На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 475 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Пентагон признал, что десятилетиями распространял дезинформацию об НЛО Американские военные признались, что сфабрико...Спутниковые снимк...
  • Юрий Ильинов
    Германия в прямом смысле разваливается Несколько тысяч немецких мостов требуют срочной реконструкции. Также необходи...Катя Лель рассказ...
  • Юрий Ильинов
    Российская бомбардировочная авиация обнуляет резервы противника, прибывающие к северной линии обороны Сум Российская...Катя Лель рассказ...

«Викинги»… размышления о правильном прочтении термина

Исторические напёрстки

«Викинги»… размышления о правильном прочтении термина

Как-то некритично прижилось убеждение, что «викинг» — это такой ходок в набег грабительский («vik»). Обязательно скандинав. Который ещё и «норманн». Не совсем так, как оказалось. Сегодня этимология слова «viking» стала предметом яростных споров, чему приятно удивлён.

Аргументация настолько достойная, что готов Читателю предложить к толковищу в комментариях.

Итак. Слово «викинг» известно только в Западной Европе, появилось мельком в очень поздних Хрониках (когда цитировался первоисточник — английская поэма «Widsith» начала Х века). Обычно затрушенные ужасом «неистовства норманнов» католические монахи давали описания походов «northmen» (северных людей) или «gentiles» (язычников). Тоже определения, которые стали сегодня заново переосмысливать. Но никогда не писали… «викинг».

Однако, само слово очень старое. Встречается уже в староанглийском языке VIII века, где было обнаружено в значении «пират» (старо-фризский). Но в старом верхненемецком того же периода «Wiching» — это имя личное. Никакого нарицательного смысла оно не несло, произошло название «wicklow» (vikingaEo, или луговина викингов). Так же было образовано ирландское имя Uiginn.

Все попытки произвести слово «викинг» из старо-норвежского провалились. Популярное толкование «vik + king» (король фьорда) дезавуировали, потому что невозможно чисто лингвистически получить «king» из господствовавшего на заре скандинавского Средневековья «konungr». Так же смыли в студеные воды Осло-фьорда его название в значении гидронима «Вик», как и именование местных жителей, названных в некоторых источниках — «vikverjar».

Опрокинута попытка производить термин «vikingr» от датского слова «wie», которое появилось благодаря латинскому «vicus» в обозначении «укреплённый лагерь». Это было бы крайне странно, если мастера неожиданных высадок и стремительной атакующей тактики… получили своё название в Англии по крайне редко применяемому ими приёму строительства укреплённых лагерей. Уж куда правдоподобнее смотрится гипотеза, согласно которой термин «vikingr» происходил из глагола «vikja» (сворачивать, отклоняться). В толковании – это человек, ушедший из дома, покинувший родину, изменив мирной жизни…

Мнение долгое время было крайне авторитетным. Но когда подробнее разобрались с самим социальным явлением «хождения в набеги», пришлось отказаться от гипотезы. Непоседы-викинги слишком часто уходили из дома даже в мирные времена. Это никогда не отмечалось какой-то специальной характеристикой. А вот древнеисландское «vi+kingr» от прагерманского корня «wigсо» (битва, убийство) в самых разнообразных существительных и глаголах – это уже хоть какое-то обоснование.

Но опять… военные походы не были главным занятием «викингов». Свои налёты они часто вершили в статусе обычных торговцев. Убийство столь ценного товара, как рабы, не практиковали. А сталкиваться с вооружёнными отрядами европейской аристократии очень не любили.

Поэтому, в последнее время возникло стойкое подозрение: слово «викинг» является заимствованным в скандинавских языках. Пришло с континента. Во всяком случае его там хорошо знали в раннем средневековье. В значении «пират, морской разбойник». Прозрачные созвучия находились в древних кельтских воинских песнях и легендах о великих героях. Причём везде, от фризского до верхненемецкого языков. Став прагерманским «wig» — «битва, убийство».

Проследив следы термина в не менее двух дюжинах архаичных диалектов, лингвисты оказались… на Британских островах. Предположив, что туда его принесли именно с континента. Лишь спустя время, даны его там услышали, взяли в собственный лексикон в самом конце эпохи Великого переселения народов. Когда уже отшумели нападения саксов, фризов, англов, ютов и других народов на Острова.

Но как только начали подробно изучать и записывать исландские саги… слово «викинг» как-то подозрительно было признано «общескандинавским». Не имея никакого хождения по полуострову в живой речи, лишь силой книжной мысли. Став столпом норманизма, готицизма и прочих фантазий шведских «патриотов». Которые, ничтоже сумняшеся, кельтского «викинга» напялили на обобщённого «скандинава». Приписав трём народам Полуострова кучу того, чего они в жизни не делали.

