На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 476 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов22 июня, 2:36
    Родина — это не герб на майке Сейчас время шумное. Все хотят быть замеченными. Кричат, кидаются словами, выкладывают...Причины начала во...
  • Александр Т21 июня, 6:42
    Афтар не потей зря. В России никто не оценит. Пришла пора жидам получить по наглой жидовской харе. И твои надежды что...А что это там гор...
  • Вера смелых21 июня, 5:19
    Автор очень, ну - очень хочет быть объективным... Но "Израиль в сердце его..." А будут ли бить Иран с осуществлением ...А что это там гор...

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СУББОТНИК: ПРОПАГАНДА – ИЛИ САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ?

Юрий НОСОВСКИЙ

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СУББОТНИК: ПРОПАГАНДА – ИЛИ САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ?

Столетие тому назад, 12 апреля 1919 года в Москве состоялся первый в СССР коммунистический субботник. Что это было – навязанный «сверху» аврал под красивыми лозунгами? Или же проявление прекрасных качеств человеческой души, существовавших и существующих в лучших представителях обществ самых разных формаций?

Событие это произошло на станции Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. Работавшие там 15 рабочих коммунистов решили после, как сказали бы сейчас, «наступления уик-энда», конца рабочей недели, идти не на заслуженный отдых до понедельника – но остаться после смены для продолжения работы «на общественных началах», без претензий на оплату. 
До утра ими было отремонтировано 3 паровоза – после чего состоялось импровизированное партийное собрание. На котором утомленные энтузиасты за чаем обсудили положение на фронтах Гражданской войны, спели «Интернационал» и, наконец, разошлись по домам.
Возможно, их трудовой подвиг так и остался бы неизвестным – если бы не протокол их вышеупомянутого собрания, отправленный в силу обязательной партийной дисциплины, в райком. Благодаря этому весть о рабочей инициативе, названной чуть позже в одноименной работе Ленина «Великим почином», стала широко известной – и популярной.
На всякий случай, стоит заметить, что даже самые оголтелые очернители «преступной большевистской власти» не рискуют обвинять самый первый субботник в «организованности сверху». Это действительно был почин самих рабочих – коммунистов. 
Они искренне верили в правильность и возможность коммунистического труда – на благо не жиреющих «эксплуататоров», не себя любимого, а всего общества.

Потому и поддерживали социалистическую революцию «не за страх – а за совесть». И, заодно показывали окружающим «обывателям», что по-настоящему верят в то – за что борются. 
А личный пример – это совсем не абстрактные рассуждения, и даже не самые изощренные ораторские приемы.
Как писал в своем стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» современник тех событий, известный советский поэт Владимир Маяковский, правда, немного по другому случаю (героической гибели советского дипломатического курьера):

В коммунизм из книжки
                     верят средне.
"Мало ли,
         что можно
                  в книжке намолоть!"
А такое -
         оживит внезапно "бредни"
и покажет
         коммунизма
                   естество и плоть.   

Собственно, как минимум до начала 30-х годов, по признанию «сквозь стиснутые зубы» даже тех же вышеупомянутых «борцов с тоталитаризмом», субботники оставались уделом в первую очередь именно «революционного авангарда» советского общества – коммунистов и комсомольцев. Хотя, конечно, в них могли (и участвовали!) и «сочувствующие» граждане из числа беспартийных.  
Правда, есть сведения, что в части партийных и комсомольских организациях к «коммунистическому труду» отдельных участников привлекали, так сказать, «добровольно-принудительно», под страхом исключения из ВКП(б) и ВЛКСМ. 
Ну так, по большому счету, тогда в партию и комсомол никто никого насильно не загонял. Что-то не нравилось – клади членский билет на стол и до свиданья. А если уж пришел в «боевой авангард рабочего класса» – так будь добр и соответствовать этой авангардной роли. В том числе - и в плане иллюстрации окружающим «обывателям» того, что коммунистический труд, добровольный, а не по принуждению, вполне возможен.

