Древнерусские часы
Оказывается в музее «Старого Английского подворья» в Московском Зарядье хранятся изображения первых часов, которые были установлены в Кремле на Спасской башне (тогда Фроловской) и они разительно отличались от современных.
О них пишет в своем письме английскому другу Самуил Коллинс, который девять лет провел при Дворе московском и был врачом царя Алексея Михайловича: «В наших часах стрелка ходит по циферному кругу, в Русских, напротив того, вертится циферный круг.
Г-н Голловей, один очень искусный человек, сделал первые такие часы. Он говорил, что Русские ни в чём не сходны с другими народами, а потому и в часах их должно быть особенное устройство.»Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Секунды по этим часам были постоянны, минут не было вообще, а вот сутки делились на день и ночь по (восходу/заходу солнца) и в дне могло быть от 7 часов (зимнее солнцестояние) до 17 часов (летнее солнцестояние) за счет увеличения или сокращения ночи. В момент восхода/захода солнца часы обнуляли… Крутились в часах не стрелки (как в Европе), а циферблат.
Вот что писал о часах Спасской башни посол Австрии при царе Алексее Михайловиче барон Августин Мейерберг в своих записках о Московии: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца… Когда бывают самые долгие дни, эта машина показывает и бьет до семнадцати, и тогда ночь продолжается семь часов». Сделав эту запись, австрийский посол старательно зарисовал часы в свой альбом: видимо, и для него часы являлась изрядной достопримечательностью.
В майскую ночь 1626 года над Москвой разразился страшной силы пожар.
Часы после пожара пришли в полную негодность. А с приходом к власти Петра эти часы были окончательно и бесповоротно ликвидированы. Мало кто знает о второй реформе времени Петра, начатой в 1706 году. В книге «Россия — великая судьба» она хорошо описана. Это была «реформа часа». Дело в том, что на Руси дневное и ночное время традиционно измерялось не просто в часах, каждый из которых содержал 60 минут, а — от восхода до заката солнца. И если сутки постоянно имели 24 часа, то дневное и ночное время не было постоянным, но в течение года, в зависимости от природных циклов, менялось: день длился от 7 (зимой) до 17 (летом) часов, ночь, соответственно, от 17 до 7 часов.И циферблаты самих часов, стоявших чаще всего на башнях кремлей и монастырей, имели не привычные нам 12 или 24 деления, а 17 делений. Именно такие часы находились и на Спасской башне в Москве. Существовали целые «таблицы», по которым на башенных часах изменяли время восхода и захода солнца (в течение года такие изменения проводились с периодичностью в две недели 22 раза). Иначе говоря, древнерусский счет часов соответствовал естественному природному (солнечному) циклу.
Петр решительно сломал представление русских людей о дне и ночи. Своим указом 1706 г. он повелел, чтобы на башнях были установлены часы европейского образца, с циферблатом от 1 до 12 часов. Более того, в практике государственной службы главным отсчетом суток становятся теперь две временные единицы — полдень (12 часов дня) и полночь (12 часов ночи). Таким образом, сутки перестали состоять из «дня» и «ночи», но начинают делиться на две равные по протяженности половины — «до полудня» и «после полудня».
Стремясь утвердить в сознании подданных новое понимание суточного времени, Петр приказал обязательно отмечать «полдень» звуковыми сигналами — боем курантов, выстрелами из пушек, поднятием флагов и др. «Реформа часа» привела к тому, что в России постепенно утвердился европейский счет часов, созданный искусственно и приспособленный к более точной организации деловой жизни человека, а не к естественному солнечному циклу. Конечно, подобные изменения не вдруг проникали в сознание современников, и еще долго в России европейские часы соседствовали со старорусскими. К примеру, в Москве европейские часы поначалу стояли только на Спасской и Троицкой башнях Кремля, а также на церкви Архангела Гавриила (Меншикова башня). Зато часы Кремлевского дворца, Коломенского, Измайлова, Тайницкой и Никольской башен Кремля, Данилова, Симонова и других монастырей продолжали отсчитывать время по-старому.
На Руси понимали насколько важно жить в естественном ритме Солнца. Древние часы как раз тому подтверждение. Минуты восхода и захода Солнца — каждый день разные и им важно было начинать и заканчивать рабочий день именно в минуты восхода и захода. Возможно именно в эти минуты русские молились, а значит общались с Солнцем. Солнце — единственный источник нашей жизни, поэтому логичней всего было бы жить в его ритме. Но, видимо, чтобы лишить человека природной связи с Высшим, был изменен ход времени. Часы сделали таким образом, чтобы человек перестал жить по Солнцу, а стал жить по искусственно установленному кем-то времени.
-ö-ö-
Технологии прошлого
Дилетанты и профессионалы в науке
Науку, в основном, двигают энтузиасты и, нередко, именно «дилетанты» добиваются наибольших успехов.
Так, крупнейшие направления в науке, определившие, практически, все достижения 20 века были достигнуты именно дилетантами: превратить «магнетизм» в «электричество» сумел «неграмотный ученик переплетчика» Майкл Фарадей, эру генетики открыл «горохвый закон австрийского монаха». Да и Чарльз Дарвин, был любителем. «Водородную» (на самом деле литиевую) бомбу и реактор на быстрых нейтронах, идею управляемого термоядерного синтеза сформулировал окончивший семь классов сержант срочной службы Олег Лаврентьев (правда сдавший экстерном за десятилетку). То есть, этот самоучка «умыл» кучу нобелевских лауреатов, по обе стороны океана!
Но есть «наука», в которую кого попало и на порог не пускали. Это — история.
Сейчас мы наглядно видим, что историю пишут на заказ. Так историю «великой Укрии» ввезли из-за океана в учбениках проплаченных фондом Сороса. История — это оружие. Понимая это, русские в Крыму, дав взятку киевским чиновникам, для своих школ выпустили другой учебник истории. В одной стране, которой на тот момент была Украина, было две истории, противоречащих одна другой!
Ну а история древнего мира — это сплошное художественное творчество. На одну полку следует поставить подвиги Геракла и походы Юлия Цезаря или Александра Македонского.