Выводы…

Слово «викинг» появилось в скандинавской литературной традиции очень поздно, XVIII-XIX века. Неплохо прослеживается. Всегда означало «пиратский поход». Но во времена «The Viking Age» (с конца VIII века) так никто не говорил на Скандинавском полуострове и ближайших окрестностях. Был другой термин — «hernadr». Даже с уточнением «fara i hernadr» (грабительский поход). Определение хорошо знакомо исландским сагам. Обычно так называли спонтанный, кратковременный набег с целью быстрой и лёгкой наживы.

В древнеисландском судебнике «Grágás» это слово даже используется как специальный юридический термин. Поэтому, придётся ещё немало куч из утопий разгрести, чтобы слова «викинг» и «hernadr» в скандинавских источниках заняли свои правильные понятийные смыслы. Может быть, после этого дойдёт дело до переосмысления всего «периода викингов» в истории.

Поскольку произошла прямая подмена. Как со словом-термином «норманны», которые «северяне» средневековых Хроник. Всем было до фиолетовой лампочки на континенте, когда Швеция силами утопистов стала писать какую-то свою Великую Историю (начиная с гиперборейцев и пра-готов). Священник и писатель Олаус Петри (1493-1552 гг.) впервые заявил: «nordmannos» (люди севера) были выходцами из трёх скандинавских стран. Аргументов не предложил, никто не возразил.

Олаус Петри, памятнике в Стокгольме (Иллюстрация из открытых источников)

Так и повелось, голословное утверждение стало незыблемым стереотипом. Когда норманны и скандинавы стали узаконенной традицией парой. В XVIII-XIX веках к этой конструкции (в статусе синонима) добавились «викинги». Породив современное заблуждение: «норманны = скандинавы = викинги».

Ничуть не смущаясь, что последнее слово в виде нарицательного «пирата» зафиксировано на европейском континенте на полтора столетия раньше, чем там появились выходцы из скандинавских стран. Хотя бы знаменитый Роллон (860-932 гг.), основатель герцогства Нормандия во Франции. Так что звено «скандинавы = викинги» в данной цепочке недействительно и ложно. Как и «норманны = скандинавы». Но это совсем другая история… ирландская.

ß

Загадка притягательности «Джоконды» Леонардо да Винчи…

Загадка притягательности «Джоконды» Леонардо да Винчи…

Ворочаясь намедни в люле, изволил смотреть по каналу всяких путешествий интересный фильм о Флоренции. Стало стыдно. Показали метрическую выписку о заключении брака наипрекраснейшей Лизы Гередини, добрейшей супруги флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. А ваш покорный слуга уже половину года торчит одному Читателю обещанную статью по данной теме. Исправляюсь…

Вообще, в живописи не силён. По обе стороны холста полный профан. Предпочитаю что-то батальное, да радует непритязательный взор репродукция «Мишек в лесу» на кухне. Но будучи давненько в городе Париже, был затянут в Лувр. Где долго пялился в глаза легендарной «Флорентийской Дамы». Или, как её называют сами служители музея — «номера 779». Впечатлений немало впитал, в двух словах: разочарование (увиденным) и недоумение (от происходящего).

Вредная баба.

Над двумя загадками готов подумать. Кого конкретно изобразил на холсте великий итальянский живописец Леонардо да Винчи, и почему такой ажиотаж… вокруг вполне обычной картины (на собственный взгляд). Подтверждено сие недоумение личными наблюдениями, кстати. Подозрительно косился на ахающих-охающих, застывших соляными столбами, ошеломлённых и восторженно-восхищённых зрителей Лувра. Такие эмоции не подделаешь.

Сегодня портрет Моны Лизы («Джоконда») — наиболее известное произведение изобразительного искусства в мире. Популярность такова, что дело дошло до абсолютно узнаваемого изображения в Европах и Америке, стало брендом и торговой маркой. Кое-кто (небезосновательно) утверждает: это символ самой человеческой цивилизации, эталон прекрасного. Упираемся в парадокс. «Джоконда»… что угодно, только не символ красоты. Леонардо мог изобразить это небесное качество куда лучше всегда...

Кто модель, пресловутая Мона Лиза? Как уверяют полтысячи лет — это «прекрасная» Лиза Гередини, жена флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. Но даже искусствоведы на больших зарплатах кривятся… признавая за дамой любое достоинство, кроме «прелести, доброты, очарования». Некоторые вообще находят Мону Лизу обыденной, банальной, некрасивой. Но поток желающих посмотреть (не по одному разу)… становится всё полноводнее десятилетие за десятилетием. Что за истерика мирового уровня?

Больше всего недолюбливают Джоконду… служители Лувра. Немало свидетельств тому, неприязнь какая-то мистическая. Никто не готов провести ночь в зале с «номером 779», тем более — заглядывать в глаза «Флорентийской Даме». Стойкий предрассудок: она высасывает жизнь из зрителя, словно вампир. Все случившиеся вызовы «Скорой» в Лувр… именно к поплывшим возле этого шедевра. Это не шутка.

Так кто изображён?

Ответ вроде дал исследователь искусства Возрождения — собственной персоной знаменитый Джорджо Вазари в «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Труд написан спустя 30 лет после смерти Леонардо:

«Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет монны Лизы и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным».

