На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 436 подписчиков

Свежие комментарии

  • Рахимулла Алеев
    Нам с Западом вообще не о чём говорить , кроме торговли , да и о ней говорить не с этим дубьём , которое сейчас управ...Договориться не в...
  • Eduard
    Нам с Западом говорить об Украине незачем.Украина не их часть!Договориться не в...
  • Юрий Ильинов
    Эксперты назвали страны, которые россияне могут посетить без загранпаспорта МОСКВА, 23 апр — РИА Новости. Эксперты оп...Стратегический бо...

РАБОТА С ТЕЛЕСНЫМ СЦЕНАРИЕМ С ПОМОЩЬЮ ЛЮБИМОЙ ДЕТСКОЙ СКАЗКИ.

Красота и здоровье

РАБОТА С ТЕЛЕСНЫМ СЦЕНАРИЕМ С ПОМОЩЬЮ ЛЮБИМОЙ ДЕТСКОЙ СКАЗКИ.

Методика работы с телесным сценарием с помощью первой детской сказки позволяет прикоснуться к протоколу как сердцевине невербального, соматического опыта.

Впервые о телесном сценарии начал говорить Эрик Берн. Его идея была в том, что первые отклики ребенка на окружающий мир происходят в большей степени телесно. И, если мир комфортен, мать откликается на потребности ребенка, посылает ему любовь и принятие — тело расслабляется, ребенок развивается нормальным, здоровым образом.

Если же обстановка неблагополучна, мать отстраняется или раздражается ребенком, тем самым посылая ему предписания не живи, не будь собой, не будь близким, не будь важным, то в теле образуются зажимы, блоки, напряжения или другие виды разбалансировки организма.

Эти дисбалансы фиксируются и, как бы, запечатлевают ранние травмы, являясь одновременно младенческими защитными механизмами.

Доунин выделил 10 видов телесных защит, которые «…удерживают нас от того, чтобы сказать «Хеллоу», чтобы узнать других, быть счастливым с другими и быть готовым, что другой будет счастлив с нами». (Доунин, 1995).

Эти защиты можно наблюдать:

ослабление и замирание дыхания;
неразвитая аффекто-моторная схема, то есть ограниченные движения для выражения чувств, сдерживание чувств;
защитно-деформированные аффекто-моторные схемы как гиперактивное выражение чувств через движения;
контрмобилизация как напряжение определенной группы мышц для сдерживания конкретных чувств;
деактивация как подавление конкретных чувств через снижение тонуса определенной группы мышц;
хронический гипотонус, то есть мышечная вялость;
хронический гипертонус, то есть хроническое напряжение мышц или телесный панцирь;
кинестетическое избегание, то есть блокирование осознания телесных движений, чувств и эмоций;
кинестетическая гиперконцентрация, то есть концентрация на определенной части тела или определенном чувстве;
визуальная защита, когда человек видит свое тело как бы со стороны (Доунин, 1995).
Берн называл такие телесные ответы довербального периода протоколами. И именно совокупность протоколов лежит в основе телесного сценария. По Берну «Протокол – это довербальное суждение, образ реальности, который создается внутренним напряжением, связанным с существующими потребностями» (Берн,1972). Временное напряжение и отстранение для самосохранения становится паттерном хронического мышечного сжатия в ответ на постоянное родительское программирование. Физиологически система управляется закрытием в ответ на боль и открытием в ответ на удовольствие. Таким образом, формирование сценария поддерживается безмолвным внутренним защитным диалогом в младенческом и детском возрасте между Адаптивным и Естественным Ребенком.

Такой довербальный защитный диалог ведет к подавлению спонтанного выражения Свободного Ребенка и поддерживанию сценарной адаптации Адаптивного ребенка. Поддержание мышечных защит требует огромного количества энергии, что блокирует выражение чувств.

Подробным изучением протокола занимался Д. Стир. Он определял протокол, как «наблюдаемую схему телесных проявлений, которые выражаются в постоянной последовательности, подчеркивающей основные движения сценария человека» (Стир, 1985).