Ареалы культур в Европе по ОВИ
И тут встает вопрос: а чем же занимаются профессиональные археологи? Ответ до банальности прост: пилят бабло, паразитируя на теме. Здесь главное — вписаться в установленные рамки, пережевывая по сто раз одну и ту же жвачку, получая при этом ставки, гранты, звания, должности, и, естественно — зарплаты. Как говорится — не ради Исуса, а ради хлеба куса.
Меня всегда приводит в восторг термин «шнуровая керамика» — нет, вы вдумайтесь, по форме печного горшка целое направление в «науке»!

Кубок с утолщенным дном
«Кубок с утолщенным дном
(англ. protruding foot beaker, нем. Spreizfußbecher), типичная форма сосуда позднего неолита в Нидерландах. Характеризуется расширяющимся горлом, S-образным профилем и плоским утолщенным дном (рис. 73). Сосуды украшались шнуровым орнаментом, отпечатками зубчатой лопаточки или насечками (при помощи рыбных косточек), принадлежали культуре, для которой типичны одиночные захоронения в грунтовых ямах или под курганами, использование боевых топоров. Эти признаки говорят о том, что культура представляет собой голландскую ветвь широко распространенного комплекса шнуровой керамики — боевых топоров или культур одиночных погребений. В Голландии наблюдается также гибридизация между культурой К. у. д. и культурой колоколовидных кубков. Радиоуглеродный анализ позволяет датировать К. у. д. 2500–1900 гг. до н.э.» — Пердставьте себе: сколько копий сломано, сколько диссертаций защищено, скоько народу кормилось, чтоб «сложился научный консенсус» о «боевых топорах», «колоколовидных кубках» и «горшках с утолщенным дном»!
А что они доказали? Что люди пять тысяч лет назад жили ничуть не хуже, чем наши отцы, максимум — деды: после войны глиняные крынки с молоком стояли в каждом деревенском доме. В лаптях люди приезжали на Выставку Достижений Народного хозяйства. Каменными топорами, в какой-нибудь амазонии, вам и сейчас запросто могут башку проломить. Да и пять ли тыщ лет этим черепкам — большой вопрос: об этом самом «радиоуглеродном анализе» уже куча анекдотов из жизни.
Недавно велся «Курортный раскоп» под Старой Руссой. Вот нашли там вот такой примитив из неолита:

Неолит. 19-й век
Вот еще вещица из той же седой древности, найденной в том же месте:

Неолит. Век 19-й
А потом — тырц!

