На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 477 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Спутниковые снимки показывают, что в Иране открыли один из туннелей на ядерном объекте в Исфахане В западных СМИ, и ...Говорят, русские ...
  • Юрий Ильинов
    Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ   Острецов об Иране, израиле и энергетически...«Герани» на СВО –...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    «Путин оказался с...

Старый мир рухнул, ждём появление нового

Великая Евразия
Старый мир рухнул, ждём появление нового

Уверен что вы заметили, но тем не менее напишу - старый мир, миропорядок установленный на нашем "шарике" после ялтинской конференции 1945 года, всё-таки рухнул, буквально осыпавшись в труху. Он был очень ветхий, качался и скрипел при малейшем волнении, многие функции в нём были потеряны, но тем не менее являл собой ориентир, на который ссылались и к которому апеллировали.


Теперь его не стало. История с ухмылкой зашла на новый виток: война против нацистов, Победа, признание новых реалий, начертание новых контуров и сфер интересов. Когда будет ЯЛТА 2.0 мы знать не можем, но то что она обязательно состоится, не вызывает никаких сомнений.


Вопрос состоит в другом: кто будет сидеть напротив англосаксов за столом переговоров? Какие страны войдут в антинатовскую коалицию? Наверняка будут и те, кто предпочтёт нейтралитет или самостоятельное плавание в международном пространстве. Правда на этот счёт имеются серьёзные сомнения. Мир стал жёстче и выжить в нём, не будучи прихлебателем НАТО или союзником России-Китая, будет весьма сложно.


Наиболее нетерпеливые уже требуют пересмотра диспозиций в ООН и других институтах. Рановато включились, коллективный Запад ещё не вполне убедился в мощи, твёрдости намерений и потенциале противоположной стороны. Они ещё пробуют нас на "слабо", формируют список сочувствующих и "дерзких". Запад пока ещё не готов признать крах своего Pax Americana.

И нам надо осмотреться вокруг на предмет союзников - ведь это надолго.

Борьба за трон Золотой Орды. На волосок от победы

Вопреки утверждениям официальных учебников и историков, в российской истории были времена, когда крымский хан и его нукеры боялись нос высунуть за Перекоп.

Вообще, борьба за влияние в регионе шла с переменным успехом, но во времена Иоанна Грозного, инициатива прочно перешла в русский стан.

Метод сдерживания

Напомню, вместо того, чтобы сидеть на реках под Рязанью и ждать супостата, воеводы под началом молодого деятельного царя, приступили к радикальным методам устранения угрозы. Враждебные Казанское и Астраханское ханства были присоединены к русской державе силой оружия, а многие их вассалы и мелкие улусы вошли добровольно.

Со стороны Дикой Степи оставался лишь один беспокоящий сосед - Крымское ханство, крайне неудобно расположенное географически и самое главное, находящееся под патронажем могущественной Османской империи. Последнее обстоятельство лишало Иоанна всякой возможности развернуть серьёзные боевые действия со стороны моря.

Вместе с тем, то же самое обстоятельство лишило крымчан естественного отбора правителей орды. Теперь во главе вставал не самый удачливый и сильный военачальник, имеющий поддержку всех родОв, а наиболее угодный администрации Порты. В противостоянии с Русским царством у Девлет-Гирея сразу не заладилось, несколько раз его чуть было не изловили в поле и значительно повыбили его воинов.

После Тульского побоища 1552 года и удачных рейдов к границам крымских улусов 1556 года, московское руководство решило продолжить и развить так хорошо показавшую себя тактику активного сдерживания. На 1557 год запланировали подступиться к Крыму вместе с ногаями от Днепра и Дона, но внезапный мор и неурожай привели к великому голоду, поразившему весь регион.

Борьба за трон Золотой Орды. На волосок от победы

Опорный пункт на острове Хортица пришлось оставить из-за отсутствия припасов, по той же причине ногаи не стронулись с места, но напасти не обошли и Крым - ордынцы также голодали и страдали от падежа лошадей. Зато на новый 1558-ый обе стороны возлагали большие надежды. С самой зимы, не медля, отряд Вишневецкого выдвинулся к татарским улусам и бил их во множестве на Перекопе.

Противник вопреки его надеждам вызов не принял и уклонился от боя, после чего стрельцы перегруппировались, пополнили запасы и с одобрения царя-батюшки, продолжили шерстить крымчаков. Тихое поведение ордынцев оказалось ширмой, они планировали совместный с османами большой поход и даже выдвинулись к Рязани, но узнав, что там их уже заждались московские рати, спешно повернули назад.

В который раз отмечаю быстроту бега храбрых крымских батыров - посланные им вслед разведчики смогли увидеть лишь пыль, да устланную трупами лошадей и верблюдов дорогу. Прибежавших татар в Крыму ждал неприятный сюрприз - пока они прощупывали путь к русским, в их отсутствие наведались донские казаки. Да так, что османский султан вынужден был прислать свои галеры с воинами - отбивать нападение.

