Ищу еврея, палец короля и бригаду каменщиков! Автор на средневековом карантине!

Нужно еще продолжить заголовок: «Приму в дар ведёрко серы, баночку опия и флягу спирта». Как самые популярные средства лечения-профилактики, в случае эпидемий Позднего Ренессанса)
Итак. Очередной раз загремел на карантин. С марта месяца — уже четвертый раз кажется. Минус месяц активной жизни. Теперь еще несколько дней добавляем. Грустно, но что поделаешь. Самое время на страницах исторического публицистического канала эту тему… и провентилировать, а почему нет.
Ну что же, господа, приступим. То, что мы наблюдаем с первой декады марты, то есть плюшевые ограничительные меры по COVID-19, — далеко не первый эпизод в карантинной истории человечества. Помню, как ехидно прищуривался, наблюдая лютый вой и аццкий плач в «интернетах», когда наш вегетарианский Роспотребнадзор «попросил» … просто сидеть дома, использовать маски и перчатки за пределами родных стен. Закрыл к псам кошачьим все места скопления потенциальных мертвецов. Вывел с автоматами и собаками ласковым словом на улицу полицию и РосГвардию. Тогда понял с грустью, насколько массово оглупела популяция человеческая. Позабывшая за сто лет суровость карантинных мер и возможные последствия их несоблюдения.
Вспоминаем исторические факты:
- Примерно 5000 лет назад неизвестная эпидемия уложила в землю целый регион в северо-восточном Китае — называется эпизод этот «Хамин Манга», кажется. Археологи раскопали дома, набитые скелетами. Эпидемия была настолько лютой, что извела абсолютно всех: от детей до глубоких стариков, без исключения. И настолько смертельно-стремительной, что хоронить мертвецов стало некому. Если верно помню семинары по военной эпидемиологии — этот мор в Китае считается самой древней эпидемией.
- «Афинская чума» 430 года до нашей эры. По-честному, на чуму это было сильно непохоже. Поскольку осажденный Спартой полис страдал от этой заразы аж целых пять лет. И не вымер полностью. Наши церберы-преподаватели, плюнув на летописи, считали это вспышкой брюшного тифа. Или какой-то африканской лихорадкой. Так или иначе, афиняне и спартанцы просто перемерли в огромных количествах, война приостановилась.
- «Чума Антонина» 165-180 годов нашей эры. Ещё одна «странная» эпидемия, с точки зрения военных врачей. Принято считать чумой, хотя по всем признакам (из источников того времени) диагноз ставится безошибочно-иной: оспа. Вполне может быть — некая разновидность кори. Или всё вместе. Римская империя потеряла тогда около пяти миллионов человек. Причиной стало возвращение «заразных» легионов из-под Селевкии на Тигре. Вымерла поголовно не только эта армия, но почти вся «Рейнская защитная линия» германских и галльских легионов. Потери населения — 25-30 процентов общей численности.
- «Чума Киприана» 250-271 годов нашей эры. Тоже не пойми какая болезнь, не чума точно. Описана с религиозным фанатизмом ранних христиан, как «кара божия» преследователям этого вероучения. Лютовала на просторах Римской империи несколько лет, в задокументированных пиках уносила до 5000 жизней в день. В городах. Погибло свыше миллиона человек, полностью разрушив Империю.
- «Юстинианова чума» 541-750 годов нашей эры. А вот это, та самая родная, что ни на есть чума. Была подробно описана, зафиксирована и документально подтверждена. Считается первой пандемией. Вспыхнула в годы правления византийского императора Юстиниана Первого. Охватила весь цивилизованный мир и кошмарила его почти два века. По самым вегетарианским подсчетам, вполне могла унести жизни девяноста миллионов человек. Человеческая популяции балансировала на грани вымирания, Европа погрузилась в «темные века».
- «Чёрная смерть» 1346-1353 годов. Вторая пандемия чумы, проредившая популяцию, известного тогда историкам мира, на 60%. Всего за несколько лет. Потери оцениваются в двести миллионов человек. После ее окончания Европа, понесшая куда меньшие потери (до трети населения), начала вступать в эпоху «Ренессанса» и цивилизационного технологического рывка, обгонять Восток. После «черной смерти» XIV века пандемии не наносили смертельных для популяции человека ударов. За исключением вымирания коренных народов обеих Америк. Но это уже региональные трагедии, к «большим цифрам» отношения не имеющие.

Последующие за XIV веком эпидемии не буду обозревать, ничего экстраординарного не было больше. Следующая пандемия случилась только в 1918 году, после окончания Первой Мировой Войны. Знаменитая «испанка». И хоть она забрала бог весть сколько миллионов жизней (до 100 уже насчитали) — но… опять же, смертельного удара по человечеству не могла нанести. В виду его огромной численности, суровым карантинным мероприятиям, общим высоким уровнем медицины.