В отличие от сценария, протокол не может быть когнитивно изменен, перерешен или переписан. Его (протокол) можно только осознать, понять, прожить изнутри и изменить поведение как следствие действия протокола через новый жизненный опыт, который клиент может получить через новые ощущения в теле.

Корнелл писал: «Поведение, в основе которого лежит протокол, не похоже на игру (со скрытым уровнем коммуникации), а является глубокой довербальной памятью первичных отношенческих паттернов, запечатленных через телесный опыт» (Корнелл, 2008).

О том, что протоколы и ранний телесный опыт влияют на всю последующую жизнь человека и особенно на его отношения с людьми, говорили и другие авторы. В частности, Лигабу считает, что «тело – это средство, с помощью которого отношения ощущаются и проживаются» (Лигабу, 2007).

А Эрскин писал: «Одна из ключевых концепций интегративного ТА состоит в том, что в человеческом поведении потребность в отношениях составляет основу мотивации, а контакт — это способ, через который эта потребность удовлетворяется. При хорошем контакте есть осознание своих ощущений, чувств, переживаний, потребностей. Во внутреннем и внешнем переживания постоянно интегрируются и направлены на развитие. Когда контакт прерван, потребности не удовлетворяются и нуждаются в искусственном удовлетворении.»

Эти искусственные «закрытия» составляют содержимое реакций выживания и сценарных решений, которые могут фиксироваться. Они проявляются в отчуждении от аффекта, привычных поведенческих патернах, неврологических нарушениях в теле, а также в когнитивных установках, которые ограничивают спонтанность и гибкость в разрешении проблем и в отношениях с людьми.

Каждое защитное прерывание контакта препятствует осознанию. (Erskine, 1980; Erskine & Trautmann, 1993) Р. Эрскин считает, что сценарий формируется на психологическом уровне в очень раннем возрасте.

Когда ребенок попадает в травматическую ситуацию, отвечая на запреты или, определенным образом удовлетворяя свои потребности, тело ребенка реагирует защитой и сценарный процесс происходит внутри телесной ткани как реакция выживания. И в дальнейшем мышцы удерживают память об этой реакции.

Если в детстве был прерван контакт и прерывание явилось травматическим, может происходить определенный процесс. Такой процесс может выглядеть как укрепленная и закрытая система телесной реакции, которая далее проигрывается автоматически при стрессе, зачастую в близких отношениях, или в ситуациях, напоминающих ту, в которой это было заложено. Р. Эрскин называет такой процесс «арест развития, когда важнейшие ранние потребности не были удовлетворены» (1988).

Подавление ребенком чувств и фрустрация при попытке удовлетворить потребность приводит к тому, что переживание ребенка остается незавершенным и энергия, которая не получила выхода, переходит в физиологическую попытку завершения, капсулируется и сохраняется в виде телесных блоков и зажимов. Чтобы жить многие люди могут держать такие блоки и зажимы вне области своего осознания.

Как результат — происходит фиксация – привычное сохранение в настоящем моделей адаптации и психологических защит, которые были необходимы в прошлом. Зафиксированные защиты мешают личности быть в контакте с самим собой внутренне и другими людьми внешне. Позднее эти фиксации переходят в сценарные убеждения и формируют сценарную рэкетную систему.

Э. Берн предположил, что первичный протокол сценария закладывается в первые два года жизни, «когда люди представляются ребенку как огромные фигуры, имеющие магическую власть как великаны и великанши, мифические людоеды и страшилища…»

Он также добавил, что в возрасте от четырех до семи лет ребенок «переписывает первоначальный сценарий в соответствии с новым видением и восприятием окружающего мира. В этом ему помогают сказки, истории о животных… Они дают ему новый набор характеров, с помощью которых он проигрывает все роли в своей фантазии» (Берн,1972). Таким образом позже к протоколам добавляются ранние решения, принятые Маленьким Профессором, то есть Взрослым в Ребенке. В совокупности с родительскими посланиями (приказаниями, контрприказаниями, программами и разрешениями) это приводит к созданию сценария, как жизненной программы индивидуума:

«Протоколы запускаются как постоянные бессознательные шаблоны принятых решений о значимых фигурах и первом опыте встреч с ними в нашей жизни… По существу, протокол – это скрытый уровень соматической и отношенческой организации, которая управляется вне осознания и предшествует образованию сценария. Протокол – это больше, чем имплицитная память. Это не только запись прошлого. Это результат активных усилий ребенка придать событиям значение и ощущение, как телесно, так и невербально» (Корнелл, 2008).