Таким образом, метод сдерживания хоть и не дал ожидаемых побед над беспокойными соседями, но работал исправно, крымчаки не могли выйти большими силами и на границах было относительно спокойно. Сыграла свою роль и дипломатия - Иоанн не желая конфликта с Сигизмундом II, старался не форсировать днепровское направление.

Борьба за трон Золотой Орды. На волосок от победы

Пустые хлопоты

О том насколько важным было крымский фронт для Иоанна, можно судить по его дипломатическим уступкам на западном и северо-западном направлениях. На фоне удачной ливонской экспедиции по укрощению обнаглевшей прибалтийской знати и сбору причитающейся с них дани, русский монарх дал ливонцам полгода перемирия. Жест доброй воли в Прибалтике традиционно не оценили.

Уже к осени 1559 года рыцари отдышавшись и заняв денег, наняли рать и отбили Юрьев-Депт. Но значительно более важной для Ивана IV была Польша, с которой постоянно шли столкновения на сопредельных землях. Ради избавления ВСЕХ ХРИСТИАН от татарских набегов, Иван Васильевич предложил польскому Сигизмунду «прародителевы свои отчины, город Киев и иные города русские, для доброго согласья».

Было бы странно, если поляки согласились. Сразу запросив вдобавок к Киеву ещё и Смоленск со многими другими городами, ляхи прибавили, что Иоанну не верят. Подозревают де, что "коварный московит" отступит, когда турки вступятся за крымчан, оставив поляков наедине с османами. А нежели и победят крымского, размышляли послы, то русским ничего боле не остаётся, как пойти бить теперь уж поляков...

Вам ничего знакомым не показалось? Века прошли, а шаблоны у наших западных "партнёров" всё те же, да и повадки (как мы увидим далее) нисколько не поменялись. Враги они и есть. Причины столь странного поведения страдающих от крымских набегов поляков, можно прочесть здесь: Польшей и Литвой всегда правили татарские ханы!

Борьба за трон Золотой Орды. На волосок от победы

Морская пехота московитов

Так или этак, а дело надо делать, время на исходе, это стало понятно после обмена "любезностями" с ляшскими послами - размирье не за горами! Планов отменять не стали, на Крым решено было зайти с двух сторон, но это всё предполагались отвлекающие удары, а главные силы с Иоанном во главе, готовились выйти в поле чуть погодя.

Князь Вишневецкий побив ордынцев на пограничье, забурился вглубь вражеской территории по Дону и чуть было не взял Азов, который спасли подоспевшие османские галеры да враждебные ногаи, кочевавшие поблизости. Пробившись через турецкую эскадру, настырный князь подступил уже к Керчи и опять ему помешал османский флот, вынудив отступить на Дон и ждать там соединения с другим отрядом.

Но дождаться рати Вешнякова было не суждено, вездесущие турки и здесь подсуетились, перерезав водные пути. А на Днепре вовсю разошёлся герой ливонской компании Адашев. На лодьях подойдя к Очакову, побил корабли турок и взяв в полон проводников, пошёл в море. Разграбив два острова и потопив несколько турецких кораблей, русская рать неожиданно для татар высадилась у Перекопа.

Разделившись на несколько отрядов, ушлые воины принялись делать то, что обычно чинили сами крымцы на русском пограничье. Разорив множество селений и набрав полона, они попутно разбили отряды нукеров посланных на помощь, после чего чинно удалились восвояси - делить трофеи и отчитываться об удачном рейде.

Борьба за трон Золотой Орды. На волосок от победы

Крымские улусы пребывали в большой панике, упавших как снег на голову царских воинов, они приняли за главную рать и уже приготовились погибать. С поздним зажиганием встрепенулся Девлет - что такое, наших грабят? Вероятно ему стало известно, что это малый отряд, а не большое войско Иоанна пришло по его голову, вот и бросился спасать репутацию.

С большим трудом собрав отряд (местные не торопились уходить от родных кочевий, а ну как русские вернутся?) он бросился в погоню за Адашевской ратью. А тот дойдя ло Очакова, проявил политический такт, отпустив пленных турок и наказав передать султану, что де русский царь воюет с крымскими, а с турецкими он в мире. Турки переспрашивать не стали и спешно убыли (пока русский не передумал).

Погоня была ожидаемо безуспешной. Русская рать плыла на кораблях, а ханская конница шла по берегу, на переправах и порогах стрельцы дружно сокращали число отважных ханских нукеров, отбивая у остальных всякую охоту к подвигам. Наконец, судовая рать остановилась на острове, где к ним переплыл бежавший от крымчаков пленник, рассказавший о ставшем лагерем хане Девлете.

Посланные разведчики застали на месте лагеря только угли, оказывается хан узнав о побеге пленника, решил не играть с судьбой и не ждать в гости казаков или того хуже самого Иоанна, которые то и дело норовили нагрянуть в его отсутствие. Как крымчаки умели бегать, я уже писал... Так они и ждали друг друга: московские на Оке, а крымские на Ферах-Кермане (Перекопе), но к осени все устали и завершили боевые стояния.