Вазари оставил подробности, которые уже пять веков ставят в тупик публику. Леонардо, по его описанию, изобразил на портрете:

«глаза, которые обладали блеском и влажностью», «розоватая и нежная кожа», «густые ресницы», «алость губ», «биение пульса на шее», «Мадонна Лиза была очень красива».

Стоит добавить, она должна быть молода, к 1503 году (якобы год создания портрета) ей едва исполнилось лет двадцать. Теперь смотрим на обитательницу Лувра, «№ 779». Розово-нежная кожа, алость губ и очаровательные очи в обрамлении густых ресниц? На самом деле? На портрете утомлённая зрелая женщина. С каким-то неимоверным багажом жизненного опыта.

Тонкие, давно бесцветные губы кривятся змеей подколодной под названием «саркастическая усмешка». Что-то натянутое получается… типа: «Улыбнуться? Знаешь, какой у меня день был? Я постараюсь, но шёл бы ты лесом…».

Джорджо Вазари рассказал: Леонардо, дабы вызвать у Лизы Джокондо весёлую улыбку и поддерживать легкое расположение духа, — приглашал на сеансы рисования музыкантов, певцов, даже шутов. Такое ощущение, все комедианты Флоренции были на гастролях, потому что молодая женщина как-то странно улыбается. Кривится откровенно бездарному представлению убогих Петросянов. Ни тени беззаботного смеха.

Ещё больше настораживает эпитет Вазари о «биении пульса на девичьей шейке». Первое… как такое можно заметить в статичной позе могильного надгробия? Второе: Джоконда сидит так, что любое биение на шее можно заметить только в одном ракурсе. Если развернуть модель на три четверти к смотрящему… Кого описывал Визари?

Д. Вазари (Иллюстрация из открытых источников)

Теперь почитаем свидетельство художника Франческо Мельци (1493-1570 гг.), любимого ученика Леонардо. Он сопровождал гения во Францию, где мастер провёл последние годы жизни, приняв приглашение короля Франциска I. Там, в личном замке государя, великий художник и скончался. «Джоконду» оставив в подарок королю и Франции. Мельци говорит о … «величайшем полотне живописного искусства», где девушка изображена в костюме Весны. Она чуть повернулась, немного склонила голову в характерном для Леонардо приёме. Как он традиционно изображал всех своих героинь, включая Мадонн.

Девушка на «Джоконде» должна держать цветок-коломбину... Эмм-м-м. На портрете в Лувре ничего подобного не наблюдается в помине. Нет, это портрет кисти Леонардо. Только девушка… Кто угодно, но не та, которую описывали современники.

Вопросы можно считать риторическими. Многие исследователи творчества Леонардо это в полный голос голосили, ничего не понимая. Коллективно придя к выводу: на портрете в Лувре изображена не юная Лиза. Едва прожившая четыре года в счастливом браке с купцом дель Джокондо. Значит, слова Вазари — ошибка? Мистификация и ложь? Не похоже…

Другая «Джоконда».

Исследователь тонких искусств Вазари поведал историю о жене торговца летописцу в 1566 году. Но… если внимательно прочитать: портрет, с которым Леонардо никогда не расставался (всю жизнь возил с собой), великий мастер называл «джиокондо». «Улыбающаяся». Ученики ему вторили, тот же Андреа Салари (1480-1524 гг.). Получается, Мельци называл не фамилию модели. А говорил о странной и завораживающей улыбке некой женщины на портрете. Тогда всё становится на свои места.

Улыбка действительно… не рядовая. Готов согласиться с художниками и фотографами, утверждающими: подобного выражения эмоций в реальной жизни — не встретить. Это вымысел великого художника, загадочная метаморфоза. Название «Джоконда» дали картине не Леонардо или ученики. Оно появилось позже, после разговора Мельци — с Джорджо Вазари.

Который немного перепутал факты. Прекрасно знал: у да Винчи была натурщица Лиза, вышедшая потом замуж за торговца по фамилии Джокондо. Что её портрет как-то писал Леонардо. Но является именно тот холст нынешней «Джокондой» Лувра? Где недостающий костюм Весны, брызжущая очарованием молодость?

Ответ предложил еще в середине ХХ века известный советский искусствовед и литератор, профессор Гуковский. Уверенный: портрет Моны Лизы в костюме Весны существует, несколько веков спокойно висит себе в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Картина приписывается кисти самого Франческо Мельци, ученика Леонардо. Называется «Коломбина».

Полное совпадение с описанием Джорджо Визари. Девушка в мифологическом образе Весны. Милая и загадочная улыбка «настолько приятная», как у божественной Мадонны. Цветок-коломбина и жилка, бьющаяся на шее. Мало того: в альбоме Леонардо найдены эскизы к «Коломбине». Теперь понятно другое сообщение современников, что портрет заканчивали четыре года. Великая честь выпала Франческо Мельци.