Свинцовая пломба, 1820 год
— Свинцовая пломба с датой — 1820 год! Ну и еще была монета чуть постарше. «Если факты против нас — тем хуже для фактов» — сей девиз не прокатил, только потому, что вмешался интернет, который в режиме реального времени все это отслеживал.
Вот фото:

Кавказские джигиты, конец 19 века
Это не реконструкторы играют в дружину княза Олега — это кавказские джигиты накануне 20 века. Нам кто-нибудь рассказывал, что еще каких-то сто лет назад, в Европе реально воевали с луками и стрелами, одеваясь в доспехи а-ля «коротка кольчужка-то» из фильмов Эйзенштейна?
И вот выкапывают археологи костяные наконечники для тех стрел, и массу других полезных еще в прошлом веке вещей.
Ну и ладно, бог с ними, пусть бы копали, если б не вставали бревном на пути познания, ополчаясь на тех, кто находит что-то не вписывающееся в прокрустово ложе, устроенное профессиональными историками.
Это ж совсем нужно зажмуриться, что б не замечать, что «ренессанс» начался не семьсот лет тому назад, а каких-то полтораста — в середине 19-го века. А буквально до начала века двадцатого люди спокойно жили среди руин, как нас уверяют историки, лет полтыщи, дожив в таких условиях до эпохи фотодокументалистики:

Италия. Жилые руины
Вот как это могло выглядеть внутри сохранившихся дворцов:

Новые хозяева
А нам впаривают про средневековых рыцарей-королей, наследных принцев и их вассалов в неприступных замках.
Профессионализм историков как в той басне:
«А видел ли слона?»…
Да разве там он? «там!» ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил.
— разглядев культуры «шаровидных амфор», шнуровых черепков и прочей пузатой мелочи, которую левой пяткой можно сваять в любом сарае, посмотрите, к примеру реакцию профи на «камни Ики» или на «статуэтки из Акамбаро«, они в упор не видят пирамид в Европе.
Но, назло дармоедам от истории, есть артефакты, которые позволяют говорить не просто о допотопной культуре, а о цивилизации, возможно не одной, а сменяющей одна другую, которые обладали технологиями, которыми покуда не обладает цивилизация современная.
Культура полигональной кладки
Полигональная кладка — искусство подгонять камни произвольного размера и формы без зазоров. Одно из таких мест, где можно видеть этот вид кладки — храм Аполлона в Дельфах в Древней Греции:

Полигональная кладка. Греция
В таком случае, поступая как профи поступают с глиняными черепками, мы должны разнести границы древней Греции на все континенты и части света, где живут люди. Вот только в Австралии, вроде бы она не встречается. А так — по всему Земному шару.
Вот «Древняя Греция» под Петербургом:

Полигональная кладка. С-Петербург
В Петербурге и его окрестностях полигональной кладки — завались, и в разной технике исполнения.
Япония:

Полигональная кладка. Япония
Америка, Перу, Куско:

Куско
Отличается от европейской кладки, но это нормально — это как «кубок с утолщенным» дном отличается от «колоколовидных кубков» в «шнуровой керамике».
Сотни, если не тысячи специалистов по всему миру ломают головы — как такое можно сделать?! Размягчение материала или литье мало чего дают — не буду здесь вдаваться в подробности, кто заинтересуется — интернет в помощь.
Замечу только насчет литья, вот пример кладки:

Полигональная кладка из натурального камня
Если это литье, то явно видно стремление к имитации натурального камня. Очень убедительая имитация. Вопрос: каковы мотивы, какова логика подобных действий? Кто в танке: для каждого камня нужна индивидуальная литейная форма, т.е., практически, невероятно что это не натуральный камень. Так что, по крайней мере, иногда строили не литейными технологиями.
Мало того, как вообще подогнать не регламентированные ни каким нормативом плоскости, так, оказывается. как будто в подначку — а вам слабо — иногда они еще эти сопрягаемые плоскости делали одну желобком, а сопрягаемую с ней — выпуклой:

Полигональная кладка
И как такая идея, а это не мысль обмотать сырой горшок веревкой, могла прийти в головы людям в разных концах света?
Почему эта мысль никак ни кому не прийдет в голову в современной цивилизации? Почему мы сейчас не можем делать такого? Да потому, что мы не из той цивилизации, мы, скорее — из культуры «шнуровой керамики» — достаточно примитивно мыслящие и слишком много о себе мнящие.
Вот недавно на Урале стенку, выложенную полигональной кладкой, нашли вот в этом овраге на берегу реки Чусовой:

Овраг
Вот фрагмент кладки стены:

Полигональная кладка. Урал.Село Чусовое
То что камни прямоугольной формы, сути дела не меняет — камни разного размера подогнать без зазоров задача не намного проще, чем подогнать криволинейные поверхности.
И что? — Научная сенсация?
— Где толпы журналюг, охочих на сенсацию, где те самые археологи, что так тщательно просеивают «культурные слои» в поисках поломанных пуговиц?
Нет их.
Да для «исторической науки» это не может быть сенсацией — она изучает искусственно созданную мифологию, в которой места реальности просто нет! Все факты сортируются: там где изучается «шнуровая керамика» охотно принимаются подлоги Шлимана и Картера — они ведь на то и подлоги, чтоб легко вписаться в «науку», а вот то, что ставит крест на этой «науке» либо уничтожается, либо укрывается заговором молчния.
Аркаиму на том же Урале повезло — его удалось запихнуть в глубь веков, и он не потревожит «историков». А вот полигональную кладку, наоборот — чем дальше отодвигать, тем больше вопросов, если ее приблизить к нам — вопросов не меньше. Не ту историю нам рассказывают камни, не укладываются в прокрустово ложе историковруины «средневековой» Европы.
А что любители Атлантиды, которых в мире больше чем поклонников олимпийских игр? Им тоже не с руки — сказка кончилась. Геродот, первый описатель Атлантиды сам был историком, и выдуман историками, и этим все сказано. А искомая Атлантида она повсюду — на всех материках оставила свои неизгладимые следы — стоит только расшнуровать глаза и от шнуровой культуры чуть-чуть отвлечься.
Ну и, на закуску, вот еще пример допотопной технологии, которую учудили на полигональной кладке, этого в наше время, точно, не сделать:

ОПЛАВЛЕННАЯ ПОЛИГОНАЛЬНАЯ КЛАДКА
Три стены, одна за другой, были размягчены неким воздействием, вдоль прямой перпендикулярной стенам…
Цивилизация пещерных технологий
В середине нулевых по интернету шел вал обсуждений противоречащих науке археологических артефактов — о железных гвоздях в граните и даже о молотке в куске породы, золотой цепочке «вмороженной» в кусок каменного угля.
Но кто подтвердит, что это имело место быть на самом деле. Тогда я задумался: а нет ли следов неопровержимых. Стал искать: первая мысль была Великие Пирамиды, но тему так замылили, что связываться было бесполезно, но пирамиды вывели меня на огромный гранитный обилиск, лежащий в каменоломнях Асуана.
И вот тогда, пять лет назад, я написал первую статью — «Непредсказуемое прошлое» — об альтернативном взгляде на историю.
Вот фото оттуда:

Обилиск в Асуане
Дело в том, что по всему миру имеются искусственно созданные пещеры, такие как эта, в Китае:

Китай. искусственный грот Лонгью
Все они имеют явные следы машинной обработки, вот фрагмент предыдущей фотографии:

Грот в Китае. След горнопроходческой фрезы
В наши дни подобные следы оставляет вот такая горнопроходческая фреза:

Фреза для горной выработки
Если в «глубокой древности» пользовались чем-то подобным, то можно попутно считать закрытым вопрос — откуда у «древних» строителей брался мелко искрошенный камень для отливки мегалитов — скажем того же постамента для «медного всадника» в С-Петербурге или Александровской колонны и прочего в городе, где на каждом шагу литье.
Подобные пещерные технологии можно встретить и у нас в Крыму, смотрите по ссылкам в конце статьи.
Так вот, обилиск в Асуане, замечателен тем, что на нем продемонстрированы все «пещерные» технологии в одном месте. И там есть такие штуки, которые, опять же, современного специалиста ставят в тупик.
Вот фрагмент, на котором следы явно машинной обработки и следы сделанные, так, как если бы это долбили вручную зубилом:

Следы обработки гранита в Асуане

Следы обработки гранита
Словно это не гранит, а мокрый песок, который выгребали лопатой. Что это за технология — неизвестно. «Ученые» утверждают, что это выдолблено с помощью зубил, по которым били булыжниками.
Как это сделать — разумного объяснения нет.
В заключение этого раздела фото из Крыма:

Инкерман
Это, говорят, монахи зубилом выбили. Ага, и миллионы тонн еще под землей…
Что за прикол у тех кто долбил делать проем такой высоты? Телега, при такой высоте груза и ширине колеи, непременно перевернется на дороге. Зачем такой высокий проход?
Мы никак не можем проверить сообщения вроде этого: «Исследователи из Австралии среди разнообразных останков обнаружили окаменелый коренной зуб. Его высота составляла 6,7, а ширина – 4,2 сантиметра. Обладатель зуба такого размера имел рост как минимум 7,5 метра и вес – 370 килограммов» — таких сообщений, иногда очень правдоподобных — масса. Но как это проверить? А вот проход для таких людей мы видим, таких примеров можно собрать массу: в том же Исаакии в Питере, несуразно большие двери, Все это, нехудо бы, как-то объяснить.
Великоканальная культура

Великий китайский канал
Искусственная водная артерия — Великий Китайский канал. Протяженность 1782 километра.
Во Вьетнаме большая часть территории вообще покрыта сетью каналов:

Каналы проложены как по линеечке
Для сравнения.
Сейчас Китай строит канал в Никрагуа. Длина 278 км, Строить будет около миллиона двухсот тысяч человек, из них 200 тысяч — на бульдозерах, скреперах и экскаваторах непосредственно в зоне русла канала.
А вот в СССР, поставлен уникальный эксперимент: там так же, с кирками и тачками между 1931 и 1933 годами построили канал длиной 227 км менее чем за два года
Численность строителей не превышала 126 тысяч человек. Сравните: китайцы собираются уложиться в 5 лет — начало эксплуатации и 15 лет — полное завершение строительства. Более миллиона строителей с техникой — 15 лет, СССР почти в десять раз меньше строителей — менее двух лет! Без экскаваторов! Т.е. СССР тех лет, каким-то образом, вписался в ту древнюю цивилизацию. И не рассказывают нам историки, что произошло с человечеством за каких-то полвека, что эти уникальные навыки и технологии были безвозвратно утрачены!

Канал Телатайпале, построен А.В.Суворовым в Финляндии
А это один из каналов, проложенных под руководством А.В.Суворова в Финляндии. Суворов за семь лет там нарыл этих каналов, столько, что теперешним китайцам с их экскаваторами и бульдозерами за сто лет не построить.
В Америке уникальной сетью каналов покрыта вся местность за косой Атлантик-Сити, все побережье залива Дэлавэр, все побережье Северной и Южной Каролины и далее на юг до Флориды:

каналы в Америке
Строили их в доэкскаваторную эпоху: если б они копались как при строительстве Панамского канала, то ушла бы на то не одна тысяча лет…
К той же великоканальной культуре следует отнести и строительство грандиозных земляных насыпей, таких как Великая заволжская стена, которая протянулась более чем на две с половиной тысячи километров, при высоте в пять метров и ширине в 70 метров и рядом ров глубиной около 3 метров и шириной 10 метров:

Великая Заволжская стена
Ну и прибавьте сюда тысячи километров знаменитых Змиевых валов…
Кремлевская культура
Каменный век — век строительства из натурального камня закончился переходом на массовое строительство вначале из кирпича, а затем и других видов искусственного камня.
Историки утверждают, что в гражданском строительстве массово кирпич начали применять только в 18-м веке: жилых и хозяйственных построек из кирпича более раннего времени попросту нет.
Но вот кремли и монастыри, как утверждают историки, строили из кирпича задолго до 18-го века: Московский — 1485 — 1495 годы, Новгородский — 1484 -1490, Нижегородский — 1500 — 1512, т.е. тринадцатый век, это почти за пятьсот лет до начала гражданского строительства из кирпича.
Т.е по версии историков, в 13-м веке кому-то в башку пала идея: хватит ворочать тяжелые камни, давайте построим кремль из кирпича!
Кремль — это миллионы кирпичей, это кустарщиной не сделать! Откроем завод, наберем работников, построим кремль, потом завод прикроем, работников — под зад коленкой — пусть с голоду дохнут! — Примерно такая картина вырисовывается, если поверить во все эти «древние» кремли.
Логичной выглядит другая последовательность: вначале новый материал был опробован в бытовом строительстве, отрабатывались технологии, приемы работы, изучалась стойкость нового материала, в конце-концов нужно было знать сколлько времени займет строительство — нужно накопить опыт, короче, а потом уже строить гигантские городские и монастырские стены.
В начале 60-х годов реставрировали Нижегородский кремль, при этом изучили строение и для реставрации создали чертежи, вот один из разрезов:

Разрез кремлевской стены в Нижнем Новгороде
Строительство такого грандиозного сооружения как кремль, без чертежей немыслимо. Ну не мог же итальянский зодчий давать указания типа: копать от меня и до следующего дуба!
В Новгороде эпохи строительства кремля для письма пользовались берестой. Так вот сколько возов бересты использовали те итальянские архитекоторы, что строили кремли в России?! И где хоть какие-то следы — переписка горожан на бересте сохранилась, а хотя бы один чертежик посмотреть как это на бересте будет выглядеть!
Да никак: кирпичи для ответственного строительства имели заводскую маркировку — завод и год изготовления, никакая кустарщина здесь не допускалась:

Музей кирпича в Санкт-Питербурге
Реставраторы Нижегородского кремля установили, что кирпич был маркирован 1785 годом, изготовлен Балахнинским заводом, который располагался недалеко от Нижнего, выше по течению.
Таким образом: каменный век закончился в 18-м веке, кремли построили в конце 18-го, начале 19-го.
Но, самое главное: все эти кремли, постройки конца 18-го века похожи один на другой как разные горшки шнуровой керамики. И местоположение этих «кубков с утолщенным дном» показывает ареал «кремлевской культуры», а по факту — границы Российской империи.
Кремль строился не для украшения — это оборонительное сооружение, это — форпост и на вражеской территории строить его никто не позволит и секретами не поделится.
Вот рядом две башни — одна крупнейшего в империи — московского Кремля, вторая башня кремля одной из южных провинций:

Кремль
Вот и еще один кирпичик в ответ НТВ-шникам: “Русской нации не существует? Наша водка — польская, Кремль — итальянский, а мат — отборный санскрит. Так что же у нас своего?”
А своего у нас, как оказалось, русский в доску «Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров (Суворов-Рымникский (с 1789), Суворов-Италийский (с 1799)) (24 ноября 1730[1]—18 мая 1800) — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России. Князь Италийский (1799), граф Рымникский (1789), граф Священной Римской империи, принц Сардинского королевского дома» — и было то королевство Сардиния, стало быть, русской провинцией! До потопа.
И так: южная граница — современная Италия, северная — Новгород Великий:

Кремль в Новгороде

Кремль в Смоленске

Кремль в Тобольске
Дополнительно
Это современные раскопки на территории Кремля, обнаружены срубы, это один из них:

Археологические раскопки в Кремле
А вот эти срубы в альбоме Мейерберга (1622—1688):

Срубы в Кремле не покрыты культурным слоем
Ну и стены, вокруг этих срубов окружала другая стена, на которой сейчас стоит новый Кремль, построенный, по крайней мере, после середины 17-го века, что и требовалось доказать:

Раскопки Кремля
Пирамидная культура
Валерий Чудинов. Для чего засыпали воины маги тысячу лет назад?
Кто эти спящие воины – цари или маги? Почему они просыпаются именно сейчас? На каком языке они говорят?
Дольмены как каменные телескопы
Изучение построек, созданных нашими предками тысячи лет назад, часто преподносит удивительные сюрпризы. С их помощью мы можем узнать многое о культуре, религии и технологиях древних. Недавно группа английских исследователей предложила по-новому взглянуть на каменные дольмены с длинными коридорами. По их мнению, конструкция гробниц могла быть прообразом телескопа и была нужна для наблюдения за звездами.

Семикаменный дольмен в центральной Португалии
Дольмены — удивительные памятники прошлого, которые встречаются по всей Европе — от Британии до Кавказа. Они имеют множество различных форм и типов. Сложенные из огромных каменных плит небольшие «домики»; огромные камеры, вырубленные в цельной скале через небольшое входное отверстие; длинные коридоры, стены и крыша которых построены из мегалитов.
Именно последние и привлекли внимание группы ученых из нескольких университетов Англии. Совместная работа завершилась выводом о том, что коридоры гробниц — не что иное, как своеобразные телескопы, через которые люди бронзового века наблюдали за движением небесных тел.
Окно для Альдебарана
Основным объектом для изучения стала так называемая Семикаменная дольменная гробница в центральной Португалии. Ее возраст оценивается в шесть тысяч лет. Тогда территория Иберийского полуострова была населена племенами, названия которых неизвестны. Обобщенно их называют «культурой мегалитов», так как именно они создали памятники, стоящие на территории современных Испании и Португалии.
Дольмены, похожие на иберийские, встречаются в Британии, по всему югу Европы и до Италии. А также на Кавказе и в Северной Африке. Правда, ученым пока так и не удалось установить — пришли строители дольменов из Африки или же, наоборот, переправились в Африку с Иберийского полуострова.
Исследователи обратили внимание, что если долго находиться внутри гробницы, в темноте, то при взгляде наружу глаз начинает различать больше деталей на ночном небе. Это происходит за счет изоляции от других небесных тел — особенно отблесков заходящего или восходящего солнца и отраженного света луны.
Один из руководителей проекта Киран Симкокс признается: «Мы даже не подозревали, что до сих пор никто не обращал внимания на то, как влияет цвет ночного неба на то, что можно на нем разглядеть».
Кроме того, как выяснилось, вход гробницы устроен таким образом, что позволяет наблюдать за строго определенным участком неба — тем, где находится звезда Альдебаран (альфа созвездия Тельца). Это одна из самых ярких звезд ночного неба, ее нередко используют в качестве ориентира, при любительских астрономических наблюдениях. Древним же она могла понадобиться для более важных вещей.
По одной из версий, внутри гробницы могли происходить ритуалы общения с предками. Находясь там, участники обряда могли увидеть звезды на небе раньше тех, кто был снаружи. Это могло восприниматься как своеобразный знак, сигнал от мертвых.
Другое предположение -это обряды инициации, которые проходят люди, статус которых меняется. Это может быть связано с достижением определенного возраста (как правило, с совершеннолетием) или с приобретением какого-то важного статуса (например, с посвящением в жрецы). В этом случае посвящаемого могли оставлять в гробнице на ночь -для бдения. А появившаяся в дверном проеме звезда «приглашала» его выйти наружу, сигнализируя о том, что он прошел испытание.