Борьба за трон Золотой Орды. На волосок от победы

Ногайская лава

Под самый занавес 1559 года, от казаков и стрельцов оставшихся на днепровском острове пришли вести. Оказывается, не в силах смотреть на беззаботно дефилирующие мимо острова крымские кочевья, они принялись их нещадно бить. Результатом стал уход части ногаев из подчинения Девлет-Гирея, как не способного к защите подданных.

Сами же бывшие подданные, не долго думая тут же объединились со стрельцами. Теперь уже вместе они нападали на крымских татар, беря добро и полон. Видя такой поворот, союзный ногайский бий Исмаил спешно отправил поживиться в Крым своего сына и племянников. К ним присоединились люди астраханского наместника Выродкова.

Воочию узрев прибыль от набега, встрепенулись другие ногаи и донские казаки - все кто мог и имел силы, пошли на Крым! Урон от стремительных и опустошительных набегов ногайских орд и казацких отрядов на Крым был огромен, а сами крымчаки сидели за Перекопом, не показываясь в степи - где уж там, самим бы отбиться, не до войнушек....

Борьба за трон Золотой Орды. На волосок от победы

Недосуг нам к ним, да и им не до нас

Учитывая успешный опыт предыдущего года, бояре с царём решили вновь прижать крымчаков, для чего разработали хитрый план, предполагающий нападение с трёх сторон, а главной ударной силой задумали сделать ногаев. Это они зря, как малые дети, право слово. Естественно, ногайские мурзы для московского царя воевать не желали, вот подарки получать и помощь просить - это да, а воевать нет.

Вся эта возня на северном побережье изрядно поднадоела и османскому султану, пославшему значительные силы противостоять "неверным" на Дону, после чего все усилия были на том направлении свёрнуты, чтобы не напороться на войну с турками. Сами крымцы тоже соскучились сидеть в своих улусах и предприняли попытку придти на московскую украину, которая почти увенчалась успехом.

Пока воеводы узнали, да пока опомнились, собирали людей, гнались за татарами, те уже похватали полон и возвращались назад. Но узнав о неминуемой погоне, полон весь побили и скоро ушли в степь. Год 1560-ый закончился безрезультатно. Всё внимание царя стали занимать события на западе, где Литва намеревалась выйти из перемирия. Планы полной ликвидации южной угрозы так и не реализовались.

Все последующие годы крымское направление считалось второстепенным и Москва придерживалась отработанной тактики беспокоящих уколов, призванных сдерживать активность степняков. Это относительно неплохо получалось до 1571 года, когда Девлет-Гирей добрался до Москвы. Победа ордынцев оказалась временной и всё решилось на поле у Молодей, но это уже совсем другая история... 

-

«Здравия желаю, товарищ… поп?» Категорически возражаю!

Во-первых, как немного лямку боевую и служилую потянувший. Ещё одну штабную крысу видеть в подразделении — нет желания. Возводить силами личного состава часовенки и церквушки — дело хорошее, но абсолютно невместное для одногодичного пионерлагеря, во что превращена срочная служба. Но эмоциональные возражения мой Читатель мало приемлет, поэтому будем холодны и рассудительны. Много вопросов зададим для толковища в комментариях.

Итак, институт «военного священства», значит. «Батюшки в погонах», говорите. Заместители по воспитательной работе среди верующих военнослужащих, баете… Хорошо, пусть так. Институт полковых священников и капелланов штука историческая, с глубокими традициями и славными страницами. Против самого института ничего против не имею.

Великую Отечественную многие священнослужители честно прошли, ордена-медали чин-чином заслужили. Дед рассказывал о нескольких, всегда с большим уважением… Но были они обычными солдатами войны, в штыковые ходили. Сравнивать некорректно, времена другие.

Вопрос первый: каков инструментарий войскового священника и для чего он вообще нужен. Оставляем за скобками душещипательные истории о «мальчики меняются в лучшую сторону», «обретают моральную поддержку», «укрепляют молитвой воинский дух» и т.д. Это софистика. Особенно в свете социологии, когда 85% молодых людей ни слова из «Отче Наш» не знают. Так зачем тогда? С помощью боевого средства поражения (под названием «молитва») чего добиться хотим?

Закон Божий, если его изучать не факультативно, а с младых ногтей, в крепкой семейной традиции — полезная штука. Слово поперёк не бормотну. Если психика крепкая и способен индивид отделять — волшебное от морального. Такой юноша может стать дисциплинированнее, добрее, чище, будет не столь подвержен гормональным преступным искушениям. Полезный боец, мечта любого взводного. Принимается за вводную.

