отверстие, появившееся во время Первой мировой. В 1915 году на горе выше монастыря стояли части русских, французов и англичан, внизу у ее подножия дислоцировались немцы и болгары. При перекрестном артобстреле один из немецких снарядов попал в храм, пробил кровлю над алтарем и упал, не разорвавшись.
С правой стороны перед алтарем стоял складной аналой с открытой книгой - в храме явно совершаются службы, а значит, он живет. По словам старика, все его односельчане неукоснительно собираются в монастырь на «славу» т.е. престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Вместе молятся в церкви, а затем вместе отмечают торжество, накрывая столы в монастырской трапезной.
В довершение всего уже на улице он достал из потрепанного дипломата целую кипу старых фотографий и газетных вырезок. На черно-белых снимках был запечатлен храм начала XX века, окруженный аккуратным двориком, на других – то же здание в конце восьмидесятых годов, среди зарослей кустарника и высокой травы. Именно тогда Божин Нейкович – мы наконец выяснили имя нашего нечаянного экскурсовода, взялся приводить обитель в порядок. В прошлом военный – одна из старых фотографий запечатлела обаятельного молодого офицера, к тому времени он уже был на пенсии и мог позволить себе посвящать все время этой работе. Сейчас Божину восемьдесят лет, но он все равно по мере сил трудится в монастыре, недавно, например, в одиночку выложил плиткой комнату при трапезной. «Это моя обитель, – торжественно говорит он, – это Дом Богородицы, а я хочу Ей послужить».
Пора возвращаться: путь неблизкий, можем опоздать на концерт. Проникнувшись нашими опасениями, таксист мчится вниз, с пугающей скоростью нарезая зигзаги горной дороги. По мере спуска лес редеет и открывается во всем великолепии лежащее внизу огромное Преспанское озеро. Вода в нем кажется ярко голубой от отражающегося в ней небесного свода. На другом берегу озера видна цепь синих гор, тающая в тумане. Заметив наше восхищение, водитель милосердно притормаживает на повороте, позволяя сделать несколько фотоснимков. «Это – показывает он рукой на ближайшие горы за озером, – Албания, а соседние, рядом с ними уже Греция». Отец Афанасий всматривается в противоположный берег с видимым интересом, лелея надежду уже завтра попасть в Албанию. Албанская виза у него в паспорте стоит, благословение лаврского начальства получено и есть все шансы стать первым монахом Троицкой обители, самостоятельно совершившим паломничество по этой, некогда христианской стране.
Утром по дороге в Охрид – конечный пункт нашего маршрута, мы еще раз проехали мимо озера. Мелькнул за окнами поворот на Сливничку, но сам монастырь так и не показался среди густой лесной зелени, словно незримая рука до времени скрывает его от посторонних глаз.
Оказалось, что всего в нескольких километрах от села Славницы тоже на горе стоял другой монастырь – святого Георгия, в котором некогда подвизалось около ста монахов. От многолюдной обители XII века сохранилось только небольшое прямоугольное здание храма с двускатной крышей и крохотными подслеповатыми окошками. Тусклый свет, пробивавшийся из них, все же позволил разглядеть остатки внутренних росписей: фигуры святых на традиционном синем фоне, с варварски изуродованными ликами.
Но, пожалуй, больше потрясло не это, а то, как привычно и без малейшего раздумья закурил пожилой македонец-водитель нашего микроавтобуса, едва вступив под церковный кров! И ведь никто из соотечественников, рядом стоявших, не сделал ему замечания, даже удивления не выказал! Положим, в действующем храме он бы так вести себя не стал, но разве эти развалины перестали быть святым местом? Разве отступил от них Ангел-хранитель храма? Выходит, все-таки чего-то важного наши македонские братья пока не понимают. Дай Бог, чтобы нашелся для святого Георгия свой Божин – имя-то какое! – готовый сохранять уцелевшее и возрождать утраченное, своим примером воспитывающий в сельчанах страх Божий и благоговение к святыне.
Свежие комментарии