Вопросы

возникают. Всё очевидно, произошла ошибка. Не той «Джокондой» потчуют публику Лувра. Имеющие глаза да увидят. Но почему искусствоведы мира столь равнодушны к небольшому портрету в Эрмитаже, не проведут очевидную переатрибутацию названий? Это же громкая историческая сенсация, загадка наконец-то раскрыта! Ха… кто отважится? Чтобы отнять у «номера 779» великую славу «художественного произведения номер один». Мировой бренд, символ целой Эпохи…

Ответ на поверхности. Деньги. Огромные причём. Влияние, статус, немалые выгоды обладания главным портретом мира… Пусть на них, утончённых и трепетно организованных и экзальтированных поклонников высокого искусства. Объясните взрослому мужику, не чуждому великой гармонии форм автомата «Калашникова»… что такого в луврской картине находят сотни миллионов людей? Япония и Китай гоняют специальные туристические чартеры… сотнями за сезон (до Ковид-19) по простому маршруту: «аэропорт — Лувр — Эйфелева башня — булочная с круассанами — аэропорт».

Вторая загадка «Джоконды» Лувра в полный рост. Из-за чего картина оказывает такое воздействие массового поражения на воображение зрителя? Для этого социологии провели масштабное исследование среди посетителей парижского музея. Знаете, какие ответы получили на вопрос: «Что вы чувствуете, глядя на Мону Лизу?»:

«Кажется, она знает обо мне все». «Она заглядывает в самую душу». «От этой картины становится не по себе». «Она интригует». «Эта женщина знает какую-то великую тайну». «В картине скрыты несколько загадок великого Леонардо».

Короче, всё вращается вокруг некой таинственности, загадки, головоломки. Хорошо, смотрим внимательно. Потёртая жизнью, далеко не юная женщина, в обыденном платье. Домашняя обстановка, поскольку волосы модели распущены (флорентийские дамы всех сословий не могли появиться на улице в таком простоволосом образе). На пальце нет обручального кольца. Вдова? Может так. Но скорее всего, это знак… беременности.

Было даже негласное решение католической Церкви, согласно которому такой вопиющий (для добродетели замужней дамы) факт поведения разрешался. По медицинским показаниям. Когда в «интересном положении» пальцы женщин отекали, им позволялось невозбранно обручальные кольца снимать, даже на людях появляться. Другое наблюдение в правильность догадки: странное положение рук Моны Лизы, напоминающее охранительный жест.

Психологи прямо говорят: дама прикрывает будущего ребенка, своей позой отталкивает нескромные взгляды зрителей. Немного комплексует. Вот откуда странная улыбка, на грани нескольких пограничных состояний психики. Внутри дамы сражаются несколько эмоций. Ни одна — не относится к внешнему миру. Великий Леонардо замыслил Великое… Передать красками тот момент, когда женщина прислушивается… к своему внутреннему состоянию, пытается почувствовать новую жизнь, понять её желания.

Это полностью, с точки зрения психологии, объясняет более чем странный взгляд «в никуда». Мона Лиза не рассматривает какой-то определённый предмет, тем более — не ищет взгляд абстрактного зрителя. Она просто старается передать простые слова: «Только мне известна тайна, вам её не открою… Пока не открою».

Это подтверждает полный сарказма (или презрения) взгляд свысока. Так ведут себя многие женщины, когда осознают появление внутри себя «нового мира». Тайного, пока неизвестного никому. Как будущие матери, сразу повышают «ставки» в социальном и психологическом поле. Поскольку имеют полное право быть выше всех, больше всего любить именно себя и будущего ребенка. А весь мир подождёт…

Выводы…

Зная Леонардо, его страсть к любимому и пронзительному мотиву Мадонн (мать и дитя), психологи готовы утверждать: «Джоконда» — самая прямая отсылка к его детству. Великий мастер использовал мотивы самого распространённого культа Богоматери (заслоняющего даже Христа к великому неодобрению клерикалов), чтобы признаться в любви… к собственной матери.

Он был незаконным сыном синьора да Винчи, прижитым от служанки Катерины. Небезосновательно считавшейся славянкой или даже… русской, купленной турками в Крыму, перепроданной в Италию. Психологи уверены: мальчик вырос без матери, ему запрещали свидания… Это стало тем пусковым механизмом в творчестве, постоянных экспериментов с Мадоннами. «Джоконда» — верх мастерства и замысла. Таинственная улыбка — трагическая любовь, намёк на скорую разлуку…

А теперь пейзажи за спиной загадочной дамы… Это тоже предмет исследования не искусствоведов, а психологов. Некие космические видения: причудливые скалы, странный грунт, фантасмагория. В Лувре вам подскажут, как именно погрузиться в пограничное состояние. Всмотреться как бы «вглубь», за спину Моны Лизы, потом сразу поймать ее взгляд... Щелчок, и земная женщина сразу теряет тепло, становится Ледяной Королевой.