***

Вообще, наши современники, особенно из числа молодежи, в силу «юношеского максимализма и переоценки ценностей» старшего поколения, часто склонной к недоверчивости и даже цинизму, не всегда могут понять – ну как это, человек может действительно добровольно работать, ничего за это не получая?! Да нет – что-то здесь не то, наверное, речь все-таки идет о банальной «принудиловке», лишь прикрытой красивыми лозунгами.
Не будем греха таить – такая «принудиловка» действительно имела и даже продолжает иметь место – как в последние десятилетия СССР, так и в современной России. Но, все же, способность людей к бескорыстной помощи – это не «исключение», а тем более, не некая «патология» – но лишь проявление лучших качеств человеческой души.
Это ведь только кажется, что в нашей жизни, особенно современной, все стимулируется о определяется только деньгами – и способами их заработать. Но какие деньги за свой самоотверженный труд, бессонные ночи, получает любая женщина – становящаяся мамой? Она ведь не одну субботу в году имеет «сверхурочную, неоплачиваемую работу» (которая, кстати, в случае выполнения нанятой няней имеет вполне определенные и достаточно высокие «ставки») – а годы и десятилетия, если не всю жизнь…
Да, в общем, и любая «благотворительность», бескорыстный подарок со стороны любого человека – за ним ведь тоже стоит необходимость поработать. Нюанс разве что в том, что в такой ситуации формально работа «благотворителя» оплачивается – но затем он дарит эти деньги (или купленный за них подарок) другому человеку. 
Ну а любой героизм – что на войне, что в мирной жизни? Можно ведь и воевать, и работать «спустя рукава». А можно – и закрывать своим телом амбразуру вражеского дзота, как Александр Матросов или идти на таран, как Николай Гастелло. И даже на самой, казалось бы, мирной работе можно ее просто «просиживать от звонка до звонка» – а можно на ней «гореть», не получая за это никаких финансовых «бонусов», или же имея их чисто символически.
И в коллективной работе в традициях братских славянских народов были примеры практически бескорыстного труда. Например – «толока», для быстрой постройки избы для молодой семьи, деревенского храма, моста или другого здания – куда добровольно приходило все мужское населения села, не получая за свою помощь денег. Разве что – нехитрый обед.

***

Можно, правда, в духе более изящно действующих «антисоветчиков» обвинять во всем Советскую власть – одновременно лицемерно стеная по поводу «безжалостно эксплуатируемого ею рабочего энтузиазма». Ну так, даже исходя из голого рационализма и прагматики – именно Советская власть дала пролетариату, как минимум, 8-часовой рабочий день. 
А при прежних хозяевах-капиталистах он составлял порой до 10-12 часов. То есть, «субботники», сверхурочная «работа на износ» наблюдались не несколько раз в году от силы – а практически каждый рабочий день! 
Ведь и инициатива коммунистов «Москвы-Сортировочной» недаром была организована в ночь с субботы на воскресенье – чтобы в выходной день работавшие сверхурочно люди могли отдохнуть. В конце концов, и во время «веселых встреч» Нового Года большинство россиян засыпают лишь под утро – а пресловутые «новогодние каникулы» действуют далеко не для всех, многим уже 2-го января приходится идти на работу.
Удивительно ли, что рабочие, освобожденные революцией от прежней «потогонной системы», защищали эту революцию от врагов всех мастей – и готовы были жертвовать для этого не только своим личным временем, но даже и жизнью, добровольно уходя воевать в отряды Красной армии?   