Как боролись с эпидемиями. Существовали как рациональные, так и откровенно безумные методы борьбы с заразой. «Прогрессивные» англы лечили острую форму туберкулёза («королевскую золотуху» — перманентную эпидемию) как и всё тогда… молитвами. Поскольку считали эту болезнь мистическим наказанием за грехи или проклятием. Но не могли не выпендриться… Пошли дальше — распространили на всю Европу поверье, что «золотуху» может вылечить лишь монарх, потому как избранник Божий. Логика Карл… логика).
Палец короля. Традиция появилась во времена английского Эдуарда Исповедника. Якобы король обмакнул руки в воду, коснулся пальцем больного золотухой. И тот, конечно же, вылечился. Науки «медицинской статистики» тогда не было, критиков того метода не нашлось, так что суперсила «царственного Айболита» стала общепринятым методом лечения. Ушлые «торговцы опиумом для народа» в церквях стали декалитрами толкать населению целебную воду. Которой якобы коснулся правитель государства. Метод стал более заразным, чем сама болезнь — перепрыгнул через Ла-Манш и докатился до Восточной Европы за очень короткое время. Само собой, там торговали национальными «целебными водами», из ванн собственных королей.
Впечатлительные французы пошли дальше всех: каждый король передавал преемнику такое заклинание: «Король касается тебя, да излечит тебя Господь!». Сей бред выжил аж… до 1825 года, когда французский правитель Карл X на своей коронации провёл массовый сеанс исцеления от золотухи. Кашпировский королевский, Чумак на его голову)

«Народные методы». Главным способом борьбы с эпидемиями во все времена считалось сожжение трупа покойного и его одежды. Понятно, эта экстремальная мера никак не решала проблему, — чума передавалась через укусы крыс и блох. Да и палить крещеных людей категорически запрещала Церковь. Поэтому боролись как умели, как с любой карой Божьей. С помощью молитв. Многими тысячами костей и прочих предметов одежды-быта, что безостановочным конвейером поставляли в распоряжение священников сотни «святых». Именно тогда «мощевая терапия» расцвела пышным цветом, нарастая с каждым новым визитом эпидемий.
Средневековая самоизоляция. Интересен один интуитивный метод борьбы с пандемией, что пришел в Италию с более прогрессивного теми годами Востока. И был переработан на гейропейский манер. Ученые-историки обратили внимание — относительно низкий процент умерших от чумы… был зафиксирован в Милане. Причина проста, аки мычание — бесчеловечный и жестокий карантин. Местные власти и герцог пошли на радикальные меры, заболевших просто изолировали вместе с семьями в их же домах. Закладывая двери и окна кирпичом. Попытки освободиться пресекались ударом алебарды по башке с очевидным исходом. Как и попытки укрыть родню, подлежавшую «карантину». Помогло, кстати.
Расцвет торговых Венеций-Генуи тоже связан с тем, что эти пронырливые и внимательные торгаши (в сословии) понесли незначительные людские потери во время всех «чумных эпидемий». Предпочитали отчаливать целыми семьями и сотрудниками «предприятий» в многочисленные островные фактории Средиземноморья. Под вино и устрицы спокойно пережидая моровую напасть.

Мертвый еврей — лучшее лекарство. В распространении «черной смерти» гейропейцы, как и во всех остальных природных (и не только) катаклизмах, обвиняли евреев. Якобы они специально травили колодцы, фонтаны, ручьи и реки… заклятьями. И распространяли чуму исключительно с целью уничтожения добрых христиан. Не будем всё списывать на оголтелый антисемитизм, средневековый городской люд был еще и очень наблюдателен. Видел, что евреи реже заражались чумой. Почти были ей не подвержены, закрываясь внутри своих кварталов. Это сейчас понятно: во-первых, иудеи жили в замкнутых сообществах и общение с людьми «со стороны» сводилось к минимуму. Во-вторых, у евреев были развиты элементарные гигиенические и санитарные процедуры, предписываемые верой. Часто мыли руки, регулярно принимали ванну, скотину дома не держали, за чистотой в домах (кварталах) следили куда строже… чем их немытые и дурно попахивающие соседи.
Но это сейчас понятно. Тогда же евреев регулярно громили, резали и массово жгли. Стоило только вспыхнуть эпидемии. Не везде и не всегда, конечно. Немало восточноевропейских государей и германских князей силой оружия истребляли «врачевателей», беря иудеев под защиту. Были более просвещенными и знающими. Умевшими отличать религиозный фанатизм и невежество Церкви (с суевериями паствы) от реальной жизни. В «кару небесную» не шибко верили эти аристократы.