И с помощью сказки мы получаем возможность через образы и метафоры проникать в глубинные психические структуры и изменять их. Берн подчеркивал, что в терапевтическом процессе важно найти миф или сказку, в которых отражены паттерны жизненного сценария пациента.

Телесный сценарий в работе с детской сказкой
Репродукция картины художника Валентина Рекуненко
Описание оригинальной методики работы с телесным сценарием

Работа с телесным сценарием всегда сложна из-за того, что он формируется в очень раннем, довербальном периоде. Потому мы (Булгакова К., Исаева Н. и Севальнева З.) создали оригинальную методику, помогающую клиенту осознать элементы своего телесного сценария и даже изменить некоторые из них. Мы руководствовались идеей, что отождествление себя с неживым образом или символом из любимой детской сказки может содействовать регрессии в довербальный период.

Для исследования телесного сценария по этой методике, клиенту предлагается вспомнить свою любимую детскую сказку и выбрать из нее неодушевленные образы, символы или предмет. Затем среди этих образов клиенту предлагается выбрать тот образ, символ или предмет, к которому клиент испытывает негативные чувства или который ему больше всего не нравится. Затем клиенту предлагается представить себя этим предметом, и терапевт проводит интервью с ним в роли предмета строго в соответствии с определенной последовательностью вопросов. Сначала вопросы касаются усиления отождествления с предметом.

На следующем этапе клиенту предлагается принять позу, которая соответствует роли. Как правило, эта поза бывает напряженной и крайне некомфортной. Именно эта поза показывает скопление негативных чувств и эмоций, запечатленных в теле в виде телесных зажимов и мышечного напряжения. По телу можно различить какое эго-состояние постоянно используется, а какое исключено. Затем мы просим клиента из этой позы сформулировать послание «тому, кто тебя выбрал», т.е. самому себе. Это послание является вербальным отражением протоколов, которые живут непосредственно в теле.

Далее мы просим клиента сменить позу на максимально удобную и затем уже из этой позы передать еще одно сообщение. Это сообщение отличается от первого послания и является разрешением на изменения. Смена позы закрепляет это разрешение на уровне тела. Процесс сопровождается выбросом чувств, сильными телесными ощущениями. После этого клиент растождествляется с предметом и происходит анализ во Взрослом эго состоянии полученных осознаний и изменений.

В процессе работы клиент предъявляет разные архаичные структурные эго-состояния: структуры второго, первого и нулевого порядков. Такую четкую смену эго-состояний можно наблюдать со стороны, и она также присутствует в ощущениях клиентов. Можно говорить, что эта методика позволяет разрешить тупики 1-й, 2-й и даже 3-й степени (Меллор, 1980).

Если рассматривать интрапсихический тупик, то это потенциальный тупик между эго-состояниями клиента.

По Меллору тупик 1-й степени между Р2 и Д2 звучит вербально внутри клиента как родительские контрприказания.

Тупик 2-й степени между Р1 и Д1 закодирован в виде чувств и эмоций и проявляется как ответ, при сценарном программировании, на родительские запреты в раннем возрасте.

Тупик 3-й степени связан с первичным протоколом и относится к очень раннему возрасту, иногда даже пренатальному.

Корнелл, 2008 описывает протокол как тупик 3-го уровня, где тело «удерживает» запреты, предписания, родительские программы и адаптивные решения, которые можно видеть в позах, стиле и количестве движений, тембре голоса и его изменении (например, вздох), дыхании, движении глаз и направлении взгляда клиента на других и др.

