На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Русские свадебные наряды

Свадебный наряд невесты на Руси имел множество вариаций, но можно  выделить две основных традиции: северную и южную. Основным свадебным  костюмом XIX — начала XX в. для всего Севера, Приуралья и Поволжья был  комплекс одежды с сарафаном. Девушек брачного возраста особенно наряжали  не только в праздники, но и в будни. Крестьянская молодежь знакомилась и  встречалась на посиделках, «игрищах», поэтому будущие невесты должны  были выглядеть привлекательно, показывать свое мастерство в рукоделии и  благосостояние своей семьи.

Девичий костюм обычно состоял из рубахи, сарафана, передника, вязаного  пояса, нижних юбок. Основу костюма составляла длинная рубаха, являющаяся  архаичным видом как женской, так и мужской одежды. По конструкции  русские рубахи разделялись на цельные, изготавливавшиеся из цельных  полотнищ ткани, и составные, которые шили из двух частей. Как правило,  верхняя и нижняя части выполнялись из разной ткани. Верх — из тонкого  льняного холста, ситца, миткаля; низ — из грубого льняного или  конопляного холста (см. рис. 1)



Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть  свадебного наряда являлась символом невинности невесты. На Русском  Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с  пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так  называемыми «плакальными» рукавами, достигавшими в длину до 130 см.  Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они  могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под  манжеты или обшивки с оборочками по краям. Для шитья рубахи-«целошницы»  использовалось три с половиной заготовки тонкого домотканого льна.  (см.рис.3)



Сарафан-«московец» прямого, или круглого кроя, шили из семи прямых  полотнищ с лифом. Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую  обшивку, а боковые и задние — в частые сборки под лиф. Он представляет  собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и  двумя боковыми клиновидными вставками; с изнанки продублирован серым  холстом. Узкие лямки, обшитые хлопчатобумажной тканью, крепятся на груди  и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные узкие  завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы-нашивки из  ярко-синей хлопчатобумажной ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных  и покупных хлопчатобумажных нитей в технике полотняного переплетения «с  перебором». (Перебор — прием в ткачестве, создающий на ткани невысокий  рельефный узор из столбиков.) Ткани, при изготовлении которых  использовались не только нити домашнего производства, но и покупные  хлопчатобумажные, называли достальными.

Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником-фартуком,  подвязывавшимся по талии. Это поздний вариант кроя передника, бытовавший  в крестьянской среде. Он шился из двух полотнищ, присборенных под  неширокую обшивку, к краям которых крепились завязки. К подолу  пришивалась неширокая оборка из клетчатой красно-желтой пестряди. Ткань  ткалась из белых, красных и желтых льняных нитей в сложной технике  многоремизного ткачества с узором из поперечных полос, заполненных  геометрическими фигурами. Также передники было принято расшивать узорами  с сакральной символикой. Места расположения на предмете символов,  связанных с плодородием, не случайны. Так, изображения смыкающихся  женских и мужских фигур, «засеянных» ромбов и «лягушек», помещенные в  нижней части передника, были обращены к материально-телесному низу  человека, его сексуальной энергии, а множество фигурок «человечков» на  основном вертикальном поле передника, плечевой части рубахи и косынке —  как знаки будущей счастливой семейной жизни — к сакральному верху.

На талии обязательно завязывался длинный неширокий вязанный на спицах  или тканый пояс с кистями. Пояс к сарафану выплетали на дощечках из  шерстяных зеленых нитей с добавлением белых, черных, ярко-розовых и  коричневых, его концы оформлены в виде пышных кистей.

Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно  увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем. Юбки шили  из «портянины» — домотканого гладкоокрашенного полотна или яркой  многоцветной пестряди, а также из шерсти домашней работы. Их  изготавливали из нескольких прямых полотнищ, собранных под обшивку:  спереди — в небольшие защипы, с боков и сзади — в густые сборки. Подолы  юбок, видневшиеся из-под сарафанов, завершали праздничный наряд.