Сигнал для пастухов
Выводы ученых подтверждаются другими памятниками мегалитической культуры. Причем некоторые из них даже выглядят более приспособленными для астрономических наблюдений, чем Семикаменный дольмен. Например, еще один португальский дольмен Орка де Санто Тиско имеет перед входом длинный наклонный коридор, покрытый каменными плитами.
Дольмен Орка де Санто Тиско
Этот коридор выступает в качестве своего рода безлинзового телескопа, фокусируя зрение человека на конкретном, очень небольшом участке неба. При этом становится возможно невооруженным глазом различить даже довольно слабые звезды, так как зрению не мешают никакие помехи. Получается, что все коридорные гробницы(а среди дольменов их выделяют в отдельный тип) могут оказаться такими «каменными телескопами».
При этом версии относительно того, зачем древние тратили столько труда на возведение своих «обсерваторий», не сводятся к религиозным и сакральным вопросам. Доктор Фабио Сильва из Уэльского университета считает, что более вероята связь с сезонными циклами выпаса скота.
В Португалии стада на лето гонят пастись на высокогорные пастбища. Наверняка так поступали и скотоводы бронзового века. Они могли заметить, что время гнать скот на летние пастбища приходит как раз тогда, когда Альдебаран становится виден на небе. Ведь зимой этой звезды на небосклоне с территории Португалии не видно.
«Первый в году восход Альдебарана 6000лет назад происходил в конце апреля — начале мая, — поясняет Сильва. — Соответственно, это могло быть хорошим, очень точным календарным маркером для людей, чтобы узнать, когда наступаем время отправлять стада на верхние пастбища».
Чтобы подтвердить свои выводы, команда исследователей планирует в ближайшее время провести несколько экспериментов в лаборатории. Опыты должны продемонстрировать, насколько лучше видны небесные объекты из темного помещения в сумерки.
Дольмен Орка де Санто Тиско
Небо над нами
О своих исследованиях ученые сделали совместный доклад на Национальном астрономическом собрании, состоявшемся в Университете Ноттингема летом 2016 года. Несмотря на то что астрономами он был воспринят с большим интересом, археологи пока что проявляют, скорее, скепсис.
Они указывают на то, что ориентированность гробниц на те или иные звезды могла быть и случайной. Доказать тот факт, что дольмены строили, изначально ориентируясь по небесным телам, не так-то просто, ведь о том, как жили столь древние культуры, не оставившие после себя письменности, мы знаем очень мало.
«Любой археолог вам скажет, что попытаться проникнуть в разум людей, построивших эти доисторические монументы, — крайне сложная задача, — считает астроном Королевской обсерватории Гринвича Марек Кукула.
— Но в любом случае это впечатляющее исследование показывает нам, что человечество всегда восхищалось звездами. И наблюдения за небом играли важную роль для человеческого общества на протяжении тысячелетий».
Тем не менее некоторые издания уже объявили работу британских ученых доказательством того, что астрономия была древнейшей наукой в истории человечества. Различные исследования, посвященные знаниям древних о небесных телах и влиянии этих знаний на жизнь, появляются каждый год. Есть даже специальный термин -«культурная астрономия». В конце концов, тот факт, что люди смотрели на звезды, невозможно поставить под сомнение. И это явно не могло проходить бесследно.
Уральский Дольмен
´0´-ö-ö-
Алтай. Путешествие к центру Земли
На Первом канале, показали фильм «Алтай. Путешествие к центру земли», который сняли на Алтае Валдис Пельш и Елена Потанина (капитан команды в клубе «Что? Где? Когда?»). В фильм вошли короткие сюжеты о порядка 35 объектах, которыми известен Алтай. Создатели фильма побывали во многих удаленных уголках Горного Алтая – снимали Белуху, Телецкое и Каракольские озера, заезжали в Музей Рериха.
Валдис Пельш: «Надеюсь, что, благодаря нашему фильму, больше телезрителей задумаются о том, что Республика Алтай — то самое место, куда хотя бы один раз нужно обязательно съездить».
Свежие комментарии