Теперь реалии XXI века. Полный нигилизм возраста 18-ти лет, в лучшем случае весьма поверхностное представление о религии. Один год лайтовой службы, если не войска постоянной боеготовности. Что успеют вложить в голову военные священники? Понятие «христианской любви»? Или какие-то более сложные доктрины? Может быть, на колени становиться перед собой и иконами научат? Хотя воинской традицией и Уставом это предусмотрено лишь в исключительных случаях, преклоняя одно колено перед Знаменем своей части или государства…

Как быть с набившей оскомину Конституцией, которой предписано отделение церкви от всего остального? Многоконфессиональность и многонациональность, полное равноправие. Как быть в воинских частях «с чувствами верующих» мусульман, буддистов, протестантов, иудеев, католиков… атеистов и шаманистов? Капище или мечеть дивизионную стройте тогда рядышком с часовенкой, вопрос будет снят.

Сын моего боевого товарища с юморком рассказывал: его командир роты не особо вникал в теологические тонкости организации душ личного состава, зычным матом отправляя «На молитву!» всех оптом. Как на физзарядку. Шли, посмеиваясь. Относясь к этому, как к развлечению. Но, чтобы на исповедь к батюшке добровольно ходили… такого не припомнил отслуживший свой срок Юрчик. Так зачем?

ВДВ… долго не верил, пока не увидел собственными глазами. «Надувной десантный храм»... Вы серьёзно? Там личный состав должен молиться перед ночной атакой на врага после выброски? Что там священник делает, даже с парашютом? Спустившись в расположение натовцев, отпускает грехи, предварительно накачав сооружение «святым Духом»?

Это выглядит сегодня… во-первых, карикатурно (условия современного боя даже справить большую нужду не позволяют, какой тут молебен). Во-вторых, это предмет разбирательства для трибунала (загрузить десантуре вместо боеприпаса и харча — надувательство молельное). В-третьих — это противозаконно.

Российская армия живёт по воинским Уставам. Как любая другая. Никакие законы не работают, даже уголовщина рассматривается военными прокурорами в парадигме специфики службы. Если что-то упустил за сроком давности, поправьте: где в Уставах есть причастия и молебны для солдат и офицеров? Перед боем-отбоем и по воскресеньям — исповеди?

Пять обязательных для любого мусульманина намазов предусмотрены распорядком? Если нет, тогда это вопиющее нарушение прав гражданина. Если «по желанию» — это не армия, а бардак с отсутствием воинской дисциплины. Начиная с самого верха… Чтобы ровно относиться к «институту священников» в армии — уберите подальше от воинского строя свои гражданские «недосказанности», пожалуйста. Мол, так принято… таковы вековые традиции. Армия — простой и эффективный механизм. Только тогда работающий безупречно, когда всё досконально регламентировано. Согласно Закону.

Для начала будет не лишним внести изменения в Конституцию о «православной армии». Это, как показывает практика, делается легко. На мнение «малых конфессий» можно (как тоже показывает практика) внимание не обращать. Или создавать «мусульманские дивизии», с буддистами-понтонерами и родноверами-партизанами.

Второе. Армейский язык строг, суров, краток, предназначен для проведения в жизнь эффективных действий, порой неприятных. Куда там нынешняя Православная церковь мостится, со своим иностранным церковнославянским? Я за традиции… только причём тут психика молодых (и не очень) бойцов? Какие великие воинские истины, традиции, приёмы и проблемы современного мира на нём можно растолковать?

Это до революции он был вторым языком для основной массы православного воинства. Слова брали за душу, страх смерти притупляла вера в загробную райскую жизнь. Теперь-то что? Армейской пастве на церковнославянском языке сказать нечего, не придуривайтесь. Не прикрывайтесь «белым шумом» софистики. Прекратите играть возвышенных морализаторов. Это уже не работает, откровенно раздражает.

Когда там на волю выпустили веру православную, позволив слиться в экстазе с безналоговой торговлей табачком, спиртом и прочими радостями бытия? В 91-ом прошлого столетия? Хорошо. РПЦ была предоставлена не только полная свобода действий и экстерриториальность светского законодательства. Дали полный карт-бланш на «воспитание моральных ценностей в подрастающем поколении, возрождение тысячелетних традиций Святой Руси». Приветствую.

Патриарх стал (без всяких ненужных хлопот с изменением Конституции) высшим государственным чиновником категории «А». Его кортежу из «поганых», в неправильной вере сконструированных машин — даже магистрали перекрывают. Про налоговую «прозрачность» поминать… вообще грех смертный и страшный. И что?

Храмы строятся и восстанавливаются за счёт кого? Оставим за скобками «богобоязненных бизнесменов». Условия игры всем понятны, я вас умоляю… Но аппетиты растут, собственность (дореволюционная) нагло отжимается по сей день. Без изменений в исключительно светской Конституции опять же. Можно с этим мириться? Да, конечно. При одном условии. Если соблюдается негласный «общественный договор» в очень непростые времена.