Напугать болезнь! Еще один интуитивный метод борьбы с пандемией — СИЗ (средства индивидуальной защиты). Знаменитый «чумной костюм» стал классическим для борцов с заразой, пусть во времена более поздние, нежели Средневековье. Но включу этот эпизод в статью, очень уж забавен. Впервые он был представлен французом Шарлем де Лормом в 1619 году. До него «чумные доктора» носили большей частью разнообразные балахоны и рясоподобные накидки, кто во что горазд. Костюм от де Лорма очень походил на кожаные доспехи многочисленных свирепых наемников Европы. Которые наводили панический, почти суеверный ужас на население своей жестокостью, варварством и безудержной отвагой в бою. Вот с них и был «срисован» фасончик чумного костюма: длинный плащ, крепкие штаны и глухие ботинки, кожаные перчатки, широкополая шляпа. Единственное ноу-хау — это узнаваемая маска с клювом. Она мастерилась (как и вся снаряга) из кожи или холста, пропитанного воском.

Правильные решения. Слово «карантин», как уже все выучили с марта месяца, имеет итальянские корни. Появилось от «quaranta giorni — сорок дней». Это как раз то время изоляции, что обязаны были выдерживать все суда, приходящие в порты Италии. Если поднят «флаг эпидемии». Впервые эта практика появилась в XIV веке в Венеции. Срок в сорок дней… по этому поводу спорят до сих пор. Эпидемиологии тогда не существовало, болезней с таким инкубационным периодом — тоже. Скорее всего — опять эти клятые суеверия: 40 дней и 40 ночей длился Всемирный потоп, столько же по времени искушался Христос. Да и Пост Великий именно столько идёт.
В тех же краях, в те же времена — родился еще один «медицинский термин», поныне живущий. После чумы 1348 года (той самой «черной смерти») венецианский дож основал карантин на острове Лазаретто. Это три версты от центра Венеции. Название острова стало основой для понятия «лазарет». А сам этот клочок суши носил имя рыцарей ордена Святого Лазаря, те занимались попечением больных проказой (лепра или болезнь Святого Лазаря). Кстати, та еще медицинская проблема Средневековья и перманентная эпидемия…

Зараза не переступила невидимой границы, пошла кружным путём. С Востока на Запад и снова на Восток. Крым, Генуя, Венеция, Марсель, Милан, Париж, Лондон, Дублин, Гамбург... Страшный поход в семь лет. И 60 миллионов трупов. Везде. Кроме Руси. Причина ... в личности и знаниях Великого Князя оказалась. Тогда в в Москве восседал Симеон Гордый. И при первых же нехороших известиях о золотоордынском море: просто перекрыл всё сообщение с метрополией. Рисковал сильно, поскольку это означало в те времена только одно — войну или прямой бунт. Но всё обошлось. Чума лютовала в Орде и Европе, Русь же спасалась карантинами и пограничными заслонами в Степи. На шесть лет замерла торговля, оборвались многие другие государственные и социальные связи. Но почему-то никто не роптал — даже склочные купцы.

Другой способ борьбы с эпидемиями, уже народный — вызывает уважение и восхищение сообразительностью наших предков. В Англии например, заподозренных в заболевании сразу изолировали в специальных «чумных домах». Скученность тут же провоцировала новые вспышки. На Руси же поступали парадоксальным образом: строили специальные храмы. Они назывались «обыденными», от слов «об один день». Их полагалось заложить ещё до рассвета, а полностью закончить к закату солнца.

Разумеется, работы требовали общих усилий всего города или деревни. В строительстве участвовали все. И тут срабатывал хоть и религиозный, но интуитивно-верный фактор. Поскольку к возведению храма полагалось приступать чистыми телесно — организовывали общую баню. Одежду обязательно стирали и прожаривали от паразитов. Иностранцы были в шоке от такого «варварства», в голос ржали над «русскими суевериям»… И дохли как мухи, едва попав в свои «цивилизованные края». А традиция «обыденных храмов» и обязательных банно-прачечных процедур реально спасала народ от чумы.
Первая вакцинация. И в завершении. Человек — тварь жуть как наблюдательная. Давно подметила, что переболев единожды во время эпидемии, выжившие больше не заражаются. Но использовали этот факт, по прямому медицинскому назначению — только в Индии VIII века. Там бичом была оспа, выкашивала княжества подчистую. Монахи же начали практиковать массовую вариоляцию, первую в истории вакцинацию. Они заражали здоровых — от больных легкой формой оспы. Втирали гной из пузырьков зараженного — в кожу и носовую полость еще бессимптомного. Европа дойдет до этого только к концу XIX века…
Свежие комментарии