Многие скептики сразу теряют свой отрицательный настрой, начинают взахлёб рассказывать: «Я понял тайну улыбки Джоконды!». Она старше этих скал и пейзажей… Женщина умирала сотни раз, столько же возрождалась… Как магнит, вбирала силу тех… кто смотрел на неё. Имела полное право, потому что всё познала и выстрадала.

Только так можно объяснить притягательность полотна, умноженное на его пугающую таинственность. Щелчок… и ещё одному впечатлительному посетителю Лувра вызывают врача. Спёкся, болезный. Что-то там увидел, прошлое или будущее.

Ларчик открывается просто. Без всяких мозгоправных конструкций. Леонардо да Винчи возил этот шедевр с собой всю жизнь. Подтверждено многими свидетельствами. Женщина на картине — его мать. Она охраняет самое главное — будущего ребенка, великого Леонардо, который должен родиться. Именно поэтому портрет «Флорентийской Дамы» похож на автопортрет самого художника.

Великий художник возил всю жизнь не изображение Лизы Гередини, добрейшей супруги флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. Оно был отдано заказчику, радует глаз публики в Эрмитаже. Портрет матери всегда был при нём. За неимением модели, смутностью детских горьких воспоминаний — пришлось рисовать с самого себя.

А какие чувства он заложил в эту Вселенную… это вопрос не на зарплату аффтара. Лично ничего не увидел тогда в Лувре. Но окружающие удивили реакцией. Слово против не скажу… многие что-то там разглядели.

ß

О предателях Великой Отечественной войны: мифология «русского освободительного движения»

О предателях Великой Отечественной войны: мифология «русского освободительного движения»

Не совсем в правилах канала забредать в миры новейшей истории… Но тут глаз царапнуло на одном популярном ресурсе Дзена… фантастическое прочтение некоторых событий Великой Отечественной войны. Под названием «партизанская Локотская республика». Как «патриоты России» геройски гнули хвалёный вермахт и (одновременно) «сталинский кровавый режим», гоняли в хвост и гриву зондер-команды СС и партизан НКВД. Однако. Тему предложу немного расширить. Обзорно осмыслить коллаборационизм русских в 1941-1945 годах. Сопоставить мифы с реалиями.

Горько сегодня знать: нашлось слишком много советских граждан, которые пополнили ряды вермахта, СС, военизированных и полицейских образований. Ещё горше смотреть на сегодняшних «либералов», которые предлагают память о коллаборационистах сделать светлой. Мол, ничего страшного… это не предатели, а борцы с ненавистным и кровожадным режимом. Проблема большая, как и численность таких «идейных борцов».

Сегодня драматично вопят: «патриотов» было свыше двух миллионов, шла вторая «гражданская война»! Предлагаю остановиться в дальнейших рассуждениях. В основе массового коллаборационизма и предательства лежало не идейное отрицание Советской власти, ненависть к жидам-комиссарам. На фоне довольно внушительного легиона действительно убеждённых антикоммунистов… топчется огромная армия совсем другого человеческого материала. Никакого уважения не вызывающая. Которая и определила лицо «русского коллаборационизма».

Парализованные…

Сразу возьмём в оборот вменяемые и правдоподобные цифры «русского коллаборационизма» Великой Отечественной. Склонен прислушаться к военным историкам, которые определяют явление в 1,2-1,4 миллиона советских граждан. Это со всеми выходцами из Средней Азии, Прибалтики, Кавказа и Украины. Численность собственно русских едва ли дотягивала до полумиллиона, колебалась у отметки 400 тысяч. Тоже огромная цифра…

Прежде чем любителям бреда о «патриотическом порыве» коллаборантов рассуждать… не мешает знать факты. Изучить бесстрастные рапорты командования вермахта. Насколько «идейные борцы» были эффективны. С первого дня своего появления на фронте — получили самые нелицеприятные отзывы немецких командиров.

Повинна в этом отчасти сама «принимающая сторона». Офицеры прусской милитаристской традиции с презрением относились к предателям, впитав с молоком матери правильные понятия о воинской чести.

Идейные нацисты тоже испытывали к коллаборационистам неприкрытое отвращение: какие-то «унтерменши» сражаются плечом к плечу с арийскими легионами третьего Рейха? Многие предатели очень быстро поняли своё реальное состояние. Пушечного мяса, холопов, бессловесной скотины. Без права на собственную призрачную государственность или элементарные права.

Есть заблуждение: коллаборанты стали менять свою позицию после полного осознания поражения вермахта. Нет. Ещё до Сталинграда, когда СССР стоял на краю пропасти, началось отрезвление. Самый яркий пример — судьба так называемой «Русской национальной народной армии» (РННА), созданной по инициативе белоэмигрантов Сергея Иванова, Константина Кромиади и других ярых ненавистников большевизма. Читал их пропагандистские газетёнки… какая наивность.