Готов припрятать в неприличное место собственные атеистические и антиклерикальные убеждения, если получу наглядные и убедительные доказательства. Что РПЦ стала воистину влиятельным общественным институтом. Реально, а не с экранов дуроскопов по немногочисленным «святым дням». Чтобы в моем микрорайоне священники помогали простым людям. Несли «христианскую любовь» собственным примером.

Чтобы они могли собрать (без накачки администраций, РОНО или армейского начальства) хотя бы несколько десятков прихожан и верующих в обычный день, по первому зову. Само собой, вне рамок соответствующего бюджетного финансирования и дисциплинарных нехороших намёков. Для хорошего дела. Пусть в рамках волонтерства любой направленности.

Может, обещанные «воскресные школы» в несколько смен работают? Нет. Они столь же пусты, как сами бесчисленные храмы. Каждый день перед нами десятки (хотя бы единицы) церковной благотворительности, помощь бедным и больным? Не смешите. В хосписах, больницах, домах престарелых, «дурках» и туберкулезных диспансерах санитарками служат специально подготовленные монашки? В мороз раздают горячий суп, а в жару холодную воду — суровые послушники или «православные активисты»? Ага, три раза.

Припомните хотя бы одну внецерковную активность РПЦ (помимо освящения гражданского или военного объекта). Чтобы рядом перед камерой не маячили (в клубах кадила) почётные представители «светской власти и социально активного бизнеса». Не получается? О, тож… Это дань и верность традициям? Каким именно, уточните. Подробно, с перечислением конкретным. Без балабольства и тумана. Тогда охотно поверю.

А пока впечатление: присутствует острое желание пролезть без мыла во все щели светской жизни. Вместо того, чтобы бесконечно отдавать дань традициям, сформулируйте их в современном понимании. На нормальном языке. Понятном школяру и (тем более) военному человеку. Чтобы это не было бормотанием времён патриарха Никона. Пока заметно одно. Как растёт, крепнет и богатеет ещё одно Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП РПЦ. Без всякого контроля впитывающее бюджетные деньги.

Институт военных священников? Не возражаю. Только телегу вперед лошади не нужно ставить. Пока туда любовь и доброту нести рано, поверьте. Если полнокровными батальонами начнут приходить с гражданки воцерковленные молодые люди (хотя бы «Отче Наш» наизусть знающие и Декалог с комментариями) — тогда поговорим предметно. Пока выглядит всё… надувной пародией.

-

Свидомый юмор: русские — это «мокша страны Моксель»!

Свидомый юмор: русские — это «мокша страны Моксель»!

Давненько обещал Читателю. Потрепать немного мифы нацистов с украинской пропиской. «Мокшанцы», «мордва», «финно-угры» в отношении жителей России звучат не просто часто, а почти непрерывным потоком эта юморина льётся. Так в некрепкие умы вколачивается простая идея: москали не вправе претендовать на русскую идентичность. Это дикари из дремучих лесов, «мокшане».

Сидя по своим ёлкам, решили однажды: древнее имя Украины-Руси нужно украсть. Позвали не менее диких «татар», почистили им коней и едва не погубили историческую память славянского «украинского» народа.

Даже виноватый назначен, но по датировкам не сходится ничего. Это был первый правитель «мокши-москалей» Андрей Боголюбский. Хотя был сыном украинца Юрия Долгорукого (основателя Москвы), но разорил «мать городов русских». Чтобы духу о Руси-Украине не осталось. Однако. Не знаю, как такая конструкция может помещаться в голове, но как-то ютится. А после некоторых тревожных событий — преподаётся в школах и вузах.

Лауреат государственной премии Госкомитета Украины по телевидению и радиовещанию имени Ивана Франко нас сегодня развлекать будет. Зовут «учёного» — Владимир Белинский (теперь «Билинский» подписывается, чтобы подальше от мокшанских корней отползти). Почему этот фрукт? Да потому что единственный, кто всерьёз озаботился доказательствами происхождения москаля — от мокши. Все остальные «свидомые» выглядят на фоне этой исторической Джоконды — жабами пупырчатыми.

Хотя первопроходцем не стал, конечно. Присвоение «украинской истории Руси москалями» зафиксировал ещё приснопамятный Михаил Грушевский. Основатель первой украинской государственности в 1917 году, ставший потом академиком Академии Наук СССР. Но он научно размышлял. Больше в религиозные дебри лез.

Не признавая перенос кафедры митрополита Киевского и Всея Руси (как и административно-политического центра принятия решений) с берегов Днепра в Москву. «Доказал», что из Киева всё сместилось сначала во Львов. Потом в Вильно и на Запорожскую Сечь. А после неё… и в «родную гавань» Русь-Украина вернулась. То есть, в Киев (опять через Львов). Главным «открытием» Грушевского стала революционная историческая доктрина: наследовали Руси униаты «козацького роду»…

Кто мы такие, чтобы со сталинским академиком спорить… Но не суть.

