Дмитрий Журавлев: Назад в СССР? Русский человек хочет не сытости, а справедливости
Вопиющее неравенство и искренняя уверенность части российской элиты в том, что никакого равенства не нужно и не должно быть, порождает тоску по СССР
Фото: Udm-Info
Чувство сожаления в связи с распадом Советского Союза испытывают около 66% россиян.
За год этот показатель вырос на 8%, причем в течение предыдущих десяти лет он не поднимался выше 61%, сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на результаты социологического исследования Левада-центра. Доля тех, кто считает, что СССР можно было сохранить, составила 60%.В чем же причина этого? Свести все просто к ностальгии по прошлому тех, кто в нем жил и хочет вернуться в свою юность, не получается. Социологи отмечают, что большинство опрошенных, тоскующих по СССР, составляют люди старше 55 лет, однако и среди молодежи 18-24 лет такие настроения растут.
Многие связывают возросшую тоску по СССР с ухудшением социальной ситуации и в особенности с пенсионной реформой. Эта точка зрения вполне логична. Сегодняшняя бедность заставляет с ностальгией вспоминать советские времена. Однако данные самих социологов эту точку зрения не подтверждают. Среди основных причин, вызывающих ностальгию по Советскому Союзу, опрошенные назвали разрушение единой экономической системы (52%), потерю чувства принадлежности к великой державе (36%), а также рост взаимного недоверия и ожесточенности (31%).
Поэтому тем, кто мечтает об СССР, хочется не столько сытости (социальных гарантий среди причин нет), а величия (разрушение единой экономической системы, потерю чувства принадлежности к великой державе) и психологического, душевного комфорта (рост взаимного недоверия и ожесточенности).
В принципе это объяснимо. Возможность гордиться собой – одна из базовых потребностей человека. А гордость за страну является частью этой собственной гордости.Если дело в тоске по величию и душевности, то почему потребность в этом возросла именно сейчас? Конечно, на нынешнем историческом этапе Россия – не сверхдержава, но она явно играет большую роль в мире чем в 1990-х и даже в 2000-х. Значит дело не во внешнеполитическом величии, а во внутренних причинах. Но в каких?
У социологов мы ответа на данный вопрос не нашли, поэтому предложим свою гипотезу. Главное здесь, как нам кажется, в интерпретации самой массовой причины ностальгии по СССР – разрушение единой экономической системы.
Думается, что речь здесь идет не о разрушении связей с экономиками других стран постсоветского пространства. Во-первых, полного разрушения связей так и не произошло. Более того за последние годы оно как раз усилилось. А во-вторых, и это гораздо важнее, вряд ли наших граждан так волнует сотрудничество с соседними странами. Скорее всего, под разрушением экономической системы подразумевается превращение всенародной собственности в собственность олигархов с чем люди связывают свои социальные проблемы. Таким образом и выстраивается социальная ситуация.
Почему именно так, а не напрямую? Ведь никто не сказал: "Мы хотим в СССР, потому что мы там жили бедно, но сыто". Нет. Главным оказалось разрушение единой экономической системы.
Главная причина в том, что наш человек хочет не сытости, а справедливости. Он готов жить бедно, но не терпит, чтобы из его бедности вырастало чужое богатство. Тем более, что сегодня уже не только богачи, но и государственные чиновники, в том числе и не очень высокого ранга, позволяют себе снобистские и презрительные высказывания о простых людях. А подобные высказывания как раз и отражают действия чиновников по отношению к гражданам. Именно вопиющее неравенство и искренняя уверенность части элиты в том, что никакого равенства не нужно и не должно быть, порождает тоску по СССР.
Lada Raven станет достойным «российским ответом Tesla»
Сбор денежных средств на проект ведется с помощью краудфандинговых сервисов.
Lada Raven станет достойным «российским ответом Tesla» Pr Scr youtube.com/Дмитрий Завьялов
Автомобиль LADA Raven российского производства, который был спроектирован дизайнером Дмитрием Лазаревым в 2014 году, может быть создан в РФ.
Макет машины был разработан в рамках конкурса «АвтоВАЗа». Реализацию технического проекта может возглавить глава венчурного фонда Alpha Robotics Venture Владимир Белый. Как заявляют инвесторы, дизайн прототипа будет основан на базе автомобиля LADA Raven. К сожалению, в настоящее время нельзя назвать точную стоимость нового авто.
Инженеры отмечают, что производство машины обойдется дешевле, чем разработки конкурентов. Творение отечественного автопрома составит конкуренцию премиальным маркам Tesla и Porsche. Глава фонда подчеркнул, что имеющийся опыт в робототехнике позволит осуществить идею беспилотного авто. В настоящее время ведется сбор средств через краудфандинговые сервисы.
Перекрытый Северо-Крымский канал не стал помехой возрождения аквакультуры на полуострове