Рассказы «о новом Русском государстве, которое возникнет в ходе борьбы против большевиков и еврейства» вызывают презрительное недоумение. Вроде академиев назаканчивали господа офицеры, жизнью битые волчары… и такая дичь. Как будто не слышали о «пангерманизме» времён Первой мировой. Формирования РННА достигли отметки 4 тысячи бойцов, среди них нашлось немало «идейных». Немцы поверили.

Весной 1942 года «армия» получила вполне ответственную боевую задачу: ликвидировать советские подразделения 4-го воздушно-десантного корпуса и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, находящихся в немецком тылу в районе Вязьмы и Дорогобужа.

Дед подробно рассказывал… как с казачками беседовал с одним «возвращенцем» в чине капитана. Ещё в пересыльном лагере будущие бойцы РННА задумали этот трюк, ждали первой возможности перейти, сколотили несколько групп. Исполнили замысел на передовой. Подозревать этих людей в трусости — язык не повернулся. Они сдались… окруженцам, с призрачным шансом спастись.

Коллаборационисты «Русской национальной народной армии» весной 1942-го, одетые в советскую форму, должны были захватить генерала Павла Белова, склонить к сдаче красноармейцев. Случилось всё с точностью до наоборот. Едва попав на передовую, целая рота (100 бойцов РННА) сразу перешла на советскую сторону. Из других отрядов уходили малыми группами, часто гибли в перестрелках с немецкими патрулями.

Немцы подход подразделений РННА немедленно притормозили, перенацелив народоармейцев на отлов мелких отрядов окружённых, борьбу с партизанами. Всё лето те старательно имитировали небывалую активность с нулевыми результатами. Группами устремляясь в леса.

Командование РННА было отозвано в Берлин после очередного массового перехода на сторону партизан (6-15 августа 1942-го) двухсот офицеров и солдат. Которые, как в издевку, ещё освободили полтысячи пленных бойцов РККА, старательно выловленных полицаями и охранным полком вермахта.

Осенью 1942-го произошёл крупный конфликт между РННА и немецким командованием группы армии «Центр». Немцы затеяли реформы… Вознамерились переодеть подразделения в униформу вермахта (в РННА носили советскую, но с погонами и бело-сине-красными кокардами). Так же «народной армии» следовало разделиться на отдельные батальоны, которые распределялись по немецким дивизиям. Личный состав взбунтовался.

После нескольких попыток увещевания пришлось задействовать войска СС. Оружие у бойцов РННА ненадолго забрали, русских офицеров из их среды «изъяли». Как только конфликт был улажен… 300 человек сразу же перешли к партизанам. В ноябре месяце случился еще один массовый исход, ряды перебежчиков пополнили 600 человек с оружием в руках. Терпение немцев лопнуло, РННА была расформирована, остатки частей переброшены во Францию.

Отрезвление.

Весна 1943 года показала, что с этими коллаборационистами что-то не того. Гитлеровцы решили поднять боевой дух разрозненных частей. Скопом зачислив всех русских в «освободительную армию» Власова (РОА) приказом начальника штаба ОКХ генерала Цейтцлера. Думая, что таким образом они станут лучше сражаться, избавятся от постоянного психологического давления со стороны офицеров вермахта и нацистов СС. К тому же, система контроля за крупными соединениями тоже облегчалась.

Не сложилось. Дальше пропаганды руководство Третьего Рейха не пошло. Публично заявив об инициативе создания РОА, ничего в организационном плане не предприняло. Все солдаты русской национальности в структуре немецкой армии лишь могли считать себя военнослужащими Русской освободительной армии, которая существовала только на бумаге. Это немедленно вызвало массовое дезертирство. К осени 1943-го бежали к партизанам уже около 14 тысяч человек.

Модель назвал это «полным разложением», его поддержали в ставке Гитлера. Первую гвардейскую бригаду РОА, еле-еле сколоченную эсесовцами из разрозненных отрядов базе бригады СС «Дружина», бросили против партизан Псковщины. Доказать полезность. Русские, словно почуяв зов леса… уже привычно растворились в непролазных чащах в составе полу-батальона. Немцы решили эксперименты больше не продолжать, бригаду разогнали к бисовой матери, «помощников» с Восточного фронта убрали.

Относительно надёжные части отправили во Францию, Голландию, Бельгию и на Балканы. Остальных просто-напросто расформировали. Неудачи вермахта на Востоке подстегнули «самосознание» бойцов РОА. Не дожидаясь отправки или перевода, они небольшими группами предпочли примыкать к партизанам.

Самые боеспособные…

Очень показательна судьба 1-й русской национальной бригады СС «Дружина». Вот уж где «идейные», вроде бы. Подразделение было создано на основе «Боевого союза русских националистов», который возглавил бывший советский полковник Владимир Гиль (псевдоним — «Родионов»). В мае 1943-го её развернули в полнокровный национальный полк СС, разбавили полицаями и назвали «бригадой СС». Численностью в три тысячи человек, но под надзором немецкого штаба с гауптштурмфюрером Рознером.