«Страна Моксель,

или Открытие Великороссии» сей труд зовётся за авторством Билинского. Честным буду — одолел с трудом, но до последней корки. Хотя образование у свидомого историка-этнографа не профильное, всего-то факультет «Мосты и тоннели» Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта… но это теперь тренд такой модный.

Совестливому учёному премию Госкомитета Украины по телевидению и радиовещанию грешно получать, особенно «за утверждение исторической памяти и национального сознания народа Украины». А таким исследователям — в самый раз и по Сеньке — шапка.

Как бы ёмко и кратко дать описание содержания книги «Страна Моксель…»? Хм, это забавный тяжёлый томик с сотнями рассуждений на тему: великороссы (россияне) никакого отношения к русским не имеют. Населяют сегодня Среднерусскую возвышенность потомки «мокши». Финно-угры, перемешанные с татарами и какими-то «таёжными племенами». Именно их «восточная дикость» и первобытная агрессия веками терзала хрупкое тельце настоящей Руси, которая… украинская.

Начал из глубин веков автор-мостостроитель, сославшись на легендарного монаха Гильома де Рубрука. Монах-францисканец из Фландрии, как известно, был отправлен французским королем — в самое логово татаро-монгольского ига. В начале пятидесятых годов XIII века. Побывав в Золотой Орде, пересёк всю Монгольскую Империю, добравшись до её столицы Каракорума. Хотя дипломатических успехов Рубрук не достиг, но интересные описания половины Евразии — оставил. В том числе… вот такие строки:

«…огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. В изобилии имеются у них свиньи, мёд и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Саррацины. За ними находится Этилия (Волга)».

Описание составлено Рубруком со слов неизвестного человека, который консультировал и сопровождал дипломата в его период знакомства с Золотой Ордой. Народ «моксель» он в глаза не видел, само собой. Но «свидомым» этого достаточно. Чтобы назначить в земли Ростово-Суздальских земель — целую страну. Которая, как известно, формировала потом оккупационный этнос московского извода.

Страна Моксель в описании Рубрука (Иллюстрация из открытых источников)

В «Монгольском цикле» мы уже тему эту разбирали очень подробно. Но давно. Поэтому, вкратце обобщу историческое расследование. Первое, нам нужен тот государь «страны Моксель», положивший не счесть «мокселянцев» в далекой Германии. Русские летописные источники только одно имя назвать готовы, князя Пуреша. Владевшего «Пурешевой волостью» (земли бассейна рек Цны и Вада, плюс среднего течения рек Мокши и Суры).

К правящему на Руси дому Рюриковичей Пуреш отношения не имел, но правителем финно-угорского народа «мокша» — точно считался. Тугой на ухо Рубрук (или его источник) таким образом записал название племенного союза. Не «мокша», а «моксель». Князь Пуреш был союзником Великого князя Владимирского князя Юрия Всеволодовича. Который был… ага, внуком «древнеукраинского» Юрия Долгорукого.

Вместе с Пурешом они самозабвенно и успешно рубились против князя Пургаза (Пургаса), владевшим «Пургасовой волостью» (землями между Окой и Темниково-Водскими лесами). Союзничал с ханом Волжской Булгарии Алмушем и племенным вождём ещё одного финно-угорского народа «эрзя». Этот народ, вместе с «мокшей», в русской летописной традиции обозначался термином «мордва». Никто из перечисленных народов так себя не называл, наше изобретение.

«В современных мордовских языках слово «мордва» как этноним не сохранилось. Едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Мордвины называются сами по поколениям своим — «мокшами и мокшанами», также «ерзянами и ерзядами». Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно, даже оскорбительно». (А. Феоктистов)

Оба этноса глубоко отличаются друг от друга языком (даже литературным), традициями, эпосом, обрядами, обычаями. Внешне их легко всегда различали. В 1771 году знаменитый этнограф Лепёхин так написал:

«Мордва разделяется собственно на два колена, из которых первое называется Мокшанским, а другое Ерзянским: но и в Мокшанах есть некоторое различие. Одни называются коренными или высокими Мокшанами, а других почитают простыми Мокшанами, и вся их разность состоит в некоторых наречиях. Они еще сказывали нам о четвертом роде Мордвы, которых Каратаями называют, и которых только три деревни в Казанском уезде находятся».

Почему определение «мордва»

появилось? А бог его знает, выбирайте любой из нескольких вариантов. Наиболее длительным по сроку было утверждение на основе паломнических записей, которые обрабатывал историк VI века Иордан. Там есть слово «Mordens». Так назван некий народ где-то на востоке Европ, он был покорён Германарихом в 375 году новой эры. И соседствовал с народом «меренс» (меря).

В Х веке этот экзоэтноним употребил византийский император Константин Багрянородный, когда пытался (в форме Μορδια) дать географическое название одной из областей, подчинённых печенегами. Современная и самая стойкая версия такая: экзоэтноним «мордва» происходит от иранского корня в значении «человек— мужчина». Долгий путь проделало, меняя несколько раз огласовку.

