На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Ольянтайтамбо: две цивилизации и две логики. Впечатления историка-американиста

Ольянтайтамбо: две цивилизации и две логики. Впечатления историка-американиста

Я прилетел в Лиму вечером 15-го апреля, переночевал в гостинице и ранним утром следующего дня вылетел в Куско. Меня встретили в аэропорту, и на машине я прямым ходом отправился в Ольянтайтамбо.

Это был первый памятник, с которого началось мое знакомство с Перу. Ольянтайтамбо расположен в Священной долине инков, по которой протекает р.Урубамба. Этот памятник лежит на расстоянии 1/3 пути от Мачу Пикчу в Куско. Ольянтайтамбо расположен на скальном выступе склона довольно высокой горы 

Рис. 1

Этот выступ имеет высоту около 60 м над ложем долины. Одна его стена, смотрящая на Урубамбу, практически вертикальна, но при этом укреплена несколькими рядами вогнутых (!) стен циклопической кладки 

Рис. 2

Другой склон превращен в террасные поля 

Рис. 3

На небольшой верхней площадке расположены остатки сооружения, сложенные из монолитных блоков розового гранита 

Рис. 4

Сегодня его называют Храмом солнца, но как и все подобные названия это дано без всяких на то оснований. Сооружение явно имело трехступенчатую структуру, каждая из ступеней и была выложена такими блоками 

Рис. 5 – Рис. 7

Я измерил один из крупных блоков и получил следующие размеры: 5,6х1,6х1,0 м. Т.е. его вес должен быть приблизительно 50-60 тонн! А ведь это не самый большой монолит.

Рис. 8

Я поинтересовался у гидов на входе, где расположены каменоломни из которых брался розовый гранит, т.к. тело горы на которой лежит Ольянтайтамбо состоит из серого гранита. Каменоломни мне показали, они расположены на склоне горы на другой стороне долины (Рис. 9) и выделяются своим цветом от поверхности горы. Попасть на каменоломни я не сумел. На это требовалось минимум часа четыре, которых у меня не было. Впрочем в такое время я бы не уложился. Ольянтайтамбо расположено на высоте 3500 м над уровнем моря. Попав туда в первый же день поездки, я был вынужден отдыхать после 10-15 подъема.

Рис. 9

Акклиматизация наступила только день на третий. А каменоломни лежат на высоте около 200 м над долиной, туристических дорог к ним нет. Но даже без исследования каменоломен возникает простой вопрос: каким образом можно было транспортировать монолитные блоки весом в десятки тонн с одной горы (со склоном в 60) на другую, пересекая при этом еще и долину с бурной горной рекой? А монолитов из розового гранита на памятнике я насчитал более 30. Помимо них для циклопических построек использовался черный гранит. Где он вырубался?

Поднявшись на памятник, я испытал сильнейшее изумление. Изумление от ограниченности современного научного восприятия. Ольянтайтамбо однозначно относят к инкским памятникам, из хроник известно, что здесь произошла одна из самых кровопролитных битв инков с испанцами. Но разве из этого следует, что все постройки здесь были сделаны инками?

Рис. 10, 11
Рис. 10

Как я убедился в дальнейшем, на каждом таком инкском памятнике присутствуют три типа обработки камня. Во-первых, собственно инкская кладка из рваного камня на растворе (Рис. 10, 11), во-вторых, циклопическая кладка из крупных обработанных блоков гранита, часто с использованием полигональной техники 

Рис. 12, 13

И наконец, кладка из громадных тщательно обработанных монолитов весом в десятки тонн 

Рис. 14

И здесь в Олльянтайтамбо очень хорошо видно, что инкская кладка является поздней по отношению к двум другим. Инки приходили на существовавшие задолго до них священные места, которые, возможно, уже лежали в руинах, и достраивали их, приспосабливая для своих культов Возможно, что так называемый инкский архитектурный стиль (с характерными трапециевидными дверями, нишами и окнами) является лишь имитацией более древнего.

Рис. 15

Технология обработки больших монолитных блоков вызывает неподдельное изумление. Впечатление такое, будто людям было безразлично то, что они работают с гранитом. Они могли снять полметра камня вдоль всей лицевой стороны монолита, чтобы оставить один выступ 

Рис. 16

А характерные маленькие парные выступы, присутствующие на многих блоках циклопической кладки  Ведь для этого надо было снимать с лицевой поверхности блока целый слой породы!