***

Так что сама по себе инициатива с «субботниками» была хорошей – да по той ситуации, напряженного противостояния с врагами революции на фронтах Гражданской войны, и реально необходимой.  Другое дело, что позже ее действительно в немалой степени «опошлили».
Ведь и правда – между «подвигом» и «принудиловкой» лежит такая вроде бы малозаметная для многих (но от того все равно непреодолимая) грань – как добровольность. Если она присутствует – мы чествуем подвижников, как героев. А если добровольности нет  - речь идет лишь о рациональном выборе между «меньшим из зол», но отнюдь не о каком-то благородстве души.
Действительно, в более поздние годы СССР, когда на коммунистические субботники приглашались (а если говорить честно – сгонялись) уже не только коммунисты и комсомольцы. Тем более, что в ряды последних к 70-80-м годам новых членов тоже принимали уже «автоматически», по достижению 14 лет. 
Но - практически все граждане, работающие в той или иной организации или на предприятии - под высказанными или не высказанными намеками «оргвыводов» в случае несогласия. И о какой добровольности в этом случае могла идти речь?! 
Скорее уж – о компрометации действительно высокой идеи бескорыстного труда на благо всего общества. И, увы, сопутствующей компрометации и всей коммунистической идеи в целом. Ведь если сейчас, для имитации «формирования нового человека» (существенного момента для триединого условия построения коммунизма, по «классикам») используется, пусть мягкое, но принуждение – насколько же жизнеспособна эта идея при системном к ней подходе?
А еще, не секрет ведь, что возможность привлечения сотрудников к бесплатному и часто непрофильному труду использовался нерадивой администрацией лишь для того, чтобы хоть как-то исправить огрехи своей собственной профнепригодности. 
Например, дворники и прочий «хозяйственный персонал» целый год не наводил должного порядка на территории – а потому к «наведению марафета» в «субботник» привлекались учащиеся, студенты, рабочие, служащие, врачи, учителя. Нередко уже даже не во внеурочное время, ту же субботу – но просто вместо основной работы, за счет выполнения основных служебных обязанностей. 
По большому счету, такую практику правильнее было бы назвать, используя меткое выражение советских писателей-сатириков Ильфа и Петрова, «головотяпством со взломом». Но, «под соусом» «продолжения великого почина» такое «головотяпство» сходило подобным горе-руководителям с рук.

***

И уж полным «оксюмороном» (совмещением несовместимого) выглядят нередкие попытки возрождения традиции «субботников» (правда – уже не коммунистических, сам термин которой вызывает у нынешних элит «аллергию») в настоящее время. Для той же уборки территории – дворов, улиц, целых городских кварталов, например.
Ну, правда, как «коммунистический труд» возможен в условиях либерал-рыночного строя, который в принципе отвергает бескорыстие, как идею? 
То есть, на деле, конечно, попытки добиться от трудящихся такого «бескорыстия» как раз предпринимаются э-э-э, «организаторами производства» (на «староязе» – эксплуататорами) сплошь и рядом. Например, ожиданием от офисных сотрудников работы с 9 утра до 8 вечера, не считая регулярно объявляемых «авралов» в случае якобы «производственной необходимости». С оплатой сверхурочной работы отнюдь не по двойной ставке, как положено по КзоТу, а то и вообще без вознаграждения.
Только какое отношение имеют такие возмутительные ситуации к коммунизму вообще – и коммунистическому труду в частности? При коммунистической формации существование «эффективных менеджеров» и «ооганизаторов производства» с доходами, превышающими таковые у работников в десятки тысяч раз в принципе не предусмотрено. А упомянутые сверхдоходы идут не на шикарные особняки в Великобритании, роскошные яхты и лимузины – но на пользу всех рядовых членов общества. Что, в общем, и наблюдалось в советскую эпоху – несмотря на некоторое имущественное расслоение, впрочем, не идущее ни в какое сравнение с нынешним.
Так что попытки организации «субботников» при капитализме – это просто бессовестная эксплуатация коммунистической идеи в целом – и занятых в таких мероприятиях трудящихся, в частности. 
Но, конечно же, попытки извращения высокой идеи коммунистического труда ничуть не умаляют значения ее существования. Ярким проявлением чего и стал Первый Коммунистический субботник, состоявшийся в Москве столетие назад…