Но проблема остается небольшая. Никто не рискует научной репутацией, чтобы растолковать парадокс. Почему к двум разным народам применяется название, которое они не знали долгое время. Себя так не называли, считали обидным и недопустимым словом. Не бьётся с переводом «муж, мужчина». Хотя лично предпочту считать: так называли некую ираноязычную «пассионарную» кочевую Орду. Которая пришла в Поволжье откуда-то из-за Урал-Камня. Оружием захватила огромные пространства.

Есть одна загадочная археологическая культура I-III веков нашей эры, называется «курганная, Писеральско-Андреевкий тип памятников». Малоизученная пока, но некоторые характерные находки (подвески в виде сапожка) вполне убедительно показывают путь народа до реки Суры. С границами по Чувашии, Пензенской и Рязанских областям.

Название такой военизированной группы вполне могло сложиться, как в случае с античными «мардами» Мидии. Это было кочевое племя, наводящее ужас своей воинственностью и крайней жестокостью. Название происходит от иранского «marəδa» («убийца»). Этноним мог быть заимствован уграми Оби, потом поменяв смысл в их языке на «morti» (пришельцы из южной страны).

В любом случае, достоверной и устроившей бы всех версии — не существует. А суффикс «-ва» в русском языке имел всегда оттенок… собирательный, обобщающий (этнонимы «литва и татарва»). Вот и ищите, что такое «морд» и как его наши предки понимали. Сразу говорю, что к определения угрюмого и неприятного лица — никакого отношения. А вот «мордовать»… это уже интереснее.

Вернёмся к расследованию.

Скорее всего «мердас/мердинис» из сообщения Рубрука — это «эрзяне». Почему они «сарацины»? По причине тесного сотрудничества и военного союза с мусульманами Волжской Булгарии, тут всё понятно. Теперь наши князья Пуреш и Пургас. Их война закончилась победой первого в 1229 году. Не без помощи половецкого хана Котяна, втянувшего Русь в разгром на Калке. С лета 1237 года и по зиму 1239-го Пургас «с немногими людьми» противостоит монголам Бату-хана и Субэдея. Чем закончилось дело — неизвестно, просто имя исчезает из летописей.

А вот князь Пуреш склоняется перед новыми владыками Дикого Поля и Волги, становится вассалом Батыя. Принимает участие в европском нашествии 1241 года. Монголы, в своих лучших традициях, ставят драчливых и суровых «мокшан» в авангарды к своим самым нукерам. Войско Пуреша первым входит в Польшу, берёт Люблин и Завихост, но во время осады Сандомира и Кракова несёт тяжелые потери.

Накануне битвы при Легнице мокшанский князь уже не располагает сколь-нибудь внушительным числом воинов, хочет покинуть армию Субедея и Бату-хана. Начинает тайные переговоры с князем Кракова, Силезии и Великой Польши — Генрихом II Набожным. Пересылка становится известна монголам, Субэдей-багатур отводит потрёпанное воинство в тыл. Якобы согласившись с доводами князя о всеобщей усталости мокшан.

Сдав оружие, сотни Пуреша отдыхают немного, 9 апреля их стан окружает личный тумен «железного пса». Погибли почти все, включая мокшанского князя и его наследника Атямаса. Весть о печальной участи Пуреша приносят домой немногочисленные счастливчики, избежавшие резни. По легендам, борьбу против монгол возглавила княжеская дочь Нарчатка. Погибшая в упорной битве при Золоторевском городище.

География «Мокселя»

очень странная в исполнении пана Билинского. Утверждается: на всем пространстве от Мурома, Рязани, Калуги до Вологды и Беломорья в IX-XIII веках жили исключительно финно-угорские народы. Говорившие на каком-то едином языке. Аргументация знакомая, зиждется на топонимике. Названиях рек и озёр, лесов и городищ. Это ещё Ключевский подметил, занимаясь Волго-Окским междуречьем. И да…там преобладают древние финские названия.

Что-то это доказывает? Конечно! Только в такой логике «свидомого мышления» обитателей американских штатов Миссури и Алабама придётся… в индейцы записать. Это от них названия остались. Проблемы с болгарами могут возникнуть. Они становятся не славянским народом, а родственниками нынешних казанских татар и чувашей. Ведь именно болгары-тюрки название принесли, столь хорошо нам знакомое. При колонизации… как бы, местная топонимика часто выживает. Даже после исчезновения аборигенного населения. При неоднократной смене владельцев.

«Свидомиты» постоянно путаются в показаниях, ну никакой системы в знаниях. Говорят о формировании великорусского этноса. Где солидная примесь финно-угорских народов присутствует, никто не спорит. Меря, мурома, мещера, чудь, тюрки-берендеи. Но при чём тут мокша и эрзя? Они в русский этногенез включились на несколько столетий позже, чем все вышеперечисленные. Когда земли «финно-угров» уже плотно обживали славянские племена вятичей, кривичей, словен ильменских.