Переброшенные в середине мая в Борисовско-Бегомльскую партизанскую зону «дружинники» стремительно разлагались. Пропустили из кольца окружения бригаду «Железняк», местное население отказывались уничтожать, при встрече с партизанами… просто их не замечали. Потом «русские эсэсовцы» начали нести потери. Это быстро отрезвило самых упёртых антикоммунистов. Многие задумались, назревал бунт.

Гиль-Родионов чутко разобрался в настроениях бойцов. Как только бригаду перебросили в Витебскую область, «забыл» про свои националистические пассажи и установил контакт с командованием партизанской бригады «Железняк» в августе 1943-го. Москва пообещала его бойцам амнистию, если «дружинники» перейдут с оружием в руках. Так и произошло. Гиль-родионовцы уничтожили немецкий штаб, перебили некоторых особо «идейных» офицеров из своей среды, атаковали ближайшие гарнизоны гитлеровцев.

Так, партизанский край пополнился за одну неделю почти полутора тысячами прекрасно экипированных бойцов, сведенными в «1-ю антифашистскую партизанскую бригаду». Владимира Гиля (для вящего пропагандистского эффекта на РОА) наградили орденом Красной Звезды, восстановили в прежнем звании. Когда в апреле 1944 года гитлеровцы предприняли облавную операцию по разгрому партизан Полоцко-Лепельской зоны, бригада Гиля прорвала немецкую блокаду с огромными потерями. Сам командир получил смертельные ранения.

Власовская армия тоже воевать не хотела. Сам предатель-генерал упорно пытался убедить немцев: необходимо много времени на пропаганду, «перевоспитание» и боевое слаживание подразделений. С огромными трудностями вермахту удалось заставить 1-ю дивизию Сергея Буняченко выдвинуться на Одерский фронт.

13 апреля 1945 года власовцы пошли в атаку на советские войска. Продвинувшись на 500 метров, были уложены мордами в грязь артиллерийским перекрестным огнём. Потеряв убитыми 400 человек, дивизия сбежала с поле боя. Буняченко фактически открыл фронт. Немцы попытались перевести власовцев из группы «Висла» — в группу армии «Центр». Но те стремительными маршами устремились в сторону Праги, где соединились в частями РОА Чехии.

Локотская республика,

вот главный пиар-кладезь для нынешних поклонников коллаборационизма, их особая гордость. Во время войны немцы допустили создание этого «полицайского» автономного образования на территории нескольких районов Орловской и Курской областей. Образование возглавлял Бронислав Каминский, лидер так называемой «Народной социалистической партии России «Викинг» (но сначала бургомистром был Константин Воскобойник, казнённый партизанами). Очень звучное название для русской националистической партии… Читаем манифест:

«Наша партия «Викинг» — партия национальная. Она помнит и ценит лучшие традиции русского народа. Она знает, что викинги-витязи, опираясь на русский народ, создали в седой древности Русское государство».

Крайне интересный заход… заморские «викинги» будут показательно строить новое государство, опираясь на русский народ. Забавная «самостоятельность». Каминский на основе отрядов самообороны при полном содействии Гудериана (а потом венгров) создал Русскую освободительную народную армию (РОНА).

На пике её численность достигала 20 тысяч. Свои боевые качества демонстрировала в избиении мирного населения партизанских краёв. Согласно собственному «антипартизанскому кодекса» из 150 статей, по каждой из которых полагалась смертная казнь за «пособничество».

Сначала немцы только похваливали «каминцев», те продуктивно служили в качестве разведчиков, наводящих карателей на партизан. Но РОНА постигла та же участь, как прочие формирования коллаборационистов: только зимой 1942–1943 года ушли в леса около трёх тысяч новобранцев «республики». Иногда самостоятельно организовывая целые отряды, уничтожавшие немецкие гарнизоны и склады. «Викинги» Каминского контролировали лишь часть своей автономии с населением около полумиллиона человек.

Собираться больше полка им не позволяли, в деревнях размещали до роты. Районные центры, большие села, узловые станции охраняли полнокровные батальоны под немецким командованием. Питание РОНА добывала себе самостоятельно, реквизируя у населения. Оружие и снаряжение получали от гитлеровцев. Немецкие офицеры-фронтовики брезгливо называли их «бандами уголовников, предназначенными исключительно для грязной работы». Генерал Бернхард Рамке констатировал:

«Боевики инженера Каминского не могут отразить крупных нападений на себя».

Так что там было… в том Локте? Эксперимент, предложенный лично Гудерианом в ноябре 1941-го года. Чтобы силами коллаборационистов (на частичном самообеспечении) обезопасить бесперебойное снабжение вермахта в лесной зоне. Для этого всего-то требовалось поиграть в призрачную свободу, немного изменить административную систему оккупированной территории, практикуемую Третьим Рейхом. Главным отличием стало отсутствие немецких комендатур. Власть передали органам местного самоуправления.