Замечательным дополнением к поясу и костюму в целом являлся расшитый  яркой шерстью карман-«лакомник». Он шился из двух кусков ткани: наружная  часть — из бархата, внутренняя — из темного холста. На внутренней  стороне в верхней части нашивались три поперечные полоски тесьмы, в  которые продевается пояс, фиксируя таким образом карман чуть выше талии.  Карман украшали многоцветной вышивкой в виде разновеликих  цветов-розеток. Вверху — длинная горизонтальная прорезь, обшитая  хлопчатобумажной тканью (см.рис.2)



Такие карманы не только являлись украшением наряда, но и использовались  как кошелек для денег, лакомств, мелких предметов. В Поволжье было  принято, чтобы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для  одаривания ими родни жениха.

Прически и головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки  не полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или  заплетали в одну косу. При посещении церкви девушки покрывали головы  платками.

По древней традиции девушки украшали косы накосниками (косниками) —  лентами с богато орнаментированными концами или объемными фигурными  привесками, чаще всего треугольной формы или в форме сердца. Они имели  вверху петлю, в которую продевался шнур или тесьма, вплетавшаяся в косу.  Косники расшивались золотными или серебряными нитями, жемчугом,  бахромой и кружевом. Мотивами орнаментов служили растительные узоры,  фигуры птиц.(см.рис.4)



На венчании девушкам не полагалось косу или распущенные волосы закрывать  полностью. Головным убором служила повязка — «лента» в виде широкой  полосы позумента с жемчужной или бисерной сеткой, пришитой по низу. В  Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях иногда косу убирали под  длинный белый вязаный колпак, носивший название «честного». Наиболее  распространенными венчальными головными уборами на Русском Севере и в  Приуралье были также «головодец», «венец», «конура», «челка». Они были  обязательно с открытым верхом, имели дугообразную форму или  изготавливались в виде широкого обруча, который украшал венок из  искусственных цветов и лент. Богато расшитые узорами золотных нитей,  украшенные жемчугом, перламутром, цветными гранеными стеклами, фольгой и  канителью уборы напоминали сказочные драгоценные короны. Непременным  атрибутом свадебного костюма являлась фата, или «дымка», — тончайшая  шелковая ткань или шелковый платок, обшитые по краю бахромой, кружевом,  лентой.

Эффектным дополнением служили серьги, кольца, ожерелья из жемчуга или  бисера, янтарные бусы, приносившие, по народному поверью, счастье в  будущей семейной жизни. В таком наряде невеста представала перед алтарем  настоящей «молодой княгиней», как она величалась по свадебному чину.

Цена наряда была очень высокой даже для зажиточных крестьян, поэтому он  рассматривался ими как весомая часть наследства, передаваясь из  поколения в поколение. Известно, что стоимость некоторых свадебных  головных уборов в XIX в. достигала трехсот рублей ассигнациями.

Важнейшим элементом свадьбы после венчания в церкви был ритуал надевания  на голову - добрачной женского головного убора — «повивание»,  «окручивание», «принятие закона», «снятие покрова» (Архангельская,  Зологодская, Вятская губ.). Девичья прическа менялась на женскую: коса  расплеталась, волосы заплетались в две косы, которые укладывались вокруг  головы и убирались затем под закрытые головные уборы — кокошник,  моршень, борушку, повойник, кику, сороку.(см.рис.6-9)









Кокошники из бархата, расшитые золотными нитями, в форме высокой  цилиндрической шапки с плоским дном и ажурной поднизью из бисера, имели  распространение в северо-западных губерниях России. Обычно поверх  кокошника надевался платок

Платок, обязательная часть русского костюма, широко использовался в  свадебном обряде. В приданое входили различные по назначению платки как  домашнего, так и фабричного изготовления. Богатым невестам  Каргопольского уезда Олонецкой губернии в середине — второй половине XIX  в. готовили несколько золотошвейных платков.(см.рис.10)



Традиция вышивания золотными или серебряными нитями имела в России  многовековую историю. Платки изготавливались из тонкой белой  хлопчатобумажной ткани и декорировались вышивкой в технике «прикреп» или  тамбурным швом. Под отдельные элементы узора для создания рельефа  подкладывались желтые, в цвет золота, картон или бумага. Фигурные  вазоны, фантазийные цветы, бутоны, изогнутые ветви, листья являлись  органичными элементами крупных, хорошо скомпонованных узоров,  располагавшихся в одном углу платка. Два других угла украшались  небольшими вышитыми букетиками и веточками. Иногда по краю платка  вышивалось имя владелицы. Платок мог носиться поверх кокошника, завершая  свадебный или праздничный наряд олонецкой крестьянки.