Рис. 17,18
Рис. 19-21

Центральная часть Ольянтайтамбо, т.е. та, где расположены циклопические сооружения, явно носит следы разрушения

Рис. 22,23

Огромные монолиты в беспорядке разбросаны не только на вершине холма, но и у его подножия 

Рис. 24, 25

В самой деревушке Олльянтайтамбо прямо на улицах лежит несколько тщательно обработанных монолитных блоков  И это на расстоянии более 100 м от подножия горы.

Рис. 26 – 28

Такие блоки называют “уставшими камнями”, полагая, что у строителей почему-то не хватило времени завершить сооружение памятника и часть блоков осталась внизу. Но характер расположения, точнее разброса этих монолитов на вершине холма (Рис. 29) очевидно свидетельствует, что речь должна идти именно о разрушении, а не о незаконченном строительстве.

Рис. 29

Более того, если данное разрушение произошло во время войн с испанцами, тогда почему остались не разрушенными более примитивные постройки из рваного камня? Они то, как раз сохранились до наших дней в целости. На мой взгляд, это свидетельствует о глубокой древности этих мегалитических построек.

Пришедшие в поздний период инки, использовали священные места древних для своих религиозных нужд. Ольянтайтамбо, на мой взгляд, не была никакой крепостью, как это пишут в научной литературе. Более всего памятник похож на горный монастырь, с соответствующим комплексом земледельческих построек. Об этом же свидетельствует и наличие отдельно расположенных типичных инкских зданий на крутых склонах соседней горы 

Рис. 30

Самые удивительные вещи я обнаружил у подножия горы в нижней части памятника. Здесь также присутствуют фундаменты инкских построек, возможно, это был жилой квартал. Но дело не в нем. Здесь находятся вещи, которые, возможно, являются следами совершенно иной, неизвестной нам, цивилизации.

Рис. 31

Эти следы выражены в технике работы с камнем. Точнее говоря, по камню. Несомненно, главное место здесь занимает скальный монолит высотой около 2 м и длиной около 5-ти (Рис. 31). На его поверхности вырезаны три желоба и около десятка ниш 

Рис. 32, 33

Это совершенно иная логика и иные каноны, т.к., с точки зрения нашего здравого смысла, объяснить такое явление ни с функциональной, ни с религиозной или эстетической точки зрения, невозможно.

Рис. 34, 35

И подобные изрезанные камни имеются на других “инкских” памятниках и они явно играли роль культовых сооружений. Здесь я буду называть такой тип памятника “резные валуны”. Не самое удачное название, но ничего другого пока в голову не пришло. Рядом с этим валуном находится скальный выступ, чье окончание было явно срезано, отполировано и изрезано комплексом ниш 

Рис. 36

Позже к этой скале были пристроены инкские здания. Как видно на фото, боковые стороны скалы также имеют вырезанные в породе ниши непонятного назначения 

Рис. 37

Для чего все это служило и какими техническими приемами нужно было обладать, чтобы так легко обращаться с гранитной породой?

Рис. 38

И эта технология присутствует на всех памятниках района Куско, которые я успел посетить. Единственный аналог подобной технологии за пределами Южной Америки (мне известно еще о двух таких монолитах в Боливии) это так называемый монумент Йонагуни. 

Рис. 39

Реальные технологии индейцев Мексики

Оригинал фото: https://guiasdeviaje.mx/en/destinosydirectorio/monte-alban-archeological-zapoteca-site-oaxaca-mx/

Довольно большой и очень живописный комплекс буквально в паре десятков минут езды от Оахаки. Но за внешней эффектностью – лишь полный примитив в обработке камня и строительстве. Если что-то и выглядит ровным, то только издали, либо потому, что является современным бетоном, использованным при реставрации. Пожалуй, Монте-Албан можно назвать классическим примером ручной технологии…

Монте-Албан славится своими стелами, в том числе и украшенными изображениями так называемых “танцоров”. Может, для тех, кто привык смотреть на историю Мезоамерики глазами официальной версии, они и представляют из себя что-то значимое, но нашей темы – темы высоко развитой в техническом отношении цивилизации – в них нет ничего. Пожалуй, даже можно согласиться с теми методами создания и транспортировки этих стел, которые представлены на одной из иллюстраций перед объектами на этом археологическом памятнике.

Впрочем, тут даже есть непосредственные следы простейшей клиновой технологии, применявшейся для разделки и обработки блоков.

Следы столь же примитивной технологии видны и на блоках с надписями на сооружении посреди комплекса, которое считается обсерваторией. Тут надписи наносились на поверхность, которую можно также считать классическим образцом ручной обработки камня.

В местном музее обратил на себя внимание череп аж с четырьмя отверстиями, просверленными как будто дрелью. Какой смысл был в подобной трепанации?..

Картина дня

наверх