ПОСЛЕДСТВИЯ СМЕРТИ СТАЛИНА

66 лет отделяет нас от того дня, когда буквально весь мир потрясла смерть великого кормчего, вождя советского народа Иосифа Виссарионовича Сталина. И чем дальше уходит от нас счастливое и победоносное сталинское время, тем больше циничной и абсурдной клеветы выливают на этого человека.
Со всех сторон СМИ усиленно нам твердят, что возвращение к советскому строю невозможно, что всё это в прошлом, что идеи коммунизма ничтожны, изжили себя и показали свою несостоятельность, последние коммунистические страны доживают свои дни. 
Если всё это действительно так, то для чего сейчас буржуазные СМИ со страшной силой выливают грязь на всю советскую (в большинстве случаев – сталинскую) эпоху? Ответ очевиден. Нынешняя правящая «элита» до дрожи в коленях боится реинкарнации СССР, социалистических идей. Потому как она боится потерять свои награбленные капиталы, созданные трудом нескольких поколений, сотен миллионов граждан советской империи добра.
Фальсификаторам становится всё сложнее скрывать заслуги Сталина перед советским народом: неслыханные по мировым масштабам успехи ударных сталинских пятилеток, растущие в геометрической прогрессии темпы развития всех сфер общества, расцвет науки и культуры (ставший следствием ликбеза и культурной революции), Победа в Великой Отечественной войне. Ужастиками про «голодоморы», «ГУЛАГи» и «репрессии» уже никого не удивишь. Поэтому они пытаются искать другие его «слабые места». Часть антисталинских провокаторов открыто признаёт, что всё-таки имело место могущество и развитие страны, но при этом говорят, что якобы интересы человека стояли на последнем месте.
За двадцать восемь лет после так называемого «распада» СССР, который на самом деле был организован заокеанскими друзьями и партнёрами, вкупе с предательством партийной верхушки, мы, наконец, научились, набрались горького опыта, чтобы понять разницу между жизнью в обществе, в котором гарантии и права гражданина страны Советов не только прописаны в Конституции, но и свято защищены законом, от понятий кастового, уголовного по своей сути сообщества ООО, без какой либо ответственности перед населением, слово народ, стало трудноусваиваемым для сложившейся постсоветской «элиты».

Но вернёмся в холодный март 1953 года.
Вся страна несколько дней следила за критическим состоянием главы государства – по радиосводкам и газетам. 5 марта в 21 ч. 50 мин. Сталин умер. Следующим утром об этом узнал весь мир. По медицинскому заключению, смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. В стране объявлялся четырёхдневный траур. 6 марта гроб с телом Сталина будет выставлен в Колонном зале Дома союзов.
Моя мама вспоминала: плакали все. Одно слово довлело над всеми в гробовом молчании народа – осиротели.
Когда сообщили о смерти Сталина, весь Советский народ безутешно рыдал. Вся страна вышла на улицу. 
«Утро 9 марта 1953 года. Серый, печальный день. Низко плывут над кремлёвскими башнями облака. Москва, столица нашей Родины, город, который так любил и лелеял товарищ Сталин, город, который неузнаваемо вырос, похорошел и возмужал, – эта Москва замерла в торжественной скорби. Страна провожает своего отца и вождя. От самого Колонного зала, вдоль здания Совета Министров, Исторического музея, вдоль седой Кремлёвской стены – бесконечное множество венков. Все они – в траурных лентах, на лентах написано: «Дорогому, любимому Иосифу Виссарионовичу Сталину».
Не прошло и месяца после смерти Сталина. Совет министров постановлением №895-385 от 25 марта 1953 прекращает строительство 25 важнейших стратегических объектов. 
Среди них – тоннельно-мостовой переход с материка на остров Сахалин. Среди них – приполярная железная дорога от Воркуты до устья Енисея. И та, и другая стройки – создание условий для доступности стратегически значимых территорий СССР. 

Сейчас США в открытую говорят о своём военном присутствии в Северном Ледовитом океане, а японцы в который раз муссируют проблему северных территорий. Как изменились бы наши нынешние позиции, будь эти стройки завершены 50 лет назад? 
Дорога была практически достроена, с неё даже начали понемногу вывозить строительную технику. По ней было открыто рабочее движение, не охватывавшее только центральный, строящийся участок. На постройку дороги было затрачено 42 млрд. рублей. На достройку, по самым недоброжелательным прогнозам, требовалось не более 2,5 млрд. рублей. 
Строительство было закрыто. Брошены паровозы, сотни километров железнодорожного полотна и насыпи. Остались брошены депо, разъезды, паромы. Стройка была забыта – а впоследствии и оболгана. Найдено множество оправданий решению «не доделывать» – от нерентабельности железной дороги до ошибок в постройке – но они не выдерживают критики. Тем более, когда речь идёт о стратегических вопросах. Там рентабельность вложений определяется отнюдь не сиюминутной выгодой. 
В дальнейшем количество «странных» решений, которые обесценивали достижения предыдущих лет, только росло. 
В 1953 году прекращена политика ежегодного снижения цен на основные продукты потребительской корзины. Сельскохозяйственные эксперименты Хрущёва «аукаются» до сих пор. Многие «льняные» районы Тверской области, к примеру, после кукурузной кампании так и не смогли восстановить льноводство. 
В 1956 году Хрущёвым взят курс на разрушение системы частного предпринимательства в СССР. Ликвидируются артели, кооперативы, а чуть позже – приусадебные хозяйства в деревне. Вводятся налоги на крупный рогатый скот, на плодовые деревья. Началось наступление на сельскую производственную инициативу. 
В наши дни либералы и демократы твердят о неэффективности экономики СССР. Однако при том количестве необоснованных, ошибочных решений, которые были приняты во время правления Хрущёва, возникает удивление – а как вообще смогла выжить советская экономика и даже развиваться вплоть до предательской ликвидации СССР? 