Борушка — закрытый женский праздничный головной убор, состоящий из  очелья на твердой основе и донца. Донце собрано в сборки и пришито к  очелью, слегка выступая над его передней частью. Борушка украшена  золотной вышивкой, перламутром, стеклами.

Традиция покрывания головы замужней женщиной уходит в далекое прошлое и  связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные  женские волосы — «колтун» — в народных представлениях воспринимались как  связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи.  Распущенные, не убранные под головной убор волосы также привлекали злые  силы. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи,  она должна была покрывать голову, чтобы не принести несчастья мужу и его  родне. Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в  начале XX в. считалось недопустимым.

На юге России в XIX — начале XX века особенно ярко проявлялась разница в  одежде довенчального и послевенчального периодов. Девичий наряд состоит  из рубахи, поневы, короткой нагрудной одежды — шушпана и головного  убора — «лентки с ковылем» в виде обруча с пучком ковыля надо лбом и  длинными цветными лентами, спускающимися по спине. Рубаха кое-где  сохраняла архаичный туникообразный покрой. Поверх рубахи надевалась  понева, представляющая собой юбку, сшитую из трех полотнищ домотканой  шерстяной ткани полотняного переплетения и одного полотнища  хлопчатобумажной ткани — прошвы, которая располагается сбоку. Полотнища  соединялись кромками, их верхняя часть собралась под обшивку на  шнур-гашник. (см.рис.13-15, 18)









Высокими художественными достоинствами отличался пояс. Он заканчивался  кистями из разноцветных и серебряных нитей с большими ворварками,  обнизанными цветным бисером. На кончиках кистей подвешены металлические  блестки и бисер.(см.рис.16-17)





Комплекс праздничного девичьего костюма завершал шушпан — нагрудная  туникообразная одежда с короткими рукавами. Глухой (нераспашной) шушпан  имеет древнее происхождение. Существует мнение, что подобные шушпаны  носили девушки и женщины в Древней Руси. Шушпан шили из цельного  отбеленного конопляного полотна, нешироких прямоугольных бочков и  вставок из шерсти, расположенных между ними и по низу.

Типичной одеждой замужних женщин юга России была понева. Существует  несколько видов понев: из не сшитых между собой полотнищ, распашная,  понева с прошвой и понева-юбка из клетчатой поневной ткани. В некоторых  селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской,  Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы.  Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные  поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она  считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу  нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К  концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а  понева осталась признаком замужества.

В довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться»,  оплакивая свое девичество, носить траурную одежду.(см.рис.20-24).











Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый  цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм состоиял из рубахи, нижней  юбки, сарафана, пояса и передника. Рубаха из отбеленного льна имела  составную конструкцию. Нижняя юбка, надеваемая поверх рубахи, была  изготовлена из шести прямых полотнищ полушерстяной ткани. Сарафан из  отбеленной тонкой шерстяной ткани полотняного переплетения состоял из  двух прямых — переднего и заднего — полотнищ. Чуть выше талии сарафан  подвязывался красным шерстяным поясом полотняного переплетения. Еще один  предмет, входящий в костюм, — длинный туникообразный передник с  рукавами, который надевался через голову поверх сарафана. На рубеже  XIX—XX вв. такой передник обычно входил в комплекс женской одежды с  рубахой и поневой. Архаичный туникообразный крой деталей костюма, его  художественное решение, отличающиеся подчеркнутой строгостью и  торжественностью, соответствовало его обрядовому назначению.

Костюм новобрачной южнорусских губерний состоял, как правило, из рубахи,  поневы, передника, пояса, закрытого головного убора или платка, шейных  украшений, серег, вязаных чулок, кожаной обуви. Например, наряд, в  который молодую обряжали после венчания в селе Афанасьевка Воронежской  области, включал в себя рубаху с «золотыми ремнями», «наборную» поневу,  передник-«завеску», пояс, пояс-«подпояску» и головной убор — «сороку».  Выполнялся он из материалов домашнего приготовления: шерсти, конопли,  иногда использовали покупные хлопчатобумажные нити. Если невеста была из  богатой семьи, в ее наряде присутствовали дорогие материалы: бархат,  бисер, блестки, цветные шелковые ленты.