Корнелл, 2008 рассматривал основные способы перерешения тупиков 3-й степени через взаимоотношения клиента и терапевта, такие как перенос/контрперенос, параллельный процесс и анализ отношений в супервизии, проективную идентификацию.

Представленная методика дает нам бесценный опыт разрешения тупика третьей степени между Р0 и Д0. Тупик возникает между Р0, представленным негативным посланием в ответ на напряжение и зажимы в позе у негативного героя и принятие этого послания клиентом на интуитивном уровне в Д0.

Изменение позы и использование ресурсов Взрослого через новое послание дают возможность клиенту перерешить этот тупик и принять, придать смысл, конструктивное значение и ассимилировать силу своей здоровой части при поддержке и защите потентного терапевта.

Таким образом клиент катектирует все свои эго-состояния, давая себе разрешение, чувствуя свою силу и используя защиту терапевта (П. Кроссман, 1972). Сила клиента в том, что он из новой позы дает разрешения, необходимые для определенного психологического возраста клиента в данный момент терапии.

По мнению Гулдингов, также, как и других транзактных аналитиков (Берн,Стайнер и др.) в раннем возрасте ребенок в своем Маленьком Профессоре принимает определенные решения, чтобы выжить в некомфортных или опасных для себя ситуациях.

Решения раннего Взрослого основаны на интуиции и могут быть алогичными. Однако, они помогают ребенку справиться с ситуацией, когда он маленький и беспомощный, но, эти же решения могут значительно тормозить и осложнять жизнь взрослого человека.

Гулдинги предлагают психотерапию нового решения, суть которой в том, что взрослый человек, находясь в состоянии “регрессии по контракту” принимает новое решение с использованием ресурсов своего Взрослого эго состояния. Гулдинги пишут: «в терапии новых решений клиент ощущает детскую часть себя, высвобождает свои детские качества и создает воображаемые сцены, в которых может избавиться от принятых в детстве ограничительных решений».

При использовании методики работы с неживым предметом из сказки как раз и происходит погружение в воображаемые сцены с вхождением в архаические эго-состояния и воспроизведение ранних решений и запретов. Затем, с помощью терапевта, катектируется эго-состояние Взрослого и у клиента появляется возможность принять новое, конструктивное решение, закрепляющееся на телесном уровне.

Интервьюирование клиентов через месяц после семинара показало, что они чувствуют реальные позитивные изменения в своем теле, эмоциональном состоянии и жизни в целом.

Заключение и выводы

По Берну первоначальный скелет сценария, называемый первичным протоколом, формируется в первые два года жизни. Методика работы с телесным сценарием при помощи первой детской сказки позволяет клиенту встретиться с ранними сценами жизни, с запретами и ранними решениями в тот момент, когда он принимает позу неодушевленного предмета или образа что создает напряжение и вызывает негативные состояния у клиента.

При использовании данной методики создается безопасная зона для перепроживания довербального опыта и определения фрустрированной ранней потребности и способа защиты которую выбрал ребенок в том возрасте.

Мы можем увидеть позу и, как следствие, движение и поведение которое было направлено на реализацию потребности.

Наблюдая и изучая позу можно предположить в ответ на какую интервенцию ребенок выбрал такой способ защиты и, чего не хватило или, возможно, было слишком для этого ребенка. Таким образом мы видим элемент личной истории клиента, и можем поисследовать ситуацию в которой произошел «арест развития».

И на основе этой информации появляется возможность для осознания потребности, восстановления прерванного движения или завершения действия.

Также знания про сценарную позу можно использовать для изменения внутренних элементов сценарной системы и для выбора ресурсной позы.

А изменение позы позволяет разрешить тупики 1-го, 2- го и, что особенно важно, 3-го рода, сформированного на телесном уровне. Разрешение тупиков высвобождает энергию для принятия новых конструктивных решений, которые помогают клиенту выйти из негативного сценария и в корне изменить свою жизнь.

АРОМАТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МАНИКЮР

Существует множество разных направлений и методик по уходу за ногтями. Одна из них - системный ароматерапевтический маникюр с оздоравливающим эффектом. Благодаря восстанавливающему и питательному действию эфирных масел, уже через 6-10 сеансов Ваши ногти станут идеальными и здоровыми, а руки мягкими с увлажненной кожей.

Для этого Вам предстоит сделать несколько шагов:

Шаг первый
Выведите ногти на одну длину, придайте им надлежащую форму.

Шаг второй
На ногти и кутикулу нанесите специальное регенерационное масло для ногтей (см. ниже). Распределите его массажными движениями по ногтевой пластине и кутикуле. Благодаря этому ноготь пропитывается лечебным маслом, что придает ногтевой пластинке гибкость и увлажненность. Полировочным приспособлением для ногтей проведите шлифовку ногтевой пластины. Для работы подходит полировщик из натуральной кожи, замшевый или трехсторонний полировочный блок.

Шаг третий
Уход за руками и подготовка кутикулы к последующей обработке. Для этого можно воспользоваться базовым кремом, обогатив его предварительно эфирным маслом.

Какое эфирное масло выбрать?
° Кедр - омолаживает, повышает упругость кожи, усиливает кровообмен, насыщает кислородом ткани.
° Лимон - отбеливает, разглаживает кожу, осветляет пигментные пятна, трещины на ладонях, устраняет ломкость ногтей.
° Мирра - оптимизирует периферический кровоток, освежает, оживляет, натягивает кожу, придает ей матовость.
° Иланг-иланг - омолаживает, увлажняет кожу, рекомендуется при слоящихся ногтях.

Распределив полученный состав по коже рук, пальцев и ногтей, кисти рук поместите их в кулечки из полиэтилена и укутайте подогретым махровым полотенцем на 20 минут.

Шаг четвёртый
Обработка кутикулы. Процедура вырезания кутикулы противоречит самому смыслу комплексных процедур. Для отстранения кутикулы целесообразно применять мелкокристаллический маникюрный брусок, который подвергается последующей дезинфекции. Подготовка к работе бруска и сам процесс отстранения кутикулы и птеригия (это тонкий слой кутикулы, который прирастает непосредственно к ногтевой пластинке и растет вместе с ногтем) строго по рекомендации фирм производителей инструментов.

В завершении процедуры можно сделать аромамассаж рук (до плеча).
Впрочем, если у Вас нет времени, чтобы систематически проделывать вышеуказанные процедуры, вы просто можете воспользоваться приведенными ниже рецептами:

Масло для ногтей
Для укрепления ногтей можно использовать следующие эфирные масла: эвкалипт, лаванда, лимон, роза, розмарин, пачули, чайное дерево, бергамот, ромашка, чабрец, мирра, сандал.

Ногти приобретут приятный блеск, если один-два раза в неделю ухаживать за ними с помощью следующей смеси масел:
° Смешайте 3 капли лимона, 2 капли розы, 10 мл масла жожоба. Смесь перелейте в бутыль из коричневого стекла. Или:
° эвкалипт 3 капли, лаванда 5 капель (эфирные масла тщательно перемешать с базовой основой — масло жожоба, миндальное масло или шиповника).

Маленькой кисточкой несколько раз в неделю наносите масло на ногти рук. За счет этого ногти укрепляются, утолщаются и приобретают приятный блеск.

Вы можете еще более усилить этот блеск, если будете после нанесения масла полировать ногти кусочком замши, предварительно на ногти масло иланг-иланга.

Для ухода за ломкими ногтями на руках несколько раз и неделю втирайте в них эфирное масло лимона.

Масло для ванночек
Каждые две недели устраивайте масляную ванночку для ногтей рук. Смешайте 2 капли лимона, 2 капли ладана, 2 капли чайного дерева, 2 капли розы, 10 мл масла зерен пшеницы, 10 мл масла жожоба. Налейте эту смесь в баночку для крема диаметром не менее 6 см. Погрузите на 5 минут в масло кончики пальцев правой руки, затем на 5 минут - кончики пальцев левой руки.

Маслом, оставшимся на пальцах, массируйте ногтевые валики.

Картина дня

наверх