Многие не могут понять, как один человек – Горбачёв – смог своими действиями положить конец существованию огромной империи. 
Вот что об этом говорит видный государственный деятель СССР И.А. Бенедиктов: 
«В России от первого лица всегда зависело и будет зависеть очень многое. Если компетентное руководство резко ускоряет развитие страны, то некомпетентное в такой же степени резко тормозит и даже поворачивает его вспять. Сталин доказал первое, Хрущёв второе. Всё зависит от того, кто придёт на смену нынешнему, промежуточному по своей сути руководству. Если Сталин со своей командой – пойдём вперёд такими шагами, что лет через десять-пятнадцать все останутся позади, включая и хвалёную Америку. Ну а если руководители мелкобуржуазной закваски типа Хрущёва, плохо будет. Второго Хрущёва страна просто не выдержит. И не потому, что строй плох или государство слабое. Никудышный капитан, повторяю, способен разбить о скалы самое современное судно. Достаточно выпустить руль из рук». 

За пять месяцев до смерти Сталина – в октябре 1952 года – состоялся XIX Съезд КПСС, первый за 13 прошедших лет. Обсуждались многие вопросы, для нас же важно, что было решено в результате съезда. 
Вся полнота законодательной власти в стране передавалась Верховному Совету, а исполнительной власти – Совету министров, Правительству СССР. На местах полнота власти передавалась исполнительным комитетам местных советов. 
Таким образом, партия была отстранена от хозяйственного, административного и законотворческого управления страной. 
Собирался ли Сталин упразднять КПСС (переименованную из ВКП(б) на том самом XIX съезде)? 
Нет. Но функции партии должны были быть существенно изменены. 
Партия должна была обеспечивать обратную связь властным органам, давать рекомендации и оценки процессам, происходящим в стране, позволять оперативно реагировать властным органам на вызовы времени. По сути, партия должна была стать основой и опорой гражданского общества. 
За партией также оставалась идеология и, что Сталин считал чрезвычайно важным, – разработка новой коммунистической теории, необходимой в новых условиях. 
Марксистскую экономическую теорию Сталин подверг острой критике в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», доказав, что в условиях социалистического способа производства перестают существовать сами явления, составляющие суть теории Маркса. 
Безусловно, у Сталина были причины так реформировать партию. Народное хозяйство требовало руководителей-профессионалов. Партийное руководство, вмешиваясь в хозяйственную деятельность на разных уровнях, часто не обладало надлежащей компетенцией в решении вопросов. 
Сталин и в этот раз оказался прав. Сразу после его устранения прежняя параллельная структура партийного управления была восстановлена. 

Появившийся из последних рядов Политбюро Михаил Горбачёв начал политику демонтажа величайшей империи и запустил процессы, во многом аналогичные хрущёвским. Вектор внешней политики в этот раз был кардинально противоположным. Во внешней политике Горбачёв просто сдал многие позиции СССР. А внутри страны борьба за власть среди партийной паразитической элиты переросла в предательство – разделение страны, ликвидацию экономики под руководством экономических советников США, приватизацию Государственного банка и прочие губительные для государства и его народа дела, которые привели к величайшей трагедии в истории не только СССР, но всего мирового сообщества.
Последствия пересказывать не хватит места в материале статьи – их мы расхлёбываем до сих пор. А каша заваривается всё круче. Мир потерял равновесие, став из двуполярного, однополярным, да так и стоит наперекосяк, всё более заваливаясь.
Но, чтобы понять глубинный ход исторических процессов, достаточно взглянуть на могилу Сталина у Кремлёвской стены сегодня.

Рекомендуем
Популярное
наверх