Злобные и дикие «мокши» покорили новгородские земли, полонили словен? Хм… доказательства бы посмотреть, граждане Украины во главе с мостостроителем Билинским. Что славянские племена кривичей и вятичей жили на территории современной России, нам известно из «Повести временных лет». Так себе источник по политическим оценкам истории, но археологией подтверждается. Только в районе Москвы обнаружено более семи десятков курганов вятичей XII-XIII века. А окрестности Смоленска и Пскова битком набиты типичными для кривичей находками.

Название города Москва произошло от названия народа «мокша»? Очень интересно. Так это… названия многих рек в России заканчиваются на «-ва» (Москва, Сылва, Косва, Протва), что по-фински означает «вода». Где теперь финны? А названия остались, никто не спорит, что их не всегда дружелюбно попросили жилплощадь освободить. Вспоминают «свидомиты» славянскую языческую богиню Мокошь? Хорошо… Она введена в киевский пантеон самим «древнеукраинским» князем Владимиром ещё до крещения.

Женщина имела пристойный вид в верованиях славян, но украинские «историки» аля-Билинский что-то жуткое пишут про неё. Назначили «Мать урожая» в облик страшного паука, придумали «мокшанское происхождение» твари многоногой. Чем сильно удивив настоящих мокшан и эрзю. И Москва покоя не дает «свидомитам»:

«С появлением Ростово-Суздальского княжества, а позже Московского, эта позабытая Богом земля еще добрых пять сотен лет оставалась захолустьем, страной дикарей, не имевшей возможности тягаться даже с тогдашним разоренным Киевом». («Страна Моксель…»)

Вот кретины географические! «Мокша» никогда не проживали на территории современной Московской области. Из финно-угров там только меря и мещера найдены. Топонимика не сходится, на мокшанском языке слово «вода» звучит — «ведь». А само название столицы РФ до сих пор загадка. Но вполне может быть произошло от праславянского корня, означает «влажный», «сырой», «промозглый». Это так… для патриотов написал. Хотя есть другие, более интересные гипотезы. Лично придерживаюсь «балтской», выводимой из языка племени голядь, если что.

Выводы

пора делать. Будет скучно, почитайте «Страну Моксель…», ощутите себя академиком РАН в науке истории. Там столько «открытий» найдёте, спать плохо станете. Сотрясаясь от хохота. И ведь эта бредятина… писана лауреатом государственной премии Госкомитета Украины по телевидению и радиовещанию имени Ивана Франко. Хотя уровень средней школы вполне позволит размотать на молекулы три четверти писанины, не сверяясь со справочниками даже.

Пан Билинский утверждает: до XVIII века «мокшанцев-московитов» никто не называл «русью».

«Эти истины начали фиксироваться в мире с 1246 года, когда папский посол Плано Карпини проследовал из Европы через Киев в Сарай и Каракорум».

Ну тут просто за гранью, прямая же ложь. Читаем самого Плано Карпини:

«В то же время умер Ярослав, бывший Великим князем в некоей части Руси, которая называется Суздалем. Он только что был приглашен к матери императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки».

Особо доставляют пассажи о «переписывании исторических источников» Екатериной Великой и её наймитами. Эти главы полностью перекочевали в вузовские учебники Незалежной, кстати. Знаете, для чего это императрица-немка делала? Пристегивайтесь. Чтобы оправдать коварную экспансию ордынских мокшанцев из Москвы — на истинно славянскую Русь-Украину.

В качестве аргумента — цитирование (некорректное) академика Алексея Шахматова, который якобы утверждал: по приказу Екатерины был изменён текст «Повести временных лет». Брехня. Он говорил, что в текст делались вставки в 1116 и 1118 годах, за семь веков до правления императрицы.

Так как же объясняется разделение украинцев (малороссов) и россиян (великороссов)? Хех… просто. Первые стали жертвами экспансии с дикого степного и таежного Востока. Вылезли из лесов и ковылей безобразной захватнической ордой финно-угорской «мокши». Всё нагнули и переписали. На всём белом свете. Поработили и стерли историческую память несчастной украинской «руси».

Но! Оригинален пан Билинский в одном: ввёл новое понятие этногенеза, дав нам в предки-основатели вообще не славянский народ. Злобствующие интеллектуалы-поляки хоть в XIX веке великороссов к двоюродным братьям своим причисляли, на большее не решались. А тут такое «открытие»:

«Московия, будучи чистым порождением финно-татарского этноса и монголо-татарской государственности, в целом даже в XVI веке была страной не славянского народа, а более жестокого и коварного, имеющего совсем иную психологию и другие исторические корни». («Страна Моксель…»)

О как… всех в чан с дерьмом макнул. Мокшу, татар, вообще всех финно-угров Европы. Очень интересно, что на сей счет думают научные и официальные круги Финляндии и Венгрии. Мы-то привычные уже, только посмеиваемся. А вот «це Эвропа» пусть чешется. И плачет от соседа…

наверх