Рыбоводы Крыма восстанавливают аквакультуру пресных водоемов, несмотря на то, что Киев перекрыл Северо-Крымский канал.
В Крыму восстанавливают аквакультуру, несмотря на то, что киевские власти в 2014 году перекрыли Северо-Крымский канал, по которому пресная вода из Днепра поступала на полуостров. Тогда воспроизводство мальков было свернуто. Теперь зарыбление водоемов восстанавливается, сообщает Fishnews со ссылкой на территориальное управление Росрыболовства.
Так, в селе Константиновка Симферопольского района на Писарском пруду провели зарыбление участка. Туда выпустили три тысячи мальков карпа весом по 60 граммов, которые были выращены местными специалистами. Водные объекты полуострова зарыбляются не только карпами, но и другими видами пресноводных аквакультур, причем выращенных местными специалистами. Это облегчило работу рыбоферм. Ранее посадочный материал завозили в основном из Краснодарского края.
Ранее сообщалось, что в Крыму работают над возможным решением проблемы нехватки воды. Не исключено, что там будут построены станции по опреснению морской воды.
Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.
Сын нотариуса и подмастерье художника
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.
Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.
Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.
Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.
Жизнь в Милане: становление гения
Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.

Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.
Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.
Изобретения да Винчи
Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.
Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.
Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.
Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.
Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.
Танк, подлодка, пулемет
Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.

Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.
Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.

В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.

Был у Леонардо и чертеж некоего подобия современного танка. Конечно, это не танк, но специфическая боевая повозка. Круглую и закрытую со всех сторон повозку приводили в движение семь членов экипажа. Сначала да Винчи полагал, что двигать повозку могут лошади, но затем он понял, что люди, в отличие от животных, не испугаются замкнутого пространства. Главной задачей такой боевой повозки было наступление на противника с целью давить и расстреливать его из мушкетов, расположенных по всей окружности повозки. Правда, как и в случае с подводной лодкой, этот проект Леонардо да Винчи тоже остался лишь на бумаге.
Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.
Еще один проект да Винчи в сфере вооружения – знаменитый пулемет. Он был разработан Леонардо потому, что стрельба из огнестрельного оружия в то время требовала постоянного перезаряжания стволов, которое отнимало очень много времени. Для того, чтобы избавиться от этой досадной необходимости, Леонардо придумал многоствольное орудие. По задумке изобретателя, оно должно было стрелять и перезаряжаться практически одновременно.
Тридцатитрехствольный орган состоял из 3 рядов по 11 малокалиберных пушек, соединенных в виде треугольной вращающейся платформы, к которой крепились большие колеса. Один ряд пушек заряжался, из него производился выстрел, затем платформа переворачивалась и ставился следующий ряд. Пока один ряд стрелял, второй охлаждался, а третий перезаряжался, что позволяло вести почти непрерывный огонь.
Друг французского короля
Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.
Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.
Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись:
Свежие комментарии