Любители коллаборационистов с пеной у рта утверждают: Локотская республика добилась крупных социально-экономических успехов. Отменив колхозную форму хозяйствования, вернув национализированное имущество прежним владельцам, введя справедливую систему налогов. Были восстановлены многие промышленные предприятия сельхозпереработки, возобновили службы церкви, работали девять больниц и 37 медицинских пунктов амбулаторного типа, действовали школы, открылся городской художественно-драматический театр.

Брехня… Согласно данным, которые с 2006-го года регулярно размещает Управление регистрации и архивных фондов ФСБ России… национализированное советской властью имущество ни разу не вернули прежним хозяевам. Экономический уклад «самоуправления» не имел ничего общего с царским, дореволюционным. Все великие «достижения» — хорошо сфабрикованная пропаганда.

Основной денежной единицей на территории округа был советский рубль. Бюджет «республики» складывался из очень тяжёлых налогов. Деньгами (не продукцией!) брали с построек, всех видов сельхозпродуктов, скота, птицы и ручного промысла. В год на среднее хозяйство получалось… до 600 рублей! Местное население обязывали покупать «партизанскую страховку» от пожаров, но возмещение погорельцам ни разу не выплатили.

Все «бюджетные средства» официально шли на нужды самоуправления, содержание полицейских отрядов самообороны. На самом деле — в карманы немецких интендантов и старост. Которые организовывали «успешные предприятия по переработке». Рабским трудом военнопленных и местного «нелояльного» населения.

За фасадом нескольких сюжетов для кинокамер и тиражей газет… были всё те же: комендантский час, круговая порука, реквизиции на «нужды вермахта», полицайский беспредел, массовые казни «пособников партизан и евреев», угон мирного населения на работы в Германию. Не рассказывайте сказки аффтару, жителю (уже 20 лет) Курской области. Который лично разговаривал с бабушками-дедушками Льговского и Рыльского районов. Они Локотского самоуправления хлебнули сполна…

Выводы

Не буду останавливаться на бесславном конце РОНА и его руководителя. Тема куда шире. Явление именно русского коллаборационизма потерпело полный провал на территории СССР. Дезертиры РККА первых полутора лет войны отчаянно хотели жить, но быстро трезвели в лагерях военнопленных. Уже с таким же отчаянием стремясь искупить вину, получив малейший шанс для побега в националистических подразделениях.

Были среди них идейные антикоммунисты? Так точно. Некоторые даже с фанатизмом самоубийц ходили в рукопашные, не сдавались в советский плен, дрались до последнего. Сводили счёты с жизнью, когда союзники пытались передать их СССР по соглашению о репатриантах. Из которых подверглись наказанию (сели в сталинские лагеря) всего-то 6,5% от всей массы коллаборационистов. Казнили их больше под горячую руку сами бойцы Советской Армии. Остальных трусов и подлецов… простили. Кровожадный режим, ага.

Коллаборационизм в самом ярком исполнении существовал там, где большевизмом не пахло. Население Третьей Французской республики (110 млн. человек с колониями) пополнило ряды германской армии двумя сотнями тысяч одних только добровольцев. Рейхстаг защищали до последней капли крови именно французы дивизии СС «Шарлемань».

Полмиллиона французов служили в воинских частях коллаборационистского правительства маршала Петена, самостоятельно воевали против союзников в Африке и на Ближнем Востоке. Вступали в соединения вермахта (пехотный полк и артиллерийский дивизион 90-й легкой моторизованной дивизии Африканского корпуса фельдмаршала Роммеля). Переловили всех евреев, успешно боролись с подпольем, извели под корень хиленькое партизанское движение. На совести только французских коллаборантов — более миллиона смертей.

Позором предательства и коллаборационизма отметились практически все страны нынешнего Евросоюза. «Несчастная Польша» (35 млн. довоенного населения) дала вермахту карательным подразделениям и полиции… 500 тысяч человек. Сдавшаяся без борьбы Дания батальонами отправляла на германский Восточный фронт своих добровольцев, потеряв только убитыми и пленными около трёх тысяч человек.

Печальный итог… доля коллаборационистов в европейских странах, где не было ГУЛАГа и колхозов, была куда выше советской. Среди них тоже были… идейные. Получали Железные Кресты из рук фюрера, ходили в безнадёжные атаки на советские танки с гранатами, не сдавались в плен. Но в сухом остатке: большинство коллаборационистов показали своим бесславным существованием на войне лишь собственную глупость. А не высокий градус «идейности».

Кто-то решил присоединиться к победному маршу Третьего Рейха, кто-то поддался пропаганде. Это называется «болезнь воли», отсутствие критического мышления, сбитые нравственные ориентиры. Люди, которые никак не поймут: «никакие ляхи не помогут». Такую заразу стоит выпалывать безжалостно. Пусть времена ныне сопливые и толерантные, но противно жить под властью, которая позволяет рассказывать о зверье РОНА Локотской республики — как о патриотах. Желавших избавить Россию от сталинизма. Они пригрели врагов, их последователи могут повторить…

наверх