Двум вариантам «старушечьих» рубах соответствуют два варианта кроя  венчальных сарафанов. Черный шерстяной сарафан использовался не только  как венчальная, но и вообще как девичья одежда. Если женщина не выходила  замуж, она носила сарафан, дополненный передником и поясом, всю жизнь.

Отличительной особенностью сарафана-«широколямошника» является  туникообразный крой, что свидетельствует о его древнем происхождении;  широкие лямки выкроены из центрального полотнища, перекинутого на  плечах. Он имеет неглубокий прямоугольный вырез для головы, боковые  полотнища под мышками собраны в густые сборки, зафиксированные изнутри и  снаружи нашивкой из черной хлопчатобумажной ткани. (см.рис. 30)



На смену сарафану-«широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его  шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и  четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади  обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки  соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась  полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.

Ярким акцентом наряда являлся широкий шерстяной красный  пояс-«подпояска» с зелеными, лиловыми, белыми и желтыми продольными  полосками.

Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал  «горевои» наряд воронежской девушки-невесты. Она прощалась с девичеством  и «вольной волей», «умирала» в своей прошлой беззаботной жизни для  того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно новом для нее  качестве — женщины-жены.

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она  представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в  преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока»,  украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на  «бабью» — поневу.

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей (см.рис.27-29):







кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки  каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и  способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного  головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая  налобная часть в виде подковы с торчащими вверх небольшими рожками,  обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны  на тонкий шнур-«вздержку». Кичку надевают на голову на уровне лба и  тщательно закрывают холстом женские волосы, затем шнуром фиксируют ткань  на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки и закрепив его. Затылок  прикрывают позатыльнем (позатыльником)— прямоугольной полосой расшитого  золотными нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к  верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с  завязками по краям. Их перекрещивают на лбу и несколько раз обвязывают  вокруг рожек, таким образом плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И  наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку,  которая венчает все это сложное сооружение. Основными мотивами орнамента  золотной вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа»,  аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.  Сохранились местные названия отдельных частей сороки: спереди  располагается «очелье», по бокам — «кружки», сзади по «позатыльню»  спускаются «крылушки». Иногда сороку изготавливали сами крестьянки, но  чаще ее отдавали шить на заказ или покупали на ярмарках.

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который  женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого  ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного  украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной  золотной вышивкой.

Костюмы женихов и севера и юга России не отличались большим  разнообразием и богатством. По-видимому, не существовало различий между  костюмами венчального и новобрачного периодов (см.рис.32-35).









Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных,  нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой  домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с  отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой  шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха  часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки,  традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном  обряде использовались также как деталь одежды жениха.

Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о  состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы  жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или  выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.

Например, костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной  ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного  пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой. Она  изготовлена из центрального, сложенного пополам полотнища с вырезанным  на сгибе округлым отверстием для головы; по бокам пришиты более короткие  скошенные полотнища. Рубаха имеет левосторонний грудной разрез,  закрытый широкой планкой, и высокий воротник-стойку, застегивающиеся на  несколько пуговиц с прорезными петлями. Рукава выполнены из прямых,  слегка скошенных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы.  В верхней части центрального полотнища с изнаночной стороны рубаха  продублирована светлым холстом.

Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными  хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник,  нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов,  многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.

Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета в белую  узкую полоску сшиты из двух сложенных по долевой нитке юлотнищ ткани со  вставленными в них двумя клиньями, один  которых заворачивается наперед,  а другой назад. На одном из швов, соединяющих полотнища спереди,  оставлена небольшая прореха. Штаны закреплены на шнуре-«гашнике». Их  носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными.

Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках из разноцветных  шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и  продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с  помпонами.

С подобной рубахой и поясом носили синие в продольную полоску порты,  зауженные книзу, заправлявшиеся в сапоги или онучи с лаптями.

По материалам книги  С.В. Горожаниной,  Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм»

 
 
Источники:
http://www.omsk-svadba.ru, http://www.omsksvadba.ru.

 

Картина дня

наверх